Как выбрать споттер для автосервиса. Какой споттер выбрать
Как выбрать споттер для автосервиса
Как известно, точечная сварка приобрела широкое распространение в области кузовного ремонта автомобилей.
Многие элементы кузова еще на заводе соединяются посредством точечной сварки. Аппараты точечной сварки, которые используются для выполнения таких операций, называют споттерами. Они представляют собой эффективные и удобные в работе устройства, получившие большую востребованность в автосервисном кузовном ремонте.
Правильнее всего будет назвать споттеры неким ответвлением от традиционных аппаратов контактной точечной сварки. Свой современный вид, который сейчас является для нас привычным, они приобрели относительно недавно. За последние десятилетия данное направление получило весьма быстрое развитие. Его внедрение в область восстановления геометрии кузова автомобиля привело к образованию новых технологических процессов! Поэтому современные аппараты достаточно часто обладают не только функциями точечной сварки, но и возможностью восстанавливать геометрию элементов кузова (посредством нагрева и вытяжки различными насадками). Это и подняло интерес для автосервисов и СТО.
Функциональные возможности споттеров оценили не только мастера и владельцы автомастерских, но и их клиенты. Ремонт (точнее будет сказать — исправление геометрии) какого-либо элемента при помощи споттера обходится значительно дешевле, чем замена и покраска. Любой здравомыслящий автовладелец предпочтет тот автосервис, где ему предложат качественное восстановление поврежденного элемента, а не принудительную покупку и установку нового.
Если говорить о качестве восстановления геометрии, то здесь ситуация следующая. Помимо опыта и умения кузовщика, большое значение имеют функциональные возможности и технические характеристики используемого для работы споттера. С кадрами в нашей стране проблем нет — талантливых мастеров действительно много. Поэтому правильный выбор оборудования может иметь решающее значение, от которого будет зависеть успех и эффективность кузовного участка автосервиса. Какой же споттер лучше всего выбрать для автосервиса или СТО, и что вообще сейчас происходит на рынке сварочного оборудования данного направления? Давайте разбираться!
В магазинах профессионального автосервисного оборудования представлено достаточно много аппаратов точечной сварки с идентичными заявленными характеристиками, но различной ценовой группы. Среди них, разумеется, встречаются как хорошие споттеры, так и посредственные модели, от приобретения которых лучше воздержаться. Причем не всегда их стоимость является определяющей характеристикой. Нередко бывает, что хороший сварочный аппарат обладает умеренной стоимостью, а неудачная модель от именитого производителя, несмотря на высокую цену, окажется менее эффективной в работе.
Точечная сварка и рихтовка при помощи споттера — как выглядит процесс?
За точной формулировкой всех интересующих нас определений заглянем в энциклопедических словарь. Вспоминаем или запоминаем:
- Сварка — это технологический процесс соединения твердых материалов в результате действия межатомных сил, которое происходит при местном сплавлении или совместном пластическом деформировании свариваемых деталей.
- Электросварка — сварка, при которой свариваемые части нагреваются электрическим током. Различают электросварку дуговую и контактную.
- Точечная контактная сварка — контактная сварка, при которой детали соединяются в отдельных точках при местной пластической деформации, вызываемой осадочным усилием и нагревом электрическим током. Электроды, подводящие ток, одновременно выполняют роль пуансонов для осадки металла в нагретой зоне, так как сварка производится на точечной машине.
Как уже было сказано, в автомобильном сегменте точечная контактная сварка может быть использована для соединения элементов кузова или для исправления их геометрии. Зачастую для таких операций целесообразнее всего использовать именно споттер. Почему? Ключевые преимущества — скорость и удобство работы, что достигается за счет упрощения процесса сварки (качество при этом не теряется).
Для наглядности давайте рассмотрим применение споттера на примере приварки крыши к несущему кузову авто. Навскидку, такая операция может быть выполнена двумя способами:
- С помощью полуавтомата. При этом потребуется найти дырокол по металлу, обварить каждую точку и таким образом обработать порядка 70 отверстий. Сколько времени займет такой процесс? По самым скромным оценкам, не менее 20 часов!
- Споттером, когда один лист будет привариваться к другому с помощью электрода. Общее время работы займет не более 2 часов, при этом операция не потребует использования большого количества разных видов инструмента.
Споттеры: технические характеристики, классификация видов и их особенности
К ключевым характеристикам споттеров относят:
- Максимальную силу тока (А)
- Мощность (кВт)
- Набор функциональных возможностей
- Также споттеры принято классифицировать по ряду параметров, которые позволяют разбить их на определенные группы. Вкратце ознакомимся с наиболее важными параметрами и особенностями.
Тип используемого в споттере преобразователя электрического тока. Различают:
- Инверторные
- Трансформаторные
У инверторных аппаратов точечной сварки есть свои преимущества, о них мы расскажем отдельно в специальной статье. Однако самое большое распространение получили все же трансформаторные споттеры. Они обладают проверенной годами надежной конструкцией, но при этом существенно доступнее по стоимости.
Далее споттеры отличаются друг от друга по мощности, которая в свою очередь определяет их назначение:
- Споттеры стандартной мощности, как правило, предназначены только для рихтовки и исправления геометрии поврежденных элементов кузова
- Споттеры повышенной мощности дополнительно позволяют применять их для точечной сварки элементов
Последний тип аппаратов подлежит классификации по способу формирования сварочной точки. Встречаются:
- Споттеры с односторонней точечной сваркой, которая выполняется при помощи специального электрода.
- Аппараты двусторонней точечной сварки, которая производится специальными клещами посредством пневматического или ручного привода.
Соответственно, для сварки листов металла небольшой толщины (от 0,5 — 1,0 мм) можно применять как одностороннюю так и двухстороннюю сварку. Выбор типа инструмента в данном случае определяется в основном удобством его использования. Двусторонняя сварка применяется для металла толщиной до 2.5 мм. Также отметим, что самые мощные и современные аппараты могут поддерживать оба типа сварки.
Какой все-таки споттер выбрать
Функциональные возможности аппарата точечной сварки напрямую зависят от списка поддерживаемых им режимов и технических характеристик споттера. Поэтому перед тем, как выбрать споттер, очень важно ответить для себя на два простых вопроса:
- Для каких именно операций приобретается споттер
- В каком режиме и насколько интенсивно оборудование будет использоваться
Источник: garagetools.ru
kovsh.biz
Что такое "Споттер"?
«Споттер» – слово в наши дни весьма популярное. Именно о нем и пойдет речь. Но для каждого оно значит что-то совершенно свое. Например, оружейники понимают его как чистый перевод с английского – «целеуказатель». В спорте, в частности автомобильном, этим словом нередко называют тренера, руководителя: «споттер» приказал мне весь второй круг держаться за пятым номером»… В среде фотографов «споттер» – это человек, посвятивший себя съемке летательных аппаратов. Ну, а в сфере автосервиса споттер – это особый сварочный аппарат. Именно о нем и пойдет речь.
Еще лет десять-пятнадцать назад хороший рихтовщик был для автосервиса буквально драгоценностью, бесценным сокровищем, обладание которым делало сервис и известным, и привлекательным. Такой мастер не только владел отточенным чувством металла, но еще и накапливал в течение трудовой жизни собственный набор различных выколоток, поддержек, хитрых крючков и всевозможных приспособлений, с помощью которых можно было «забираться» в скрытые полости автомобильного кузова и выправлять самые зловредные вмятины. Мастера старой школы хранили свои инструменты, как и способы работы с ними, в глубоком секрете и часто работали в отдельном помещении, не допуская в него любопытных.
Внедрение точечной сварки в практику работы автомастерских вначале вроде бы не сулило ничего неожиданного. Однако скоро выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за какой-то крепежный элемент, приваренный к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры.
Если сказать, что они появились недавно – это будет неправда. В разных странах на Западе они известны уже, пожалуй, лет сорок. Но вот широкое распространение эти приборы получили действительно только в последние десятилетия. И связано это, прежде всего, с внедрением цифровых технологий управления сварочным током. Ведь процесс точечного приваривания скоротечен, и потому ручному управлению почти не подвластен.
В чем особенности споттера?
Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод от источника тока присоединяется к детали, с которой работают, то есть к деформированной панели автомобиля, а другой – непосредственно к электроду, в роли которого выступает привариваемый крепежный элемент. Такой вид сварки называют еще сваркой сопротивлением.
Крепежным элементом может быть крючок, шайба, болт, шпилька и вообще все, что угодно, что в данном случае лучше всего подходит для выполнения задачи. Крепится элемент в удобном для работы пистолете – «стаддере».
Весь фокус тут заключается в том, что металл в месте сваривания, в той самой точке, от которой собственно и взял свое название аппарат, нагревается до температуры чуть- чуть, на 10…20%, «не дотягивающей» до температуры плавления. В этом случае привариваемый крепежный элемент, хорошо прижатый к панели, достаточно прочно присоединяется к ней и позволяет потом вытягивать вмятину. А после выполнения своей задачи легко удаляется скручиванием.
При этом прижимающее усилие обеспечивается вручную. А усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки.
Поскольку, как мы уже отметили, этот вид сварки называется сваркой сопротивления, очень важно подключать источник питания таким образом, чтобы максимально уменьшить потери тока. Для этого используют короткие кабели большого сечения, тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля. И выбирают место присоединения как можно ближе к месту сварки.
Поскольку споттер – ручной аппарат, то его стараются сделать компактным. А потому чаще всего источник питания располагают непосредственно внутри аппарата. Это, кстати, благоприятно отражается и на цене прибора.
Какие бывают споттеры
Отпочковавшись от аппаратов точечной сварки в отдельный класс, споттеры вскоре стали обрастать различными функциями, набирать мощность и становиться все более универсальными машинами. И, тем самым, снова объединяться с братством машин контактной сварки. Появились универсальные приборы, имеющие богатый набор всевозможных приспособлений и умеющие буквально все: сваривать, нагревать, ставить заплаты и помогать рихтовщику в качестве собственно споттера. Эта универсальность, как обычно, вместе с преимуществами принесла и недостатки. Рост электрических потребностей повлек за собой необходимость использования отдельных источников питания мощностью от 5 до 25 кВт и перехода на трехфазный ток – в итоге аппараты оказались «привязанными» по питанию к стационарным сетям. Универсальные приборы стали дороже и тяжелее.
Из сказанного уже понятно, что самые простые и дешевые – это аппараты с отдельным трансформатором однофазного переменного тока. Они способны работать буквально от любой бытовой розетки. Но их возможности сильно ограничены. Например, такие аппараты не могут работать с листовыми материалами толщиной больше 0,8 мм, «не любят» оцинкованную сталь и совсем не пригодны для сталей с высокой ударной вязкостью. Иными словами, они очень хороши для ремонта автомобилей типа «Жигулей», но мало пригодны для правки вмятин на каких-нибудь современных BMW или «японцах».
На следующей, более высокой ступени, стоят аппараты с трансформаторами трехфазного тока. Они, будучи укомплектованы набором соответствующих приспособлений, уже способны работать и в качестве промышленных сварочных приборов. Им «по зубам» и оцинкованная сталь, и сталь с высокой ударной вязкостью. Они могут использоваться и для правки панелей с нагревом угольным электродом.
А на самом верху этой пирамиды находятся современные приборы инверторного типа, позволяющие получать и использовать ток с частотой до 2000 Гц. Это не только существенно снижает массу аппаратов, но и безгранично расширяет их возможности, поскольку таким приборам подвластны любые металлы, используемые в автомобилестроении.
В начале материала мы уже упоминали о том, что процесс приваривания крепежных элементов очень скоротечен, а качество соединения этих деталей с основной панелью во многом зависит от того, насколько правильно выбран и выдержан режим сварки. Еще раз возвращаемся к этому тезису, чтобы подчеркнуть: обеспечить в полной мере соблюдение этих условий можно лишь при наличии электронного цифрового управления процессом. Споттеры с таким управлением существуют. Многие производители их так и называют: цифровые.
Кто их производит и что покупать
Понятно, что споттеры выпускают те же самые компании, которые делают аппараты для сварки – иначе и быть не может. И действительно: на шильдиках приборов стоят очень знакомые каждому сварщику названия стран-производителей – Италия, Франция, Германия, США, Япония, Швеция… И столь же знакомые имена фирм: TECNA, TELWIN, DECA, HELVI, SAITEK, GYS, CELETTE, ELEKTRON, WIELANDER+SCHILL, BLACKHAWK, CAR-O-LINER…
Мы намеренно поставили на первое место Италию – ее продукция на российском рынке оборудования для автосервисов более всего известна благодаря стабильно высокому качеству при хорошем уровне цен. Например, такая хорошо себя зарекомендовавшая модель, как Digital Car Spotter 5500 может стоить меньше 1000 евро, – а то уже вполне разумная цена для сервиса средней руки.
Но уровень цены – это штука довольно относительная. Каждый покупатель определяет этот уровень для себя в зависимости от толщины своего кошелька, предполагаемых сроков окупаемости, оценки своих позиций на рынке и еще многих других критериев. Однако в любом случае следует помнить: ничто не обходится так дорого, как дешевое оборудование. Ведь приняв решение о покупке споттера, станция уже сэкономила приличные деньги – ей теперь не нужно искать рихтовщика с золотыми руками, его работу сможет выполнить любой слесарь средней квалификации. И потому стоит ли экономить дальше? Может быть, ради стабильности и высокого качества следует отдать предпочтение хорошему инверторному аппарату, который хоть и стоит дороже (от 2000 до 10 000 евро), но обеспечит практически все потребности сервиса?
21 Мая 2010
reg-m.ru
Споттеры – аппараты точечной сварки
Точечная сварка — сложный процесс, осуществляемый в несколько этапов для того, чтобы скрепить между собой детали. Чтобы выполнить такую работу на высшем уровне, нужно пользоваться специализированными под эту задачу инструментами и оборудованием.
Что такое споттер?
Cпоттер – устройство, с помощью которого делается точечная сварка, а также рихтовка (устранение неровностей на металлических пластах) поверхности кузова транспортного средства, которая по каким-то причинам деформировалась.
Споттер представляет собой аппарат, отличающийся высокой надежностью, производительностью и прочностью. Они оснащены двумя источниками тока. Один из них подсоединяется к детали, которую нужно обработать, второй — к элементу, который надо приварить.
Cпоттер Digital Plus 5500
Существуют различные виды споттеров. Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками, имеет определенные особенности. Устройства могут иметь шпильки, болты или другие крепежные элементы, которые решают конкретную задачу. Такая деталь будет находиться в «стаддере» — специальном пистолете, которым удобно и легко пользоваться.
Сварочный аппарат точечной сварки дает возможность плотно присоединиться к детали, чтобы вытянуть вмятину на кузове авто. Прижимается устройство вручную. Плотнее присоединить детали можно с помощью рычагов, молотков и т.д.
Cпоттер Forsage
Виды споттеров
Не знаете, какой споттер выбрать для гаража или автосервиса? Для начала нужно ознакомиться с принципом их действия, после этого решить, для чего именно будет использоваться устройство. Все споттеры отличаются между собой функционированием, а также мощностью трансформатора:
- Устройство, работающее на основе микропроцессора, делает одностороннюю точечную сварку и обладает несколькими уровнями мощности. Такой споттер настраивается в кратчайший срок. Необходимо только выбрать оптимальный температурный режим.
- Споттер для кузовного ремонта инверторного типа обладает широким дисплеем, отличается простым и понятным интерфейсом, на котором показываются текущая или заданная температуры. Пользоваться такими устройствами можно даже новичкам.
- Устройство, имеющее двустороннюю сварку. Оно функционирует благодаря микропроцессору. Пневмоклещи выравнивают поверхность. В зависимости от того, какой вид наконечника используется, подходящий параметр настраивается в автоматическом режиме на панели управления.
Преимущества споттеров
Cпоттер Aluspotter 6100
- Можно делать сварку либо вытягивать вмятины, не собирая и разбирая транспортное средство. Таким образом, можно существенно сэкономить время и силы — очень ценные ресурсы нашего времени.
- Споттер позволяет также ремонтировать двери, пороги и другие детали кузова авто. Стоит отметить, что с помощью устройства односторонней точечной сварки можно сильно нагревать металл, благодаря чему он осаживается — приобретает прежнюю форму (вытягивание в этом случае не потребуется).
- Простота использования — еще одно преимущество споттера. Во время работы важно соблюдать правила техники безопасности, зачищать металлические поверхности и т.д. Многие модели, такие как, например, BLUEWELD DIGITAL PLUS 5500 400V, имеют готовые программы, а пользователям нужно лишь выбрать толщину материала, который нужно сварить, тип крепежа, сварки и время процесса. С этим может справиться любой желающий.
Что еще следует знать?
В комплектацию простого сварочного аппарата, как правило, входят молоток, пистолет и различные необходимые аксессуары. Список можно расширить тележкой и клещами. Простая модель имеет невысокую мощность, поэтому возможности ее использования ограничены. Она отлично подходит для ремонта кузовов, материал изготовления которых — тонкослойная или низкоуглеродистая сталь. Решить с ее помощью другие задачи не представляется возможным.
Современные же автомобили имеют кузовы, выполненные из алюминия или очень прочной стали. Чтобы отремонтировать их, нужно использовать споттеры, имеющие расширенные возможности.
www.toool.ru
Споттер и его отсутствие | Свой ремонт авто, покраска, жестянка, видео
Тот кто хочет серьёзно заниматься жестянкой должен обязательно приобрести такой прекрасный инструмент как споттер.Но пока его нет, надо конечно же успеть научится заниматься жестянкой с применением самых примитивных приспособлений. Точнее с инструментом, которым пользовались все без исключения мастера и жестянщики. Пользовались, пока не появился спасительный споттер. Об этом и говорит мастер со стажем из Прибалтики.Надо понять и почувствовать какой жизнью живёт погнутый метал и как его правильно вернуть на место. Без этого понимания не поможет ни споттер, ни другие продвинутые технологии. Ещё мастером было сказано, что занятию жестянкой не учат, этому искусству приходится учится и постигать его самому.
На видео выпрямлялась спотеттером помятая дверь. Самое главное, что в этом случае нет необходимости разбирать дверь и второе, наверное самое главное достоинство этого метода, дверью занимались совсем недолго. В этом и достоинство споттера. Каждый хочет иметь такой же, но его стоимость многих останавливает.Если споттера нет, тогда приходится поступать обычным “дедовским” способом. Как на примере помятой двери, такой машины как Москвич, на которую новые двери уже не продаются. Кроме того, двери б.у в хорошем состоянии найти тоже проблематично. Их надо к тому же обычно надо подгонять и перед покраской обязательно инспектировать. Самая проблемная у них – нижняя часть, которая редко оказывается идеальной. Иногда имеет смысл заняться её восстановлением. Первое впечатление, что дверь ремонту не подлежит. Но в данном случае есть очень важное положительное обстоятельсво – мы имеет удобный доступ к помятому месту со стороны внутренности двери, оно не закрыто каркасом. И все минусы превращаются в плюсы.Дверь очень удобно оставить на машине, разобрать обшивку и долго смотреть с какого места лучше начать выпрямление.Самое неприятное и сильно помятое место – это самый край двери. Именно в район закраины и удобно будет приладить какой-нибудь плоский, гнутый предмет. Не будем их называть все, хотя их может быть несколько и они могут оказаться под рукой.Если их нет, значит надо позаботиться о их приобретении. Назовём один предмет из списка – это часть обычной, гнутой рессоры. Дверью окажется очень удобно заниматься, не надо будет её держать в руках, требуется её периодически осматривать во время выпрямления с обеих сторон.Наша задача никуда не спешить и постоянно “проверяться” что у нас получается.Когда то додумался до изготовления удобной переноски (c), которая как раз подойдёт для этого случая. Она будет находиться внутри двери и это обстоятельсво окажется определяющим. Мы ничего пока не делаем “наугад” и ничего не делаем “в слепую”.
Постепенно выминаем метал, где это удобно делать. А именно, это удобно делать на краю двери( крайние 0-15 см), поместив во внутреннюю щель гнутую тонкую “выжимку”. А середину вмятины удобно выбивать самыми различными профилями – можно полукруглой поддержкой, можно полукруглым молотком и т.д. Ребро удобно на место вернуть тонким длинным зубилом или чем то похожим на внутренний профиль этой полосы двери. Можно проверять выравнивание длинной линейкой (как у мастера),можно периодически проверяться грубой шкуркой. Она всегда покажет весь профиль в подробностях.Пользуемся шпаклёвкой. Возможно обнаружим ненужные “шишки” (выпирающие места), тогда их пробьём во внутрь. После шпаклёвки пользуемся грунтовкой. Она тоже помогает провериться – ровная или нет получается поверхность. И после этого, убедившись что всё ровно – красим.
Пока нет схожих записей
Эта запись опубликована в рубриках: Споттер и его отсутствие. Постоянная ссылка.sergius41.ru
Что такое «споттер»? | Сварка своими руками
Обычный аппарат контактной точечной сварки
Сегодня техника помогает человеку практически во всех сферах, в которых он задействован, а в некоторых сферах она уже и вовсе его заменила.
Дело кузовного ремонта автомобиля всегда было хлопотным. Найти хорошего мастера по рихтовке, который на протяжении всей жизни накапливал необходимые знания, было всегда трудно. Возможность забраться в труднодоступные места кузова и выровнять их с помощью одному только мастеру известных инструментов, было подвластно только профессионалу. Но с появлением споттеров все изменилось кардинально. Изобретатели додумались, что чем править вмятину изнутри, проще вытянуть ее снаружи, приварив к ней крепеж за который можно ухватиться. С тех пор споттеры, представляющие собой модифицированные аппараты точечной сварки, прочно обосновались в деле рихтовки кузова и стали совершенствоваться. Приваренный к вмятине крепежный элемент является электродом, который позволяет вытянуть деформированный участок, нагрев металл на температуру на 10-20% меньшую, чем температура его солидуса.Нельзя сказать, что споттеры появились недавно, просто широкое их внедрение стало возможным только в последние десятилетия благодаря использованию современной электроники, которая управляет быстротечным процессом приварки точками.
telwin digital car spotter 5500 с набором приспособлений
Виды споттеров
Выделившись из установок для точечной сварки в отдельный вид устройств, споттеры моментально начали приобретать различные все новые функции. Инженеры усердно работали над их усовершенствованием с целью получить как можно более компактное и полезное устройство, так постепенно эволюция привела к созданию универсальных приборов, которые умеют практически все (кроме стирки и уборки). Перечислим возможности:
- сварочные работы
- подогрев
- устройство для заплат
- рихтовка
Такое развитие привело к появлению и отрицательных факторов:
- Возросли электроэнергетические потребности, а значит, появилась потребность в использовании отдельных блоков питания.
- Переход на питание от трехфазной сети
- Т.к. техника стала более профессиональной, это привело к ее удорожанию.
Из вышесказанного может быть понятно, какие же виды споттеров существуют сегодня в продаже:
- Аппараты с отсутствием широкого спектра функций, которые питаются от розетки с одной фазой. Специального подключения не требуют, можно работать хоть дома.Возможности: сварка листовой стали толщиной до 0,8 мм. Ясно, что рихтовочные работы по иномаркам с кузовом более 0,8 невозможны. Возникают проблемы с оцинкованными поверхностями.
- Аппараты с трансами трехфазного тока имеют широкие возможности вплоть до нагрева угольным электродом
- Имеющие инверторный преобразователь, используют ток высокой частоты
Любой хороший споттер должен иметь микропроцессор, который будет управлять сложными процессами приварки.
Читайте на нашем сайте: Аппарат контактной сварки для ремонта кузова
svarka-master.ru
Споттер своими руками
Сделать споттер своими руками – вполне выполнимая задача, если иметь руки и совсем немного знаний в области электротехники. Ниже представлена принципиальная электрическая схема.
Аппарат состоит из двух основных узлов: электронного реле на тиристоре V9 и мощного сварочного трансформатора Т2.
Сетевая обмотка сварочного трансформатора подключена к сети через диодный мост V5-V8 (KBPC5010), в диагональ которого включен тиристор V9 электронного реле. Маломощный вспомогательный трансформатор Т1 предназначен для питания цепи управления тиристором (обмотка II) .
Аппарат работает следующим образом. При замыкании контактов выключателя S1 "Вкл." напряжение питания 220 В поступает на первичную обмотку трансформатора Т1 узла управления тиристором. Конденсатор С1, подключенный через замкнутые контакты переключателя S3 "Импульс" к выпрямительному мосту V1-V4 (KBL404), заряжается. Первичная обмотка сварочного трансформатора Т2 обесточена, так как тиристор V9 закрыт.
При нажатии на кнопку переключателя S3 заряженный конденсатор С1 подключается к управляющему электроду тиристора V9 через переменный резистор R1. Разрядный ток конденсатора открывает тиристор, и напряжение сети поступает на первичную обмотку сварочного трансформатора Т2. Во вторичной обмотке трансформатора возникает мощный импульс тока. Длительность импульса тока зависит от параметров времязадающей цепи R1C1. При номиналах элементов этой цепи, указанных на схеме, максимальная длительность импульса t (без учета внутреннего сопротивления тиристора) составляет примерно 0,1 сек. За это время ток во вторичной обмотке может достигать 350-500 А. Возврат устройства в исходное состояние происходит автоматически по окончании разряда конденсатора С1. Оптимальный режим сварки (а это именно режим контактной сварки) устанавливают подстроечным резистором R1 "Режим". Тиристор ПТЛ-50 не всегда можно найти , подойдет любой тиристор рассчитанный на напряжение 220 вольт и силу тока 50А, те же самые требования к диодному мосту V5-V8. Трансформатор Т1 может быть любым, обеспечивающим на вторичных обмотках напряжения 12 В (для заряда конденсатора С1) . Силовой трансформатор можно изготовить самостоятельно, поэтому уделим ему особое внимание .Магнитопровод этого трансформатора набирается из пластин Ш40, толщина набора 100 мм. Первичная обмотка содержит 200 витков провода 2,5 мм2. Вторичная обмотка этого трансформатора состоит из 7 витков изолированного провода или шины сечением не менее 50 мм2). Такого же сечения изготовляют "заземляющий" соединительный проводник вторичной обмотки. Его длину следует выбирать не большей 2-2,5 м. Можно подобрать магнитопровод от трансформатора , но нужно учесть, что площадь магнитопровода , должна быть 400 мм2 . Как просчитать площадь магнитопровода - а х b = площадь магнитопровода.
При изготовлении трансформаторов необходимо иметь в виду, что от качества изоляции их обмоток зависит безопасность работающего с аппаратом. Поэтому поверх первичных (сетевых) обмоток трансформаторов следует наложить не менее 4-6 слоев лакоткани или бумаги, пропитанной парафином. Конструктивно аппарат состоит из двух частей: силового блока и сварочного пистолета, которые соединяются между собой гибким кабелем сечением не менее 50 мм2 с помощью силового быстрого разъема. Так же можно использовать обычные резьбовые соединения, и на качество работы это не влияет. Кожух силового блока изготовить самостоятельно не сложно, главное выполнить его под свои условия использования. Это может быть как переносное устройство, так и установленное на тележку. Обустроенное полочками, кронштейнами для рихтовочных приспособлений и др. Стоит заметить, что фабричного изготовления аппарат конечно же будет лучше по всем параметрам. Подобрать споттер под свои потребности можно на сайте http://www.gys-auto.ru/.
Устройство сварочного пистолета может выглядеть как показано на фото.
За основу взят пистолет от сварочного полуавтомата, в который вмонтирована латунная ось с наружной резьбой М10 , для крепления к рихтовочным приспособлениям (обратный молоток или инопуллер), и уже к ней крепиться сварочный кабель сечением не менее 50 мм2. На другом конце кабеля силовой разъем для крепления к аппарату.
Сечение сварочного кабеля подбирается в зависимости от наибольшей величины сварочного тока: при токе до 240 А — 25 мм2; до 300 А — 35 мм2, до 400 А — 50 мм2, до 500 А — 70 мм2.
Кабель для крепления массы так же имеет быстрый разъем, а на другом конце либо контакт типа «крокодил», либо привариваемый контакт .
Следует обратить особое внимание что оптимальная длина кабеля 1.5 метра для массы, и 2.5 для рабочего кабеля. Увеличение длины влечет за собой потерю мощности и как следствие ухудшение приваривания.
Правильно собранный споттер для рихтовки начинает работать сразу, без какой-либо наладки.
autoevo.net