Художественная чеканка. Материалы и инструменты. Чеканка что это


Чеканка - это... Что такое Чеканка?

  • Чеканка — получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей, и т.п. Чеканка производится сильными ударами стальными штемпелями (пунсонами), на которых сделаны углубленные изображения и надписи. См. также: Чеканка монет Чеканка Монеты Финансовый …   Финансовый словарь

  • ЧЕКАНКА — ЧЕКАНКА, чеканки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. чеканить в 1, 3 и 4 знач. Монеты старой, новой чеканки. Чеканка заклепочных швов. Чеканка хлопка. 2. Изображения, узоры, выбитые на металлических изделиях. Ружье с золотой чеканкой. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • чеканка — ЧЕКАНКА, ЧЕКАННЫЙ ОКЛАД   ↑ Богоматерь Казанская. Вторая четверть XVII века (1620 1630 е гг.?) Дерево, темпера; оклад серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, чеканка, золочение.     « ... Чеканка – создание рельефа из металлического …   Словарь живописи и реставрации

  • Чеканка —         1) получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая чеканка, являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа,… …   Художественная энциклопедия

  • чеканка — деньги; обжатие, обрезание, расчеканка, чека, чекань, отделка, изготовление, канфарение, выколотка Словарь русских синонимов. чеканка сущ., кол во синонимов: 14 • бутылка (48) • …   Словарь синонимов

  • чеканка — получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая Чеканка (в искусстве), являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа,… …   Словарь храмового зодчества

  • ЧЕКАНКА — 1) отделочная операция объемной штамповки обжатие изделия в чистовом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности (напр., при изготовлении монет, медалей, точных деталей)2)] Получение рельефных изображений на тонких металлически …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЧЕКАНКА — растений удаление верхушек побегов или верхних побегов в основном у хлопчатника и винограда для прекращения их роста. Уменьшает опадение завязей, создает лучшие условия для развития плодов …   Большой Энциклопедический словарь

  • чеканка — ЧЕКАНКА, и, жен. 1. см. чеканить 1. 2. Рельефное изображение, выбитое на металлическом изделии; само изделие с таким изображением. Ружьё с чеканкой. Художественная ч. на меди. II. ЧЕКАНКА см. чеканить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю …   Толковый словарь Ожегова

  • ЧЕКАНКА 1 — ЧЕКАНКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЧЕКАНКА 2 — см. чеканить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • humanities_dictionary.academic.ru

    Чеканка — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

    Является одним из вариантов художественной обработки металла.

    Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

    Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

    Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

    Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

    Чеканка монет характеризуется созданием рельефа на поверхности металла зачастую большей толщины, чем при художественной чеканке (больше 1 мм). Осуществляется путём сильных ударов штемпелем — пуансоном, имеющим углубленные изображения и надписи. Для точности и достаточной силы удара используются специальные станки.

    Процесс художественной чеканки завершает декоративная отделка.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Чеканка"

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Чеканка

    Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги. В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее. Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых. Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его. Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку. – Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.

    wiki-org.ru

    Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки

    Чеканка по металлу - это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

    Ремесло или искусство

    Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством "выколачивания" изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется "чекан", передавали из поколения в поколение.

    В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

    Технические условия

    Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород - это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

    Виды

    Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

    Просечка

    Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

    После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.

    Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

    Рельефная чеканка

    Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной. При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки. И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

    Чеканка по металлу своими руками

    Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

    Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником - это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях - это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.

    Рисунки для чеканки

    Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия. На каждую их них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка. Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки. После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.

    Формы

    Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах. Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию. Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.

    Инструменты

    Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.

    Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:

    • канфарник - чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
    • расходник - прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
    • сечка - острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
    • лощатники - разнообразные инструменты плоской формы для лощения - выравнивания основы.

    Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).

    Материалы

    • Красная медь - наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
    • Латунь - сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.

    • Алюминий - металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
    • Нержавеющая сталь - используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
    • Никель - в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы - мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
    • Кровельное железо - материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.

    Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.

    fb.ru

    Чеканка - это... Что такое Чеканка?

  • Чеканка — получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей, и т.п. Чеканка производится сильными ударами стальными штемпелями (пунсонами), на которых сделаны углубленные изображения и надписи. См. также: Чеканка монет Чеканка Монеты Финансовый …   Финансовый словарь

  • ЧЕКАНКА — ЧЕКАНКА, чеканки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. чеканить в 1, 3 и 4 знач. Монеты старой, новой чеканки. Чеканка заклепочных швов. Чеканка хлопка. 2. Изображения, узоры, выбитые на металлических изделиях. Ружье с золотой чеканкой. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • чеканка — ЧЕКАНКА, ЧЕКАННЫЙ ОКЛАД   ↑ Богоматерь Казанская. Вторая четверть XVII века (1620 1630 е гг.?) Дерево, темпера; оклад серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, чеканка, золочение.     « ... Чеканка – создание рельефа из металлического …   Словарь живописи и реставрации

  • Чеканка —         1) получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая чеканка, являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа,… …   Художественная энциклопедия

  • чеканка — деньги; обжатие, обрезание, расчеканка, чека, чекань, отделка, изготовление, канфарение, выколотка Словарь русских синонимов. чеканка сущ., кол во синонимов: 14 • бутылка (48) • …   Словарь синонимов

  • чеканка — получение рельефных изображений на листовом металле; выполняется ударами особым молотком по чеканам. Такая Чеканка (в искусстве), являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа,… …   Словарь храмового зодчества

  • ЧЕКАНКА — 1) отделочная операция объемной штамповки обжатие изделия в чистовом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности (напр., при изготовлении монет, медалей, точных деталей)2)] Получение рельефных изображений на тонких металлически …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЧЕКАНКА — растений удаление верхушек побегов или верхних побегов в основном у хлопчатника и винограда для прекращения их роста. Уменьшает опадение завязей, создает лучшие условия для развития плодов …   Большой Энциклопедический словарь

  • чеканка — ЧЕКАНКА, и, жен. 1. см. чеканить 1. 2. Рельефное изображение, выбитое на металлическом изделии; само изделие с таким изображением. Ружьё с чеканкой. Художественная ч. на меди. II. ЧЕКАНКА см. чеканить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю …   Толковый словарь Ожегова

  • ЧЕКАНКА 1 — ЧЕКАНКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЧЕКАНКА 2 — см. чеканить 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Чеканка что это? Значение слова Чеканка

    Значение слова Чеканка по Ефремовой:

    Чеканка — 1. Процесс действия по знач. глаг.: чеканить (1*1,2). 2. Рельефное изображение на поверхности металлических изделий.

    Процесс действия по знач. глаг.: чеканить (2*).

    Чеканка в Энциклопедическом словаре:

    Чеканка — отделочная операция объемной штамповки — обжатие изделия вчистовом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности(напр., при изготовлении монет, медалей, точных деталей)…2) Получениерельефных изображений на тонких металлических листах (главным образоммедных) путем ручной выколотки…3) Отделка поверхности изделийхудожественного литья с целью устранения мелких дефектов.

    растений — удаление верхушек побегов или верхних побегов восновном у хлопчатника и винограда для прекращения их роста. Уменьшаетопадение завязей, создает лучшие условия для развития плодов.

    Значение слова Чеканка по словарю Ушакова:

    ЧЕКАНКАчеканки, мн. нет, ж. 1. Действие по глаг. чеканить в 1, 3 и 4 знач. Монеты старой, новой чеканки. Чеканка заклепочных швов. Чеканка хлопка. 2. Изображения, узоры, выбитые на металлических изделиях. Ружье с золотой чеканкой.

    Определение слова «Чеканка» по БСЭ:

    Чеканка — 1) получение рельефных изображений на листовом металле. выполняется ударами особым молотком по Чеканам. Такая Ч., являющаяся одним из древнейших видов художественной обработки металла, ведётся по поверхности металлического листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне.2) Получение рельефных изображений на поверхности медалей, монет (см. Медальерное искусство) и т.п.. производится сильными ударами от руки или на прессе стальными штемпелями — пунсонами, на которых сделаны углублённые изображения и надписи.3) Обработка поверхности литых художественных изделий, скульптуры по выходе из формы: заглаживание неровностей, швов, отделка деталей.4) Отделочная технологическая операция при производстве и ремонте металлических изделий (иногда называемая калибровкой), осуществляемая путём их обжатия в целях получения чистой поверхности и точных размеров, а также для устранения поверхностных трещин или зазоров между деталями изделия в сборе.Лит.: Флеров А. В., Художественная обработка металлов, М., 1976.Чеканка. Кельтский диск (деталь щита) из Хелдена (Нидерланды). Позолоченное серебро. 1 в. до н. э.- 3 в. н. э. Государственный музей древностей. Лейден.Чеканка. Кратир из Софийского собора в Новгороде. Серебро. 12 в. Мастер — Коста. Историко-архитектурный музей-заповедник. Новгород.

    Чеканка — растений, удаление верхушек побегов или верхних побегов у с.-х. растений. агротехнический приём для улучшения плодообразования и ускорения созревания урожая. После Ч. прекращается рост побегов, происходит усиленный приток питательных веществ к формирующимся завязям, что уменьшает их опадение и создаёт лучшие условия для развития плодов. Применяют чеканку хлопчатника, винограда и других культур.Чеканка хлопчатника ускоряет созревание волокна и раскрытие коробочек, уменьшает полегание растений. Её проводят, когда на кустах разовьётся 14-16 плодовых ветвей. Главный стебель обрезают на 4-6 см, боковые побеги — на 2-3 см. Хлопчатник чеканят приспособлением 4ВХ-4 к культиватору одновременно с рыхлением междурядий или нарезкой борозд для полива.Чеканка винограда ускоряет вызревание побегов, способствует накоплению в них пластических веществ, что повышает зимостойкость, увеличивает сахаристость плодов. Виноград обрезают в период, когда рост растений замедляется (обычно во 2-й декаде августа). удаляют верхушки побегов (1/5 длины), переросших шпалеру, и верхушки пасынков, оставляя на них 2-3 листа. На молодых виноградниках чеканку не проводят.

    Расскажите вашим друзьям что такое - Чеканка. Поделитесь этим на своей странице.

    xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

    Художественная чеканка. Материалы и инструменты.

     

     

    Примеры образцов чеканки

    AENIGMA. "И не раскаялись они...", 60 x 80 см. листовая медь 0,8мм "Страх пустоты", 90 x 57 см, листовая медь 0,8 мм Образ Иконы Пресвятой Богородицы Владимерской (С Иконы Андрея Рублёва). 42*58 см. Листовая медь 0,8 мм. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский 58*43 см. Листовая медь 0,8 мм Апокалипсис. картина "И не раскаялись они в чародействе своём". 73 x 57 см, листовая медь 0,8 мм

    Чеканка

    Искусство художника - чеканщика (TOREUFICE).

    Художник- чеканщик (TOREUTA).

    Сокрытые мистерии духа. Из истории.

    Царское золото сияет во славе своей, медь же глубокою тайной сокрытой Изиды мерцает. Чеканка по меди несла изначально ритуально- магический характер. Медь- металл Изиды, металл для сакральных церемоний.

    У воинов древности были медные чеканные зеркала- амулеты, врага повергавшие в бегство волшебною силой своею. Обратившись к Гомеру, узнаём о боге Олимпа Гефесте, что как бог- кузнец и чеканщик чеканным узором украсил шлем героя- Ахилла. И следует вспомнить Хирама Абиффа - медника Тира, который как медник- чеканщик был приглашён самим царём Соломоном. Отлил он в купели и по литью отчеканил из меди две главные святыни Великого Храма. Его искусство- чеканщика чтится и ныне иными и теми, кто преклоняет колено пред Храмом царя Соломона.

    Мастер - чеканщик и маг, и провидец, и чеканы его - инструменты возниц колесницы судьбы, вязью чеканной их, украшая на меди. Есть чаши чеканные Святые потиры из злата, что служат для Славы Предвечного Бога, и кубки искусной чеканки из того же металла для суетной знати…, а мастер один, мастер- чеканщик (TOREUTA), трудом ритуальным являющий волю Судьи. Изиды лицо покрывалом скрывает мрак предрассветный, Венеру- звезду указуя на металле Венеры- Изиды, мерцающем медью - таинственным светом во мраке, предтечей восхода Светила, и письменами TOREUFICE.

    Нынче чеканка вправе воскликнуть: “ARCANA PUBLICATA VILESCUNT: ET GRATIAM PROPHANTA AMITTUNT”.(Раскрытие мистерии скоро увянут, сила их духа замрёт осквернено).

    Однажды ко мне пришёл некий человек и сказал, что он вышел в отставку, что он доволен жизнью и, что по причине имеющегося времени он ещё уже и чеканщик. Чеканить ему нравится, ведь это так просто и быстро красиво. Только ему требуется несколько советов, дабы окончательно овладеть искусством чеканки. Я ответил ему, что чеканю всего лишь двадцать лет и ремеслом пока не владею. Человек ушёл. Он обиделся, но я его не обманул.

    Искусство чеканщика (TOREUFICE)- это мистерия времён более древних, чем сами пирамиды. Это искусство посвящённых.

    В недавнем прошлом и ныне всякий берущий молоток, гвоздь и кусочек меди называет себя чеканщиком, попирая при этом различия “доброго и злого” и требуется “INDEX EXPURGATORIUM” (список очищенного от земных ересей), дабы иметь разум для различения доброго от злого”. Традиции утеряны, но традиции сохранились.

    И пришёл однажды другой человек, обременённый от земных удовольствий, большой и тучный, и был у него ко мне разговор, но цель имел он иную. А говорил он от имени богатого своего покровителя, который хотел от меня “чеканное полотно” в герметических традициях, но без желания постигать это искусство иносказания. Человек с печатью земных удовольствий запросто передавал просьбу своего господина о “большем числе чертей” на листе из меди и “чтобы как у Босха было…” Я не отказал человеку, но и рвения не проявил, замолчав, дав понять об иной цели его, ибо сказано было мастеру- чеканщику, что служить он обязан Свету и ещё сказано мастеру- чеканщику (TOREUTA):“SCITO AUTEM QUAMCUQUE INGRESSUS FUERIS: AB IMMUTABILI FATO TIBI ITA DESTINATUM, NEC NISI CUM MAXIMO VITAE PERICULO REGREDI FAS ESSE”. (Но помни, что путь, на который ты вступишь, предуготован тебе незыблемой судьбой, и ты не сможешь сделать назад ни шагу без великой опасности для жизни).

    Человек тот больше не пришёл к чеканщику.

    Секреты чеканки. Как сделать чеканку. Материалы, инструменты чеканщика.

    Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла. Во многих музеях мира сохранились чеканные металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.

    С давних времён широко была распространена чеканка и в Древней Руси. Уже в до монгольской Руси. Для северных городов была характерна пуансонная чеканка. Объёмная, выпуклая чеканка выполнялась иначе, работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны на вязкой и прочной основе- смоле, (напр. Шлем князя Ярослава Всеволодовича.

    На рубеже 16- 17 вв. Широко распространяется басменное теснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границах соседних узоров. Мастера работали с медными литыми или гравированными матрицами (оклады икон, украшения книжных переплётов).

    Для занятий чеканкой необходимы листовой метал (или сплавы) различной толщины, обладающий свойствам пластической деформации; медь, латунь, алюминий.

    Эти материалы легко принимают нужную форму под ударами чекана и молотка. Они позволяют при необходимости создавать высокий рельеф в композиции чеканки. Толщиной они могут быть от 0,3 до 0,6 мм. Более толстый лист трудно прочеканить. Исключение составляет лишь алюминий, пластические свойства которого дают возможность применять и большую толщину (до 2мм). Медь годится любых марок. Из латуни лучше выбирать марки, обладающие наибольшей пластичностью: Л62; Л68; Л80; (цифры после буквы обозначают процент меди в сплаве.)

    Чеканку исполняют на смоле. Смола, расположенная под чеканкой, смягчает удар чекана, позволяет менять форму рельефа с предельной точностью. Необходимо запастись смолой в нужном количестве. Можно использовать для чеканки битум. Для чеканки подходит смола номер 4 и 5. Пользоваться одним номер 3 битума нельзя, так как он плавится при комнатной температуре и растекается по чеканному листу. Для приготовления рабочего состава смолы под чеканку необходим наполнитель. В качестве его можно использовать мелкий посеянный песок, формовочную землю, красочный пигмент (охру, сурик). Его добавляет в смолу в пределах 10- 30%. Для стирания капель смолы употребляют керосин.
    Мастера чеканки Прибалтийских стран вписали интересную страницу в историю металлопластики. Ювелирной виртуозностью отличаются работы Х. Пихельги. Художник Х. Раадик и Н. Раба всё внимание уделяют выразительности металлических форм, добивались цельности восприятия. В их работах чеканка соседствует с ковкой, порой незаметно переходя друг в друга. Мастера Эстонии наряду с медью освоили алюминий и сталь. Проводятся испытания пластических свойств различных металлов. Художник- чеканщик Ю. Сепп из Таллина творчески соединил новейшие технологические приёмы обработки металла со старинными ручными. Для искусства художественной обработки металла Прибалтики характерно соединение старинных традиционных приёмов с новаторскими.
    В 60 - 70-ые годы 20 века особенно выделяется своим искусством мастера Грузии, в первую очередь заслуженный художник Грузинской ССР, скульптор Ираклий Очиаури. Первой современной чеканкой принято считать работу “Портрет скульптора Якова Николадзе”, экспонировавшуюся в 1953 г. На Грузинской республиканской выставке. С тех пор вокруг Очиаури образовалось целая плеяда талантливых мастеров чеканки: Г. Габашвили, К. Гурули, Д. Кипшидзе, Д. Горгадзе, М. Цалкаламанидзе и др.
    В Дагестане наряду с традиционной гравировкой и чернью по серебру развивается искусство чеканки по меди, латуни. Как и в старину, кубачинцы изготавливают сосуды для хранения сухих продуктов и воды. Лучшим медночеканцем является Гаджи Абдула Мамаев.
    Молотки для чеканки
    Для чеканки требуется молоток особой формы. Одна из сторон головки молотка предназначена для удара по чекану. Она должна быть плоская, достаточно широкая, чтобы не промахнуться при работе, когда всё внимание сосредоточено на точке соприкосновения с листом металла. Эта часть молотка может иметь квадратное или круглое очертание. Оборотная сторона головки молотка заточена шарообразно и используется при выколотке крупных рельефов на листовом материале. Со средней частью молотка, где укреплена ручка, ударная плоскость и сферический выступ соединены шейками. Сталь для молотков применяют углеродистую, инструментальную “У 7” или “У 8”. Ручка на конце молотка для чеканки утолщается и удобно ложится в ладонь. Продольная ось головки молотка должна быть перпендикулярна к линии, мысленно соединяющей нижнюю точку ручки с боевой (ударной) плоскостью.
    Инструменты для чеканки.
    Основными специальными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы молотки.

    Чеканы, как правило, делается из стального прута различного сечения. Чекан представляет собой продолговатый стержень с заточенной нижней (боевой) частью. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм, в зависимости от сечения. Стержень несколько утолщён в средней части и утончается к концам, В сечении чекан представляет собой гранёную форму. Утолщение в средней части чекана исключает вибрации инструмента при ударе и концентрирует ударную нагрузку в боевой части чекана. Нижнюю, боевую часть чекана затачивают в зависимости от назначения инструмента. Чеканы имеют названия: расходники, бабошники, лощатники, пурошники, канфарники, сапожок, трубочка и различные специальные фигурные чеканы.

    Чеканка по металлу, как и всякое произведение декоративно- прикладного искусства, не существует изолированного; оно сочетается с определённым интерьером, который, в свою очередь, включается в общий ансамбль помещения или целого архитектурного комплекса.

    Если чеканные рельефы вмонтированы в какой-либо предмет, они должны способствовать созданию общего композиционного образа, подчиняться его эстетическому и функциональному назначению. Нередко чеканные панно используют как составной элемент архитектурного ансамбля. В этом случае должна быть тесная связь отдельного чеканного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ. Материальность, вещественность декоративной чеканной формы, определяемая задачей органического сияния с материальной средой.

    Чеканное панно, помещённые в интерьере, дополняют эмоциональную среду, окружающую человека, повседневно оказывают влияние на его вкус.

    Александр Муханов
     

    artists-m.narod.ru

    - Чеканка

     

    Технологии по работе с металлом

     

    Металлография

    Чеканка

    С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные украшения. Особенно разнообразной была кухонная и столовая утварь — котлы, братины, ковши, черпаки, блюда, кувшины, вазы, чайницы и многое другое. Мастера не только стремились сработать добротную и удобную посуду, но и старались сделать ее эстетически привлекательной. Среди различных приемов декоративной отделки посуды значительное место занимала чеканка, с помощью которой на поверхности изделий создавались орнаментальные и сюжетные рельефы. Древние мастера знали множество приемов чеканки, позволяющих создавать как низкий, так и высокий рельеф. При отделке чеканного рельефа они умело сочетали гладкие блестящие элементы узора или сюжетного изображения с матовым «канфаренным» фоном, гравировкой, чернью и золотой наводкой.

    Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чеканными рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне мастерами разных поколений. Вам не раз приходилось их видеть не только в музеях, по и на репродукциях в книгах и альбомах по искусству. Но мало кому известно, что приемы чеканки хорошо знал и умело применял великий русский ученый М. В. Ломоносов. Среди экспонатов Исторического музея в Москве находится куб для перегонки нефти, под который ученый приспособил одну из красномедных четвертин, выпускавшихся в XVII—XVIII веках на заводах Урала. М. В. Ломоносов впаял в крышку пароотводную трубку и собственноручно украсил поверхность четвертины чеканным орнаментом.

    Пришедшая из глубокой древности техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, служащих украшением иштерьера, а также различных ювелирных украшений.

    М. Ломоносов. Лабораторный куб. XVIII в. Красная медь.

    Стакан с птицей. Демидовский завод. Урал, XVIII в. Латунь.

    Крышка котла. Кубачи (Дагестан), XVII —XVIII вв. Красная медь.

    В. Урезченко. «Старик-сказочник». Сталь. Дерево.

    И. Бабян. Декоративное панно «Укрощенный тигр». Медь, дерево.

    Карандашница и декоративная ваза. Алюминий.

    Рельеф на листовом металле формуют с помощью специальных инструментов — чеканов и выколоточных молотков, большинство из которых мастера изготавливают сами. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков чеканов самых различных форм и размеров. Но, несмотря на такое большое разнообразие, чеканы в зависимости от формы боевой части и назначения можно разделить на семь основных видов: расходники, лощатники, бобошники, пурошники, канфарники, зернильники – «трубочки» и пуансоны.

    Инструменты и приспособления. 1 — общий вид чекана, а — боек, б — средняя часть, в — ударная часть.

    Разновидности чеканов и следы, оставляемые ими на металле: 2 — расходники; 3 — лощатники; 4 — бобошники; 5 — пурошники; 6 — канфарник, пуансон и трубочка; 7 — выколоточный молоток, металлическая пластина-заготовка и ящик со смолой.

    Расходник напоминает зубильце или отвертку с притупленным концом. На металле он оставляет след в виде узкого желобка. Именно с него начинается непосредственная работа над рельефом. Расходником углубляют контуры рисунка, нанесенного на металл,

    Лошатник. У лощатника почти плоский боек в виде квадрата или прямоугольника с закругленными углами. Лощатниками осаживают фон.

    Бобошник. По названию чекана-бобошника нетрудно догадаться, что его боек напоминает боб. Бобошником выколачивают углубленный или выпуклый рельеф.

    Пурошник. У пурошников боек имеет форму шара. Применяют его в тех случаях, когда на рельефе необходимо получить сферические углубления или выпуклости.

    Канфарник напоминает тонкий пробойник. Только конец его не острый, а скругленный. Он не пробивает металл, а делает на нем мелкие сферические вмятины в виде точек. Канфарник служит для переведения рисунка с бумаги на металл, а также для нанесения на участки фона многочисленных точечных углублений, придающих фону матовую фактуру.

    Зернильник. Для отделки фона применяется также зернильник-трубочка в виде стержня со сферическим углублением в боевой части. На металле она оставляет след в виде полусферического бугорка. Фон, обработанный трубочкой, имеет зернистую фактуру.

    Пуансон — это металлический стержень, на боевой части которого выпилен рельеф в виде звездочки, ступенчатой пирамидки, треугольника, лепестка и т. п. С помощью пуансона на металл наносят простейшие узорные бордюры, в которых в определенной последовательности сочетаются одинаковые элементы.

    Металлический выколоточный молоток имеет с одной стороны широкий плоский (круглый или квадратный) боек, а с другой — шаровидный. Плоским бойком при работе ударяют по ударной части чекана, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Ручку молотка делают из древесины твердых пород, придав ей изогнутую форму с утолщением на конце.

    Деревянные чеканы и молотки. Кроме металлических чеканов и молотков, применяются также деревянные, которые изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, граба, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием. Деревянным молотком или киянкой правят на правильной плите листовой металл, загибают (отбортовывают) края готового рельефа.

    Трещетка. Для выколачивания изнутри выпуклостей на поверхности глубокой посуды и других объемных изделий применяется специальный двухколенный чекан — так называемая трещотка. Трещотка представляет собой длинный стержень (не менее 250 мм), на одном конце которого находится боек со сферической поверхностью (у мастера в наборе обычно несколько трещоток, имеющих различные диаметры бойков). Концы стержня согнуты под прямыми углами в противоположные стороны. Один конец трещотки зажимают в тисках или же вбивают в массивный чурбан. Другой конец, оканчивающийся бойком, вводят внутрь посудины и располагают под тем местом, где необходимо получить выпуклость. По трещотке примерно в середине наносят удар молотком. Боек опускается вниз, но тут же благодаря упругости стали возвращается в исходное положение и ударяет в стенку посудины, образуя небольшую вмятину. На внешней стороне стенки возникает соответствующая ей выпуклость. Постепенно нанося удар за ударом, добиваются необходимой высоты выколотки.

    Молотки и чеканы изготовляют из углеродистой стали У-7, У-8 и У-10. Если такой стали нет, можно использовать для чеканов старые напильники, надфили, слесарные зубила, кернеры, пробойники и другие подходящие по форме и размерам инструменты. Но перед тем как приступить к вытачиванию из них чеканов, сталь надо отпустить, то есть раскалить ее докрасна, а затем постепенно охладить.

    Из прутков углеродистой стали чеканы вытачивают на токарном станке. В средней части чекана оставляют небольшое утолщение с плавными переходами к боевой и ударной частям. Утолщение не дает инструменту вибрировать при ударе по нему молотком. Чтобы чекан удобно было держать в руке, в его средней части с двух сторон параллельно оси делают напильником плоские срезы, которые, кроме того, не дают чекану скатываться с рабочего стола. Боевые части чеканов и молотков тщательно отшлифуйте, а затем отполируйте.

    Готовые инструменты необходимо закалить. Разогрейте их в муфельной печи примерно до температуры 750°С. Раскаленный металл должен иметь желтовато-оранжевый цвет, ни в коем случае нельзя доводить его до белого каления. Инструменты извлекайте из печи кузнечными щипцами с длинными ручками (не забудьте перед этим надеть защитные рукавицы). Раскаленные инструменты опустите в воду или машинное масло. После закалки инструменты становятся слишком хрупкими. Этот недостаток устраняют отпуском металла на газовой горелке. Поместив инструмент над пламенем, внимательно следите за сменяющими друг друга цветами побежалости. Как только металл приобретет желто-соломенный цвет, отжиг прекратите. После постепенного охлаждения инструментов их боевые части еще раз отполируйте (пастой ГОИ).

    Для чеканных работ применяют медь, латунь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм. Листовой металл продается в художественных салонах, но если купить его нет возможности, то для чеканных работ можно с успехом применять кровельную жесть, металл от пришедшей в негодность посуды (кастрюль, бидонов и т. п.). Можно также украсить чеканкой металлические подносы и тарелки.

    Вырежьте из листового металла пластину, соответствующую форме и размерам задуманного рельефа, предусмотрев по краям припуски. Затем выровняйте ее на стальной плите деревянным молотком — киянкой, удалив всевозможные вмятины и вздутия. Если металл окажется жестким, то для повышения пластичности его следует отжечь. Медь, латунь и сталь нужно раскалять до появления темно-красного цвета. Алюминий отжигают при более низкой температуре. На поверхности алюминиевой пластины проведите мылом черту и при отжиге внимательно следите за ней. Как только она начнет чернеть, отжиг необходимо прекратить.

    После отжига на поверхности пластины появляется окалина, которую удаляют отбеливанием. Медь, латунь и сталь отбеливают в 10%-ном растворе серной кислоты, а алюминий — в растворе двууглекислого натра, который в быту называется питьевой содой. На стакан воды достаточно одной чайной ложки соды. Алюминиевый лист кипятят в содовом растворе на слабом огне до тех пор, пока он не станет матово-белым. При отбеливании других металлов водный раствор серной кислоты должен иметь комнатную температуру. Помните, что при составлении раствора кислоту вливают в воду, а не наоборот! Отбеленную пластину промывают в проточной воде и высушивают.

    Рельеф можно чеканить, положив лист металла на торец липового или березового кряжа, на брезентовый мешок с речным песком, войлок, толстую резину, слой пластилина или смолы. Чеканку с тонкой проработкой деталей выполняют также на свинцовой плите. На смоле чеканят как низкий, так и очень высокий рельеф. Для приготовления смолы используют строительный вар (битум), в который добавляют наполнители — кирпичный или глиняный порошок, мелкий речной песок. Наполнители перед варкой смолы необходимо просеять через мелкое сито, удалив посторонние примеси. Мягкую и вязкую смолу получают из двух частей вара и одной части наполнителя, а более жесткую и твердую — из одной части вара и двух частей наполнителя. Выбор состава смолы зависит от пластических свойств обрабатываемого металла, его толщины и размеров, а также высоты предполагаемого рельефа. Варить смолу желательно где-нибудь в дальнем углу двора или сада в котле, подвешенном над костром. Чтобы смола не загорелась, нужно следить за пламенем, которое должно касаться только дна котла. В домашних условиях смолу лучше расплавлять на электроплитке.

    Расплавленную смолу залейте в ящик, сколоченный из толстых досок. Борта у ящика должны быть не более пяти сантиметров высотой. Длина и ширина ящика делаются с учетом размеров металлической пластины. Отогните плоскогубцами уголки пластины и наложите ее на расплавленную смолу так, чтобы отогнутые уголки полностью погрузились в нее. Надо следить за тем, чтобы между пластиной и смолой не образовывались пузырьки воздуха.

    Переводить рисунок на металл и приступать к чеканке можно только после того, как смола полностью остынет.

    Рисунок можно перевести двумя способами. Первый способ заключается в том, что на поверхность металла наносится кистью или тампоном тонкий слой белой или желтой гуаши, после высыхания краски на пластину кладут копирку и лист бумаги с рисунком, прикрепив их к металлу небольшими комочками размягченной смолы или пластилина. Переведенный рисунок закрепляют на металле быстросохнущим прозрачным лаком. Другим способом рисунок с бумаги на металл переводят с помощью канфарника. Установив боек канфарника на контур рисунка, ударяют молотком по боевой части. На поверхности металла останется углубленная точка. Точки наносят на некотором расстоянии друг от друга по всем контурам. После снятия бумаги на металле остается пунктирный рисунок.

    Перед тем как приступить к чеканке рельефа, нужно чеканы поставить в банку боевыми частями вверх — по ним легко и быстро можно будет отыскать необходимый чекан. Банка с чеканами должна находиться слева, а выколоточные молотки справа. Так инструменты будут всегда под рукой. Ящик со смолой поставьте на верстак или на стол с массивной столешницей. Чтобы приглушить шум, который неминуемо возникает во время работы, под ящик нужно подложить брезентовый мешок с речным песком. Мешок пригодится и в дальнейшем при выколачивании отдельных участков рельефа, а также при выполнении чеканного рельефа на посуде.

    Последовательность выполнения чеканки. 1 — перевод рисунка на металл канфарником; 2 — углубление контуров расходником; 3 — опускание фона лощатником; 4 — выколотка рельефа с обратной стороны бобошнииами и пурошниками; 5 — проработка деталей различными чеканами с лицевой стороны; 6 — канфарение или зернение фона.

    С чего же начинать работу над рельефом? Прежде всего отыщите в банке самый широкий чекан-расходник. Вы помните, конечно, что у него сплюснутый, как у зубильца или отвертки, боек (см. рисунок). Поставьте боек расходника на контур рисунка и несколько раз ударьте молотком по ударной части чекана, чтобы на пластине осталась достаточно глубокая вмятина. Глубина ее на всех контурах должна быть одинаковой. Поэтому, передвигая расходник по контуру рисунка, старайтесь силу и число ударов сохранять постоянными. Контуры рисунка углубляйте, не отрывая бойка чекана от поверхности металла — он должен как бы скользить по ней. При углублении кривых линий конец бойка приподнимают4 больше или меньше, в зависимости от крутизны линий. Когда возможности расходника с широким бойком будут исчерпаны, более мелкие элементы рисунка углубите расходниками с узкими бойками.

    Поставив чеканы-расходники в банку, отыщите теперь в ней чекан-лощатник. Установив его боек на один из участков фона, опустите фон до уровня углубленного контура. Передвигая лощатник, постепенно опустите все участки фона. Там, где лощатник с широким бойком не проходит, применяйте более мелкие. На этой стадии чеканку с лицевой стороны на время прекращают по двум причинам. Во-первых, металл, нагартовывается, то есть теряет пластичность и становится жестким, а во-вторых, поднять выпуклые участки рельефа можно только с обратной стороны.

    Подогрейте пластину паяльной лампой и снимите со смоляной подложки. (Устройства самодельных паяльных ламп и горелок смотрите в разделе «Домашнему мастеру»). Затем отожгите металл — он станет вновь пластичным, но на нем появится окалина, которую нужно снять отбеливанием. Как это делается, вы уже знаете. Отбеленную пластину нужно укрепить на смоле лицевой частью вниз. Чтобы пластина плотно пристала к смоляной подложке, в углубления наметившегося рельефа залейте предварительно жидкую смолу. Смолу в ящике тоже надо подогреть — проще это сделать с помощью электрорефлектора. Достаточно размягчить лишь верхний слой смолы.

    После полного остывания смолы приступайте к выколотке рельефа бобошниками и пурошниками. Если это входит в замысел, выколачивают также отдельные элементы рельефа, которые с лицевой стороны должны быть выпуклыми. К примеру, чтобы получить на лицевой стороне сферическую выпуклость, с внутренней нужно сделать пурошником сферическую вмятину. Выполнив все намеченные заранее операции с обратной стороны, разогрейте пластину и отделите ее от смоляной подложки, отожгите, отбелите и вновь посадите на смолу лицевой стороной вверх. На этой стадии разными чеканами нужно проработать все детали, включая самые мелкие, уточнить расходником контуры фона и отдельных элементов узора.

    Канфарение или зернение фона — последний этап работы над рельефом. Часто ударяя молотком по ударной части канфарника, равномерно перемещайте его боек по поверхности металла. Частые углубленные точки образуют на металле красивую бархатистую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью рельефа. Закончив канфарение, снимите рельефную пластину со смоляной подложки, отожгите, отбелите и высушите ее.

    В домашних условиях чеканку можно выполнять не только на плоском листе, но и на объемных формах, например на тонких стенках металлической посуды. Подыщите подходящий металлический сосуд, например алюминиевую или медную флягу, коробку из-под чая, кружку. Отожгите сосуд на огне. Если он имеет широкую горловину, залейте в него смолу и наклейте сверху бумажный кружок, чтобы смола не пачкала руки во время работы. Если фляга или какой-нибудь другой металлический сосуд имеет узкое горлышко, насыпьте в нее мелкопросеянный речной песок. Затем небольшими порциями вливайте во флягу воду. Когда песок перестанет впитывать воду, утрамбуйте его тонкой круглой палкой, насколько это возможно, добавьте еще немного песка и закройте флягу пробкой.

    На стенки сосуда нанесите рисунок одним из двух известных вам способов и зафиксируйте прозрачным лаком. Чеканку на овальном или объемном изделии удобно выполнять на специальной подставке, представляющей собой кряж с клиновидным вырезом, в который вложен брезентовый мешок с речным песком.

    Чеканка рельефа на цилиндрическом сосуде.

    Уложив сосуд на подставку с мешком, чеканом-расходником углубите контуры рисунка. Следующий этап — опускание фона. Так же, как и при чеканке плоского листа, эту операцию выполняют чеканом-лощатником. Когда фон на всех участках будет опущен, следует еще раз пройтись по контурам чеканом-расходником, чтобы выступающие элементы рельефа имели четкую границу с фоном. Затем проработайте мелкие детали на выступающих элементах рельефа. Если согласно замыслу рельеф должен иметь участки, выступающие над поверхностью сосуда, то их выколачивают с помощью чекана-трещотки (см. рисунок ниже).

    Чекан-трещотка и приемы обработки стенок сосуда изнутри.

    В заключение обработайте фон канфарником, после чего можно освобождать сосуд от песка или смолы. Песок легко высыпается, если из него выпарить влагу, смолу же расплавляют и выливают из сосуда. Чтобы удалить остатки смолы и лака, сосуды отжигают, а затем отбеливают.

    Рельеф станет более выразительным и зримым, если чеканку подвергнуть патинированию. О том, как декорировать различные металлы, подробно рассказано в сборниках «Декоративная отделка металла». Напомним один из самых распространенных способов патинирования меди. Смешайте одну часть порошковой серы с двумя частями поташа в жестяной банке и поставьте на огонь. Через некоторое время порошки расплавятся и, спекаясь, будут приобретать темно-бурый цвет и образовывать так называемую серную печень. Обычно пары серы при этом загораются слабым сине-зеленым пламенем, Горение не ухудшает качества серной печени. Через 10—15 минут спекания серная печень готова. Остается растолочь ее в порошок и развести водой в стеклянной банке. На один литр воды потребуется 10—20 г серной печени. Если медное изделие небольшое, его опускают в раствор и выдерживают до тех пор, пока не будет получена нужная тональность окраски. На крупные рельефы патинирующий раствор наносят кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной ручке. Покрытое патиной изделие промойте чистой водой. Затем протрите выпуклые участки рельефа мокрой тряпочкой с пемзовым или кирпичным порошком, просеянным через мелкое сито. Обрабатывайте выпуклые места до тех пор, пока на них не появится характерный металлический блеск. Снова промойте рельеф водой и высушите. Высушить чеканный рельеф можно на открытом воздухе при комнатной температуре. Но намного быстрее это можно сделать в сухих древесных опилках, которые почти мгновенно вбирают в себя влагу, оставшуюся на металле. Просушенный рельеф протрите швейным или льняным маслом, которое не только усиливает металлический блеск, но и надежно закрепляет патину на металле.

    Обычно декоративная отделка чеканной посуды на этом заканчивается. А декоративные рельефы, выполненные на пластинах металла, еще нужно укрепить на основании. Выразительно смотрится чеканка на фоне древесины с ярко выраженной текстурой, предварительно обожженной или окрашенной морилкой.

    Статья составлена по публикациям Г.Я. Федотова Автор-составитель. Патлах В.В. 2005 г.http://patlah.ru

    " " .. 1993-2007 .

    patlah.ru