Скань - это что такое? Русская техника скани. Что такое чернь в древней руси


История древней Руси - » Чернь

Городские ювелиры

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

Действительно, изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Червь применялась исключительно для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Серебряная пластинка под чернь должна быть подготовлена чеканкой (Черная Могила, оправа турьего рога) или же тиснением (колты из разных мест) таким образом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком. Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего сцепления черни с серебром. После этого порошок разводили и полученную кашицу размазывали по углублениям пластинки. Затем пластинку ставили на жаровню, и чернь прочно соединялась с серебром. Получив черневой фон, мастер подправлял края его резцом и резцом же дорабатывал выступающие части узора.

Большинство вещей с чернью дошло до нас с почерневшим серебряным узором и с полуосыпавшейся чернью, но в свое время это были очень эффектные украшения, хотя и уступающие эмалям.

istoiarusi.ru

филигрань, скань, зернь и чернение — Jewellery Mag

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни)). Фото: Злат-Дар

Флешка, оформленная в технике филиграни. Фото: isnovaprazdnik.com

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

Пуговицы XVII–XVIII века. Серебро, филигрань, позолота, зернь. Фото: Российский этнографический музей

Кольцо, украшенное в технике зернь. Фото garuda.livemaster.ru

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь — это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru

Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

jewellerymag.ru

Традиционные ювелирные технологии на Руси

Мировое ювелирное искусство начиналось с украшений, которые изначально делались из кости, морских ракушек и т.п. Но в VII тыс. до н.э. человечество изобрело технику механической обработки самородного камня,  а в V тыс. до н.э. появляется высокотемпературное плавление меди в горнах и техника литья. Ювелирное искусство начинает стремительно развиваться.На этой странице мы познакомим вас с традиционными ювелирными технологиями, существовавшими во времена Киевской Руси и дошедшими до сегодняшнего дня — такими, как литье, ковка, чеканка, тиснение, чернь, позолота, инкрустация, волочение проволоки, филигрань и зернь. 

Литейное дело

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. К золоту, ввиду его высокой стоимости, эта техника, требовавшая массивности предметов, почти не применялась, за исключением маленьких вещей. Принципиальных отличий литье меди, бронзы, латуни, серебра, и других сплавов не представляет. Литье было основным приемом обработки металла деревенскими «кузнецами меди и серебру».

Литье в древнерусской деревне

Литьё это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще со времени бронзового века. Металл расплавляли в глиняных тиглях при участии мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или сплав металлов) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование «льячка» (от глагола «лить»). Льячки чаще всего делались с носиком для слива расплавленного металла и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металлом подогревали на огне, а затем жидкий металл наливали в литейную форму, необходимо было заполнить металлом все ее углубления. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее литейную форму. Разнообразны формы и объемы древнерусских тиглей. Емкость тиглей колебалась от больших объемов в 400 куб.см до маленьких в 10 куб.см. Тигли могли быть круглодонными или остродонными, реже – плоскодонными. Наиболее распространенными были конусовидные тигли с округлым дном. Тигли делались из глины с примесью песка и шамота.

Почти все литейные формы были односторонними. Такие формы прикрывались сверху гладкими плитками, чаще всего сделанными из известняка. Лицевая сторона предметов, произведенных в такой форме, была рельефной, а оборотная (прикасавшаяся к каменной плитке) - гладкой.

Литье могло производиться в односторонних формах и без гладкой крышки, прямо в открытых формах. Если обе половинки неплотно прилегали одна к другой, то металл просачивался в щели и образовывал так называемые литейные швы, которые обычно удалялись уже с готового изделия. При односторонней литейной форме эти швы располагаются ближе к задней плоской стороне изделия. Для того чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвеску с прорезями посредине, нужно было в форме при изготовлении ее оставить нетронутыми те места, где должны быть пустоты. Тогда эти непрорезанные на форме места будут плотно соприкасаться с накладной крышкой формы, и металл туда не проникнет. Если же нужно было сделать отверстие не в плоскости самой вещи, а, например, ушко для подвешивания к ожерелью, то для этого в форме делался каналец, перпендикулярный к литку, и в этот каналец вставлялся железный стержень. Металл, вливаясь через литок, обтекал вставленный стержень, и, когда стержень убирали, получалось отверстие. Орнамент, вырезанный в форме в глубь нее, на готовой вещи, естественно, получался выпуклым.

Кроме односторонних форм с гладкой крышкой, применялись и двусторонние, т. е. такие, у которых вторая их половина была не гладкой, а также фигурной. Иногда обе половинки формы делались совершенно одинаковыми, и вещь получалась симметричной, а литейный шов шел посредине.

Применялась также глиняная мягкая форма, точнейшим образом передававшая все детали обработки оригинала модели, с которой делали форму. Глиняные формы известны и в городах - в Киеве, в Херсонесе, но в городах они не применялись так широко, как в деревне. В городе требование массовости продукции заставляло ремесленника искать более долговечных материалов, чем глина.Очень интересно и оригинально литье по плетеной модели. На первый взгляд изготовленные этим приемом вещи кажутся сплетенными из медных проволок, но при внимательном рассмотрении выясняется, что они - литые. Восковая модель для таких изделий сплеталась из провощенных льняных или шерстяных шнуров, которые легко слипались друг с другом и позволяли выплетать сложные узоры. Полученная восковая модель обливалась жидким раствором глины, обволакивавшей все тончайшие углубления формы. После загустения глины модель обливалась еще несколько раз до получения твердой глиняной формы. Дальнейшая задача заключалась в вытапливании воска и выжигании остатков шнуров.

Эта техника литья по плетеной восковой модели была широко распространена на северо-востоке. В собственно русских областях эта кропотливая техника, сближавшая литье с вязаньем кружев, не пользовалась особенным успехом.

Городское древнерусское литье

В раннюю эпоху развития русского города многие приемы литья были одинаковы в городе и деревне. Например, на протяжении IX-X вв. городскими литейщиками чаще всего применялось литье по восковой модели и лишь позднее появляются жесткие литейные формы.Легкость выполнения сложных узоров на воске всегда привлекала внимание мастеров к этому виду литья. Единственным препятствием была хрупкость получаемой литейной формы, которая, хоть и выдерживала несколько отливок, но легко выкрашивалась и ломалась. В IX-X вв. этой техникой изготавливались подвески к ожерельям, поясные бляшки, застежки к кафтанам (Гульбище) и головки для шейных гривен. По сравнению с деревенской техникой обработки восковой модели можно выделить следующие отличия: городские литейщики вырезают модель специальными резцами, не довольствуясь только выдавливанием узора, применявшимся сельскими мастерами. Резьба по воску давала яркую игру света и тени и позволяла значительно увеличить художественную выразительность литого изделия. Способ потерянной формы применялся и в XI-XIII вв. для отливки наиболее сложных предметов. Важным усовершенствованием литейного дела было открытие способа двустороннего литья по двум восковым моделям, который широко применялся в XII в.

Другим видом литейного мастерства является литье в жестких формах. 

Материалом для изготовления литейных форм служили различные породы сланца (в том числе и розовый шифер), изредка известняк, а в конце домонгольского времени - преимущественно литографский камень, допускавший особо тщательную отделку. Очень редко, и только для оловянного литья, применялись бронзовые литейные формы. 

Большинство каменных литейных форм - двусторонние с очень тщательно притертыми друг к другу плоскостями для устранения литейных швов. Для правильности совмещения обеих половинок, в литейных формах просверливались гнезда, из которых одно заполнялось свинцовым штифтом, подогнанным так, что он плотно входил в свободный паз второй половинки. Это обеспечивало неподвижность обеих форм. Для отливки объемных вещей со сложной рельефной орнаментацией киевскими ювелирами были изобретены трехсоставные формы. 

По характеру отделки все литейные формы можно подразделить на формы с врезанными линиями и на формы с выпуклыми линиями. В первом случае мастеру не нужна была особенная тщательность: он просто резал по камню вглубь. На готовом изделии получался рельефный рисунок. 

Ковка и чеканка

Эти техники нашли наибольшее распространение в городе.В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда. Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму. Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторые места менее прокованными, мастер достигал желаемого контура вещи. Иногда к чашам приковывался поддон (закруглялись края), а на венчик и тулово наносился чеканный орнамент. Образцом кованой серебряной посуды может служить серебряная вызолоченная чара черниговского князя Владимира Давыдовича, найденная в татарской столице Сарае.

Ковочные работы в ювелирной технике имели широчайшее применение для самых разнообразных целей. Особо нужно отметить выковку тонких листов серебра и золота для различных поделок. Наибольшей виртуозности достигали златокузнецы при изготовлении золотых пластинок для перегородчатой эмали. Толщина золотого листа измеряется в таких пластинках не только десятыми, но даже сотыми долями миллиметра. 

С ковкой серебра и меди почти неразрывно связана чеканка этих металлов. Технику чеканки можно подразделить на три вида: мелкопуансонная орнаментальная чеканка, плоская чеканка и рельефная чеканка. Для некоторых работ применялись все виды чеканки, но каждый из этих видов имеет свои технические особенности и свою историю. 

Простейший вид чеканки заключается в том, что рисунок наносился на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую пластинку клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте узора, но не делая выпуклостей на обороте. Узор наносили пуансонами различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника и т. д. Наиболее полно чеканка миниатюрными пуансонами прослеживается по смоленским и черниговским материалам IX-X вв. Техника мелкопуансонной чеканки возникла в северных русских городах в IX-X вв. и существовала там и в дальнейшем. 

Второй вид чеканных работ - плоская чеканка - характеризуется созданием любых композиций путем утопления фона вокруг намеченных фигур. Работа ведется теми же миниатюрными пуансонами, но только самого простого рисунка - сплошной круг, кольцо, черточка. Такой способ чеканки всегда сочетается с работой резцом. Чеканка производилась следующим образом: выкованный тонкий лист серебра прибивался к гладкой деревянной доске, на него легким нажимом резца наносился контур рисунка и затем многократными ударами молотком по пуансону фон вокруг оконтуренного рисунка утапливался вниз, в результате чего рисунок становился рельефным. Обычно высота рельефа при этом способе была невелика - 0.5-1.5 мм, и рельеф был плоским.

К образчикам плоской чеканки относится знаменитая серебряная оковка турьего рога из Черной Могилы. Она является уникальным памятником русского ювелирного искусства Х в.

Плоско-рельефная чеканка преобладала среди орнаментальных приемов X - первой половины XI в. Около середины XI в. она отчасти вытесняется новой, усовершенствованной техникой штампования или тиснения серебра на специальных матрицах, развившейся позднее в излюбленный технический прием - «басменное тиснение» (многократное применение одного штампа в одном и том же орнаменте). Чеканка сохраняется лишь, при выделке уникальных заказных вещей. Но при этом мастера-чеканщики не удовлетворяются пуансонной или плоской чеканкой, а работают третьим способом - способом рельефной, выпуклой чеканки, носившим в древней Руси название «обронного дела».

Сущность выпуклой чеканки заключается в том, что сначала орнаментируемую серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. Лишь после того как такой чеканкой получен на лицевой стороне выпуклый рисунок, лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделывается одежда, лицо, волосы, подправляется общий рельеф. Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой, выпуклой чеканке, работу производят на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Эта техника была значительно сложнее, чем простая чеканка по лицевой стороне. Обронная чеканка появляется примерно в XII в. Образцы этой чеканки встречаются главным образом в Великом Новгороде.

Тиснение и штамповка

Усовершенствованием и механизацией процесса плоско-рельефной чеканки явилось применение специальных штампов или матриц, при помощи которых на тонких листах серебра или золота оттискивался рельефный рисунок. Техника тиснения серебра получила особое значение ввиду широкой распространенности искусства черни, для которой требовался выступающий рельефный рисунок и утопленный вниз фон.

Под чернь шло преимущественно серебро, так как оно давало четкий и яркий рисунок на фоне бархатистой черни. Для того чтобы осуществить эту игру серебра и черни, древнерусские мастера обычно поступали так: на серебряную пластинку легким контуром наносился рисунок, затем фон вокруг этого рисунка, предназначенный для чернения, утоплялся таким образом, чтобы самый рисунок был выше фона, так как на плоскость фона должен быть положен слой черневой массы. Тиснение производилось на тонких листах золота, серебра, реже - меди, путем накладывания их на металлические (медные, стальные) матрицы, имеющие выпуклый рисунок. Поверх листа, на котором должен быть оттиснут рисунок матрицы, обычно клали свинцовую пластинку и по этой мягкой прокладке ударяли деревянным молотком, заставляя свинец (а за ним и серебряный лист) заполнять все углубления матрицы. Пластичность свинца способствует точному повторению форм матрицы на обрабатываемом серебряном листе.  По окончании тиснения получается пластинка с двойным рисунком: на лицевой стороне повторен рисунок матрицы, на обороте — тот же рисунок, но в негативной форме. Между рельефом матрицы и рельефом готовой продукции неизбежно некоторое расхождение, обусловленное толщиной металлического листа. Чем толще лист, тем сглаженнее, уплощеннее будет рельеф на лицевой стороне. 

Особый интерес приобретает время появления нового технического приема, заменившего собой кропотливую чеканную работу. Временем появления техники тиснения является эпоха Ольги и Святослава - середина Xв. Вероятнее всего, что появление нового технического приема в работе русских городских ювелиров связано в известной степени с влиянием византийской культуры и явилось одним из положительных результатов сближения с Византией.

Чернь

Эмаль применяли чаще всего на золоте, с чернью работали в серебре. «Где золото сменяет серебро, там эмаль сменяет чернь».. Для перегородчатой эмали серебро является материалом второго сорта в силу того, что оно менее мягко и ковко, чем золото, и легче плавится: температура плавления серебра 960,5°, а температура плавления золота 1063°. Поэтому эмальеру, работающему с серебром, сложнее сделать тонкие перегородки для эмали и спаять их в печи с дном лотка так, чтобы они не расплавились. В процессе изготовления черни такие тонкие операции не производились. 

Чернь лучше всего сохраняется в углублениях рисунка, поэтому создание подходящего для нее ложа достигалось естественнее всего при помощи гравирования. В результате мастер получал черненый рисунок на светлом фоне. Другой путь — чернение фона со светлым рисунком на нем — предполагал углубление поверхности для черни. Во всех этих случаях широко применялось и золочение.Все перечисленные приемы — гравировка, золочение, чернение — в основе своей мало менялись. Так, химические исследования показали, что рецепт чернения, описанный Плинием Старшим, перешел из античности в металлообработку раннего средневековья практически без изменений. 

Первой стадией в сложном процессе производства серебряного украшения с чернью было изготовление самой вещи, которую предстояло украсить чернью. Реже всего для этого применялось литье. Только наконечники витых браслетов и некоторые перстни с чернью были литыми, в целом же литье — слишком не экономный способ изготовления вещей из драгоценных металлов. Обычно черненые изделия делались из тонкого листа серебра. Для создания из него в холодном состоянии полого тела применялся очень древний способ — ручная выколотка (дифовка). Основан он на таком свойстве серебра, как вязкость, из-за которой обрабатываемый ударами деревянного молотка лист тянется, изгибается и приобретает необходимую форму. Таким образом сделаны некоторые колты и обручи, исполнявшиеся по индивидуальным заказам. 

Массовая продукция требовала более легкого способа. Им оказалось тиснение на матрице. Матрицы, литые из медных сплавов, имели выпуклую внешнюю поверхность и плоскую внутреннюю. Первая при тиснении обеспечивала пластине выпуклую поверхность, вторая позволяла плотно закрепить матрицу на верстаке. При раскопках подобные матрицы найдены не раз. Они отличаются только большей или меньшей тщательностью выполнения. 

Второй стадией в изготовлении обручей была гравировка — искусство, тесно связанное с чернью. Гравирование — это вырезание рисунка на металле, при котором линейный рисунок наносится на металл при помощи стального резца, или, как его называют ювелиры, штихеля. Дошедшие до нас древние изделия с гравировкой отличаются друг от друга различными следами, которые оставил штихель. В древней Руси, как и в настоящее время, мастера использовали штихели с рабочим краем различной формы.

Радирной иглой производят первую операцию гравирования — переноску рисунка с бумаги на металл.  Пластина, на которую надо перевести рисунок, закрепляется неподвижно на специальной подушке. Такой подушкой может служить смола, разогретая в сосуде, как это делается при чеканке. После этого на заготовку кладут тонкий слой воска. Рисунок, сделанный карандашом на кальке, накладывают на воск лицевой стороной и слегка придавливают, отчего на воске остается отпечаток. Эта операция могла выглядеть и так: по линиям рисунка проводят деревянной палочкой с заостренным концом. По снятии бумаги на воске остаются углубленные линии переведенного рисунка.

Трудно сказать, как практически осуществлялся перевод рисунка на металл в древности. Можно только утверждать, что этот процесс был, о чем свидетельствует совершенный рисунок гравировки таких сюжетов, как сложная плетенка, невозможная без предварительного эскиза и перевода. Перевод рисунка легко объясняет удивительную близость сюжетов, исполненных гравировкой на обручах, с орнаментальными сюжетами рукописных книг древней Руси. По линии переведенногона восковую поверхность серебряной заготовки рисунка проходились радирной иглой, и он окончательно закреплялся на металле. 

Заключительным этапом работы над украшением с чернью и гравировкой было собственно чернение. Чернь на древнерусских украшениях бывает различной по плотности и тону. Иногда она выглядит черно-бархатной, иногда — серебристо-серой с грифельным отливом. Это зависит от различной рецептуры, в тонкости которой мы могли бы проникнуть только в результате химического количественного анализа. Поскольку для такого анализа требуется значительное количество черни и частичное разрушение древней вещи, такой путь исследования использован быть не может. Уже в X в. мы встречаемся с серебряными изделиями, украшенными черневым узором. В. И. Сизовым среди гнездовских материалов были выделены бляшки русской работы, с фоном, заполненным чернью. Черневой орнамент украшает уже упомянутый турий рог из Черной Могилы.

В состав черневой массы входят: серебро, свинец, красная медь, сера, поташ, бура, соль. Обычно эта смесь хранится в порошке. До конца XII в. в черневом искусстве господствовал черный фон и светлые рельефные фигуры на нем.

Образцы черни 11-13 вв.

Инкрустация

Простейший и древнейший вид инкрустации мы находим на шпорах X-XI вв. В горячем железе тонким зубилом делался ряд углублений, которые позже забивались небольшими золотыми или серебряными гвоздиками. Золото иногда вбивалось заподлицо с поверхностью железа, иногда же выступало в виде небольших бугорков.

Применялись и врезка золотой проволоки в железо и покрытие больших площадей железа серебряными листами (часто с последующей позолотой). Для этого поверхность железа или надсекалась косой бороздкой (для проволоки) или вся покрывалась насечками и шероховатостями для лучшего сцепления с серебром.

Образцом сплошной серебряной набивки может служить шлем Ярослава Всеволодовича, корпус которого, свободный от позолоченных чеканных накладок, был набит серебром. Инкрустацией и накладкой украшались боевые топоры. 

Золочение

Она находила широчайшее применение в быту Киевской Руси, допускала несколько различных способов нанесения золота. Реже всего применялось наложение золотой фольги как наименее прочный способ соединения. В изделиях IX-X вв. позолота применяется очень широко, играя важную роль в декорировке различных изделий.Древнейшим памятником следует считать фрагмент медной пластины из Киева с золотым рисунком, изображающим город с частью крепостной стены, башню, ладью с высоким загнутым носом и толпу воинов с копьями и щитами. Воины безбороды, безусы, волосы у них стрижены в кружок. Вполне возможно, что в отличие от других дошедших до нас дверей церковного назначения киевский фрагмент принадлежал двери светского дворца, так как изображения на нем лишены какой бы то ни было примеси церковности.

Медная пластинка с золотым рисунком (Киев)

Изобретение золотого письма избавило художника от утомительной физической работы, необходимой при инкрустировании, позволив ему свободно творить сложные и затейливые узоры и композиции.

В этом отношении русские ювелиры обогнали своих царьградских, итальянских и рейнских современников, создав новый вид техники золочения. Судя по тому, что эта техника пережила татарский погром и продолжала существовать в Новгороде и в XIV в., можно думать, что в XII-XIII вв. она была распространена во всех важнейших русских городах (Киев, Новгород, Рязань, Суздаль).

Волочение проволоки, филигрань и зернь

Одним из важнейших разделов ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на различные изделия. Проволока крупного калибра употреблялась на изготовление гривен и браслетов, более тонкая - на височные кольца, цепочки, а тончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

В Киеве была найдена интересная заготовка медного проволочного жгута для гривен. Мастер заранее сделал толстую проволоку, свил ее в жгут, а затем закрутил в несколько рядов. По мере надобности от заготовки отрезывался кусок и из него делалась гривна. Найденный жгут рассчитан на 8-10 гривен.

Здесь перед нами пример перехода от работы на заказ к работе на рынок. Мастер тянет проволоку заранее, еще до получения заказа на гривны, готовит сырье для них - жгут. Совершенно очевидно, что мастер сделал заготовку в расчете на будущие заказы и резать проволоку не решался, так как гривны могли быть заказаны разных размеров. Отсюда только один шаг до того, чтобы мастер решился готовить впрок не только проволоку, но и самые гривны; в таком случае его мастерская стала бы одновременно и местом продажи украшений.

Тонкая проволока служила для выполнения разнообразных филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» - свивать, сучить), представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволочки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластинкой требуется пайка.

Совершенно не отделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни - напаивание на пластинку мельчайших зерен металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментированную пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню. Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо охватил зернь или нить.

Для приготовления зерни современными ювелирами практиковался следующий простой прием: расплавленный металл (золото или серебро) льют в резервуар с водой через мокрую метлу или решето, разбрызгивающие металл на мельчайшие капли. Иногда применяется литье расплавленного металла через струю воды; этот прием древнерусским мастерам было трудно осуществить, так как для этого требовалась горизонтальная струя воды. Зерна застывшего металла должны были сортироваться по размерам, так как при описанных способах они не могли получаться ровными.

Зернь и скань встречены в русских курганах, начиная с IX в., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы. На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.

Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока - каркас рисунка. Междупроволочное пространство густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

Особым декоративным приемом, появившимся едва ли ранее XII в., было напаивание на полый серебряный шарик миниатюрных проволочных колечек, на которые сверху приделывали по одному зерну серебра. Именно этими техническими приемами изготавливались звездчатые киевские колты . Диаметр проволочки, из которой делали кольца, достигал 0.2 мм. Кропотливость работы вознаграждалась тонкой игрой света и тени.

Одним из видов применения скани была орнаментация золотых и серебряных плоскостей на крупных изделиях вроде окладов икон, кокошников, крупных колтов и «барм». 

Развитие филигранной техники со спиральными завитками оказало влияние на орнаментику XII-XIII вв. Во фресковой живописи, в миниатюре и в прикладном искусстве именно в это время появляется спиральный узор.

Так же как в литье и в других разделах городской ювелирной техники, и в области скани и зерни мы сталкиваемся с наличием широкого массового производства наряду с перечисленными выше работами на взыскательных заказчиков. В курганах дреговичей древлян, волынян, отчасти кривичей встречаются медные бусы из проволочного каркаса с голубой зернью на нем.

На протяжении долгого времени древнерусские мастера совершенствовали свои навыки, достигая все большего и большего уровня. Ремесленники на высочайшем уровне занимались гончарным искусством, резьбой по дереву, обработкой камня и т.п., но самых превосходных результатов они добились в обработке металлов. Они владели всеми техниками ювелирного искусства. Древнерусские мастера использовали технику скани, зерни, литья, чеканки, ковки,  инкрустации, волочения, чернения и т.д., они освоили даже непомерно сложную технику перегородчатой эмали. 

Кузнецы занимались литьем из серебра и бронзы, создавали настоящие произведения искусства. Но ювелирная работа в Древнерусском государстве не ограничивалась литьем. Многие отлитые изделия украшались уникальными гравированными и чеканенными узорами и инкрустировались драгоценными камнями. Уникальность ювелирных традиций Древней Руси заключалась в универсальности мастеров, умевших работать со всеми известными техниками.

russiansilver.ru

это что такое? Русская техника скани

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

Скань или филигрань?

По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое - исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе - европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для украшения таких изделий часто применяют так называемую зернь – маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов – серебра, золота.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Русский промысел

Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань – это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции... Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой – все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая – это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.

fb.ru

История древней Руси - » Городские ювелиры

Рассмотрение кузнечного дела уже показало тот высокий технический уровень, которого достигло городское ремесло в древней Руси. Но подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно все технические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Не было, пожалуй, такой отрасли художественного ремесла, в которой русские ремесленники XI—XII вв. не создали бы замечательных, поражающих своим совершенством вещей. Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литья и, наконец, сложнейшая из всех — техника перегородчатой эмали. Клады и уцелевшие от погребальных костров вещи в курганах IX—X вв. (Гнездово, Киев, Чернигов и др.) дают нам ряд тонких и изящных изделий по большей части местной работы, обнаруживающих опытность и высокое искусство русских мастеров. При рассмотрении начальных истоков городского ювелирного ремесла мы в еще большей степени, чем для деревни, должны учитывать художественные и технические традиции предшествующей эпохи.

(далее...)

Одним из важнейших разделов городского ремесла была обработка меди. Медники составляли особую группу ремесленников «котельников», но работы из меди производились и другими мастерами.

(далее...)

Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей, наличие которых мы уже видели выше у деревенских кузнецов. Образцами плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII в. из города Вщижа Восчижа) на Десне (точное бытовое назначение предмета не определено).

(далее...)

Наряду с литьем металла широкое (в отличие от деревни) применение имели ковка и чеканка.

(далее...)

В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. Эта техника имеет очень старую традицию, восходящую еще к скифской эпохе. На Руси она не применялась до XI в., но в византийских городах, например, в Херсонесе, часто вместо выпуклой чеканки применялось тиснение. Для этого отливали массивную медную пластинку — матрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали серебро во все углубления пластинки. Иногда поверх серебра клали свинцовую пластинку и били молотком по свинцу, благодаря чему серебро мягко облегало рельеф матрицы. На херсонесских крестах X в., покрытых тонкой чеканной обкладкой, часть орнамента, наиболее простая, выполнялась простой чеканкой, а клейма с фигурами тиснились на матрицах. Подобные матрицы известны среди херсонесских находок.

(далее...)

Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого — на височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нити украшали поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни.

(далее...)

Тонкая проволока служила для выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань (от «скати» — свивать, сучить) представляет собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор.

(далее...)

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

(далее...)

Чтобы закончить обзор ювелирного дела древней Руси, остается еще упомянуть об инкрустации золотом и серебром по железу и меди и о золочении.

(далее...)

Перейдем к той части ювелирной работы, где от мастера требовалось но только умение обращаться с золотом и серебром, но и известное знание химии. Речь идет о технике черни и эмали. В X в. автор специального сочинения о технике художественных ремосл (Schedula diversarum artium) пресвитер Теофил — современник Святослава и того безымянного русского князя, который был похоронен в Черной Могиле, говорит о том, что «Руссия» славится изготовлением эмали и черни. Во введении к своему трактату Теофил, обращаясь к читателю, перечисляет ряд стран — Грецию (Византию), Руссию (Русь), Аравию (арабов), Италию, Францию, Германию, славящихся каждая тем или другим видом художественного ремесла, и среди них называет и древнюю Русь со следующей характеристикой в общем контексте: «Если ты его [т. е. трактат] подробно изучишь, то узнаешь… что нового изобрела Русь в искусстве изготовления эмалей и в разнообразии черни». Таким образом, для Теофила художественное ремесло древней Руси уже в X в. не только стояло на одном уровне с другими странами Западной Европы, но и выделялось среди них своеобразием некоторых видов своей художественной техники.

(далее...)

Русские эмали пользовались у современников и пользуются поныне вполне заслуженной славой. Тщательность работы, яркость красок, продуманное сочетание тонов и тонкость рисунка, соединенные с прочностью эмалевых вещей, делают их одним из лучших разделов мирового ювелирного искусства XI—XIII вв.

(далее...)

istoiarusi.ru

что такое витраж? коротка своими словами! 1 витраж 2 зернь 3 скань 4 чернь 5 филинрань 6 финифть 7 эмаль 8 фреска спс

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий. Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют. Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витраж-мозаика из цветного стекла, скрепленного свинцовыми полосами. используется в изделиях, пропускающих свет (окна, двери, светильники) Зернь-крошечные металлические шарики, напаиваются на кручёную проволоку, образующую орнамент Скань-узор из перевитой металлической проволоки (на которую зернь и напаивается) Чернь-сплав серебра со специальными химическими компонентами, наносится на гравированную поверхность, обжигается- в результате чего орнамент приобретает чёрный или тёмно-серый цвет Филигрань- то же, что и скань (разное происхождение слов филигрань из латыни, скань-славянская лексика) Финифть-на Руси так называли эмали Эмаль-красочное, стекловидное покрытие, получаемое путём обжига стекловидного порошка Всё вышеперечисленное относится к русской технике изготовления финифти (она же перегородчатая эмаль) . Интересно, как сюда фреску (роспись по сырой штукатурке) занесло? Хотя, всё это относится к искусству древней Руси.

touch.otvet.mail.ru

Чернь - Ювелирные техники, отделка ювелирных украшений | Jevel.ru

Чернь представляет собой одну из техник декорирования ювелирных изделий и предметов быта, известную еще со времен Римской империи. Первые упоминания об использовании черни встречаются в работах Плиния, датированных I веком до нашей эры. Также техника была широко распространена на Руси, а затем и в более поздней России.

 

Суть ее сводится к использованию в качестве покрытия порошка, изготавливаемого из измельченного серебра, свинца и меди с добавлением серы. Данный порошок наносили на изделие, создавая определенный рисунок, и после этого производили обжиг.

Рисунок обычно наносился на предварительно глубоко вырезанный орнамент. В качестве поверхности использовались золотые или серебряные украшения, чаши, блюда и прочие предметы утвари. При нанесении смесь черни глубоко проникала в прорези, а при обжиге на слабом огне спаивалась с поверхностным слоем металла.

 

После обжига и спекания необходимо удалить сплошной слой, покрывший поверхность. Его обычно приходится спиливать, так как он очень прочный и, по сути, также является металлическим сплавом. После того, как поверхность очищена, чернь остается только на месте прорезей, формируя узор.

Далее на изделии устраняли неровности и шероховатости при помощи пемзы, а потом шлифовали углем. Причем использовать необходимо не просто уголь, а прогоревшую березовую древесину.

 

Само название «чернь» произошло из-за характерного черного цвета, приобретаемого после нанесения порошка. Но цвет не всегда может быть черный. Изменяя пропорции составляющих, можно получать любой оттенок от бархатно-черного до светло-серого. Существует и еще одно название техники – ниелло. Его принято считать международным.

Многие раритетные ювелирные изделия Древней Руси, дошедшие до наших дней, до сих пор не утеряли своей первоначальной красоты именно благодаря большой износоустойчивости черни.

Кроме серебряной черни, недавно научились использовать и чернь из палладия и платины. Ее получают путем восстановления металлов. Но в ювелирных целях ее используют достаточно редко.

www.jevel.ru