9. Основные законы композиции: равновесие, виды равновесия. Правило соподчинения композиция в которой строго


Школьный этап ВСОШ по обществознанию. 9 класс.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию.

Школьный этап. 9 класс. Максимум – 54 балла.

ФИ__________________________________________________________________________

  1. Выберите все правильные ответы и запишите их в таблицу (Максимум – 8 баллов)

1.1. Го­су­дар­ство в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

1) обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вую за­щи­ту част­ной соб­ствен­но­сти

2) уста­нав­ли­ва­ет цены на то­ва­ры пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти

3) цен­тра­ли­зо­ван­но рас­пре­де­ля­ет ре­сур­сы

4) опре­де­ля­ет раз­ме­ры ста­вок и окла­дов ра­бо­чих на пред­при­я­ти­ях

1.2.Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным бла­гом?

1) жи­лищ­ное стро­и­тель­ство для всех граж­дан

2) раз­ра­бот­ка ле­кар­ствен­но­го пре­па­ра­та

3) улич­ное осве­ще­ние

4) ком­пью­те­ри­за­ция всех от­рас­лей

1.3. Доход, бо­гат­ство, об­ра­зо­ва­ние, пре­стиж в своей со­во­куп­но­сти яв­ля­ют­ся

 1) по­ка­за­те­ля­ми об­ще­ствен­но­го про­грес­са

2) про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

3) кри­те­ри­я­ми со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

4) ме­ри­лом об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства

1.4. Экономическими ресурсами являются:

1) продукты питания, приобретенные домашними хозяйствами;

2) полезные ископаемые;

3) неквалифицированные рабочие;

4) солнечная энергия;

5) временно неиспользуемое оборудование.

1.5. Одно из ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мых в об­ще­ст­во­зна­нии по­ня­тий – по­ня­тие «со­ци­аль­ная роль». Какой смысл уче­ные об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в это по­ня­тие?

 1) Оцен­ка об­ще­ством с точки зре­ния со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти по­ло­же­ния, долж­но­сти, за­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком.

2) Мо­дель по­ве­де­ния, ожи­да­е­мо­го об­ще­ством, дру­ги­ми лю­дь­ми от че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щая его по­ло­же­нию.

3) Из­ме­не­ние че­ло­ве­ком сво­е­го по­ло­же­ния в об­ще­стве, пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую.

4) По­ло­же­ние, за­ни­ма­е­мое че­ло­ве­ком в об­ще­стве, опре­де­ля­ю­ще­е­ся его об­ра­зо­ва­ни­ем, до­хо­да­ми, иными при­зна­ка­ми.

1.6. Любое государство характеризуется:

1) идеологическим плюрализмом

2) монархической формой правления

3) господством рыночных методов управления экономикой

4) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

5) демократическим политическим режимом

6) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

 1.7. Раз­ви­тие че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от эво­лю­ции жи­вот­ных, в част­но­сти, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1) со­вер­шен­ством руки как про­из­во­дя­ще­го ору­дия

2) при­спо­соб­ле­ни­ем к окру­жа­ю­ще­му миру

3) на­ли­чи­ем услов­ных ре­флек­сов

4) ис­поль­зо­ва­ни­ем пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

1.8. Какой из при­ве­ден­ных ре­зуль­та­тов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти по­лу­чен опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем?

 1) мо­де­ли­ро­ва­ние при по­мо­щи ком­пью­те­ра по­след­ствий вы­сад­ки на Землю ино­пла­нет­но­го ко­раб­ля

2) опре­де­ле­ние сте­пе­ни за­гряз­нен­но­сти во­до­е­мов при по­мо­щи хи­ми­че­ско­го ана­ли­за проб воды

3) раз­ра­бот­ка фи­ло­со­фа­ми-фу­ту­ро­ло­га­ми тео­рии гло­баль­но­го управ­ле­ния со­вре­мен­ным миром

4) вы­дви­же­ние аст­ро­но­ма­ми ги­по­те­зы о про­ис­хож­де­нии «чер­ных дыр» в га­лак­ти­ках

Ответы на задание 1:

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (Максимум – 3 балла)

1) взгля­ды; пред­став­ле­ния; иде­а­лы; цен­ност­ные уста­нов­ки

2) гласность, политический плюрализм, парламентаризм, принцип большинства

3) акцизы, декларация, прогрессивная шкала

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! Слова (сло­во­со­че­та­ния) в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. (Максимум – 6 баллов)

 «Целью вся­кой ___________(А) яв­ля­ет­ся власть — вли­я­ние на неё или уча­стие в ней. Од­на­ко со­дер­жа­ние вла­сти не за­клю­че­но в ней самой. Власть есть вза­и­мо­дей­ствие тех, кто её осу­ществ­ля­ет, с тем, что в со­во­куп­но­сти со­став­ля­ет ___________(Б), в ко­то­рой она осу­ществ­ля­ет­ся. В ре­зуль­та­те их вза­и­мо­дей­ствия про­ис­хо­дит обмен де­я­тель­но­стью, ___________(В), цен­но­стя­ми, ин­фор­ма­ци­ей. Сле­до­ва­тель­но, власть может быть по­ня­та через связь с тем, что не яв­ля­ет­ся вла­стью. При этом не толь­ко власть вли­я­ет на со­ци­аль­ную среду, но и среда воз­дей­ству­ет на власть. Вза­им­ное вли­я­ние может иметь ха­рак­тер пря­мо­го вза­и­мо­дей­ствия вла­сти и среды друг на друга на ос­но­ве вы­пол­не­ния ___________(Г). На­при­мер, го­су­дар­ство как но­си­тель и субъ­ект вла­сти осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ства, обес­пе­чи­ва­ет за­кон­ность и пра­во­по­ря­док, а граж­да­не при­зна­ют ___________(Д) при­ни­ма­е­мых вла­стью ре­ше­ний и вы­пол­ня­ют их. Сле­до­ва­тель­но, вза­и­мо­дей­ствие вла­сти и об­ще­ства опре­де­ля­ет ___________(Е) со­ци­аль­ной си­сте­мы, сё ста­биль­ность и ди­на­мизм»

 1) де­я­тель­ность че­ло­ве­ка

2) со­ци­аль­ная среда

3) пра­во­мер­ность

4) по­ли­ти­че­ский про­цесс

5) по­ли­ти­че­ская де­я­тель­ность

6) ха­рак­тер из­ме­не­ний

7) по­ли­ти­че­ские роли

8) по­ли­ти­че­ское уча­стие

9) ре­сур­сы

4. Заполните схему, используя все предложенные понятия и термины, правильно отразив их соотношение. В схеме запишите только порядковые номера понятий и терминов. (Максимум - 8 баллов)

1. Игровая. 2. Формы деятельности. 3. Созидательная. 4. Трудовая. 5. Критерии классификации деятельности. 6. Результаты деятельности. 7. Учебная. 8.Разрушительная.

5. Решите задачи (Максимум - 6 баллов)

5.1. Узнав, что ба­буш­ке тре­бу­ет­ся до­ро­го­сто­я­щая опе­ра­ция, 16-лет­ний школь­ник Иван решил устро­ить­ся про­дав­цом в та­бач­ный киоск. Его устра­и­вал раз­мер пред­по­ла­га­е­мой опла­ты труда и гра­фик ра­бо­ты. Но ра­бо­то­да­тель от­ка­зал­ся при­нять Ивана на ра­бо­ту.

Пра­во­мер­ны ли дей­ствия ра­бо­то­да­те­ля? Свой ответ по­яс­ни­те.

На­зо­ви­те любые две осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния труда ра­бот­ни­ков млад­ше 18 лет.

5.2. 17-лет­ний юноша на свою первую сти­пен­дию купил три диска с за­пи­ся­ми его лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы. Раз­ре­ше­ния ро­ди­те­лей он при этом не спро­сил.

Имел ли юноша юри­ди­че­ское право на эту по­куп­ку?

К ка­ко­му ис­точ­ни­ку права нужно об­ра­тить­ся, чтобы найти ответ на дан­ный во­прос?

Какой дее­спо­соб­но­стью он об­ла­да­ет?

6. Решите логическую задачу. Запишите ответ и Ваши рассуждения (ответ без описания решения не засчитывается). (Максимум - 8 баллов)

Однажды Королева в погожий летний день

Спекла пирог с повидлом, и было ей не лень.

Но тут Валет — плутишка, что мимо пробегал,

Пирог с начинкой вкусной увидел — и украл!

— Дорогая, напекла бы ты нам своих вкусных пирожков, — обратился Червонный Король к Королеве в один погожий летний денек.

— Что толку печь пирожки без повидла?! — с неожиданной яростью завопила Королева. — Ведь самое вкусное в пирожках — это повидло!!

— Так испеки их с повидлом, — ответил Король.

— Не могу! — еще больше разъярилась Королева. — Ведь повидло у меня украли!

— Вот как? — сказал Король. — Это весьма дерзкое преступление! И кто же украл твое повидло?

Король без промедления отправил солдат на поиски пропавшего повидла, которое и было обнаружено в доме, где проживали Мартовский Заяц, Безумный Шляпник и Садовая Соня. Все трое были тут же арестованы и привлечены к суду.

— Не будем терять ни минуты! — заявил на суде Король. — Я желаю разобраться в этом деле! Не потерплю, чтобы всякие проходимцы шлялись по моей кухне и воровали повидло!

— Это, случаем, не ты украл повидло? — обратился Король к Мартовскому Зайцу.

— Я повидла не крал! — умоляюще залепетал Мартовский Заяц.

— А как насчет тебя? — свирепо рявкнул Король на Шляпника, который трепетал, будто осиновый лист. — Не ты ли совершил это гнусное злодейство?

— Повидло украл один из нас, но это был не я! — взмолился Шляпник.

— Ну, а ты? — продолжил Король, обращаясь к Садовой Соне. — Что ты можешь сообщить нам в связи с этим делом? Правду ли сказали Мартовский Заяц и Безумный Шляпник?

— По меньшей мере, один из них сказал правду, — ответила Соня и тут же уснула, да так и проспала до самого конца судебного заседания.

— В ходе последующего расследования выяснилось, что либо Мартовский Заяц солгал, либо Садовая Соня сказала неправду.

— Кто украл повидло?

7. Ответьте на вопросы. «Уважаемые пассажиры! Приобретая проездные билеты, Вы экономите время и деньги!» (Максимум - 5 баллов)

1. Согласны ли Вы с этим рекламным утверждением?2. В чем, по-вашему, экономия денег? А экономия времени?

3. Приведите пример, когда наличие проездного билета может привести к потере времени, а не его экономии?

8. Кроссворд (10 баллов)

По горизонтали

2. Независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.

4. Стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

5. Одна из форм государства характеризующаяся полным контролем над всеми сферами жизни общества

6. Устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, влияют на общественную жизнь

7. Общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях и опыте

9. Влияние на основе закона или традиций

10. Применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания

По вертикали

1. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях

3. Высший представительный законодательный орган власти, построенный целиком или частично на выборных началах

8. Правило соподчинения, композиция, в которой строго выдерживается соподчиненность элементов от высших к низшим, от главных по смыслу к второстепенным, менее значительным.

infourok.ru

9. Основные законы композиции: равновесие, виды равновесия.

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Равновесие.

Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

10. Основные законы композиции: соподчинение и равноценность элементов.

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Соподчинение и равноценность элементов.

Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии между элементами:

1) двухуровненный (доминанта и второстепенные элементы или доминанта и акцент).

2) трехуровненный ( доминанта, акцент и второстепенные элементы).

11. Зависимость композиционного центра.

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенными.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

12. Основные средства композиции: контраст.

Основные средства композиции:

1) Контраст

2) Нюанс

3)Тождества

4) Симметрия

5) Асимметрия

6) Ритм

7) Модуль

8) Пропорциональность

9) Масштабность

Контраст

Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют:

Одномерный контраст.

Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст.

Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

13. Основные средства композиции: нюанс, тождество.

Основные средства композиции:

1) Контраст

2) Нюанс

3)Тождества

4) Симметрия

5) Асимметрия

6) Ритм

7) Модуль

8) Пропорциональность

9) Масштабность

Нюанс

Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.

 

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам :размер, форма, тон

Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.

studfiles.net

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. Основы композиции. Учебное пособие

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕНИЕ

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР

В. Попков. Северная часовня. 1972

От мудрецов древности мы восприняли идею о красоте и гармонии природы. Свои философские трактаты посвятили этой проблеме Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи и многие другие мыслители. Мир – это гармония и ритмика, считали греки. Законы музыкальной гармонии они переносили на всю Вселенную. Порядок и красота царствуют в космосе. Тогда же были развиты и математические идеи гармонии, выраженные в системах пропорционирования, о которых мы расскажем подробнее. На протяжении всей истории человечества не прекращались поиски всеобщего закона Гармонии. Ньютон, Поликлет, Дюрер, Кеплер, Альберти, Витрувий, Хогарт, Кант, Гегель и другие пытались решить в своих исследованиях и творчестве поставленную задачу. Всеобщий закон Гармонии должен быть единым для живой и неживой Природы, для материального и идеального мира, куда входят мышление, искусство.

Долгое время считалось, что именно греки стали первооткрывателями законов гармонии. Однако сейчас мы уже знаем, что еще задолго до них жрецы Древнего Египта в совершенстве владели фундаментальными знаниями: тому подтверждение находки склепа Хеси-Ра.

Ученые доказали, что познание единства и есть познание гармонии, так как эти два понятия тесно переплетаются между собой. Но открытие законов в отдельных областях науки не в состоянии претендовать на звание всеобщего закона Гармонии. Хотя работы Планка, Павлова, Эйнштейна действительно являлись крупнейшими событиями нашего века, их открытия все-таки нельзя назвать всеобщим законом Гармонии, потому что они никоим образом не связаны с идеальным, духовным миром, а являются выразителем лишь материального начала. А ведь гармония – «это особое, целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее, как материальное, так и идеальное. Гармония – закон именно такого единства, закон целого» 1*. Гармония выражает в основном не количество, а качество, сущность, красоту.

«…Гармония есть связь различных частей в единое целое. Эта связь сложнейшая, тончайшая, многообразнейшая. Как же осуществляется такая связь и что такое целое? Ясно, что связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих вещей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части.

Если же между частями нет ничего общего, то есть все части различны (в смысле абсолютно различны), то и целое они образовать не смогут. Но не существует таких частей (или вещей), которые были бы абсолютно различны, так как все вещи одной и той же природы и, значит, содержат общее. Различие между вещами в этом глобальном смысле относительно. Следовательно, в этом лее смысле и нужно понимать гармонию целого, как гармонию Вселенной. Итак, определение и познание гармонии зависит от определения и познания, связи между частным и общим – одного из фундаментальных вопросов философии» 1*. Аристотель говорил: «Надо идти от вещей (воспринимаемых) в общем к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей».

Поэтому, ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (композиция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на организацию композиционного центра, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».

При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Обратимся к наследию В. А. Фаворского в области теории композиции. Он писал: «Совсем иначе мы смотрим середину плоскости и края ее. Края плоскости образуют, хотим мы этого или не хотим, обрамление, а в центре – глубина, пространство. И вся плоскость должна быть построена напряженно-ритмически. И тогда она принимает конструктивную цельность и повышает ее… Плоскость обрамляется обычно вертикально и горизонтально. Значит, вертикаль и горизонталь уже присутствуют, и, кроме того, как я говорил, уже к краям образуется поле или рама. Вся плоскость изобразительная готова принять любую конструкцию, отметить центр и боковые области, приняв любую цельность в двух измерениях, а планы – это прямое порождение плоскости. Плоскость открывается планами в глубину, причем мы можем выбрать, какой план главный и как другие ему подчиняются. Произведения есть разные – мы можем подчинить первый план второму, третьему или задний подчинить переднему. Для этого нам нужно двинуть задний план вперед, так создается обратная перспектива. Но при помощи изобразительной плоскости мы изображаем пространство – предмет пропитывается пространством, и мы получаем третий вид цельности – композиционный» 2*. Фаворский в данном случае говорил о фронтальной композиции, хотя задачи композиционной цельности и единства необходимо решать и в других видах композиции, таких как объемная и глубинно-пространственная. В той и другой также важна проблема единства и соподчинения, а следовательно, и организации композиционного центра, так как решение этой проблемы заложено именно в нем. Центр в основном несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ произведения, воздействуя на зрителя психологически и вызывая у него тем самым поток ассоциаций, развивая воображение, заставляя сопереживать. Каким же должен быть центр по форме, цвету, фактуре? Эту сложнейшую задачу может решить только художник, создатель произведения. Его видение определяет многое. А для достижения композиционного единства имеется немало средств и приемов.

1* Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. M., 1990. С. 135

2* Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 250.

Э. Бурдель. Мраморный фриз «Театра Елисейских полей». 1910-1913

Разберем несколько вариантов. В композиции, состоящей из простых по восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее, чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложности начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и соподчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористического решения или во введении новых подобных по силуэту форм – линий, а также в применении таких средств гармонизации, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.

Рассмотрим следующий пример. Возьмем одинокий по форме центр (именно он необходим автору для решения художественного образа). За счет выделения определенной формой доминанты композиции автор может добиться яркой характеристики, создать незабываемый образ. В данном случае применен контраст форм, поэтому добиться соподчинения можно путем цветового и фактурного решения, а также с помощью активного применения средств гармонизации.

История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом – самым большим. Их выбор уже доказан творческим решением автора произведения и возможным выполнением непременных условий существования композиции: равновесия, единства и соподчинения. Вариантов решения этих задач может быть множество.

А вот создание композиции, центром которой является композиционная пауза, требует от художника хорошей профессиональной подготовки. При необходимости молено предложить несколько вариантов решения художественного образа таким способом. Приведем два наиболее распространенных. Первый – создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации – ритма. Второй – расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.

При внимательном анализе произведений искусства обращает на себя внимание тот факт, что многие авторы отдают предпочтение цветовому единству композиции, соподчиняя центр общей колористической задаче. Он (центр) может быть решен как самый активный по цвету, контрастный ко всей гамме, самый темный или самый светлый. Это цветовое единство в решении элементов и всей композиции дает цельность восприятия произведения. Но единство и соподчинение выражаются не только в колористическом единстве и соподчинении, а еще и в единстве форм и фактур. Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, играют средства гармонизации. К ним относятся ритм, контраст, нюанс и тождество, пропорции, масштаб.

Следующие упражнения выполняются на неизобразительной, то есть формальной основе, убирая сюжетную и образную нагрузку мы тем самым острее выявляем композиционные задачи. При организации композиций попробуем использовать модульную сетку построения. Применение модульного построения композиций дает ощутимый результат в координировании тех пластических связей, которые могут выразиться в параллельности сторон форм, в кратности их соотношений и пауз между ними, в размещении форм или их деталей на одной прямой. Для начинающего композитора работа по разнообразным модульным сеткам (основу которых может составлять квадрат или ромб) представляет собой отличный тренажер для ощущения пластических связей в композиции. Этот прием дает возможность проверить себя в процессе творческого поиска, подсказывает связи элементов, что в свою очередь решает проблему единства и соподчинения.

Расчертите плоскость, на которой необходимо создать композицию, на клетки, равные приблизительно 1/4 величины предполагаемого главного элемента (согласно заранее сделанному эскизу). Затем обозначьте место композиционного центра, но так, чтобы главный элемент композиции четко попал по размеру модульной сетки, то есть занимал одно деление, два, три и т. д. Затем разместите другие элементы композиции, каждый раз корректируя их размер и месторасположение, подчиняясь шагу модульной сетки. В результате вы увидите, что эскиз, претерпев изменения, организовался убедительнее и в целом композиция смотрится более законченной.

Используйте любые изобразительные средства и технику аппликации.

Упражнение 1

Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов (круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой. Выявите центр, уравновесьте композицию, решите ее композиционное единство и соподчинение.

Упражнение 2

Создайте композицию на модульной основе, выполняя непременные условия: равновесие, единство и соподчинение. Используйте два варианта форм, например квадрат и круг. Выберите соответствующую модульную сетку. Поставьте перед собой задачу: решение должно быть ахроматическим. Затем попробуйте сделать его хроматическим.

Упражнение 3

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элементами будут буквы, но не более двух. Например, Б и Н. Их размеры могут изменяться. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 4

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элементами будут цифры, не более трех. Их размеры могут варьироваться. Обратите особое внимание на подбор цифр. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 5

Создайте композиции, отвечающие всем основным требованиям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:

а) самым большим элементом в композиции;

б) самой сложной по силуэту формой;

в) самым маленьким по форме элементом в композиции;

г) группой элементов;

д) «одиноким» по форме элементом;

е) композиционной паузой.

Упражнение 6

Создайте композиции, где центр организован за счет цветового решения:

а) контрастным по цвету элементом ко всему решению композиции;

б) самым темным элементом композиции;

в) самым светлым элементом композиции.

Упражнение 7 (контрольное задание)

Возьмите три одинаковые плоскости белой бумаги. Организуйте на них композицию из трех одинаковых комплектов элементов черного цвета. В каждый комплект должны войти:

а) круг – диаметр 4;

б) квадрат – 2x2;

в) прямоугольник – 8x1;

г) широкая линия – 12 х 0,25;

д) линия – 4 х 0,5;

е) жирная точка.

Размеры даны в сантиметрах.

1. упражнение 5, 6

2. упражнение 2, 5

3. упражнение 2, 5, 6

4. упражнение 2, 5, 6

5. упражнение 5, 6

6. упражнение 5, 6

Дайте три предложения по решению разных композиционных задач.

Упражнение 8

Организовать композиционный центр самым большим элементом.

Упражнение 9

Организовать композиционный центр самым маленьким элементом.

Упражнение 10

Создать из предложенных элементов композицию, где композиционная пауза выполняет роль центра. Все три композиции должны быть уравновешены и обязаны отвечать закону единства и соподчинения.

Две наиболее оригинальные по замыслу композиции (из упражнений 2-6) можно повторить в размере 75 х 55 см, уделив особое внимание технике исполнения, упражнение 7 выполняется на плоскости, размер которой вы должны определить сами.

1. упражнение 5, 6

2. упражнение 2, 5

3. упражнение 2, 5, 6

4. упражнение 5, 6

5. Упражнение 5, 6

6. Упражнение 5, 6

7. Упражнение 2, 5, 6

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Соподчинение частей в целом. Группировка.

В произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в тоже время целое воспринимается единовременно и цельно.

Принцип динамизма.

Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине - по диагонали, по кругу, лучевое, S -образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизованно. С его помощью осуществляется гармония целого.

Принцип равновесия.

Уравновешенность частей в картине - первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии.

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения - примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

 

Графический дизайн

Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX - первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнерам. С другой - современного изобразительного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Первоначально этот термин означал художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда. В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась, включив компьютерную графику теле- и видеопрограммы, пространственно-конструктивные эксперименты и др.

Графический дизайн - интернациональное явление (одно из его современных названий «viscom» - «визуальный коммуникатор»), решающее такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Многообразные проблемы массовой коммуникации требуют создания современных графических средств и могут быть разрешимы лишь в результате коллективного творчества многих специалистов. Поэтому совместно с дизайнером-графиком работают психологи, соци­ологи, врачи, искусствоведы и др. специалисты, поскольку графический дизайн подразумевает оптимальную стратегию обработки информации в направленном толковании, превращение ее в визуальные сигналы, которые интерпретируются определенно и однозначно.

Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции, а после этого осуществляется разработка графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста входят знание и анализ рынка, потребителей, психо­логических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности. Возникают проблемы понимания и усвоения новой информации, визуализации понятий, представлений, процессов, не существующих в зримой форме, которые решает активно развивающаяся так называемая «информационная графика».

 

Законы композиции

Искусство композиции - одно из самых сложных, но оно и самое притягательное творческих натур: ведь удачно найденное композиционное решение - всегда гармония. Некоторым чувство композиции дается от природы, как музыкальный слух, как чувство цвета. Но при желании этому можно научится.

Законы композиции одинаково распространяются на все виды и жанры искусства. Вот они: целостность, пропорциональность, соразмерность, соподчинение и др.. Рассмотрим их поконкретнее и применительно к современному искусству.

Целостность характеризуется той мерой выразительных средств, когда ничего ни добавить, ни убавить в работе не хочется. Опытные мастера часто пеняют новичкам на то, что они «перекрасивили» работу. Такое понятие существует на промыслах не зря. Те, кто еще только учится, часто «втискивают» и одну работу все приобретенные приемы, знания, а ведь народное искусство, как никакое другое, лаконично, боится перегруженности. Это как раз тот случаи, когда за елками можно уже не увидеть леса. Вспомните, мелкие детали называют «приписками» - они добавляются к основному, приписываются, не разрушая целостности замысла.

Навык позволяющий «держать» композицию содержит в себе чувство меры и полной сосредоточенности в работе. При этом главное соблюдение пропорциональности, или применение закона о золотом сечении. Этот закон в чистом виде демонстрирует зависимость гармонии от алгебры и выражается конкретной математической формулой. Смысл, которого в том, что соотношение целого с большим, аналогично соотношению большего с меньшим.

Закон пропорциональности можно еще назвать и законом равновесия. Похвально звучит оценка: «Крепко сбитая композиция». Прекрасным дополнением данного закона является закон о соразмерности. Позволяющий определить соотношение между главной и второстепенной частью изображения. И тут хочется обратить особое внимание на очень характерный прием именно народного искусства, когда для большей выразительности намеренно нарушается перспектива (собственно, народному искусству она почти не свойственна), масштабность.

Мастера всегда четко определяют для себя, что они хотят сделать главным, а что - второстепенным, и строго этому следуют. Например, изображение букета всегда начинается с двух-трех главных, крупных постов.

Часто по неопытности допускается такая ошибка, когда удачный главный рисунок, роспись губятся какой-нибудь каймой, отводкой, которые при неправильно подобранных масштабе, цвете. форме могут нарушить соразмерность главного и второстепенного.

Соподчинение- это подчинение композиционному центру изображения всего рабочего пространства. «Центр» подразумевает не именно середину в изображении (оно может быть асимметричным, об этом пойдет разговор ниже), а главную идею, тему.

Еще одним из законов композиции, гармонии можно назвать и закон трехкомпонентности.

Задумываясь над законами гармонии и композиции, осмысливая их, надо все же понимать, что искусство тем и отличается от науки, что всегда оставляет за собой тайну творчества.

Это потом, анализируя произведение на предмет просчетов и удач, вы сможете определить, в чем их причина, тогда сразу будет видно, где все сделано по закону, а где его нарушение привело к ошибке.

Такой анализ нужно проводить всегда, художник должен не обывательски оценивать работу на «хорошо» и «плохо», а с профессиональным пониманием законов гармонии. Вся сложность творчества как раз и состоит в том, что, понимая эти законы, их трудно воплотить на практике. Поэтому не случайно на промыслах всегда есть творческая группа художников, авторов новых разработок и композиций и группа художников-исполнителей. И кстати сказать, быть хорошим исполнителем тоже немаловажно, тут нужно уметь работать сосредоточенно, ритмично, без лишних эмоций. Не все талантливые художники могут это. И что характерно для декоративно-прикладного искусства, чаще всего количество ремесленных наработок переходит в качество мастерства. Многие, кто начинал с массовки, приобрети крепкий ремесленный навык, становились и авторами новых композиций.

Уравновешенность. Когда реклама «уравновешена», она находится в состоянии внутреннего покоя, хотя элементы ее: картинка, фотография, заголовок и текст могут быть очень динамичны.

Дизайнер имеет дело с двумя видами уравновешенности: формальным (симметричным) и неформальным. При формальном равновесии каждый элемент одной стороны рекламы соответствует по форме и размеру элементу на другой стороне Элементы, заходящие за воображаемую вертикальную линию, располагаются симметрично относительно этой оси. Этот вид уравновешенности продолжает существовать в рекламе, особенно в строгой рекламе.

При неформальной уравновешенности оптическое равновесие тоже выдерживается, но оно достигается более сложными методами.

Не следует дизайнеру забывать и о взаимосвязи между верхней и нижней частью рекламы. Все элементы рекламы должны образовывать уравновешенную композицию, причем оптический центр - точка чуть выше и левее геометрического центра - должна быть центром рекламы.

Большие и черные элементы имеют больший «вес» нежели мелкие и серые. Гораздо больше привлекают также и элементы необычной формы по сравнению с элементами обычной конфигурации, цветные элементы по сравнению с черными и белыми элементами.

Иногда дизайнер умышленно нарушает равновесие, чтобы сделать рекламу заметной.

Пропорциональность. Для рекламного дизайнера пропорции создаются соотношениями размеров, т. е. отношениями ширины рекламы к глубине, ширины элемента к глубине элемента, размера площади одного элемента к размеру площади другого, величины промежутка между двумя элементами и величиной промежутка между одним из них и третьим элементом.

Чтобы добиться надлежащих пропорций в рекламе, дизайнер располагает промежутки таким образом, чтобы глаз не улавливал стандартные математические отношения. Обычно дизайнер избегает деления рекламы на две, три или четыре равные части.

Греки дали образцы пропорционального деления пространства. Отношение ширины к глубине приблизительно составляет 3:2, или лучше 5:3. Квадрат с его одинаковыми сторонами является не самым лучшим конструктивным элементом в сравнении с прямоугольником с двумя различными размерами. Если все-таки попадается квадрат, то дизайнер может «растянуть» его по горизонтали или вертикали, проведя в нем горизонтальные или вертикальные полосы или линии.

Если дизайнеру дали вертикальный прямоугольник, то он делит его горизонтальными линиями на несколько полос. Одна из линий, расположенная ближе к верху и не совпадающая с математическим центром, может приниматься за линию оптического центра. Элементы рекламы тогда будут располагаться по полосам. Некоторые дизайнеры любят размещать самые важные элементы так, чтобы они касались линии оптического центра или пересекали ее.

На пропорции влияет и тон рекламы. Идеальная пропорция темных и светлых тонов следующая. 1/2 средне-серых тонов, 1/4 светло-серых, и 1/4 черных. В любых сочетаниях один тон должен преобладать.

Последовательность. Реклама может, конечно, выполнить свою функцию и в том случае, если читатель будет блуждать по ней, останавливая свое внимание то на одном, то на другом элементе. Дизайнер предпочитает устанавливать правильный порядок восприятия читателем элементов рекламы. Для этого существует целый ряд приемов.

Он может расположить элементы по пути естественного движения глаз: взгляд движется слева направо и сверху вниз. Учитывая это, дизайнер может располагать элементы слева направо по верхней линии, затем опять слева направо по более низкой линии и т. далее.

Но если бы все следовали этому порядку, то реклама стала бы очень скучной. Поэтому дизайнерам приходится применять другие приемы. Глаза также, вполне естественно, могут двигаться от более крупных к более мелким элементам, от черных к более светлым, от цветных к бесцветным, от необычных форм к обычным. Учитывая это, дизайнер может направить движение глаз читателя практически к любой точке рекламы и вести его в любом направлении.

Иногда дизайнер направляет взгляд читателя с помощью сплошных или пунктирных линий, создавая как бы дорогу для взгляда и облегчая его работу. Иногда дизайнеру удается найти более тонкий способ управления взглядом читателя и он добивается большей эффективности. Он может, например, повторять формы и размеры. Можно сказать, что этим создается воображаемый путь для взгляда. Дизайнер может создать такой путь с помощью градации элементов по размеру. В этом случае глаз будет двигаться от одной серии к другой. Последовательность представляет собой своего рода оптический ритм, она может развиваться и другими путями, включая в себе импульсы и паузы.

Единство. Оно представляет собой наиболее важный принцип дизайна. Единство предусматривает, чтобы элементы рекламы дополняли друг друга и согласовывались друг с другом Дизайнер создает гармонию, когда он подбирает элементы по их совместимости и располагает так, чтобы они подходили друг к другу. Элементы будут лучше отвечать принципу единства, если они родственны по форме, размеру, текстуре, цвету и направлению.

Проблема единства встает еще острее, когда дизайнеру приходится работать с рекламой необычной конфигурации, когда она, например, узкая и длинная, или когда она охватывает две страницы и т. д.

Внешние границы. Границы внутри рекламы, или, как их называют, «коробки», также подчеркивают единство, если они имеют одну толщину, цвет или оттенок. Читатель видит сходство и мысленно связывает элементы.

Белое пространство, умело расположенное по периметру рекламы, начинает играть роль границ и тоже подчеркивает единство рекламы. Если же дизайнер сконцентрирует белое пространство в центре рекламы между элементами, то оно будет выражать деление рекламы на отдельные куски и нарушит единство.

Белое пространство, вынесенное на края рекламы, не следует располагать в виде полосы, одинаковой по глубине со всех сторон. Белому пространству в этом случае желательно придать неопределенную форму, чтобы соблюсти пропорции.

Ось является лучшим средством укрепления единства рекламы. Она может быть видимая или воображаемая (лучше последняя). В рекламе используются две, три и более осей, которые проходят вертикально и горизонтально. Ось проходит через всю рекламу и образует нечто вроде базы, вокруг которой группируются элементы.

Какой-то элемент или даже большинство их, могут пересекать ось. Но при этом ось не должна терять своего объединяющего свойства.

Дизайнер укрепит единство, если применит метод трех точек. Трехэлементная композиция отличается большей пропорциональностью, чем двух- или четырехэлементная.

Особые трудности соблюсти единство возникают, когда реклама располагается на двух страницах. Здесь следует дать несколько советов:

- Используйте на обеих страницах один цвет, один стиль и один шрифт.

- Проведите ось на левой странице, но подчините ее элементы правой.

- Заголовок может пересечь сгиб и захватить вторую страницу, при этом сгиб должен проходить через промежуток между словами, а не между буквами. Картинка может распространиться на обе страницы, но нужно, чтобы сгиб не приходился на важные элементы. Нельзя, например, чтобы сгиб проходил через лицо главного персонажа рекламы.

Проведите рамку вокруг всей рекламы, через обе страницы, не обращая внимания на сгиб.

Акцент. С самого начала дизайнер должен решить, на каком элементе рекламы надо сделать ударение: на рисунке, заголовке или тексте. После принятия решения, он подыскивает пути концентрации внимания на нем. Он может выделить рисунок, защитив его от влияния других элементов. Он может увеличить его размеры, придать ему выпуклость, окраску.

Необходимо учесть и важность выделяемого объекта, мнение рекламодателя, аудиторию, размер рекламы и т.д.

Ударение в первую очередь достигается посредством контраста между выделяемой вещью и второстепенной. Ударение может достигаться резким изменением направления, размера, формы, текстуры, цвета, тона и линий.

Дизайнер стремится извлечь из принципов максимальную пользу, но в каждую рекламу он включает что-то от себя, что не умещается в рамках принципов. Без этого индивидуального элемента реклама может быть профессиональной, но безжизненной и скучной.



infopedia.su

Колонка № 20. Несколько советов по композиции: club_365

Сегодня я хочу поговорить о композиции, о правилах, которые помогут создать гармонию в рисунках.

Для начала, напомню о понятии композиция: (от лат. compositio— составление) — сочетание разных частей в одно целое в соответствии с целью.

Композиция для меня всегда была неведомым, загадочным приемом, благодаря которому одни работы сразу бросаются в глаза, а другие не задерживаются в памяти. Я начала анализировать, почему так происходит. Оказывается, компоновать нужно все и всегда, даже маленькие наброски делать с чувством, толком, расстановкой. И это чувство композиции иногда бывает врожденным, а чаще всего его нужно «разбудить».

Каким же способом можно разбудить в себе «композитора»? Конечно, за одну маленькую статью я не научу вас всему курсу, который проходят в художественных вузах, но рассмотрю основные моменты, на которые стоит обращать внимание, рисуя ежедневно.

Идея начать рисовать из головы часто терпит фиаско. Потому что мы все упрощаем, т.е. делаем фронтальную композицию. Намного интереснее работы, в которых выбран необычный ракурс, подмечена деталь, фрагмент.

Один из самых простых способов создать композицию – делать наброски. Со всех немыслимых ракурсов! Сегодня мы делаем наброски, потому что хотим рисовать ежедневно, ищем моменты, которые нам нравятся, а через месяц достанем эти «почеркушки» и появится идея создания творческой композиции. Чем больше делать таких набросков с натуры, тем больше вспомогательного материала собирается для будущей композиции.

Перед тем как сесть за придумывание, я пересматриваю фотографиина фотосайтах, фотоклубах. Чаще всего жанровые фото, реже портретные. Фото может помочь в создании композиции, подтолкнуть на мысль. Если нужной фотографии не нахожу – делаю свои. И считаю, что нет ничего постыдного в том, чтобы пользоваться этим. Мы живем в ХХI веке и фотоаппарат давно стал помощником художнику. Многие художники создают композицию из «пятна». Это монотипия, о которой я говорила в статье про акварель. Очень часто в кляксах можно увидеть интересный сюжет, который подтолкнет на мысль. Кроме того, пятна завязаны между собой так, что придумывать это было бы намного дольше. Сейчас, я все чаще обращаюсь именно к такому методу, поскольку он очень непредсказуемый. И если я не знаю еще что хочу нарисовать, то делаю обычные кляксы, а они мне подсказывают. Это все вспомогательные упражнения, помогающие создать интересную работу. Конечно, творческая задумка и впечатление первично, но ведь существуют законы формальной композиции. Попросту говоря правила, соблюдая которые можно добиться нужного восприятия работы. Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение, наличие композиционного центра. Рассмотрим подробнее:

1. Равновесие. Один из основных законов композиции. Это такое состояние работы, в которой все элементы  сбалансированы и находятся на своих местах. Для достижения равновесия нужно делать поиски. Возможно, придется уменьшать или увеличивать количество предметов, их масштаб, месторасположение, тон или цвет, пока не получится нужный результат. Тогда работа будет восприниматься легко, на интуитивном уровне. Так, например, на рисунке ниже, я приоткрыла занавеску в левом верхнем углу, чтобы добавить светлое пятно в равновесии с белыми платьями девушек.

Проще всего достичь равновесия в симметричной композиции. Но проблема в том, что они зачастую очень статичны и даже скучны. Чтобы создать динамику, придется больше подумать. Равновесие можно получить с помощью увеличенного пустого поля, точки, пятна, линии, нескольких объектов. Способы уравновешивания можно комбинировать. На фото показаны схемы равновесия в динамичных работах. Общий принцип таков: чем ярче уравновешивающее пятно (красный кружок), тем оно должно быть меньше. Чем больше объект, который надо уравновесить, тем больше должно быть свободное поле. Яркие примеры по уравновешиванию композиции можно подсмотреть у художника Василия Кандинского.

2. Целостность и соподчинение. Добиваясь равновесия невозможно обойтись без этих двух составляющих. Первое означает, что в работе нет ничего лишнего и все взаимосвязано между собой, имеет одно целое и общее. Это может выразиться в единстве пластического решения, цвета, формы или смыслового раскрытия темы. Единства невозможно добиться без второго (соподчинения). Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т. е в композиции возникает иерархия. На работе «Зима» можно увидеть яркий пример общего цельного пятна. Нет ничего лишнего и выпадающего из композиции.

А на следующей картинке все предметы подчиняются тыкве, т.к. она самая крупная, а ее дольки самые яркие и насыщенные. По иерархии следует, что тыква занимает первое место, за ней следует белый чеснок, далее синяя драппировка и т.д.

3. Композиционный центр – главный элемент работы. Вокруг него и строится все соподчинение. Он должен чем-то выделяться среди других элементов. Например, на рисунке ниже, жабка самая крупная, находится почти по центру, светлее по тону чем все окружение, да и вообще она единственная в своем роде на данной работе.

Еще главное можно выделить степенью проработки, контрастным цветом, фактурой, контуром.

Следующий момент, на который хочется обратить внимание, это средства гармонизации композиции – контраст, нюанс и тождество. С нюансом и тождеством все ясно, это либо похожие, либо близкие или мало отличающиеся элементы в работе, таких большинство, а вот про контраст хотелось бы рассказать подробнее.

Как ни странно, но как в природе все держится на контрастах, так и в рисунках. Меня учили всегда создавать их в работах. Ведь именно контраст дает возможность быстрого прочтения темы, информации, сюжета. Он всегда работает в паре со своей противоположностью. Для гармонизации композиции используют следующие пары контрастов, которые я покажу на примерах своих работ.

1. Тон(один клоун темный, другой светлый)

2. Направления в формате (хоккеисты задают разные движения, поддерживая общее настроение и равновесие в работе)

3. Статика и динамика (музыкант статичен, сидит на стуле, а за ним пары в движении).

4. Цвет(оранжевый зонтик в контрасте к синему) 5. Разрыв и непрерывность(кот и занавеска слились воедино – непрерывная часть, далее – разрыв, и вновь непрерывность удочек). 6. Смысл(клоуны должен быть веселыми, но на работе они даже не улыбаются) 7. Силуэт(фигуры юнкеров в формах строгие, тяжелые и угловатые по сравнению с нежными, воздушными силуэтами девушек) 8. Масштаб(огромный стог сена и маленькие люди) Из приведенных выше примеров следуют выводы: -чтобы создать уравновешенную, единую и соподчиненную композицию, нужно использовать контрасты; -контраст будет таковым, только если рядом с ним есть полная противоположность: -гармония-это сочетание противоположностей, их равновесие.

Чем больше контрастов собирается в одной работе, тем она интереснее и выразительнее.

О композиции можно говорить часами, это глубокая, интересная тема. Именно законы композиции и академический рисунок – это те знания, которым можно и нужно научить. Видение цвета – индивидуальная особенность. Конечно же, можно продолжать разговор о том, что существует более серьезная – ассоциативная композиция, построенная на психологической связи представлений о различных предметах, явлениях, выработанных жизненным опытом. Это уже влияние посредством эмоций.

Поиск методов гармонизации в рисунках для меня очень важная составляющая. Ведь только так мы ищем пути к прекрасному, к донесению своих идей зрителям. Чем чаще обращать внимание на гармонию в природе, архитектуре и вообще во всем, что нас окружает ежедневно, тем проще будет создавать ее в своих работах. Еще полезно задавать себе вопросы: как сделать, чтобы зритель смотрел в эту точку на рисунке, как создать динамику, почему мне моя работа не нравится, что в ней можно изменить, как решали эти же задачи другие художники. Когда вы задаетесь такими вопросами, значит, уже готовы для творческих поисков и совершенствований. Ведь творить и созидать – это прекрасно. Это несет в себе мир, добро и счастье.

  

club-365.livejournal.com

1.3. Композиция. Определение.

Виды (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная).

Типы (статичные, динамичные, закрытые, открытые). Структура. Определение

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Слово «композиция» происходит от латинского «Compositio» что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы. Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека.

Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово «композиция» равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи. Композиция — способ организации «материала» искусства. Под материалом в данном случае подразумевается не только физическая масса — глина, краски, слово и т. д., но и сюжет, идея, натура, все, что будучи преобразовано актом творчества, создает художественное произведение в его конечной художественной форме.

Расположение этого материала по законам художественного построения следует назвать в точном смысле этого слова — формой этого произведения. Композиция как раз и является тем способом, тем законом художественного построения, без которого невозможно создание формы, то есть, законченного художественного произведения. Осмысление композиционного построения как средства организации материала необходимо, так как задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Но, разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но, прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки?

Признаки композиционного построения формы.

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи). Даже в том случае, если произведение представляет собой декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, — они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, — будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой, с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции. Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей — так можно определить этот признак.

Единство и цельность— важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется в гармонической упорядоченности формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак. Любое художественное произведение представляет собой борьбу противоположных начал, — это проявляется в формалъном решении — в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это: принцип целесообразности, принцип единства сложного (целостность произведения), принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала) принцип соподчинения частей в целом, принцип динамизма, принцип равновесия, принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания..

В зависимости от расположения композиционных осей бывают:

Статические- оси пересекаются под прямым углом и строго соответствуют вертикалям и горизонталям

Динамические– оси пересекаются под острым углом, доминируют диагонали.

Открытые – движение элементов от центра, изображение раскрывается к зрителю. Преобладают центробежные силы

Закрытые– изображение стягивается к центру произведения, есть четко выраженный центр. Преобладают центростремительные силы.

Структура(от лат. structure) взаиморасположение, связь составных частей чего-либо.

Композиционные принципы

Ознакомившись с естественными природными основами композиционного построения, возвратимся к изложению композиционных принципов, лежащих в основе композиционного построения художественного произведения, чтобы рассмотреть их, подробнее.

Принцип целесообразности.Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

Принцип единства. Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).

Принцип доминанты.Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е. располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.

Соподчинение частей в целом. Группировка. Как уже неоднократно говорилось, в произведении художественном все части связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу вполне, очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение. Все эти группы перекликаются между собой всеми своими элементами, так, что целое повторяется в его частях, а часть в целом. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

Принцип динамизма.Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а, следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине — по диагонали, по кругу, лучевое, S — образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

Принцип равновесия.Уравновешенность частей в картине — первостепенное требование композиционного построения — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит, как уже говорилось прежде, к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Принцип гармонии.Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

Итак, подведем итог: в художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно — образного решения темы и композиционного его построения с, помощью средств гармонизации. Метод, который лежит в основе этого процесса, есть диалектическое противопоставление и объединение связанных между собой по смыслу и по формальным признакам элементов формы с целью достижения единства целого. Поэтому используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е. способные сравнивать, сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя к целостности. Поэтому композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии. Определявшими моментами этой системы являются уравновешенность и взаимосвязанность.

Уравновешенность — равновесие между правой и левой частями изображения. Равновесие это носит динамический характер. В картине все — и динамическое, и статическое — выражает разные моменты движения, направленное движение и остановку, взаимодействие противоборствующих сил, причем характер движения выражается посредством ритма. Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм. Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или, различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст — различие, нюанс — и сходство и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений. Таким образом, целостная форма как гар

studfiles.net

9. Основные законы композиции: равновесие, виды равновесия.

Наиболее важными законами художественной композиции являются законы цельности, равновесия, соподчинения.

Под цельностью понимают необходимость согласованности всех элементов композиции, связь и неповторимость её элементов.

Под равновесием - уравновешенность и гармония различных частей одного целого.

Под соподчинением - подчинение всех композиционных средств единой идее и замыслу.

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности.

Виды. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

10. Основные законы композиции: соподчинение и равноценность элементов.

Наиболее важными законами художественной композиции являются законы цельности, равновесия, соподчинения.

Под цельностью понимают необходимость согласованности всех элементов композиции, связь и неповторимость её элементов.

Под равновесием - уравновешенность и гармония различных частей одного целого.

Под соподчинением - подчинение всех композиционных средств единой идее и замыслу.

Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии между элементами:

1) двухуровненный (доминанта и второстепенные элементы или доминанта и акцент).

2) трехуровненный ( доминанта, акцент и второстепенные элементы).

11. Зависимость композиционного центра.

Композиционный центр зависит от:

1) Своей величины и величины остальных элементов.

2) Положения на плоскости. Вокруг элемента организуется пустое пространство, а все остальные сближаются. И на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенными.

3) Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4) Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5) Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот; хроматический цвет среди ахроматических; теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).

6) Проработки элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенные.

7) Освещения элемента.

12. Основные средства композиции: контраст.

Основные средства композиции: контраст, ньюанс, тождества, симметрия, асимметрия, ритм, модуль, пропорциональность, масштабность.

Контраст. Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству, резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. Контраст — противопоставление, борьба разных начал в композиции. Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Выделяют:

Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.

Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.

Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.

studfiles.net