Методы контроля и самоконтроля в обучении. К методам контроля относятся


Методы контроля и самоконтроля в обучении



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников получения обратной связи во время учебного процесса – устных, письменных и лабораторно-практических.

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Целостный подход к методам обучения.Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая ни одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе.

Соотношение методов и приемов обучения. Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. Поэтому в дальнейшем при характеристике различных методов мы будем отмечать входящие в них методические приемы. Хотя следует отметить, что проблема более полного выявления и анализа приемов обучения является одной из весьма актуальных в общей проблематике дидактических исследований.

Методы организации и осуществления

Учебно-познавательной деятельности

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает и объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ.Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Возможно несколько видов рассказа – рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Цель первого (рассказ-вступление) – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.

Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция.Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи.

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения.

Беседа.Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона.

В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности учеников беседы, в ходе которых они под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

megapredmet.ru

Методы стимулирования позитивного поведения и воспитанности учащихся, Методы контроля воспитанности учащихся и анализа воспитательного процесса

Эта группа методов регулирует, корректирует и стимулирует поведение, деятельность и воспитанность учащихся. К ней относятся:

. Соревнования - это здоровое соперничество, стремление к приоритету, первенству, самоутверждению; соревнования бывают коллективные и индивидуальные, длительные и эпизодические. Соревнования сильное гласностью, объективным сравнением под итогом, оно организует, сплачивает коллектив, направляет на достижение успехов, учит побеждать, заставляет отстающих подтягиваться до уровня передовых, а передовых вдохновляет на новые успехи.

. Поощрение - это одобрение положительных действий и поступков с целью побуждения воспитанников к их повторения. В школе применяются следующие виды поощрения, как благодарность директора школы (по приказу), помещения портрета на доске отличников учебы, награждение грамотой, ценным подарком, золотой или серебряной медалью после окончания школы, награждение денежной премией, экскурсией. Нужно умело применять поощрения"а. Ванс", но не злоупотреблять им. Одобрение и поощрение возрастает, если оно включает в себя не только результат, но и мотив и способ деятельностисті.

. Наказание - это неодобрение, осуждение отрицательных действий и поступков. К этому методу отношение неоднозначное. К нарушителям правил поведения, дисциплины, режима труда применяются такие наказания, как выговор по приказу ди иректор школы, устное замечание, замечание в дневнике, снижение оценки за поведение, вызов на педсовет, исключение из школы (за воровство, хулиганство). Наказание корректирует поведение учеников, но оно н е должно наносить ни физических, ни моральных страданий ученику. Нужно умело и тактично применять наказание, любое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, которые предшествовали учи нкинку.

Поощрение и наказание только тогда эффективны, если они справедливы, редкие, имеют гуманный характер, не обижают достоинства человека, используются по мере их роста, от малого до большого

5 Методы контроля воспитанности учащихся и анализа воспитательного процесса

Управление целостным педагогическим процессом невозможно без обратной связи, который несет характеристику его результатов. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в вихов ванні.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса, нужно изучать деятельность и поведение воспитанников. О воспитанность учащихся можно судить по степени их участия во всех главных видах деятельности, соответствующих дл ля их возраста, учебной, трудовой, общественно полезной, продуктивной, самообслуговуючий, игровой. Важным показателем воспитанности учащихся является их общение и отношения в коллективе со сверстниками, с с. Таршиш. К показателям воспитанности следует также отнести информированность личности в области моральной, культурной, эстетической и и ін.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учащимися, беседы, опросы, анализ результатов общественно-полезной деятельности, выполнение поручений, создание специальных ситуаций д. ля изучения поведения воспитанников, написания характеристики на ученика, письменные работы учащиеся.

Педагогическое наблюдение - это непосредственное восприятие деятельности, общения, поведения ученика в целом, в динамике их изменений. Наблюдение бывает непосредственное и опосредованное, открытое и тайное, неперер рвне и дискретное, монографическое и узкое и др.. Наблюдение должно быть целенаправленным, конкретным, программным, систематическим и отвечать определенным критерияям.

Беседа с воспитанниками позволяет установить уровень знаний в области морали, правил и норм поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм. Одновременно учитель оценивает и свои воспитательные воздействия и воздействия

Анкетирование и психологическое опроса школьников проводится с целью выявления характера взаимоотношений между членами коллектива, товарищеских симпатий или негативных отношений к членам коллектива. Вопрос не должна. УНИ быть прямолинейными, содержание ответов нужно перепроверять. Нужно проводить беседы не только с воспитанниками, но и с членами актива, учителями-предметниками, изучать письменные работы учащихся, результаты ти различных соревнований. Опытные воспитатели включают учащихся в специальные виды деятельности и общения, в которых они могут лучше себя проявитьити.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся национального сознания, способность правильно оценить события, происходящие вокруг; усвоение норм морали, знания и соблюдайте римання. Законов Украины, правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в работе молодежных и ученических организаций, в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; трудолюбие; эстетический и физическое развитие; прилежность в учебе общественно полезной и продуктивной рабо.

uchebnikirus.com

2. Выбор видов и методов контроля в зависимости от особенностей контролируемой величины

Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдений и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями

Для выполнения контроля рекомендуется определить виды и методы измерения, требования к измерениям для оценки функционирования процессов и их улучшения, спланировать измерения

При выборе методов измерения для обеспечения соответствия продукции требованиям необходимо учитывать:

  1. виды характеристик продукции, от которых затем зависят виды измерений, подходящие средства измерений, необходимая точность и требующиеся навыки;

  2. необходимое оборудование, программные средства и инструменты;

  3. расположение точек измерения в последовательности процесса;

  4. характеристики, подлежащие измерению в каждой точке, документацию и критерии приемки, которые будут применяться, и т.д.

3. Выбор вида контроля и требования к точности измерительного контроля

Обеспечение и повышение качества выпускаемой продукции - одна из главных задач производства. В решении этой задачи важная роль отводится контролю качества на всех этапах производства с целью проверки соответствия показателей качества установленным требованиям. Многообразие видов контроля качества вызывает необходимость их систематизации и классификации по ряду признаков. Классификация видов контроля качества продукции представлена на рис. (ГОСТ 16504-81).

Рис. Классификация видов контроля качества продукции

В зависимости от возможности использования проконтролированной продукции различают разрушающий и неразрушающий контроль.

Разрушающий контроль делает продукцию непригодной к дальнейшему использованию и, как правило, связан со значительными затратами; результаты его характеризуются определенной степенью недостоверности. По этим причинам более предпочтительным является неразрушающий контроль, основанный на результатах косвенных наблюдений, а также на применении средств рентгеновской и инфракрасной техники, электроники и т.п. Вместе с тем, есть ситуации, когда применяется только разрушающий контроль, а именно: во-первых, когда при неразрушающем контроле трудно, а то и невозможно учесть большое количество единичных показателей качества, функцией которых является подлежащий контролю обобщенный показатель качества; во-вторых, иногда экономически более целесообразно для контроля уничтожить определенное количество единиц продукции вместо значительно превосходящих их стоимость затрат на осуществление неразрушающего контроля.

В зависимости от объема контролируемого материала различают сплошной контроль, при котором контролируются все единицы продукции, и выборочный контроль, при котором контролируется относительно небольшое количество единиц продукции из совокупности, к которой она принадлежит. Решение о качестве продукции всей совокупности, называемой партией, принимается на основе результатов контроля выборки из партии, т.е. указанного ограниченного числа единиц продукции.

Продукция одного наименования, типоразмера или типономинала, изготовленная по одной технологии, в одинаковых условиях и в определенный промежуток времени, характеризуется показателями качества, распределение которых подчиняется законам математической статистики.

Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества продукции. Благодаря небольшим затратам и высокой степени достоверности результатов, статистический контроль является эффективным средством обеспечения качества продукции. Выборочный контроль, не основанный на законах математической статистики, может приводить к ошибочным заключениям.

Сплошной контроль применяется при единичном и мелкосерийном производствах, выборочный контроль - в остальных случаях.

По цели контроля различают контроль качества продукции для определения её годности и приёмки - приёмочный контроль (не обязательно готовой продукции) и контроль качества продукции для оценки состояния технологических процессов и решения о необходимости их наладки. Последний вид контроля, как правило, является статистическим и называется статистическим регулированием технологических процессов.

В зависимости от места контроля качества продукции в процессе её изготовления различают входной контроль, операционный контроль, контроль готовой продукции, иногда именуемый финишным, контроль транспортирования и хранения продукции на предприятии и т.д.

Входной контроль не является обязательным, но в ряде случаев он очень полезен и даже необходим. Например, показатели качества продукции в процессе транспортирования и хранения могут изменяться. Перед запуском в производство такая продукция должна быть проверена в условиях предприятия. Входной контроль необходим в тех производствах, где качество готовой продукции существенно зависит от качества исходных материалов, например, в микроэлектронике.

Важное значение имеет операционный контроль. Своевременное выявления брака на операциях позволяет исключить пропуск его потребителю, повысить эффективность производства путем сокращения непроизводительных потерь, обусловленных поздним обнаружением брака.

По характеру контроля различают инспекционный и летучий контроль. Инспекционный контроль - это контроль уже проконтролированной продукции, из которой исключен обнаруженный брак. Его осуществляют при необходимости проверки качества работы ОТК или контрольного автомата. В особых случаях инспекционный контроль выполняется представителями заказчика для повышения достоверности результатов контроля важных видов продукции.

Летучий контроль также носит инспекционный характер. Благодаря тому, что он осуществляется внезапно, в случайные моменты времени, его результаты могут быть более достоверными.

В зависимости от характера принимаемых решений различают активный и пассивный контроль. При активном контроле принимаются решения по улучшению качества продукции, а при пассивном контроле только фиксируется брак.

В зависимости от контролируемого параметра различают контроль по количественному признаку, по качественному признаку и по альтернативному признаку.

Контроль качества продукции, в процессе которого определяют значения одного или нескольких параметров, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от этих значений (например, от их сравнения с контрольными нормативами), называется контролем по количественному признаку.

Контроль качества продукции, в ходе которого каждую проверенную её единицу относят к определенной группе, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от соотношения количеств её единиц, оказавшихся в разных группах, называется контролем по качественному признаку.

Контроль по альтернативному признаку является частным случаем, когда совокупность продукции состоит из двух групп : годной и дефектной продукции. Решение о контролируемой совокупности принимается в зависимости от числа обнаруженных дефектных единиц или числа дефектов, приходящихся на определенное число единиц продукции.

Контроль по количественному признаку дает больше информации, чем контроль по качественному и альтернативному признакам. Вместе с тем затраты на контроль по количественному признаку больше, чем затраты на два другие вида контроля. Поэтому при планировании и разработке технологии контрольных операций часто отдают предпочтение контролю по альтернативному признаку.

В зависимости от применяемых средств контроля различают визуальный, органолептический и инструментальный контроль.

По характеру поступления продукции на контроль различают непрерывный контроль, например, на конвейере или в потоке, и контроль партий продукции.

Брак - продукция, непригодная для удовлетворения потребности в соответствии с назначением. Критерием брака является недопустимое отклонение свойств (параметров) продукции от требований нормативной документации. Забракованная продукция не имеет ни потребительной стоимости, ни стоимости, т.е. не может быть товаром. Для общества это невосполнимые потери живого и овеществленного труда, для предприятия - снижение эффективности производства, дохода, прибыли.

Причина брака - это прежде всего недобросовестный труд. Брак возникает в результате нарушений нормативных требований, ошибок конструкторов и технологов, некомпетентных решений администраторов, нарушений технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительного выполнения контрольных операций. Некачественный труд одного работника может сделать бесполезным труд целых коллективов, уничтожить результаты их труда. Отсюда главным средством предотвращения брака является повышение культуры производства, квалификации и личной ответственности исполнителей за результаты своей работы.

Браком считается продукция, которая из-за наличия дефектов, т.е. отдельных отклонений от установленных требований, не соответствует техническим условиям на её изготовление. Дефекты могут быть выявлены при производстве продукции, выходном контроле её качества, на стадии испытаний и в процессе эксплуатации. По характеру дефекты могут быть исправимыми и неисправимыми. Исправление дефектов ведет к удорожанию стоимости всей выпускаемой продукции или отдельных её партий. Неисправимый брак оказывается для предприятия прямым экономическим ущербом, потерями труда и материально-технических ресурсов. Появление дефектов на любой стадии требует немедленного установления места и причин их возникновения с целью оперативного решения вопроса о приостановке выпуска дефектной продукции, определения способа возмещения потерь от брака и устранения его причины.

Понятие "брак" относится не только к продукции материального производства, но и к результатам проектных, конструкторских и технологических разработок. Но в отношении последних это понятие нуждается в более четком юридическом определении.

Противоречивость определения "брак" применительно к конструкторским, проектным и технологическим разработкам существенно снижает эффективность мер по повышению их качества. Ответственность за низкое качество разработок осложняется тем обстоятельством, что стандарты и технические условия утверждаются по результатам отработки и приемки опытных образцов и, следовательно, не может быть такого положения, когда разработка не соответствовала бы требованиям стандартов и технических условий.

studfiles.net

Метод письменного контроля, Метод тестового контроля, Метод графического контроля, Метод программированного контроля, Метод практической проверки, Метод самоконтроля, Метод самооценки

Суть этого метода заключается в письменной проверке знаний, умений и навыков. Из таких предметов, как язык и математика, его используют не реже, чем устную проверку. Письменным методом проверяют знания у учеников и по географии, истории, биологии, химии зависимости от учебного предмета письменный контроль знаний осуществляют в форме контрольной работы, произведения, перевода, диктанта и др.. Цель письменной проверки - выяснение степени овладения учащимися умениями и навыками по предмету время существует возможность определить и качество знаний - их правильность, точность, осознанность, умение применять эти знания на практикектиці.

Важным вопросом письменной проверки является подбор тем, задач, системы упражнений, четкое их формулирование. Темы контрольных работ, задачи и упражнения должны быть посильными для учащихся, соответствовать уровню их знания нь, но одновременно потребовать определенных усилий, проявлять знание фактического материала. Определяя объем письменной контрольной работы, следует учитывать необходимый для выполнения время: в зависимости от ее назначения я - от 15-45 мин. Письменные работы могут выполняться и как домашнее заданиення.

Контрольную письменную работу проверяет учитель. По ее результатам он анализирует качество знаний, умений и навыков класса в целом и отдельных учащихся и принимает меры для устранения ошибок и недочетов

С целью предотвращения перегрузки учащихся письменными контрольными работами необходимо составлять график проведения всех их видов для каждого класса на семестр. Нежелательно однажды в одном классе проводить более одной письменную работу. Положительным аспектом письменной проверки имеется возможность за короткое время проверить знания многих учащихся, сохранять результаты проверки, выявить детали и неточности в отв. Овидий учащихся. Недостатком является необходимость длительного времени для проверки ученических работ, вероятность снижения грамотности учащихся, если учителя пренебрегают единственными орфографическими требованиямами.

Метод тестового контроля

Предусматривает он ответ ученика на тестовые задания с помощью расстановки цифр, подчеркивания нужных ответов, вставки пропущенных слов, нахождение ошибок и т.п.. Это позволяет за короткое время п проверить знания определенного учебного материала учащимися всего класса. Удобные тесты для статистической обработки результатов поверкики.

По основному назначению их разделяют на тесты умственной одаренности (интеллекта) и тесты учебной успеваемости

Тестовые задания, требующие конструирование ответов, разделяют на задачи в форме вопросительных или утвердительных предложений, содержание которых предусматривает короткую и точный ответ, и задачи, в которых учащиеся п должны заполнить пропуски. По дидактическим назначением тесты по конструируемых ответами классифицируют на тесты в дополнение, тесты на использование аналогии и тесты на изменение элементов ответа. Тест ова проверка позволяет эффективно использовать время, выдвигает ко всем ученикам одинаковые требования, устраняет субъективизм, способствует соблюдению единства требований, не располагающий ученика против учителя. Важно, что объективность оценки исключает случайность в оценке знаний, стимулирует их самооценкунки.

Однако такая проверка может выявить только знание фактов, но не способности, она поощряет механическое запоминание, а не работу мысли, к тому же требует много времени для составления программ

Метод графического контроля

Используют его на уроках рисования, черчения, географии, геометрии и др.. Он предполагает ответ ученика в виде составленной им обобщенной наглядной модели, которая отражает определенные отношения, взаем мозвьязкы в изучаемого объекте или их совокупности. Это могут быть графические изображения условия задачи, рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы. Например, проверяя знания по истории, можно предло ваты ученику изобразить схему исторической битвы, составить цифровые таблицы или диаграммы. Проверяя знания по биологии, предлагают схематически изобразить строение клетки или кругооборота, на уроках географии - нан эсты на контурные карты определенные географические и исторические объектєкти.

Графическая проверка может быть самостоятельным видом или как органический элемент входить в устной или письменной проверки

Метод программированного контроля

Заключается он в выдвижении ко всем ученикам стандартных требований, что обеспечивается использованием одинаковых по количеству и сложности контрольных заданий, вопросов. При этом анализ ответа, вывода и фиксации ация оценки могут осуществляться посредством индивидуальных автоматизированных средствев.

Наличие в школе компьютеров позволяет механизировать процесс проверки, но ее схема остается

Метод практической проверки

Подходит он в процессе изучения физики, биологии, химии, трудового обучения, предусматривающие овладение системой практических умений и навыков. Такую проверку осуществляют при лабораторных и практических х занятий по этим предметам. Следя за тем, как ученик выполняет определенные действия, учитель выясняет, как он осознал теоретические основы этих действий. Так, наблюдая за растениями на пришкольном участке или проводя в дома опыты с растениями, учащиеся осознают процессы образования крахмала на свете, прорастание семян, дыхания корня, испарение воды через листья и и ін.

Метод самоконтроля

Заключается этот метод в осознанном регулировании учеником своей деятельности для обеспечения таких ее результатов, соответствующих поставленным целям, требованиям, нормам, правилам, образцам. Цель самоконтроля - предотвращение ошибок и их исправлениемя.

Показателем сформированности контрольных действий, а следовательно, и самоконтроля является осознание учащимися правильности плана деятельности и ее операционного состава, то есть способа реализации этого плана. Эффективным средством формирование у учащихся навыков самоконтроля является использование коллективных (фронтальных) проверок в сочетании с контролем со стороны учителя. В процессе обучения следует знакомить учащихся с целью выполняемой работы, в имогамы к ней, способами выполнения, приемами самоконтроля и путями их совершенствования. Важную роль в самоконтроле играют педагогическая оценка и самооценка. От эффективности самооценки зависит способность ность ученика находить ошибочные действия, предотвращать и благодаря этому повышать результаты самоконтроля. Для самоконтроля нередко используют звукозапись. Прослушав запись собственного чтения текста, уч ень может выявить недостатки в технике чтения, интонирования, артикуляции отдельных звуков. При наличии записей отдельных тем учебника по иностранному языку учащимся нетрудно обнаружить и исправить свои языковые огрех огріхи.

Метод самооценки

Он предполагает критическое отношение ученика к своих способностей и возможностей и объективное оценивание достигнутых успехов касается самооценки учащихся разделяют на таких, что переоценивают себя, недооценивают это. Эбе, оценивают себя адекватно. Для формирования самоконтроля и самооценки педагог должен мотивировать выставленную ученику оценку, предлагать ему оценить свой ответ, организовать в классе взаимоконтроль ь, рецензирование ответов других учеников тощщо.

Самоконтроль и самооценку можно применять к той части знаний, умений и навыков, уровень усвоения которых могут легко определить сами учащиеся (формул, правил, географических названий, исторических фактов, верь ршив т.д..

Для организации самоконтроля знаний учащихся знакомят с нормами и критериями оценивания знаний, обращая внимание, что ошибки могут быть существенные и менее существенные учитывая цель контроля. Результаты же оконтролю и самооценки знаний по отдельным темам фиксируют в классном журнале. Это делает их значимыми, влияет на усиление ответственности учащихся за учебную работу, воспитание чувства собственного достоинства, честно вті.

uchebnikirus.com

Методы и формы контроля - Педагогика Библиотека русских учебников

. Методы контроля - это способы диагностической деятельности, которые позволяют осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективность учебного процесса. Они с обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса. С этой точки зрения можно выделить методы школьного контроля и методы научной диагностики ("научного контроля"). Большинство дидактов сосредоточивает свое внимание на первых - методах школьного контроля, т.е. способах проверки, которые используют учителя. При этом в дидактике сами понятия"метод контроля"и"формы контроля"знаний не имеют четко определит нн; знань не мають чіткого окреслення.

Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдения. Некоторые ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина. ГЛ), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский. ЮК), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь). Охарактеризуйте пьем основные методы и формы проверки результатов обучениявчання.

. Методы устного контроля - это беседа, рассказ ученика, разъяснения, чтение текста, технологической карты, схемы и др.. Основой устного контроля служит монологическая ответ ученика (в итоговом контроле это более полный, системными й изложение) или вопросительно-ответная форма - беседа, в которой учитель задает вопросы и ждет ответа ученика. Устный контроль, как текущий, проводится на каждом уроке в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме на уроке и в лексике учителей это называется опросом. Опытные учителя обладают разнообразными методами опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средствасоби.

ВШаталов ввел ответ учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и оценкой учителя. Индивидуальное опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако к, оно оставляет пассивными на уроке других учеников, что требует от учителя решения проблемы их занятости во время опроса. Фронтальный опрос касается всех учеников, но не дает достаточного представления об уровне усвоенияння.

. Зачет и устный экзамен является наиболее активной проверкой знаний за определенный период обучения. Экзамен, как способ проверки знаний, вызывает неоднозначную оценку как педагогов, так и учеников. Отмечаются два главных недостатки екзаме. Ену с традиционным выбором экзаменационных билетов учениками. В"вытягивании"удачного / неудачного билета есть элемент случайности ("экзамен-лотерея"). Поправить этот недостаток можно за счет дополнительных вопросов д в экзаменуя. Кроме того, в российских школах в наше время по желанию учащихся используется экзамен не только за билетами, но и по рефератам, написанными к экзамену, а также свободная беседа по всему к. Урсу. Второе - экзамен является, в определенной мере, стрессовой ситуацией для того, кто его составляет, часто блокирует интеллектуальные возможности личности. Это так. Однако, человек всю жизнь в процессе своей деятельности во дается проверке и оценке, так и ученики должны быть готовы к контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную. Поэтому экзамен остается эффективной формой проверки знаний, умений, развития мышления, сформированности представлений, отношений, оценитеі поглядів, відношень, оцінок.

. Письменный контроль (контрольная работа, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания, и умение применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень овладения письменной речью, умение логически, адекватно проблеме составлять свой текст, дал ать оценку произведению, эксперимента, проблемі.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но нечасто используемым способом проверки результатов обучения подразумевает проведение учеником лабораторных опытов, создания изделий и др.. Уже из этого перечня вы идно, что указанный метод более подходит к профессиональной школы: технической, медицинской, педагогической образования. В педвузе, однако, экзамен с выполнением практического задания большая редкость в связи с специ й предмету. В условиях экзаменационной аудитории пединститута возможна основном ситуационная ролевая игра, имитацииація.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, выявления многих показателей, проявлений поведения, свидетельствующие о сформированности знаний, ум минь и других результатов обучения. Учитель практически наблюдает за учеником всегда, во многих ситуациях. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю получить достаточно полные данные п ро учащегося и уровень его знаний, умений по предмету, и отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умение мыслить, решать самостоятельно разнообразные задачи. Результаты сп откровение не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке ученика, для своевременного выявления неуспеваемостисті.

. Дидактические тесты является сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Первые их образцы появились в конце XIX века. Преимущество тестов в их объе объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако, к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям:гам: надежность, объективность, валидность.

. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест выявляет и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Понятно, что создание такого прибора требует специальных знаний и времени. Учителя должны получить и готовые тесты, что имеет место в. США,. Англии,. Канаде, меньше - в других странах. Однако, некоторые учителя создают тесты для своих конкретных задач и классов, они называются неформальных тестетів.

Как устроен тест? тексте, в. Других случаях требуется выбор одного из предложенных ответов (бывает 3 - 5). В современных тестах преимущество имеют последние задачи. Ответами на вопрос является утверждение, образующих ядро, даю во правильный ответ и не совсем правильную. Правильный ответ является дополнением ядра. Неправильный ответ, составлена ??так, что от ученика требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить ее как ложную е д ядра и правильной соответствующиховіді.

В дидактике существуют и тесты типа"эссе"свободного выражения, например, сочинение по литературе. Однако, тесты со свободными ответами почти не подлежат стандартной процедуре, кроме того, есть опасности пека потерять надежность и объективность тестність тесту.

Тесты различаются также по видам задач обучения. Есть четыре таксономические категории задач образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуют запоминания и воспроизведения. Здесь требуются репродуктивные ответа. Второй тип тестов позволяет проверить умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Преимущественно - это решения типовых задач. Третий тип задач предполагает проверку умений давать самостоятельную критическую оценку изученного. А четвертая категория задач выделяет те из них, которые проверяют умение решать новые конкретные ситуации на основе полученных видомостетей.

Существуют различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная заключается в том, что ученый-разработчик присваивает каждой ответа определенную"вес", которая выражается в баллах, процентах. Роз зризняють также два подхода к анализу результатов тестов. В одних случаях результаты тестов сравниваются со средним результатом определенной группы, который берется за норму. Это так называемые тесты, ориентируются я нормються на норму.

Второй подход тесты, которые ориентируются на критерий. Они более распространены сегодня и состоят в том, что индивидуальные результаты тестирования сопоставляются с ранее определенными критериями. Большой ке значение в этом случае имеет разработка критериев, которая основывается на анализе учебного материала и которая определяет, что должны знать и уметь учащиеся конце изучения такого-то курссу.

В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, поскольку на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по. ОТНОШЕНИЙ нню к тесту интеллекта (IQ). Тесты же достижений или тесты школьной успеваемости служат лишь проверке знаний и поэтому является эффективным средством контроля наряду с другими методамми.

uchebnikirus.com