Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка. Как называется гравюра на металле


Гравюра на металле - это... Что такое Гравюра на металле?

 Гравюра на металле

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры на металле:

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Театр в Арелате
  • Байесовская сеть доверия

Смотреть что такое "Гравюра на металле" в других словарях:

  • Гравюра —         (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.… …   Художественная энциклопедия

  • Гравюра — (от франц. gravure)         1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики (См. Графика), включающий многообразные способы ручной обработки досок (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • гравюра — ы; ж. [франц. gravure] 1. Рисунок, вырезанный или вытравленный гравёром на гладкой поверхности какого л. твёрдого материала; печатный оттиск такого рисунка. Г. на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Г. резцом, иглой на меди. Цветная г.… …   Энциклопедический словарь

  • Гравюра — Штихели  инструменты для торцовой гравюры …   Википедия

  • гравюра — ы, ж. 1) Печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины (доски), на которой вырезан рисунок. Санька показывала только что привезенные из Гамбурга печатные листы гравюры славных голландских мастеров (А. Н. Толстой). 2) Вид графики,… …   Популярный словарь русского языка

  • ГРАВЮРА — (франц. gravure, от graver вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВЮРА оттиск рисунка, вырезанного на стали, камне, дереве и проч. Полный словарь …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гравюра — 1. Оттиск с печ. формы, изготовленной гравированием. 2. Печ. форма, награвированная на к. л. материале дереве (ксилография), линолеуме (линогравюра), металле (напр., резцовая, или классическая). См. также Акватинта, Меццо тинто …   Издательский словарь-справочник

  • ГРАВЮРА — (французское gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ( доски ), на которой нанесен рисунок. 2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Различают… …   Современная энциклопедия

  • ГРАВЮРА — ГРАВЮРА, ы, жен. 1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром. 2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме. | прил. гравюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова …   Толковый словарь Ожегова

  • гравюра резцом — Самый старый вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов резцов. [http://ofyug.ru/useful/abc/314] Тематики полиграфия …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

Гравюра на металле: различные техники выполнения

Гравюра на металле как вид искусства возникла в эпоху Возрождения. Множество знаменитых художников работало в технике гравюры. Известны работы не только на пластинах, но и на кинжалах, мечах, браслетах. Существует множество техник, каждая из них имеет свою эстетику и язык.

Содержание статьи

 

Сегодня гравюра на металле переживает второе рождение. Благодаря использованию новых технологий можно по заказу сделать ни на что похожий шедевр.

Гравюра на металле

История и техники

В гравюре легче приживались новые жанры и веяния, чем в живописи, поэтому многие художники Возрождения охотно обращались к этому виду искусства. Свои работы можно было растиражировать в сотнях экземпляров, они становились доступны широким слоям населения. К тому же гравюры приносили неплохой доход.

Первые гравюры несли сугубо практическую цель: с их помощью печатали изображения святых и игральные карты.

Самой первой возникла резцовая гравюра. Она требовала усилий со стороны художника. Штихелем (резцом) мастер создавал штрихи, преодолевая сопротивление металла. Характеризуется чеканностью и одновременно экспрессией фигур. В этой технике работал Альбрехт Дюрер. Три его произведения «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» считаются шедеврами граверного искусства и до сих пор вызывают споры искусствоведов.

Офорт

Был изобретён в XVI веке. Этот метод мало похож на работу штихелем. Художнику не приходится прилагать так много усилий. Игла в офорте с лёгкостью царапает плёнку, что обеспечивает плавность, лёгкость линий. Офорт имеет схожесть с рисунком, тогда как резец скорее ассоциируется со скульптурным барельефом.

В этой технике выполнялись пейзажи, портреты, наброски. В жанре офорта работал Ван Дейк — он создал портреты современников. Известны работы учеников Рубенса-Снайдерса и Йорданса. Ряд шедевров создал Рембрандт.

Расцвет гравюра на металле в жанре офорта пережила во Франции в ХVIII веке. Франсуа Буше был не только художником, но и выдающимся офортистом в жанре рококо. Известны серии мастера с изображением интимных, уличных сценок, жизни народов Востока. Ряд гравюр он сделал по рисункам Ватто. Работы Буше — это изящество, изысканность и свобода композиции.

В России в жанре офорта работало не так много мастеров. Расцвет этого жанра пришёлся на XIX век. Иван Шишкин, Андрей Сомов, Тарас Шевченко работали в этой технике.

Гравюра на мече

Акватинта — разновидность офорта — позволяет создавать гравюры с тональностями большего диапазона. Очень много для развития этого жанра сделал Франциско Гойя. Он известен как изобретатель системы приёмов в этой технике. Акватинта остаётся одной из самых сложных техник и в наше время. Она требует наличия мастерской и ряда инструментов.

Другие методики

  1. Меццо-тинто — еще один вид гравюры на металле — позволяет получить особую глубину и бархатистость тонов. Эту технику также используют для получения цветной печати. Технику изобрели в XVII столетии. В ней работали художник Иоганн Пихлер, Джон Фарбер и выдающийся художник XX ст. Мауриц Корнелиус Эшер.
  2. Сухая игла, в отличие от офорта, не требует гравировки и травления. Штрихи наносятся не только стальным, но и алмазным резцом. Мягкость и необычность оттиску придаёт барба — борозда с заусенцами. В этой технике работали Рембрандт и Дюрер (наряду с другими жанрами гравюры). Многие художники ХХ столетия занимались техникой сухой иглы: Макс Бекман, Милтон Эйвери, Дэвид Милн и др.
  3. Медерит — гравюра на металле, получившая известность в Белоруси XVII-XVIII веках. Металл вытравливался азотной кислотой. Медерит использовался в картографии и книгоиздательстве.
  4. Известно ещё несколько техник, например, мягкий лак, лавис, резерваж. Некоторые художники работают в смешанной технике, что позволяет создать свой неповторимый стиль.

Гравюра продолжает привлекать художников и в наше время. Сегодня распространены лазерная, электромеханическая гравировки. Существует ряд мастерских, которые специализируются на выполнении работ в этой технике.

dedpodaril.com

Как называется гравюра на металле, на которой рисунок потравлен кислотой?

Техника вытравливания рисунка по металлу известна с XVI в. Не самым первым, но самым знаменитым мастером такого рода гравюры является немец Альбрехт Дюрер. Почти карандашный рисунок, получающийся в результате вытравливания тончайших линий, заполняемых затем краской, - как хорошо мы знаем этот стиль! Способ печати, при котором линию оставляет краска, находящаяся в углублениях, называется глубокой печатью.

(в более высоком разрешении эту и другие гравюры см. здесь).

Азотная кислота, или, как е называют, quot;крепкая водаquot;, дала название данному виду гравюры. Да, в кроссворде имеется ввиду именно ОФОРТ!

Мастерами офорта были также Рембранд, Гойя и Дали.

А вот так выглядит современный офорт в исполнении Б. Ф. Французова:

(эту и другие работы художника можно увидеть здесь).

Разновидность гравюры на металле, когда изображение получается путм травления кислотой, называется офорт. Подобная сложная техника создания изображения известна с шестнадцатого века, а самый расцвет искусства создания офортов приходится на семнадцатый век.

К офортам могут относится и другие виды гравюр, в изготовлении которых применяется травление, такие как лавис, мягкий лак,акватинта.

Мастерами изготовления офорта были:

Альбрехт Дюрер,Джованни Пиранези,Франческо Пиранези,Рембранд,Сальватор Роза,Жак Калло,Фринсиско Гойя,Сальвадор Дали,Эдвард Мунк,Густав Доре,Анри Тулуз-Лотрек,Джорджо Моранди,Дмитрий Митрохин,Иван Шишкин,Борис Французов,Юрий Яковенко.

info-4all.ru

Гравюра на металле. Механические способы нанесения рисунка

Просмотры: 2 067

Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки  деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания  оттисков.

Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.

Виды гравюры:
  • Выпуклая гравюра — гравюра на дереве, или ксилография, гравюра на линолеуме и рельефная гравюра на металле;
  • Углубленная гравюра — все другие разновидности гравюры на металле;
  • Плоская гравюра — литография и ее разновидности.

Поскольку ответ на вопрос ограничивается только гравюрой на металле и механическим нанесением рисунка на собственно металл, рассматривать здесь я буду только это. Развернутую статью о гравюре, видах и техниках сделаю позже и в другом месте. С преферансом  и профурсетками иллюстрациями.

Механические способы создания печатной формы:
  • резцовая гравюра,
  • «сухая игла»,
  • меццо-тинто
  • пунктир пунсонами или рулеткой
Химические способы нанесения рисунка (травлением изображения кислотой):
  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой

Механика

Углубленная гравюра:

Резцовая гравюра — появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом  относится к 1446 году — «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером.

Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, — вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Резцовая гравюра характерна большим  физическим напряжением мастера при работе: стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки, пользоваться системами параллельных линий, которые как бы штрихуют, оттушевывают пластику изображенных фигур. Но кроме  законченности, отчеканенности формы само физическое напряжение при работе как бы переходит в  пластическое напряжение образа. И в результате сама манера гравирования, сама технология определяет и ограничивает образную специфику резцовой  гравюры: она всегда стремится создать образ,  характерный физической активностью, пластической энергией, образ человека действующего. Вероятно поэтому наивысшие достижения резцовой гравюры относятся к эпохе Возрождения (А.Мантенья, А.Дюрер). Сам характер ренессансного искусства близок к такому пониманию образа человека.

Сухая игла — Медная или цинковая  доска процарапывается  непосредственно офортной иглой, без  покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»).   Благодаря тому, что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик — до 100 оттисков.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске.

Особой популярностью техника сухой иглы пользовалась в XVII веке. Часто эта техника применялась в сочетании с офортом для достижения богатства тональных оттенков (Рембрандт широко использовал возможности сухой иглы). Ею пользовались А. Дюрер, Рембрандт, Ф. Ропс, Дж. М. Уистлер и др.; из советских мастеров — Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году.  Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген. Специальным инструментом —  «качалкой» на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную  шероховатость, и при печати  получается густой, бархатистый тон.

Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается. Общее число оттисков — до 200.

Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми.

Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого.

Персоналии: Ричард Ирлом, Мауриц Корнелис Эшер, Иоганн Питер Пихлер, Жан Франсуа Жанине, Джон Фарбер (старший).

Пунктир пунсоном, рулеткой. Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пуансонами.

Пунсон — стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пунсон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Рулетки — различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений.

Матуар — инструмент для гравирования на металле. Имеет вид стального пестика с шаровидным или булавовидным утолщением с шипами, которыми наносятся на гравировальную доску углубления (точки и чёрточки).

Стипль — инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой стипля часто называют школу английских гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

Гравюры, исполненные в пунктирной технике, отличаются мягкостью и нежностью светотеневых градаций. Техника пунктирной манеры известна с конца 15 в., а получила распространение в 18 в. (Ф. Бартолоцци, Т. Бёрк, У. Райленд — в Англии; Г. И. Скородумов — в России)

Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

iskusstvoed.ru

Как называется гравюра на металле, на которой рисунок потравлен кислотой?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост

woprosi.ru

Глубокая гравюра на металле | АРТконсервация

Технология изготовления форм гравюры на металле глубокой печати многообразна. Но это многообразие техник можно разделить на две группы по принципу гравирования. К первой группе относятся все печатные формы, полученные механическим способом, - это резцовая гравюра, сухая игла, меццо-тинто, или черная манера, пунктирная гравюра (сделанная пуансонами или рулеткой). Ко второй - печатные формы, полученные химической обработкой металла (травлением). Это все разновидности офорта: игловой офорт, мягкий лак или срывной лак, акватинта, лавис, пунктирная гравюра (полученная травлением), как разновидность ее, карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой. В современной глубокой гравюре применяются и разные нетрадиционные материалы, такие, например, как картон, калька, пластмассы и другие.

Резцовая гравюра. Процесс гравирования резцовой гравюры заключается в том, что штихелем (резцом), представляющим собой чаще всего четырехгранный стальной стержень с косо заточенным концом, имеющим сечение в виде ромба, вставленным в специальную грибовидную ручку, - вырезают штрихи рисунка на гладко отполированной поверхности металла. Для этого обычно употребляется медная пластинка толщиной 2-3 мм. Кроме меди, для этой цели могут быть использованы латунь или сталь.

Гравер создает изображение комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек, врезанных в толщу металла. При печати они заполняются краской. Для этого всю доску набивают тампоном краской и затем стирают накрахмаленной марлей. Краска при этом остается только в углублениях. Притиснутая к печатной форме валами металлографского станка, увлажненная бумага принимает на себя краску из этих углублений.

Медная печатная форма, награвированная резцом, дает около 1000 полноценных оттисков в зависимости от качества меди и глубины штрихов. Для повышения тиражности можно награвированную медную пластину осталивать гальванопластическим способом. Гравюра на стали выдерживает несколько десятков тысяч экземпляров. Иногда для увеличения тиража изготавливали гальванокопии с оригинальной печатной формы, и печать производили с нескольких одинаковых печатных форм.

Сухая игла. При этой технике гравирования используют специальную иглу, которой наносят изображение на медную или цинковую пластину. Около процарапанных линий образуются заусенцы, называемые бардами. Эти барбы задерживают краску, когда ее наносят на форму, чем создается особый эффект на оттиске. Благодаря тому что линии при гравировании иглой часто неглубокие, а барбы при стирании краски и давлении при печати сминаются, тираж такой гравюры невелик - всего 20-25 оттисков.

Меццо-тинто (черная манера). В отличие от других техник механического гравирования, которые создают изображения посредством комбинаций штрихов и точек, меццо-тинто передает тональные переходы от густо-черного до белого. Для этого медную пластину сначала покрывают сплошь частыми мелкими углублениями и заусенцами. Делают это специальным инструментом, называемым качалкой. Качалка представляет собой стальную пластину с закругленной нижней стороной, на которой нанесены мелкие зубцы. Пластина эта укреплена в ручке, и весь инструмент похож на широкую короткую стамеску с дугообразным лезвием. Нажимая зубцами на поверхность металла и покачивая инструментом из стороны в сторону, проходят в разных направлениях по всей поверхности пластины до тех пор, пока будущая печатная форма не покроется частыми и равномерными зазубринками. Если такую доску набить краской, то при печати она даст ровный бархатистый черный тон. Дальнейшая обработка доски состоит в том, что гладилкой (стальной стержень со скругленным ложкообразным концом) выглаживают зернение доски на светлых местах рисунка. Полностью выглаженные, не имеющие шероховатостей места не задержат краску и при печати дадут в оттиске белый тон, там, где зернение доски немного сглажено, будет серый тон, а места, не тронутые гладилкой, дадут черный тон. Таким образом создается тоновое изображение.

Доски, награвированные способом меццо-тинто, при печати дают всего 60-80 полноценных оттисков. При дальнейшем тиражировании шероховатости печатной формы быстро сглаживаются и изображение становится серым, контрастность его снижается.

Пунктирная гравюра. Этот способ гравирования заключается в том, что изображение создается системой точек-углублений, наносимых на медную пластину пуансонами. Инструмент этот представляет собой стальной стержень, имеющий с одной стороны коническое острие. Противоположный же конец тупой, и по нему ударяют гравировальным молотком. Пуансон врезается в поверхность металла и оставляет углубление, дающее при печати черную точку. Из сочетания таких точек, то плотно расположенных в темных местах, то редко в светлых, получается изображение.

Кроме пуансонов, в пунктирной гравюре употребляются рулетки, т.е. различной формы колесики с зубцами, укрепленные на ручке. Такими колесиками наносят целую полоску из точек-углублений. Тиражность пунктирной гравюры такая же, как и резцовой, т.е. около 1000 экземпляров.

Офорт. Офортные техники принципиально отличаются от предыдущих. Суть их в том, что на металлической пластине участки поверхности, которые должны стать печатающими элементами, под воздействием травящей жидкости углубляются. Пробельные места при этом защищены от травления специальным кислотоустойчивым лаком. Для травления используют растворы разных кислот и солей. В офорте применяются медные, латунные, цинковые или стальные (железные) пластины.

Игловой офорт. Технология этого основного вида офорта заключается в том, что на медной или цинковой пластине, покрытой кислотоупорным лаком, процарапывают офортной иглой рисунок, и тем самым в местах, где прошла игла, обнажается металл. После этого пластину погружают в травящую жидкость, состоящую обычно из смеси растворов в воде азотной и соляной кислот. При травлении на местах, не защищенных лаком, металл разъедается кислотой и рисунок углубляется. Чем крепче травящий раствор и больше продолжительность травления, тем глубже становятся линии рисунка. Травление можно производить поэтапно в разных участках изображения, получая различную глубину и ширину травления. В оттиске это даст большую или меньшую толщину линии. Достигается это последовательным закрыванием лаком тех мест, которые должны быть светлее и достаточно вытравились, и дотравливанием после этого участков изображения, которые должны быть темнее. Когда травление закончено, доску промывают водой, удаляют бензином или скипидаром кислотоупорный лак, и доска готова для печати.

С глубокотравленной медной доски можно получить такой же тираж, как и с резцовой гравюры, т.е. около 1000 экземпляров. Если же офорт с тонкими неглубокими линиями, то тиражность его лишь 300-500 полноценных оттисков. С цинковых досок можно получить меньше оттисков, чем с медных.

Акватинта. Эта разновидность офорта дает возможность, как и меццо-тинто, передавать тоновое изображение. Только зернение доски здесь получается не механически, а при помощи травления. Для этого поверхность металлической пластины покрывают тонким слоем очень мелкого порошка канифоли или асфальта. Запыленную таким образом доску подогревают, частицы порошка при этом расплавляются и прилипают к металлу. Если такую пластину протравить, то мельчайшие промежутки между пылинками канифоли углубятся, и мы получим равномерно зерненую поверхность. При печати такая форма даст ровный тон, интенсивность которого будет зависеть от глубины травления.

Чтобы получить изображение, на доске, покрытой, как описано выше, мельчайшими затвердевшими капельками канифоли, закрывают жидким кислотоупорным лаком места, которые должны быть белыми. Затем доску травят и вновь перекрывают лаком места, которые должны иметь светлый тон, и опять травят не закрытые лаком участки доски. Такими последовательными травлениями получают несколько тонов. С каждым травлением образуются все более темные участки изображения. Затем канифоль и лак удаляют бензином, и с доски печатают обычным способом.

Тираж с акватинтной печатной формы небольшой - примерно 250-300 экземпляров.

Лавис. Эта техника гравирования тоже, как и акватинта, дает воспроизведение тональных отношений изображения. Основана она на том, что металл, имея неоднородное, зернистое строение, при травлении дает немного шероховатую поверхность, задерживающую краску. Весь процесс работы заключается в нанесении кистью из стеклянного волокна травящей жидкости (обычно это 20-30%-ный раствор азотной кислоты) прямо на поверхность металлической пластины. От длительности травления зависит тон мазка кисти.

Другая разновидность лависа по технике аналогична акватинте. При этом производят такие же последовательные выкрывания и травления, как и в акватинте, но без запыления доски канифолью.

В оттиске гравюра лависом дает нежные по тону мазки кисти и легкие заливки.

В современной гравюре лависом называют технику, соединяющую в себе приемы акватинты и лависа. На доску, покрытую канифольной пылью, наносят кистью травящую жидкость так, как это делается в лависе.

Лавис может использоваться как дополнение к другим офортным техникам. Существует много разновидностей этой техники, которые подчас держатся в секрете их авторами, но суть их одна - непосредственное воздействие травящего раствора на поверхность будущей печатной формы и использование мазка кисти при создании изображения. Тиражность лависа очень мала, всего 20-30 экземпляров.

Мягкий лак, или срывной лак. Поверхность металлической пластины при помощи тампона или валика покрывают специальным кислотоупорным лаком, в котором содержится баранье или свиное сало, придающее ему мягкость и липкость. Загрунтованную таким образом доску покрывают листом бумаги, желательно с крупной фактурой и не слишком толстой. По бумаге рисуют карандашом. При нажиме карандаша лак прилипает к обратной стороне бумаги. Когда рисунок окончен, бумагу осторожно снимают и вместе с ней прилипший лак, тем самым обнажая металл на тех местах, где были штрихи карандаша. После этого доску травят. Получается гравюра, передающая фактуру рисунка на бумаге.

Тиражность этой техники около 300-500 экземпляров, в зависимости от фактуры бумаги и толщины штрихов.

Карандашная манера и пунктир. Техника эта заключается в обработке металлической доски, покрытой кислотоупорным лаком, при помощи инструментов, наносящих проколы лака. Для этого пользуются рулетками, пучками игл, проволочными щетками и матуаром (инструментом, имеющим на конце шарик с зубцами). Всеми этими инструментами наносят изображение различными группами точек. Травление можно производить с выкрыванием светлых мест поэтапно. После травления на месте проколов лака, на поверхности металла появятся мельчайшие углубления, которые в оттиске дадут различные комбинации точек, из которых состоит изображение. Если таким образом имитировать след карандаша на торшоне или другой какой-либо фактуре бумаги, то будет полная иллюзия рисунка карандашом или углем. Поэтому такой вид гравюры называется карандашной манерой.

Тираж с досок, гравированных таким образом, небольшой, 250-300 экземпляров.

Резерваж. Этот способ гравирования заключается в том, что по поверхности металла рисуют пером или кистью специальными чернилами, содержащими сахар и клей, растворенный в воде. Когда рисунок закончен, его покрывают ровным слоем кислотоупорного лака. Затем доску опускают в воду. Вода растворяет сахар и клей в чернилах, и лак над рисунком набухает. Осторожными движениями ватного тампона удаляют набухший лак и тем самым обнажают металл. В случае перового рисунка доску травят, как в обычном игловом офорте. При работе кистью поверхность обнажившегося металла припудривают канифольным порошком и травят в дальнейшем, как акватинту. Эта техника характерна тем, что непосредственно передает работу художника на доске.

Существует ряд других приемов этой техники, но принципиально они сводятся к тому же - возможности воспроизводить в оттиске непосредственный рисунок.

  Глубокая гравюра на металле в Европе появилась примерно в то же время, что и гравюра на дереве, т.е. в конце 14 - начале 15 в., и связана, очевидно, также с появлением бумаги в Европе. Техника эта возникла в ювелирных и оружейных мастерских. Издавна изделия из металла украшались орнаментами или какими-либо изображениями, гравированными как резцом, так и посредством травления. С таких гравировок часто делались оттиски на бумагу или пергамент для внутреннего пользования мастеров, как образцы для последующих работ и просто из желания сохранить для себя удавшуюся работу. Такие оттиски в музейной практике называются ниелло.

Гравюра на металле, в собственном смысле слова, начала свое развитие с резцовой гравюры. Офорт появился позднее. Первые резцовые гравюры несли те же функции, что и ранние ксилографии, т.е. для размножения изображений святых или игральных карт.

Если гравюра на дереве с конца 15 в. обслуживала главным образом книгоиздателей и была прочно связана с книгой, то резцовая гравюра со времени своего появления стала самостоятельной, как бы станковой гравюрой.

Для ранней резцовой гравюры характерно преобладание контура с моделировкой тонкими прямыми мелкими штрихами.

В отличие от анонимности ранней ксилографии, резцовая гравюра более индивидуальна, и если мы не знаем ранних мастеров по именам, то их индивидуальный почерк дает возможность выделить отдельных авторов, таких как «Мастер игральных карт», «Мастер Амстердамского кабинета» и ряд других.

Гравюра Северной Европы в 15 в. еще находилась под большим воздействием готики. Наиболее значительными мастерами того времени можно считать немецких граверов: мастера «E.S.» (работал до 1467 г.) и особенно Мартина Шонгауэра (около 1450- 1491), который стал применять упорядоченную штриховку вместо предшествовавшего ему хаоса линий.

В Италии в это время на искусстве гравюры сказывается воздействие античной культуры. Особенное значение для развития гравюры (и не только итальянской) имели % Антонио Паллайоло (1429-1498) и Андреа Мантенья (1431-1506).

Искусство гравюры 16 в. тесно связано с именем Альбрехта Дюрера (1471-1528). Все достижения в этой области в той или иной степени зависели от гения Дюрера. Новым в технике Дюрера было главным образом то, что форма в его гравюрах передавалась ровными, плавно изгибающимися упорядоченными штрихами, каждый из которых имеет самостоятельную значимость и красоту.

Кроме художников, прошедших ученичество в мастерской Дюрера, можно с уверенностью сказать, что мастера его времени во всех странах Европы испытали на себе его влияние. В самой Германии появляется много замечательных мастеров, работавших в технике резцовой гравюры: это прежде всего А.Альтдорфер, Г.Альдегревер, Г.З.Бехам и его брат Б.Бехам, Г.Пенц. Этих художников часто называют кляйнмастерами за преобладание малого формата в их гравюрах.

В начале 16 в. впервые появился офорт. Первым, около 1504 г., применил этот способ гравирования, очевидно, аугсбургский мастер Даниэль Хойфер (раб. 1493-1536). Первый датированный офорт 1513 года принадлежит швейцарскому художнику Урсу Графу (около 1485-1528).Сделал пять офортов и Дюрер в период с 1515 по 1518 г. Все офорты этого времени выполнялись на железе. В 16 в. эта техника не заинтересовала художников, и дальше малочисленных опытов дело не пошло.

В Италии следует отметить современника Дюрера Маркантонио Раймонди (около 1480 - после 1527).Этот мастер в начале своего творчества был под большим влиянием Дюрера, но в техническом отношении он выработал сугубо итальянскую манеру гравирования мелким серебристым штрихом. Раймонди много работал с композиций Рафаэля и других мастеров Высокого Возрождения. С него, пожалуй, основным назначением итальянской гравюры стало воспроизведение картин и рисунков итальянских живописцев. Вскоре после Раймонди репродукционная фавюра в Италии приобретает ремесленный, коммерческий характер, удовлетворяя спрос на воспроизведение картин великих итальянских художников.

Потребность художников самим передавать свои замыслы удовлетворялась возможностями офорта, и поэтому в середине 16 в. в Италии бурно развивается эта техника.

Одним из первых художников в это время применил травление Франческо Маццола (Пармиджанино, 1503-1540). Его свободные, как бы беглые рисунки офортной иглой привлекли внимание многих других художников. Назовем здесь Ф.Приматиччо, П.Фаринатти, Я.Пальма Младшего.

Успехи офорта внесли живительную струю и в репродукционную ремесленную резцовую фавюру. Но подлинный переворот в этой области сделали братья Карраччи, особенно Агостино Карраччи (1557-1602), который вновь поднял итальянскую репродукционную фавюру на достойную Маркантонио Раймонди высоту.

В Нидерландах в первой трети 16 в. работал крупнейший мастер Северного Возрождения Лука Лейденский (1489 или 1494-1533). Не избежав в начале своего творческого пути влияния Дюрера, он внес в северную фавюру достижения, свойственные подходу Раймонди.

Поистине виртуозен в своих резцовых фавюрах был Хендрик Гольциус (1558-1617). В его работах уже окончательно преодолены остатки влияния готики и господствуют формы античности. Гольциус фавирует энергичными, с сильными утолщениями, линиями, положенными по форме. Гольциус оставил многочисленных учеников и последователей, таких как Я.Мюллер, Я.Матам, Я.Санредам, Я. де Гейн.

Если в 16 в. центром искусства гравюры можно считать Германию и отчасти Италию, от которой распространялось живительное влияние античной культуры, то в 17 в. этот центр безусловно переместился в Нидерланды, точнее сказать, в разделившиеся к этому времени Фландрию и Голландию. В этих странах развитие гравюры пошло по разным путям. Во Фландрии сложилась преимущественно репродукционная резцовая гравюра.

Великий фламандский художник Рубенс сам непосредственно гравюрой не занимался. Хотя, возможно, ему принадлежат несколько гравюр, которые были скорее опытами для ознакомления с материалом. Однако немного можно назвать художников, имевших такое большое значение для развития гравюры.

Рубенс создал мастерскую из лучших граверов резцом того времени для воспроизведения своих работ и произведений своих учеников: Ван Дейка, Снайдерса, Йорданса. Рубенс давал не только сюжеты для гравюр, но и руководил самим творческим процессом создания гравюр.

Из граверов его мастерской нужно назвать прежде всего Л.Ворстермана (1595-1667), П.Понциуса (1603-1658), братьев Боэциуса Больсверта (1580-1633) и Схельте Адамса Больсверта (1586-1659), П. де Йоде Младшего (1606-1674).

В области офорта лучшее, что было создано во Фландрии 17 в., это несколько портретов, сделанных Ван Дейком для своей «иконографии», собрания портретов его современников. Большинство из них он дал догравировать резцом другим мастерам. Сохранилось только небольшое количество оттисков, сделанных до издания, четыре же листа были изданы без изменений.

В Голландии 17 в. главную роль играл авторский офорт. И здесь исключительное значение принадлежит офортам Рембрандта (1606-1669). Он выработал собственную технику и особый подход к гравированию, достигая поразительных по богатству тональных переходов от глубоких теней до яркого света. Рембрандт применял в своей работе наряду с травлением сухую иглу, а в последний период творчества сухая игла в его гравюрах стала преобладающей.

Кроме Рембрандта, в Голландии многие живописцы работают в офорте. Как и в живописи, они специализируются в определенных жанрах. Так, пейзажные офорты делают Я.Рейсдаль (1628/29-1682), Г.Сваневельд (1620-1655), А.Ватерло (около 1610-1690), А. ван Эвердинген (1621-1675), жанровые - А. ван Остаде (1610-1685), К.Бега(1620-1664), анималистические - Н.Берхем (1620-1683), К.Дюжарден (1622-1678), А. ван де Вельде (1635-1672), П.Поттер (1625-1654) и многие другие.

Во Франции в 17 в. работал крупнейший мастер офорта Жан-Жак Калло (1592/93-1635). Калло знаменит своими несколько фотесковыми фавюрами малого формата, хотя было у него много и больших фавюр. Он, очевидно, первым применил в офорте поэтапное травление с выкрыванием более светлых мест. Иногда Калло вместе с травлением употреблял резец, достигая своеобразного эффекта сочетанием свободной линии офорта с энергичными прямыми штрихами резцом.

Особое значение во Франции занимает резцовая портретная фавюра.

Большим виртуозом в этой области был Клодт Меллан (1598-1688). Он добивался поразительных результатов, моделируя тональные переходы только толщиной линии. Им, очевидно, ради своеобразного щегольства, была исполнена фавюра «Плат святой Вероники». Голова Христа в этой фавюре изображена одной непрерывной спиральной линией, начинавшейся на кончике носа и проходящей по всему изображению на равном расстоянии, и лишь изменением толщины линии создан рельеф лица.

Большой известностью пользуются выполненные резцом портреты Робера Нантейля (1623-1678) и Жерара Эделинка (1640-1707).

Нужно сказать, что в 17 в. во всех странах Европы происходит внедрение гравюры на металле в книгу и вытеснение ею иллюстраций, выполнявшихся ранее ксилографией.

В 17 в. была изобретена техника меццо-тинто жившим в Амстердаме немцем по национальности Людвигом Зигеном (1609 -1680?). Первая его датированная гравюра в этой технике помечена 1643 годом. Голландским гравером Абрахамом Блотеллингом (1634-1687) эта техника была усовершенствована применением для зернения доски-качалки.

Особое признание меццо-тинто получило в Англии. Здесь ведущим мастером в этой

области был Джон Смит (1652-1742). Но особого расцвета меццо-тинто в Англии достигло в 18 в.

В 18 в. глубокая гравюра на металле получила наивысшее развитие во Франции. Здесь, наряду с продолжающимся развитием резцовой гравюры, возникает очень своеобразный стиль офорта художников, в той или иной степени находящихся под влиянием Антуана Ватто (1684-1721), который и сам сделал несколько офортов. Особенно выделяется среди них Франсуа Буше (1703-1770), выполнивший около 180 гравюр авторских и по рисункам Ватто.

Исключительное место в истории гравюры занимает французская книжная иллюстрация. Исполнялась она обычно сочетанием офорта с резцом. Рисовальщики большей частью были раньше сами граверами и поэтому хорошо чувствовали материал гравюры. Благодаря этому создалось единственное в своем роде содружество авторов иллюстраций и граверов.

Потребность в более современной технике для воспроизведения тона привела к изобретению во Франции лависа и акватинты. Впервые применил их, очевидно, в 1765 г. Жан-Батист Лепренс (1733-1781), сделавший много гравюр на темы России.

В это же время стали широко употребляться такие техники, как мягкий лак (изобретенный еще в 17 в. немцем Дитрихом Мейером, 1572-1658), карандашная манера, которую успешно применял Жиль Дематро (1722-1776), пунктир, разработанный в Англии Франческо Бартолоцци (1727-1815).

Все эти техники вместе с акватинтой и меццо-тинто употреблялись в ставшей популярной во второй половине 18 в. цветной гравюре. В цветной гравюре воспроизводились живопись, пастель и цветные рисунки, главным образом художников круга Ватто. Многие художники делали рисунки в расчете на многоцветную гравюру. Для печатания цветных гравюр изготовлялось несколько печатных форм для каждого цвета в отдельности. Затем изображение печаталось последовательно на один лист бумаги с точным совмещением всех деталей рисунка. Применялась цветная печать и с одной формы, на которую наносили краски разных цветов. Эти два способа печати часто комбинировались. Практиковалась и подкраска оттисков от руки.

Изобретателем цветной печати с нескольких досок был Жан-Кристоф Леблон (1667-1741). Он основывал свой способ на открытом Ньютоном законе смешения цветов и печатал свои гравюры с трех досок для трех основных цветов - красного, желтого и синего. Смешением этих трех красок при печати на оттиске получались все остальные цвета. Леблон применял для своих гравюр технику меццо-тинто.

Акватинту в цветной гравюре впервые использовал Жан-Франсуа Жанине (1752-1814). Карандашную манеру с этой целью стал употреблять для воспроизведения рисунков цветным карандашом Жиль Дематро.

В Италии 18 в. необходимо отметить работавших в офорте художников Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770) и Антонио Каналетто (1697-1768). Несмотря на различие сюжетов, их роднит общий подход в моделировке тона мелкими неровными, но почти без пересечений линиями.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) свое творчество посвятил исключительно архитектурным сюжетам. Он гравирует параллельными, идущими по форме штрихами, энергично утолщающимися в тенях. В своих офортах Пиранези применял и резец.

В Испании работал Франсиско Гойя (1746-1828), создававший свои знаменитые серии офортов, большей частью с применением акватинты.

Потребность в 19 в. в больших тиражах вызвала к жизни гравюру на стали. Она употреблялась исключительно в репродукционных целях. Авторская же гравюра, главным образом офорт со всеми его разновидностями, стала, наоборот, малотиражной. Художники и издатели стремились повысить редкость листов, предназначавшихся чаще всего для коллекционеров.

В России гравюра на меди появилась во второй половине 17 в. Начало этого искусства связано с именем Симона Ушакова (1626-1686). Известны два офорта, подписанных им. Самым искусным гравером резцом 17 в. был Афанасий Трухменский, который выполнил много гравюр и по рисункам Ушакова. В 1693 году был издан знаменитый букварь Кариона Истомина, гравированный Леонтием Буниным (раб. 1692-1714).

Нужно признать, что гравюра на металле в России до начала 19 в. была провинциальна по отношению к европейской, хотя и были талантливые мастера, имевшие большое значение для развития национальной гравюры. Лучшими из них были Алексей Зубов (1682/83-1751), Михаил Махаев (1716-1770), Иван Соколов (1717-1757), Евграф Чемесов (1737-1765), Гавриил Скородумов (1755-1792).

Крупнейшим мастером резцовой гравюры в России 19 в. был Николай Уткин (1780-1863). Он прославился главным образом своими портретными листами.

Братья Ческие Иван (1777-1848) и Козьма (1776-1813) известны своими ландшафтами.

Федор Толстой (1783-1873) создал в очерковой манере 63 гравюры резцом к поэме Богдановича «Душенька».

Последним значительным мастером резцовой гравюры был Иван Пожалостин (1837-1909). Известен он главным образом своими портретами русских писателей и других деятелей национальной культуры.

Замечательным офортистом проявил себя Тарас Шевченко (1814-1861).

Возросший в среде художников интерес к офорту приводит к тому, что в 1871 г. в Петербурге образуется «Общество аквофортистов», которое сыграло большую роль в развитии русского офорта. Организатором и вдохновителем его был Андрей Сомов (1830-1908). В Общество вошли многие художники-передвижники, но особенно много и плодотворно работал Иван Шишкин (1832-1898). Им исполнено более ста офортов.

В 90-е гг. 19 в. и начале 20 в. художественным центром искусства гравюры стала мастерская Василия Матэ (1856-1917). Им исполнено около 300 офортов, главным образом портретных. Матэ очень много сделал для развития и пропаганды искусства гравюры. Его советами, консультациями и непосредственной помощью пользовались многие художники, в том числе И. Репин, В. Серов, Б. Кустодиев, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст и другие. У него учились несколько десятков учеников, из числа которых необходимо назвать В.Фалилеева, М.Рундальцева, П. Шиллинговского. В советское время искусство офорта продолжало оставаться на высоком уровне. Кроме художников школы Матэ, свой вклад внесли такие художники, как Е.Кругликова, И.Нивинский, М.Добров, А.Скворцов, Н.Павлов. Остается популярным этот вид искусства и до настоящего времени.

Первоисточник: 

РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995

art-con.ru

Современная гравюра: основные виды техник

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки дере­вянных, металлических или каменных поверхностей для печатания от­тисков. В соответствии с тем, какая часть доски покрывается краской при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида гра­вюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве, или ксилография, гравю­ра на линолеуме и рельефная гравюра на металле), углубленная гравю­ра (все другие разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности).

Выпуклая гравюра

Ксилография. Самая древняя тех­ника гравюры появилась на Востоке, наибо­лее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV — XV ве­ков, первая датированная ксило­графия относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксило­графия. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, ябло­ни), непременно продольного рас­пила, вдоль волокон дерева, за­грунтовывается, поверх грунта пе­ром наносится рисунок, затем ли­нии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается осо­бым долотом на глубину г — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампона­ми, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномер­но придавливается — прессом или вручную, таким способом изобра­жение с доски переходит на бума­гу. При обрезной гравюре компо­зиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

В последней четверти XVIII века ан­гличанином Т. Бьюиком был вве­ден в употребление способ торцо­вой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно по­верхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут спе­циальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает бе­лую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насы­щенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших отти­сков.

Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV пека. Пластина из меди, лату­ни, олова или свинца обрабатыва­ется специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске об­резной ксилографии; печатается как последняя.

Гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже XIX — XX веков. Линоле­ум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогну­тых стамесок, так же как и в об­резной ксилографии. Краска нака­тывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хоро­ших оттисков.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механиче­скими или химическими способа­ми углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влаж­ной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углуб­ленной гравюры на металле:

Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом от­носится к 1446 году. Рисунок вре­зается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.  

Офорт. Возник в начале XVI века. Первая датированная гравюра от­носится к 1513 году. Доска покры­вается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность метал­ла. После погружения доски в кис­лоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около 500 от тисков.  

Гравюра сухой иглой. Медная дос­ка процарапывается непосред­ственно офортной иглой, без по­крытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.

Пунктирная манера. Как само­стоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из ком­бинации сгущенных или разрежен­ных точек, наносится на покры­тую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рису­нок выбивается специальными пунсонами. Особым видом пунктирной мане­ры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след ме­лового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Мягкий лак. Техника возникла в XVIII веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и нано­сят рисунок, затем бумага снима­ется вместе с приставшими кусоч­ками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта. Изобретена во Фран­ции в середине XVIII века для воспро­изведения в гравюре тонового ри­сунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно по­крывается смолистым порошком, отдельные зерна которого приста­ют к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных то­чечных углублений. Те места, ко­торые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 10оо оттисков.

Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непо­средственно по доске, которая из-за зернистости металла протрав­ливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает не­сколько десятков оттисков.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Спе­циальным инструментом — «ка­чалкой» на доску наносятся мно­гочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получа­ется густой, бархатистый тон. Ри­сунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживает­ся доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти мест а оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 от­тисков.

Плоская гравюра

Техника литографии изобретена в 1796 голу в Германии А.Зенефель­дером. В литографии используется способность некоторых пород из­вестняка не принимать на себя краску после протравливания сла­бой кислотой. Процесс работы нал литографией заключается в следующем: пластина из известня­ка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На под­готовленном таким образом кам­не рисуют специальным каранда­шом или пером и кистью, упо­требляя литографскую тушь. Ка­мень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гум­миарабика. В результате протрав­ливания покрытые рисунком ме­ст легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска по­крывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цин­ка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий про­цесс такой же, как и в классиче­ской литографии. Литография даст несколько тысяч оттисков.

Цветная гравюра

Цветная гравюра получается дву­мя различными способами. В пер­вом случае на одну доску накла­дывается тампонами краска раз­ного цвета, после чего доска печатается. При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизи­тельным и каждый оттиск отли­чается от другого.

Другой способ — для каждого цвета или тона используют от­дельную доску, которая обрабаты­вается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последова­тельно печатаются на одном листе бумаги.

Одна из разновидностей цветной гравюры — кьяроскуро — техни­ка ксилографии, развивавшаяся главным образом в XVI веке. Каж­дая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каж­дой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в ре­зультате печатания со всех досок.

Состояние. Фиксированная в от­тиске стадия работы гравера над доской называется «состоянием».У некоторых художников, особен­но офортистов, известно до двад­цати состояний одной гравюры.

Статья взята из книги "Очерки по истории и технике гравюры", Москва, "Изобразительное искусство" 1987 г.

 

www.artimex.ru