Ритм в композиции: описание, форма, виды и особенности. Композиция на ритм


описание, форма, виды и особенности

Важнейшим средством для организации разнообразных элементов формы в гармоническом единстве, для упорядочения каждого из них и точного расположения в общей структуре является ритм в композиции, что присуще всем формам и явлениям природы, даже трудовым процессам. Композиция жизни во всём её многообразии, безусловно, ритмична.

Что такое ритм

В композиции это равномерность чередования элементов размера, порядок сочетающихся линий, плоскостей и объёмов. Ритм может быть показан и камерно, и монументально, он может влиять на настроение, наполняя его радостью, торжественностью, покоем и так далее. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно, и на слух. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Например, в архитектуре распределение колонн, окон по вертикали или по горизонтали - это и есть выдержанный ритм в композиции. В природе он повсюду: это и волны на реке, и морской прибой, и капли дождя, и чайки над водой, - можно обнаружить ритм где угодно, куда бы ни падал взгляд.

Или повторяющиеся мотивы орнамента ткани, обоев, ковра - они абсолютно ритмичны. Но особенно ярко проявляется ритм в композиции, если творцом её явилась природа - её животный и растительный мир неповторим и бесконечно ритмичен. Как послушно следует глаз от полоски к полоске на кошачьей мордочке, с каждым повторным элементом всё более чётко воспринимая эти ритм и метр в композиции. Таким же образом держатся друг за друга танцевальные элементы, размеренность прочитанного вслух стихотворения, услышанная музыка. А как ритмичны грани бриллианта в драгоценном кольце!

Возможности

Композиция, динамика, ритм - всё это средства довольно специфические, позволяющие существенно изменять характеристики элементов формы через закономерность чередования членений, объёмов, граней, а потому используются они не только и не столько живописцами, сколько дизайнерами, вторгающимися в нашу повседневную и праздничную жизнь - домашнюю и производственную, общественную и интимную.

Ритмичны узор пледа, орнамент вазы, вишенки на торте, а также стройные ряды станков на ткацкой фабрике и покраска стен и потолков в цехе, даже кнопки на любом пульте управления расположены ритмично. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например, и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Ритм - средство композиции, он может быть спокойным и тревожным, по-разному направлен, в зависимости от того, что за цель поставил себе создатель.

Использование

Направленный в одну сторону ритм, встречающийся в технике орнаментальной каймы и сходящийся в центре, как узоры подноса, скатерти, лепной розетки на потолке или рисунок шкатулки, может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикаль имеет меньшие композиционные сложности, поскольку все изменения ритма уже способствуют зрительному завершению. А по горизонтали более сложно выстраивается композиция - ритм, симметрия проблематичны как в начале, так и в завершении.

Если членения происходят часто, ритм получается беспокойный, по горизонтали они зрительно снижают высоту предмета, по вертикали - напротив, предмет выглядит ещё выше. Желаемое можно получить только с правильным использованием всех тех возможностей, которые передаёт художнику ритм, которые надо непременно продумывать и прочувствовать: это чередование цветовых пятен, объёмов, элементов, деталей, направляющих движение взгляда соответственно задуманному. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Организация композиции

Чем ритмическая закономерность сильнее в композиции, тем активнее организуется пространство. Ритм выражается слабее, если изменения в чередованиях или в форме самих элементов будут мало заметны, но если изменения активны, то ритмическое начало может стать в композиции основополагающим. Очень широко, например, используется цвет для создания ритмики: на производствах это обыгрывается довольно часто в окраске помещений, рабочих мест, коммуникаций, даже униформы. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат.

Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. Метр, то есть равенство элементов, которые располагаются на одинаковых расстояниях, как пролёты мостов, очень активно сотрудничает с ритмом. Отсюда исходят три категории - ритмический порядок, метрический порядок и метроритмический порядок, которые определяют виды ритмов в композиции.

Метрические порядки

Нескончаемый повтор того или иного метрического ряда может быстро наскучить, показаться утомительным и монотонным. Для решения этой проблемы существуют ритмы убывающие и возрастающие, а также разные метрические порядки в композиционном сочетании. Применяя эти приёмы, можно добиться необходимого разнообразия и не потерять при этом единства. Необходимо помнить, что ритм - движение композиции.

Определение ритма - чередование элементов. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Самый простой метр - одинаковые элементы и пробелы по размеру. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.

Композиция в интерьере

Недостаточно подыскать красивый паркет и обои, закупить светильники и расставить мебель, чтобы получился интерьер неординарный и в то же время гармоничный. Иначе помещение вполне может получиться похожим на филиал мебельного магазина. Здесь необходимо воспользоваться законами выстраивания художественной композиции. Что же это такое?

Это связь всех присутствующих частей в одно целое с помощью какой-либо идеи. Тогда форма будет точна и гармонична. Для оформления интерьера нужны те же познания, что и для написания картины маслом. Сначала появляется идея. Вот любое из этих понятий может идеей послужить: симметрия, асимметрия, доминанта, ритм, статика, динамика. Выбрать можно что-то одно. А потом подумать и добавить что-нибудь ещё.

Симметрия

Когда элементы в композиции равно удалены относительно оси - это симметрия, которая обычно воспринимается глазами как упорядоченность и гармония. Человек рождён симметричным, именно поэтому и стремится к некоей зеркальности в окружении.

Однако уравновешенность интерьера не заключается в двух одинаковых диванах, стоящих друг против друга. Здесь важны тон, масштаб. На симметрию также влияют и расположение деталей архитектуры - двери и окна, углы и ниши.

Асимметрия

Асимметрия по структуре противоположна, значит - должна подсознательно вызывать некое беспокойство. Волнистые стены, острые углы, наклонные плоскости и должны напрягать. Например, жилой интерьер - не слишком плодородное поле для экспериментов, а потому пространство лучше заполнять симметрично, а вот асимметрию добавлять декором.

Можно разнообразить картину интерьера, противопоставляя массивную мебель и некрупную (масштабы), можно тёмные поверхности сочетать со светлыми, приглушённые цвета с яркими. Если же мебель симметрично по каким-то причинам не устанавливается, то необходим привлекающий взгляд центр - группа светильников или камин.

Ритм и доминанта

Движение, которое можно продолжать до бесконечности - вот это и будет ритм в интерьере. Горизонтально - это пояса, фризы и карнизы, вертикально - арки и колонны. В интерьере - это группа мебели, чаще всего задающая определённый ритм. Великолепный приём - перебой ритма. Например, в ряду белых одинаковых стульев вдруг один такой же, но чёрный или цветной. Ритмичная композиция хороша, если цвет угасает, не отдаляясь, а приближаясь к зрителю.

Доминанта - визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Тем не менее доминанта обязательно должна находиться в теснейшей связи с остальными элементами, иначе композиция развалится. Именно поэтому цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. И конечно, доминанта - вовсе не центр в буквальном смысле этого слова, то есть располагаться она может где угодно, и совсем не обязательно в центре помещения.

Статика и динамика

Статика - отсутствие диагоналей и нелинейных поверхностей, где горизонтальные элементы преобладают: невысокие шкафы, тяжёлые и глубокие диваны - всё, на что падает взгляд, имеет вид устойчивый и приземистый, стабильный и уравновешенный. Чаще всего так оформлены интерьеры в классическом стиле. Однако статичный интерьер - не значит скучный. Обычно здесь есть масса возможных экспериментов по декорированию и подбору аксессуаров.

В помещение, где предполагается присутствие молодости и веселья, можно и нужно добавлять элементы, сопутствующие динамике, то есть движению. Здесь используются и асимметричная расстановка мебели, чёткие геометрические формы, много свободного пространства, диагонали в раскладке плитки или паркета. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Динамичные интерьеры любят современный стиль, поскольку нарушенные законы композиции в интерьерах появились совсем недавно - в двадцатом веке.

У художников

Живописцы используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Именно с помощью ритма оно приобретает свойства музыкальные и поэтические, которые от художественности неотделимы. Действенность ритмического начала основана на главных законах композиции, на контрастах - цветовых и тональных в живописи и объёмных в скульптуре. Одновременно ритм и отделяет один компонент от другого, и связывает их вместе - всё по закону контраста. Отсюда и происходит закон цельности, и даже композиционный закон самой жизни.

Художник проникает во внутреннее движение, не ограничиваясь внешним. С помощью ритма, то есть определённого порядка в изображении обыкновенных предметов, подчёркивается эстетическая сторона изображённого, открывается красота как знакомых предметов, так и новых.

Каждое произведение - открытие новой картины мира, причём предвиденной, и предвидение это рождается за счёт работы ритмического начала. Повтор, постоянно присутствующий, напоминает о прошедшем и приготовляет к последующему.

fb.ru

РИТМ. Основы композиции. Учебное пособие

Действительно, разве можно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклично? Человек ощущает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, беге, танце. Любая трудовая деятельность связана с ритмичными движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»).

День, ночь, день, ночь… Зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень, зима… Одно время года сменяется другим, затем все повторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и умственного уровня. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безусловных рефлексов, так и условных, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства.

Наверное, поэтому и в примитивном искусстве встречаются композиции, в основе которых лежит ритм.

Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Удар – время, удар – время… Элемент – пауза, элемент – пауза. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Метричность – это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Различные волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. – все это определенная информация, которая выстраивается в полосе, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.

В. Вазарелли. Композиция. 1968

Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Это связано не только с потребностью человека окружать себя предметами, которые создают определенный психологический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Исстари такие ткани назывались набивными, или «набойками». На деревянной доске вырезался рельеф или набивались гвоздики, затем наносилась краска и путем накладывания доски на ткань отпечатывался рисунок. Такая доска и является метром: то есть один раз отпечатали, затем вновь нанесли краску и опять повторили наложение на ткань рядом, ниже и так далее. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Конечно, сейчас технология изготовления ткани, обоев, оберточной бумаги существенно изменилась. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, необходимо продумывать пластические связи одного метра со следующим. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом, или раппортными композициями. В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы. Для метрических композиций характерна статика. Статика – это состояние покоя, равновесия. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства.

В отличие от метра ритм придает композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой. Динамика ритма обусловливается закономерным чередованием однородных элементов и пространства. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной формы. Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, существует два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Воздействие на зрителя активно- динамического ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным становится характер каждого элемента, его пространственное положение, выразительность композиционных фраз.

Набивная доска. Конец XVII в.

Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Без ритма трудно обойтись как в плоскостной композиции, так и в объемной, пространственной. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. В одной композиции может оказаться большое количество композиционных фраз, построенных на ритме и развивающихся относительно друг друга параллельно, пересекаясь или даже двигаясь в противоположном направлении. За счет ритмического построения активно организуется центр плоскости или объема, а в объемно-пространственном решении выявляется доминанта. Количественные или качественные изменения могут происходить весьма своеобразно: со своим интервалом в каждой композиционной фразе, с изменением изобразительных средств. Знание закономерностей ритмического построения во многом решает проблемы создания композиций любого вида, их единства и соподчинения, равновесия как целого произведения, так и его частей.

Печь в усадьбе Абрамцево. Конец XIX в.

В. Вазарелли. Композиция. 1964

Вполне возможно использование в композициях сочетания метра и ритма. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения. Казалось бы, используя одно и то же средство, нельзя добиться такого большого разнообразия решений. Но, например, художник В. Вазарелли всем своим творчеством доказывает обратное. Каждая его работа своеобразна и неповторима.

Говоря о таком средстве, как ритм, помогающем создавать композиции в соответствии с законами гармонии, необходимо отметить его активное применение не только в изобразительном искусстве, но и в других видах творческой деятельности. Так, музыкальные произведения вообще не могут существовать без ритма. В архитектуре, кино, театре, литературе ритм использовали и используют как средство для создания произведений независимо от времени, места и художественного образа.

1-5. Упражнение 2

6. упражнение 4

7. упражнение 5

Целью этих упражнений является определение соотношений мотива и интервала между ними, количества рисунка и фона, превращение композиции в единый узор. Решение таких задач способствует развитию творческого воображения и чувства пластики. Возможна отработка этих упражнений на компьютере.

У пражнение 1

Создайте метрический ряд (из 5-6 повторов), используя сначала геометрические мотивы, а затем растительные. Первоначальные поиски ведите в черно-белом варианте, внимательно прослеживая силуэты форм, работая над их цельностью, читаемостью. Затем возможно введение цвета, но не более одного-двух.

Упражнение 2

Постройте раппортные композиции (полосообразные, клетчатые, сетчатые) с использованием геометрических форм. Попробуйте в одной композиции выразить пластические задачи линией, в другой – пятном, а в третьей – сочетанием линии и пятна.

Перейдем к следующей группе упражнений.

Упражнение 3

Постройте простые ритмические ряды (7-10 повторов), различающиеся между собой по замыслу Попытайтесь варьировать форму; меняя ее силуэт, размеры, членения, рельефность, элементы на ней, изменяя ее тон, цвет, фактуру, отдавая предпочтение интервалам, которые тоже могут нести художественную нагрузку. Попробуйте даже такие задачи решать творчески. Желательно сделать более 10 вариантов.

Затем создайте удлиненные композиции, где возможно сочетание двух-трех и более ритмических рядов, композиционных фраз. Организуйте композиционный центр с движением к нему Не забудьте об обязательном условии гармоничной композиции – равновесии, единстве и соподчинении.

Упражнение 4

Организуйте плоскостную композицию, применяя ритм и метр. Для выполнения данного упражнения используйте любые изобразительные средства и графические приемы. Это задание рассчитано на фантазию и оригинальность мышления, выдумку и изобретательность, а также на усидчивость и профессиональное владение техникой.

Удлиненная композиция. Ритм.

Упражнение 5

Создайте 2-3 композиции по законам гармонии, активно используя такое средство гармонизации, как ритм. Выразите в этих композициях определенные художественные образы.

Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. При этом не оговариваются ни ритмический строй, ни число элементов, ни их размеры, ни, наконец, графическая трактовка. Предлагается свободная творческая интерпретация выбранных тем, решенных на формальной основе. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. Для определенных специализаций это упражнение имеет смысл выполнить в рельефе, используя бумагу, картон.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Ритм в композиции

Откуда в обыкновенном плоском изображении - появляется ритм? Как и для чего он применяется в изображении? Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем, что создает - особое впечатление!

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают... А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как...», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

© Анри Картье-Брессон

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

© Карпин Антон

Наш мир наполнен ритмами! Ступени лестниц, узоры оград, текстуры тканей, и многое другое! Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с этим удивительным свойством нашего мира! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я - автор этих строк - по возможности покритикую ваши работы :)

© Racter 

Ритм в композиции фотографии. Откуда в изображении появляется ритм? Как и для чего применяется ритм в изображении? Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем...

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

 

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

 

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

 

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

 

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

 

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ритму прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

 

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников:

 

 

 Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с ритмом! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я постараюсь покритиковать ваши фотографии :)

creazon.ru

Метр и ритм

Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.

Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.

Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)-элементами.

Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.

Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека.

Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.

Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.

Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке 25.

1 Безынтервальный 2 Интервальный 3 Уплотненный 4 Разряженный

5 Частый 6 Редкий 7 Равноэлементный 8 Разноэлементный

9 Безпериодный 10 Периодный 11 Периодный 12 Периодный

равноэлементный разнопериодный

13 Однопериодный 14 Однопериодный 15 Однопериодный 16 Разнопериодный

частый редкий

Рисунок 25 - Основные виды метрических построений (рядов)

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.

Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке 26.

1 Нарастающий ряд 2 Нарастающе-убывающий 3 Убывающе-нарастающий

4 Расширяющийся 5 Сужающе-расширяющийся 6 Расширяюще-сужающийся

7 С параллельным изменением 8 То же со встречным 9 Со встречным изменением

одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов

10 Однопериодный 11 С параллельным изменением форм

и интервалов

Рисунок 26 - Основные виды ритмических построений (рядов)

1 Создание ритмической композиции на основе тождества не менее 7+2 элементов (используя геометрические и растительные мотивы) (Приложение А, рисунки 20-23).

2 Метрический ритм в полосе и на плоскости (Приложение А, рисунки 24-25).

Материал и размеры композиции

Тушь, акварель. Формат листа – А3.

studfiles.net

Ритм и его роль в композиции

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм – метр.

      Состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными. 

Динамический ритм.

      Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии.  В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не воспринимается как ряд.

Контраст – нюанс

Контраст

      Контраст –резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д. Выделяют:  - одномерный контраст – противопоставление по одному параметру.  - многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

Нюанс

      Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, чем различия.

Тождество

      Тождество – повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).  Композиция, лишенная контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.

studfiles.net

Ритм в композиции – Как его использовать с целью придания большей выразительности

Уважаемый читатель, Вы прекрасно осведомлены, что все процессы жизнедеятельности человека проходят циклично. Например, смена сезонов года, смена дня и ночи, ритм бьющегося сердца и т.д. Психологи и физиологи определили, что люди реагируют не только на собственные ритмы, однако могут усваивать ритмы, которые идут извне. Наряду с этим организм как бы подготавливается к внешнему источнику ритма и приспосабливается к нему.

Сам процесс усваивания ритма очень сложен. Он проходит как на уровне безусловных врожденных рефлексов, так и условных, которые приобретены людьми за всю жизнь. Новейшие научные исследования показывают, что ритм является раздражителем, формирующим эстетические чувства. Именно ритм делает композицию динамичной и вызывает движение с наиболее сложной характеристикой. Динамика ритма определяется закономерным чередованием однородных объектов и пространства.

Типы ритма в композиции

Ритм в искусстве понимают как синтез качества и количества выражений художественной формы. Для наблюдателя, который воспринимает произведения искусства, существует два основных типа ритма. Первый: активно-динамический и второй: пассивно-динамический. К активно-динамическому ритму относятся звуковые, танцевальные, световые и другие виды ритма. А к пассивно-динамическому типу ритма относят ритмы в скульптуре, живописи, архитектуре, фотографии, где пластические формы существуют всегда и ощущение ритма появляется из соотношения действительно существующих элементов воздействия на зрителя.

В пассивно-динамическом типе ритма основным является характер каждого объекта, его положение в пространстве, выразительность композиционных фраз. В свою очередь, ритм также может быть простым, когда изменяется лишь какая-то одна закономерность, например, форма, расстояние между элементами, цвет, и сложным, когда элементы меняются сразу по нескольким параметрам. К примеру, изменяется конфигурация формы и заметно происходит насыщение по цвету или меняется расстояние между объектами и одновременно идет к уменьшению форма, которая тоже меняет свою фактурную характеристику.

Особенности ритма в композиции

Ритм не только делают композиции богаче, однако и может помочь организовать их. Без ритма композиции трудно обойтись. Ритм может проявляться с помощью всех изобразительных средств. Есть ритмы форм: линии, пятна и их сочетания, точки; ритмы цвета: хроматические и ахроматические; ритмы, которые выражены фактурой. В одной композиции бывает оказывается большое число композиционных фраз, которые построены на ритме и развиваются относительно друг друга параллельно, пересекаясь или могут двигаться в противоположном направлении.

Благодаря ритмическому построению активно организуется центр объема  или плоскости. Знание закономерностей построения ритма во многом разрешает проблемы создания композиций различного вида, их соподчинения и единства, равновесия, как целого произведения, так и его частей.

Подведем итог…

Таким образом, использование ритма в композиции позволяет добавить ей динамики, подчеркнуть композиционный центр, выделить главное и воздействовать на зрителя определенным образом, вызывая у зрителей определенные ассоциации.

Итак, уважаемый читатель, Вам будет домашнее задание. В ближайшие несколько дней постарайтесь посетить фотовыставку. Посмотрите, как другие фотографы применяют ритм в своих работах. Прислушайтесь к себе при этом: какие ассоциации у Вас возникают, глядя на такие работы, какие образы возникают в Вашей голове, как та или иная работа воспринимается Вами. Постарайтесь увидеть положительные моменты и впоследствии применить их в своих работах.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

Основы композиции - Ритм

Композиция - понятие сложное. Есть много разных способов, с помощью которых строится композиция, как на плоскости листа, так и трехмерная. Ритм – это один из способов организации изображения, чередования его элементов.

Ритмический способ организации заложен в природе восприятия человека – биение сердца, чередование дня и ночи, смена времен года и много-много других ритмов.

Ритм может быть простым и сложным. Здесь мы рассмотрим для примера способы чередования элементов в композиции орнамента.

Простой способ чередования – однообразный повтор одного элемента через одинаковые промежутки. Такое чередование можно назвать статичным. Если проводить аналогию с музыкой, это - как музыкальная гамма.

Такой ритмический рисунок может украшать посуду, ткани, интерьер, ландшафт. Но, возможно, он несколько скучноват. Можно разнообразить его, например, повернув элемент изображения на 180 градусов и чередуя этот поворот через раз, сохранив одинаковые промежутки.

Или разместив элементы под углом.

Более сложный способ чередования, когда изображаемый элемент и промежуток не равны. Но при этом периодичность их чередования сохраняется. Такое чередование можно назвать динамичным.

Таких ритмов можно придумать множество. И здесь будет уместно вспомнить разные музыкальные ритмы.

 

И это только композиция орнаментальной полосы, а ведь можно сделать композицию в круге, квадрате, прямоугольнике.

На занятиях по композиции мы делаем такие работы, включая еще понятия формы, цвета, тона, фактуры и др.

art-exercises.ru