Как правильно вязать арматуру для фундамента схема: Как правильно вязать арматуру для фундамента + схема

Содержание

Как правильно вязать арматуру для фундамента + схема

Содержание статьи

  • 1 Правила и схемы вязки арматуры
  • 2 Ленточный фундамент
  • 3 Плитный фундамент
  • 4 Ростверк
  • 5 Столбы и сваи

Чтобы самостоятельно сделать арматурный каркас для ленточного, столбчатого или свайного фундамента, сетку для плавающей плиты, необходимо научиться правильно вязать продольные и поперечные стыки стержней. Для этого достаточно самодельного или заводского крючка и знания схем расположения арматуры внутри бетонных конструкций.

Правила и схемы вязки арматуры

Наиболее полные рекомендации, как вязать вручную арматуру, приведены в пособии по проектированию от 2007 года НИИЖБ имени Гвоздева. Вязальная проволока должна соответствовать ГОСТ 3282 (выпускается с покрытием 0,2 – 6 мм и без него 0,16 – 10 мм), поскольку не всякая имеющаяся в хозяйстве домашнего мастера проволока после отжига становится мягкой, сохраняет прочностные характеристики.

Специалисты не рекомендуют применение пластиковых хомутов, так как при перемещении бетонов внутри опалубки соединения смещаются вместе со смесью. Для плитных фундаментов промышленность выпускает готовые сварные арматурные сетки, однако доставка их на объект обходится дороже, чем отдельных прутков.

Кроме того, торцы приходится усиливать П-образными элементами вручную. Поэтому для небольших объемов арматурных работ в индивидуальном строительстве вполне достаточно бухты вязальной проволоки, крючка и данной инструкции.

Технология, как правильно вязать арматуру, имеет следующую последовательность операций:

  • от бухты отрезается кусок проволоки 20-25 см для диаметров стержней 8 – 16 мм;
  • изгибается пополам, заводится под нахлест прутков по диагонали;
  • жало крючка продевается в петлю;
  • проволочный хомут натягивается;
  • свободный край укладывается на ложе крючка;
  • вращением жала инструмента создается скрутка в 3-4 оборота;
  • после извлечения крючка свободные концы отгибаются внутрь каркаса;

Подобная технология подходит для всех фундаментов, отличаются лишь схемы расположения стержней внутри арматурных конструкций.

Важно! При использовании арматуры от 25 мм сварка стыков является обязательным условием. Связанные проволочными скрутками перекрестия в этом случае могут отламываться под тяжестью конструкционного материала.

Ленточный фундамент

Перед тем, как сделать каркас из арматуры для ленточного фундамента, необходимо учесть основные ошибки самостоятельных застройщиков:

  • прямые прутки в углах соединены перехлестом;
  • каркасы стоят на подбетонке на вертикальных стержнях;
  • в сечении бетонной конструкции арматуры меньше 0,1%;
  • не обеспечен боковой защитный слой, прутки соприкасаются на отдельных участках с опалубкой.

Нельзя армировать углы ленточного фундамента простым перехлестом прутков. Армирование производится по специальным схемам анкеровки, представленным ниже.

При армировании ленты следует учитывать особенности этого фундамента:

  • при бетонировании МЗЛФ связать арматурный каркас можно внутри опалубки, используя стержни, хомуты и анкеры;
  • ленты глубокого заложения армируются перед монтажом щитов, так как проникнуть внутрь опалубки не сложно;
  • каркасы можно изготовить в пятне застройки, разместить их по месту в опалубку, после чего, усилить Г-образными или П-образными анкерами в углах;
  • подбетонка снижает минимальный размер защитного слоя бетона у подошвы конструкции с 5 см до 2-3 см, для создания нижнего защитного слоя используются специальные пластиковые подставки – “стаканы”;
  • при наращивании продольных прутков необходимо обеспечить нахлест от 20 диаметров арматуры, но не менее 25 см;
  • запрещено укладывать нижний пояс на камни, кирпичи, обрезки арматуры, допускаются исключительно пластиковые или бетонные прокладки;
  • соединения арматуры внахлест должны быть разнесены в разбежку, так чтобы в одном сечении не соединялось более половины сечения всей продольной арматуры.
  • существует минимальный процент содержания арматуры в поперечном сечении ленточного фундамента, равный 0,1%;

Схемы армирования углов ленточного фундамента.

Важно! Хомуты (поперечные горизонтальные и вертикальные прутки) необходимы в основном для придания каркасам необходимой пространственной геометрии. Поэтому арматура считается конструкционной, не испытывает нагрузок при эксплуатации. Диаметр принимается равным 6 и 8 мм для длины менее 80 см и более 80 см, соответственно.

Более подробная информация в статье: Схемы армирования ленточного фундамента.

Плитный фундамент

Поскольку плавающая плита считается самым дорогостоящим фундаментом, в средней части конструкции может использоваться разряженное армирование. Однако этот метод экономии материалов требует профессионального расчета в специальных программах. Поэтому индивидуальные застройщики чаще всего используют арматурные сетки с одинаковой ячейкой.

Правильно вязать арматуру в сетки не сложно, однако, не обладающие опытом и профильным образованием любители допускают ошибки:

Чтобы собрать арматурный каркас плиты, верхнюю сетку необходимо зафиксировать на некотором расстоянии над нижним поясом. Для этого применяются столики, лягушки, пауки, прочие элементы с отогнутыми лапками для опирания на нижние ячейки, полками, поддерживающими верхний слой.

Паук из арматуры диаметром 8 мм.

При изгибании арматуры на объекте запрещено нагревать прутки газосваркой. Должны использоваться гибочные станки или обоймы, обеспечивающие нужный радиус изгиба. В местах расположения несущих стен плитный фундамент усиливается дополнительной арматурой, т.е. шаг ячейки уменьшается вдвое.

В плитах с ребрами жесткости под несущими стенами располагаются каркасы по аналогии с ленточными фундаментами, ростверками. Их жестко связывают с сетками плиты, обеспечивают стандартные защитные слои бетона.

Более подробная информация в статье: Как правильно вязать арматуру для монолитной плиты.

Ростверк

Внешняя схожесть ростверка с ленточным фундаментом приводит к ошибкам самостоятельного армирования. Лента испытывает растяжения в подошве от сборных нагрузок коттеджа, в верхней части от вспучивания грунтов. На ростверк силы пучения не действуют никогда, поскольку он отделяется от земли сминаемым слоем пенополистирола или воздушным зазором 10 – 20 см. Однако здесь возникает изгибающий момент в вертикальном направлении в местах жесткого защемления стоек в балки.

Важно! Для ростверка недостаточно сделать стандартный каркас из обвязанных хомутами продольных стержней. Нужно дополнительно усилить верхний ряд возле колонн (сваи и столбы), весь нижний пояс.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Рекомендации, как правильно вязать арматурные стыки, относятся только к стальным стержням. Не рекомендуется использовать в фундаментах композитную арматуру, которая при появлении растягивающих усилий вначале удлиняется, лишь затем начинает воспринимать нагрузки. Это чревато раскрытием трещин в подошве верхней части бетонных балок фундамента, из которых состоит ростверк.

Рекомендуем прочитать: Армирование ростверка свайного фундамента.

Столбы и сваи

Конструкция каркасов, использующихся в монолитных железобетонных столбах и сваях схожа с армопоясами ленты и ростверка. Форма сечения может быть нескольких типов:

  • при использовании трубчатой опалубки можно сделать каркас квадратного или круглого сечения;
  • если столбчатый фундамент заливается в щитовую опалубку, хомуты для связки вертикальных стержней имеют квадратную или прямоугольную форму.
  • минимальное число продольных прутков в одном столбе или свае равно 4.

Вязка каркаса для сваи.

Нижняя часть бутобетонных столбов не армируется, так как прутки мешают укладывать внутрь опалубки камни крупного размера. Оголовки бутобетонного столба (1 м от устья) заливается товарным бетоном, армируется коротким каркасом.

На вертикальных стержнях отгибаются под прямым углом лапки для жесткой связки стоек с балками решетчатого ростверка. При этом часть из них должна быть привязана к нижнему поясу, оставшиеся – к верхнему.

Сделать каркас лучше всего самостоятельно, используя проволочные скрутки. В готовых изделиях, которые выпускаются для столбчатых фундаментов, буронабивных свай, все стыки сварные. Это обусловлено высокой технологичностью сварки в сравнении с проволочной обвязкой.

Рекомендуем прочитать: Армирование буронабивных свай.

Таким образом, правильно вязать арматурные сетки и каркасы можно самостоятельно в пятне застройки. Для каждого типа фундамента существуют нюансы, изменяются значения защитного слоя бетона. Самым сложным моментом традиционно является анкеровка углов, усиление зон продавливания, растяжения.

Как вязать арматуру для фундамента, схема вязки в углах, использование крючка и обвязочного пистолета

Содержание:

  • 1 Способы вязки арматуры
  • 2 Ручная вязка
  • 3 Автоматизация процедуры
  • 4 Очерёдность действий в процессе вязки

Прочность фундамента влияет на надёжность удерживаемой конструкции. Прочность достигается за счёт качественного бетона и армирования основы. Для этого используется стальная проволока требуемого сечения, соединяемая в металлический каркас. Сегодня мы научимся вязать арматуру для фундамента, рассмотрим, что для этого требуется. Также читайте: «Какая арматура нужна для фундамента».

Способы вязки арматуры

Сначала определим, какую проволоку лучше использовать для вязки армирующего каркаса. Оптимальное сечение 1,2-1,4 мм. Более тонкий вариант непрочен, а проволока с большим сечением сложна в использовании.

Различают три способа, которыми можно сформировать каркас фундамента – сваривание, соединение на проволоку и фиксация пластиковыми хомутами. При кажущейся простоте, оперативности, сварка не самое лучшее решение. Связано это с потребностью привлечения стороннего специалиста, услуги которого придётся оплачивать и с тем, что прочность арматуры и каркаса на её основе при сваривании снижается, что может иметь негативные последствия.

Стоит помнить о том, что уплотнение бетонного раствора с помощью вибраторов приводит к деформированию сварных соединений и даже разрушению. С этим связан факт, что подобный метод используется очень редко, а на смену ему приходят другие, более совершенные технологии.

Всё более популярным вариантом соединения арматуры становится фиксация пластиковыми хомутами. Процедура не нуждается в подготовке и наличия специализированного оборудования. Всё что нужно – затянуть хомуты в тех местах, где пересекаются прутья арматуры. Сам пластик характеризуется прочностными параметрами, стоек к коррозионным проявлениям, выдерживает значительную нагрузку.

Ручная вязка

Не менее актуален вариант со связыванием арматуры стальной проволокой. При незначительном объёме строительства операции проводятся ручным методом используя пассатижи или крюк, выполненный из толстой проволоки. Для большого объема работ целесообразно задействовать – винтовой крюк, а ещё лучше пистолет.

Ручная вязка подразумевает предварительную подготовку проволоки и нарезку на куски нужной длины. Затем её сворачивают вдвое – получается подобие петли, и продевают между арматурными элементами, затягивая до нужного уровня прочности.

При использовании крюка скручивание происходит за счёт вращения рукояти. Винтовой крюк предусматривает совершение поступательных движений вверх-вниз. Использование этих приспособлений экономит время вязки и делает сам процесс проще.

Автоматизация процедуры

Покупка вязального пистолета оправдана в ситуации, когда требуется вязать арматуру в большом объёме – стоимость его велика, поэтому для иных ситуаций его покупка не оправдана.

Пистолет способен работать с проволокой сечением 0,8-1,5 мм – зависит от марки аппарата и его производителя. У этого инструмента есть рядом достоинств:

  • Оперативность связывания – одно соединение занимает до 0,8 с;
  • Незначительный вес аппарата позволяет обойтись без привлечения дополнительной рабочей силы – придерживать конструкцию можно второй рукой;
  • Интегрированная система регулировки длины проволоки на одно соединение минимизирует отходы, а выбор усилия закручивания обеспечивает равномерное распределение напряжения внутри всей конструкции;
  • Работа с арматурой разного диаметра.

Процесс связывания проходит следующим образом: выходя из встроенной внутрь катушки, проволока проходит по направляющим между элементами каркаса, формируя при этом требуемое число витков. После этого приходит в действие специальный механизм, выполняющий скрутку и обрезающий излишек проволоки.

Очерёдность действий в процессе вязки

Поговорим подробно о порядке вязки арматуру для ленточного фундамента. Речь будет идти о ручной вязке, работы по которой проводят в такой очерёдности.

В первую очередь формируют схему каркаса, принимая во внимание габариты постройки и ту нагрузку, которая будет восприниматься фундаментом.

Подбирают число поясов армирования – этот фактор зависит от длины ленточного фундамента и высоты. При незначительных нагрузках использование дополнительных прутьев в рамках одного пояса нецелесообразно, а схема имеет формат куба, каждый из сегментов которого состоит из 8 креплений. Шаг вязки по фундаменту, равно как и высота формируемого сегмента идентичны – 30 см. Процесс вязки включает в себя следующее:

  • Проволоку нарезают на куски 30 см длиной;
  • Складывают вдвое;
  • Подводят под участок соединения двух прутьев цельной стороной вперёд;
  • Цепляют петлю крюком, оборачивают арматуру;
  • Укладывают свободный конец на крюк, начинают скрутку;
  • Проворачивают инструмент по часовой стрелке;
  • Извлекают крюк, переходят к формированию следующего соединения.

Не перетягивайте проволоку, поскольку это приведет к разрыву.

Ничего сверхсложного в процедуре вязки арматуры фундамента ленточного типа нет. Выполнение работы не требует особых познаний, навыков и специального инструмента. Главное не проявлять чрезмерной поспешности, соблюдать те советы и правила, о которых мы рассказали.

схема действий, вязка и армирование

Главная » Строительство фундамента под дом, дачу и гараж

Ленточный фундамент

– самый востребованный и популярный вид несущей системы в индивидуальном строительстве. Эти конструкции надежны, практичны и долговечны. Однако реализовать эти преимущества можно только при соблюдении технологии монтажа на каждом этапе. Один из них — армирование. Наиболее ответственными точками являются углы, принимающие на себя максимальные вертикальные нагрузки.

Содержание

  1. Необходимость армирования углов ленточного фундамента
  2. Схема действий
  3. Правильная вязка и усиление углов
  4. Армирование устоев
  5. Распространенные ошибки и полезные советы по армированию углов
  6. 19 ленточного фундамента

    Наибольшая нагрузка приходится на углы ленточного фундамента

    Бетон – очень прочный материал, выдерживающий высокие сжимающие нагрузки. Однако и у него есть свой запас прочности, особенно когда речь идет о нагрузках на кручение и разрушение. Именно они приходятся на углы систем поддержки ремня.

    Необходимость правильного армирования этих участков обусловлена ​​следующими факторами:

    • Неравномерное давление на разные стороны основания. Это приводит к нагрузке на суставы. Металлический каркас может компенсировать и нейтрализовать их.
    • Концентрация линейных нагрузок. Они переносятся по монолитному поясу в углы, где достигают значительных значений.

    Стальная рама действует как жесткая и упругая рама, которая нейтрализует давление, оказываемое зданием и землей на опорную систему.

    Схема действий

    Способы усиления углов П-образными хомутами

    Достижение прочности углового узла каркаса ленточного фундамента достигается правильным применением существующих и проверенных технологий.

    Существуют такие способы углового соединения арматуры:

    • Внахлест. Свободные концы внешнего и внутреннего горизонтальных стержней загнуты и наложены на противоположные по ориентации линии. Дополнительную прочность обеспечивают мосты.
    • Г-образные зажимы. Здесь переход от наружной продольной арматуры к внутренней также осуществляется с помощью соединения внахлест. Получившийся узел закрепляют Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
    • U-образный зажим. Внутренние и внешние линии изогнуты в П-образные контуры, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается самым прочным и надежным узлом.
    • Тупой угол. Такие соединения не несут высокой нагрузки, но и требуют внимания. Соединение осуществляется путем прохождения наружных и наружных стержней в противоположные стороны с нахлестом 50 см. При этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.

    При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одинаковую технологию вязки уголков арматуры. Это позволит создать равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если лента заливается на ростверк, эти участки все равно остаются критическими с точки зрения нагрузки.

    Правильная вязка и усиление углов

    Сварку использовать нельзя. Вместо него для соединения арматуры используется проволока

    . Соединение стержней целесообразно обжимать стержнями с помощью проволочных или пластиковых стяжек. Сварка не рекомендуется по двум причинам. Первая заключается в том, что после сильного нагрева металл становится гибким и хрупким. Второй минус – под накипью развивается ржавчина, которая со временем разрушает соединение.

    Для вязания необходимо использовать проволоку толщиной 1-1,3 мм в мотках или зажимах от готовых зажимов. Скрутить проволоку можно плоскогубцами, ручным крючком или беспроводным полуавтоматическим пистолетом. С пластиковыми стяжками работать проще и быстрее, но такой вариант не очень прочный и дорогой.

    Изгиб угловых фрагментов следует производить без предварительного нагрева арматуры, с помощью станка или тисков. После выполнения соединений на боковые и нижние фрагменты каркаса устанавливаются распорки. Лучшим вариантом являются звездочки, которые крепятся без клея или сварки. Бетон тяжелый и вязкий, а жесткая фиксация армирующей конструкции не позволит ему съехать в стороны при заливке раствора.

    При установке каркаса необходимо соблюдать дистанцию ​​не только между внутренней и внешней линиями. Вертикальные перемычки следует устанавливать с шагом 40-80 см, а по углам — 20-40 см друг от друга. Основные стержни выбирают диаметром 10-16 см, а вспомогательные — 6-10 мм. Желательно выбирать арматуру с рифленой поверхностью, обеспечивающей наилучшее сцепление с вязальной проволокой и бетоном. Обратите внимание на металлическую маркировку. «С» означает, что его можно сваривать, а «К» означает, что он устойчив к коррозии.

    Армирование устоев

    Схема армирования углов ленточного фундамента аналогична способам, которые применяются при соединении стержней в острых, прямых и тупых углах.

    В местах примыкания внутренних фрагментов к периметру фундамента применяют следующие способы соединения:

    • внахлест;
    • Г-образные зажимы;
    • П-образные зажимы.

    Соединение осуществляется аналогично фасонкам, только все действия выполняются дважды, в зеркальной ориентации. Кроме того, стыки усилены продольными фрагментами, проходящими по внутреннему и внешнему стержням.

    Распространенные ошибки и полезные советы

    Стыковая сварка арматуры приводит к ржавчине

    Основные ошибки, наиболее часто встречающиеся при армировании ленточной несущей системы:

    • работа без чертежа и предварительных расчетов, что приводит к трудностям при сборке и нарушениям ее технологии;
    • усиление угловых зон вязкостными стержнями из продольных стержней под прямым углом;
    • установка гнутых элементов без анкеровки;
    • сварка арматуры встык, что является крайне ненадежным вариантом;
    • вязание перекрестий без применения складок и нахлестов;
    • применение сварки для металла, не предназначенного для этого;
    • использование железных деталей или материалов, впитывающих влагу, в качестве опор и распорок — это приводит к повреждению рамы ржавчиной;
    • усиление фундамента стержнями сомнительного происхождения или не имеющими недостаточного запаса прочности;
    • сборка из металла, покрытого ржавчиной и предварительно не обработанного от коррозии;
    • забивка вертикальных элементов каркаса в грунт через дренаж и гидроизоляцию.

    Ошибки армирования являются причинами появления трещин в углах основания, дорогостоящего ремонта, перекосов и возможного обрушения конструкции.

    расчет и схема вязания арматуры, как правильно вязать

    Любое здание не может обойтись без надежного и крепкого фундамента. Строительство фундамента – самый ответственный и трудоемкий этап. Но при этом должны быть соблюдены все правила и требования по укреплению фундамента. С этой целью возводят ленточный фундамент, который способен сделать основание строения прочным и надежным. Стоит более подробно рассмотреть особенности ленточного фундамента, а также технологию армирования конструкции.

    Особенности

    Ленточный фундамент представляет собой монолитную бетонную ленту без зазоров в дверных проемах, которая становится основой для возведения всех стен и перегородок строения. Основой ленточной конструкции является бетонный раствор, который изготавливается из цемента марки М250, воды, песчаной смеси. Для ее твердения используется арматурный каркас, выполненный из металлических стержней разного диаметра. Лента углубляется на определенное расстояние в почву, одновременно выступая над поверхностью. Но ленточный фундамент подвергается серьезным нагрузкам (движение грунтовых вод, массивная конструкция).

      В любой ситуации нужно быть готовым к тому, что различные негативные воздействия на конструкции могут сказаться на состоянии фундамента. Поэтому, если армирование выполнено неправильно, при первой же малейшей угрозе фундамент может обрушиться, что приведет к разрушению всей конструкции.

      Армирование имеет следующие преимущества:

      • предотвращает проседание грунта под зданием;
      • положительно влияет на звукоизоляционные качества фундамента;
      • повышает устойчивость фундамента к резким перепадам температурного режима.

      Требования

      Расчеты армирующих материалов и схем армирования проводятся в соответствии с правилами действующих СНиП 52-01-2003. В сертификате есть определенные правила и требования, которые необходимо соблюдать при армировании ленточного фундамента. Основными показателями прочности бетонных конструкций являются коэффициенты сопротивления сжатию, растяжению и поперечному разрушению. В зависимости от установленных нормируемых показателей бетона выбирают определенную марку и группу. Выполняя армирование ленточного фундамента, определяют тип и контролируемые показатели качества армирующего материала. Согласно ГОСТ допускается применение горячекатаной строительной арматуры повторяющегося профиля. Клапанная группа выбирается в зависимости от предела текучести при максимальных нагрузках, она должна обладать пластичностью, коррозионной стойкостью и низкотемпературными показателями.

      Виды

      Для армирования ленточного основания используются два вида стержней. Для осевых, которые несут ключевую нагрузку, требуется класс AII или III. При этом профиль должен быть ребристым, потому что он имеет наилучшее сцепление с бетонным раствором, а также в соответствии с нормой передает нагрузку. Для надстроечных перемычек применяют более дешевую арматуру: гладкую марки АИ, толщина которой может быть 6–8 миллиметров. В последнее время стала пользоваться большим спросом арматура из стеклопластика, поскольку она обладает лучшими прочностными свойствами и долгим сроком службы.

      Большинство проектировщиков не рекомендуют его использовать для фундаментов жилых помещений. По правилам это должны быть железобетонные конструкции. Особенности таких строительных материалов известны давно. Разработаны специализированные армирующие профили, которые способствуют тому, что бетон и металл объединяются в цельную конструкцию. Как поведет себя бетон со стекловолокном, насколько надежно эта арматура будет соединяться с бетонной смесью и будет ли эта пара успешно справляться с различными нагрузками – все это малоизвестно и практически не испробовано. Если есть желание поэкспериментировать, можно использовать стеклопластиковую или железобетонную арматуру.

      Оплата

      Расход арматуры необходимо производить на этапе планирования чертежей фундамента, чтобы в дальнейшем точно знать, сколько потребуется строительного материала. Стоит ознакомиться с тем, как рассчитать количество арматуры для мелкозаглубленного основания высотой 70 см и шириной 40 см. Сначала нужно установить внешний вид металлического каркаса. Он будет выполнен из верхнего и нижнего армопоясов, в каждом по 3 арматурных стержня. Промежуток между стержнями будет 10 см, также нужно добавить еще 10 см для защитного бетонного слоя. Соединение будет производиться путем варки одинаковых по параметрам отрезков арматуры с шагом 30 см. Диаметр арматуры 12 мм, группа А3.

      Расчет необходимого количества арматуры выглядит следующим образом:

      • Для определения расхода стержней на осевой пояс необходимо произвести расчет периметра фундамента. Необходимо взять условное помещение периметром 50 м. Так как в двух армопоясах по 3 бруска (всего 6 штук), то расход составит: 50х6=300 метров;
      • Теперь необходимо рассчитать, сколько соединений потребуется для соединения ремней. Для этого необходимо общий периметр разделить на шаг между перемычками: 50:0,3=167 штук;
      • при соблюдении определенной толщины ограждающего слоя бетона (около 5 см), размер перпендикулярной перемычки составит 60 см, а осевой — 30 см. Количество отдельных перемычек на одно подключение – 2 шт.;
      • необходимо рассчитать расход брусков на осевые перемычки: 167х0,6х2 = 200,4 м;
      • расход изделий на перпендикулярные перемычки: 167х0,3х2 = 100,2м.

      В итоге расчет армирующих материалов показал, что общая сумма затрат составит 600,6м. Но эта цифра неубедительна, приобретать изделия необходимо с запасом (10–15%), так как необходимо выполнить усиление фундамента в угловых зонах.

      Схема

      Постоянное движение грунтов оказывает самое серьезное давление на ленточный фундамент. Чтобы стойко выдерживать такие нагрузки, а также устранять источники образования трещин на этапе планирования, специалисты рекомендуют позаботиться о правильно подобранной схеме армирования. Схема армирования фундамента представляет собой определенное расположение осевых и перпендикулярных стержней, которые собираются в единую конструкцию.

      В СНиП № 52-01-2003 четко прописано, как укладывать армирующие материалы в фундамент, с каким шагом в разные стороны.

      Стоит учитывать следующие правила из этого документа:

      • шаг укладки стержней зависит от диаметра арматуры, размеров гравийных гранул, способа укладки бетонного раствора и его уплотнения;
      • Шаг наклепа — расстояние, равное двум высотам сечения армирующей ленты, но не более 40 см;
      • поперечная закалка — это расстояние между стержнями равно половине ширины самого сечения (не более 30 см).

      При принятии решения о схеме армирования необходимо учитывать тот факт, что в опалубку монтируется каркас в сборе целиком, а внутри будут завязываться только угловые секции. Количество осевых армированных слоев должно быть не менее 3 по всему контуру фундамента, т. к. заранее определить участки с наибольшими нагрузками невозможно. Наиболее популярными являются схемы, в которых соединение арматуры осуществляется таким образом, что образуются ячейки геометрических фигур. В этом случае прочный и надежный фундаментный фундамент гарантирован.

      Технологические работы

      Армирование ленточного фундамента выполняется с соблюдением следующих правил:

      • Для функциональной арматуры применяют стержни группы А400, но не ниже;
      • сварку в качестве соединения специалисты не рекомендуют, так как она затупляет сечение;
      • по углам арматура окантована, но не приварена;
      • резьбовые фитинги для хомутов не допускаются;
      • необходимо строго выполнять защитный слой бетона (4–5 см), т. к. это защита металлических изделий от коррозии;
      • при выполнении каркасов стержни в осевом направлении соединяют внахлест, который должен быть не менее 20 диаметров стержней и не менее 25 см;
      • При частом размещении металлических изделий необходимо соблюдать размер заполнителя в бетонном растворе, он не должен застревать между стержнями.

      Подготовительные работы

      Перед началом работы необходимо очистить рабочую зону от различного мусора и мешающих предметов. По заранее подготовленной разметке выкапывается траншея, которую можно сделать вручную или с помощью специализированной техники. Чтобы стены оставались в идеально ровном состоянии, рекомендуется монтировать опалубку. В основном каркас помещают в траншею вместе с опалубкой. После этого заливается бетон, а конструкция в обязательном порядке гидроизолируется листами рубероида.

      Способы вязки арматуры

      Схема упрочнения ленточного фундамента допускает соединение стержней пучковым способом. Связанный металлический каркас имеет повышенную прочность по сравнению со сварным вариантом. Это происходит из-за того, что увеличивается риск пригорания изделий из металла. Но это не относится к фабричным изделиям. Допускается ускорение работ по выполнению армирования на прямых участках сваркой. А вот армирование уголков производится только с применением вязальной проволоки.

      Перед тем как вязать арматуру нужно подготовить необходимые инструменты и стройматериалы.

      Существует два способа связывания металлических изделий:

      • специализированный крючок;
      • вязальная машина.

      Первый способ подходит для небольших объемов. Укладка арматуры в этом случае займет слишком много времени и сил. В качестве соединительного материала используется отожженная проволока диаметром 0,8–1,4 мм. Использование других строительных материалов запрещено. Арматуру можно соединить отдельно, а затем опустить в траншею. Или выполнить вязку арматуры внутри ямы. Оба пути рациональны, но есть некоторые отличия. Если делать на поверхности земли, то можно справиться самостоятельно, а в траншее понадобится помощник.

      Как вязать арматуру по углам ленточного фундамента?

      Для угловых стен используются несколько способов крепления.

      • Лапа. Для проведения работ на конце каждого стержня делается лапка под углом 90 градусов. В этом случае удочка напоминает кочергу. Размер стопы должен быть не менее 35 диаметров. Изогнутый участок стержня соединен с соответствующим вертикальным участком. В результате получается, что внешние бруски каркаса одной стены крепятся к наружным стенкам другой стены, а внутренние присоединяются к наружным.
      • Использование L-образных зажимов. Принцип выполнения аналогичен предыдущей вариации. Но здесь не нужно делать стопу, а взять специальный Г-образный элемент, величина которого не меньше 50 диаметров. Одна часть привязывается к металлическому каркасу одной поверхности стены, а вторая – к вертикальному металлическому каркасу. При этом внутренний и внешний хомуты соединяются. Шаг хомутов должен составлять ¾ от высоты стены подвала.
      • С использованием П-образных зажимов. На уголок вам понадобится 2 зажима, размер которых 50 диаметров. Каждый из хомутов приварен к 2 параллельным стержням и 1 перпендикулярному стержню.

      О том, как правильно армировать углы ленточного фундамента, смотрите в следующем видео.

      Как выполнить армирование под тупыми углами?

      Для этого внешний стержень изгибается до определенного значения градуса и к нему прикрепляется дополнительный стержень для качественного усиления прочности. Внутренние спецэлементы соединены с внешними.

      Как связать арматурную конструкцию своими руками?

      Стоит рассмотреть подробнее, как выполняется вязка арматуры на поверхности земли. Сначала делаются только прямые участки сетки, после чего конструкция устанавливается в траншею, где армируются углы. Готовятся сегменты арматуры. Стандартная величина стержней 6 метров, по возможности их лучше не трогать. Если вы не уверены в собственных силах, что справитесь с такими удилищами, их можно разрезать пополам.

      Специалисты рекомендуют начинать вязать арматурные прутья с самой короткой планки-основы. , что дает возможность приобрести определенный опыт и навык, в дальнейшем будет легче справляться с длинными конструкциями. Резать их нежелательно, так как это увеличит расход металла и снизит прочность фундамента. Параметры заготовок следует рассматривать на примере фундамента, высота которого составляет 120 см, а ширина – 40 см. Арматурные изделия следует заливать со всех сторон бетонной смесью (толщиной около 5 см), которая является исходной условие. Учитывая эти данные, чистые параметры армирующего металлического каркаса должны быть не более 110 см в высоту, 30 см в ширину. Для вязки прибавьте по 2 сантиметра с каждой грани, это нужно для нахлеста. Поэтому заготовки для горизонтальных перемычек должны иметь размер 34 сантиметра, заготовки для осевых перемычек должны быть 144 сантиметра.

      После расчетов вязальной закалки конструкция выглядит следующим образом:

      • следует выбрать ровный участок земли, положить два длинных стержня, концы которых необходимо обрезать;
      • на расстоянии 20 см от торцов, по крайним краям крепятся горизонтальные распорки. Для обвязки потребуется проволока 20 см. Его складывают пополам, протягивают под обвязку и затягивают крючком. Но затягивать надо осторожно, чтобы не оборвалась проволока;
      • На расстоянии около 50 см поочередно крепятся остальные горизонтальные стойки. Когда все будет готово, конструкцию убирают на свободное место и проводят обвязку еще одного каркаса идентичным образом. В результате получатся верхняя и нижняя части, которые необходимо соединить между собой;
      • то нужно установить упоры для двух частей сетки, можно упереть их в разные предметы. Главное, соблюдать, чтобы сопряженные конструкции имели надежное расположение профиля, расстояние между ними должно быть равно высоте присоединяемой арматуры;
      • на концах крепятся две осевые стойки, параметры которых уже известны. Когда каркасное изделие будет напоминать готовое устройство, можно приступать к обвязке оставшихся кусков арматуры. Все процедуры выполняются с проверкой габаритов конструкции, хотя заготовки делаются одинаковых габаритов, лишняя проверка не помешает;
      • таким же способом скрепляются все остальные прямые участки рамы;
      • На дно траншеи укладывается прокладка, высота которой не менее 5 см, и на нее будет укладываться нижняя часть сетки. Устанавливаются боковые опоры, сетка монтируется в правильном положении;
      • убраны параметры незащищенных стыковочных узлов и углов, подготовлены отрезки арматуры для соединения металлокаркаса в общую систему. Стоит отметить, что нахлест концов арматуры должен быть не менее 50 диаметров стержня;
      • привязывается нижний виток, после перпендикулярных стоек и к ним привязывается верхний виток. Проверяется расстояние арматуры до всех граней опалубки. На этом затвердевание конструкции заканчивается, теперь можно приступать к заливке фундамента бетонной смесью.

      Арматура вязальная со специализированным приспособлением

      Для изготовления такого механизма потребуется несколько досок толщиной 20 миллиметров.

      Сам процесс выглядит следующим образом:

      • Отрезаются 4 доски по размеру арматуры, они соединяются по 2 штуки на расстоянии, равном шагу вертикальных стоек. В итоге должны получиться две доски одинакового рисунка. Необходимо следить за тем, чтобы разметка расстояния между планками была одинаковой, иначе не получится осевое расположение соединительных спецэлементов;
      • Делаются 2 вертикальные опоры, высота которых должна быть равна высоте арматурной сетки. Выборки должны иметь профильные угловые опоры, которые не позволят им перевернуться. Готовая конструкция проверяется на прочность;
      • ножки опоры устанавливаются на 2 доски с накаткой, а две крайние доски размещаются на верхней полке опоры. Фиксация производится любым удобным способом.

      В результате должна быть сформирована модель армирующей сетки; теперь работу можно проводить без посторонней помощи. Вертикальные прогоны арматуры устанавливаются на запланированные участки, и их положение заранее фиксируется с помощью обычных гвоздей на определенное время. На каждой горизонтальной металлической перемычке установлен стержень арматуры. Эта процедура выполняется со всех сторон рамы. Если все сделано правильно, можно приступать к вязанию проволокой и крючком. Конструкцию необходимо выполнять, если в наличии имеются такие же участки сетки из армирующих изделий.

      Вязание армированной сетки в траншее

      Работа в траншее затруднена из-за тесноты.

      Необходимо тщательно продумать схему вязания каждого спецэлемента.

      • На дно траншеи уложат камни или кирпичи высотой не более 5 см, они приподнимут металлические изделия от земли и позволят бетону закрыть арматурные изделия со всех граней. Расстояние между кирпичами должно быть равно ширине сетки.
      • Продольные стержни размещаются поверх камней. Горизонтальные и вертикальные прутья следует нарезать по необходимым параметрам.
      • Начните формировать основу каркаса с одной стороны фундамента. Работу будет легче выполнить, если заранее привязать к стержням горизонтальные стойки. Помощник должен поддерживать концы стержней, пока они не установлены в правильном положении.
      • Выполняется поочередная вязка арматуры, расстояние между элементами распорки должно быть не менее 50 см. Таким же образом соединяется арматура на всех прямых участках фундаментной ленты.
      • Проверяются параметры и пространственное расположение каркаса, при необходимости ситуацию нужно исправить, не допускать касания металлических изделий к опалубке.

      Советы

      Следует ознакомиться с многочисленными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

      • Изначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут производиться расчеты для определения нагрузки на фундамент.
      • При изготовлении опалубки не должно образовываться зазоров, иначе через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
      • Грунт должен быть гидроизолирован, при его отсутствии качество плиты снизится.
      • Запрещается контакт арматурных стержней с грунтом; такой контакт приведет к появлению ржавчины.
        • Если армирование каркаса решено выполнять сваркой, то лучше использовать стержни с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под воздействием температурных режимов не теряю мои технические характеристики.
        • Не рекомендуется использовать гладкие стержни для армирования.