Что такое коуши: разновидности и основные характеристики. Коуш что такое. Коуш что это такое


Что такое коуши – исследуем важный элемент крепления + Видео

Коуш – это специальный крепежный элемент различной формы, предназначенный для надежного удержания канатов и тросов из стали и других материалов от подъемно-транспортных устройств.

1 Применение коуша в современном строительстве и нормы ГОСТа

Слово "коуш" берет начало из нидерландского языка и переводится как "металлический чулок". Коуши различных размеров и состава применяются во многих сферах строительства, судовой и авиационной промышленности. Основной целью этой детали является предотвращение стирания и деформации металлического троса и получение более плавного хода каната в процессе использования. Размеры и прочность материала, из которого изготавливаются коуши, напрямую зависит от сечения троса.

Металлический коуши

Рекомендуем ознакомиться

Коуши могут быть литыми, с перемычкой и выполненными в различных формах (треугольная, каплевидная или округлая). Независимо от формы и способа литья, коуш DIN 6899 из стального сплава имеет специальный желоб по внешнему контуру, по которому проходит стальной трос, не стираясь и не деформируясь в процессе подъемных работ. За счет специальных канавок на внешней стороне канаты прочно удерживаются коушем даже при незначительных боковых нагрузках. Существует несколько способов правильного использования коушей в строительстве и производстве, которые отличаются между собой по степени применения.

В процессе строительства важно правильно рассчитать соответствие диаметров стального троса и коуша, а также следить за соблюдением норм ГОСТа, в котором есть таблицы соответствия и другие рекомендации к использованию стальных коушей. Исходя из данных представленного стандарта, диаметр металлического коуша должен в четыре раза превышать диаметр основного троса. Диаметр коуша – это диаметр внутренней окружности, проведенный между двумя крайними точками.

Следует понимать, что ГОСТ 222493 регламентирует лишь применение изделий для использования на различных подъемно-транспортных механизмах при определенных температурных режимах, которые не должны превышать нормы.

Если коуши используются в авиастроительной, судостроительной промышленности или при строительстве электростанций, инженеры также учитывают свойства окружающей среды, химическое воздействие, перепад температур и другие факторы, которые не прописаны в нормах вышеуказанного ГОСТа.

2 Основные разновидности металлических коушей

Круглые коуши. Универсальный вариант детали, которая имеет форму кольца. При использовании петля из троса также приобретает форму круга, что очень удобно в различных областях при подъемно-разгрузочных работах.

Судовой коуш. Изначально детали такого типа использовались в судостроительной промышленности, однако постепенно область их применения существенно расширилась. Судовой коуш очень прочен, так как изготавливается с применением горячей технологии ковки. В зависимости от буквенной маркировки на изделии (A,B,C) они предназначены для использования со стальными или синтетическими тросами, а по цифрам маркировки возможно определить грузоподъемность механизма. Например, коуш ГОСТ P20 способен выдержать максимальную нагрузку, равную 2000 тонн, при этом коуш ГОСТ С300 может выдерживать грузы до 300 тысяч тонн.

Судовой коуш

Коуш вантовый. Изделия вантового типа чаще всего используются для растяжки, фиксирования или соединения частей различных механизмов при выполнении строительных работ. Они обладают небольшим внутренним диаметром. Вантовый коуш позволяет достигать высоких показателей грузоподъемности при минимальных нагрузках на металлическую деталь.

Коуш клиновой. Деталь представляет собой устройство фиксации грузоподъемных механизмов, которое состоит из нескольких составных частей, обоймы, вставки, пальца крепления и специального клина. В процессе использования при воздействии определенной силы трос клинит между двумя равноудаленными частями обоймы и вставкой. При выборе такой детали рекомендуется обращать внимание на качество литья, чтобы коуш клиновой не имел остаточных пор в металле, что может негативно сказаться в процессе эксплуатации механизма.

Закрытые механизмы. Изделия из стали и сплавов с закрытыми бортовыми канавками, которые используются для синтетических тросов и канатов из растительных материалов. Основная особенность – закрытые борта, благодаря чему не происходит выскальзывания каната через боковую часть при подъемных работах.

3 Правильное крепление троса

Надежность механизмов крепления также зависит от способа, которым создается петля из каната или троса. Формирование петли различается по степени нагрузки на трос и коуш. Если производственные нагрузки невелики, тогда достаточно использовать обычный хомут или простую металлическую трубку по специальной технологии.

Крепление троса на коуш

При более высоких нагрузках применяются более сложные схемы крепления. В таком случае можно, например, использовать технологию двойного плетения троса. Это значит, что концы следует распустить на длину в 20-25 сантиметров. Далее два распущенных кончика перекрестно устанавливаются на коуш и соединяются общим тросом. Для придания дополнительной надежности плетеное соединение следует усилить металлическими зажимами.

Независимо от способа крепления, важно правильно выбирать металлический трос, который должен выдерживать максимальную нагрузку и иметь достаточный срок эксплуатации. Стальные канаты отличаются между собой лишь способом плетения (одинарные, двойные, тройные), а основным критерием выбора является показатель усиления на разрыв, который можно рассчитать с помощью специальной таблицы коэффициентов, перед тем как использовать трос в связке с выбранным коушем.

tutmet.ru

Коуш для троса – фото, основные виды, способы фиксации

Коуш для стального каната или троса — это оправа, изготавливаемая из углеродистой стали высокой прочности, которая может иметь различную форму: круглую, треугольную или каплевидную. Предполагается, что такое полезное устройство, как коуш, изначально использовалось для оснащения корабельных канатов и тросов. Название данного приспособления, которое сегодня активно применяется в строительной сфере, имеет голландские корни и в переводе означает «чулок» (kous). Немудрено, что авторами данного устройства также считают голландцев.

Коуш DIN 6899B

Применение коуша для повышения надежности тросов

Петлеобразные концы тросов и канатов (огоны) надеваются на коуш и надежно удерживаются на нем за счет формы его сечения, которое имеет конфигурацию желоба. В зависимости от сферы применения, размеров огона и испытываемых нагрузок, коуш для канатов или тросов может иметь различные размеры. Некоторые модели коушей для судовых канатов, к примеру, могут весить до 40 кг, а устройства, используемые в строительной сфере и быту, отличаются небольшими габаритами и весом. Основной технологией, используемой при производстве коушей, является ковка.

На выбор размера коуша основное влияние оказывает диаметр троса, для которого он будет использован. К размерам такого устройства относится его диаметр, равный максимальному диметру круга, который можно вписать в его внутреннюю часть, а также радиус канавки его желобка, измеряемый в поперечном сечении коуша.

Существуют общепринятые рекомендации, согласно которым диаметр коуша должен в 4 раза превышать диаметр самого троса, а радиус канавки желобка следует выбирать таким образом, чтобы трос в таком желобке утопал на 2/3 своего диаметра.

Разновидности коушей

Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.

  • Круглый коуш для тросов — это оцинкованное изделие, имеющее форму цельного кольца. При использовании таких изделий петля троса имеет форму ровного круга.

Круглый коуш для тросов

  • Судовой коуш, имеющий каплевидную форму, производят методом горячей ковки. Такие изделия подразделяются на два основных типа: для использования в комплекте со стальными канатами (тип С) и коуши, используемые с канатами, изготовленными из растительных материалов (тип Р). В маркировке таких коушей, кроме обозначения их типа, также приведено значение максимальной нагрузки, которую способен выдержать такой крепеж. Судовой коуш, в маркировке которого присутствует, к примеру, цифра 400, способен выдержать нагрузку в 40 тс.
  • Вантовой коуш, отличающийся небольшим внутренним диаметром, сегодня используется не только для судовых канатов, но и в сфере строительства для фиксирования и закрепления различных механизмов и металлоконструкций.
  • Кислотоустойчивый коуш, которые отличается блестящей поверхностью, используется на производственных предприятиях, где велик риск их контакта с агрессивной средой. Производятся такие изделия из сталей, обладающих высокой устойчивостью к коррозии и воздействию кислот (М1-М12).
  • Полу-коуши — изделия, предназначенные для тросов больших диаметров, использующихся для подъема и буксировки грузов.
  • Клиновые гнезда или обоймы — устройства, с помощью которых тросы фиксируются в грузоподъемных механизмах. Такой коуш состоит из нескольких конструктивных элементов: обоймы, вставки и клина, за счет которого и происходит заклинивание каната между вставкой и корпусом обоймы.
  • Есть также коуши, которые используются только для тросов из синтетических материалов. Особенность конструкции таких изделий состоит в том, что боковая часть его желоба полностью закрыта, что не дает легкому тросу из синтетики выскальзывать из него.

Коуш для синтетического троса

Способы фиксации троса на коуш

Коуши для каната или троса будут бесполезны, если сам огон не обладает достаточной надежностью. Формировать петли на концах тросов можно различными способами. Если нагрузки, приходящиеся на трос, будут незначительными, то сформировать петлю можно при помощи обычного хомута или металлической трубки, которая расплющивается после того, как с ее помощью на конце троса сформирован петля. Посмотреть подробности такой несложной технологической операции можно на фото, которые не составит труда найти в интернете.

Для того чтобы сделать более надежную петлю на конце троса, вам потребуется расплести его на две части, приблизительно равные друг другу по толщине и количеству волокон. Распустить конец троса необходимо на длину приблизительно 30 см. Такую процедуру следует выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки стальными волокнами. Две распущенные половинки троса перекрестно помещаются в желобок коуша и соединяются с нераспущенной частью троса. Самое главное, обеспечить такое соединение высокой надежностью. Для этого каждая половинка распущенной части пропускается между витками нераспущенной, для чего используется отвертка, с помощью которой витки раздвигаются, и в полученный просвет пропускается распущенная часть. Для большей надежности полученное плетеное соединение можно дополнительно усилить хомутами, расплющенной трубкой или проволочными закрутками.

Один из способов фиксации троса с коушем

Важность выбора канатов и тросов

Правильно подобрать и закрепить коуш для каната — это только половина дела. Не менее важной процедурой является и выбор самого каната, который должен выдерживать приходящиеся на него нагрузки. Основой конструкции любого стального каната или троса является проволока, которая определенным образом навивается на сердечник. Сердечник может быть изготовлен из металла или органического материала, который дополнительно пропитан смазывающим составом, значительно снижающим трение между металлическими волокнами троса.

Серьезное отличие стальных канатов от других заключается в способе свивки их волокон, которая может быть одинарной, двойной или тройной. Одинарная свивка, которая отличается наибольшей жесткостью, предполагает спиралевидное обвитие сердечника отдельными проволоками. Такая свивка выполняется в несколько слоев, при этом каждый слой навивается в противоположных направлениях. При двойной и тройной свивке вокруг сердечника навиваются не отдельные проволоки, а пряди из них. Отличаются эти типы свивок только схемой их выполнения.

Основным параметром, которым следует руководствоваться при выборе стального троса, является максимальное усилие на разрыв, которое он способен выдержать. От этого параметра напрямую зависит, сможет ли выбранный вами трос выполнять те задачи, которые вы собираетесь решать с его помощью.

Оценка статьи:

Загрузка...

Поделиться с друзьями:

met-all.org

Что такое коуши — разновидности и основные характеристики этих крепежных элементов

Содержание:1. Разновидности коуш2. Полезное видео

Коуши – это не что иное, как крепежные элементы. Могут быть разными по форме, изготавливаются для держания стальных тросов и канатов и прочих материалов на подъемниках и транспортных устройствах.

Стальной коуш любой формы должен иметь специальный желоб на внешних контурах, по нему проходит трос, сделанный из стали. Стальной канат не должен стираться или деформироваться при поднятии. Внешняя сторона должна иметь канавки, что позволяет устройствам удерживать канаты даже при наличии боковой нагрузки.

Изделия могут применяться на производстве и в строительной сфере, зависимо от их разновидностей и предназначения.

Для проведения строительных работ правильно подобрать коуши можно с учетом сравнения диаметров канатов и самих коушей. Норма указана в государственных стандартах. Сверяться можно по соответствующим таблицам, в ГОСТе могут быть указаны рекомендации по использованию подобных изделий.

По всем стандартам диаметр металлического коуша должен быть вчетверо больше диаметра применяемых тросов. Этот параметр означает диаметр внутренних окружностей меж двух лежащих точек.

Разновидности коуш

Наиболее распространены:

  • отлитые;
  • имеющие перемычки.

В зависимости от формы:

  • треугольный коуш;
  • круглые;
  • каплевидные;
  • судовые;
  • вантовые;
  • клиновые;
  • закрытого вида.

Круглые

Это универсальные изделия своей формой напоминают кольцо. Когда применяются – петли каната сворачиваются также по форме круга, что достаточно удобно при проведении подъема и разгрузки.

Судовые

Судя по названию, эти изделия ранее применялись в строительстве судов, сейчас сфера их применения более обширна. Такие коуши прочны, поскольку изготовлены с помощью процессов горячей ковки. Соответствующая маркировка указывает на то, с какими видом тросов их можно использовать – стальным или же синтетическим.

Наличие цифры в обозначении помогают определять подъемную силу механизмов. Так, коуши с маркировкой Р20 нацелены на нагрузку до 2 тысяч тонн, коуши С300 – до 300 000.

Вантовые

Такая продукция может быть использована в качестве растяжки, фиксации и соединительных операций в строительной сфере. Внутренний диаметр изделий – небольшой. Вантовые коуши позволяют создать высокую подъемность. Величина нагрузки на металлическую деталь — минимальная.

Клиновые

Подобные устройства предназначены для фиксирования устройств поднятия груза, имеет несколько деталей – обойму, вставку, крепежные «пальцы» и специальный клин. Когда применяются – происходит воздействие определенных сил.

Тросы заклиниваются между вставкой и обоймой. Выбирая подобные изделия, стоит обращать внимание на отливку, поскольку металл изготовления не должен содержать большие поры. Наличие пор может нанести вред и привести к заблаговременной поломке механизмов.

Коуши закрытого типа

Это стальные детали с примесью разных сплавов. Коуш имеет закрытые бортовые канавки. Устройства могут быть использованы для троса из синтетики или каната из материала растительного происхождения. Главная особенность – борта будут закрыты, и в результате канат не будет скользить через открытые бока при подъеме груза.

Полезное видео

otopleniedomov.com

Что такое коуши: разновидности и основные характеристики. Коуш что такое

Что такое коуши — разновидности и основные характеристики этих крепежных элементов

Содержание:1. Разновидности коуш2. Полезное видео

Коуши – это не что иное, как крепежные элементы. Могут быть разными по форме, изготавливаются для держания стальных тросов и канатов и прочих материалов на подъемниках и транспортных устройствах.

Стальной коуш любой формы должен иметь специальный желоб на внешних контурах, по нему проходит трос, сделанный из стали. Стальной канат не должен стираться или деформироваться при поднятии. Внешняя сторона должна иметь канавки, что позволяет устройствам удерживать канаты даже при наличии боковой нагрузки.

Изделия могут применяться на производстве и в строительной сфере, зависимо от их разновидностей и предназначения.

Для проведения строительных работ правильно подобрать коуши можно с учетом сравнения диаметров канатов и самих коушей. Норма указана в государственных стандартах. Сверяться можно по соответствующим таблицам, в ГОСТе могут быть указаны рекомендации по использованию подобных изделий.

По всем стандартам диаметр металлического коуша должен быть вчетверо больше диаметра применяемых тросов. Этот параметр означает диаметр внутренних окружностей меж двух лежащих точек.

Разновидности коуш

Наиболее распространены:

  • отлитые;
  • имеющие перемычки.

В зависимости от формы:

  • треугольный коуш;
  • круглые;
  • каплевидные;
  • судовые;
  • вантовые;
  • клиновые;
  • закрытого вида.

Круглые

Это универсальные изделия своей формой напоминают кольцо. Когда применяются – петли каната сворачиваются также по форме круга, что достаточно удобно при проведении подъема и разгрузки.

Судовые

Судя по названию, эти изделия ранее применялись в строительстве судов, сейчас сфера их применения более обширна. Такие коуши прочны, поскольку изготовлены с помощью процессов горячей ковки. Соответствующая маркировка указывает на то, с какими видом тросов их можно использовать – стальным или же синтетическим.

Наличие цифры в обозначении помогают определять подъемную силу механизмов. Так, коуши с маркировкой Р20 нацелены на нагрузку до 2 тысяч тонн, коуши С300 – до 300 000.

pellete.ru

Слово КОУШ - Что такое КОУШ?

Слово коуш английскими буквами(транслитом) - koush

Слово коуш состоит из 4 букв: к о у ш

Значения слова коуш. Что такое коуш?

Коуш

Коуш (нидерл. kous (глаз)) — каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля получается более плавной.

ru.wikipedia.org

КОУШ (от голл. kous) - круглая или овальная стальная обойма с жёлобом по наружной стороне. К. вкладывают в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания, в К. вставляют скобу или валик для соединения троса с блоком, гаком или др. тросом.

Большой энциклопедический политехнический словарь

Коуш - металлическое кольцо с желобком по его внешней поверхности. Коуши: - заделываются в огоны, которые служат для соединения или крепления коренных концов троса за обухи и рымы…

glossary.ru

КОУШЪ, желѣзное удлиненное кольцо, к-рымъ на судахъ часто заканчиваютъ снасти такелажа, оплетая тросъ вокругъ К. К. захватывается др. снастью помощью гака или соединит. скобы, или же иногда снасть проходитъ черезъ очко К.

Военная энциклопедия. — 1911—1914

Коуш железное кольцо, имеющее по окружности обода желоб, соответствующий толщине той веревки, в которую К. всплесывается (встращивается). К. предохраняет проходящую через него веревку от трения с веревкой, в которую он вставлен.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907

Русский язык

Ко́уш, -а, тв. -ем (тех.).

Орфографический словарь. — 2004
  1. кот
  2. коупер
  3. коурка
  4. коуш
  5. кофакторов
  6. кофакторы
  7. кофеварка

wordhelp.ru

Коуш - это... Что такое Коуш?

  • КОУШ — Коуши. (Thimble) металлическое кольцо (иногда удлиненное или в виде треугольника), имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для вплесневания троса. К. служит в качестве разъемного соединения при креплении коренных… …   Морской словарь

  • КОУШ — муж., мор. ковш, железное кольцо с выгнутыми наружу краями, для обвязки его веревкою. Вплеснить ковш. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • коуш — сущ., кол во синонимов: 2 • коус (1) • обойма (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • коуш — ушко серьга — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы ушкосерьга EN thimble …   Справочник технического переводчика

  • коуш — thimble Kausche, Kauscheneinband – частина підвісного пристрою, форма К. кругла, продовгуваста та ін …   Гірничий енциклопедичний словник

  • КОУШ — круглая или овальная стальная обойма с жёлобом по наружной стороне, вкладываемая в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания. Сквозь отверстие в К. продеваются скоба с блоком для подъёма груза, крюк, другой трос (или болт) для крепления… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Коуш — У этого термина существуют и другие значения, см. Коуш (значения) …   Википедия

  • коуш — 3.10 коуш: Металлическая обойма петли на конце фала в месте его соединения с карабином. Источник: ГОСТ Р 12.4.184 95: Система стандартов безопасности труда. Пояса предохранительн …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • КОУШ — разновидностьевропейской алебарды …   Энциклопедия вооружений

  • Коуш — железное кольцо, имеющее по окружности обода желоб, соответствующий толщине той веревки, в которую К. всплесывается (встращивается). К. предохраняет проходящую через него веревку от трения с веревкой, в которую он вставлен …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • dic.academic.ru

    Коуш для троса – выбор, заделка и заплетка на него каната + Видео

    Коуш для троса – в настоящее время неотъемлемая и незаменимая деталь большинства грузоподъемных, натягивающих, удерживающих, буксирующих, крепящих и многих других подобных машин, механизмов и конструкций, используемых в самых различных сферах производства и жизнедеятельности человека. Вполне обоснованно считается, что впервые коуши (kous) были использованы для оснащения ими корабельных тросов и канатов, причем голландскими мореплавателями, чему подтверждением служит перевод этого слова с родного языка Голландии – "чулок".

    1 Что представляет собой коуш и его виды

    Коуш – это такая специальная оправка под петлю (огон) троса (стального или из мягких материалов), защищающая его от повреждений, излома и быстрого износа (истирания). В чем состоит и как на деле осуществляется защитная функция этого изделия? Внешняя сторона коуша выполнена в виде желоба (имеет канавку), в который и помещается, причем достаточно плотно, трос, то есть его петля. А сама эта оправка имеет форму, максимально близкую к контуру огона.

    Коуш

    Рекомендуем ознакомиться

    Благодаря такой конструкции коуша трос, находясь в его канавке, не вступает в непосредственный контакт с деталью (элементом), на который крепится своей петлей. Форма и размеры оправки обеспечивают равномерное и без изломов прилегание к ней каната. Бортики канавки коуша не позволяют соскочить с него петле, а также защищают трос от повреждений сбоку, хотя там он меньше всего подвержен износу и другим механическим воздействиям.

    Так как коуши используются в очень многих областях производства и жизнедеятельности человека, производят несколько их видов, которые приведены и коротко описаны в соответствующей публикации сайта. Это статья "Коуши – что это такое, основные характеристики и разновидности". В рамках данной публикации отметим только, что по форме (внешнему виду) эта оправка бывает круглой, треугольной или каплевидной. Коуши в последнем варианте исполнения самые распространенные и используются практически во всех случаях, когда необходима подобная защита троса.

    Производят коуши в основном из углеродистой стали, но есть и пластмассовые. Стальные изготовляют методом литья, штамповки либо ковки с последующей оцинковкой или покраской для обеспечения их защиты от коррозии. Конструктивно коуш может быть выполнен цельным либо составным, состоящим из нескольких деталей. Один из видов таких оправок на нижеприведенных фотографиях. Причем это каплевидный коуш.

    Разумеется, для каждого каната (определенного диапазона диаметров) предназначен свой коуш, то есть с соответствующими наружными, внутренними и размерами канавки.

    Причем для одного и того же троса размеры, габариты и масса коушей, производимых по разным ГОСТам, отличаются. Для примера можно сравнить два самых распространенных и наиболее востребованных вида оправок. Это каплевидные коуши стандарта 2224-93 и такой же формы, но производимые по ГОСТ 19030-73. Чертежи, по которым их изготовляют, представлены соответственно на Рис. 1 и 2. Взяты из этих ГОСТов.

    Рис. 1. Коуши стандарта 2224

    Рис. 2. Коуши стандарта 19030

    Сравним характеристики этих двух изделий, предназначенных для троса диаметром 3 мм. По обоим стандартам производят коуши, используемые для защиты огона канатов с диаметрами в диапазоне свыше 2,5 и до 3,5 мм включительно. Но характеристики этих оправок отличаются, что видно из представленной таблицы.

    Таблица 1. Размеры и масса коушей для тросов диаметром свыше 2,5 и включительно до 3,5 мм (в том числе 3 мм) стандартов 2224 и 19030

    Изделия ГОСТ

    Обозначение размера на соответствующем чертеже и его значение, мм

    Масса, г

    2224-93

    D

    L

    L1

    B

    S

    R

    S1

    8

    12

    20

    32

    7

    1,5

    2,0

    2,5

    19030-73

    d

    l*

    b

    s

    r

    h*–s = r

    (h* = 2,2)

    1,1

    10

    17

    4,5

    0,5

    1,7

    1,7

    Масса коушей этих стандартов под канат диаметром 3 миллиметра, как видно из таблицы, всего 8 и 1,1 граммов. Но вес оправок для мощных тросов измеряется уже в килограммах и даже десятках килограммов.

    2 Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

    Разумеется, сначала необходимо выбрать подходящий трос. При этом в первую очередь следует руководствоваться величиной максимального разрывного усилия каната. То есть такого усилия на разрыв, которое превышать недопустимо, и он его способен выдержать без каких-либо повреждений. Не менее важными также являются условия, способ и цель (для каких работ предназначен) применения троса. Только учтя все эти параметры, можно будет правильно подобрать нужные стальные канаты соответствующих ГОСТов либо мягкие из натуральных или синтетических материалов.

    Подборка нужных канатов для коуша

    Только после выбора типа троса, а затем и его диаметра можно приступить к подбору подходящего коуша. Сначала его вида. При этом в первую очередь следует исходить из того, какой вид каната используется (стальной или мягкий) и, опять же, руководствоваться условиями, способом и целью его применения. В стандартах на коуши эта информация отражена, включая ограничения по использованию. И только определившись с типом оправки, можно приступить к выбору конкретного изделия, то есть под диаметр имеющегося троса. В стандартах на коуши есть таблицы их типоразмеров, в которых указано с какими размерами оправку нужно брать для каждой толщины каната. Так что при использовании ГОСТов или справочников процесс выбора коуша на всех этапах (от подбора по типу до размеров оправки) не вызовет никаких затруднений.

    Если поиск нужного коуша проводится без использования нормативной документации на него и только по размеру, то следует руководствоваться следующими нормируемыми требованиями, которые обеспечат максимальный срок службы каната и безопасность работ:

    1. Внутренний диаметр оправки (в приведенных выше рисунках и таблицах это D и d) должен быть больше толщины троса примерно в 4 раза. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша D = 12, а d = 10 мм (соответственно по ГОСТ 2224 и 19030).
    2. Размеры канавки на внешней стороне коуша должны быть такими, чтобы канат помещался в нее ("утопал" в ней) от 2/3 своего диаметра до положения почти вровень с кромками.

    Соответствие последнему требованию можно выяснить, приложив трос к оправке, либо расчетным способом – по замеренным толщине троса, диаметру канавки и ее глубине. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша стандартов 2224 и 19030 соответственно диаметр желобка 4 и 3,4 мм. Делим на 2, чтобы выяснить радиус. Получаем 2 и 1,7 мм соответственно. Или замеряем глубину канавки: 2,5 и 1,7 мм соответственно. Судя по диаметру троса (3 мм), он полностью не поместится в желоб, а 2/3 его толщины равны 2 мм. То есть эти коуши подходят для каната с такой толщиной.

    3 Способы крепления огонов канатов на коуш

    Способов заделки тросов и канатов на коуш много. Ниже на Рис. 3 представлены почти все, во всяком случае, наиболее часто используемые.

    Рис. 3

    Краткое описание представленных вариантов:

    • а – конец троса, огибающий оправку, на него же и заплетают;
    • б – конец каната крепят к нему же специальными зажимами, количество и расположение которых зависит от его диаметра;
    • в – заделка в коуш, корпус которого состоит из 2-х половин, посредством его клина и зажима;
    • г – заливка расплетенного конца каната в корпусе коуша легкоплавким сплавом;
    • д – опрессовка овальной стальной или алюминиевой втулкой (заделкой) на специальном прессе.

    Основными и самыми распространенными способами являются варианты А и Д. Однако для качественной опрессовки нужно специальное оборудование. А вот заплетку можно выполнить и самостоятельно. Как это правильно сделать, рассмотрено в следующих главах. Инструменты, которые для этого потребуются, приведены на Рис. 4.

    Рис 4. Инструменты, требующиеся для выполнения чалочных работ

    Причем этот набор используется как для работ со стальным канатом, так и мягким: 1 – свайка; 2 – немного похож на свайку, но этот инструмент называется разводка; 3 – это подбойка; 4 – это шило, может быть и другим, но обязательно достаточно мощным и острым; 5 – кусачки; 6 – стальной пруток или деревянная палка; 7 – тонкий пеньковый канат; 8 – мушкель (у корабельщиков) или попросту деревянный молоток; 9 – необязательно такой, но острый нож; 10 – любой слесарный молоток. Кроме того, еще могут понадобиться слесарные тиски и мягкая проволока.

    4 Как заплести на коуше мягкий канат

    На некоторой длине от конца каната временно перевязываем его проволокой либо тонким растительным тросом (веревкой). Затем распускаем канат на пряди, которые тоже обвязываем, но на самых концах. После этого, как показано на Рис. 5, вкладываем трос в канавку коуша и затем фиксируем на нем проволокой или веревкой.

    Рис. 5

    Затем каждую из распущенных свободных прядей нужно пропустить (пробить) под соответствующие пряди спуска (нераспущенной части) троса. Перед этим рекомендуется пряди натереть воском.

    Пробивка производится по правилу "через одну прядь под одну" и в направлении от коуша, то есть обратном спуску троса. Кроме того, пробивание следует выполнять так: каждую свободную прядь заводим над ближайшей прядью нераспущенной части каната и протягиваем с помощью свайки под следующую. Так выполняются все пробивки. Всего их необходимо сделать 3–4 каждой свободной прядью. В процессе работы после каждой пробивки пряди надо обтягивать (натягивать) и поколачивать мушкелем или другим деревянным молотком.

    Последнюю пробивку следует проводить прядями, из которых перед этим вырезаем половину волокон (нитей). Затем удаляем временные маркеры – обвязки вокруг коуша и расплетавшемся конце каната. А также аккуратно отрезаем свободные пряди у самого троса. Должно получиться то, что на Рис. 6.

    Рис. 6

    Иногда для большей прочности делают еще одну пробивку, но в таком случае следует из каждой свободной пряди дополнительно вырезать половину оставшихся волокон. И еще для увеличения прочности и срока службы такой заделки коуша половину сплетения прядей клетнюют – плотно наматывают поверх и завязывают трос меньшего диаметра. Показано на крайнем правом изображении Рис. 7 для простых огонов без коуша.

    Рис. 7

    Клетневание выполняют в направлении от конца пробивки к ее середине. Но после середины клетень не накладывают, чтобы предотвратить отсыревание каната.

    5 Как самостоятельно выполнить заделку стального троса на коуш плетением

    Отмеряем от конца каната примерно 500–700 мм и накладываем в этом месте временную, но прочную перевязку, используя мягкую проволоку. Затем изгибаем трос вокруг коуша. При этом место перевязки необходимо выставить также, как показано на Рис. 5 для мягкого каната. Затем в нескольких местах фиксируем трос к коушу, туго перевязывая их проволокой. После этого расплетаем свободный конец каната (с перевязкой) на пряди, которые после этого немного разводим в разные стороны в виде паука.

    Рис. 8

    Концы прядей, если они состоят из нескольких жил, перевязываем проволокой. Если есть мягкий сердечник (органический или синтетический), то его вырезаем по всей длине расплетенного конца троса.

    Затем зажимаем канат в тисках коушем к себе и так, чтобы ходовые (распущенные) пряди находились справа. Выбираем для пробивки первую прядь (№ 1). Это нужно сделать так, чтобы по окончании работы и удаления перевязки не происходило раскручивания либо закручивания троса. Затем с помощью шила, поддевая им жилы не расплетенной (коренной) части каната, выполняем его пробивку ходовыми (расплетенными) прядями. Существует несколько способов, как это сделать, но самый распространенный предложен на Рис. 9.

    Рис. 9

    Выполняем первую пробивку (средняя схема верхней половины Рис. 9). Ходовую прядь № 1 в первую пробивку пропускаем сквозь трос справа налево и в направлении от коуша, то есть обратном спуску каната. При этом прядь № 1 нужно продеть под 1 коренную. Затем пробиваем в том же направлении пряди: № 2 – под 2 коренные, № 3 – под 3. Все 3 пряди, как видно на Рис. 9, должны быть пробиты в одном месте. Ходовые жилы № 4 и № 5 заводим там же, что и первые 3, но уже в обратном направлении, пробивая их под две и одну коренные пряди соответственно. Ходовую жилу № 6 продевают, как показано на Рис. 9, накрывая ею прядь № 1 и ту, которую она пробила.

    Все последующие пробивки производят справа налево и согласно третьей (правой) схемы верхней половины Рис. 9. То есть продевают ходовые пряди через одну смежную под две следующие коренные жилы. Последнюю пробивку необходимо выполнять только половиной от общего числа прядей (например, № 1, № 3 и № 6).

    Общее количество пробивок зависит от диаметра каната:

    Диаметр троса, мм

    до 15

    от 15 до 28

    от 28 до 60

    Количество пробивок, не меньше

    4

    5

    6

    По завершении каждой пробивки ходовые пряди обязательно нужно обтягивать. В зависимости от толщины троса это выполняют вручную плоскогубцами или с помощью слесарных тисков либо ручных и электрических талей. А после завершающей пробивки и обтяжки концы ходовых жил надо обрубить у самого троса. Затем для большей прочности и долговечности каната все место пробивки плотно клетнюют (обматывают) мягкой, желательно луженой проволокой. Под конец снимаем все обвязки.

    Заделывать канат сразу на коуш, как это было предложено выше, лучше всего, когда он тонкий или небольшого диаметра. С мощными тросами поступают иначе. Сначала делают огон (петлю), причем точно так же, как предложено выше, а уже потом заделывают в нее подходящий по размерам коуш.

    tutmet.ru