Заработок не выходя из дома. История кузнечного дела
Кузнечное дело
Мы изготавливаем. Галерея. Гостевая. История кузнечного дела. О нас.
Кузнечное ремесло является очень древним. Археологические находки показывают, что уже в каменном веке наши далекие предки обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи каменных ударных инструментов. В I тыс. до н. э. кузнечная обработка в сочетании с термической обработкой были хорошо известны предкам славян, жившим на территории Древней Руси. Кузнечное дело было хорошо знакомо и донским казакам. Некоторые казаки были известны как кузнецы, например, Микифор Сидоров, ездивший в 1642 г. в Москву со станицей атамана Абакума Сафонова. Кузница была найдена при раскопках Кагальницкого казачьего городка. Кузница имелась и в зимовище воровских казаков на Кулалинском острове на каспийском море. Видевший это зимовище стрелецкий сотник Л. Медведев сообщал, что там стрельцы нашли «мешок железа обломков всяких, и подков лошадиных тезицких, да мехи кузнецкие». И если даже в небольшом отдаленном зимовье у воровских казаков была кузница, это служит указанием на распространенность кузнечного дела среди казачества.
Станичный кузнец |
Статистика XIX в.
позволяет нам представить, насколько
распространенным было кузнечное дело на Дону в
это время. Так В. Сухоруков отмечает в станице
Старочеркасской 1 каменную и 20 деревянных кузниц,
городничий Зиновьев — 14 деревянных в Ростове, а
по-лицмейстер Рубашкин — 67 в Новочеркасске. При раскопках Кагальницкого казачьего городка обнаружена кузница XVII в. площадью 6 х 4 м. Она была под навесом и, вероятно, огорожена плетнем. Глиняная площадка овальной формы (1,5 х 0,8 м) в центре может рассматриваться как остатки от основания горна. В районе кузницы найдено большое количество металлических предметов: струбцина, топор, рыболовные крючки, серп, предметы вооружения и отходы производства (обломки металлических пластин, обрубленные стержни, металлический пёк и т. д.). Эти раскопки дали практически единственное самое общее описание кузницы, работавшей на Дону. В источниках и исторической литературе мы не встретим больше никакой информации. Можно предположить, что донские кузницы XVI-XIX вв. выглядели так же, как их славянские и не только славянские собратья. Тогда более подробно восстановить их внешний вид и технологию производства помогут сведения из русской истории и этнографии. По мнению Б.А. Рыбакова, кузнечное производство, так же как и гончарное, осталось без существенных перемен на той же стадии развития, на какой его застало монгольское нашествие, и находилось на этой стадии местами даже до XIX и XX вв. Значит мы можем использовать практические любые по времени средневековые свидетельства о кузницах, для того, чтобы представить как они выглядели в XVI-XIX вв. |
Кузнечное дело, первое среди всех ремесленных специальностей, вызвало необходимость специально оборудованного помещения, отделенного от жилища ремесленника. Уже в IV-V вв. н. э. позднедьяковские кузнецы на территории Волго-Окского междуречья работали в специальном нежилом помещении — кузнице.
Кузницы, по соображениям
противопожарного характера, располагались на
окраинах города у городского вала. Они были
оборудованы горном и воздуходувными мехами.
Источники середины XVI в. упоминают: «ставили
кузницу и горн делали». Горн являлся необходимой принадлежностью каждой кузницы. Он представлял жаровню, расположенную на глинобитном или каменном возвышении со стенкой у одного из краев. Около стенки в горне имелось небольшое углубление для углей и нагреваемых поковок. Это «горновое гнездо» имело форму прямоугольника с полукруглым дном. В углубление, проходя через стенку, выходило глиняное «сопло», через которое к углям подводили воздух. Сопла довольно быстро перегорали и их часто меняли. В источниках XVI в. говорится: «куплено соплей в кузницу десяток, дано 3 алтына 2 денги» |
Кузнечный горн служил для нагревания железа и стали при кузнечной ковке или готовых изделий при термической обработке. Сравнение древнерусских археологических материалов с этнографическими данными и письменными источниками позволяет считать, что конструкция горна была довольно проста, представляя собой обыкновенную жаровню с воздуходувными мехами. Еще в начале XIX в. у некоторых тульских кузнецов были кузнечные горны, своим устройством не отличавшиеся от горнов даже дьяковских кузнецов. Топливом чаще всего служил древесный уголь.
Необходимым дополнением к кузнечному горну являлись кочерга, пешня, железная лопата и прыскалка — швабра из мочала для смачивания угля водой.
Меха. Кузнечный горн требовал такого же температурного режима, что и сыродутная печь, например, железо при сварке необходимо нагревать до температуры 1400-1460°. Для усиления горения угля и повышения температуры в горне требовались мощные меха. Дутье-вое устройство состояло из воздуходувных мехов, нагнетавших воздух, и огнеупорных сопел, подводивших воздушную струю в печь. Чтобы поток воздуха при нагнетании простыми мехами был непрерывен, должны были работать два меха.
Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в.
Устанавливался мех по-разному, но при всех установках его ставили так, чтобы кузнец, не отходя от горна, мог производить дутьё. Сопло вставляли в горновое гнездо, а мех прикрепляли за стержни на деревянных стойках на такой высоте от пола, как и горновое гнездо. Стойки сверху соединяли бруском, к этому бруску подвешивали коромысло, один конец которого соединялся верёвкой с нижней крышкой.
Сопла. Для подвода из меха
воздушной струи в печь применяли специальные
трубки, сделанные из огнеупорного материала. В
древней Руси, как и в настоящее время, они
назывались соплами. Сопло служило лишь одну-две
плавки. При разборе отверстия в груди печи оно
часто разбивалось. В источниках XVI в. говорится:
«куплено соплей в кузницу десяток, дано 3 алтына 2
денги». Диаметр дутьевого канала в соплах колебался от 20 до 27 мм, а наружный диаметр сопел был 55-60 мм. Наибольшая длина дошедшего до нас обломанного сопла равна 20,5 см, но, судя по археологическим и этнографическим материалам XVIII-XX вв., сопла достигали длины 40-60 см. Делались они из глины, часто с примесью песка и очень мелкой гальки.
|
Основной инструментарий кузнеца состоял из наковальни, молота, молотка, клещей, зубила, бородков. Все клещи, а также молоты и наковальни изготовляли из обычного кричного железа. Специализированные кузнецы, кроме того, имели гвоздильни, нижние зубила, подсеки, обжимки, подкладки, штампы, напильники, тиски и круговые точила. Этот инструмент широко представлен среди археологических материалов, что дает возможность описать каждый вид инструмента в отдельности.
Инструменты для обработки
черных и цветных металлов:
|
Наковальня — твердая опора,
на которой ковалось изделие. Древнерусские
письменные источники XI в. неоднократно упоминают
наковальню. В текстах она имеет вполне
современную терминологию: «хытрьць жесткое
железо ... кыемь и наковальньмь мячить» (мастер
жесткое железо... молотом на наковальне кует).
Письменные источники XII в. называют наковальню
«жесткой». Верхняя плоская часть её называется
«лицом». На нём и производится ковка. Выступ
называется «рогом», а конец «хвостом». Рог служит
для отковывания каких-либо круглых частей. В
хвосте имеется круглое и квадратное отверстие.
Круглое – служит для пробития отверстий в
металле, а квадратное для вставления разных
вспомогательных при ковке приспособлений. Внизу
наковальни имеются четыре выступа, которые
называются «ногами». Устанавливалась наковальня от горна на таком расстоянии, чтобы кузнец свободно мог проходить между нею и горном, и с таким расчётом, чтобы она находилась с правой стороны. Когда кузнец стоял лицом к горновому гнезду, высота установки должна была быть такова, чтобы верх наковальни был ниже локтя кузнеца примерно на ? аршина (18 см — авт.). Древнерусские кузнечные наковальни представляли собой массивные подставки весом более 8 кг двух видов: 1) прямоугольные, 2) с прямоугольной рабочей поверхностью и отростком с одной стороны в виде одного или двух рогов. Эти наковальни отличались от совре-менных только своей нижней клиновидной частью, которой они вбивались в массивный деревянный чурбан. Переход к плоскому основанию наковальни произошел позднее, в XVI-XVII вв. Слесари, а также и ювелиры работали на наковальнях меньшего размера и веса. |
Кузнечные молоты: 1-3 — кувалды; 4-15 — ручники. |
По весу молоты
подразделяются на ручники весом до 1 кг и
молоты-кувалды весом более 1 кг. В кустарной
промышленности XVIII-XX вв. кузнечные молоты
делались из железа с наварными стальными
бойками. О форме деревянных рукояток в силу плохой сохранности дерева можно судить лишь по отверстиям для рукоятки в головке молота, которые были овальной и круглой формы. Длина рукояток колебалась от 350 до 700 мм. Для упрочнения насадки головки молота в торец рукоятки загонялся железный клин.
|
Клещи служили для
извлечения поковки из горна, удержания и
поворачивания ее на наковальне. Клещи делались
из двух половинок, скрепленных осью. Форма клещей
различна: одни из них приспособлены для
вытаскивания и держания небольших предметов,
другие же имеют специальные крючки на концах для
держания широких массивных вещей.
Пинцето-образные клещи применял только ювелир.
По конструкции и размерам клещи разделяются на
собственно кузнечные и кричные клещи. С первыми
работал кузнец, вторые применял
кричник-металлург для изымания крицы из
сыродутного горна или удержания крицы при
проковке. Кузнечные клещи по форме и размерам можно подразделить на группу больших грубых клещей для крупных поковок и группу малых одноручных клещей с хорошо подогнанными губами для средних и небольших изделий. Губы у обоих видов клещей на всех экземплярах ложатся одна на другую по всей широте щеки. Это достигается на больших клещах изгибом губы после шарнира в сторону второй половины и небольшим расплющиванием конца щеки. На малых клещах плотное наложение происходит благодаря небольшому утолщенному колену на щеке после шарнира. Длина больших клещей колеблется около 40-45 см, иногда достигая 55 см. Малые клещи достигают длины 14,5-20 см. Все клещи изготовлялись из обычного кричного железа. Кузнечные клещи, подобно молоткам, уже в Х в. имели рационально сконструированную форму и делались различных размеров в зависимости от величины поковки. Такая конструкция клещей дошла до наших дней. |
Кузнечные зубила: лезвия до 50 мм и с углом заточки 50-70°; и отверстие для рукоятки |
Зубило — режущий
инструмент в форме клина. При работе зубилом по
нему наносят молотком ряд ударов. Существовали
два типа зубил: зубило для горячей рубки металла,
которую выполнял кузнец, и зубило для холодной
рубки, которую производили слесарь и ювелир.
Рубящее лезвие зубил делали стальным. Кузнечные
зубила для горячей рубки всегда имели большой
размер и отверстия для рукояток. Слесари и кузнецы, кроме описанных зубил, применяли для рубки металла еще один вид инструмента. Это так называемая подсечка или нижнее зубило. Он состоит из клина-зубила, переходящего на другом конце в пирамидальное острие, которым зубило вбивалось в массивную деревянную подставку. Общая длина таких зубил достигала 75 мм, длина зубильного клина 38 мм, ширина лезвия 2,2 мм, угол лезвия 30°. При рубке изделия его клали на лезвие зубила и ударяли по нему молотком. Подобные зубила были одним из основных инструментов гвоздочника. На них, при массовом изготовлении гвоздей, гвоздочник отрубал тело вытянутого стержня.
|
Нижнее зубило (подсечка). |
Бородок (пробойник). Сквозные отверстия разных размеров и форм можно было пробить на железных изделий лишь особым инструментом, называемым пробойником, или бородком. Бородок имел форму удлиненного стержня с заостренным концом, который делали из стали и термически обрабатывали. Другой конец стержня, по которому наносились удары, был расплющен и имел округлую форму. При работе с бородком под изделие на место, где нужно было пробить отверстие, ставилась подставка с отверстием соответствующего размера. Такие пробойники в большом количестве найдены и на Дону в Саркеле-Белой Веже.
Обжимки. Технологическое изучение фигурной кузнечной продукции выясняет наличие еще одного вида кузнечного инструмента — фигурных штампов-обжимок и подкладок. Ряд кузнечных изделий, например стрелы, имеет у черенка тонкие фигурные венчики, выполнить которые можно лишь путем давления фигурным штампом-обжимкой. К числу железных предметов, изготовленных с применением обжимок, можно отнести фигурные пряжки, поясные наборы, фибулы, булавки, бляхи, подвески, железные украшения сбруи, копья, стрелы, фигурные удила, гирьки и т. п.
Технология работы со штампом-обжимкой заключалась в следующем. При одностороннем профилировании на наковальню клали кусок нагретого железа определенного размера. На него, в требуемом месте, накладывали штамп-обжимку, на котором в негативном изображении был нанесен рисунок изделия, и затем ударяли молотом. Если предмет профилировали со всех сторон, то под штамп-обжимку дополнительно клали также фигурную подкладку.
Тиски. При опиловочных, ювелирных и особенно слесарных работах было необходимо зажимное приспособление для удержания обрабатываемого предмета. В настоящее время таким приспособлением являются металлические тиски. В XII-XIII вв. слесари и ювелиры могли применять деревянные винтовые тиски-зажимы, а также клиновые или кольцевые за-жимы.
К специализированным инструментам кузнецов относились гвоздильня и напильник.
Гвоздильня. Для изготовления головок гвоздей и заклепок требовалось особое приспо-собление, в современной технике называемое гвоздильней. Это толстая плоская пластина-планка с одним или несколькими отверстиями круглой или квадратной формы, на которой осаживают и расклепывают головки гвоздей и заклепок. Шляпки-головки большинства древнерусских гвоздей и заклепок осажены и расклепаны.
Гвоздильня с Княжей Горы
Гвоздильня хорошей сохранности найдена на Княжей Горе. Это толстая пластина длиной 120 мм, шириной 20 мм и толщиной 10 мм. Она имеет два круглых отверстия разного диаметра. На одном конце пластина гвоздильни переходит в заостренный черенок, на который надевалась рукоятка для удерживания гвоздильни во время работы.
Напильники |
Напильник. Наиболее сложным
специализированным инструментом ремесленников
по обработке металлов был напильник. Он служил
для опиловки металла в холодном состоянии и имел
широкое применение в слесарном деле. Это —
инструмент в виде длинного бруска различного
сечения с насеченными на его поверхности зубьями
и черенком для рукоятки. Длина полотна
напильника колебалась от 68 до 135 мм. Насечка
зубьев на всех известных нам напильниках ручная,
однорядная — как прямая, так и косая и
перекрестная. Наждачный камень. Одним из видов механической обработки металла было точение на наждачных камнях. У большинства качественных изделий после кузнечной ковки поверхность обрабатывали на камне, а у некоторых изделий даже конструктивные элементы формы вытачивали простым или фигурным камнем. Это был единственный вид технологической операции холодной обработки черного металла, не считая обработки напильником. Поэтому очень важным приспособлением в кузнечной мастерской стал точильный круг. Круглое точило |
На Дону залежи железной руды были неизвестны и ее обработкой не занимались. Даже южная часть Московского государства, усиленно колонизовавшаяся в XVII в. в связи с продвижением все дальше в степь передовой линии крепостей, не была богата пунктами выработки железа. Поэтому область донского казачества снабжалась металлами для кузнечного производства из более северных районов. В XVI-XVII вв. как и в предыдущих столетиях, получение железа производилось крестьянами в ручных домницах, в районах залегания болотной руды. На рынок поступало главным образом кричное железо (неправильной формы слитки ок. 12 см длиной), а также «уклад» — стальной сплав. Частично железо продавалось в полуфабрикатах: белое, листовое, ножевое и др. В небольшом количестве поступало оно и из западных стран: шведское и английское.
|
Крицы железа (серые и темные пятна — пустоты и шлак). Новгород. |
Из уклада и кричного железа изготовляли большое количество изделий, при этом основа их делалась из железа и лишь на рабочие части наваривалась сталь. Поэтому, как показывают специальные исследования, на металлические изделия стали шло в 8-10 раз меньше, чем железа.
В XVIII в. после Кучук-Кайнарджийского мира, открывшего для русской торговли Черное море, уральское железо стало направляться к Таганрогу по Каме и Волге до Дубовки для перевала от нее на Дон. Естественно, что железо и изделия не только провозились, но и продавались в попутных городах и больших селениях.
Источники дают возможность наблюдать организацию труда и технику производства из металла. Новгородские кузнецы получали железо в виде товарных криц в довольно сыром виде. Металл этих криц требовал продолжительной проковки для того, чтобы убрать из криц шлак и сварить металл в более монолитный кусок. Все это делалось в кузнице, где производство было организовано на основе разделения труда в одной мастерской по принципу простой кооперации. Новгородская кузница XVI в. известна по изображению кузницы на новгородской иконе XVI в. «Видение пономаря Тарасия». В мастерской работало 3 человека, каждый из которых выполнял определенные функции, отличные от тех, которые выполняли другие. Главную роль играл, видимо, мастер. В одной руке он держит поковку клещами на наковальне, а маленьким молотком, находящимся в другой руке, указывает на места ударов молотнику. Молотник держит в обеих руках большой молот, которым бьет по поковке. Несколько поодаль стоит еще один подмастерье и раздувает пламя горна мехами. |
В кузнице. Л.К. Плахов. 1845 г. |
Техника ручной ковки очень мало изменилась со времени Киевской Руси до XIX в. Сохранившиеся образцы кузнечных изделий показывают, что мастера обработки металла в совершенстве владели разнообразными технологическими приемами: свободной ковкой, сваркой железа и стали, обточкой металла на точильных кругах, холодной резкой и полировкой, покрытием и инкрустацией железа цветным металлом и др. Наряду с этим кузнецы XVII в. умели создавать и такие сложные механизмы, как часы.
К вещам наиболее простым для изготовления нужно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, чересла, долота, шилья, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приемов и могли быть, в случае особой необходимости, изготовлены и без подручного кузнеца.
Во вторую группу мы должны отнести вещи, требующие сварки, как, например: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги. Следы сварки почти всегда удается проследить, так как, несмотря на легкую свариваемость железа в состоянии белого и даже красного каления, швы не всегда хорошо проковывались. Таким образом, удается установить, что трезубая острога выкована не из одного куска, а из трех стержней, нижние концы которых сварены ковкой.
Следующим техническим приемом было применение зубила или молота для разрубания железа. Этот прием мог быть применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, держать и направлять зубило, а, в-третьих, бить по зубилу молотом. Зубило участвовало в выработке следующих предметов: ушек для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, жиковин дверей. При помощи пробойника, пробивающего отверстия (принцип работы тот же, что и с зубилом), пробивались ножницы (осевые), клещи, ключи, лодочные заклепки, отверстия на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат.
Наиболее сложно было изготовление топоров, копий, молотков, замков.
Топор выковывали из длинной уплощенной полосы, которую огибали посредине, затем в сгиб просовывали железный вкладыш с таким поперечным сечением, какое было желательно для топорища, а соприкасающиеся концы полос сваривали вместе и получали лезвие топора. Обушную часть топора нередко разделывали зубилом для получения острых шипов, содействующих укреплению топора на рукояти. Так же делали проушные тесла, отличавшиеся от топора только поворотом лезвия. Существовал и второй способ ковки топоров, применявшийся только для изготовления боевых топоров, — изготавливались две полосы равных размеров, между которыми вставлялся вкладыш (перпендикулярно к длине полос), а затем полосы по обе стороны вкладыша сваривались ковкой. С одной стороны получалось лезвие то-пора, а с другой — или молот, или клевец, или же просто массивный оттянутый обух.
Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копья и выковывали рожон.
Одной из самых сложных работ кузнецов было изготовление железных клепаных котлов. Для котлов делали несколько больших пластин, края которых пробивались «бородками» небольшого диаметра и затем склепывались железными заклепками.
Древние кузнецы изготавливали иногда и винты (напр., дверные кольца для замков), но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди.
Работы с зубилом, с вкладышем, кручение железа и сварка его — все это требовало обязательного участия двух кузнецов. Отсюда мы можем сделать вывод, что в кузницах, по всей вероятности, работали по два кузнеца: один — в качестве основного мастера, а другой — подручным. Не исключена возможность того, что для нагнетания мехов привлекалась еще дополнительная рабочая сила.
Ведущее место в работе кузнецов принадлежало выделке изделий, связанных с деревянным строительством: гвозди, скобы, судовые и дверные, оконные петли и крючки, а также орудия плотничьего мастерства: топоры, тесла, сверла, напарьи, долота, резцы, пилки. Разнообразны виды гвоздей: судовые (самые крупные — в 6 вершков, т. е. около 30 см), лодочные, тесовые, в том числе «двоетесные» (т. е. для сбивки двух тесин при обивке судов или стен), дымоволочные (дымоволоки — деревянные трубы в курных избах), кровельные, вершечные — прибивать «скалы» и т. д. Для декоративной отделки изготовляли гвозди с фигурными золочеными или серебряными шляпками («змейками», «репчатые»). Обитый такими гвоздями предмет становился нарядным.
Значительное место занимала выделка сельскохозяйственных орудий и деталей к ним: серпов, кос, сошников, ральников для сох и вил, оковок для лопат.
В связи с развитием выделки обуви специально для этого производства выделывались гвозди сапожные и подпятные, скобы и проволока к сапогам, шила, иглы.
Из бытовых изделий на рынке можно было купить сковороды и сковородники, ножи и ножницы (особенно славились ярославские ножи), светцы (подставки для освещения лучи-ной) и подсвечники, а также светильники (железная часть деревянного светца для лучины).
Значительно большая стоимость железа, по сравнению с деревом, приводила к тому, что в ряде случаев отдельные рабочие детали изготовляли из дерева и лишь оковывали их железом (лопаты, вилы, песты для ступ, жернова, коромысла и др.). Оковки для деревянных орудий труда шли на рынок как самостоятельный товар.
Среди изделий из железа большое место занимала выделка замков, отличавшихся огромным разнообразием по назначению, конструкции и размерам. Источники называют до восемнадцати видов замков, при этом трудно зачастую понять их отличия. Относительно обоснованно можно выделить два типа: вислые — наружные, подвешивающиеся на петлях, и «нутряные». Внутренние замки ставились и на хозяйственные постройки, и на сундуки. На последние ставились замки фигурные, с «личинами», украшенные вокруг ключевины какими-либо изображениями («ликами»). Из-за высокой стоимости железных замков их нередко заменяли деревянными с остроумным техническим устройством.
Кузнечное дело.Материал взят с сайта Логинов А.Н.
На главную страницу сайта!
kovkaalexis.narod.ru
Кузнечное ремесло
История возникновения и развитие кузнечного ремесла
Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.
Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах – в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму.
Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.
В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства.
Процесс феодализации привел к образованию в 9в. Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире.
Имя легендарного основателя города Киева — Кий — родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений — «змеевых валов». В этих преданиях кузнец — не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта.
Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним, - вот набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ.
Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия.
В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел, у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.
В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков.
В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.
Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет переживал Киев – один из самых больших и богатых городов Европы 11-12 века. По словам Титмара Мерзебургского, немецкого писателя начала 11 века, в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности. Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси, искусство кузнецов. Получив распространение в быту, оно в равной мере проявляло себя и в культовых предметах (оклады, резные иконы, кресты-складни, церковная утварь и т.д.).
Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подручный. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».
К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.
Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги, шлемы и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков.
В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.
В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшее свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.
В зодчестве Украины 14-17вв. большое значение получила крепостная архитектура. Территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы (Польша, Литва, Венгрия), подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. Вследствие этого, изделия кузнецов также служили защите отечества, а декоративные средства применялись очень сдержанно.
С середины XIII века над Киевской Русью установилось владычество Золотой орды. События 1237 – 1240 гг. стали едва ли не самыми трагическими в многовековой истории нашего народа. Городам средневековья был нанесен непоправимый ущерб. Веками накапливаемое ремесленное мастерство было почти утрачено. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, и археологи не обнаружили многих предметов, обычных для предшествующей игу эпохи. Из-за татаро-монгольского ига в XIII- XV вв. наметилось значительное отставание развития городов феодальной Руси от городов Западной Европы, в которых начинает зарождаться класс буржуазии. До нашего времени дошло незначительное число предметов быта XIV – XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно возобновлялось развитие ремесел на Руси. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, получила большее распространение обработка железа, центрами которого стали Новгород, Москва и другие русские города.
Во второй половине XIV в. русскими кузнецами впервые в стране были изготовлены кованые и клепаные пушки. Образец высокого технического и художественного мастерства русских оружейников являет дошедшая до наших дней стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV века. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур.
С середины 16в. в украинской архитектуре ощущается воздействие искусства Возрождения. Влияние северо-итальянского, немецкого и польского искусства наиболее заметно в архитектуре и прикладном искусстве городов Западной Украины, особенно Львова. На смену духу средневековой отчужденности и аскетизма пришли светские стремления. В изделиях кузнечных мастеров любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Прикарпатья. Широкое применение нашел орнамент, украшение «виноградная лоза».
В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII столетий.
Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесел.
В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. С ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.
В 1837г. Был утвержден новый генеральный план Киева. В 1830-50гг. в городе был выстроен ряд крупных общественных и административных зданий: Институт благородных девиц (1838-42гг. архитектор В.И. Беретти), ансамбль Киевского университета (1837-43гг. Беретти), присутственные места (1854-57гг. М.С. Иконников). Появился новый тип зданий – доходные дома, имевшие этажи под магазины, гостиницу, ресторан, контору.
Фантазия и мастерство кузнецов, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяли создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла.
Использование форм различных исторических стилей – готики, ренессанса, барокко, а также множества восточных элементов, привело к возникновению эклектики.
Создаются причудливые узоры из переплетов. В оградах, балконных ограждениях, дизайне лестниц, - во всем господствуют капризные криволинейные очертания, стилизация растительных мотивов, особенно трав, цветов, с изогнутыми стеблями и причудливыми формами лепестков.
В XX веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, художественная ковка стала упрощаться.
Многообразие направлений и концепций в архитектуре и прикладном искусстве противоречило целям формировавшегося в то время тоталитарного режима. К началу 30-х годов ХХ века власть установила жесткий контроль над искусством и архитектурой. Главные составляющие советского декоративного искусства 1920-30гг – простота и функционализм. Тоталитарная власть воспринимала формальные поиски художников и архитекторов как слишком аполитичные, слишком демократичные, не поддающиеся идеологическому контролю. Попрание демократических принципов в жизни общества отразилось и на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Годы сталинизма – один из самых трагических периодов в истории искусства нашей страны. Метод социалистического реализма, скованный жесткими рамками директив – единственное направление искусства 30-50гг. Кузнечное производство было признано «буржуазным» и надолго прекратило свое существование. Лишь после распада СССР и падения соц. системы кузнечное искусство получило возможность бесцензурного, творческого развития.
В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. И это бесспорно, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.
http://mkuznya.kiev.ua/kovka/remeslo
ppp1.ru
Кузнечное ремесло. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Немного истории
Медный век
Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.
Кузнец за работой Marie Reed, CC BY-SA 3.0Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали.
Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки — чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.
Железный век
Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» — человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600–700˚С.
Походный вариант горна Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.
Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.
Ковка
Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.
Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.
Инструменты
В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят:
- Горн (устройство для нагрева заготовок)
- Ёмкость с водой (для охлаждения).
- Большая (основная) наковальня.
- Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки различного вида и назначения.
Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.
Изделия
Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:
- инструменты
- оружие
- подковы
- строительные элементы
- украшения и т.д.
С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.
Работа кузнеца Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)
В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.
Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.
Фамилии
Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.
Кузнец за работой Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский, Ковальчик (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Лефевр, Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.), Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.), Сепп (эст.), Сеппенен (фин.) и так далее.
Кузнец в мифологии, религии и литературе
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.
Композиция «Паровоз» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.
В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов).
Кованые кошки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.
ru.russianarts.online
Кузнечное ремесло: раньше и сейчас
Здравствуйте, уважаемые читатели! Одним из старейших ремесел Беларуси является кузнечное ремесло. В сельской кузнице настоящие мастера своего дела изготавливали гвозди и подковы, косы и серпы, лопаты и ножи. У славянских народов кузнечное дело считалось таинственным занятием, а покровителем кузнецов в их мифологии был бог огня Сварог. Самым распространенным изделием, изготавливаемым кузнецами была подкова, которая и сейчас еще в народе считается амулетом и оберегом. Причем, в разных местах дома подкова оберегает от разных напастей: прибитая концами вверх над дверью не пропустит в дом зло, над кроватью – избавит от дурного сна, а размещенная в дымоходе не даст влететь ведьме.
История кузнечного дела
Зарождение кузнечного ремесла относится к далекой древности, а если быть более точным, то первые кузнецы появились в железном веке. Уже тогда люди заметили, что при нагревании определенной горной породы она начинает плавиться. Постепенно овладевали навыками обработки металла, построили первую кузницу. Уже в III тысячелетии до н. э., в древней шумерской цивилизации профессия кузнеца была весьма распространенной. На территории Беларуси кузнечным ремеслом начали заниматься с VII — VI века до н. э.
Широко востребованы кузницы были до середины ХХ века, пока их полностью не заменили заводы и фабрики. Тем не менее, кузнецы и кузницы дошли и до наших дней. Ковка сейчас является эксклюзивной и неповторимой, а кованные в кузницах изделия — единичным уникальным товаром.
Кузница и ее оборудование
В большинстве случаев это небольшое помещение из бревен не имеющее потолка и с земляным полом. Чтобы повысить пожарную безопасность стены кузницы могли быть оштукатурены. Основное место в кузнице принадлежит кузнечному горну, так как именно в нем металл становится мягким и податливым материалом. На рабочей поверхности горна горит огонь (дрова, древесный или каменный уголь) в который для разогрева помещаются металлические заготовки. Воздух в зону горения обычно нагнетается кузнечными мехами, имеющими ручной или ножной привод.
Накалившуюся металлическую заготовку держат клещами или щипцами, а молотом придают ей желаемую форму. Достаточно горячим для обработки металл остается только одну-две минуты, поэтому для кузнеца очень важным качеством является сноровка. Установленная на массивный деревянный чурбак наковальня, как правило, находится в центре помещения недалеко от горна. Это главный инструмент кузнеца. Около наковальни ставят сосуд с водой или растительным маслом, в котором кузнец закаливает свои изделия.
Работа кузнеца
В процессе работы кузнецы изготавливали большое количество предметов, необходимых человеку. Это и такие простые изделия как ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы, косы, которые не требовали в изготовлении специальных приемов. Их в одиночку мог сделать каждый кузнец. Для более сложных изделий: цепей, клинкового оружия, наконечников стрел, кольчуг, шлемов требовались особые приемы в работе и посторонняя помощь. Помощники профессионального кузнеца одновременно были его учениками. Основы ремесла они постигали на протяжении длительного периода от 3 до 10 лет. Лишь только тогда ученик становился подмастерьем. Чтобы получить статус мастера требовалось еще некоторое время работы у других ремесленников.
Как видите, древнее кузнечное ремесло было одним из наиболее востребованных у наших предков, да и в наше время пользуются спросом изделия профессиональных кузнецов. Современные кованые вещи представляют собой настоящие произведения искусства. Удачи вам и успехов в постижении новых навыков и мастерства!
С уважением, Александр Гончаров
alex60.ru
История кузнечного дела в России
X - середина XIII века
На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.
В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне.. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья - мельничьим приводом. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ.
Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.
Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности.
Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».
www.kefa.ru
История кузнечного ремесла
Искусство древних кузнецов окутывалось глубокой тайной. Профессия кузнеца связывалась с волшебством и даже с суеверным ужасом, что и нашло отражение в мифологии почти у всех народов. Кроме Гефеста, вошедшего у греков в число двенадцати верховных богов, в древнеримской мифологии богом огня, покровителем кузнечного дела был Вулкан, у финнов - Ильмаринен, у кельтов - Суцелл, у этрусков - Сефлай, у германцев - Виланд. В русской и западнославянской мифологии богом огня был Сварог, покровительствующий кузнецам. "На Руси, — пишет академик Б.А. Рыбаков, - народ окружил кузнецов множеством легенд и поверий, называя их: кузнец-колдун, "хитрец". Кузнец не только мог выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея Горыныча, которого он приковывает за язык". В процессе развития кузнечного производства формировались понятия и термины, характеризующие технические средства, способы и приемы работы кузнецов. Древнерусская терминология кузнечного дела включает много терминов. Каждая историческая эпоха вносила свои коррективы в терминологию. Ее изучение позволило ученым более глубоко проникнуть в историю техники кузнечного дела, раскрыть его качественные сдвиги на определенных исторических этапах. Результаты изучения российскими исследователями древнерусской терминологии кузнечного ремесла говорят о глубоких корнях этой отрасли в системе отечественного материального производства. Слово "кузнец", часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках обычно означало "мастера по металлу". В дальнейшем, в связи с расширением функций кузнеца, вызванных развитием металлургических и металлообрабатывающих производств, в источниках уже даются более узкие определения специальности: "кузнец по железу", "кузнец по меди", "кузнец по серебру". В Ипатьевской летописи 1259 г. встречается также "кузнец златой". Синонимами слова "кузнец" являются слова: "хытрец", "кърчь", "вътр", "железоковец", "ковач". В Изборнике Святослава, наиболее раннем памятнике письменности Киевской Руси (1073 г.), слово "хытрец" восходит к древнейшим представлениям о первом мастере, а именно мастере по металлу - о кузнеце. Поясняя значение слов "кърчь", "корчи", Б.А. Рыбаков подчеркивает, что они по "своему смыслу ближе к нашему пониманию слова "кузнец". Эти слова связаны с терминами "крица", "кричное железо", "мехъ корчин (кузнечный мех), "корчиница" — кузница, и с названиями городов, известных обработкой именно железа (Корчев - Керчь). Термин "корчий" всегда связан с ковкой железа". Кузнечный горн в древнерусском языке обозначался словами "гърнъ", "грънъ", "гренило". Слово "гърнъ" имело несколько значений, в том числе - печь и котел (тигель). Устройство для усиления горения угля или дров в горне - мех, называли в древней Руси "дъмъчи", что связывалось с его функцией дутья. Синонимом современных кузнечных клещей, служащих для извлечения раскаленного железа из горна, а также для работы с ним на наковальне, было слово "изымало", иногда применялось слово "щипец". Молот (млат, омлат) имел в древней Руси несколько названий: "кый", "ковадло", "кладиво". Первое название сохранилось до наших дней в значении деревянного столярного молотка - "киянки". От "ковадло" (связано со словом "ковать") произошло современное название тяжелого молота - кувалды. "Кладиво" - означало небольшой молотручник, с помощью которого кузнец руководил ударами своих подмастерьев - молотобойцев. В древнерусских кузницах IX-XV вв. применялся широкий ассортимент кузнечных молотов, соответствующий определенным технологическим операциям и характеру ремесел. Масса молотов колебалась от нескольких десятков граммов (ювелирное дело) до нескольких килограммов (железо - делательное производство). Среди них были разнообразные молоты, например, для перерубания железа. Они снабжались прочной железной рукоятью, так как в процессе работы их приходилось вводить вглубь раскаленного металла. Существовали молоты, предназначенные для выделки металлических листов, отличающиеся большой площадью рабочей части бойка, Такие молоты обеспечивали изготовление листов с гладкой поверхностью и равномерной толщиной. Материалом для производства листов служили свинец, медь и иногда олово. Металлические листы русские строители и архитекторы применяли в качестве кровельного материала, а также для изготовления ворот, дверей и т.п. На свинцовые кровли и маковки церквей указывают летописи XIII-XV вв., в частности Новгородские летописи 1261 и 1345 гг. и Псковская летопись 1420 г. Производство кровельной меди на Руси относится к домонгольскому периоду. С принятием в 988 г. христианства началось интенсивное строительство церквей, оказавшее большое влияние на развитие производства листовой кровельной меди. Результаты исследований археологов и историков показывают, что медные кованные листы особенно широко применялись во Владимирской Руси. В Успенском соборе Владимира найдены листы XII в. Обычно на покрытие куполов церквей шли позолоченные медные листы. Подобный медный, с густой позолотой, лист, на котором сохранилась дата — 1340 г., извлечен из Успенского собора во Владимире. Широкое применение кованных медных золоченых листов в качестве кровельного материала нашло отражение в русской поэзии, в которую прочно вошел термин "златоверхий терем". Техника кузнечного производства на Руси достигла уровня, позволявшего выковывать для покрытия крыш и для других целей широкие листы. Представляют интерес медные двери Троицкого собора в г. Александрове, получившие название "тверских врат". Для их сооружения были использованы 8 медных пластин, размером 56 х 35 см. Для их выделки кузнецы должны были располагать специальной широкой наковальней в виде стола и особым молотом-гладилкой с широкой рабочей частью. О применении оловянных листов для покрытия кровель можно судить по Новгородской летописи 1280 г. Дошедшие до нас наковальни русских кузнецов IX-XIII вв. обычно имеют форму железной четырехгранной усеченной пирамиды, вбивавшейся узкой частью в пень. Существовали также крупные наковальни, устанавливаемые на массивных основаниях. Были и специальные наковальни, снабженные раздвоенным на конце отростком. Такими наковальнями обычно пользовались городские кузнецы, отковывавшие различные пустотелые предметы, например, шлемы, втулки копий, кольца. Наковальня с отростком, кроме того, допускала применение набора фигурных подкладок для изготовления изделий сложного профиля, в том числе имеющих кривые поверхности. Русские кузнецы владели всеми основными техническими способами и приемами обработки железа, меди, некоторых ее сплавов, а также серебра и золота. В железоделательном производстве широко применялась очень сложная и ответственная операция - сварка, требовавшая от мастера большого опыта и умения. Сварка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжелые лемехи. В числе предметов, выделываемых с помощью кузнечной сварки, были цепи, дверные пробои, железные кольца, остроги и многие другие изделия. В кузнечных мастерских изготовлялось также всевозможное боевое оружие и военное снаряжение - мечи, копья, шлемы, кольчуги. Производство шлемов не представляло для русских кузнецов особых трудностей, ввиду того, что основные кузнечные операции, связанные с изготовлением железных листов и их склепыванием, были хорошо известны. Образцы шлемов VIII-XII вв. 1 - Восточный шлем VIIIв., р. Оскол; 2 - Чернигов, курган "Гульбище", IX в.; 3 - Смоленск, курган "Гнездово", IX-X вв.; 4— Чернигов, курган "Черная могила", середина X в.; 5 - д. Таганча на р. Роси, курган XII в. Эти технологические операции обычно использовались кузнецами, например, в производстве очажных котлов. На рисунке представлены три группы шлемов - иранская, половецкая и русская, дающие представление не только об их внешнем разнообразии, характерном для различных эпох и регионов, но также и о способах их изготовления. Тульи шлемов склепаны из пластин. Черниговский шлем (4) отличается от других своей отделкой: на железной тулье шлема набит медный лист, покрытый позолотой. Он является первым известным "золотым шлемом", воспетым позже в поэтических строках "Слова о полку Игореве", летописях и былинах. Другой аналогичной реликвией, относящейся уже к ХIII в., является известный шлем великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Шлем был найден в 1808 г. на месте Липецкой битвы 1215 г., с которой князь Ярослав бежал, разбитый новгородцами. Примечательная особенность этого шлема в том что он был выкован из одной железной заготовки. Этот цельнокованный шлем отличался легкостью и не уступал по прочности клепаным шлемам. В его изготовлении принимал участие и кузнец по железу, и мастер - ювелир. Шлем покрыт тонким серебряным листом, на который наложены чеканные серебряные накладки, изображающие архангела Михаила, Христа и искусно выполненные художественные орнаменты, показывающие грифонов, птиц, барсов, лилии и листья растений.
kovka-a.ru
история промысла, документальный фильм, фотографии изделий.
Кузнечный промысел — одно из древнейших ремесел. Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменном веке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередко считали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращал кусок бурого камня в ценную вещь.
Занимательный факт:Даже среди русских монархов были любители ковки — Иван Грозный (1530–1584) и Петр I (1672–1725). Исторически засвидетельствовано, что Петр I принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи. Как раньше изготавливали большие железные поковки — якоря показано в кинофильме «Петр Первый».Изначально металлы обрабатывали молотом только в холодном состоянии: так приравнивали металл к камню. Интересное предположение о первой выплавке железа сделал английский археолог А. Лукас: «Почти наверняка в первый раз железо было выплавлено случайно, возможно, в результате ошибочного использования железной руды вместо медной. Такого рода попытки, вероятно, повторялись не раз, пока мастер случайно не ударил молотком по полуостывшему металлу, что могло увенчаться частичным успехом. Наконец люди догадались, что для полного успеха овладения новым металлом нужно ковать его в раскаленном докрасна состоянии».
Сельские кузницы были маленького размера, и окон в них практически не было. Для того чтобы качественно выковать заготовку, кузнецу нужно было определить, насколько она раскалилась. Пирометров и специальных приборов для определения температуры не было, поэтому готовность определяли по цветам каления. Только полумрак позволял разглядеть и понять необходимый оттенок свечения, в котором степень накала отливает желто-красными переливами.
Кузница постройки 1910 года. Музей деревянного зодчества, пос. Тальцы. Фотография: М. Игнатьев / фотобанк «Лори»
Интерьер старинной кузницы. Фотография: А. Тихонов / фотобанк «Лори»
Кованые изделия на столе в кузнице. Фотография: А. Тихонов / фотобанк «Лори»
Занимательный факт:Говорят, что раньше кузнецы даже бороду использовали, чтобы определить температуру металла для сварки. Подносили нагретую деталь к бороде и, если волоски начинали трещать и закручиваться, сваривали заготовки.
Экспонаты и находки
В наши дни здание музея «Городская кузница XVII века» — самый старый дом Смоленска. В нем собраны подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII–XIX веков и воссоздана творческая лаборатория кузнеца.
Самым древним предметом из кованого железа, найденным археологами, считаются бусы из полых трубочек. Их нашел английский археолог Петри при раскопках египетских могил конца IV века до н. э.
Научные сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» отыскали места, где в древности велась плавка меди и железа. Были найдены целые комплексы плавильных печей, обломки тигельков. На Лайском мысу обнаружили грунтовые печи, остатки глинобитных печей и небольшие каменные печи.
Новое селище «Уралочка», относящееся к эпохе раннего железного века на левом берегу реки Малая Медведка, открыли помогавшие археологам школьники.
Самая любопытная находка тагильских археологов — железный, изъеденный ржавчиной кинжал, который пролежал в земле с VI века. Химический анализ металла показал, что в нем содержится кремний, марганец, фосфор — элементы, входящие в состав современной стали.
Кузнец за работой. Фестиваль «Времена и эпохи — 2013», Коломенское. Фотография: Н. Уварова / фотобанк «Лори»
Кованая виноградная гроздь. Фотография: А. Сидоров / фотобанк «Лори»
Кузнец у наковальни. Фотография: С. Майтелес / фотобанк «Лори»
Мастера и промыслы
Дагестанское селение Кубачи прославилось своими искусными ювелирами. Издавна они занимались оружейным ремеслом и жили в основном доходами с него. Первое упоминание о Кубачи встречается у арабских историков IX–XII веков, называвших эту территорию Зирихгеран или Зерекеран, что означает «кольчужные мастера» (Али аль-Масуди, Х век; Абу Хамид Андалуси, XII век). Здесь издревле делали кольчуги, стремена, оружие (мечи, луки, ножи, кинжалы), шлемы, медную посуду и др. Позднее название селения было заменено на арабское Кубачи, имевшее тот же смысл. Путешественники XVIII–XIX веков сообщали о производстве огнестрельного оружия, о выделке ружей, пистолетов, а также сабель, ножен и панцирей, о злато- и сереброкузнечной работе. Знаменитая кубачинская насечка применяется в нескольких видах, представляющих технику инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу.
Кованая решетка на окне
Фигурный подсвечник
Кованая жиковина на двери
Гороховец — один из древних владимирских городов, где металлопроизводству и металлообработке всегда уделялось особое внимание. Местные мастера славились своими работами в металле. Гороховецкие кузнецы делали хозяйственный инвентарь и торговали им на ярмарках. Ими изготавливалось большое количество предметов, необходимых в городской и в сельской жизни. Это жиковины, замки и ключи для деревянных дверей, подковы, обручи, различные инструменты, применявшиеся в любом деле. С большим старанием трудились мастера над созданием церковной утвари: фигурных подсвечников, паникадил, решеток для окон.
www.culture.ru