Средства транспортные - это... Классификация и виды транспортных средств. Транспортные машины


Поъемно-транспортные машины

Усилия в упругих связях кранов зависят не только от внешних нагрузок, имеющих случайный характер, но и от физических свойств и особенностей упругих систем кранов. Особенно существенное влияние на характер силовых процессов оказывает способность колеблющихся систем кранов рассеивать энергию колебаний.

Благодаря этому силовые процессы, возникающие в упругих связях кранов при приложении внешней нагрузки, затухают во времени.

Диссипативные силы и рассеяние энергии колебаний

Любая динамическая система всегда диссипативна – т.к. полная механическая энергия системы (сумма кинетической и потенциальной энергий) при движении системы всегда уменьшается переходя в другие виды энергии (теплоту и т.д.).

По своей природе диссипативные силы механических систем можно разделить на следующие группы:

1. Силы трения, действующие на поверхности стыков и соединений.

Возникают при нагружении относительно неподвижных стыков и соединений деталей благодаря упругому поскальзыванию с трением контактных площадок (прессовые и резьбовые соединения).

Кроме этого, диссипативные силы трения возникают при относительном перемещении контактных поверхностей деталей машин (зубчатые передачи, подшипники и т.п.).

2.Гидродинамические силы вязкого трения, действующие в смазочных пленках. Природа гидродинамических сил связана с межмолекулярными силами в вязких жидкостях.

3.Силы «неупругого сопротивления», действующие непосредственно в

конструкционных материалах.

Современная физика твердого тела связывает силы «неупругого сопротивления» с микродеформацией в нагружаемом материале, обусловленными неоднородностью его структуры (так называемые «дислокации» - смещение атомов, свободные узлы решетки, не занятые атомами и другие дефекты).

4.Силы аэродинамического сопротивления, действующие на машину при ее колебаниях в воздушной среде.

Т.о. диссипативные силы представляют собой внутренние реакции систем при деформации ее элементов под действием внешней нагрузки.

Именно поэтому диссипативные силы всегда ориентированы против направления деформаций (нагрузок).

Такая направленность диссипативных сил обусловливает необратимое расходование энергии колебаний на их преодоление при деформации или относительном перемещении с трением упругих элементов машин.

Итак, при нагружении механизма внешним моментом, работа внешней силы расходуется не только на сообщение деталям механизма упругих деформаций, но и на преодоление диссипативных сил.

Коэффициент диссипации энергии.

В механике и технике принято следующее определение коэффициента диссипации энергии при установившихся колебаниях системы:

ϕ = ∆WW

Здесь: ∆W - часть энергии колебаний системы, перешедшая за один цикл деформации в необратимую форму, или энергия «потерянная» за один цикл деформации.

W - потенциальная энергия системы, отвечающая данной амплитуде колебаний. Основные формулы и примерный порядок расчетов на прочность с учетом несущих

способностей упругих связей кранов

studfiles.net

Подъемно-транспортные машины

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Статьи

Подъемно-транспортные машины

Эта группа чрезвычайно обширна. Сюда относятся и обще-строительные краны, и погрузочно-разгрузочные машины, и устройства для подъема и перемещения на небольшую высоту и расстояние сравнительно небольших грузов — тали, домкраты, лебедки и т. д., а также машины и устройства непрерывного транспорта. Все эти машины и устройства имеют свои специфические особенности и отпимальную область применения в зависимости от условий работы. Наибольшее распространение в строительно-дорожных работах и наибольший интерес из всех перечисленных механизмов и машин представляют краны и погрузчики. Они и будут рассмотрены.

Погрузочно-разгрузочные машины. Широко распространены в народном хозяйстве, в том числе жилищном и дорожном строительстве, поскольку позволяют существенно уменьшить долю неквалифицированного ручного труда в строительстве и машиностроении, на погрузочно-разгрузочных работах и т. д. «Повышение уровня механизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ, — говорится в решениях XXVI съезда КПСС, — позволит в 1985 году сберечь на этих работах труд 1,5—2 миллионов человек.

В строительстве погрузка сыпучих, мелкокускозых и штучных грузов в транспортные средства на складах и комплектовочных базах — удел погрузчиков непрерывного (многоковшовых) или периодического (одноковшовых) действия. Такие погрузчики имеют гусеничный или пневмоколесный ход и зачастую создаются на базе автомобилей, тракторов или тягачей. Для работы в закрытых помещениях обычно используются электропогрузчики с аккумуляторными двигателями.

Каждый погрузчик имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от вида груза, условий и технологии его обработки. В частности, у погрузчиков на гусеничном ходу высокая проходимость и они способны развивать большое напорное усилие, необходимое для загрузки ковша. Пневмоколесные нагрузчики более маневренны, с более высокими скоростями, могут не только погружать материал в транспортные средства, но и самостоятельно перемещать его. При этом считается, что оптимальное расстояние для перемещения груза — не более 100 м. На большие расстояния сыпучие материалы целесообразно перемещать бульдозером, а штучные — вилочными автопогрузчиками или бортовыми средствами.

Одноковшовые погрузчики. Навесное оборудование устанавливается на гусеничном или колесном тракторе или специальном колесном шасси. Как правило, в погрузке реализован способ передней (фронтальной) разгрузки. Рабочий процесс погрузчика — с фронтальной разгрузкой: опускание ковша, движение машины вперед для его загрузки, подъем ковша, отъезд е разворотом, подъезд (поворот) к месту разгрузки и разгрузки ковша. Отличие рабочего процесса погрузчика с задней разгрузкой в том, что после подъема ковша погрузчик движется к месту разгрузки задним ходом.

Конструкция колесных и гусеничных погрузчиков — ато стрела с рычагами, ковш и гидроцилиндры подъема стрелы и поворота ковша.

На выставке «Стройдормаш-81» Советский Союз представил семейство колесных одноковшовых фронтальных погрузчиков: самый мощный из отечественных погрузчиков — ТО-21 грузоподъемностью 15 т и вместимостью ковша 7,5 м3, высота разгрузки 4,5 м; ТО-II, смонтированный на базе трактора «Кировец-702», грузоподъемностью 4 т и ковшом 2 м3, позволяющий разгружать ковш на высоте 3,2 м с вылетом 1,225 м; ТО-18 и ТО-25 грузоподъемностью 3 т и ковшом 1,5 м3. Различие состоит в том, что первый, помимо прочего, может использоваться на земляных грунтах и монтажных и такелажных работах.

Одноковшовые фронтальные погрузчики оснащаются сменным рабочим оборудованием: ковши различной емкости, захваты, крюки, вилы, а также приспособления для погрузки длинномерных грузов.

В некоторых случаях погрузочно-разгрузочные работы, особенно со штучными грузами, производятся вилочными автопогрузчиками. Вилочный автопогрузчик имеет раздвижную раму с перемещающейся по ней кареткой. Рама с помощью гидроцилиндров может наклоняться вперед на 3—5° для лучшей погрузки и назад на 10—15° — для лучшего удержания груза при транспортировке.

В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС в Армянской ССР (г. Чаренцаван) в нынешней пятилетке должен быть построен и сдан в эксплуатацию завод до выпуску 30 тыс. автопогрузчиков в год. Семейство этих малогабаритных погрузчиков, новая конструкция которых разработана Львовским ОКБ, грузоподъемностью.

В Японии и Великобритании зародилось новое направление строительно-дорожного машиностроения — создание мини-машин (мини-экскаваторов, мини-погрузчиков и др.). Например, объем ковша мини-экскаваторов колеблется в пределах 0,04—0,20 м3. Шагающий экскаватор «Паурфаб-125», предназначенный для копания траншей шириной до 45 см и глубиной до 2 м. Экскаватор монтируется на одной двухколесной оси, снабжен передней и задней гидравлическими опорами и передвигается с помощью этих опор, которые отталкиваются.от земли. В рабочем положении задние опоры заглубляются в землю и повышают устойчивость экскаватора. Привод — двигатель внутреннего сгорания мощностью 3,7 кВт и гидрообъемная трансмиссия. Максимальный вылет стрелы 1,5 м, угол поворота 120°. Собственная масса эскаватора 300 кг, поэтому во время работы машинист, стоя на специальной площадке, «догружает» машину своей массой. Габариты экскаватора 23SX135X XI00 см. Экскаватор оснащен дополнительным оборудованием, в том числе удлиненной рукоятью.

В гидросистемах строительно-дорожных машин намечается в последние годы тенденция повышения давления с 17,2 до 40— 55 МПа.

Японские компании «Комацу» и «Хитачи» устанавливают на выпускаемых экскаваторах с ковшом емкостью 5, 9 и 12 м3 мини-ЭВМ для управления работой двигателя и гидропривода.

В капиталистических странах усиливается тенденция к специализации производства строительно-дорожных машин. Так, с семидесятых годов Франция полностью прекратила выпуск автогрейдеров и скреперов, переориентировав свои заводы на выпуск другой продукции, Собственные потребности в этих строительных машинах удовлетворяются их импортом из других стран. Япония также удовлетворяет до 30—35% своих потребностей в специальных строительно-дорожных машинах (скреперы, бульдозеры, погрузчики) за счет импорта.По материалам выставки строительных и дорожных машин «Экспомат-82».

Крупнейшие западноевропейские фирмы, производящие краны с большими грузовыми моментами (особенно малыми партиями), стремясь ограничить номенклатуру кранов, разрабатывают параметрические ряды типоразмеров, нормирующие вылет, высоту и грузоподъемность кранов. При этом для обеспечения конкретных, условий работы производятся различные модификации кранов с использованием стандартных модулей. Так, например, комбинируя 61 модуль (в том числе четыре опорные конструкции, пять секций башен, два типоразмера электромеханических и шесть типоразмеров электрических лебедок и т. д.), фирма «Линден—Адимак» получает 41 272 стандартных исполнений крана с грузовым моментом от 100 до 600 тм, грузоподъемностью до 18 т, вылетом стрелы до 80 м и высотой свободно стоящего крана до 93,5 м.

В развитых капиталистических странах на гидравлические экскаваторы падает 96—98% производства одноковшовых полноповоротных строительных экскаваторов, причем сейчас насчитывается до трехсот различных моделей таких машин.

Фирмы ряда капиталистических стран («ФАУН» ФРГ, «Като» Япония, «Лоррейн» США) создали специальные шасси для автомобильных кранов большой грузоподъемности (до 500 т). Несмотря на значительную массу автокран на таком ходу не создает чрезмерных нагрузок на полотно дороги, так как шасси имеет до восьми пар колес. Часто все колеса делаются управляемыми, что позволяет сохранить высокую маневренность шасси при значительной длине перевозимого груза, и снабжаются независимой подяескоп

Фирма «КатерпиЛлер» (США) выпустила бульдозер in rvecvr-цах треугольного профиля, взяв патент на их конструкцию. Расположенная сверху ведущая звездочка привода не контактирует с грязью, камнями и другими источниками повышенного износа. Двухступенчатая балансирная подвеска дает увеличенное тяговое усилие, Плавность хода и возможность повысить усилия на отвал. Новый бульдозер хорошо показал себя в сложных услшчшх горных рт-работок. Интересно, что один из первых американских танков 20 х годов был оборудован гусеницами треугольного профиля и обладал неплохими ходовыми характеристиками, по уязвимость танка заставила забыть об оригинальном изобретении,

Строительная фирма «Кавасаки дзюкого» считает возможным в ряде случаев отказаться от традиционных подъемных крапов при монтаже домов.

Важная особенность этих машин — их «всеядность»: они способны работать не только на бензине, но и на дизельном топливе и сжиженном газе. Устройство нейтрал лизации отработанных газов позволяет длительно работать в закрытых помещениях. Машина очень маневрен-на, а разнообразные сменные захватные приспособления — для рулонных, бочковых, длинномерных грузов — и приспособление, сталкивающее груз с вил, чрезвычайно расширяют возможности ее использования во всех отраслях народного хозяйства. Например, применение на погрузочных работах одноковшовых фронтальных погрузчиков грузоподъемностью Ют на базе трактора Т-330 взамен одноковшовых экскаваторов с ковшом емкостью 2,5 м3 повышает производительность труда в 1.8 раза, снижает стоимость проводимых работ на 30—-40%, экономит труд двух человек на каждую машину.

За рубежом, на международной выставке строительных и дорожных машин во Франции в 1982 г. («Экс-помат-82»), также наибольшее внимание уделено созданию фронтальных погрузчиков с «передней» разгрузкой на базе универсальных тракторов, а также универсальных машин, совмещающих несколько операций. Так, например, в Англии 85% всех экскаваторов составляют экскаваторы-погрузчики.

Краны. Для подъема и перемещения разнообразных грузов внутри строительной площадки в дорожном строительстве широко применяются различного рода подъемные краны. Наиболее распространены в строительстве стреловые самоходные и башенные краны, находят применение краны козловые, мостовые и кабельные.

Основные параметры крана: грузоподъемность, т. е. наибольшая допустимая масса груза, поднимаемая краном на крюке; вылет стрелы; скорость подъема груза? передвижение и поворот крана; мощность двигателей; наибольшая высота подъема; масса и габариты крана. Грузоподъемность, высота подъема и вылет для стреловых кранов— величины переменные и зависящие друг от друга.

Самоходные стреловые краны — это поворотные краны, установленные на самоходных шасси. В настоящее время выпускаются самоходные краны на рельсовом, гусеничном, пневмоколесном, короткобазовом, специальном и автомобильном шасси. Основные параметры стреловых самоходных кранов стандартизованы. Для лучшего использования они оборудуются сменным рабочим оборудованием — стрелами различной длины, вставками в стрелы, крюками, грейферами и др. Для монтажа в труднодоступных (стесненных) местах используются краны с телескопическими стрелами. Такая конструкция позволяет быстро изменять ее длину (а соответственно вылет и высоту подъема). Это значительно расширяет поле их деятельности. Кроме того, телескопическая стрела и ее жесткая подвеска уменьшают транспортные габариты кранов, что позволяет увеличить транспортные скорости машин (для автомобильных кранов).

Устойчивость стреловых самоходных краноз при работе часто недостаточна. Поэтому пневмоколесные, автомобильные и железнодорожные краны оборудуются специальными выносными опорами (аутригерами).

В условиях дорожного строительства, для обслуживания складского хозяйства, а также при монтаже других грузоподъемных средств часто применяются железнодорожные краны (краны на рельсовом ходу), способные самостоятельно передвигаться по обычной железнодорожной колее. Они не требуют строительства специальных дорог и более или менее ровных площадок, достаточно мобильны и имеют значительную длину стрелы (до 30 м). Грузоподъемность этих кранов 10 — 30 т, но есть краны грузоподъемностью 50 т и более. Однако необходимость в железнодорожном пути — их существенный недостаток.

Гусеничные крапы — полноповоротные стреловые краны, установленные па гусеничном ходу. Их можно использовать на площадках со слабыми грунтами, а также там, где требуется повышенная проходимость и устойчивость. В строительстве широко применяются гусеничные краны грузоподъемностью 25—100 т.

В советском разделе выставки «Стройдормаш-81» демонстрировался стреловой кран КС-8184 грузоподъемностью 100 т на гусеничном ходу. Он снабжен решетчатой стрелой длиной 15 м, удлиняемой вставками до 40 м. Наибольшая высота подъема крюка 72,5 м. Мощность приводного двигателя 162 кВт.

Высокие темпы выполнения строительных и погрузочно-разгрузочных работ требуют применения высоко производительных мобильных подъемно-транспортных машин. Эти машины должны иметь рабочее оборудование, позволяющее использовать их на различных видах работ, сравнительно быстро меняя грузовые и высотные характеристики. Конструкция машины должна быть такой, чтобы трудоемкость работ по ее монтажу, демонтажу и подготовке площадок была минимальной. От машин также требуется быстрое перебазирование с объекта на объект. Всем этим требованиям отвечают автомобильные и пневмоколесные краны, а также краны на специальном шасси. Демонстрировавшиеся на выставке «Стройдормаш-81» краны монтируются на автомобилях ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗР1Л-133 П, МАЗ-500А (МАЗ-5334), КрАЗ-257, КамАЗ-53213.

Механизмы крана приводятся в действие либо от двигателя автомобиля, либо от отдельного двигателя, который размещается на грузоподъемном устройстве. Применяется также дизель-электрический многомоторный привод механизмов.

С начала 1970 г. в короткий срок была проделана большая работа по созданию и совершенствованию гидравлического объемного привода для кранов. Схема привода обеспечивает совмещение рабочих операций, независимое регулирование скоростей, позволяет уменьшить габариты размеров и массу машины. Ивановский завод автомобильных кранов серийно производит автомобильные гидравлические краны КС-3562А грузоподъемностью Ют — первые отечественные гидравлические краны. В 1980 г. на долю автомобильных гидравлических кранов приходилось 28% о!щего выпуска автомобильных кранов.

Чтобы обеспечить народное хозяйство автомобильными кранами различных модификаций и грузоподъемности, для унификаций деталей и узлов, облегчения организации технического обслуживания й ремонта, разработан унифицированный ряд автомобильных кранов грузоподъемностью от 6,3 до 16 т.

Пневмоколесные краны выпускаются грузоподъемностью 10—100 т. Их поворотная платформа монтируется на шасси с широкой колеей. Это увеличивает устойчивость крана по сравнению с автомобильным и позволяет во многих случаях работать без выносных опор. Своим ходом эти краны могут передвигаться только на тажные устройства циклического действия, применяемые на различных видах строительства и на погрузоч-но-разгрузочных работах. Иногда башенные краны применяются на строительстве мостов и путепроводов с монолитными опорами значительной высоты.

Башенный кран может быть стационарным, т. е. установленным на фундаменте, тогда он обслуживает всю площадку с одной стоянки. При большой высоте подъема кран дополнительно крепится к возводимому сооружению и в таком случае называется приставным. Самоподъемные краны устанавливаются на конструкциях возводимого сооружения и перемещаются вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения здания. Стационарные и самоподъемные краны применяют в основном при строительстве многоэтажных и высотных зданий.

Передвижные башенные краны оборудованы ходовым устройством и могут перемещаться по строительной площадке в рабочем положении. Такие краны выпускаются на рельсовом, гусеничном, автомобильном и пневмоколесном ходу. Наиболее распространены рельсовые краны, так как установка кранов на рельсы упрощает эксплуатацию и повышает безопасность работы.

В зависимости от того, где расположено поворотное устройство, башенные краны бывают с верхним поворотом, т. е. с поворотной стрелой и неповоротной башней, и с нижним поворотом, т. е. с башней, которая вращается вместе со стрелой. Поворотные краны монтировать значительно проще. Кроме того, в большинстве случаев их перевозят с одного объекта на другой, не разбирая на узлы.

По способу изменения вылета крюка (типу стрелы) различаются башенные краны, грузовая тележка которых перемещается по горизонтальной стреле (краны с балочной стрелой), и краны, изменяющие вылет наклоном стрелы (краны с подъемной стрелой).

Достигнутый уровень совершенства выпускаемых в СССР кранов можно проиллюстрировать на моделях, демонстрировавшихся на выставке «Стройдормаш-81». Все они рассчитаны на работу в районах с температурой окружающей среды ±40°С. В экспозиции были представлены краны КБ-403А для строительства многоэтажных жилых и гражданских сооружений из элементов массой до 8 т; КБ-504 — для строительства крупнопанельных зданий высотой до 22 этажей. Последний оборудован лифтом грузоподъемностью 160 кг. Связь между машинистом крана, находящимся в кабине, монтажником и стропальщиком осуществляется с помощью переносной радиостанции «Ласточка».

Особый интерес представляет кран КБ-676-0 с балочной стрелой и поворотной башней; максимальная грузоподъемность его 12,5 т, высота подъема до 83 м, вылет стрелы до 50 м. Кран универсален: он может работать как приставной (с креплением настенными опорами к сооружению) и как передвижной. Для подъема в кабину внутри башни установлен подъемник. Кран имеет исполнение КБ-676-1 с максимальной грузоподъемностью 3920 кН’М, высотой подъема до 82 м и вылетом стрелы до 35 м. Управление краном — телерадио-программное.

В последние годы универсальные краны приобретают все большее признание и за рубежом. Такие крупные фирмы, как «Пейнер» и «Либхерц» (ФРГ), которые в 60-х гг. выпускали только краны с поворотной башней, в 70-х гг. приступили к выпуску кранов с неповоротной башней, в том числе универсальных. В связи с тем что за рубежом краны используются в основном в строительстве малоэтажных частных домов небольших размеров, большая часть выпуска кранов приходится на модели малой грузоподъемности с малым грузовым моментом. На одном объекте они работают непродолжительно, поэтому выполняются, как правило, быстромон-тирующимися и легко транспортируемыми.

Строительную индустрию за рубежом отличает разнообразие возводимых сооружений и их малая повторяемость. Это обусловило большое разнообразие типоразмеров кранов, находящихся в эксплуатации, что, в свою очередь, создало трудности в обслуживании, их дальнейшем производстве и стимулировало развитие модульной (агрегатной) системы комподовки. Модульная система распространена на различные исполнения передвижных кранов с поворотной и неповоротной башней, приставных и самоподъемных. Если нужно изменить модель, можно приобрести дополнительно отдельные узлы или взять их напрокат. Как отмечалось выше, в отечественном краностроении также используется модульная система.Широкое применение монолитного железобетона при

строительстве сооружений за рубежом способствовало распространению самоподъемных кранов. Они могут ра* ботать с короткой башней, с меньшими вылетом и грузовым моментом, отличаются небольшой массой, меньшей трудоемкостью и металлоемкостью при меньшей же стоимости эксплуатации по сравнению с передвижными приставными кранами.

Для конкретного объекта строительства за рубежом краны выбирают на основе тщательных технико-экономических расчетов, учитывающих его тип (стационарный или передвижной, с балочной или подъемной стрелой), величину грузового момента, длину подкрановых путей и сроки нахождения его на объекте.

Читать далее: Стандартизация строительно-дорожных машин

Категория: - Статьи

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Подъёмно-транспортные машины - Большая советская энциклопедия

Метрополитен, метро (франц. metropolitain, буквально - столичный, от греч. metropolis - главный город, столица), городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров…

Грузоподъёмная машина, устройство для подъёма груза и людей в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (лифты - грузовые и пассажирские, подъёмники - шахтные, скиповые, строительные и пр.)…

Безрельсовый транспорт, транспортные машины, передвигающиеся без рельсовых путей. К Б. т. относятся машины на обрезиненных колёсах (большей частью на пневмоколёсном ходу), осуществляющие периодическое…

Погрузочно-разгрузочная машина, подъёмно-транспортная машина периодического (цикличного) или непрерывного действия, предназначенная для выполнения операций на погрузочно-разгрузочных, перегрузочных…

Блок (нем. Block, голл. blok, франц. bloc, англ. block) (техн.), 1) простой механизм в форме колеса с желобом по окружности, через который перекинут канат или цепь. Служит для изменения направления…

Полиспаст (греч. Polyspaston, от polyspastos - натягиваемый многими верёвками или канатами), таль, грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков…

Подъёмный кран, грузоподъёмная машина циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъёма и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата…

Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы Л. имелись в…

Подъёмник, грузоподъёмная машина прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъёма груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жёстким вертикальным (иногда…

Конвейер (англ. conveyer, от convey - перевозить), транспортёр, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Историческая справка. За несколько тысячелетий до н…

Движущиеся тротуары, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения. Д. т. - вспомогательный вид городского транспорта, который может провозить до 10-20 тыс. пассажиров в час на одной…

Элеватор (лат. elevator, буквально - поднимающий, от elevo - поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э. ковшовые, полочные…

Эскалатор (англ. escalator; первоисточник: лат. scala - лестница), наклонный пластинчатый конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в…

Патерностер [нем. Paternoster, от позднелат. paternoster - отче наш (молитва), а затем - чётки, по сходству с которыми назван подъёмник], многокабинный пассажирский подъёмник непрерывного действия…

Погрузчик, погрузочная машина, самоходная машина, предназначенная для выполнения операций захвата, подъема, транспортирования и укладки грузов в транспортные средства, штабели или отвалы. П…

Автомобилеразгрузчик, автомобилеопрокидыватель, устройство для выгрузки сыпучих грузов из кузовов бортовых автомобилей. А. бывают стационарные и передвижные (в т. ч. самоходные), тупиковые и проездные…

Вагоноопрокидыватель, сооружение для механизированной разгрузки насыпных грузов из ж.-д. грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки…

Линейный двигатель, электродвигатель, у которого один из элементов магнитной системы разомкнут и имеет развёрнутую обмотку, создающую бегущее магнитное поле, а другой выполнен в виде направляющей…

Манипулятор, 1) в горном деле - основной механизм буровой каретки, предназначенный для перемещения в призабойном пространстве автоподатчика с перфоратором (бурильной машиной). М. иногда используются…

Канатная дорога, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных…

Пневматический транспорт, совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа; один из видов промышленного транспорта. Установки П. т. в…

Подъёмно-транспортные машины, устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П.-т. м. являются основным средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных жилых, общественных и административных зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и т.д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины и механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта, машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт) и погрузочно-разгрузочные машины. П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного действия. К машинам периодического действия относятся простейшие неприводные грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты и др., а также грузоподъёмные машины, главным образом электрические подъёмные краны, грузовые и пассажирские лифты, подъёмники. Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры различных типов, в том числе пассажирские (движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы и патерностеры. К машинам однорельсового транспорта относятся электрические и пневматические, подвесные электротягачи, электро- и автотележки. Представители машин напольного транспорта — авто- и электропогрузчики (см. Погрузчик), электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузочные машины бывают как периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики и вагоноопрокидыватели, инерционные разгружатели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгрузчики, разгрузочно-штабелёвочные машины и др.).

П.-т. м. могут иметь электрический, гидравлический, пневматический привод или получать энергию от двигателя внутреннего сгорания. Находят применение также электрические линейные двигатели (главным образом асинхронные), позволяющие осуществлять непосредственное соединение двигателя с машиной (без промежуточной механической передачи).

Развитие П.-т. м. связано с разработкой конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими техническими параметрами, с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием комплексов машин, совмещающих функции машин периодического и непрерывного действия, манипуляторов и машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях и т.п. Примером комплексного подъёмно-транспортного сооружения является подвесная канатная дорога, в которую входят механическое и электрическое оборудование конечных и промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки), тяговые и несущие канаты, механическое оборудование линейных опор, строительные сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.). Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного транспорта (ленточные и канатно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного, однорельсового, пневмокапсульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.

Лит.: Спиваковский А. О., Дьячков В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта, М., 1969; Ридель Э. И.. Погрузочно-разгрузочные машины на железнодорожном транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины, 4 изд., М., 1972.

В. С. Коновалов.

allencyclopedia.ru

Средства транспортные - это... Классификация и виды транспортных средств

Средства транспортные – это устройства, используемые для перевозки по дорогам грузов либо оборудования, установленных на нем, или людей. Данное определение дает вполне исчерпывающее представление о ТС. Однако на практике зачастую этого бывает недостаточно. Более полную информацию о ТС содержат ПДД.

Общие сведения

Условно выделяют рельсовые и безрельсовые виды транспортных средств. Существует также разделение на несамоходные и самоходные. Движение транспортных средств в последнем случае обеспечивается за счет работы мотора. В ПДД, однако, присутствует другая классификация. В соответствии с правилами, выделяют механические и немеханические виды транспортных средств. Эти категории имеют принципиальные отличия.

Механические ТС

Основным их признаком выступает наличие двигателя. Механические средства (транспортные) – это грузовые и легковые автомобили, мотоциклы. К ним также относят самоходные машины и тракторы. Двигатель может быть любым: водородным, бензиновым, газовым, дизельным и пр. Еще одним критерием таких ТС является их предназначение. Они должны эксплуатироваться только на дороге.

Немеханические ТС

К ним в первую очередь относят велосипеды. Ими являются ТС, за исключением инвалидных колясок, имеющие как минимум 2 колеса и приводящиеся в движение мускульной энергией граждан, управляющие ими. Для этого могут использоваться педали или рукоятки. На велосипеды могут устанавливаться двигатели. Их максимальная номинальная мощность не превышает 0.25 кВт. При этом они автоматически отключаются при скорости больше 25 км/ч. Все указанные параметры позволяют относить велосипеды к категории немеханических ТС.

Особая категория

Мопеды – механические средства (транспортные). Это обуславливается наличием ДВС или электродвигателя. Между тем, мопеды включены в категорию немеханических ТС. Объясняется это тем, что максимальная их конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, а рабочий объем мотора – 50 м3 (или номинальная мощность при продолжительной нагрузке более 0.25 и менее 4 кВт). Аналогичным образом определяются и другие средства транспортные. Это в первую очередь скутеры, мокики и прочие аналогичные ТС с двигателями.

Важный момент

Управление транспортным средством, относящимся к категории немеханических, не требует наличия водительского удостоверения. Сами ТС при этом не проходят регистрацию, для них не предусмотрены знаки (номера). Между тем, не следует забывать, что лица, владеющие ими, являются водителями. В этой связи управление транспортным средством немеханического типа должно осуществляться в соответствии с ПДД.

Максимальная разрешенная масса

Она характеризует вес ТС с грузом, пассажирами и водителем. Разрешенная масса устанавливается изготовителем и считается максимально допустимой. Разберемся в терминологии. Максимальной считается предельно допустимая масса ТС с пассажирами, грузом и водителем. Превышение установленного показателя запрещено. Обусловлено это тем, что при высокой нагрузке (большей, чем предусмотрено изготовителем) корпус машины, тормозная система, двигатель, подвеска, рулевая часть не смогут функционировать нормально. Соответственно, возникает риск создания аварийной ситуации. Максимальная разрешенная масса является в определенной степени теоретическим показателем, который прописывается в ПТС и свидетельстве о регистрации. Зачастую многие путают ее с фактическим весом ТС. Ключевым отличием этих параметров выступает то, что разрешенная масса устанавливается раз и навсегда. При этом фактический вес может постоянно меняться. Однако в любом случае его величина не должна превышать разрешенную массу.

Вес как критерий разграничения

По разрешенной массе проводится классификация ТС. Грузовые автомобили разделяются по данному показателю на 2 категории. Первая включает в себя ТС с разрешенной массой не больше 3.5 т, вторая – больше 3.5 т. Указанная цифра выступает в качестве своеобразного индикатора размеров автомобилей. В этой связи грузовые автомобили, разрешенная масса которых меньше 3.5 т, включены в категорию, в которую входят и легковые машины.

Разрешенная масса сцепленных ТС

В качестве максимально допустимого веса транспортных средств, перемещающихся как одно целое, принимают совокупность их весовых параметров. Чтобы уяснить это положение, целесообразно обратиться к понятиям "прицеп" и "автопоезд". Первым является ТС, которое не оборудовано мотором и используется для перемещения в составе с транспортным средством механического типа. Автопоездом именуются устройства, которые сцеплены с прицепом. Соответственно, если в составе присутствует несколько ТС, в том числе не имеющие двигателей, общая разрешенная масса будет соответствовать сумме их допустимого веса, предусмотренного изготовителями.

Маршрутное ТС

Оно представляет собой техническое транспортное средство, предназначенное для общественного пользования. В эту категорию входят автобусы, трамваи, троллейбусы. Их основная функция состоит в перевозке людей по установленному маршруту с остановками на обозначенных местах. Такие ТС определяются следующими критериями:

  1. Принадлежностью к инфраструктуре пассажирских перевозок.
  2. Движение по утвержденному маршруту.
  3. Совершение остановок на обозначенных участках и по требованию.

Специфика

Необходимо отметить, что одним из ключевых критериев маршрутных ТС является наличие рабочего графика движения. Почему этот признак особо выделяется в определении? Дело в том, что пока ТС не находится на маршруте, оно общественным транспортом не будет являться. Например, пассажирская ГАЗЕЛЬ, едущая в гараж или на место парковки после смены, является обычным ТС. Для общественного транспорта действуют определенные послабления и привилегии. Например, водитель маршрутного ТС может игнорировать действие ряда запрещающих или предписывающих знаков. Для этого вида транспорта предусматриваются специальные полосы. Они выделяются особой разметкой и знаками.

Договор купли-продажи транспортного средства

У многих владельцев ТС возникает необходимость реализовать свой автомобиль. При этом оформляется договор продажи транспортного средства. Приведем несколько рекомендаций по правильному его составлению. Документ заполняется от руки или на компьютере. Особое внимание следует уделить ключевым условиям. Договор должен содержать номер. К примеру, 01/2016. Впоследствии этот номер будет указываться в ПТС. В документ вписывается место и дата совершения сделки. Обязательно указываются паспортные данные продавца и покупателя. Сведения об автомобиле также должны присутствовать в документе. Их переписывают из свидетельства и ПТС. Стоимость автомобиля устанавливается самими участниками сделки. Сумма прописывается цифрами и словами. Непосредственно перед подписанием владелец передает ключи и документы, а покупатель – деньги. Кроме договора оформляется также акт приема ТС.

Приложения

Продавец должен предоставить:

  1. Оригинал ПТС.
  2. Св-во о регистрации машины.
  3. Паспорт гражданина РФ.

Покупатель предъявляет:

  1. Документ, по которому удостоверяется его личность.
  2. Полис ОСАГО.

Советы покупателям

В первую очередь следует убедиться, что ТС:

  1. Не выступает в качестве предмета залога.
  2. Не является кредитным.
  3. Не имеет штрафов.
  4. Не ограничено в регистрационных действиях.
  5. Не арестовано.

Дополнительно

После подписания договора новый собственник указывается в ПТС. В десятидневный срок с момента совершения сделки покупатель должен поставить автомобиль на учет. По окончании установленного периода бывший владелец может проверить факт регистрации ТС. В этой ситуации прежнему собственнику пригодится подписанный договор. Транспортного средства у гражданина нет, но оно числится за ним - что делать в этом случае? Бывший собственник вправе прекратить регистрацию, предъявив в ГИБДД соответствующее соглашение. Если на дату совершения сделки действие полиса не закончилось, гражданин праве вернуть по нему деньги. При этом следует учитывать, что исчисление неиспользованных дней начинается с календарного числа, следующего за днем расторжения страхового соглашения.

Аренда транспортных средств

Она регламентируется положениями ГК. В Кодексе предусмотрено два типа аренды: с и без экипажа. Определения их даются в ст. 632 и 642. В качестве предмета соглашения выступают исключительно ТС, предназначенные для перевозки багажа, пассажиров и грузов. Аренда транспортных средств с экипажем предполагает два обязательства. Одно связано непосредственно с предоставлением ТС в пользование. Второе касается оказания услуг экипажем. Отличия нормативного регулирования указанных типов сделок заключаются в следующем. Обязанности по эксплуатации ТС, предоставляемого без экипажа, вменяются арендодателю. Во втором случае их выполняет арендатор. Оплата, которая вносится пользователем, именуется фрахтом. Экипаж ТС, которое предоставлено в аренду, оказывается в подчинении одновременно арендатора и арендодателя. Ответственность за причинение ущерба третьим лицам распределяется в зависимости от ряда обстоятельств. Так, если ТС предоставлено без экипажа, ее несет арендатор. Он может освобождаться от ответственности, если докажет, что вред явился следствием действий потерпевшего или непреодолимой силы. При аренде машины с экипажем за ущерб отвечает арендодатель.

Заключение

В настоящее время существует огромное количество транспортных средств самых разных видов. Между тем, вне зависимости от категории ТС, водители обязаны соблюдать ПДД. В правилах установлены требования, касающиеся не только непосредственного перемещения по дорогам, но и регистрации и эксплуатации машин. Водителям необходимо помнить, что ТС выступает не только как средство передвижения, но и как источник опасности. В этой связи состоянию объекта необходимо уделять особое внимание. Для предупреждения аварийных ситуаций рекомендуется своевременно проводить диагностику машины. При совершении сделок следует внимательно изучать документы, которые предоставляет продавец. Приобретателю, в свою очередь, необходимо своевременно зарегистрировать ТС.

fb.ru

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ - это... Что такое ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ?

 ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, обобщающее название машин для перемещения людей и грузов на сравнительно небольшие расстояния. К подъемно-транспортным машинам непрерывного действия относятся конвейеры, нории, элеваторы, эскалаторы, устройства пневмо- и гидротранспорта; к подъемно-транспортным машинам периодического (циклического) действия - грузоподъемные краны, тали, домкраты, лебедки, подъемники (шахтные, скиповые, строительные и др.), погрузчики. Некоторые подъемно-транспортные машины (лифты, фуникулеры, канатные дороги) могут быть как непрерывного, так и периодического действия.

Современная энциклопедия. 2000.

  • ПОДШИПНИК
  • ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ

Смотреть что такое "ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ" в других словарях:

  • Подъёмно-транспортные машины — (сокр. ПТМ) машины (устройства), предназначенные для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях[1] на относительно небольшие расстояния[2] в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т.п. [3] …   Википедия

  • подъёмно-транспортные машины — предназначены для подъёма и перемещения грузов и людей на небольшие расстояния в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т. п. Различают подъёмно транспортные машины периодического действия (грузоподъёмные машины), непрерывного …   Энциклопедический словарь

  • ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ — обширный класс машин и механизмов, предназначенных для перемещения грузов и людей на сравнительно небольшие уровни и расстояния в пределах цеха, завода, склада, фермы, порта, стройплощадки и др. По характеру перемещений и назначению П. т. м.… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Подъёмно-транспортные машины — Подъемно транспортные машины ПОДЪЁМНО ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, обобщающее название машин для перемещения людей и грузов на сравнительно небольшие расстояния. К подъемно транспортным машинам непрерывного действия относятся конвейеры, нории, элеваторы …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Подъёмно-транспортные машины —         устройства для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях. П. т. м. являются основным средством механизации подъёмно транспортных и погрузочно разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ — машины, предназнач. для перемещения грузов и людей на относительно небольшие расстояния. По характеру перемещений и назначению П. т. м. разделяются на грузоподъёмные машины, транспортирующие и погрузочно разгрузочные машины. Различают П. т. м.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Кафедра подъёмно-транспортных систем МГТУ имени Н. Э. Баумана — Подъёмно транспортные системы Факультет Робототехника и комплексная автоматизация Вуз МГТУ им. Н. Э. Баумана Девиз Друзья, прекрасен наш союз! Мы вместе поднимаем груз! …   Википедия

  • Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах… …   Википедия

  • Строительно-дорожные машины — Дорожно строительные машины различных типов на строительстве автодороги …   Википедия

  • Ножничный подъёмник — Эту страницу предлагается объединить с Грузоподъёмный стол. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/12 …   Википедия

dic.academic.ru

Устройство автомобиля для начинающих водителей. Общее и техническое устройство автомобиля

В трудные времена автомобиль придёт на помощь, выручит и никогда не повернется спиной к своему владельцу. Сейчас мы не представляем свою жизнь без транспортного средства.

В наше время автомобиль - это уже далеко не роскошь. Купить его может любой желающий. Он есть в каждой семье, однако мало кто пытается понять техническое устройство автомобиля. И очень зря.

Развитие автомобильной промышленности двигается широкими шагами вперед. Множество разнообразных моделей выпускаются в наше время. По внутреннему строению все легковые авто схожи. Устройство автомобиля для начинающих водителей кажется темным лесом, но все же в нем придётся хоть немного разобраться. Это необходимо для того, чтобы при поломке иметь возможность самостоятельно минимально отремонтировать. Или четко объяснить в автосервисе, что в вашем авто сломалось.

Общее устройство автомобиля

Описывая устройство автомобиля для начинающих, углубляться в мелочи не стоит. Но есть определенная база информации, которую должен знать каждый. Независимо от стажа вождения, знания о схематическом устройстве вашего транспортного средства поможет существенно снизить расходы на ремонт и техобслуживание железного коня.

Общее устройство автомобиля:

  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • кузов;
  • электрооборудование.

Двигатель

Устройство автомобиля для начинающих следует начинать рассматривать с главной составляющей - двигателя. Это своего рода сердце вашего транспортного средства.

О предназначении этой части автомобиля известно каждому с самых ранних лет. Двигатель с помощью энергии, полученной при сгорании топлива, приводит в движение транспортное средство. Мощь от него передается колесам через трансмиссию. Исходя из этого автомобили делятся на передне-, задне- и полноприводные. К примеру, если энергия передается на передние колеса - это переднеприводной.

В зависимости от используемого типа топлива, двигатели делятся на несколько видов:

  • Бензиновый - наиболее распространенный.
  • Дизельный.
  • Газовый - все чаще встречается данный вид, работающий не на жидком топливе.

На сегодняшний день самый распространенным является ДВС - двигатель внутреннего сгорания. Постепенно появляются новые виды, которые возможно заменят полостью ДВС. Однако пока он не отдает лидирующие позиции никому.

Ходовая часть и трансмиссия

Ходовая часть - это совокупность деталей, объединенных воедино, заставляющие автомобиль двигаться. Грубо говоря, она представляет собой эдакую тележку, на которую крепится кузов, двигатель и прочие составляющие авто. Две её основные составляющие - это колеса и подвеска.

С первой частью ходовой все предельно просто. А вот о подвеске стоит поговорить подробнее. Ведь для многих опытных водителей она остается загадкой. Из названия этой части автомобиля ясно, что она где-то подвешена снизу. Но для чего? А ответ банально прост. При проезде даже по ровной дороге транспортное средство подвергается вибрации и тряске. Согласитесь, в таких условиях поездка вряд ли бы доставила вам удовольствие. Так вот именно подвеска уменьшает уровень колебаний, оказываемых на авто. Она защищает водителя и пассажиров от прыжков и скачков, во время движения по неровностям. А вспоминая наши дороги, хочется надеяться, что подвеска будет служить верой и правдой долгое время.

Трансмиссия - это общее название для множества механизмов, которые перенаправляют энергию от двигателя колесам. К ней относятся:

  • Сцепление необходимо для плавного переключения коробки передач с двигателем.
  • Коробка передач. Её функция заключается в изменении крутящего момента и переключении движения на заднюю передачу.
  • Дифференциал - заставляет колеса автомобиля в зависимости от ситуации крутиться с разной скоростью.
  • Полуоси. Их задача состоит в передаче крутящего момента ведущим колесам транспортного средства.

Кузов машины

Кузов является каркасом автомобиля. На него цепляются все составляющие части транспортного средства. В далеком прошлом первые автомобили были без кузова. Его заменяла рама, к которой все крепилось. Сейчас такая схема осталась у некоторых грузовых авто и мотоциклах. А у легковых транспортных средств от такого вида сборки отказались, для того чтобы сделать меньшим их вес. Так появился всем знакомый кузов легкового автомобиля.

В состав кузовной части входит:

  • крыша;
  • штампованная нижняя часть;
  • моторный отсек;
  • лонжерон;
  • передние и задние крылья;
  • капот;
  • двери;
  • крышка багажного отделения.

Деление на составляющие довольно условное, так как все части сопряжены между собой. Если грубо сравнить, то кузов - это своеобразная металлическая коробка, в которую вкладывают составляющие автомобиля.

По типу кузова делятся:

  • седан;
  • хэтчбек;
  • купе;
  • мини-кар;
  • пикап.

Именно кузов определяет внешний вид автомобиля, а также внутренний комфорт и его размеры.

Электрооборудование

Немногие процессы в нашей жизни происходят без электричества. Движение автомобиля не входит в их число. Внутреннее и внешнее освещение, дворники, контрольные приборы, магнитола, кондиционер - все они работают благодаря электрическому току. Автомобиль потребляет огромный объём электроэнергии, в связи с этим заряжать от розетки его нецелесообразно.

Поэтому внутри вашего транспортного средства имеется генератор, который позволяет вырабатывать электрическую энергию самостоятельно, а также запасать впрок при заведенном двигателе. Накопителем является аккумуляторная батарея.

Устройство грузового автомобиля

Рассматривая устройство автомобиля для начинающих водителей, стоит коснуться не только легковых, но и грузовых моделей.

По сути, внутренние составляющие идентичны. Отличия, конечно же, кроются в размере. А главным различием устройства грузового от легкового автомобиля является состав кузова. У первого он делится на кабину и грузовую платформу. А у легкового такого разделения на части нет. Все остальные составляющие у автомобилей схожи.

fb.ru