Содержание
Черненое серебро и история промысла
Серебро с чернью
Темные узоры и рельефные рисунки на серебре притягивают взор и наполнены таинственными отголосками прошлых времен. Черненое серебряное колье можно легко представить на шее у придворной дамы средних веков, массивное мужское кольцо с темным орнаментом прекрасно бы смотрелось на руке у славянского воина, а шкатулка с черневым изображением первопрестольной наверняка бы хранилась на дамском столике в одном из московских купеческих домов.
Черненые серебряные украшения и столовое серебро были очень популярны в прошлые века, и, как ни странно, подобные изделия до сих пор имеют множество почитателей. Стремительное развитие новых направлений в моде, таких, как бохо-шик, винтаж и этника, предполагает использование аксессуаров «под старину», что делает украшения из серебра с чернью лучшим элементом стиля, дополняющим любой образ.
История создания чернегого серебра
История промысла насчитывает не одно столетие. Первые найденные изделия из серебра с чернью были созданы задолго до наступления нашей эры. Чернь применяли для украшения и для придания серебру особой прочности. В средние века в Европе было распространено нанесение черневых изображений на серебряные пластины, в то время как в Азии ею украшали оружие, бытовые предметы и украшения. Были найдены серьги-лунницы, браслеты и колье с чернью, созданные мастерами Киевской Руси X века. В России пика своей популярности чернение по серебру достигло к XVII веку и получило стремительное развитие в Великом Устюге. Этот северный город и по сей день является центром ювелирного искусства нашей страны.
Что такое чернь на ювелирных изделиях
Технология сводится к определенной последовательности: сначала изделие гравируют, а затем наносят определенный состав из сульфидов меди, серебра и свинца. И на финальной стадии предмет обжигают с последующей обработкой. После этого должен проявиться рисунок, прочно сплавленный с изделием. Существуют способы затемнения серебра в домашних условиях, но это имеет мало чего общего с настоящей чернью, качеством и навыками ювелирных мастеров.
О заводе «Северная чернь»
Традиционное для России ювелирное искусство получило вторую жизнь в г. Великий Устюг, благодаря созданию в 1933 году артели «Северная Чернь», объединившей лучших русских мастеров. С этого момента шедевры Северной Черни начинают получать восторженные отклики от любителей и знатоков искусства на выставках по всему миру, а само предприятие неоднократно завоевывало призовые места в конкурсах и на конференциях по ювелирному делу.
В середине XX века на основе артели создается завод с одноименным названием, и по сей день Северная Чернь находится в авангарде, являясь ведущим заводом по изготовлению серебряных украшений и столового серебра. Характерными элементами стиля предприятия является:
- Дань русским традициям.
- Цветочные или растительные орнаменты на серебряных столовых приборах и серебряных украшениях.
- Использование мифологических образов сказочных птиц.
- Изображением панорамы древнерусских городов.
И если первоначально артель выполняла заказы на серебряные подстаканники и ложки с простыми рисунками, то теперь каталог продукции Северной Черни поражает своим разнообразием. В нем можно найти все – от изысканных столовых приборов до женских украшений невероятной красоты.
Серебро.РФ является официальным представителем Северной Черни. Купить продукцию великоустюгского завода вы можете в нашем интернет-магазине и в салонах сети в Москве и Подмосковье
Чернение по серебру | Добро пожаловать в Вологодскую область
Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.
Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.
Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI – XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.
В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко.
Искусство северной черни периода XVIII – XIX веков нельзя считать искусством профессиональным. Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.
Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М. М. Климшин (1711 – 1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы. Одна из них – посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года. Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами – сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью. В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства – изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, канфарение фона, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой.
Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др. В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды.
На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества. Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма. Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин.
Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек. Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор. Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени.
Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным. Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали. Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду. Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций.
Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства. Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. Однако уникальное искусство не исчезло полностью. Уже в довоенные годы в Великом Устюге работала артель «Северная чернь», руководителем которой многие десятилетия был заслуженный деятель искусств РСФСР Е. П. Шильниковский, выдающийся гравер и художник, создатель орнаментального направления в искусстве северной черни. Ему принадлежит более трехсот рисунков для черневых изделий и собственных оригинальных произведений. Большую известность в свое время получила стопка «Золотой хмель», не раз повторявшаяся автором.
Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира.
Где купить
Магазин «Вологодские сувениры»
Адрес: Вологда, ул. Чехова, д.12, 2 этаж
Телефон: (8172) 21-14-81
E-mail: [email protected]
Официальный сайт: volsuvenir.ru
Сувенирный магазин ЗАО «Северная чернь»
Адрес: Великий Устюг, ул. А.Угловского, 1
Телефон: (81738) 2-48-77
E-mail: [email protected]
Официальный сайт: www.sevchern.ru
Почему мои украшения чернеют?
– closebymejewelry
Стерлинговое серебро представляет собой сплав. Что такое сплав? Сплав — это просто соединение металлов. Стерлинговое серебро на 92,5% состоит из чистого серебра (отсюда и штамп «925», обычно встречающийся на стерлинговом серебре!) и на 7,5% из другого металла, как правило, из меди. Чистое серебро чистотой 99,9% слишком мягкое для практического использования; добавление к нему меди увеличивает его прочность и ковкость при сохранении желаемого серебристого цвета. Однако медь подвержена окислению и коррозии, поэтому стерлинговое серебро легче тускнеет. Но что именно тускнеет? И, что более важно, чем это вызвано?
Потускнение – это сульфид серебра, соединение, образованное серебром и серой. Согласно интервью дизайнера ювелирных украшений Зои Ричардсон журналу Better Homes and Gardens, потускнение — это «тонкий слой коррозии, образующийся на металлах», который «защищает внутренние слои металла».
Стерлинговое серебро быстрее тускнеет в местах с высокой влажностью при наличии серы. Серебро — благородный металл, а значит, устойчив к окислению и коррозии во влажном воздухе. Однако влага и температура влияют на серу, и именно взаимодействие влажности и серы с серебром вызывает потускнение.
Контакт с увлажняющими средствами, духами, лаком для волос, дезодорантом и декоративной косметикой может привести к потускнению, так как они могут содержать абразивные химические вещества, разъедающие серебро.
Ношение украшений при приготовлении продуктов, богатых серой, таких как яйца, рыба и лук, подвергает их воздействию серы и значительно увеличивает риск их потускнения.
Чем выше уровень кислотности вашей кожи, тем быстрее потускнеют ваши серебряные украшения. Кожа с повышенной кислотностью жирная, чувствительная, склонная к высыпаниям и покраснениям. В некоторых случаях аллергия или чувствительность могут даже привести к тому, что серебряные украшения почернеют в течение нескольких часов после контакта, и это изменение может быть довольно серьезным.
Для очистки потускневшего серебра используйте ткань для полировки или смочите ее в растворе теплой воды с аммиаком и слегка потрите мягкой зубной щеткой. Рекомендуется регулярно чистить серебряные украшения, даже если вы не видите признаков потускнения.
Правильное хранение ювелирных изделий из стерлингового серебра жизненно важно для защиты от потускнения. Храните каждую часть отдельно в герметичном контейнере, например, в пакете Ziploc. Вы также можете завернуть каждый кусочек в мягкую ткань, но не в газету. Небольшие пакетики с силикагелем впитывают влагу, поэтому хранение их рядом с украшениями — отличная дополнительная мера предосторожности.
*Для изделий, приобретенных на моем веб-сайте, перед попыткой удалить потускнение с изделия ознакомьтесь с дальнейшими инструкциями по очистке в следующем сообщении:
https://closebymejewelry.com/blogs/news/care-and-cleaning -для ювелирных изделий из смолы
Источники:
https://www.afashionblog.com/why-does-silver-turn-black-on-my-skin/
https://www.bhg.com. au/how-to-fix-tarnished-silver
https://www.assayoffice.co.uk/news/ever-wondered-why-does-silver-tarnish
https://interceptjewelrycare.com/blogs/intercept-jewelry-care/what_causes_tarnish
Назад к новостям
может ли настоящее серебро почернеть и как очистить его от потускнения
Если серебряные украшения «чернеют», значит ли это, что они не т реально? Не обязательно! Любое настоящее или стерлинговое серебро может потускнеть при правильных/неправильных условиях, но хорошая новость заключается в том, что ювелирные изделия из стерлингового серебра можно чистить и полировать так же хорошо, как новые, и предотвратить их повторное потускнение.
Однако, если серебряные украшения не имеют клейма или принадлежат уважаемому продавцу, они могут быть не настоящим серебром 925 пробы, и удаление потемнений может быть не таким простым.
Эти простые советы помогут разгадать тайну и вернуть вашим украшениям из стерлингового серебра их истинную славу.
Почему мое кольцо оставляет черные следы на пальце?
Потускнение – изменение цвета поверхности. Если вы заметили желтые, коричневые или черные следы на кольце, которые также оставляют темно-черные или зеленоватые следы на вашем пальце, вероятно, потускнение стирается с кольца и попадает на ваш палец. Это хороший знак, чтобы почистить кольцо и выяснить, что вызвало потускнение, чтобы это не повторилось.
Предотвращение потускнения стерлингового серебра
Существует три простых правила, которые помогут предотвратить потускнение ювелирных изделий из стерлингового серебра:
1. Носите
2. Чистите
изношен…
… но, как известно, иногда в жизни все не так просто!
Что вызывает потускнение серебра?
Стерлинговое серебро представляет собой смесь металлов: 92,5% серебра и 7,5% других металлов. Медь является одним из других металлов, которые могут окисляться такими элементами, как сера, влага, кислород и хлориды, с образованием потускнения или сульфида серебра. Вы можете думать, что не соприкасаетесь ни с одной из этих вещей, но их можно найти в атмосфере, упаковочных материалах, поту, парфюмерии и дезодорантах, и это лишь некоторые из них.
Потускнение обычно может быть связано с воздействием воздуха, влаги или химических веществ (включая солнцезащитный крем, шампунь, мыло, чистящие средства, хлор, отбеливатель), но иногда стерлинговое серебро также может реагировать на индивидуальную кислотность кожи, гормональные изменения или даже поливитамины, лекарства или антибиотики. Нанесение макияжа или лосьонов, обращение с луком, яйцами или рыбой, углем или маслом или даже воздействие загрязнения воздуха при ношении стерлингового серебра также могут в некоторых случаях привести к потускнению.
Обработка украшений для предотвращения потускнения
Все украшения следует снимать перед купанием, плаванием, физическими упражнениями, нанесением макияжа или лосьонов и сном — для безопасности владельца и ради украшения.
Держите украшения сухими. Влага на коже или в воздухе может вступить в реакцию с медью в стерлинговом серебре, но хранение ваших украшений в сухости и вдали от жарких и влажных сред, таких как спортивные залы, спа и ванные комнаты, поможет.
Надевайте украшения в последнюю очередь, когда одеваетесь. Если вы носите украшения во время нанесения косметики или не моете руки с мылом и водой и не сушите их должным образом перед тем, как надеть украшения из стерлингового серебра, может произойти почернение или смазывание, поскольку крошечные частицы химических соединений, обнаруженных в косметике, оседают на украшениях.
Хранение стерлингового серебра в герметичном контейнере или шкатулке для драгоценностей вдали от света, влаги и других потускневших украшений также должно защитить его от потускнения, но время от времени его все равно нужно чистить, чтобы оно выглядело красиво.
Лучшие способы очистки потускневших серебряных украшений
Тщательно протрите стерлинговое серебро высококачественной тканью, предотвращающей потускнение, предназначенной для чистки стерлингового серебра, чтобы удалить большую часть потускнения. Серебряные растворы также неплохи, но некоторые средства для чистки ювелирных изделий в домашних условиях также хорошо работают, если вы не используете жесткие щетки или ткани, которые могут поцарапать серебро. Приведенные ниже методы предназначены только для серебра; комплект украшений с драгоценными камнями, камнями, жемчугом, кристаллами или покрытием необходимо чистить по-другому.
Моющее средство и вода
Чистить серебро в теплой воде с мягким моющим средством для посуды легко и просто, если украшения не слишком потускнели. Просто убедитесь, что он тщательно промыт чистой водой и правильно высушен.
Magic Aluminium Foil & Bicarb
Если вам нужно удалить много налета, эта система стоит некоторых дополнительных усилий. Застелите большую миску алюминиевой фольгой и поместите украшения или другое серебро на фольгу. Налейте кипящую воду в миску и добавляйте бикарбонат по ложке за раз, пока не увидите, как тусклость исчезает… как по волшебству! Вода должна кипеть. Если вам нужно сделать это снова, слейте грязную воду и начните со свежей кипящей воды и бикарбоната. Тщательно промойте и высушите.
Кукурузная паста
Если у вас есть немного времени (и вы любите повозиться), сделайте пасту из кукурузной муки и нанесите ее влажной тканью. Дайте пасте высохнуть, а затем осторожно сотрите ее тканью.
Стиральный порошок
Застелите миску алюминиевой фольгой и наполните кипяченой водой. Добавьте столовую ложку стирального порошка и замочите украшения на минуту или две. Тщательно промойте и высушите.
Вы также можете попробовать дезинфицирующее средство для рук, зубную пасту и средство для мытья окон… или, чтобы добиться идеальной чистоты, обратитесь к местному ювелиру, который может очистить его для вас с помощью ультразвуковой или барабанной мойки.
Как насчет серебра без потускнения?
Сегодня многие «серебряные» ювелирные изделия массового производства имеют покрытие, даже если это стерлинговое серебро. Это придает украшениям блестящий вид, а покрытие скрывает недостатки. Покрытие часто позиционируется как «антикоррозийное». Различные лаки или покрытия также используются в качестве «против потускнения», а также различные серебряные сплавы.
Настоящее стерлинговое серебро без покрытия должно быть обработано вручную, чтобы получить гладкую и блестящую поверхность, и большинство австралийских стерлинговых серебра, изготовленных на заказ Oh My Giddy Aunt, изготавливаются таким образом. Несмотря на то, что требуется больше времени и усилий, в результате получается красивое украшение, которое можно чистить, полировать, гравировать вручную и при надлежащем уходе всегда дорожить им.