Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками. Как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата


сборка приборов для точечной и контактной сварки

Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата для контактной сварки. Его можно сделать самостоятельно, если знать все тонкости.

А еще мы расскажем, как сделать споттер из сварочного аппарата. Под данным названием понимается аппарат для точечной сварки, когда нужно выполнять рихтовочные работы с тонким металлом.

Когда нужен споттер?

Собрать споттер своими руками из сварочного аппарата потребуется прежде всего мастерам, имеющим дело с автомобильным ремонтом, особенно, кузовными работами. Детали кузова имеют очень сложное строение, преимущественно выполнить рихтовку невозможно без необходимости снятия детали. А использование точечного вида сварки позволяет опустить процесс демонтажа автомобильных деталей и провести рихтовку, даже наиболее сложных поверхностей.

Контактная сварка и аппараты для ее проведения своими руками

Контактная сварка – это сварочный метод, выполняемый с помощью электрического тока, в тот момент, когда он проходит сквозь промежуток контакта соединяемых металлов под действием сжимающегося давления. Ее принцип заключается в том, что при подаче электротока в месте соединения двух деталей появляется дуга, которая их плавит. При этом длительность воздействия сварочного тока при контактном соединении минимальная. Ключевыми параметрами контактной сварки можно назвать:

  • силу тока;
  • величину сжатия металлов в контактной зоне;
  • время приложения тока.

Контактная сварка может быть:

  • рельефной;
  • шовной;
  • стыковой;
  • точечной.

Споттер из сварочного аппарата предназначается для выполнения сварки последнего вида. Его, а также аппараты стыковой сварки, чаще всего применяют для бытовых нужд, также их можно собрать и своими руками.

Однако нужно перед работой определиться, будет ли аппарат переносным или стационарным и определиться и с его параметрами:

  • количеством и видом электродов;
  • напряжением;
  • видом сварочного тока и его силой;
  • длительностью сварочного импульса.

Споттеры и другие аппараты для проведения контактной сварки состоят из электрической и механической части. Электрическая часть включает в себя:

  • контактный блок;
  • источник сварочного тока;
  • систему регулирования параметров.

А вот механическая составляющая обеспечивает приложение сжимающей нагрузки и крепление заготовок, которые вы соединяете.

Аппаратура для точечной сварки с помощью споттера

Сварочный трансформатор под споттер, предназначенный для точечных работ, несколько отличается от классической конструкции. Если в дуговой сварке соединение происходит с помощью разогрева места соприкосновения деталей электрической дугой, то в точечной контактной сварке оно разогревается за счет выделения тепла при сопротивлении электрод-металл. Если режим был выбран неправильно, может произойти залипание электрода, случится короткое замыкание и аппарат придет в негодность.

Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали, которое должно составлять до секунды. Кроме того, они должны быть сделаны своими руками из расчета на большой ток и малое напряжение.

Трансформатор при этом должен быть в состоянии подавать больше тока для хорошего прогрева сварочной зоны.

Споттер из сварочного аппарата можно сделать с минимальными затратами в плане материалов и времени, и все это в домашних условиях своими руками. Например, если для обычного сварочного аппарата требуется напряжение холостого хода от 70 В, то для точечной сварки достаточно максимум 6 В. Нужно будет сделать новую обмотку или передать своими руками старую. Шину же можно применять для намотки низковольтной обмотки.

Типы трансформаторов

Трансформаторы бывают нескольких типов:

  • ш-образные;
  • тороидальные;
  • стержневые.

Тороидальные трансформаторы имеют минимум веса, но и большую трудоемкость. В зависимости от тока сварки определяется сечение провода. Для точечной контактной сварки нужен ток как минимум в 1000 А. Если плотность тока составит 8 А на квадратный мм, то площадь сечения провода должна быть как минимум 120 квадратных мм. Шина такого сечения сложна в плане применения, поэтому, если аппарат вы не планируете использовать долго, его можно сократить, но максимум до 80 квадратных мм.

Сечение можно получить, сложив несколько шин вместе с меньшим сечением. Чтобы работы было проще выполнять своими руками, сложенные провода обмотайте изоляцией. Количество витков зависит от способа наматывания пробной обмотки. Как правило, нужно до 10 витков.

Затем трансформатор включают в сеть и измеряют напряжение первой обмотки. Полученное значение поделите на количество витков, и вы будете знать, сколько витков провода потребуется для получения напряжения в 1 В. Поскольку нам нужно 6 В, то умножаем число на 6 и получаем нужное значение. А количество провода для выполнения своими руками обмотки можно высчитывать, зная такие показатели, как:

  • количество витков;
  • длину выводов;
  • диаметр обмотки.

Если у вас не получается вместить обмотку, то уберите старую, лучше всего это делать, не разбирая сердечник. При работе старайтесь не навредить старой обмотке. Ее размещение зависит от типа сердечника. Если трансформатор броневой или тороидальный, то проблемы встречаются редко, а вот размещение на стержневом варианте вызывает трудности. Так, обмотка может быть намотана на один стержень, но так лучше не делать, чтобы не испортить трансформатор. Лучше ее поделить надвое и намотать по отдельности на каждый стержень.

Соединение обмоток для споттера

Обмотки соединяются последовательно, чтобы в итоге мы получили удвоенное напряжение каждой из них. То есть, обе должны выдавать по 3 В. Также их можно соединять и параллельно, и напряжение останется прежним, а допустимый ток увеличиться. Такой способ соединения более приемлем, поскольку так решается вопрос большого сечения шины. Своими руками при обмотке нужно выбирать тонкие шины, а полученная площадь сечения должна быть равна сумме отдельных обмоток.

Чтобы определить нужные концы для обмоток, возьмите вольтметр и сначала измерьте напряжение на одной из них. Поток к концу подключите вторую и опять измерьте напряжение. Если оно увеличилось, то конец первой обмотки соединился с началом следующей. А начала обоих обмоток нужно отметить витком изоленты.

Нулевые отметки вольтметра указывают на соединение обмоток одноименными концами, при последовательном соединении одна пара разноименных концов соединяется, а выходное напряжение со свободных снимается. Параллельное соединение подразумевает сближение одинаковых концов двух обмоток, выводы в конце должны быть обжаты специальными наконечниками.

Как управлять трансформатором для споттера?

Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения. Соответственно, сделанный своими руками споттер из сварочного аппарата требует специальной схемы управления. Поскольку сварочный ток имеет большую величину, коммутировать выходное напряжение напрямую не выйдет. Управление выполняется посредством подачи на первичную обмотку напряжения. Данная схема неудобна тем, что кнопка коммутирует прямо на сетевое напряжение, что может вызвать опасение.

Также размыкание контактов провоцирует образование сильной искры. Если вместо кнопки будет установлено втягивающее стартерное реле, которое можно будет включать кнопочным способом, это будет более безопасно и удобно. Можно применять разные комбинации разных автомобильных реле и мощных пускателей. Реле управляется посредством напряжения в 12 В, а контакты будут управлять контактором.

Такие способы управления трансформатором для споттера не позволят наверняка выдержать требуемый временной промежуток работы, и работать с его помощью можно будет лишь с течением времени. Если у вас есть более серьезные навыки сборки своими руками подобных приспособлений, то можете попробовать сделать более совершенную схему.

А в такой схеме трансформаторная первичная обмотка будет управляться тиристором. Он включается с помощи напряжения на управляющий электрод. При отпущенной кнопке конденсатор будет заряжаться от трансформатора посредством диодного моста. При нажатии ее конденсатор посредством резистора будет разряжаться на управляющий электрод тиристора. А время его включенного состояния будет зависеть напрямую от периода разряда конденсатора, его можно регулировать посредством подстройки переменного резистора. Для последующего включения споттера кнопку нужно будет отпустить и нажать снова.

Как своими руками собрать прибор для контактной сварки

Источник сварочного тока нужно поместить в корпус из металла. Электрическое плато собирают на текстолите, а затем крепят в корпусе источника вертикально. На основании корпуса прикрепляют выходной трансформатор, а вверху к шине вторичной обмотки трансформатора прикрепляют болтами сварочный кабель, который будет со второй стороны соединяться в контактном пистолете с электродом. Во время сборки сварочного аппарата к специальной колодке на электрическом плато, нужно закрепить входной электрический кабель.

Для сборки своими руками аппарата для контактной сварки потребуется такой набор инструментов:

Сделать споттер для точечной сварки и другие приборы для прочих видов сварки контактного типа своими руками можно, обладая хотя бы минимальными навыками для этого. Для начала можно сделать конструкцию по самой простой схеме, а потом, приобретя навыки, создать что-то более сложное.

instrument.guru

Изготовление споттера из сварочного аппарата своими руками

Понятие «споттер» обозначает «целеуказатель». Само слово взято из английского словаря, а устройство является одним из видов сварочного прибора, который работает как точечная сварка благодаря сопротивлению тока. Сам процесс работы основан на выделении тепла в точке соприкосновения свариваемых деталей при подаче тока. Аппарат незаменим при выравнивании кузова; не всем автовладельцам по карману такой аппарат, но у многих есть сварка или инвертор. Из этой статьи можно узнать, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.

Содержание материала

Для чего нужен споттер

Почти все автомобилисты сталкиваются с таким дефектом кузова автомобиля, как вмятина, но не все его устраняют. В сервисе ремонт обойдется недешево, а в домашних условиях некоторые части поверхности выровнять изнутри оказывается невозможным. Для таких случаев и существует споттер. С его помощью осуществляется нагрев металла в нужном месте при небольших повреждениях кузова.

В процессе работы аппаратом к поврежденному месту приваривается крепежная деталь, к которой присоединяется споттер, и с помощью дополнительных приспособлений, а иногда вручную, вмятая часть металла выравнивается, то есть вытягивается. Благодаря этому инструменту можно за короткое время качественно восстановить кузов автомобиля.

Также рекомендуем прочитать:

Для ремонта автомобиля в домашних условиях можно сделать споттер своими руками из трансформатора, но при эксплуатации функциональные детали должны быть под контролем, так как сам агрегат может перегреваться, а провода — разорваться.

Составные части аппарата

Как и все приборы, устройство имеет несколько самых основных составляющих частей:

  • Коробок,
  • Кабель,
  • Стаддер (пистолет),
  • Заостренный прут диаметром около 5 мм.

Основной частью является система сварочного аппарата, которая находится в корпусе.

Работа с устройством

Для более точного и качественного ремонта кузова при работе с аппаратом необходимо соблюдать порядок действий и технологический процесс и при этом знать определенные тонкости использования прибора:

  • Деформированный металл нужно сначала очистить от лака, краски и любого другого покрытия. При плохой зачистке будет некачественное соединение металла.
  • Обрабатываемый участок необходимо заземлить.
  • К очищенной части поврежденного кузова приваривается крепежная деталь, с помощью которой будет подсоединяться споттер.
  • Производится захват устройства посредством пистолета и выравнивается вмятина. При выравнивании используются молоток, гидроцилиндр и другие инструменты.
  • Во время рихтовки кузова нужно определить толщину и вид металла для оптимального проведения работ и предотвращения нанесения еще большего ущерба. К примеру, в случае присутствия алюминия нельзя использовать обратный молоток, а с оцинковкой споттер может не справиться.
  • По завершении работ приваренную деталь нужно отвинтить, а место сваривания зачистить шлифмашинкой.

Сварочный аппарат на основе инвертора

Наиболее распространенным является самодельный споттер из сварочного аппарата, хотя его также можно собрать и не из сварки. Споттер — это ответвление контактной сварки. Но в нем нет клещей, поэтому устройство считается аналогом обычной электродуговой сварки, где ток проходит сквозь металл. Один контакт присоединяется к кузову, а второй — это шток и насадка.

Контактная сварка своими руками из инвертора имеет две главные составляющие:

  • Сварочный инвертор,
  • Тиристорное реле.

Самостоятельная сборка проводится с помощью таких деталей:

  • Тиристор номиналом 200 В.
  • Понижающий трансформатор 122 В для управления реле посредством выключателя.
  • Реле мощностью 30 А.
  • Диодный мост.
  • Контактная группа на 220 В.
  • Выключатель реле.

Через диодный мост трансформатор подключается к сети, и в то же время подключен тиристор электрореле. Трансформатор подает питание на управляющую ветку тиристорной цепи.

Сборка устройства

Инверторные сварочные аппараты являются хорошим вариантом для сборки споттера. Главное — сконфигурировать аппарат так, чтобы прибор с постоянным током выдавал не менее 1500 Ампер.

Сборка осуществляется поэтапно:

  • Снять с прибора вторичную обмотку, чаще всего их две.
  • Установить необходимое количество витков на 1 В. Для этого можно обернуть первичку медной проволокой и измерить вольтаж. Полученную цифру разделяют на количество витков проволоки. Результат и есть нужное количество витков.
  • При намного меньшем сечении шина разделяется на несколько частей и скрепляется специальной изолентой с наличием материи. Количество разделов вычисляется из первичного показателя. С показателем 40 мм2 шину разделяют на четыре части.
  • Необходимы две шины с обмоткой и изолентой. Изолировать нужно последовательно.
  • Полученные шины наматывают на трансформатор. Для этого может понадобиться молоток и помощь второго человека.

При достижении необходимой мощности тока прибор считается готовым.

Подготовка трансформатора

Такое устройство, как споттер, предполагает перемотку трансформатора. Процесс является трудоемким и считается самым сложным. На обмотку нужно много времени, но без этого не обойтись. Обмотка может быть разных типов. Изоляция мотков может быть из лакоткани либо из трансформаторной бумаги.

Трансформатор, который будет обеспечивать формирование тока, сложно найти, но можно изготовить. Для этого понадобится магнитопровод, который будет основой, с сечением не меньше 400 мм2. Размер рассчитывается с учетом размещения обмотки.

Различают три типа размещения обмотки:

  • Ш-образное,
  • О-образное,
  • Тороидальное.

Магнитопроводы могут быть пластинчатыми и ленточными. Выбор индивидуальный. Для Ш-образного типа первичная обмотка состоит из 200 витков, и для нее понадобится провод сечением 2.5 мм2. Вторичная обмотка насчитывает 7 витков, для чего понадобится провод с сечением 50 мм2 или шина необходимого сечения с изоляцией.

Длину концов вторичного провода рассчитывают для подключения к выходным клеммам, а первичного — к электроцепи прибора. Трансформатор пропитывается шеллаком.

В чертеже электросхемы имеется питающий трансформатор, напряжение вторичной обмотки в котором — 12 В. Подойдет также любой другой трансформатор, удовлетворяющий параметрам. Для контроля напряжения на устройстве его можно оснастить дополнительной обмоткой.

Тиристор должен соответствовать параметру: обратное напряжение не меньше 220 В, а прямой импульсный ток — не меньше 50 А. Диоды подбираются по таким же параметрам. Используется резистор с номиналом 100 Ом и конденсатор 25 В 1000 мкФ.

Последовательность работы самодельного споттера:

  • Включение кнопки и разрядка конденсатора, кратковременное включение резистора и тиристора.
  • Подача переменного напряжения на первичную обмотку трансформатора через диоды.
  • Сваривание деталей и электрода.
  • Разрядка конденсатора, закрытие тиристора и обесточивание силового трансформатора.
  • Работа завершена, продолжается зарядка конденсатора от трансформатора для дальнейшей работы.

Важно помнить, что тиристор и диоды могут быть заменены симисторами. Самодельное устройство должно быть точно сконструировано для слаженной и корректной работы независимо от габарита и вложенных финансов.

Управление импульсом

Для работы нужен короткий импульс напряжения. Для этого устройства нужна схема управления, но так как ток большой величины, то напрямую коммутировать его невозможно. Управление производится через первичную обмотку подачей тока. В самой простой схеме кнопкой коммутируется сетевое напряжение, и, кроме опасности, при размыкании контактов появляется сильная искра. Для улучшения работы прибора можно установить реле стартера и включать его кнопкой, так будет и практично, и безопасно.

Такие варианты не дают возможности точно выдерживать нужное время. С этим прибором придется приобретать навык и долго тренироваться. Для более упрощенного управления можно установить таймер или сделать управление на базе тиристора.

В такой схеме включение тиристора происходит посредством подачи тока на управляющий электрод. При отпущенном выключателе происходит зарядка конденсатора от трансформатора через диодный мост. При отключенной кнопке идет разрядка конденсатора через резистор на управляющий электрод тиристора и включает его. Время работы тиристора зависит от емкости конденсатора, время разряда конденсатора можно увеличить или уменьшить при помощи резистора. Для дальнейшего повторения операции кнопку нужно отпустить и нажать.

Для этого используется трансформатор с напряжением 12 В, тиристор с напряжением 400 В и 50 А. В процессе работы может быть всплеск самоиндукции, поэтому напряжение выбрано с запасом. Конденсатор берется с расчетом на напряжение 25 Вольт и более.

Корпус и комплектация устройства

Хотя споттер, собираемый своими руками по схемам, и не заводской вариант, но корпус все равно нужен, поэтому нужно позаботиться об изготовлении основания для прибора. При этом желательно использовать диэлектрический крепкий материал. Важно заготовить детали такого размера, при котором будет обеспечен доступ для монтажа их всех.

Детали нужно расположить равномерно для удобства дальнейшей переноски готового аппарата. При этом можно соорудить надежное крепление для ручки либо ремня. Для большей мобильности можно прикрепить колеса с нижней стороны корпуса.

После того как устройство будет изготовлено и собрано, ему понадобятся комплектующие. К таким относятся:

  • Рабочий орган споттера — пистолет.
  • Пара сварочных кабелей.
  • Инопуллер, который имеет второе название — обратный молоток.

Подбирая сварочный кабель, важно выбрать нужное сечение. Это можно рассчитать с помощью небольшой формулы: на 20 А максимально допустимого тока, выдаваемого споттером должно быть 2 мм2 сечения кабеля. На массу можно взять кабель длиной до 1.5 м, а для рабочего — до 2.5 м. Такая длина кабелей наиболее подходящая, так как при выборе более длинного кабеля будет потеря мощности тока, что негативно влияет на работу споттера.

На концах кабелей надежно крепятся соединители. В их качестве могут выступать резьбовое соединение либо устройство, обеспечивающее быстрое соединение клемм споттера и пистолета. Обратная сторона кабеля также оснащается быстрозажимным элементом (крокодил) либо клеммой с резьбовым креплением.

Пистолет

Это основной рабочий орган устройства. Поэтому при постоянном использовании споттера лучше купить заводскую модель, а при нерегулярных работах пистолет можно соорудить самостоятельно. Для этого можно использовать обычный пистолет для клея или старую рабочую часть полуавтомата. Также ручку можно вырезать из текстолита или гетинакса. Возле ручки размещается лампочка, кнопка включения подсветки и переключатель, который отвечает за подачу тока.

Важным моментом будет изготовление кронштейна для сварочного электрода. Такой кронштейн изготавливается из медной квадратной или прямоугольной трубы. Электрод представляет медный пруток диаметром 8−10 мм. Лучше делать конструкцию такой, чтобы электрод можно было менять, не разбирая пистолет.

Инопуллер

Для самодельного устройства и рихтовки кузова нужно сделать обратный молоток для кузовного ремонта. За основу приспособления можно взять монтажный пистолет. Для этого отрезается часть установки баллона пены либо герметика. На свободную теперь крышку приваривается три прута диаметром 6−10 мм, на концы прутьев — кольцо такого же сечения. Диаметр кольца должен быть около 100 мм. Оно обматывается изолентой для исключения его сварки с металлом при выравнивании.

Изогнутая часть штока и упор пистолета обрезается. Вместо упора приваривают крепление, к примеру, болт с двумя гайками. Обрезанный шток затачивается под конус, диаметр которого на конце около 3 мм.

Для работы с устройством, несмотря на то, какой оно конфигурации — самодельное или заводское, должны быть навыки работы со сваркой. Необходимо соблюдать правила эксплуатации споттера и проведения сварочных работ. Благодаря этому ремонт кузова будет сделан быстро, успешно и без вреда для вашего здоровья.

101sovet.guru

как сделать своими руками, самодельный аппарат для точечной сварки

Вы же знаете, что костоправ — это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

Побочные эффекты такого народного творчества часто превышали само аварийное повреждение: во время приваривания крюка портилась дополнительно поверхность кузова. Но только в случае, если использовался обыкновенный классический сварочный аппарат.

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Проводится это следующим образом: молоток фиксируется в месте вмятины на кузовной поверхности по специальной направляющей, по которой он потом двигается в виде шайбы.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

По своей сути споттер – это вариант контактной сварки, но он обладает принципиальными отличиями в виде клещей. Поэтому логичным будет рассматривать его в качестве равноценного заменителя электродугового классического сварочного аппарата.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Электрическая схема работы споттера

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Чертеж споттера.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Принудительная система охлаждения и термостат отключают аппарат при перегреве и включают его для нужной температуры для сварки.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

Электрическая схема устройства.

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место — к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения — вмятины вытягивается. Следующее действие — с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Вне зависимости от происхождения споттера – домашний самодельный он или покупной промышленный, требуется соблюдение важнейшего условия: нужно быть сварщиком, то есть иметь довольно серьезные навыки сварочных работ.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

tutsvarka.ru

функции и характеристика, правила изготовления

В хозяйстве и строительстве часто используют аппарат для сварки. Любители автотранспорта считают незаменимой вещью споттер – сварочный аппарат точечной сварки, который используется для устранения кузовных дефектов и ремонта автотранспорта. Если не хватает средств на приобретение такого оборудования, можно попробовать изготовить споттер своими руками. Самостоятельно сделать этот инструмент – дело несложное, если есть руки, желание и небольшие знания электрики.

Применение споттера

Этот инструмент используется для кузовных сварочных работ, чтобы выправить поверхность кузова без разборки обшивки автомобиля. Споттер очень удобен в том случае, если требуется рихтовка деталей кузова, когда производители установили ограничение доступа из-за конструктивных особенностей.

Осуществляя кузовные работы, с помощью споттера осуществляют приваривание специального крепежного инструмента к деформированной детали автомобиля. Далее за этот крепежный инструмент вытягивают деформированный металл при помощи обратного молотка. Помимо этого, споттер способствует нагреву металла, способствуя таким образом быстрому возврату необходимой формы и жесткости.

Функции и свойства производственного споттера

Поставленный на производственный поток инструмент обладает множеством положительных функций:

  • присоединение ремонтных шайб сварочным аппаратом;
  • точечная сварка, осуществляемая посредством металлического электрода, необходимая для вытягивания металла панели;
  • осуществление прогрева углеродным электродом металлической детали с его дальнейшим охлаждением;
  • конструкция споттера делает его простым и очень удобным в эксплуатации;
  • этот инструмент имеет два режима сварки: режим постоянного включения, требующий применения углеродного электрода, и режим с кратковременным включением, регулируемый по времени, в процессе которого осуществляется приваривание шайб и металлического электрода;
  • имеется принудительная система охлаждения и термостат, который отключает сварочный аппарат в случае его перегрева, а также автоматически включает его, когда необходимая температура сварки достигнет нужного значения.

Это сварочное устройство имеет следующие характеристики:

  • для нормального функционирования необходимо напряжение в 220 В;
  • предельная мощность составляет 10 кВт;
  • напряжение вторичной обмотки аппарата для сварки – 7,8 – 9 В;
  • таймер;
  • тяговое усилие для иглы – больше 100 кг;
  • частота переменного тока – 50 – 60 Гц;
  • пределы установки времени – 0 – 1,2 секунды;
  • тяговое усилие для шайбы – больше 100 кг;
  • вес – 32 кг;
  • максимальный рабочий ток – 1300 А.

Изготовление споттера своими руками

Стоит такое устройство очень дорого, поэтому многие изготавливают споттер своими руками.

Требуемые материалы для этого:

  • сварочный трансформатор;
  • привод 12В;
  • диодный мост;
  • контактор 220 В;
  • тиристор на напряжение 200 В;
  • реле 30 А;
  • кнопка.

Перед тем как приступить к изготовлению споттера своими руками, следует обезопасить себя от случайного удара током, поэтому используют резиновый коврик и соблюдают правила техники безопасности.

Сварочный аппарат является идеальной основой для споттера своими руками. Важно изменить его таким образом, чтобы он на выходе подавал от 1500 А.

Собирают споттер следующим образом:

  • С аппарата снимают вторичный слой.
  • После этого необходимо выяснить, сколько витков может потребоваться на 1 В. Чтобы это выполнить, на первичную обмотку необходимо обвернуть медную изолированную проволоку, после чего измерить количество вольт. Полученная цифра делится на число витков проволоки. Итоговый результат определяет нужное количество витков.
  • Из снятого вторичного слоя изготавливают шину таким образом, чтобы сечение составляло 160 мм2, не меньше, а напряжение – 6 В.
  • Если сечение будет меньше этого значения, ее разделяют на несколько частей и скрепляют матерчатой изолентой. Количество частей зависит от первоначального показателя. Например, если сечение составляет 40 мм2, то шину следует разделить на 4 части.
  • Потребуется 2 шины с обмоткой из малярного скотча и изоленты. Изоляцию лучше всего проводить следующим образом: сначала будет слой изоленты, потом – скотча и затем снова изоленты. Открытые края необходимо заклепать.
  • Полученные шины наматывают на трансформатор. Это довольно сложно, поэтому потребуется помощник и молоток. Необязательно добиваться плотного сцепления трансформатора и первички. Главное, чтобы шина располагалась ровно и не имела никаких повреждений.

Если мощности хватает, то прибор своими руками почти готов. Осталось только изготовить пусковое устройство.

На рукоятке споттера имеется кнопка, через которую привод 12 В управляет реле. Это реле необходимо, чтобы перекрыть провод, имеющим напряжение в 220 В. Имея такое устройство, точечная сварка осуществляется легко и безопасно.

Сварочный пистолет изготавливается из полуавтомата, однако к нему следует изготовить небольшие дополнения, необходимые для крепления к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируют ось из латуни.

Под клещи используют обычную трубу 20х20 мм. Силовой провод, соединяющий трансформатор и пистолет, должен иметь такое сечение, которое будет идентично или больше, чем сечение шины. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, изготавливается обычно из коммутирующего провода, имеющего термоизоляцию. Обязательно учитывают тот момент, что нагреваясь, этот слой начинает стягиваться.

Заключение

Изготовление споттера своими руками – дело несложное. Работа с ним требует навыков в сварочном деле. Кроме того, обязательно следует соблюдать правила эксплуатации прибора и правильно проводить сварку. Таким образом, осуществляется качественная работа по ремонту деформированных частей кузова.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

stanok.guru

Споттер своими руками из сварочного аппарата, микроволновки

Что такое споттер, у человека, занимающегося кузовным ремонтом автомобиля, спрашивать не надо. Попробуем ответить на вопрос — как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата, микроволновки, используя наработки бывалых автовладельцев.

Большинство автовладельцев знают, что спог (споттер) — это тот же сварочный аппарат, но предназначенный чисто для контактной сварки. В чем на практике выражено это отличие?

В том, что время действия импульса сварочного тока спога настолько мало, что порой с обратной стороны рабочей поверхности листа металла не успевает обгореть краска. Обеспечивает такой импульс разряд конденсатора очень большой емкости.

Споттер из сварочного аппарата своими руками

Вполне логично предположить, что наиболее короткий путь к самостоятельному созданию спога – сделать его из сварочного аппарата. И это действительно так.

Смотрим видео, рассказывающее о подобном агрегате.

В данном конкретном случае у первоначального устройства сохраняются функции сварки, 220 В идет на обмотку основного трансформатора (Тр). Само собой, нужны меры безопасности. Управление — от реле (12 В) через диодный мостик от понижающего трансформатора. Но есть и более широкое толкование термина «споттер». Иногда его рассматривают как устройство для устранения вмятин кузова автомобиля.

 

В этом варианте спог выглядит в виде коробки, стаддера (пистолета), проводов и электрода. В этом случае потребуется дополнительно сварочный полуавтомат под пистолет, ось, втулка и т.д.

В самом же общем случае при изготовлении споттера своими руками из сварочного аппарата нужно достичь одной цели: «выжать» из него 1500 А. Более подробно об этом здесь: http://sam-avtomaster.com/oborudovanie/spotter-iz-svarochnogo-apparata. Если имеется в наличии Тр от сварочного полуавтомата (пусть даже со сгоревшей вторичной обмоткой), задача крайне упрощается.

Споттер своими руками из микроволновки

Как сделать более практичный аппарат, позволяющий вытянуть поверхность? Смотрим.

Понятно, что основной узел, взятый из микроволновки — это трансформатор. Обычно мастера удаляют вторичную обмотку, а вместо них наматывают новые с нужными значениями.

Инопуллер (обратный молоток) можно изготовить из куска текстолита или гетинакса.

 

Так что и из микроволновки можно сделать своими руками неплохой самодельный споттер.

17 января 2018Teor21

avtotuningg.ru