Технологии изготовления сусального золота и золочения. Как наносить сусальное золото


Технологии изготовления сусального золота и золочения.: cat_779

Позолота придаёт особую роскошь интерьерам, скульптурам, куполам церквей. Для позолоты используется сусальное золото и особые старинные технологии золочения.Приобрести профессию позолотчика очень сложно, кроме таланта и терпения, нужна преемственность.Технология золочения до сих пор не прописана ни в одном ГОСТе.Как делают сусальное золото вручную и в массовых количествах на фабриках и как наносят сусальное золото или его имитацию-поталь-на поверхность?

Екатерининский дворец.Купола церкви

Суса́льное золото (сусаль) — тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.Золото — относительно мягкий и очень ковкий металл, и его можно расплющить в чрезвычайно тонкие листы без трещин и разрывов. Сусальное золото изготавливается путём отливки бруска с размерами 20×5×1 см с последующей раскаткой его в 30‑метровую тонкую полосу, используя мягкость золота. Далее полоса нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов сусального золота. Далее стопка листов с квадратами сусального золота помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон, а затем из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Книжка может содержать от 10 до 300 листов сусального золота. Технологических операций до получения готового сусального золота от 20 до 30, и каждая содержит тонкости и секреты, влияющие на качество сусального золота. Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) ещё толстых квадратов, потому что наносить удары молотом нужно с определённой силой и в определённой последовательности по каждому из краёв стопки и по центру, для того чтоб золото расплющилось строго равномерно и чтобы конечная лепёшка (увеличившись в диаметре до 10 раз) имела равномерную толщину без выбитых участков и без утолщений. От этого напрямую зависит качество позолоты и её сохранность.В мире в настоящее время существует три способа отбивания золота. Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер. При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса, книжку взвешивают после изготовления, для определения в ней лигатурного веса золота (содержания металла в книжке). При втором способе стопка помещается под автоматический молот, который, хоть и наносит удары одинаковой силы, но стопку передвигает под молотом человек. Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой. Поэтому наиболее качественное сусальное золото производится с помощью промышленных роботов в Германии и Италии.(Wikipedia)Поталь - листы металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или серебра с алюминием), которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие. Наиболее часто используется для отделки мебели, элементов декора, лепнины, материалов на основе полиуретана.

Производство сусального золота вручную:

Как сделать сусальное золото

Автоматизированное фабричное производство сусального золота:

Производство сусального золота Норис.

Нанесение сусального золота на поверхность требует особого мастерства, опыта, а таже использования специальных материалов и инструментов.

«Золочение» - нанесение на поверхность изделия листового (Поталь) золота, серебра и других металлов

золочение от Арт-Марлин

Интересный ролик, который рассказывает о секретах профессии позолотчика. Нужна преемственность, секреты передаются в семье от поколения к поколению! сусальное золочение делают по старинной технологии. Для сусального золочения до сих пор нет определённого ГОСТа.

Как это делается. Золотые покрытия. Сусальное золочение.

Новые технологии сусального золочения, позволяющие нанести тончайший слой золота на предмет методом напыления в считанные секунды:

Новая технология золочения.

cat-779.livejournal.com

Золочение - общее описание технологии покрытия сусальным золотом

Золочение поверхностей осуществляется листами сусального золота или сусального серебра или их имитацией поталью. Позолоченные предметы в интерьере (мебель, лепнина, предметы искусства, ювелирные украшения, церковная утварь и т.д.) красотой и убранством подчеркивают статусность помещения и придают ему торжественность. Возможно золочение, как и небольших предметов, так и масштабных конструкций (купола храмов, кресты, потолки и т.д.). Роскошь позолоты помогает превратить самый простой предмет мебели или детали интерьера в уникальное произведение искусства.

В традициях православного храмостроения широко используется золочение сусальным золотом – это и купола, которые видно издалека, и иконостасы и иконы. Золото в храме воспринимается как символ небесной славы.

Сусальное золото (от слова "сусаль " - "лицо", лицевая сторона, поверхность) - представляют собой тончайшие листы, которые изготавливаются из золота или биметалла (накладное золото по серебру, сплаву меди с цинком и др. металлами), иногда в сусальное золото добавляют серебро или алюминий

Производство сусального золота.

Само золото как металл очень мягкое и ковкое и его можно раскатать в очень тонкие листы, при этом без разрывов и трещин. При производстве сначала отливают брусок размером 20*5*1 см и раскатывают его тонкой полосой длиной до 30 метров. Достигается это за счет мягкости золота. Потом полосу режут на квадраты, которые укладываются между листами специальной бумаги. Такая стопка может иметь от 100 до 300 квадратов сусального золота. Затем эти листы сусального золота в стопке кладут под молот, который наносит примерно 2 тыс. ударов, для того чтобы квадраты расплющились до толщины в несколько микрон образуя лепешку из которой вырезают квадрат и вкладывают в книжку. Книжки с листами сусального золота могут иметь от 10 до 300 страниц.

Это лишь некоторые операции по производству сусального золота, всего их может быть 20-30 и все они определяют качество конечной продукции. Отбивка (расплющивание) – это одна из самых технически сложных и трудоемких операций. Толстые квадраты золота расплющивают молотом, удары которого наносят в строго определенной последовательности и с равномерным усилием по краям и по центру. Размер квадрата увеличивается при этой операции в примерно 10 раз. Так сусальное золото получается одинаковой толщины по всей лепешке, что определяет качество позолоты в дальнейшем.

Книжки с сусальным золотом могут иметь различные размеры, например 91,5*91,5 мм, 80*80 мм и др. а толщина листов в ней от 0,13 до 0,67 микрона. Вес самой книжки, так называемый лигатурный, может быть от 1,25 до 6 г. Для золочения наружных поверхностей используют книжки весом от 2,5 г. книжки с более тонкими листами используют для отделки позолотой предметов интерьера, мебели, церковной утвари и т.д.

Сусальное золото может быть в свободном и трансфертном виде.

Лист свободного сусального золота из книжки позолотчик вынимает легким дуновением, помогая ему завернуться на золотарный нож, кладет на подушку, разглаживает и вырезает нужную форму, которую переносит на поверхность лампемзелем и аккуратно разглаживает кистью.

Трансфертное – это листы сусального золота, которые были нанесены на кальку или шелковую белую бумагу давлением. Такой лист наносится на поверхность золочения и после приклеивания золота удаляется.

Существует два основных способа золочения: на полимент и на мордан.

Полимент – это основа, на которой держится накладываемое сусальное золото, существует много рецептов приготовления полимента, вот один из них:

- белый пчелиный воск 19,2 г

- китовый жир (спермацет) 9,6 г

Золочение на полимент дороже и сложнее чем на мордан, но этот вид золочения придет поверхности вид настоящего металлического золота. Чаще всего используется при золочении предметов интерьера, т.е. не подверженных атмосферным воздействиям.

Золочение на мордан. Такой вид золочения дает матовую позолоту. Его еще называют масляным, т.к. для выполнения практически всех подготовительных операций используются материалы, содержащие в основе свой растительные масла, само сусальное золото накладывается на лак мордан тоже приготовляемый на масляной основе (смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом и добавлением лаков). Золочение на мордан дешевле и проще чем на полимент и применяется на различных поверхностях: дерево, металл, гипс, штукатурка, мрамор, мастика и т.д.

Технология золочения на мордан: детали, предназначенные под позолоту, грунтуют слоем красной охры или киновари, растворенной на желтке кистью для наложения грунта, желательно взять беличью, плоскую, которой удобнее накладывать ровный слой. Высушенный слой грунта тщательно протирают суконкой для выравнивания полировки. Если есть недостатки на поверхности, проводят повторную грунтовку и полировку.

Подготовленную поверхность для золочения покрывают морданом и оставляют на просушку на 6, 12 или 24 часа в зависимости от сорта мордана. Окончательно понять готова ли поверхность для золочения можно проверив ее «на отлип» от пальца: легко дотронуться к покрытию и, если палец чувствует отлип, а на нем не остается лака – он готов к восприятию позолоты. Очень важно поймать нужное время для нанесения сусального золота: в жидком покрытии золото может «утонуть», к сухому - прикрепится слабо или вообще не прикрепится.

Золочение твореным золотом. Твореное золото используют для позолоты высокохудожественных изделий (мебель, рамы картин, прорисовывание деталей одежды на иконах) и реставрации небольших участков изделий. Способ приготовления: листы сусального золота (чаще обрезки) тщательно растирают с медом или патокой в ступке или на мраморной плите, затем осторожно несколько раз промывают в воде – золото оседает на дне посуды. Промытое золото оставляют на просушку – получается мельчайший золотой порошок, который по мере необходимости разводят до густоты клеем гуммиарабиком. Полученное твореное золото наносится на поверхность и, после высыхания, может полироваться. Но данное золочение не очень прочное и требует покрытия лаком.

Источники: http://www.mstone.ru/tech/786/

1lustiness.ru

Золочение сусальным золотом. Нанесение позолоты на металл, дерево, стекло, керамику

Что такое сусальное золото? Это – тончайшие листы золотистого цвета, которые используются для отделки ювелирных украшений, предметов быта, для декорирования интерьеров. Эти листы могут быть изготовлены как из чистого золота, так и из различных сплавов – с серебром, медью. Иногда имитация драгоценного металла изготавливается совсем без участия оригинала. В таком случае для достижения нужного оттенка сплав покрывают желтым лаком.

Наша компания предлагает сусальное золото: вы можете значительно преобразить свой дом, сделать его роскошным и величественным, восхитительным и запоминающимся. Материал делится на два вида – свободный и трансферный.

Листы свободного вынимаются ножом, на специальной подушечке вырезается нужная фигура, которая с помощью лампемзели переносится на обрабатываемую поверхность. Для такой работы определенно требуются навыки. Трансферное – это листы, которые под давлением были помещены на белую шелковую бумагу или кальку. Они переносятся вместе с подложкой, которую позже удаляют. Самое большое распространение материал получил в декорировании. Это – единственный практичный способ позолоты крупных объектов – статуй, куполов, памятников.

Золочение сусальным золотом в Ростове на Дону

Что такое золочение? Это – нанесение позолоты на металл, дерево, стекло, керамику и т.д. Есть несколько методик золочения – жидкими составами, поталью и сусальное. Последнее является самым затратным и сложным. Его описание и будет приведено ниже.

Для работы с этим тончайшим и хрупким материалом используется классическая техника. Процесс навыков и терпения. Тонкие листы могут разорваться при неосторожном прикосновении. Кроме того, они способны выделить любую неровность. Поэтому процедура требует тщательной предварительной подготовки. Это – обязательная ручная шлифовка поверхности до идеальной гладкости. Затем она покрывается клеем в несколько слоев. После каждого слоя клея наносят специальный грунт. После высыхания последнего слоя грунта кистью наносят позолотную пасту одного из трех оттенков: черного, красного или желтого.

Сегодня золото для декорирования может быть зеленым и белым, желтым и лимонным, красным и оранжевым. А цвет грунта способен наделить будущее изделие своим оттенком. Потому к его выбору тоже следует походить внимательно.

Следующий этап начинается с увлажнения поверхности мягкой кистью, смоченной в воде. Когда станет заметно окрашивание воды, можно приступать к наложению листового золота. Оно ложится на левкас – полировочную пасту. Лист разравнивается кистью и оставляется до высыхания. После этого поверхность полируется для придания ей интенсивного блеска. Описание преимуществ золочения листовым золотом:

  • Возможность выбора оттенка и глубины цвета;
  • Классическая надежная технология;
  • Необыкновенный вид;
  • Не окисляется и не тускнеет;
  • Сохранение первоначальных свойств в течение многих лет;
  • Устойчивость к истиранию.

Одно из важнейших свойств золота – пластичность – было обнаружено очень давно. Металл способен превратиться в тончайшую пленку. Листовое золочение считается наиболее древним методом, техника которого совершенствуется и передается будущим поколениям по сей день. Впервые она появилась в Древней Индии, затем распространилась в Древнем Египте. Там золотистой фольгой искусно оборачивали деревянные носилки для фараонов, чтобы продемонстрировать власть и могущество.

Сегодня позолоту используют для отделки крупных сооружений и для декорирования интерьеров. Невероятно красиво выглядят позолоченные арки, лепнина и т.д. Это делает обстановку роскошной. Сегодня приобщиться к шику и великолепию просто – достаточно лишь захотеть этого!

megadekor.ru

Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

 

 

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

 

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

 

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

 

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

 

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

 

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

 

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

 

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

 

 

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

 

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

 

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Ремонт с помощью золотой пасты

 

 

 

 

 

Что бы еще почитать?

remstd.ru

Технология золочения. Нанесение сусального золота. Золочение на полимент.

Золочение - нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию - поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение - это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.       Технология золочения - это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта. Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.      Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт - полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века. Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент:

1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).

7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть). Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.

8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.

9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.

10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.

Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.

1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.

Купить материалы для золочения вы можете в категории Золочение в Интернет-Магазине.

Смотрите также страницы о Золочении:- Поталь. Имитация сусального золота.- Клей для сусального золота и потали: мордан, мездровый, рыбий, костный.- Грунт для сусального золота и потали: левкас, полимент. - Финишные покрытия для сусального листа и потали: античный битум, лак-шеллак.- Материалы для устранения дефектов золотого листа и потали.- Столярный клей: костный клей, мездровый клей.- Позолота, золочение лепнины и мебели в домашних условиях.- Золочение изделий, золочение лепнины - наши услуги

Назад. Перейти в раздел Золочение.

old.woodperfect.ru

Сусальное золото: золочение и нанесение покрытия

Наверняка многие не раз слышали словосочетание «сусальное золото». Сусальное золото представляет собой золотые листы при толщине всего лишь в доли микрон. Они используются в золочении икон, ювелирки, интерьерных изделий и декора.

Золотая роза

Сусальное золото встречается не только в чистом виде. Оно бывает в виде разного рода сплавов с медью или серебром. Соединенное с серебром золото называют «двойником», соединенное с медью — «тальма».

Кроме того, в наш век научных технологий и разработок было создано золото без его непосредственного участия. Имитация драгоценного металла получается в результате химических соединений. Чтобы сусальная пленка выглядела как настоящее золото, ее покрывают сверху желтым лаком.

Сусальная пленка

При углублении в происхождение самого слова можно обнаружить, что единого значения не существует. Многие связывают его с древнерусским словом «сусало», означающее «лицо» или «скулы». Это связано с тем, что покрытие сусальным золотом осуществлялось непосредственно лицевой стороне всего изделия или украшения. Но еще раньше это значение применялось к любым материалам, которыми производилось покрытие, имитируя золото или сплав.

Откуда произошло сусальное золото

В Китае уже много тысячелетий знакомы с уникальной процедурой изготовления тончайших листов. В России же изготавливали этот материал не только на заводах и фабриках, но и самостоятельно сусальными мастерам. Самая большая популярность была у Ярославской фабрики, которая базировалась в селе Пошехонье. В Ярославской области огромное количество церквей. Многие историки связывают наличие этой фабрики именно с большим спросом сусального золота на покрытие икон и различной церковной утвари.

Купол

Обучались сусальному мастерству мальчики с раннего возраста, когда им исполнялось 13 лет. Они уходили учиться к профессионалам, проживали там на протяжении всего этого периода, который продолжался несколько лет. Только после этого мальчишки могли работать сами и получать за свою работу жалованье.

Почему именно золото?

Конечно же, можно говорить о высокой практичности такого производства. Намного проще и экономнее покрыть изделие тонким листом золота, нежели отливать вещь полностью из драгоценного металла. Также большой плюс этой технологии состоит тонкости сусального листа. Ввиду этого он имеет свойство без труда прилипать ко всем поверхностям. За счет этой уникальной способности металл и держит свою популярность в качестве создания великолепных изделий и элементов декора, и даже величественных проектов в виде фонтанов, статуй и прочего. Очень широкое применение металл получил при изготовлении икон из сусального золота. Они очень ценны, имеют высокую цену, но и прекрасны в своем исполнении.

Икона

Кроме того, необходимо отметить, что этот драгоценный материал обладает хорошими химическими свойствами, и в связи с этим его применяют порой в самых нетрадиционных целях. В некоторых странах встречаются продукты питания, в которые добавлено золото. На Украине — это водка, в Индии — дорогие сладости, в Японии — кофе.

Золотая водка

Также применяется этот металл и в косметологии. Уже давно косметологи всего мира используют маски из сусального золота. Изначально она появилась во Вьетнаме, но позже, за счет своего уникального, омолаживающего эффекта получила распространение во всем мире. Теперь ее предлагают ведущие косметические и бьюти-салоны мира.

Наличие современных технологий

Сегодня имеющиеся технологии позволяют получить сусальные листы более тонкого размера, чем это происходило раньше. С помощью компьютерных разработок сделать это теперь гораздо легче. Как происходит весь процесс? Слиток золота помещают в специальную печь,в которой достигнута определенная температура, после чего вальцуют через прокатный станок. В результате получается тончайшая лента, которую позже режут кусочками и укладывают в стопки. Но это еще не все. После этих процедур кусочки начинают отбивать гладким молоточком на гранитной плитке. Вся процедура осуществляется для того, чтобы сделать золотой лист в несколько раз тоньше, чем он вышел из-под прокатного станка.

Далее кусочки снова укладывают стопкой, но на этот раз между ними помещается специальный материал — оболочка кишок быка. Всю золотую стопочку помещают под пресс, после чего осуществляется просушка на гранитной плите и простукивание молоточком.

Процесс достаточно трудоемкий и занимает не меньше 5 часов. Нужно помнить о том, что полученные листы настолько тонкие, что брать их руками просто невозможно. Для этого мастера используют специальные кисточки, с помощью которых и перекладывают материал. В самом конце всего этого изготовления сусальные листы нарезают по нужному размеру, укладывая в книжечки. Сами книжки тоже делятся два разных вида. Отличие состоит в следующем. Свободное золото само легко складывается в книжном виде, а трансферное прилипает к специальному листочку.

Сегодня Московский завод цветных сплавов занимается изготовлением сусального золота для всей России. Кроме того, существуют и другие компании, но они специализируются на более мелких объемах производства. Теперь все изготовление автоматизировано и компьютеризовано, а между листами помещают не кишки, а папиросную бумагу.

Смотрите также:

zolotoigid.ru

что это такое, где используется, технология золочения

Издавна мастера, создавшие шедевры мировой культуры и архитектурного искусства, использовали сусальное золото, чтобы подчеркнуть особую значимость своих творений. К такому методу авторы прибегали еще во времена расцвета Древнего Египта и Греции, а также Китая. С приходом православия в наши края традиция визуально возвеличивать храмы на фоне прочих строений с использованием столь драгоценного материала, как золото, перешло из Византии, славившейся религиозными архитектурными жемчужинами. Так, первым храмом Киевской Руси, сверкавшим позолоченными куполами, считается построенный в XII столетии Михайловский собор в Киеве, прозванный за свой вид Златоверхим.

Со временем техника золочения далеко раздвинула границы применения, и на сегодняшний день покрытие сусальным золотом элементов зданий и отдельных предметов касается не только церковной сферы. Этот прием стал модным, его применяют в самых разных произведениях искусства, и некоторые из них считаются наиболее ценными экспонатами мировых музеев.

Вернуться к оглавлению

Особенности создания «золотой паутинки»

Технология производства сусального золота позволила мастерам решить проблему организации богатого убранства культовых сооружений и жилья высокопоставленных лиц. Ведь отливать, скажем, цельный золотой купол на церковь — практически нереальная задача для любого государства из-за невероятного количества драгметалла, необходимого для этой цели. Потому позолота, которая визуально обеспечивает эффект полностью золотого изделия или архитектурного элемента, стала настолько популярной.

Процесс создания сусального золота, которое мы можем встретить на прилавках ювелирных или художественных салонов в виде тончайших листов, довольно трудоемкий. Толщина одного листика бывает от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон равняется 0,001 миллиметра). Поэтому руками такое тончайшее изделие брать нельзя, поскольку оно деформируется или даже порвется. Хрупкость достигается особой технологией создания сусального золота. Берется небольшой золотой брусок, который специальным оборудованием раскатывается в тонкую полосу. Затем из нее нарезают новые квадраты, которые отбиваются молотом до необходимой толщины. При этом каждый увеличивается в размерах в десять раз. После формируются квадратные листы, которые перекладываются тонкой папиросной или шелковой бумагой и сшиваются в своеобразные книжечки. Именно в таком виде они и поступают в продажу. Раньше изготовление проводилось вручную, сейчас же практически все этапы автоматизированы.

Существует два варианта выпуска сусального золота

Стандарты Характеристики
Русский В каждой книге насчитывается 60 страниц размерами 91,5 на 91,5 миллиметров. Листы разделены между собой тонкой бумагой, а вес одной книги может варьироваться от 1 до 5,5 грамм.
Европейский Книги с сусальным золотом этого стандарта насчитывают по 25 листов размерами 80 на 80 миллиметров.

Кроме того, выделяются такие виды сусального золота, как:

  • свободное;
  • трансферное.

Они различаются по методу использования при нанесении на желаемый объект. Проще наносить трансферное, которое, по сути, переносится как наклейка, так как оно прикреплено на шелковую бумагу. Вы приближаете лист золотом вниз к необходимой, желательно ровной, поверхности и придавливаете. Спустя время шелковую бумагу можно легко снять, Au останется на предмете. А вот свободное золото необходимо отслаивать от листа специальным инструментом, похожим на нож, а затем присоединять его к объекту с помощью кисточки из натурального ворса.

Отдельно также выделяют золотую имитацию — поталь. В отличие от сусального золота, имеющего 960 пробу, поталь в своем составе не имеет драгметалла. Это могут быть тонкие листы или сплавы нескольких металлов, которые окрашены специальным лаком желтого цвета после того, как они были закреплены на объекте. При этом стоимость продукта, произведенного таким методом, существенно ниже из-за не столь дорогой химической формулы.

Для сравнения: состав сусального золота очень благородный. Кроме собственно Au, в него могут входить такие лигатуры (дополнения): серебро, медь, никель, кадмий, палладий, цинк. Примеси влияют на оттенок, приобретаемый сусальным золотом, который может варьироваться от ярко-желтого до белого или с красноватым отливом. Толщина листов также разнится в зависимости от целей, для которых они будут использоваться.

Чтобы украсить купол церкви, мастера выбирают листы с максимальной толщиной. А для украшения мебели или иконостаса пригодятся более тонкие.

Вернуться к оглавлению

Высокохудожественный элемент

Часто золочение сусальным золотом различных предметов можно встретить в культовых сооружениях разных религий. Золотой цвет имеет глубокий символизм, потому не удивительно такое пристальное внимание к этому материалу. Если говорить о восточной ветви христианства, то в православии золото является символом небесного мира. На иконах им украшены нимбы святых, складки на их одеждах, а также обрамление образов. В отдельных случаях сусальным золотом может быть отделан весь фон иконы. Считается, что золотистый цвет подчеркивает святость изображенных на образах, их чистоту и непорочность. Для декорирования церковной утвари мастера отдают предпочтение листам сусального золота небольшой толщины, а вот для придания прочности и красивого вида куполам используются листы более толстые.

Также широко представлены позолоченные элементы в мировой архитектуре, где встречается золотая лепнина. В особенности ими богаты дворцы правителей. В частности, в России блистают многочисленными позолоченными элементами интерьеры Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец, дворец в Петергофе и многие другие официальные резиденции русских царей. Петергофский дворец славится на весь мир и своими позолоченными скульптурами, украшающими его интерьеры, и фигурами фонтанного сооружения «Большой каскад». Он состоит из покрытых сусальным золотом 12 ваз и 14 скульптур, отсылающих восторженных посетителей к древнегреческой мифологии. В европейской культуре выделяется изображение французской героини Жанны д’Арк, которое в 1874 году создал скульптор-анималист Эммануэль Фремье. Величественный позолоченный памятник Орлеанской Деве, гордо восседающей на коне, можно и сегодня лицезреть в Париже на площади Пирамид.

Не обходится без отделки и создание богатых интерьеров. Если в наше время сусальным золотом или поталью украшают изголовья кроватей, резные элементы столов и стульев, рамы зеркал и картин, то в древности, конечно же, им сияли троны правителей. Например, в Каирском музее хранится трон фараона Тутанхамона, выполненный из резного дерева, покрытого листовым золотом. А вот в Лондоне в здании Палаты Лордов можно увидеть огромный позолоченный трон с балдахином, принадлежащий королеве Великобритании.

Отдельное и высокое место в мировом искусстве занимают художественные работы с использованием сусального золота. Если до XIX — начала ХХ века этот дорогостоящий материал применялся преимущественно в декорировании религиозных образов, то затем он получил распространение и в светской живописи. Одним из ключевых авторов, использовавших в своей технике золото, считается импрессионист начала ХХ века, австрийский художник Густав Климт. Многим известна его работа «Поцелуй».

Неравнодушны к использованию сусального золота и современные творцы. Французский художник Йоанн Лоссел создает с его помощью графические картины с сюжетами, заимствованными из скандинавского эпоса. А латиноамериканский иллюстратор Мануэль Нуньес использует его в создании очень необычных женских образов.

Вернуться к оглавлению

На зеркальной раме и в тарелке

Позолоченные детали могут быть прекрасным акцентом и для современного жилья, но нужно осторожно относиться к ним, чтобы в итоге домашний интерьер не выглядел вызывающе. Например, очень возвышенно и в то же время актуально сочетание золотистых акцентов в белом пространстве. При разумном подходе этот тандем будет смотреться воздушно в столовой, гостиной или даже ванной комнате. Прекрасно также выглядит композиция, в которой доминируют черный и белый, а детали — с позолотой: это может быть отделка ножек столиков и стульев, рамы картин и зеркал, узор на дизайнерских подушках и так далее. Мило смотрится сочетание бирюзового, а также глубокого синего цвета с золотистыми нотками. Главное, четко соблюдать меру и не допускать, чтобы золотой оттенок начал доминировать в интерьере, иначе ваше современное жилье превратится в пошлую копию салона мадам Помпадур.

Пожалуй, наиболее неожиданной сферой применения сусального золота является кондитерское искусство. У пищевого золота, используемого в качестве добавки, даже есть свой код — Е175. Чаще всего им украшают торты, применяя в виде блестящих хлопьев или бусинок. Но говорить о его масштабном производстве для кулинаров не приходится, так как такие десерты очень дорогие.

Вернуться к оглавлению

Как в наши дни предметы делают золотыми

За столетия широкого использования сусального золота в декорировании было придумано несколько способов его нанесения на объекты. Но на сегодняшний день практически все они неактуальны, и современные мастера используют два наиболее продуктивных. Обе методики основаны на ключевом свойстве сусального золота, которое заключается в том, что очень тонкий слой этого металла является крайне цепким и быстро прилипает к основе. В идеале поверхность должна быть гладкой, чтобы золотой лист лег без брака. С другой стороны, если есть желание придать изделию эффект старины и потертости, то неровная поверхность как раз сослужит добрую службу.

Первым наиболее распространенным сейчас методом золочения является крепление листов на полимент — клейкую основу из глины с мылом, китовым жиром и пчелиным воском. На этот слой, нанесенный на предмет, затем крепятся золотые листы. Минусом метода является его высокая стоимость. А вот к положительным характеристикам специалисты относят потрясающий внешний вид. Изделие, покрытое таким способом, блестит, как настоящий драгметалл. Как правило, эту методику используют для золочения отдельных элементов мебели, так как результат более подвержен воздействию окружающей среды и на открытом воздухе будет недолговечен.

Второй метод заключается в нанесении сусального золота на мордан — специальный лак, созданный на основе конопляного и льняного масла. Обработать этим составом выбранный объект более просто. Для этого поверхность предварительно грунтуется и зачищается, после чего можно наносить лак. Основной момент этого метода заключается в том, чтобы точно выждать необходимое для сушки время. Если передержать, тогда поверхность не будет липкой и листы с ней не сцепятся, а если попробовать прикрепить их на невысохший лак, то они просто испортятся.

Вариант нанесения позолоты на лак мордан можно использовать для отделки предметов из дерева, мрамора или гипсовой лепнины. Он дешевле крепления на полимент, но визуальный эффект другой — покрытие будет более матовым.

Вернуться к оглавлению

Старинные секреты

Если же говорить о том, к каким вариантам золочения прибегали люди в древности, то методики были довольно экзотические на взгляд неискушенного в этом вопросе современного человека. Например, коренные жители Америки мастерски украшали позолотой изделия задолго до того, как этим стали заниматься в более технически развитой Европе. Чтобы превратить какой-нибудь медный предмет в позолоченный, индейцы погружали его в кипящий раствор золота и сульфата калия. Последний они добывали из соленых озер. Через какое-то время изделие приобретало золотой слой и становилось неотличимым от предмета, полностью изготовленного из настоящего драгоценного металла.

Существовал у индейских племен еще один любопытный способ золочения. Для этого мастер брал лист сплава меди с небольшим добавлением золота и поддавал этот металл термической обработке. Затем покрывал лист слоем оксида меди (в природе он встречается в виде минерала под названием куприт). От взаимодействия с кислородом оксид меди окислялся, после чего его счищали с листа и снова ковали. В результате повторения этой процедуры несколько раз поверхность меди обогащалась золотом. Примечательно, что таким способом индейцы превращали недорогие медные безделушки в ценности на протяжении двух тысяч лет. Так что когда испанские конкистадоры целыми каравеллами вывозили в Старый Свет награбленные у индейцев золотые изделия, еще большой вопрос, все ли они были настоящими.

В наши дни драгоценный металл можно встретить даже в собственной десертной тарелке — в качестве украшения изысканного блюда. Современные мастера частенько используют его для декорирования мебели из дерева и других материалов. Но для того, чтобы своими руками украшать сусальным золотом предметы, необходима особая сноровка и знания, так как процесс этот очень трудоемкий.

 

 

grammzolota.ru