Художественное литьё. Художественное литье


Глава 1 из истории развития художественного литья

Рецензенты: кафедра физико-химии литейных сплавов и процессов

Санкт-Петербургского технического университета

и заслуженный деятель науки и техники России

д-р техн. наук проф. Г. Ф. Баландин

Магницкий О. Н., Пирайнен В. Ю.

Художественное литье: Учебник для технических вузов и художественно-реставрационных училищ. — СПб.: Поли­техника, 1996. — 231 с.: ил.

ISBN 5-7325-0403-6

В учебнике рассмотрены литейные свойства сплавов, а также их эстетические характеристики: цвет, звук, отражательная способность. Приведены теоретические предпосылки составления рецептов формо­вочных смесей для различных технологически» процессов литья. Дано описание процессов формовки, заливки, затвердевания, усадки, а также различных технологических процессов художественного литья: в землю, вакуумно-пленочным методом, по выплавляемым моделям. Отдельно анализируется специфика ювелирного литья. 'Рассмотрены процессы эмалирования, окраски, металлизации, нанесения катодно-ионных по­крытий.

© Издательство «Политехника», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

Государственным общеобразовательным стандартом предусмотрена подготовка инженеров-технологов, специализирующихся в области ху­дожественной обработки широкого спектра материалов (металлы, ке­рамика, стекло, дерево, ткани и др.), в том числе изготовления худо­жественных изделий методами литья (специальность 121200).

Производство художественных отливок, разнообразных по форме, материалу, размерам, имеет целый ряд специфических особенностей, отличных от особенностей производства машиностроительного литья. В обширной литературе, посвященной проблемам литейного производ­ства, специфика художественного литья практически не нашла отра­жения. В немногочисленных книгах о художественном литье описаны только отдельные технологии, причем, как правило, традиционные, в то время как для изготовления художественных отливок с успехом используются вакуумно-пленочное литье, литье на замораживаемом связующем, вакуумная ионно-плазменная технология и др.

Настоящий учебник является первой попыткой систематизировать имеющийся огромный научный задел в области теории литейных процессов применительно к художественному литью в соответствии с тре­бованиями общеобразовательного стандарта. С этих позиций опи­саны конкретные технологические приемы литья художественных из­делий. В основу учебника положены не только фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, но и практический опыт литейщиков и материаловедов Центрального института материалов. Северо-западного заочного политехнического института. Санкт-Петер­бургского технического университета.

Поскольку для художественных отливок первостепенными являют­ся эстетические качества, авторы не смогли обойти вопросы отделки и реставрации литых художественных изделий, которые в специальной литературе о литейном производстве ранее не освещались.

Вместе с тем в учебнике не нашли отражения технико-экономиче­ские аспекты выбора материалов и технологии, так как потребитель­ская стоимость художественного произведения определяется в ос­новном искусством художника.

Авторы полагают, что не все разделы учебника написаны одинаково удачно и с благодарностью примут любые замечания и пожелания.

История развития цивилизации неразрывно связана с освоением материалов. В этом плане трудно переоценить роль металла. Американ­ский этнолог Генри Льюис Морган писал, что когда варвар научился получать и применять металл, тогда «девять десятых борьбы за циви­лизацию было выиграно». Появление орудий из металла способствова­ло не только техническому прогрессу (в земледелии, строительстве, ремеслах), но и социальному: образование первых государств совпадает с началом бронзового века.

С металлом первобытный человек познакомился несколько тысяче­летий тому назад. Имеются сведения, что примерно за 92 века до н. э. народности, населявшие территорию Анатолии (азиатскую часть со­временной Турции), употребляли медь, найденную в самородном виде. Золотые изделия появились примерно за 60 веков до н. э., а изделия из метеоритного железа — примерно в XXX веке до н. э.

Но для того чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это потребовалось 47 веков. Самые древние отливки, обнаруженные археологами на территории Анатолии, Месопотамии, Ирана, датируются XLV веком до н. э. Спустя несколько веков техно­логия литья была освоена народами, населявшими Кавказ,. Северную Африку, Европу.

В истории развития литейной технологии можно выделить три периода.

Первый (от появления первых отливок до XIV века н. э.) — это п е-риод примитивной технологии. На этом этапе имело место исключительно индивидуальное производство в основном пред­метов быта, культа, оружия, украшений.

Второй (от XIV века н. э. до середины XIX века) — период ре­месленной технологии. Литье превратилось в самостоятельное ремесло. Ручная формовка достигла совершенства.

Третий (от середины XIX века до конца XX века) — период про­мышленной технологии. Организовано механизированное массовое производство самых разнообразных отливок.

Такое деление условно, поскольку на протяжении каждого этапа искусство литья испытывало взлеты и падения. Еще в древности созда­вались уникальные литые изделия. Так, технология литья по выплав­ляемым моделям была известна еще в Древнем Шумере (XXVI век до н. э.), Древней Индии (XXX век до н. э.), Древней Греции и Этрурии (VI век до н. э.). Владели ею и древние племена, населявшие экваториаль­ную Африку (IV—XII века н. э.). Литье в кокиль скифы применяли около двух с половиной тысячелетий тому назад. Греческие литые бронзовые украшения по сей день считаются образцами совершенства и подражания.

Однако с исчезновением культур угасало искусство литья. Кроме того, в древнем мире ремесленники старались держать в секрете особенности освоенной технологии, она передавалась, как правило, по наследству. И нередко последний в династии уносил с собой в могилу секреты ремесла.

Характерным примером служит булатная сталь. Древнеиндийские мастера выплавляли ее еще за 13 веков до н. э., но потом секрет был утрачен. Позднее булатные клинки изготавливали в Персии, Сирии, Египте, а в средние века — в Дамаске, но вновь с течением времени технология была утеряна. И только в середине прошлого века русский металлург П. П. Аносов раскрыл этот секрет, что позволило воспроиз­водить уникальные изделия из булатной стали.

studfiles.net

Художественное литьё - это... Что такое Художественное литьё?

Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.

История художественного литья

Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры. Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на 17-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях.

На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В 16-17 веках в России появились замечательные мастера-литейщики (Чохов, Дубинин, Моторины), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.

Способ производства

При объёмном литье используется составная форма (опока) из гипса, глины, металла. Прообразом будущего изделия является выдавленная (полая) модель или вырезанный (лепной) расплавляемый (разрушаемый) прототип, например, из специального зелёного ювелирного воска (т. н. «восковка»).

Также используются простые литьевые формы из мягких металлов и вулканизированных полимеров, применяемые для создания барельефов, элементов интерьера, имитирующих высеченные скульптуры из мрамора и известняка, рекламных композиций и сувенирных изделий.

Художественное литьё предъявляет высокие требования к точности изготовления прототипов или форм (в зависимости от приемов работы) и, что важно, тиражированию и воспроизводимости изделий. В последние годы в ходе разработки прототипов художественных отливаемых изделий, как правило, используется автоматизированное проектирование (САПР). А в процесс изготовления форм чаще всего привлекаются роботизированные системы обработки форм (фрезерно-гравировальные станки с ЧПУ, многофункциональные обрабатывающие центры с ЧПУ).

Главные отличия художественного литья от серийного промышленного литья:
  • малотиражность или уникальность работы;
  • высокая детализация элементов работы;

Cм. также

Ссылки

dic.academic.ru

художественное литьё - это... Что такое художественное литьё?

 художественное литьё худо́жественное литьё

способ изготовления памятников, произведений скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения, ювелирных изделий и др.; художественные произведения, созданные методом литья.

Художественное литьё зародилось в бронзовом веке – в эпоху освоения человеком способов добычи и обработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось в отдельную отрасль со своими специфическими способами формовки модели, методами литья и выбором металла. Основные технологические приёмы художественного литья вырабатывались при изготовлении изделий из бронзы – с древнейших времён самого употребимого сплава для художественных изделий. С 4 в. для изготовления небольших изделий, гл. обр. бытового назначения, начали обращаться к олову. Об этом свидетельствуют находки из коптских гробниц (4–7 вв.). И в более поздние времена из олова отливали предметы, очень похожие на серебряные, но значительно менее дорогие. Сохранились литые изделия 16–19 вв., отличающиеся мягкостью форм, проработкой деталей рельефа благодаря искусно выполненной гравировке. Наиболее распространённые предметы художественного литья – чаши, сосуды, кубки, медали и т. п.

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») в Санкт-Петербурге

В 17–18 вв. в искусстве художественного литья большое место занимали произведения парковой скульптуры. Фигуры, украшавшие парки Петродворца, Версаля, создавались из свинца, текучесть которого использовалась для достижения эффекта воздушности складок одежды, проработанности черт лица, естественности волос в искусных причёсках. Начиная с 15 в. развивалось чугунное литьё в Германии, затем в других странах Европы, а с кон. 17 в. и в России. Из чугуна изготовлялись парковые скульптуры, решётки, ограды, садовая мебель, надгробия и пр. Литые изделия из чугуна (более массивные, но и более дешёвые, чем бронзовые) отличаются индивидуальной выразительностью и широко распространены в городских и парковых ландшафтах. В России и за рубежом наиболее известны изделия художественного литья Каслинского завода на Урале, производящего с сер. 18 в. чугунные скульптуры как по моделям известных памятников, так и оригинальные художественные изделия. Шедеврами российского художественного литья по праву считаются «Медный всадник» – памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе (1782) и скульптурные конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге П. К. Клодта (1849—50).

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

  • хронометр
  • Цандер

Смотреть что такое "художественное литьё" в других словарях:

  • Художественное литьё — Решётка работы Жана Ламура на площади Станислава в Нанси (1755). Художественное литьё  это отливка художественных произведений из металлов, пол …   Википедия

  • Литьё —         изготовление отливок путём заполнения форм расплавленным металлом и дальнейшая их обработка наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов,… …   Художественная энциклопедия

  • Литьё под давлением — Литьё под давлением  технологический процесс переработки пластмасс, цветных металлов и других материалов путем впрыска их расплава под давлением в пресс форму с последующим охлаждением. Виды Литьё пластмасс под давлением Литьё металлов под… …   Википедия

  • Литьё по газифицируемым моделям — Литьё по газифицируемым моделям  технология, позволяющая получить отливки по точности равные литью по выплавляемым моделям при уровне затрат сопоставимом с литьем в землю. Литьё по газифицируемым моделям как новый технологический процесс… …   Википедия

  • литьё — ЛИТЬЁ, я, ср Собир. Изделия из металла, изготовленные способом литья изготовления чего л. путем заливки раскаленного металла в какую л. форму. В музеях Екатеринбурга можно увидеть художественное литье из чугуна …   Толковый словарь русских существительных

  • Литьё — Литьё  технологический процесс изготовления заготовок (реже  готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким материалом (металлом, сплавом, пластм …   Википедия

  • Литьё пластмасс под давлением — У этого термина существуют и другие значения, см. Литьё под давлением. Литьё полимеров под давлением  технологический процесс переработки пластмасс путем впрыска их расплава под давлением в пресс форму с последующим охлаждением. Содержание 1 …   Википедия

  • Литьё металлов под давлением — У этого термина существуют и другие значения, см. Литьё под давлением. Данные в этой статье приведены по состоянию на 1970 е годы. Вы можете помочь …   Википедия

  • Литьё художественное —         наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов, светильников и пр.; художественные произведения, выполненные этим способом.          Л. х.… …   Большая советская энциклопедия

  • Каслинское литьё — Скульптура Россия , 1896 год Автор: Н. А. Лаверецкий Местонахождение: Екатеринбургский музей из …   Википедия

dic.academic.ru

Художественное литье. Художественная обработка металла. Закрепление камней в изделиях и художественное литье

Художественное литье

Литье является одним и самых древних способов обработки металлов путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Археологические раскопки подтверждают, что уже за 5000 тысяч лет до нашей эры люди умели отливать металл. Памятники античной греческой и римской культуры являются весьма совершенными образцами литейного дела.

В древней Руси литье было известно с периода скифской культуры. В раскопках обнаружены не только прекрасные ажурные отливки из золота и серебра, но и большое количество медных и бронзовых отливок, представляющих ювелирные и культовые изделия, а также и орудия производства литейщиков – печи и горны, в которых плавили металл, а также каменные формы для отливки.

Для исполнения художественных работ в технике литья могут применяться самые разные металлы и их сплавы. Для дорогих, уникальных изделий прежде и теперь используют золото, серебро, бронзу.

Художественное качество работы, выполняемой способом литья, зависит прежде всего от качества модели, по которой делается форма для литья.

Сам процесс литья составляет в значительной степени техническую работу, но он требует высокой квалификации, выполняющих ее мастеров.

Более того, мастеру приходилось дорабатывать отливку: зачищать швы на месте стыкования формы, снимать остатки литников (место, откуда шел в форму расплавленный металл), подчеканивать форму отдельных деталей.

В связи с этим и сама отливка выполняется по-разному.

Замечательным мастером был Андрей Чохов, отливавший колокола и пушки. Более полувека он проработал литейщиком и воспитал большое количество учеников.

Основным его произведением является "Царь-пушка" весом 40 т, представляющая собой образец художественного бронзового литья 16 века.

Не менее высоким образцом художественного литья является огромный "Царь-колокол", также отлитый из колокольной бронзы в 1735 году И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. Вес колокола достигает 200 т.

С конца 17 века начинает развиваться художественное статуарное литье. Одним из первых крупных литейщиков из бронзы и скульпторов был Карло Растрелли, приглашенный Петром I для работы в России.

Наиболее значительными его работами являются бронзовый бюст Петра I и статуя императрицы Анны, которую отливали русские мастера, а также Конная статуя Петра I, отлитая после смерти Растрелли литейщиком Мартелли и установленная в Петербурге.

Огромное влияние на развитие статуарного литья по восковой модели оказал Э.М. Фальконе, создавший "Медного всадника", над которым проработал 12 лет.

Талантливым бронзолитейщиком был скульптор П.К. Клодт, который довел до совершенства сложнейшую технологию отливки крупных фигур по восковым фигурам. Отлитая им статуя Николая I представляет собой шедевр литейного искусства.

Художественные отливки уральских заводов получили мировое признание. Они славятся камерной чугунной скульптурой, включая и тончайшее ажурное, почти ювелирное литье, создавая миниатюрные цепочки, каждое звено которых едва превышает в длину 3 мм и весит всего 0,5 грамма.

В дальнейшем для художественного литья характерна механизация литейного производства, освоение новой техники, внедрение новейших технологий литья, таких, как кокильное, оболочковое, центробежное и другие. На новой основе начали развиваться и старые способы литья.

В настоящее время имеются различные способы литья, которые позволяют отливать изделия различных размеров и веса – от нескольких граммов драгоценного металла в ювелирном деле до крупных статуй и памятников из чугуна и бронзы.

В области производства художественных изделий применяют такие способы литья, как центробежное литье, литье под давлением, в постоянные металлические формы, в оболочковые формы, в земляные формы, по выплавленным моделям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

Художественное литье

Чем литые изделия отличаются от кованых? Что лучше выбрать в каждом конкретном случае? Раскрываем секреты технологии и определяемся с заказами.

На фото:

Литье и ковка: в чем разница?

Технология. Горячая ковка — классика кузнечного дела: раскаленной заготовке молотом придают нужную форму. Литье же начинается с создания формы, в нее будет залит расплавленный металл. Эта процедура может повторяться множество раз по одному образцу, так что в итоге получается большое число деталей — практически идентичных и точной формы. С ковкой не так — там каждый элемент делается вручную, а потому двух абсолютно похожих, даже при строго заданном орнаменте, как ни старайся, не будет.

\\\бронзовое литье

На фото: пуф PARIS OTTOMAN фабрики Provasi.

Материалы. В ковке чаще всего используется поделочная сталь, алюминиевые и медные сплавы. Художественное литье традиционно выполняется из бронзы. Однако российские мастера для этих целей используют и чугун. По сути, это сталь с повышенным содержанием углерода, поэтому изделия из чугуна практически не подвержены коррозии и деформации, но более хрупки, чем стальные. Что же касается красоты чугунных изделий, то самый яркий пример здесь — каслинское художественное литье: из чугуна уральские мастера делали и предметы декоративно-прикладного искусства, и архитектурные элементы.

Литье: форма и содержание

  • Форма из глины и песка. Литье в глинисто-песчаную форму, когда модель засыпают песком, уплотняют, извлекают, а в оставшуюся полость заливают металл, — самый дешевый и быстрый способ получения отливок из чугуна и бронзы. Отливка готова уже через 1-2 дня, при этом модель при необходимости можно легко изменить.

\\\Пример коллекции из литой латуни (литье в песчаную форму).

Табурет Naval Brass Stool фабрики Moooi.

  • Форма из холодно-твердеющей смеси. Все как в предыдущем случае, только песок смешивают со смолой и отвердителем. У полученных таким образом изделий — высокая точность и отменное качество поверхности. Так делается скульптурное литье, форма для него создается по частям.
  • Форма из парафина или воска. Форма из легкоплавкого материала покрывается специальным силикатным порошком до образования плотной оболочки. Когда все готово, от парафина избавляются, выжигая или выплавляя его. Остается керамическая форма, которая твердеет после обжига в печи. В нее и заливают металл.
  • Кокиль. Это разъемная металлическая форма многократного использования (все описанные выше способы — «одноразовые»: формы для отливки разрушаются). Литьем в кокиль получают большие партии изделий из легкоплавких металлов (на основе алюминия или олова).

Литье в интерьере

Сроки. Литье по индивидуальным заказам — дольше, чем ковка. Изготовление заказа займет до полугода, а кованая решетка, даже самая сложная, будет готова уже через месяц. Дело в том, что «индивидуальное» литье, в отличие от типового, предполагает подготовку своей формы для каждого элемента, плюс определенное время займет собственно работа с металлом, соединение деталей в общую конструкцию и т.п.

Когда литье предпочтительнее. Скульптуры, прикладные предметы декора, повторяющиеся элементы на оградах и лестничных перилах, абсолютно симметричные створки ворот, в особенности массивные и тяжелые, — с этим понятно: художественное литье — это точность, повторяемость деталей и относительная скорость выполнения заказа, поэтому этот вид обработки металла и надо выбирать, он предпочтительнее ковки. А как быть, например, с внутренней лестницей? Неужели тоже отлить, а не выковать? Именно так, советуют специалисты: кованые стальные изделия сильно вибрируют даже при небольшой нагрузке. Литые (само слово говорит за себя) более устойчивы. А вот защитные решетки для окон лучше сделать кованые, чугун для этих целей слишком хрупок.

На фото:

www.4living.ru

Чугунное художественное литье - Искусство литья

Чугунное художественное литье

Категория:

Искусство литья

Чугунное художественное литье

Чугунные кружева

Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. «Будничный» сплав — чугун приобрел в руках талантливых русских мастеров особое звучание, став обычным материалом монументальных скульптур, изящных предметов прикладного назначения и кабинетных статуарных отливок. Именно они, щедро одарившие мир замечательными литейными произведениями, убедительно доказали, что серый чугун может стать прекрасным материалом для художественных отливок. Именно они наиболее полно использовали различные свойства чугуна: усиливать массивность изображений, подчеркивать изящество ажурных отливок, торжественность монументальных произведений, оттенять смешные, приятные или неожиданно схваченные обычные черточки в кабинетных изделиях.

Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства русских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц или сложным плетением, вазы или кружевные шкатулки, их изделия выделяются тщательностью исполнения и почти ювелирной отделкой. Простая шкатулка работы русских модельщиков, формовщиков и чеканщиков (рис. 25, а) воспринимается как художественное ювелирное произведение.

Рис. 1. Ажурные чугунные отливки: а — шкатулка;

Большого искусства достигли литейщики в литье ажурных подносов, блюд и тарелок. Иные из них настолько изящны и так тонко сплетены, что порой даже искушенные люди спрашивают: «В самом ли деле они литые? Неужели это из чугуна?» На рис. 25, б приведена фотография одного из простейших чугунных блюд работы уральских литейщиков, которое может достойно представлять искусство литья России. К числу сложных ажурных отливок из чугуна относятся также различного вида вазы.

Истоки чугунного художественного литья

Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Начало им было положено в литых орнаментах разного рода плит, печных дверок и т. п.

Многие считают, что с хозяйственных отливок и началос! изготовление художественных изделий из чугуна. Даже такие отливки, как печные дверцы, пищеварочные горшки, очажные плиты, выполнялись русскими мастерами с большим искусством. Художественное литье и литье узорных предметов связано также с зарождением литья для нужд строительства. Первые опыты такого литья распространились из европейских районов, прежде всего из Тульско-Каширского, где оно возникло в первой половине XVII в.

Интересные художественные отливки изготовлялись петрозаводскими литейщиками. Перенесенный на Урал опыт художественного литья нашел там благодатную почву. Многие чугунолитейные заводы уже в XVIII в. отливали для своих цехов, заводоуправлений и других зданий художественно оформленные строительные детали — литые чугунные колонны, кронштейны, детали для украшения фасадов и внутренней отделки, лестницы, перила. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым церкви (в Нижнем Тагиле) цоколь облицован чугунными плитами на высоту до 1 м. В Государственном историческом музее хранятся уральские чугунные плиты для пола с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Особенно большой успех в художественном чугунном литье был достигнут в середине XIX в. Оно стало самостоятельной ветвью русского декоративно-прикладного искусства. В первой трети XIX в. многие заводы производили художественные отливки, которые имели большой спрос. На всероссийских и международных выставках наши чугунные художественные изделия получают всеобщее признание и самую высокую оценку, покоряя всех своим совершенством.

Литые портреты

Кроме «кружевных» художественных отливок, из чугу-. на изготовлялось большое количество статуэток, предметов прикладного назначения, литых портретов и других художественных произведений.

Став популярным, чугунное художественное литье привлекает многих заказчиков с разными вкусами и потребностями. Появляются заказы на литые иконы, а позже и на литые портреты в виде медалей, плакеток, овалов и т. п. На ряде заводов отливают строгие, почти фотографические портреты. Хотя изготовление таких отливок считается сравнительно простым делом, но оно требует

весьма тщательной подготовки формовочных материалов, ювелирной точности формовки и высокохудожественной чеканки (окончательной отделки) отливок. Чугунных дел мастера успешно справляются с этими трудностями и изготовляют прекрасные образцы литых портретов. Тематика их самая разнообразная. С большой любовью литейщики выполняют в чугуне знаменитую серию медалей Ф. П. Толстого на тему Отечественной войны. К сожалению, эти произведения стали сейчас весьма редкими, не говоря уже о полном комплекте чугунных медалей Ф. П. Толстого. Некоторые плакетки, медали представляли собой односторонние литые портреты людей, имевшие то или иное отношение к заводам или районам расположения чугунолитейных заводов — графа П. X. Витгенштейна, инженера Г. Ф. Зотова и других.

Однако большинство таких произведений составляли портреты видных или выдающихся деятелей науки, культуры, общественных деятелей. Тем самым чугунолитейщики своим искусством увековечивали образы людей, сыгравших ту или иную роль в прогрессе общества. Не все чугунные портреты представляют одинаковую художественную ценность. Однако во всех случаях литейщикам удавалось найти в своих работах портретное сходство и добиться высокого качества изображения.

Литые портреты из чугуна — замечательные миниатюры искусства литья. Они не ограничиваются лишь медальонами, плакетками и небольшими овалами. Из чугуна отлиты и более монументальные горельефы. В советское время отлиты барельефы К. Либкнехта и Р. Люксембург. На могиле французского писателя Анри Барбюса в Париже установлен литой чугунный барельеф, выполненный литейщиками Каслей по заказу рабочих Франции.

Уральское искусство литья

Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.

Рис. 2. Лошадь и всадник (копии одной из фигур Аничкова моста)

Точность техники исполнения, хорошо развитое чувство формы скульптурного изображения, проникновение в замыслы ваятеля и ощущение процесса творческого труда — таковы качества многих уральских умельцев, формовщиков, подлинных соавторов ваятелей. Скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и П. К. Клодт (внук и правнук знаменитого П. К. Клодта) и другие, работавшие с уральскими литейщиками, старались привить формовщикам художественный вкус, раскрывали перед ними таинства творчества лепки.

Уральские литейщики обращаются к лучшим произведениям скульпторов и с успехом доказывают, что многие из них в чугуне выглядят тонко и выразительно. Работы П. К. Клодта, Э. М. Фальконе, Е. А. Лансере и других приобретают в чугуне новое звучание, а иногда и новое «чтение». Особенно удаются уральцам фигуры лошадей П. К. Клодта. Уральские формовщики сами делали уменьшенные копии оригиналов. Так, например, талантливый формовщик В. Ф. Торокин, сделав копии с работ Е. А. Лансере, создал уменьшенные копии конных фигур П. К. Клодта (рис. 2), изменив многие детали оригинала, придав произведению новое содержание «непокоренной свободной стихии».

Рис. 3. Собака с щенками.

С особенным вкусом отливали уральцы изображения животных (рис. 3), чему в немалой степени способствовала уральская природа, а также «почерк» работавших там скульпторов, например, Н. Р. Баха.

На Урале отливали не только копии прославленных работ. Лучшие скульпторы присылали им свои оригиналы. Замечательные произведения создавались как литейщиками-умельцами, так и работавшими здесь профессионалами ваятелями.

Охотйо и любовно работали уральские литейщики над комедийными персонажами. Среди них особое место занимают герои гоголевских сатир — «Солоха и черт», персонажи «Ревизора», «Мертвых душ» и др.

Литейщики в этих скульптурах воплощают в металл идеи ваятелей, отливают лишь копии ранее созданных оригиналов. Однако мастерство литейщиков в том и состоит, чтобы глубоко раскрыть замысел художника, оттенить его и донести до зрителя. И в этом уральские мастера были непревзойденными художниками. Им по душе была гоголевская сатира, и над ее персонажами они трудились вдумчиво, творчески.

Так, в композиции «Пропавшая грамота» (скульптор С. Оссовская) формовщик Г. Пермин удачно дорисовывает некоторые штрихи, уместно подчеркивающие хищность ведьмы, делающие изображение еще более колоритным. Согласуясь с особенностями литого сплава, литую сатиру дорисовывают не только ваятели-формовщики, но и чеканщики. Известно, что чеканщику надлежит завершать процесс создания скульптур и других художественных произведений, как и всех прочих отливок. Ему же приходится «дорисовывать» детали, о которых могли и не позаботиться формовщик и скульптор. Считается, что именно чеканщики своими особенными приемами нашли средства, чтобы сдержанно, но выразительно подчеркнуть гротескность гоголевского Плюшкина или самодовольного городничего.

С особенной любовью умельцы Урала трудились над скульптурой гоголевского Манилова, и она, как нам кажется, больше других удалась им. Конечно, в этом главная «вина» скульптора А. Соловьевой, но и каслинские ваятели-самозчки «повинны» в этом. Только глубокое чувство гоголевской сатиры и понимание идеи скульптора позволили формовщику С. Хорошеину найти выразительный жест Манилова, так точно отразивший характер тунеядца-мечтателя.

В период царизма литейщики-ваятели, простые формовщики и модельщики Урала в своих произведениях часто поднимались до уровня политической сатиры, что свидетельствует об их храбрости, ибо литые бунтарские проделки трудно укрыть от чужого глаза, да и почерк крамольного мастера легко разгадать. Иногда в подобных произведениях литейщики прибегали к особым уловкам и хитростям, делавшим намек не слишком откровенным. Хочется рассказать об одной из таких отливок. Если посмотреть на нее, то сразу нельзя найти в ней что-нибудь особенное, тем более крамольное: обычная несколько стилизованная голова лошади с уздечкой, отлитая из чугуна, Размеры ее небольшие, в кармане поместить можно. Повернув же отливку на 90° по часовой стрелке, можно узреть нечто иное: вместо конской головы предстает четкий профиль самодержца всероссийского — Николая II. На отливке имеется заводская марка, год изготовления и фамилия формовщика: «Кас. 1896, Т. Теплеков». Отливка-карикатура не единична: экземпляры ее имеются на Каслинском заводе, в Туле, в Куйбышеве и у некоторых каслинских жителей. Несомненно, подпись на отливке-карикатуре является псевдонимом, созвучным с фамилией знаменитого каслинского формовщика Н. Теплякова. Литая карикатура была своеобразным откликом уральского рабочего класса на коронование царя (он короновался в 1896 г.), их ответом на кровавые события Ходынского поля, политическим протестом против царизма и эксплуатации.

Произведения уральских мастеров-литейщиков получили признание как в России, так и за рубежом. На выставках и ярмарках в России, на международных выставках в Париже, Вене, Филадельфии, Милане, Стокгольме, Копенгагене и других городах чугунные художественные отливки приобретают истинных поклонников, многочисленных покупателей, завоевывают множество медалей и дипломов.

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Кроме них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский заводы. Многие литые произведения Кушвы, Верх-Исетска, Сысер-ти и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

Слава Кусы

Ведущее место среди уральских заводов, производивших художественные чугунные отливки, длительное время занимал завод г. Кусы, часто успешно соперничавший по мастерству даже с Каслями. Изделия Кусы — настоящие произведения искусства, широко признанные не только в нашей стране, но и за рубежом. И это не удивительно, так как в Кусе работали многие умельцы, известные на всем Урале, смело бравшиеся за сложную работу. В Кусе с большим мастеоством изготовлены произведения по скульптурам Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и других.

Рис. 4. Декоративное блюдо. Куса, 1880 г.

Изделия Кусы, являющиеся гордостью русского прикладного искусства, сохранились в небольшом количестве Слава кусинского искусства литья всегда была в тени славы Каслей. Лучшие произведения Кусы часто называют каслинскими художественными отливками. Это можно объяснить тем, что во многих случаях и Куса и Касли использовали одни и те же модели. И создалось неправильное мнение о кусинских умельцах как об имитаторах.

Однако те немногие произведения, что и поныне украшают музеи, выставки и частные собрания, позволяют высоко оценить мастерство Кусы, дают достаточное представление о тонкости, ажурности и филигранности их мастерства. На рис. 4 приведена рядовая работа кусинских мастеров — декоративное блюдо. Можно с уверенностью сказать, что по изяществу рисунка эта отливка не только не уступает, но и превосходит многие аналогичные работы Каслей. Высокую оценку получали кусинские чугунные изделия на международных выставках. В 1888 г. произведения Кусы получили похвальный отзыв на выставке в Копенгагене, в 1897 г.— серебряную медаль в Стокгольме, а в 1906 г.— высшую награду в Милане.

Среди мастеров кусинского литья прославились Н. Мурзин, Ф. Иконников, П. Шалапов, В. Завоеванов, В. Сабуров, В. Дятлов, И. Зубов и другие. В Кусе работал и местный скульптор Васенин, немало произведений которого получило широкое распространение.

В музее В. И. Ленина бережно хранятся подарки Владимиру Ильичу — литые лампа «Коваль мира» и скульптура Жанны д’Арк.

Камерные литые статуи

Среди чугунных художественных отливок, пожалуй, наибольшую славу завоевали камерные статуи. Когда изучаешь эти произведения, приходишь к выводу, что литейщики трудились над ними с какой-то неутолимой жаждой: где только возможно, доставали образцы, ваяли сами, копировали бронзовые статуэтки, уменьшали и приспосабливали к кабинетным условиям известные монументальные произведения. Благо многие скульпторы верили искусству художественного литья из чугуна и охотно сотрудничали с литейщиками, отдавая им свои произведения.

За короткую историю искусства чугунного статуарного литья создана целая галерея скульптур выдающихся деятелей, литературных персонажей, героев народных сказок. Изваяния из чугуна поражают своим художественным содержанием и безупречным исполнением. К литым образам литейщики всегда относились с большой любовью, добиваясь совершенства их форм и подлинного изящества. Можно без преувеличения сказать, что самого высокого мастерства в искусстве художественного литья чугунных дел умельцы достигали именно в литье камерных скульптур. Каждая статуя этой серии отливок (будь то обобщающий образ или конкретный литой портрет) является настоящим произведением искусства. Чтобы проиллюстрировать справедливость здесь сказанного, достаточно взять любую работу. При выборе иллюстраций для этой главы перед автором стояла одна проблема — подобрать статуэтки наименее популярные, редко публиковавшиеся. Таковыми являются статуэтки «Ермак» и «Солдат, стреляющий из ружья» (рис. 6), хранящиеся в Государственном Историческом музее. Насколько мне известно, обе эти отливки из чугуна ранее в специальной литературе не публиковались. Вероятно, авторов привлекали не эти, а «более достойные» представители литейного искусства. Тем не менее нельзя не признать, что и «Ермак» и «Солдат, стреляющий из ружья» выполнены уральскими формовщиками и чеканщиками безукоризненно. Что касается таких общеизвестных кабинетных статуй из чугуна, как «Дон-Кихот» и «Мефистофель», то, по общепризнанному мнению специалистов, они являются шедеврами искусства литья. В этих работах уральские мастера превзошли самих себя.

Рис. 5. Статуэтка «Ермак». Формовщик Забелов.

Создание русскими, и прежде всего уральскими, умельцами чугунных кабинетных статуй — одна из замечательных страниц истории изобразительного искусства и, в частности, искусства художественного литья.

Знаменитые Касли

В числе многих уральских заводов, изготовлявших чугунные художественные отливки, мы назвали Каслинский чугунолитейный завод. Он приступил к художественному литью позже многих других заводов Урала. Еще в начале XIX в. в Каслях отливают горшки, чаши «для азиатцев» и другие хозяйственные изделия. Лишь во второй четверти XIX в. зарождается и быстро развивается художественное литье. Так, по архивным данным, уже в январе 1845 г. отлито 6 диванов, 8 подсвечников, 6 тарелочек; позже начали отливать корпуса для часов, садовые кресла и другие изделия. В 40-х годах XIX в. Касли завоевй-вают широкую известность своими художественными отливками. Творения каслинцев становятся непревзойденными. И это не случайно.

Каслинские мастера умело и разумно использовали опыт лучших мастеров других заводов. На завод были приглашены с Кушвинского завода 12 формовщиков художественного литья и 12 чеканщиков и среди них выдающиеся мастера — братья Смолины. Чтобы придать ремеслу чеканки истинный дух творчества, из Златоуста приглашают мастеров чеканки по стали. И каслинские мастера не только впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном литье на передовых заводах Урала, но и развили его дальше и в технике литья и в филигранной отделке отливок.

В стремлении каслинцев к совершенству, к приобретению творческих навыков, а также в подвижнической деятельности ряда скульпторов, высоко оценивших богатые возможности чугуна как материала для художественных отливок, поверивших в талант простых людей, в их умение глубоко чувствовать красоту пластики,— одна из причин огромных успехов каслинских мастеров.

Рис. 6.

В 1876 г. на завод приглашается скульптор М. Д. Канаев, который не только обогатил каслинское литье своими произведениями («Избушка на курьих ножках», «Цыганочка», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров» и др.), но и под воздействием творчества уральских умельцев придал своим творениям народный характер, а темы для них брал из самой жизни. Хорошо понимавший творческую сторону труда литейщиков, М. Д. Канаев старался развить в них художественный вкус. Предвидя большую перспективу развития чугунного художественного литья, он стремился повысить профессиональное мастерство формовщиков и чеканщиков. В организованной им на заводе художественной школе литейщики обучались приемам формовки, лепке и чеканке по металлу.

Вслед за М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, становится замечательным анималистом.

Большой вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам посылали свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.

В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает ряд самостоятельных произведений.

В советский период над современной тематикой, кроме К. А. Клодта, в Каслях работали скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Искусство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось на протяжении всей его истории.

Каслинские умельцы создали огромное количество художественных произведений из чугуна. Только за последние 30 лет прошлого столетия замечательные каслинские отливки двенадцать раз удостаивались самых высоких наград на всероссийских и международных выставках, оставаясь непревзойденными в мире. В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований. Эти изделия принесли мировую славу каслинцам.

Рис. 7. Прощание казака с дивчиной

Всемирное признание получили такие отливки, как уже упоминавшиеся «Мефистофель» и «Дон-Кихот» скульптора Готье и формовщика Самойлина, а также «Клоун и наездница» скульптора А. Соловьевой и формовщика Н. Теплякова, «Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера, «Прощание казака с дивчиной» и многие другие.

Особенно интересной является скульптура «Россия». Долгое время считалось, что было изготовлено всего две такие отливки, после чего модель была уничтожена. Одна из них направлена царю и по дороге разбита, а вторая вошла в коллекцию художественных изделий, которые со знаменитым каслинским павильоном демонстрировались в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. С тем же павильоном она вернулась в Касли и в настоящее время хранится в Свердловской картинной галерее. Однако известный знаток истории металлургии Н. А. Незенин на одном из уральских заводов обнаружил третью скульптуру «Россия» работы Каслей. Фотография этой третьей скульптуры приведена на рис. 32. Сейчас трудно сказать, откуда она взялась. Быть может, это «царский» экземпляр, по каким-то причинам так и не дошедший к адресату. Но может быть, это действительно третий экземпляр статуи, изготовленный литейщиками тайно. Это предположение вероятнее всего, ибо раньше литейщики так часто и поступали.

Рис. 8. Статуя «Россия». Скульптор Н. Леве-рецкий, формовщик Карасов

Чугунные погрудья

Бюсты — как вид скульптуры, как погрудные изображения человека в скульптурах, получили распространение еще в античном искусстве.

Кабинетные бюсты из чугуна выразительны и контрастны. Даже при недостаточном освещении черты в них мягки, но четки. Эти замечательные свойства чугуна в сочетании с высоким мастерством литейщиков принесли чугунным кабинетным бюстам большое признание. Чугунные бюсты отливали на ряде заводов Урала, но больше всего ими прославились умельцы Каслей и Кусы.

Многие модели бюстов передал каслинским литейщикам известный скульптор Р. Р. Бах. По этим моделям в Каслях были изготовлены бюсты П. И. Чайковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. Мицкевича и других.

Рис. 9. Монумент в честь победы под Плевной

Не только Касли и Куса прославились литыми бюстами из чугуна. Сейчас искусствоведов и литейщиков волнует тайна одного из чугунных бюстов Петра I, хранящегося в Магнитогорском музее. Он был найден лет десять назад в чугунном ломе, привезенном на Магнитогорский металлургический комбинат. Исследования показали, что отлит он был около 150 Лет назад, но ни Куса, ни Касли к нему отношения не имели. Загадка находки до сих пор не разгадана.

Искусство лить высокохудожественные чугунные по-грудья — бюсты является огромным достижением русского мастерства, оно заслуживает развития и в наше время.

В настоящее время бюсты часто отливают преимущественно из бронзы и алюминия. Так, например, дважды и трижды Героям Советского Союза и дважды Героям Социалистического Труда бюсты отливаются из бронзы и устанавливаются на родине героев. Бронза в этом случае выбрана не потому, что она является сплавом цветных металлов, а потому, что ее цвет хорошо гармонирует с окружающей перспективой парков, площадей и зданий улиц. На кабинетных бюстах бронза выглядит значительно тусклее или теряет естественность (если она начищена). И совсем маловыразительны, несилуэтны кабинетные бюсты из алюминия.

Монументальные отливки

Монументальные отливки из чугуна известны давно. Достаточно назвать такую из них, как отлитая в Китае в 954 г. Шицзыван весом около 100 т (см. гл. VI). Но эта отливка не является художественным произведением ни по замыслу, ни по технике исполнения. Говоря о монументальных чугунных отливках, мы имеем в виду не только литые памятники или художественные отливки мемориального назначения, но и другие крупные литые художественные произведения из чугуна: статуи, архитектурные сооружения и разного рода литые крупные украшения, входящие в ансамбли площадей, парков и специальных сооружений (например, выставок). Чугунное литье имеет отношение к знаменитой Невьянской падающей башне, построенной еще в 1725 г.: в ней многие детали из чугуна, в том числе полы, окна, дверные проемы и т. п.

Подлинно художественными монументальными отливками являются стасовские беседки и Чугунный павильон в Грузино, Триумфальная арка в Москве и знаменитый литой ансамбль-усадьба в Кузьминках, а также чугунные сооружения парка «Александрия» в Петродворце. Прославились своими выставочными павильонами и Касли. Об одном из них — чуде искусства литья рассказано в шестой главе книги. О русских монументальных отливках можно многое написать. Но мне хочется сказать несколько слов о чугунном монументальном сооружении в самом центре Москвы (на Новой площади), о памятнике (мемориале) в честь победы под Плевной.

Выполнен памятник в виде часовни с двухярусным на-вершием. Первый ярус, в виде граненого шатра, заканчивается фигурным фризом из перемежающихся треугольных и бочкообразных фронтонов. Второй ярус представляет собой цилиндрический барабан с рядом декоративных закомар, из которых выступает крест с полумесяцем у основания как символ победы над мусульманами-завоевателями. Арки монумента, опирающиеся на небольшие колонны, делят всю его поверхность на ряд ниш, в которых располагаются высокие рельефные литые зарисовки сцен, изображающих страдания болгар под игом турок и освобождение их русскими воинами.

Этот памятник интересен и как свидетельство извечной дружбы болгарского и русского народов, и как редкое монументальное произведение из чугуна.

После Октябрьской революции каслинские мастера ознаменовали возрождение искусства чугунного художественного литья изготовлением памятника бойцам революции, павшим в боях гражданской войны. Чугунная фигура этого памятника — рабочий с молотом в одной руке и винтовкой в другой — была отлита в Каслях по модели К. А. Клодта.

Читать далее:

Архитектура и литье

Статьи по теме:

pereosnastka.ru

Литьё художественное - это... Что такое Литьё художественное?

 Литьё художественное

        наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов, светильников и пр.; художественные произведения, выполненные этим способом.

         Л. х. зародилось в эпоху освоения человеком способов добычи и обработки металла (см. Бронзовый век). С развитием литейного производства (См. Литейное производство) Л. х. постепенно выделилось в отдельную отрасль, где художественными задачами диктуются специфические приёмы формовки модели и методы литья (нередко в расчёте на получение одной отливки), выбор металла или сплава для определённого вида изделия. Этим же задачам служит доработка (часто авторская) поверхности отливок (чеканка, гравировка, патинирование, золочение и т. п.), благодаря которой даже тиражируемые изделия приобретают свойства уникального произведения.          Основная технология Л. х. вырабатывалась при использовании в качестве исходного материала бронзы (см. Бронза в искусстве), которая с древности и до наших дней — самый употребляемый сплав для художественных изделий. С 4 в. для литья небольших вещей начали обращаться к олову (амулеты из коптских гробниц 4—7 вв.), из которого в 16—18 вв. отливали плакетки, медали и главным образом сосуды (чаши, кубки и т. п.), имитировавшие более дорогое серебро. Благодаря мягкости металла эти изделия имеют скруглённые края, текучий рельеф в изображениях, выполнявшихся преимущественно гравировкой. В 17—18 вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петродворец), текучесть которого использовалась для создания эффекта как бы растворённых в воздушной среде контуров фигур и складок одеяний. С 15 в. в Германии, а затем и в др. странах Европы (в России — с конца 17 в.; см. также Каслинское литьё) развилось Л. х. из чугуна (парковая скульптура, надгробия, решётки, ограды, садовая мебель и пр.). Более массивное, чем бронзовое, но более дешёвое чугунное литьё со свойственной ему выразительностью весомого материала и глухого тона (от светло-серого до густо-чёрного) применяется ныне почти так же широко, как и бронзовое.

        

         Лит.: Зотов Б. Н., Формовка художественного литья, М., 1947.

         И. М. Глозман.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Литьё под давлением полимерных материалов
  • Литьё центробежное

Смотреть что такое "Литьё художественное" в других словарях:

  • Литьё —         изготовление отливок путём заполнения форм расплавленным металлом и дальнейшая их обработка наиболее распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также изготовления металлических сосудов, настольных приборов,… …   Художественная энциклопедия

  • Литьё под давлением — Литьё под давлением  технологический процесс переработки пластмасс, цветных металлов и других материалов путем впрыска их расплава под давлением в пресс форму с последующим охлаждением. Виды Литьё пластмасс под давлением Литьё металлов под… …   Википедия

  • Литьё по газифицируемым моделям — Литьё по газифицируемым моделям  технология, позволяющая получить отливки по точности равные литью по выплавляемым моделям при уровне затрат сопоставимом с литьем в землю. Литьё по газифицируемым моделям как новый технологический процесс… …   Википедия

  • литьё — ЛИТЬЁ, я, ср Собир. Изделия из металла, изготовленные способом литья изготовления чего л. путем заливки раскаленного металла в какую л. форму. В музеях Екатеринбурга можно увидеть художественное литье из чугуна …   Толковый словарь русских существительных

  • Художественное литьё — Решётка работы Жана Ламура на площади Станислава в Нанси (1755). Художественное литьё  это отливка художественных произведений из металлов, пол …   Википедия

  • художественное литьё — способ изготовления памятников, произведений скульптуры, культовых изделий, предметов бытового назначения, ювелирных изделий и др.; художественные произведения, созданные методом литья. Художественное литьё зародилось в бронзовом веке – в эпоху… …   Энциклопедия техники

  • Литьё — Литьё  технологический процесс изготовления заготовок (реже  готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким материалом (металлом, сплавом, пластм …   Википедия

  • Литьё пластмасс под давлением — У этого термина существуют и другие значения, см. Литьё под давлением. Литьё полимеров под давлением  технологический процесс переработки пластмасс путем впрыска их расплава под давлением в пресс форму с последующим охлаждением. Содержание 1 …   Википедия

  • Литьё металлов под давлением — У этого термина существуют и другие значения, см. Литьё под давлением. Данные в этой статье приведены по состоянию на 1970 е годы. Вы можете помочь …   Википедия

  • Каслинское литьё — Скульптура Россия , 1896 год Автор: Н. А. Лаверецкий Местонахождение: Екатеринбургский музей из …   Википедия

dic.academic.ru