Масштаб в композиции и на что он влияет. Масштаб в композиции


Размер и масштаб

Эта пара средств гармонизации в отличие от предыдущей пары характеризует собой не внутреннее, а внешнее состояние или величину формы.

Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для размера является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер – метр, дюйм и т.д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т.д.

Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека.

Такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. Это так называемый размерный масштаб, он может быть выражен в числах – 1:2, 1:5, 1:10 и т.д. Благодаря масштабу можно создать уменьшенные или увеличенные масштабные копии (чертежи, макеты) любых натуральных форм.

Масштаб – это отношение всей композиции дизайна к окружающим ее предметам. Необходимо хорошо продумать предназначение композиции, место, где она будет располагаться, и только тогда определить ее конструкцию и масштаб. Иначе она будет смотреться гротескно.

Композиционный масштаб подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой. Сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушечной, - очень сложная композиционная задача. Решается она за счет членения формы. Крупный масштаб относим со слабо расчлененной формой, мелкий – с сильно расчлененной формой. Всякое членение придает форме мелкий (легкий) характер, подчеркивая ее большие размеры. Прочие приемы масштабной корректировки формы показаны на рисунке 28.

Членение формы

Деталировка формы

Рельефная обработка формы

Рисунок 28 - Основные приемы масштабной корректировки форм (левый вертикальный ряд – укрупнение, правый вертикальный ряд – размельчение)

Построить разномасштабные графические композиции с помощью геометрических фигур (Приложение А, рисунок 28).

Требования:

  • 2 композиции крупного масштаба и 2 композиции мелкого масштаба;

  • работа выполняется в цвете (от 3 до 5 цветов).

Материал и размеры композиции

Гуашевая покраска. Формат листа – А4.

Вопросы для повторения

1 Что такое композиция?

2 В чем заключается процесс создания композиции?

3 От чего зависит выразительность композиции?

4 Какова роль доминанты в композиции?

5 Перечислите способы организации композиционного центра.

6 В чем разница между нюансом и контрастом?

7 Какие объекты можно отнести к статичным, а какие будут динамичными?

8 В каком случае композицию можно назвать дисимметричной?

9 Что такое равновесие в композиции и от каких факторов оно зависит?

10 Охарактеризуйте принципиальное отличие уравновешенной композиции от

неуравновешенной.

11 Перечислите виды равновесия в композиции.

12 В чем отличие ритма от метра?

13 С какой целью используется членение плоскости на части?

14 Что такое «золотое сечение»?

studfiles.net

Масштаб в композиции и на что он влияет

Масштаб в композиции играет очень важную роль. Все, что создает человек, он делает для себя и под себя. Именно поэтому, изучив те или иные произведения искусства, мы буквально теряем дар речи, увидев их в реальной жизни.

Одна из причин такого состояния – масштаб в композиции, т. е. соотношение самого произведения и зрителя. Это происходит по причине грамотно подобранного размера, который проявляется относительными размерами самого произведения и его отдельных деталей, цветовым и фактурным решением.

Ошибки выбора масштаба в композиции

Относится это не только к архитектурным или скульптурным произведениям. Неверно подобранный масштаб в композиции может оказаться чрезмерно тяжелым для восприятия, разрушить целостность композиции, пропорции, художественную значимость.

И наоборот, слишком мелкий масштаб в композиции, способен уничтожить идею, образ произведения. Часто, только при непосредственном контакте с произведением приходит понимание эстетической ценности, основной мысли, которую хотел донести до зрителя автор произведения.

Все это указывает на соразмерность произведения по отношению к зрителю как на средство помогающее создать гармоничную композицию.

Масштаб в композиции и пропорции

Масштаб в композиции достигается грамотным использованием системы пропорций. Мысленно разбирая форму на отдельные части, детали можно достичь необходимого масштаба.

Используя эффект контраста можно добиться большей значимости главного элемента композиции или наоборот, придать ему меньшую значимость в произведении. Аналогичного эффекта посредством масштаба в композиции можно достичь, применяя такие изобразительные средства как цвет и фактуру.

На практике масштаб в композиции работает следующим образом. Возьмем для примера два одинаковых по высоте строения. Это может быть какое-то здание, дом, сооружение. Причем одно из них имеет большое количество мелких деталей фасада, а другое, наоборот, содержит малое их количество, но детали эти более крупные.

Для зрителя более высоким будет казаться здание именно с большим количеством элементов. Это психологическая особенность восприятия человека и ее нужно учитывать, создавая то или иное произведение для более полного раскрытия образа, используя масштаб в композиции.

А чтобы еще более ярко выразить масштаб того или иного элемента в композиции достаточно ввести элемент сравнения. Например, поместить человека в кадр рядом с главным элементом композиции или какой-то предмет, размеры которого хорошо знакомы зрителю.

Потренируйтесь в применении масштаба в композиции с разными элементами на своих снимках.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

Масштабность и пропорциональность в композиции — Мегаобучалка

Масштабность - это наиболее сложное средство композиции, которое характеризует соразмерность предметов в сравнении друг с другом. Масштабность - соразмерность принятому эталону (человеку). "Человек есть мера всех вещей". Эти слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма, довольно точно выражают суть масштабности предметного мира - всего того, что создает человек.

Восприятие реальной величины, т.е. размера, предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. При достижении масштабности большую роль играют мелкие детали. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.

Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величи­на ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как боль­шая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер - метр, дюйм и т. д. В зависимости от размера форма характеризуется в ком­позиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д.

Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной вели­чиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека.

В чисто композиционном, художественном значении мас­штаб представляет собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы чело­веку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. Разделяется он на крупный и мел­кий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо круп­ной, монументальной, либо мелкой, легкой. Крупным компо­зиционным масштабом не обязательно отличается большая форма. В большой форме часто поражает абсолютная величи­на — размер, но не масштаб, соразмерный человеку. Добиться его, т. е. сделать так, чтобы натуральная форма зрительно не подавляла человека и в то же время не выглядела игрушеч­ной, — очень сложная композиционная задача. Решается она в основном именно за счет членения формы. Крупный масштаб относим со слабо расчлененной формой, мелкий — с сильно расчлененной формой. Всякое членение придает форме мел­кий (легкий) характер, подчеркивая при этом, как правило, ее большие размеры. Прочие приемы масштабной корректиров­ки формы показаны в табл. 1. Уточним, что формы, включаемые в пространство, зритель­но оцениваются по масштабу в связи не только с человеком, но и с этим пространством. Таким образом, они приобретают сложный, двойственный масштаб. Выражается он в одновременном укрупнении и размельчении формы.

При масштабном сопоставлении форм с человеком выявляется одна важная композиционная закономерность: чем меньше форма, тем она должна быть крупнее, и наоборот, чем больше — тем мельче. Вытекает эта закономерность из естественного процесса развития форм в природе. Вначале любая природная форма мала и слабо расчленена (как, например, росток), в конце своего развития — велика и сильно расчленена (как куст или дерево).

Пропорция – это закон размещения и выразительное сложное средство композиции, согласно которому отдельные части в целом находятся в определенном отношении друг к другу (т.е. высота к ширине или ширина к глубине). Пропорциональные величины зависят друг от друга на столько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Пропорцианирование следует воспринимать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, т.к. они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить на столько, что чтобы ни прибавить, ни убрать ничего было бы нельзя. Ярким примером является золотая пропорция (сечение).

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси, или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии:

Зеркальная – это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е.одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая – это симметрия относительно оси, а ось – это линия пересечения двух или более плоскостей симметрии. В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение.

Зеркально-осевая или смешанная симметрия существует двух видов:

- когда в одном произведении совмещены зеркальная и осевая симметрии;

- когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия – элемент совершает одновременно поступательное и вращательное движение вокруг оси. Этот вид симметрии характерен только для объемных тел (ракушка, винтовая колонна).

Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии (дисимметрия). Т.е. это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей и плоскостей симметрии не наблюдается.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важным признаком ритма является повторяемость элементов и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, нарастающими и убывающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1. Простой ряд основан на повторе одного и того же с одним и тем же интервалам.

2. Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

- чередование на одинаковых интервалах;

- чередование одинаковых элементов с неравными интервалами;

- ряд с чередованием неравных элементов.

Динамический ритм – это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно.

1. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической прогрессии, т.е. постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами

2. Развитие динамических рядов может происходить по геометрической прогрессии, т.е. величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженного на постоянное число. Главное , в ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество не составляют ряд.

Раздел Ш

ЦВЕТ И СВЕТ

 

megaobuchalka.ru

Размер и масштаб в композиции

Манипуляции масштабом, воспринимаемым размером объекта изображения - раскрывают перед фотографом широкие творчесткие возможности. Такие манипуляции - всегда вызывают у зрителя - определенные эмоции. И хотя фотография - с самого ее зарождения считалась реалистичным искусством, люди даже ожидают, что будут немного обмануты, и фотоаппарат - с самых ранних дней использовался для того чтобы приуменьшить или приувеличить размер какого либо объекта на фотографии.

Размер любого объекта на фотографии - мы, прежде всего, определяем - методом сравнения с объектом известного нам размера - находящимся в кадре. Без таких "подсказок", без четких ориентиров в кадре - наш мозг все равно пытается определить, или даже - угадать размер изображаемых предметов, и часто ошибается. Некоторые фотографы - пейзажисты пользуются этим, удаляя из кадра горизонт из своих фотографий, и многие другие элементы - создавая мир - в котором масштаб - совершенно не однозначен.

Фотографы довольно часто - совершенно преднамеренно вводили зрителей в заблуждение - о истинных размерах снимаемых объектов. Например, Патрик Тозэни создавал изображения предметов повседневного пользования, такие как сигаретные окурки и ложки. Эти предметы на его фото - хорошо освещенные, снятые самым крупным планом - создают впечатление чего-то большого, значительного! 

Мега-ложки Патрика Тозаэи - на выставке.

 

Вот возьмем, к примеру, фотографию...

Miniature Sugar-topped Strawberry tart ©

Что Вы можете сказать - о размерах изображенных на ней предметов? Возможно - Вы считаете, что видите землянику?

А теперь положим рядом с "клубничкой" - спичку...

Клубничка - в масштабе спички. Miniature Sugar-topped Strawberry tart - Scale ©

 И тут оказывается - что каждая клубничка - размером всего-то со спичечную головку!

Существует и обратный вид иллюзий, связанных с масштабом. Который часто используют туристы - бывающие у Пизанской башни. Дело в том, что если наш мозг не поймет, что люди на фотографии стоят гораздо ближе к объективу, чем стоит, например, Пизанская башня, то будет не верно ориентироваться на размеры людей, и будеть казаться, что объект, находящийся за людьми - гораздо меньше, чем есть на самом деле!

Масштабы в фотографии. nothing is impossible... ©

 

Далее...  Родина-Мать, Волгоград. 

Передаем масштаб - с помощью людей в кадре. Волгоград, Мамаев курган.Фотограф: Карпин Антон ©

Если бы не люди в кадре - сложно было бы оценить ее истинный размер. Ведь других ориентиров здесь нет. Так что без людей - эту фотографию вполне можно было бы воспринять - как фотографию скульптуры - совершенно обычного размера.

creazon.ru

МАСШТАБ. Основы композиции. Учебное пособие

Церковь Петра и Павла в Кожевниках. 1406

«Человек есть мера всех вещей» – такая фраза высечена на мраморе Дельфийского храма. Эти слова четко формулируют главную идею масштаба. Все, что создает человек, он делает для себя и по себе. Вот почему познакомившись со многими произведениями искусства исключительно по иллюстрациям в книгах, журналах и других изданиях, мы буквально впадаем в экстаз, увидев их «вживую». Одна из причин такого откровения – масштаб произведения, то есть соотношение его и зрителя. Это происходит вследствие хорошо найденного автором размера произведения, который выражается относительной величиной самого произведения и его деталей, колористическим и фактурным решением. Касается это не только архитектуры или скульптуры. Мы знаем, как важно, например, такое соотношение в ювелирном искусстве. Неправильно найденный масштаб может оказаться слишком «тяжелым» для восприятия человека, разрушающим цельность, пропорциональность, художественную значимость произведения. И наоборот, «измельченность» тоже может повлечь за собой уничтожение художественного образа, то, к чему так стремится в своем творчестве художник. Этот пример наглядно демонстрирует значение такого средства гармонизации композиции, как масштаб, его ключевую роль в любом произведении, будь то изделия декоративно-прикладного искусства (из стекла, керамики, дерева, металла, текстиля и т. д.), живопись (произведения станкового или монументального характера), графика, дизайн и т. д. Зачастую только при непосредственном контакте с произведением, когда можно оценить истинный размер, начинаешь понимать эстетическую ценность произведения, основную мысль автора, постигать художественные образы.

Все это говорит о том, что соразмерность произведения и человека, то есть непосредственного зрителя, является средством, способствующим созданию гармоничной композиции.

Масштаб достигается грамотным применением систем пропорционирования. Расчленяя форму на отдельные детали, можно тем самым добиться нужного масштаба. Форма будет восприниматься более интимной, менее значимой. И наоборот, укрупняя ее, сопоставляя с мелкими, специально введенными и уменьшенными элементами (то есть применяя контраст), можно создать более монументально воспринимаемую форму, придать ей большую значимость.

Колокольня Новодевичьего монастыря. 1690

Колокольня Ивана Великого. 1505-1508

Необходимой выразительности образа посредством масштаба можно достичь, работая не только с формой, но и грамотно применяя другие изобразительные средства, такие как цвет и фактура. Обратимся к примеру, который убедительно доказывает, что масштаб помогает художнику создать яркий художественный образ. «Стройная многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря может показаться равной по высоте колокольне Ивана Великого, но масштаб второй безусловно значительнее. Из двух равных по величине зданий будет казаться выше то, которое имеет больше членений, и напротив, чем малочисленнее (а следовательно, крупнее) аналогичные по характеру членения (например, горизонтальные тяги), тем значительнее по масштабу» 1*. В этих архитектурных сооружениях авторами применены разные масштабы, которые создают два разных образа. Мягкий, богато убранный, женский – в колокольне Новодевичьего монастыря; скромно декорированный, строгий, мужественный – в колокольне Ивана Великого.

Итак, масштабность произведения не определяется абсолютной величиной. Небольшое по размеру произведение может иметь крупный масштаб, выражать монументальные образы. И наоборот, значительное по величине произведение воспринимается порой как камерное.

Владея таким инструментом, как масштаб, художник способен создавать различные волнующие его художественные образы независимо от размера произведения.

«…Масштабность сооружения определяется тремя моментами: отношением всего сооружения к человеческому росту, отношением к пространству, окружающему сооружение или находящемуся перед ним, и, наконец, отношением абсолютных размеров всего сооружения к привычным и оптимальным размерам его элементов. Поэтому впечатления масштабности нельзя достигнуть пропорциональным увеличением или уменьшением в большом или малом здании тех элементов, которые мы в нашем представлении привыкли связывать с определенным размером. Так, например, доведение до гигантских размеров нормального фасада трехэтажной виллы, допущенное при постройке храма Петра в Риме, или при уменьшении темы ордера в Темпьетто Браманте оказывается абсурдным как по отношению к пространству, так и по отношению к человеку.

1* Очерки теории архитектурной композиции. M., 1960. С. 294.

Соотношение элементов между собой и их моделировка меняются в зависимости от величины и среды. Это не значит, что некоторое преувеличение невозможно. Примерами такого архитектурно правильного преувеличения могут служить лучшие памятники прошлого (например, палаццо Пикколомини в Пиенце, Арсенал в Кремле, Провиантские склады Жилярди), причем такому преувеличению сопутствует чрезвычайно тонкая моделировка деталей, подчеркивающая масштабность этих сооружений. Но в случае очень большого размера всегда должна вводиться какая-то величина соизмерения с человеком, например нормальная дверь рядом с большим порталом, показывающая его большой размер и помогающая его воспринять…» 1*.

Чтобы лучше понять и освоить такое довольно сложное средство гармонизации, как масштаб, выполните ряд заданий. Они потребуют от вас большой сосредоточенности и внимания к проработке деталей. С точки зрения методики, будет правильнее, если вы используете в своих эскизах кальку, так как она позволяет повторять удачное предложение, к которому можно добавлять следующий вариант решения.

1* Буров А. К. Мастера советской архитектуры об архитектуре. M., 1960. С. 476.

Упражнение 1

В предложенные схемы вставьте элемент «окно» нужного размера. Фигура человека дана для того, чтобы почувствовать необходимые соотношения.

Упражнение 2

Вычертите развертку стены в масштабе 1:10. Длина – 6 м, высота – 3 м (60 х 30 см). Поставьте у стены фигуру человека (16,5 см) для соотношения. Вы постоянно находитесь в интерьерах, где присутствуют декоративные ткани, например шторы на окнах, поэтому такая ситуация должна быть вам понятна. Расположите на всю высоту развертки стены штору из декоративной ткани шириной 115-150 см (М 1:10; 11,5-15 см). Раппорт ткани 55 см (5,5 см). В скобках даны размеры, переведенные в масштаб 1:10. Для мотива (элементы раппорта) выберите простые формы: круг и квадрат. Постройте метрическую композицию по вертикали, применяя в качестве средства гармонизации масштаб. По горизонтали советуем активно строить композицию, в которой будут сочетаться мотив и паузы, вертикальное членение и фактуры, цветовое и тоновое развитие. Возможно как симметричное построение композиции ткани, так и асимметричное. Проследите, в каких случаях контраст помогает решить проблему масштабности, а в каких нет. Особое внимание уделите пропорционированию по горизонтали полосы ткани.

Через небольшую паузу в развертке стены расположите еще одно полотнище ткани. Выполните вариант ткани с раппортом 70 см (7 см).

Сохраняя основное построение метрической композиции, добейтесь соразмерности нового решения. Увеличение размера мотива потребует от вас завуалированности форм, их расчленения, измельчения дополнительными элементами.

Еще раз измените размер раппорта – 40 см (4 см). Попробуйте, не меняя метрического построения композиции, создать новый вариант. В данном решении вам придется найти различные приемы зрительного укрупнения, обобщения мотива. Этого можно добиться путем введения активных зон вертикалей или колористического обобщения, объединения мотива поверхности ткани.

Считайте, что вы справились с поставленной задачей, если в результате вашей работы все три эскиза оказались как бы одного размера раппорта.

Упражнение 3

Это задание дублирует упражнение 2. Вычертите развертку стены в масштабе 1:10, длина – 6 м, высота – 3 м. Создайте на модульной основе композицию, соразмерную человеку, из элементов «круг», «квадрат». Декоративно решенная стена будет представлять собой рельеф, выполненный из гипсолитовых элементов. Самостоятельно подберите размеры элементов так, чтобы у вас получилось 2-3 варианта решения. Возможно сочетание двух размеров в одной композиции для организации «акцента». Для наглядности можно выклеить рельефные элементы из белой бумаги (ватман).

Упражнение 4

Теперь поставьте перед собой более сложную задачу. Имея габаритные размеры стены 6 х 3 м (М 1:10), создайте композицию монументального масштаба на модульной основе. В сочетании с необходимой формой, цветом и фактурой элементов выразите героический образ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Формальная композиция - Чернышев О.В

Формальная композиция

Создание композиционных произведений в соответствии с тремя уровнями временного масштаба как раз и ставит перед студентами зада­ чу выявления формообразующих факторов в той или иной предметной области. На основании проведенного визуально-стилистическогои ху­дожественно-композиционногоанализа необходимо построить компо­ зиционные структуры, образно выражающие совокупность тех свойств и признаков, которые характерны для того или иного времени существо­ вания определенного класса предметов и тенденций их развития. По сути дела, здесь для успешного решения задачи необходимо проследить ди­ намику изменения качественной меры, "изнутри ее содержания", т.е. исходя из тех изменений, которые непосредственно связаны с качествен­ ной природой и элементным составом анализируемой системы, характе­ ром ее внутренних связей и отношений, комплексомматериально-тех­нических, технологических, конструктивных,обьемно-пространственных,пластических, фактурных и т.п. формообразующих факторов.

Особое внимание при этом нужно обратить на то, что структура ком­ позиционных произведений должна строиться не на реальных конструк­ тивно-функциональныхсвязях отображаемой предметной области (т.е. не изображать сами предметы), а нахудожественно-композиционныхпринципах обобщения, формализации и выразительности с помощью средств формальной композиции. Поэтому очень важно, чтобы студен­ ты в своей работе последовательно осуществляли методические проце­ дуры (исходя из общегопринципа-осознать,прочувствовать, выразить) и тщательно заполнялисхемы-матрицына основании материалов про­ веденного анализа по рубрикам "свойства" и "средства".

Для повышения эффективности проведения работы по данному за­ данию в каждой учебной группе целесообразно давать две-тритемы, что­ бы была возможность продемонстрировать единство общих принципов и разнообразие формальных средств выражения внутренней динамики качественной меры во временном изменении ее предметного содержа­ ния.

Для формально-композиционнойпроработки временного масштаба могут выбираться не только явно выраженные предметные темы (напри­ мер, авиация, флот, автомобилестроение, станкостроение, мебель, ин­ струмент и т.п.), но и так называемые "невещественные" (например, кино, музыка, спорт, искусство и т.п.), поскольку и в данных областях суще­ ствует обьективное изменение общих принципов организации, которые могут быть выражены с помощьюхудожественно-композиционнойструк­ туры произведения и описаны в системе понятий качественной опреде­ ленности, степени сложности, метрического и пространственного мас­ штаба,обьемно-пространственнойструктуры, динамичности, функцио­ нальной значимости и т.п.

В целом разновидности категории масштаба по своему содержанию конкретизируют качественную меру того или иного предметного содер­ жания и, таким образом, при формировании визуальной целостности композиционного произведения опираются на три шкалы принципов организации изобразительного материала в соответствии с метрическим (экстерьер, интерьер, предмет), пространственным (неограниченное, ог­ раниченное, замкнутое) и временным (настоящее, прошедшее, будущее) масштабом. С точки зрения профессиональной деятельности дизайне­ ра, эти три масштаба могут выступать как системообразующая ос­ нова формообразования не только в их единстве, но и с домини-

studfiles.net

Основы композиции | AlexSV.ru

В античные времена гармониями называли специальные крепления, которые соединяли между собой доски корпуса корабля. Корабль не соединённый гармониями плыть не мог.

Гармония это связь различных частей в одно целое. Связать различные части в одно целое можно только за счёт чего-то общего у всех частей. Если же ничего общего в частях нет, то единая композиция не получится. Но таких частей которые сильно отличались бы друг от друга практически нет, т.к. все они одной природы и имеют много общего между собой.

Теперь мы видим что если перед нами стоит цель создать гармоничную композицию, то она должна быть едина. Композиционного единства можно добиться путём придания единой смысловой и образной нагрузки, колористического и фактурного решения, формами и пластикой.

Композиционного единства можно добиться путём соподчинения. Соподчинение как правило происходит между центром композиции и остальными элементами. Центр композиции несёт основную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Композиционный центр по расположению как правило совпадает с геометрическим центром. Смещение композиционного центра привносит внутреннюю напряжённость и пластичность.

Инструменты графического дизайна, такие как цвет, форма, фактура дают нам некоторые средства для гармонизации композиции. Умение использовать эти инструменты позволяет художникам добиваться выразительности в своих произведениях.

Средства гармонизации композиции.

Ритм.

Ритм является одним из средств по созданию гармоничной композиции. Жизнедеятельность человека из множества различных циклов: смена времён года, дня и ночи, биение сердца и дыхание. Признаками ритма являются цикличность форм, явлений, их чередование.

Для ритма характерно изменение, движение. Если нет движения, но есть повторение, то это «метр». В отличии от ритма метрические элементы могут быть бесконечны. Примером метрических элементов в композиции могут послужить наборы крестиков, кружочков, ноликов, полосок и других элементов находящихся на плоскости и называемыми орнамент.

Ритм может выражаться с помощью форм, цвета, фактуры и т.д. Ритм может быть как простым, так и сложным, помогая при этом выражать общий композиционный центр и доминирующие элементы.

Контраст. Тождество. Нюанс.

Каждое из средств гармонизации композиции несёт свою роль в коммуникациях. К примеру контраст необходим там где требуется быстрое и чёткое донесение информации.

Контраст — это максимальная разница в проявлении каких-либо качеств, нюанс — это минимальная разница, а тождество повторяет эти качества. Примерами сравнений могут служить такие качества как: форма (прямоугольник и овал), цвет (красный и белый), фактура (гладкая и шероховатая поверхность), размер (большой и маленький).

С помощью контраста, нюанса и тождества можно создать законченную, гармоничную композицию, эмоционально насыщенную, точно передающую настроение автора. Это инструменты художников не подвластные времени и не знающие языковых границ.

Контраст и нюанс не могут жить по отдельности. Они дополняют друг друга рождая гармонию в композиции.

Пропорции.

Пропорция подразумевает соотношение целого и составных этого целого частей. Строить композицию гармонично позволяют нам пропорции или аналогии.

«Две части не могут быть связаны между собой без участия третьей»- так считали ещё древние учёные. Этого можно добиться применяя пропорции.

Пропорции могут быть нескольких видов.

1. Гармонические

2. Арифметические

3. Геометрические

4. Золотое сечение

Масштаб.

Правильный масштаб можно получить с помощью грамотной системы пропорций. Раскладывая форму на составляющие можно добиться необходимого масштаба.

Подчеркнуть масштабность  можно не только с помощью пропорций, но и с помощью знакомых нам фактуры и цвета.

Масштабность сооружений определяется несколькими критериями:

1. Отношение всей конструкции к человеческому росту;

2. Отношением к пространству вокруг;

3. Отношением размеров сооружения к его различным элементам.

 

Создавая художественную композицию нельзя руководствоваться только лишь какими-то средствами художественной композиции или формулами. Выразительный художественный образ не может получиться из сухих формул и строгих расчётов.

В произведениях обязательно должна присутствовать «живость» отходящая от правил и математических расчётов, именно эта особенность и может сделать композицию живой и гармоничной.

Основы композиции.

 

 

alexsv.ru