Какие размеры бывают у болта м12? Какая резьба бывает на болтах


Какой бывает вид, шаг резьбы и размер у болтов, и для чего их используют?

Болт м12 является крепёжным элементом из высококачественной стали. Изделие состоит из шестигранной головки с металлическим стержнем. Его напыляют специальным покрытием от коррозии, называемой оцинковкой. Однако, не всегда покрывают. Просто оцинкованное изделие будет сслужить дольше, в отличие от не оцинкованного.

У него бывает крупный или мелкий шаг нарезки резьбы, иметь полную либо частичную резьбу. Под частичной резьбой подразумевается нарезная в нижней части. Длина стрежня крепежа с полной разбой в диапазоне 1,4– 3,2 см. В диаметре шестигранная головка будет равна 1,8 см. Диаметр болта м12 составляет 1,2 см. У него может быть правое или левое направление резьбы. Крепёж с частичной резьбой обычно длиной 3 см. По ГОСТ болт м12 используют ключи на 19, но в зависимости от головки могут использоваться ключи разной формы и размеров.

Крепежи часто применяют в автомобильной промышленности, строительстве и во время установки различных объектов. Крепежи, имеющие шестигранную головку, производятся строго по стандартам. ГОСТ 7798–70 является основным стандартом для данных видов изделий из металла. По этому стандарту изделие м12 всегда имеет неизменные технические характеристики.

Существуют не только изделия м12 из шестигранной головки, есть и другие виды головок у этого изделия:

  • Мебельной или полукруглой формы.
  • В форме кольца.
  • U- образной формы.
  • В форме цилиндра с внутренней выемкой в форме шестигранника.

Давайте рассмотрим техническое условное обозначение болта м12.

Что такое техническое условное обозначение металлического изделия?

Ещё в советское время ввели условное обозначение для крепёжного изделия, хотя в условном обозначении кое-что было заимствовано из Европы. Советским инженерам удалось создать новую систему условного обозначения для крепежа. Обозначения на чертежах крепёжных изделий (винт, шайба) должны соответствовать принятой системе условного обозначения крепежей. В результате недостаточной квалификации инженеров появилось упрощённое обозначение крепежей. На сегодняшний день существует три вида условного обозначения крепежей:

  1. Полное обозначение указывает все технические параметры (Гайка M 16–6 H.032 ГОСТ… и т. п.).
  2. Сокращённое обозначение указывает только важные технические параметры (Винт М8–8 gx 60.029 ГОСТ… и т. п.).
  3. Упрощённое обозначение указывает только важные параметры (Винт M 8×45 ГОСТ… и т. п.).

Какой ГОСТ, ТУ и ОСТ у крепежа указывать необходимо обязательно. Они указывают на ряд технических параметров конструкции, её геометрическую форму, точность, прочность и марку стали. Стандартом служит ГОСТ, для каждого вида крепежа он разный.

Расшифровка технического описания

Для описания металлических крепежей используют ГОСТ 1759.0. Он используется только для крепежей. Давайте разберёмся с каждым параметром в техническом описании металлического изделия.

Для крепежей существуют следующие параметры:

  1. Наименование крепежа.
  2. Точность класса изделия (A, B, C).
  3. Исполнение.
  4. Вид (M, K, T р).
  5. Диаметр.
  6. Шаг резьбы.
  7. Направленность резьбы.
  8. Поле допуска.
  9. Общая длина.
  10. Прочность.
  11. Марка материала.
  12. Толщина и вид покрытия.
  13. Номер стандарта.

В техническом обозначении на схемах не всегда указываются все характеристики крепежа. Их может быть больше или меньше.

Описание болта м12

В качестве примера рассмотрим по ГОСТ болт м12. Техническое условное обозначение этого изделия выглядит так: Болт 2М12×1,25LH-6gx50.58.019 ГОСТ 7798. Первый элемент название крепежа болт. Точность по ГОСТ болт м12 будет B, но его не указывают, так как указывается ГОСТ. Для него используется только класс B. Самым лучшим классом точности является первый класс А. Исполнение изделия, в нашем случае будет 2. Всего четыре. Когда его не указывают, значит, исполнение будет один.

Вид резьбы по ГОСТ м12 будет M. Для этого изделия используется металлический вид резьбы. Всего используется три вида (металлический, конический, трапецеидальный). Его диаметр по ГОСТ болт м12 будет 12 мм. Шаг резьбы по ГОСТ болт м12 будет в нашем случае равно 1,25 мм. Шаг резьбы бывает крупный, мелкий и особо мелкий. В условном обозначении крупный шаг резьбы никогда не указываю. Для крепежа шаг резьбы равный 1,25 мм считается мелким, а крупный шаг начинается от 1,75 мм.

В нашем случае резьба будет направлена в левую сторону LH, потому что направлении в правую сторону в техническом обозначении не указывают. По ГОСТ болт м12 поле допуска резьбы будет составлять 6g. Этот параметр позволяет узнать класс точности изготовленной резьбы. В рассматриваемом изделии класс точности изготовленной резьбы будет грубый, так как грубый класс обозначается цифрами от 5.

По ГОСТ болт м12 имеет прочность в рассмотренном примере равную 58. В нашем примере 01 служит для обозначения вида покрытия, а толщина будет равна 9 мкм. Общая длина болта м12 будет равна 50 мм.Теоретический вес 1 тыс. штук болтов м12 при длине 14 мм будет составлять 27,89 кг, а вес 1 тыс. шт. болта м12 при длине 260 мм будет равно 245 кг.

instrument.guru

Разновидности резьбы на болтах и гайках

Многие знают, что болтовое соединение – одно из самых надежных, прочных и долговечных разборных соединений. Но мало кто знает об особенностях болтов и гаек. Основное отличие всех болтов между собой заключается в габаритных размерах, а также в типах нанесенных резьб. Болтовые крепежные изделия чаще всего делаются с метрической резьбой треугольной формы. Вообще резьба – это винтовая спираль, которая имеет постоянных ход и постоянный шаг. Точно такая же спираль – и в гайке, что позволяет плотно прижимать соединяемый материал. Метрическая резьба используется практически на всех современных типах разъемных соединениях.

    Кроме того, существуют такие резьбы:
  • трапецеидальная;
  • цилиндрическая;
  • упорная;
  • трубная;
  • Эдисона круглая.

Резьба Эдисона используется при создании электроприборов и деталей, например, самое известное применение такой резьбы представлено в цоколе и на лампочке.

Упорная резьба используется чаще всего в различных механизмах, которые обеспечивают поднятие большого груза, она способна работать с достаточно большими давлениями.

Трапецеидальная резьба используется для передачи движения и поэтому применяется во всех механизмах, которые в этом нуждаются, например, ходовые винты, винты суппортов и т.д.

Определяющие параметры резьбы

Любая резьба имеет свои параметры, по которым можно определить ее тип. Это играет большую роль, так как именно такие показатели позволяют использовать болты с резьбами в той или иной области.

    Параметры резьбы:
  • шаг;
  • ход;
  • наружный диаметр;
  • внутренний диаметр;
  • средний диаметр.
Зная эти параметры, можно с легкостью определить не только тип резьбы, но и область применения такого болтового или любого другого типа соединения.

www.nimafirst.com.ua

Какие бываю резьбы и их ремонт

Резьбовые соединения — основной вид разборных соединений двух или нескольких деталей, узлов и агрегатов. Они встречаются в любом механизме, в том числе и в мотоциклах, которые «нашпигованы» резьбой сверху донизу — от вентилей колесных камер до крепления проводов и ободка фары.При длительной эксплуатации мотоцикла приходится периодически менять отдельные его детали. Со временем резьбовые соединения, на которых собран мотоцикл, ослабевают и, рано или поздно, встает вопрос об их замене. Но что такое резьбовое соединение само по себе?Прежде всего, что такое собственно «резьба»?

 

Резьба — это винтовая канавка того или иного профиля, прорезанная на цилиндрической или конической поверхности. В зависимости от формы канавки наиболее распространены треугольная, трапецеидальная, полукруглая и упорная резьбы. Различают также однозаходные и многозаходные резьбы, а по месту нарезки — наружные и внутренние. Кроме того, резьбы отличаются по их параметрам. И, наконец, встречаются правые и левые резьбы.В машиностроении применяются три вида треугольных резьб: метрическая, дюймовая и трубная. Поскольку в конструкции отечественных мотоциклов используется в основном од- нозаходная правая (то есть завинчивание происходит по часовой стрелке) метрическая резьба, то и разговор будет именно о ней. (Исключением из правила в конструкции мотоцикла являются левые резьбы на шейках коленвала, выходная резьба на вторичном валу КПП и иногда—на колесных осях, а также дюймовая резьба на вентилях камер, единая для всех транспортных средств, за счет чего все золотники взаимозаменяемы).

Профиль метрической резьбы имеет вид треугольника с углом 60″ в его вершине. Резьбы делятся на основную крепежную и несколько мелких. Основные параметры, по которым различаются резьбы,— диаметр и шаг, задающиеся в миллиметрах. Шагом резьбы называется расстояние между вершинами двух соседних витков. Диаметр наружной резьбы равен внешнему диаметру ее выступов, а диаметр внутренней — диаметру ее впадин, то есть для определения диаметра резьбы измеряется наружный диаметр болта или другой детали с резьбой, а для внутренних резьбовых отверстий диаметр определяется по подходящему болту.Для обозначения резьбы на чертежах применяются специальные записи, включающие в себя основные параметры. Примеры таких обозначений: М8; М8Х1; М10Х1; М10Х1.25, где М — метрическая резьба, первая цифра — наружный диаметр резьбы, вторая цифра — шаг резьбы. На приведенных примерах видно, что вторая и третья резьбы имеют одинаковые шаги, но разные диаметры, а третья и четвертая — одинаковые диаметры, но разные шаги. В обозначении первой резьбы указан только диаметр, это означает, что данная резьба — одна из основных крепежных (см. таблицу), шаг в этом случае просто не указывается.Резьба может быть нарезана либо на каком-то узле или части конструкции (наружная, например, на валу или оси, а внутренняя — в отверстии, просверленном в кожухе или картере), либо на специальных крепежных деталях. Различают пять основных видов крепежных деталей. Это финт, болт, шпилька, гайка и шуруп.

Винт — крепежная деталь в виде цилиндрического стержня с утолщенной головкой различных форм. На части стержня или на всей его длине нарезана резьба, в головке имеются прямоугольный паз, так называемый «шлиц», или крестообразное углубление («крест») или углубление в форме правильного шести-гранника, которые предназначены для завинчивания и отвинчивания винтов с помощью отверток или специальных ключей.Болт — крепежная деталь в виде цилиндрического стержня с утолщенной головкой в форме правильного шестигранника, которая предназначена для завинчивания и отвинчивания болтов с помощью рожковых, накидных, торцовых ключей или головок.Шпилька — крепежная деталь в виде стержня, имеющего резьбу на обоих концах.Гайка — крепежная деталь, имеющая отверстие с резьбой. По форме гайки бывают круглыми, шестигранными, корончатыми, гайками-барашками и т. д.Наконец, шуруп — крепежная деталь в виде винта с очень большим шагом винтовой нарезки, заборным конусом для ввинчивания в мягкий материал и шлицом или «крестом» под от-вертку.Чаще всего на мотоцикле применяют болты, винты и гайки. Винты могут быть с выступающей или потайной головкой. Гайки вместе со стопорными или прокладочными шайбами наворачиваются на любую деталь с внешней резьбой, имеющуюся на мотоцикле (включая оси крепления колес). Шпильки обычно одним концом вворачиваются в тело кожуха или картера, свободным же концом они пропускаются в гладкое отверстие другой детали, после чего на шпильку надевается шайба и завинчивается гайка, стягивающая обе или несколько деталей. Шурупы как таковые на мотоцикле не применяются, но может использоваться их разновидность, так называемые «саморезы», которыми обычно крепятся детали из тонкой жести или мягкого материала.Теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале,— замена резьбовых частей. Понятно, что если выходит из строя крупная деталь, например, ось колеса, то ее проще заменить целиком. А вот если резьбу замяло, сбило или срезало, можно ли как-то исправить это в условиях домашней мастерской? Разумеется, можно. Такое восстановление резьбы может выгля¬еть следующим образом:

  1. Если наружная резьба замята на конце, то несколько крайних ниток можно просто спилить напильником или на наждаке, сделав широкую фаску. Длина резьбы уменьшится незначительно, а деталь удастся сохранить.
  2. Если наружная или внутренняя резьба незначительно замяты на самой резьбовой части, а деталь не является силовой или несущей, то можно «прогнать» резьбу заново, подобрав плашку или метчик соответствующих размеров. В месте повреждения после нарезки профиль резьбы будет несколько меньше по диаметру. Если длина поврежденного участка составляет более одной трети резьбовой части, то такую деталь лучше заменить или использовать где-нибудь в менее ответственном соединении.
  3. Если сорвана резьба в гайке большого размера, то можно рассверлить отверстие под диаметр следующей резьбы и нарезать ее (см. таблицу ниже). Такие гайки можно использовать, но только в малоответстионных соединениях. Вообще же, изношенный крепеж лучше заменять новым.
  4. Если сорвана резьба в тело детали, то точно также, если, конечно, позволяет толщина детали, можно рассверлить отверстие и нарезать новую резьбу большего диаметра, изготовив затем ремонтную шпильку или использовав болт соответствующего размера. Возможен и другой вариант, когда в отверстие с перерезанной резьбой вворачивается «футорка», то есть трубка, у которой снаружи нарезана ремонтная резьба, а внутри — резьба прежнего размера. При этом могут использоваться стандартные шпилька или болт.

Теперь несколько .советов по нарезанию резьбы вручную. При нарезании наружной резьбы на обрабатываемой детали прежде необходимо сделать фаску, «заход». На собственно резьбовом участке перед нарезкой желательно снять несколько десятых миллиметра по диаметру. Это нужно для того, чтобы при работе излишки металла не рвали нарезанную резьбу. Еще лучше, если диаметр заготовки под резьбу изначально выбран на несколько десяток меньше диаметра резьбы.При выборе диаметра отверстия под внутреннюю резьбу обычно руководствуются формулой «диаметр отверстия равен диаметру резьбы минус шаг резьбы». Так, например, для резьбы М5Х0,8 диаметр отверстия будет равен 5—0,8=4,2 мм, для резьбы М12X1,25 диаметр отверстия будет равен 10,8 мм (сотые доли в таких случаях можно опустить) и т. д. При этом, особенно в случае нарезания резьбы в мягком металле или материале, можно, и даже нужно, увеличить диаметр отверстия на величину от одной до нескольких десятых миллиметра в зависимости от размеров резьбы. Это правило действует, начиная с резьб диаметром 5 мм.

При нарезании резьбы вручную необходимо точно сцентрировать метчик по отверстию или плашку по заготовке, в противном случае резьба может получиться однобокой, рваной или нарезанной с неправильным углом. При нарезании же резьбы в отверстии метчик может просто уйти в сторону от отверстия и «врезаться» в тело детали, что обычно приводит к его поломке.

 

 

mmoto.tk

Как нарезать резьбу болта и гайки

Вопрос о том как нарезать резьбу болта или гайки далеко не праздный. Во время ремонта владельцы квартир и домов сталкиваются с необходимостью реставрации старых резьб анкеров, болтов, гаек или просто резьбы, находящейся в пластинах из металла.

А то и вовсе нужно нарезать новую резьбу на болту или гайке. Для профессиональных токарей или слесарей эта задача не представляет трудностей, однако тот, кто ни разу не сталкивался с подобным процессом нужно вооружиться некоторыми теоретическими знаниями, которые изложены в данной статье.

Характеристики метрической резьбы

Прежде чем приступить к практическим действиям по нарезке резьбы необходимо знать основные ее параметры и виды. В строительстве и ремонте жилья в большинстве случаев применяется метрическая резьба. Что это значить? По форме зуба резьба может быть метрическая, дюймовая, прямоугольная, трапецеидальная и т. д.

Характеристики метрической резьбы

Интересующая нас резьба имеет форму треугольника, резьба трапецеидальная – форму трапеции. Кроме того, существует такое понятие, как шаг резьбы, то есть расстояние между ее вершинами: в случае с метрической резьбы – между вершинами треугольника резьбы. И, конечно, к характеристике резьбы нужно отнести ее диаметр.

Рассмотрим вышеописанный абзац на примере резьбы М 12, где буква «М» говорит о том, что резьба метрическая, цифра «12» определяет диаметр резьбы. А где же размер шага? Дело в том, что метрические резьбы делятся на основные и мелкие, и если после цифры не стоит еще какое-нибудь цифровое значение значить резьба основная. А вот если у нас резьба М12 х 1,5 или М 12 х 1,25, то это значить что шаг резьбы 1,5 и 1,25 мм соответственно. Шаг основной резьбы М 12 равен 1,75 мм.

Рекомендуемые диаметры сверл (в мм) для нарезания метрической резьбы

Все эти значения для любых типов резьб можно найти в справочниках или на страницах соответствующих сайтов в интернете. Для внутренних резьб (гаек) существует еще одна справочная величина – диаметр отверстия под резьбу, которую можно узнать там же. Для нашего болта М12 внутренний диаметр гайки должен быть 12 мм минус высота профиля зуба, то есть согласно справочников 10,2 мм. Для мелкой резьбы М 12 х1,25  диаметр соответственно будет меньше – 10,4 мм.

Стоить заметить, что нечто подобное относится и к болту или как его называют в справочниках – к стержню. Опять же для резьбы М 12 диаметр стержня должен быть чуть меньше 11,7 мм, а вот для резьбы М 12 Х 1,25 – 11,9 мм. Если не соблюдать допуски размеров под резьбу как для гайки, так и для болта резьба будет некачественной, прослабленной с одной стороны, а с другой если допуск больше ее просто порвет.

Оснастка и инструмент для нарезки резьбы

Не стоит пугаться слова «оснастка» потому что, по сути, это приспособление где крепится режущий инструмент: метчики и плашка (лерка). В скобках приведено старое название плашки, однако его еще можно встретить. К оснастке относятся воротки довольно простой конструкции куда вставляется метчик для нарезки резьбы в гайках и другой вид приспособление где крепится плашка для нарезки резьбы болта.

Оснастка и режущий инструмент для нарезки резьбы

Метчики, как, впрочем, и плашки изготавливаются из высоко углеродистого чугуна поэтому они хрупки и боятся сильной нагрузки. Нарезка резьбы в гайках в основном осуществляется двумя метчиками: N 1 и N 2. Первый имеет неполную резьбу для предварительной проходки, по следу которой нарезку производит второй метчик.

Метчики для нарезания резьбы

В результате чего резьба получается полной и качественной, а значить будет прочно держать соединение с гайкой. Используется еще один тип метчика, называемого «машинным», который совмещает два номера метчиков.

Плашкодержатель и набор плашек

Казалось бы, удобно, однако этот тип метчика имеет большую длину и неудобен в работе. Используется для нарезки резьбы большой длины. Что касается плашек, то они имеют один номер.

Еще один вид оснастки, без которой процесс нарезки резьбы практически невозможен – это слесарные тиски среднего размера. Что это такое, наверное, объяснять никому не нужно. Единственно, что нужно помнить так это то, что тиски должны быть надежно закреплены.

Приемы нарезки резьбы

Сразу нужно оговориться что в стержне на конце и в отверстии под резьбу в гайке должны быть сняты фаски любым доступным способом. Фаски необходимы для точного захода без перекоса режущего инструмента, то есть метчика и плашки. Далее, зажимаем в вороток предмет для нарезки резьбы, зажимаем стержень или заготовку под гайку с тиски и приступаем к нарезке резьбы.

Нарезание резьбы плашкой

Делается это без применения чрезмерных усилий и обязательно со смазкой, в качестве которой идеально подходит сульфо-фрезол. Однако, если такового не имеется можно использовать эмульсию (раствор минерального масла в воде) или просто растительные масла.

Кстати, если вы решили нарезать резьбу болта из нержавейки или меди – лучшей смазки чем обыкновенное сало не существует, что проверено не раз на практике.

Нарезая резьбу нужно чувствовать метчик или плашку: если они начинают немножко подпружинивать, то есть сильно сопротивляться необходимо вывернуть их и очистить от стружки. Если этим пренебречь режущий инструмент может банально треснуть и вам придется готовить опять новый стержень или заготовку под гайку.

И напоследок: если у вас нет возможности заказать заготовки под болт или гайку у токаря приобретите кругляк (металлопрокат в виде круга), который бывает диаметром от пяти до 20 мм, а больше и не надо, потому что резьбу большого диаметра вручную нарезать практически невозможно.

remontzhilya.ru

Резьба и ее элементы - Нарезание резьбы

Резьба и ее элементы

Категория:

Нарезание резьбы

Резьба и ее элементы

Образование винтовой линии. Если мы вырежем из бумаги прямоугольный треугольник, у которого катет АВ равен длине окружности цилиндра, т. с. АВ (рис. 1,а), и навернем его на поверхность цилиндра, то катет АВ обернется вокруг цилиндра один раз, а гипотенуза АС образует кривую на его поверхности, называемую винтовой линией.

Угол а, под которым поднимается винтовая линия, называется углом подъема винтовой линии.

Рис. 1. Образование винтовой линии

Винтовая линия (резьба) может быть правой и левой, в зависимости от направления подъема витков на цилиндрической поверхности.

Если винтовая линия поднимается слева направо (против часовой стрелки), то соответствующая ей резьба называется правой (рис. 1,а). При образовании винтовой линии в противоположном направлении (рис. 1,б) соответствующая ей резьба называется левой.

Для получения резьбы с определенным углом подъема винтовой линии на цилиндрической поверхности прорезают винтовую канавку определенного профиля.

Основные элементы резьбы. В зависимости от того, где нарезается резьба — на поверхности стержня или внутри отверстия, различают резьбу наружную (на Стержне) и внутреннюю (в отверстии).

Стержень с наружной резьбой называется винтом (болтом), а деталь с внутренней резьбой — гайкой.

Следует, однако, отметить, что в машиностроении не все стержни, имеющие винтовую нарезку, называются винтами. Приняты и другие наименования. Крепёжные детали для соединения деревянных частей независимо от длины нарезки называются винтами по дереву, или шурупами. Детали с наружной резьбой для передачи движения называют обычно винтами; например, ходовой винт станка и др.

Во всякой резьбе различают следующие основные элементы: профиль, шаг, глубину, наружный, средний и внутренний диаметры.

Очертания впадин и выступов в продольном разрезе, проходящем через ось болта или гайки, образуют профиль резьбы. По форме профили резьбы подразделяются на треугольную со срезанными или закругленными вершинами; прямоугольную; трапецеидальную; упорную и круглую.

Ниткой (витком) называется часть резьбы, образуемая при одном полном обороте профиля.

Шагом резьбы называется расстояние между параллельными сторонами двух рядом лежащих витков, измеренное вдоль оси резьбы. В треугольной резьбе шагом является расстояние между вершинами двух рядом лежащих витков.

Углом профиля резьбы ср называется угол, заключенный между боковыми сторонами профиля резьбы, измеренный в плоскости, проходящей через ось болта.

Вершина резьбы — участок профиля резьбы, находящийся на наибольшем расстоянии от оси болта.

Основание резьбы (впадина) — участок профиля резьбы, находящийся на наименьшем расстоянии от оси болта.

Глубиной резьбы h называется расстояние от Еершины резьбы до основания профиля, измеряемое перпендикулярно к оси болта.

Наружным диаметром резьбы d является наибольший диаметр, измеряемый по вершине резьбы в плоскости, перпендикулярной к оси болта.

Средний диаметр d2 — это диаметр воображаемого цилиндра, который делит профиль резьбы так, что ширина витка резьбы равна ширине соответствующего промежутка между витками. Средний диаметр измеряется в плоскости, перпендикулярной к оси болта или гайки.

Внутренний диаметр резьбы dy — это наименьший диаметр резьбы, измеренный по впадинам ее витков в направлении, перпендикулярном к оси болта.

Рис. 2. Профили и элементы резьбы (а):

По числу ниток в резьбовой нарезке резьбы разделяются на однозаходные (одноходовые), когда на торце винта или гайки виден только один конец витка, и многозаходные, в которых на торце винта или гайки видны два (двухзаходные) или несколько концов витка. В этих случаях шагом резьбы называется расстояние вдоль оси шшта между одноименными точками витка одной и той жй нити.

У многозаходных резьб следует различать термины «шаг» и «ход»; последний обозначает то расстояние, на которое переместится вдоль оси винт при одном полном его обороте, т. е. шаг одной и той же винтовой линии резьбы. Ход резьбы равен произведению шага на число заходов. У однозаходной резьбы шаг равен ходу.

Типы и системы резьб. Профили резьбы получаются в зависимости от формы режущей части инструмента, при помощи которого нарезается резьба. Тип или профиль резьбы выбирают согласно ГОСТу применительно к ее назначению.

По назначению резьбы делятся на крепежные и специальные. К крепежным относятся треугольные резьбы, к специальным — прямоугольные, трапецеидальные, упорные и круглые.

Наибольшее распространение имеет цилиндрическая треугольная резьба, у которой вершины профиля лежат на цилиндрической поверхности. Обычно эту резьбу называют крепежной, так как ее нарезают на болтах, шпильках, гайках и т. п. Для получения особо плотных (обеспечивающих герметичность) соединений треугольную резьбу нарезают на конических пробках, штуцерах масленок, в арматуре и др. У этой резьбы вершины профиля лежат на конической поверхности.

Прямоугольную и трапецеидальную резьбы нарезают на деталях, преобразующих вращательное движение в поступательное, например на ходо-еых винтах токарно-винторезных станков, винтах слесарных тисков и др. Упорную резьбу нарезают на деталях, испытывающих большое давление в одном направлении, например на винтах мощных прессов, домкратах и т. д. Круглая резьба обладает большой выносливостью в загрязненной среде и поэтому применяется в. деталях арматуры, в вагонных сцепках, цоколях и патронах электролампочек и т. д.

В машиностроении приняты три системы резьб: метрическая, дюймовая и трубная.

Метрическая резьба имеет в профиле вид равностороннего треугольника с углом при вершине 60°. Вершины выступов винта и гайки плоско срезаются во избежание заедания при свинчивании.

Метрическая резьба характеризуется шагом и диаметром виита, выраженными в миллиметрах. Согласно ГОСТу 8724-58 метрические резьбы подразделяются на резьбы с крупным шагом и резьбы с мелким шагом. Резьбы с крупным шагом обозначаются буквой «М» и цифрой, характеризующей диаметр, например М5, М20 4 т. д. Резьбы с мелким шагом обозначаются буквой «М» и цифрами, показывающими диаметр и шаг (через &нак умножения), например: М24Х1.5; М12Х1 и т. д.

Дюймовая резьба в машиностроении применяется только при ремонтных работах и при изготовлении запасных частей для старых машин. Эта резьба имеет в профиле равнобедренный треугольник с углом при вершине 55°. Вершины выступов винта и гайки плоско срезаны, по наружному и внутреннему Диаметрам резьбы имеются зазоры. Дюймовая резьба характеризуется числом ниток, которое приходится на ее длины. Наружный диаметр резьбы (диаметр болта) измеряется в дюймах.

Рис. 3. Системы резьб: а —метрическая; б — дюймовая; в — трубная

Определение размеров резьбы. В практике слесарной обработки нередко возникает необходимость определить размеры элементов резьбы на готовой детали.

Наружный диаметр измеряют с помощью штангенциркуля или микрометра, шаг резьбы — с помощью миллиметрового или дюймового резьбомера.

При отсутствии резьбомера шаг резьбы измеряют масштабной линейкой или штангенциркулем. Для этого на резьбу вдоль ее оси накладывают линейку так, чтобы ее нулевое деление совпало с вершиной одного из витков, и отсчитывают число уложившихся на длине 25,4 мм витков резьбы. Разделив 1” на полученное число витков, определяют шаг резьбы в дюймах; определенное число витков соответствует числу ниток на Аналогично определяют и шаг метрической резьбы. Если в 1” не укладывается целое число витков, то подсчет производят на длине двух-трех дюймов.

Шаг резьбы можно также измерить по ее оттиску на бумаге или дереве. К такому приему часто приходится прибегать при измерении шага внутренней резьбы малого диаметра. Для этого в отверстие резьбы вводят тоненькую деревянную палочку, прижимают ее к резьбе и получают оттиск, по которому измеряют шаг резьбы. Шаг специальной резьбы (прямоугольной, трапецеидальной) измеряют штангенциркулем или по оттиску резьбы на бумаге.

Читать далее:

Инструмент для нарезания внутренней резьбы

Статьи по теме:

pereosnastka.ru

Виды резьбовых крепежей

Резьбовые крепежные детали — это такие детали, которые крепятся к объекту или сцепляются друг с другом при помощи резьбового соединения. К таким деталям относятся: болты с гайками, винты и шпильки. Основным преимуществом таких деталей является простота в эксплуатации, взаимозаменяемость, универсальность и высокая надежность. Ложку дегтя в бочку меда добавляют самоотвинчивание, концентрация напряжений в отверстиях под крепления и отсутствие герметичности.

Болты

Все резьбовые крепежные детали характеризуются определенным классом прочности, в нашей стране определяемом ГОСТом. Для болтов, шпилек и крепежных винтов из углеродистых сталей существует одиннадцать степеней прочности, которые отражают номинальное временное сопротивление, отношение предела текучести к временному сопротивлению и номинальный предел текучести. Болт отличается от крепежного винта тем, что для его функционирования в качестве крепежа используется гайка, а крепежный винт закручивается в одну из деталей. На данный момент существуют болты с полной и неполной резьбой, чаще используются более универсальные болты с полной резьбой. Чтобы болты не развинчивались самопроизвольно, используют шайбы, помещаемые под головку болта.

Винты

Винт — это самая распространенная деталь среди резьбовых соединений. По типу соединения различают крепежные винты, которые служат для разъемного соединения, и установочные винты, которые фиксируют детали взаимно. Крепежные винты часто делают с разнообразными «секретами», затрудняющими разъем деталей посторонними лицами: от Y-образного гнезда под отвертку до пятигранной головки, что встречается на железных дорогах советской прокладки. Установочные винты используются для жесткой фиксации деталей относительно друг друга, для чего часто на концах винтов есть углубления для более прочного соединения. В отдельных деталях могут быть даже специальные гнезда для необычных винтовых концов.

Шпильки

Шпилька — это то же самое, что и винт, но без головки. Конструктивно шпильки представляют собой стержень с нанесенной по всей длине резьбой. Шпилечное соединение применяют на тех деталях, где уже есть подготовленная резьба нужного диаметра: шпилька вкручивается в деталь и фиксируется гайками, возможно использование шайб. Шпильки обычно применяются в качестве крепления подвесных конструкций, воздуховодов, в машиностроении и других отраслях. Для работы со сложными конструкциями могут использоваться шпильки длиной до двух метров, но обычно мы имеем дело со шпильками длиной от полусантиметра до пяти сантиметров.

Гайки

Гайка — это металлическая деталь с резьбовым отверстием посередине. Чаще всего гайки имеют квадратное или шестигранное сечение, что обеспечивает совместимость детали с инструментами. При закручивании гайки важно правильно рассчитать усилие, так как перекрученная гайка деформируется сама и может повредить скрепляемые детали, для расчета усилия используются специальные динамометрические ключи. Существует несколько разновидностей гаек.

Самая популярная — это шестигранная гайка; чуть реже встречается так называемая «низкая гайка» с чуть меньшей высотой — для труднодоступных мест. Для создания эстетичного крепления используется колпачковая гайка, одна из сторон которой выполнена в виде сферы. Гайка с фланцем имеет широкой основание для увеличения площади крепления и снижения давления на деталь. И, наконец, существует гайка-барашек — на внешних сторонах такой гайки находятся дополнительные выступы, которые позволяют закручивать ее без инструментов.

Шурупы

Шуруп — это то же самое, что и винт, только с коническим концом и большим шагом резьбы. Кстати, слово «шуруп» происходит от немецкого слова «schraube», что означает «винт». В отличие от винтов шурупы служат для соединения мягких материалов: древесины, пластмасс и мягких металлов. Основное отличие шурупов от всех остальных крепежных элементов такого типа — отсутствие необходимости в резьбе: шуруп ввинчивается или прямо в материал, или в предварительно просверленное отверстие меньшего диаметра.

www.diy.ru

Резьбовой крепеж | Автомобильные инструменты и оборудование

В автомобилях для крепления отдельных узлов и деталей в качестве крепежных элементов используются:

  • винты
  • болты
  • шпильки
  • гайки

ВИНТЫ

Винтами называются резьбовые крепежные изделия с головкой, предназначенной для закручивания с помощью отверток. Болтами называются резьбовые крепежные изделия с головкой шестигранной или специальной формы, предназначенной для закручивания при помощи гаечных ключей. Шпилька представляет собой стержень с резьбой, нарезанной с двух сторон. Часто с одной стороны шпилька имеет крупную, а с другой стороны — мелкую резьбу. В корпусную деталь шпилька вкручивается крупной резьбой, а с противоположной стороны на нее накручивается гайка, с помощью которой стягиваются скрепляемые детали.

Резьба винта должна совпадать с резьбой, выполненной в корпусной детали или гайке. Диаметр резьбы может измеряться в долях дюйма (в этом случае резьба называется дюймовой) или в метрических единицах. Диаметр резьбы измеряется по вершинам резьбы на наружном диаметре болта или шпильки.

Рис. Слева показан типичный болт, справа — шпилька. Обратите внимание на то, что на верхнем и нижнем концах шпильки резьба имеет разный шаг

Дюймовая резьба бывает крупной и мелкой. Крупная резьба называется UNC-резьбой (Unified National Coarse — унифицированная классификация крупной резьбы, принятая в США), а мелкая резьба — UNF-резьбой (Unified National Fine — унифицированная классификация мелкой резьбы, принятая в США). Для обозначения резьбы используется стандартная комбинация диаметра резьбы и числа витков резьбы на единицу длины (называемого шагом резьбы). Шаг резьбы измеряется с помощью резьбомера (также называемого резьбовым калибром), как показано на рисунке.

Рис. Резьбомер служит для измерения шага резьбы. Этот болт имеет резьбу диаметром 1/2 дюйма с шагом 13 витков на дюйм (1/2-13)

Болты классифицируются по диаметру и длине, измеряемой от конца болта до нижней стороны его головки, как показано на рисунке.

Рис. Размер болта определяется его длиной и диаметром резьбы

Размер дюймовой резьбы определяется наружным диаметром резьбы в долях дюйма и числом витков резьбы на дюйм длины. Типичными размерами UNC-резьбы являются 5/16-18 и 1/2-13. Аналогичные UNF-резьбы имеют размеры 5/16-4 и 1/2-20.

Пользуйтесь винтергриновым маслом

Синтетическое винтергриновое масло, которое можно купить в любой аптеке, обладает великолепной проникающей способностью. Поэтому, если не удается выкрутить заржавевший болт или найти пропиточное масло, шагайте прямиком в аптеку.

БОЛТЫ С МЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ

Размер метрической резьбы болта указывается буквой М, и следующим за ней числом, означающим диаметр болта в миллиметрах (мм), измеренный по наружному диаметру (вершинам) резьбы. Пример обозначения метрической резьбы со стандартным шагом М8, М12. Размер метрической резьбы с мелким шагом указывается диаметром резьбы, за которым следует символ х и число, означающее расстояние между соседними витками резьбы, в миллиметрах (например, М8х1,5).

ВНИМАНИЕ

Никогда не используйте обычный хозяйственный крепеж (несортовой) в системах рулевого управления, подвеске или тормозной системе автомобиля. Используемый при техническом обслуживании автомобиля крепеж должен точно соответствовать по размеру и классу прочности крепежу, указанному и использованному производителем автомобиля.

КЛАСС ПРОЧНОСТИ БОЛТА

Болты изготавливаются из различных сортов стали и поэтому отличаются по прочности. Классификация болтов по прочности называется классом прочности. На головку болта наносится маркировка, указывающая его класс прочности. На головку болтов с дюймовой резьбой наносятся риски, как показано на рисунках.

Рис. Стандартная маркировка класса прочности болтов

Рис. На станции техобслуживания всегда должен быть в наличии ассортимент высококачественных болтов и гаек, который может понадобиться для замены поврежденного крепежа в процессе технического обслуживания автомобиля

Фактический класс прочности болта равняется числу рисок плюс два. Класс прочности болтов с метрической резьбой указывается десятичным числом, нанесенным на головку болта. Чем больше рисок или чем больше число, указанное на головке болта, тем выше его прочность. Иногда аналогичная маркировка, указывающая класс прочности, наносится на гайки и мелкий крепеж.

Полудюймовый гаечный ключ не подходит к головке полудюймового болта?

Распространенной ошибкой новичков, осваивающих азы ремонта автомобиля, является представление о том, что размер болта или гайки — это размер его головки. Размер болта или гайки (наружный диаметр резьбы), как правило, меньше посадочного размера, указанного на рожковом ключе или головке торцового ключа. Ниже приведена таблица соответствия номера ключа размеру резьбы.

Номер ключа — Размер резьбы

  • 7/16 дюйма — 1/4 дюйма
  • 1/2 дюйма — 5/16 дюйма
  • 9/16 дюйма — 3/8 дюйма
  • 5/8 дюйма — 7/16 дюйма
  • 3/4 дюйма — 1/2 дюйма
  • 10 мм — 6 мм
  • 12 мм или 13 мм* — 8 мм
  • 14 мм или 17 мм* — 10 мм

* Метрическая система (Международная система единиц — СИ).

ГАЙКИ

У гаек размер шестигранного корпуса, как правило, совпадает с размером головки болта. У дешевых гаек размер шестигранного корпуса иногда превышает размер головки болта. Гайки с метрической резьбой часто маркируются лунками, нанесенными на их поверхность, которые указывают класс прочности. Чем больше лунок, тем выше класс прочности гайки. Для предотвращения самопроизвольного раскручивания соединения используется посадка с натягом. Для этого слегка деформируется форма гайки либо часть витков резьбы. Для предотвращения самопроизвольного ослабления гаек используется также нейлоновая кольцевая прокладка, фиксируемая в корпусе гайки, или нейлоновая прокладка или лента, закладываемая в резьбовое соединение.

Рис. Различные типы контрящихся гаек: слева — гайка с нейлоновой кольцевой прокладкой, по центру — гайка преднамеренно деформированной формы, справа — корончатая гайка под шплинт

ПРИМЕЧАНИЕ

Для стопорных гаек используется общее название — контрящаяся гайка. Оно означает, что сила прижима или момент затяжки гайки сохраняется в процессе эксплуатации и не ослабляется во время движения от вибраций. Контрящиеся гайки, если они были откручены, необходимо заменять новыми, во избежание ослабления их затяжки в процессе эксплуатации. Строго соблюдайте технические требования производителя автомобиля. В тех случаях, когда необходимо одновременно законтрить гайку или болт и защитить резьбовое соединение от коррозии, используйте анаэробные герметики, например Locktite, наносимые на резьбу.

ШАЙБЫ

Под головку болта и под гайку часто подкладываются кольцевые прокладки (шайбы). Простые плоские шайбы используются для равномерного распределения силы прижима по периметру крепежной детали. Контровочные шайбы ставятся для предотвращения самопроизвольного ослабления затяжки резьбового соединения. Для облегчения сборки шайба может фиксироваться в корпусе гайки.

На это уйдет совсем немного времени

При демонтаже автомобильного узла лучше всего сразу же вкручивать обратно выкрученные болты, вручную «наживляя» их в те места, откуда они были выкручены. Этим гарантируется, что при установке узла обратно в автомобиль все элементы крепежа окажутся на своих местах. В автомобиле часто используется крепеж одинакового диаметра, но разной длины. Потратив несколько секунд на то, чтобы наживить гайки и болты на их «родные места» при демонтаже узла, вы сэкономите уйму времени при установке его обратно. Следуя этому правилу, вы, помимо гарантии того, что в нужных местах стоит надлежащий крепеж, обеспечите его сохранность, — гайки и болты не рассыплются и не потеряются. Сколько времени вы уже потратили впустую, разыскивая запропастившийся неизвестно куда болт или гайку?

ustroistvo-avtomobilya.ru