Оптические иллюзии и оптические коррективы. Метрический повтор
Метрический повтор
В отличии от динамичности , где за счет композиционного приема создается эффект движения в метрическом повторе иллюзию движения создает композиционное чередование элементов.Метрический повтор это многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом. Иногда называют просто метром. Этот прием часто используют в оформлении интерьера.
Применение метрического повтора в интерьере целесообразно в тех случаях, когда в пространстве интерьера необходимо вписать повторяющиеся элементы. Например при использовании нескольких античных колонн в интерьере этот прием будет выглядеть логично. Достаточно посмотреть на архитектуру греческой античности, что бы увидеть как этот прием использовали древние греки.Многие люди воспринимают гармонию, как порядок.
- Метрический повтор и есть порядок и строй. Хотя метрический повтор играет большую роль в создании гармонии, он не является гарантом идеального интерьера. Вряд ли кому-то понравится находиться в интерьере, состоящем только из повторяющихся элементов.
Метрический повтор может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (ряд 1), или сложным. Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (ряд 3) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (ряд 2).
- Метрический повтор должен иметь начало и конец – иначе он будет выглядеть случайным фрагментом чего-то незавершенного. Композиционно таким началом и концом , например, могут быть крайние поля, более широкие, чем ряд метрического шага.
- Ряды повторяющихся элементов могут строиться на контрастном выделении одних, более значимых в функциональном отношении, и нюансном сопоставлении других, например цветом и тоном.
Примеры метрического повтора в интерьере.
Метрический повтор в элементах окна
Метрический повтор в декоративных элементах на стене
Метрический повтор- колонны
Метрический повтор барные стулья -мебель в баре
interior-in.ru
Метрический повтор - Композиция в технике
Метрический повторКатегория:
Композиция в технике
Метрический повторМетрический повтор в композиции, или «метр», как его иногда называют,— это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы в технике носят весьма разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент или одновременно несколько разных каждый со своим шагом чередования. Это могут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки или тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, косынки, отверстия и т. п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов, даже крепежные детали. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна. В эпоху многосерийного индустриального производства, основанного на стандартизации и унификации, все большее значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле. В любом операторском пункте или лаборатории повторяются целые «цепочки» элементов. Зачастую в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов. Композиционная стройность такой системы, покоряя своей упорядоченностью, облегчает ход сложного трудового процесса. Если же метрический порядок в рядах нарушается непредусмотренными, случайными включениями одного или нескольких элементов, мы невольно регистрируем это нарушение закономерности.
Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с конструкцией (иллюминаторы судна или самолета, окна, простенки и двери вагона, шкалы ряда приборов и т. п.). Но иногда повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Это должны быть не случайные, но строго закономерные вкрапления, композиционно развивающие всю систему.
Хотя метрический повтор сам по себе весьма активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии, да и вообще повышения эстетических параметров. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыкальном произведении или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает. Напротив, неизбежны унылая монотонность и скука, которая одолевает при взгляде на уходящий вдаль дощатый забор. В то же время в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора (шаг колонн, контрфорсов, скульптур и т. п.) всегда использовалась очень широко. Но повтор в них не оставался примитивным, а развивался иногда в весьма сложные системы гармонично скоординированных элементов, где одни поддерживали и обогащали повтор других.
Попытаемся на условных моделях выявить некоторые наиболее общие закономерности композиции, связанные с метрическим повтором. На рис. 76, а простой метрический ряд 1: одинаковые кубики, расставленные с одинаковыми интервалами. Поскольку число элементов ряда здесь невелико, он воспринимается как нечто завершенное. В данном случае это скорее не ряд, а просто три элемента. Мы даже воспринимаем средний как своего рода центр, что противоречит понятию «ряд». Если добавлять к ним все новые кубики, то в конце концов многократный повтор превратит завершенное в бесконечное, когда дальнейшее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия ряда. Интересно попытаться уточнить крайние пределы ряда: с одной стороны, когда повторенные элементы читаются уже как ряд, а не поштучно, и с другой — когда число элементов еще может восприниматься как завершенность (группа, своего рода целое), а не «бесконечность». Три кубика явно не ряд — слишком мало повторов. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать число элементов. С этой точки зрения даже пять повторов, пожалуй, в полном смысле не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же число повторов элементов достигает ше-сти-семи, мы перестаем считать их, воспринимая не в отдельности, а как группу 3. С этого момента, вероятно, и начинает в полной мере воздействовать на наше восприятие закономерность метрического повтора.
Заметим, что повторы объемных и плоскостных элементов воспринимаются по-разному (сравните модели 1 и 4). Воспринимаясь в перспективе, объемные элементы, например веретена прядильных машин, вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости, например шкалы приборов на щитах управления. Это связано с тем, что в объемных элементах значительно сложнее строй воспринимаемых нами повторов, связанных со сгущениями структуры в перспективе, с пространственными наложениями элементов друг на друга.
Труднее почувствовать, в какой момент этот ряд перестает восприниматься как завершенность при добавлении к нему новых элементов. Если этот вопрос поставить относительно конкретного повтора (а ряд в технике всегда развивается в конкретной системе и чем-то ограничен), то многое зависит не только от числа самих элементов, но и от того, как они выделены в совокупность. Если ряд элементов 5 ограничен, то в связи с равенством интервалов и полей возникает впечатление случайного ограничения части метрического ряда. При более крупных, нежели интервалы, полях появляется композиционная завершенность того же ряда 6.
В приборных комплексах, на пультах управления метрически повторяющиеся элементы зачастую становятся такой сильной темой, что для ее композиционной законченности необходимы активные завершения по краям. Это могут быть расширенные участки свободной поверхности или (когда этого не позволяет величина панели) выделение тоном вертикалей поля, обрамление профилем, выпуск наружу ребра корпуса и т. п. Во всяком случае, метрически многократно повторенный ряд должен восприниматься не как фрагмент, но как композиционно завершенное целое.
Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий и прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия при сильных светотеневых контрастах, которые обычно становятся ведущей темой и держат всю композицию. Не столь сильно выражены повторы обрамлений шкал на панелях приборов ит. п., хотя и здесь многое зависит от контраста пятна и фона.
Правомерно рассматривать два вида метрических повторов — основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях. В каждом конкретном случае необходимо соразмерять степень контрастности метрично повторяющихся элементов по отношению к фону и метрическим рядам других элементов.
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда он скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов. Работа в этом случае усложняется, так как приходится координировать целые подсистемы повторов и находить такие переходы от одного метрического ряда к другому, чтобы композиция не теряла ясности, чтобы прослеживался принцип ее организации. Более простая координация предполагает совпадение метрических осей рядов через определенные промежутки, например совпадение вертикальных осей в трех рядах с шагом в 1,2,4 (1) или 2, 3, 6 (2) (см. рис. 76, б). Более сложная координация 3 связана с несовпадением шага элементов во всех рядах. В этих случаях важна группировка элементов внутри рядов в определенные общности, иначе повтор может перестать восприниматься как закономерность, появится впечатление беспорядка, а это серьезный недостаток, и подчас далеко не только эстетического характера.
Все эти явления выходят далеко за рамки чисто композиционных вопросов, когда речь идет о сложных системах управления, для рациональной организации которых требуется участие не только дизайнера, но и психолога. Приемы координации разных рядов метрических элементов требуют, по-видимому, дальнейшей теоретической разработки, тем более что подобные системы становятся все более многоэлементными и сложными.
Однако в данном случае нас интересует восприятие композиции промышленного изделия в зависимости от организации метра. В визуально сложных многоэлементных системах современной техники это прежде всего проблема визуальной активизации нужных осей, осуществляемой путем группировки элементов и связанной с широким диапазоном композиционных приемов их «графического» акцентирования.
Вообще прием графического выделения осей либо объединения групп элементов определенным цветом или тоном довольно широко практикуется при разработке сложных панелей управления, но при этом важно, чтобы само введение нескольких цветов, объединяющих группы элементов, визуально не усложняло восприятия всей системы. Ведь облегчая прочтение порядка в каждой группе, можно непроизвольно переусложнить цветом всю панель и таким образом затруднить ее восприятие. Что же касается эстетической стороны, то современные композиции с одновременным развитием многих рядов метрически повторяющихся элементов сами по себе оказывают глубокое эмоциональное воздействие. Человека здесь подкупает порядок и четкость сложнейшей технической структуры. В этих-то случаях особенно важна визуальная организация групп повторов, их акцентировка по композиционному и функциональному значению.
В технике немало примеров развития целых рядов метрических повторов. У поезда метро, например, довольно сложный метрический повтор окон, шага дверей и межвагонных промежутков. В зависимости от целей и условий влияние метрического повтора можно усиливать или ослаблять. Два варианта окраски вагона метро показаны на рис. 76, в. В одном случае цветом выделены двери, что сильно подчеркивает их шаг, в другом через весь вагон проведена горизонтальная полоса, и это резко ослабляет влияние повтора. Как правильнее поступить в условиях метро? Вероятно, первый композиционный прием создал бы неприятный стробоскопический эффект, поскольку темные пятна дверей будут мелькать прямо перед глазами стоящих на платформе пассажиров. Второй прием, напротив, слишком сильно камуфлирует двери, что также было бы неудобно. По-видимому, выделение дверей остеклением и небольшим западом при одноцветной окрасе вагона предпочтительнее для условий эксплуатации—ни искусственного усиления, ни ослабления повтора в данном случае не требуется.
Незначительные отступления от метрического шага обычно считают меньшим грехом, чем явное изменение размера,— не так заметно! Композиция, однако, этого не терпит. Любое изменение в метрическом ряду может быть только явным и, разумеется, композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным.
Заметим, что близкое к рассматриваемому средство композиции — ритм — вообще исключает возможность каких бы то ни было отступлений. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов; в этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И наоборот, при разреженности ряда его элементы теряются («плавают») на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельно контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль.
Метрический повтор в технике — не только средство композиции, но и одна из наиболее активно проявляющихся закономерностей, и если проектировщик подойдет к ней осознанно, это во многом поможет ему организовать форму. Если говорить о метре как о закономерности, то следует иметь в виду крайнюю нежелательность ее случайных нарушений, особенно во всех тех случаях, когда такие изменения элемента или интервала, вообще любые изменения заданного метрического порядка почти незаметны.
Читать далее:
Ритм
Статьи по теме:
pereosnastka.ru
Метрический повтор
Ритм — греческое слово, что означает равномерность, стройность. Ритм — это имеющее внутреннюю закономерность чередование некоторого числа элементов. Он содействует ясности, четкости и стройности художественного произведения, делает его более цельным и выразительным. Понятие ритма у нас связано прежде всего с поэзией, музыкой, танцем. «В медленном ритме», «ритмические движения» — эти словосочетания нам представляются понятными. Ритм в музыке — закономерное чередование звуков в определенном порядке; ритм в хореографии — сочетание определенных последовательных и выразительных движений человеческого тела, которые образуют определенный рисунок танца. Воспринимая и сравнивая повторения и интервалы, мы улавливаем их закономерную связь и получаем при этом эстетическое удовлетворение.
Таким образом, ритм — это повторность элементов, формы и интервалов между ними и наличие ясно выраженной закономерности в повторении элементов и интервалов соответствующих геометрической или какой-либо другой прогрессии.
Ритм в архитектуре бывает очевидным, зримым: чередование пластических элементов на фасаде здания. Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры или кнопки на пульте, иллюминаторы, информационные щиты).
Проблема ритма ещё более отчетливо выступает в решении пространственной среды. Ритмическая расстановка мебели или оборудования в интерьере формирует его пространство и оказывает самое решительное влияние на художественный образ. Но здесь не следует забывать, что чередование предметов и соответствующие интервалы в своей основе функциональны и на практике их размеры могут быть только слегка корректированы.
Ритм касается не только отношения величин или цветовых пятен, но и направлений. Если в композиции господствуют вертикали и горизонтали, то они создают соответствующий ритм направлений. Если к этому прибавить направленную под углом диагональ или линию, то этим самым привносится уже чужеродный мотив, не входящий в общий, уже определившийся ритм.
В случае повторения одних и тех же величин образуется так называемый метрический ряд. Метрический повтор в композиции или «метр» - это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. И здесь, хотя соотношений, по сути дела, нет, может родиться своя выразительность. Само по себе повторение одинаковых элементов может быть выразительным, как выразительны опоры моста или ряды машин в цеху. Простой повтор в силу разных причин находил самое широкое применение в архитектуре: и в греческих храмах, и в римских амфитеатрах с их повторением рядов арок. В технике это могут быть одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки ли тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, отверстия и т.п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов. Современное фабричное производство по своей сути связано с повторами, как и архитектура, которая в значительной степени также стала продуктом промышленного поточного производства.
Для современных технических структур тема повтора особенно характерна. Большое значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле. Зачастую, в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов.
Композиционная стройность такой системы своей упорядоченностью облегчает ход сложного трудового процесса. Если же метрический порядок в рядах нарушается случайными непредусмотренными включениями одного или нескольких элементов, глаз невольно регистрирует это нарушение закономерности.
Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с конструкцией. Например: иллюминаторы судна или самолета, окна, простенки и двери вагона, шкалы ряда приборов и т.п. Но иногда повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Хотя метрический повтор – активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии и повышения эстетики. Это можно сравнить с бесконечным повтором в музыке одной и той же ноты или в архитектуре строить композицию на основе повтора одного и того же элемента. Гармонии при этом не возникнет. Монотонность и скука при взгляде на уходящий вдаль дощатый забор. В то же время, в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора (шаг колонн, скульптур и т.п.) не выглядела примитивно, а развивалась в сложные системы гармонично скоординированных элементов.
Пример: три кубика на одинаковом расстоянии. Можно ли их назвать рядом?
а б
Рис. 2.38 – Повторы объемных (а) и плоскостных (б) элементов
Три кубика еще не ряд, так как средний кубик воспринимается как центр, что противоречит понятию «ряд». По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор, как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать число элементов.
Повторы объемных и плоскостных элементов воспринимаются по-разному.
Воспринимаясь в перспективе, объемные элементы вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости.
…
а
б
в
Рис. 2.39 – Группировка элементов внутри рядов
а – метрические ряды с простой координацией однородных элементов; б – более сложная координация связана с несовпадением шага элементов во всех рядах; в – восприятие порядка повтора затруднено, так как нет общих осей.
В этих случаях важна группировка элементов внутри рядов в определенные общности, иначе повтор может перестать восприниматься как закономерность, появится впечатление беспорядка.
Когда ряд воспринимается как завершенный? Если ряд (а) элементов ограничен, то в связи с равенством интервалов и полей возникает впечатление случайного ограничения части метрического ряда. При более крупных полях, нежели интервалы, появляется завершенность того же ряда (б).
Правоверно рассматривать два вида метрических повторов – основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных отношениях. В каждом конкретном случае необходимо соразмерять степень контрастности элементов к фону и к метрическим рядам других элементов.
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента, и долее сложным, когда он скоординирован с другим, достаточно сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.
В таких случаях необходимо находить тонкие переходы от одного метрического ряда к другому, чтобы композиция не теряла ясности, чтобы прослеживался принцип ее организации.
Более простая координация предполагает совпадение метрических осей рядов через определенные промежутки, например совпадение вертикальных осей с шагом.
Все эти явления выходят за рамки чисто композиционных вопросов, когда речь идет о сложных системах управления, для рациональной организации которых требуется участие не только дизайнера, но и психолога.
Прием графического выделения осей, либо объединения групп элементов цветом или тоном широко практикуется при разработке сложных панелей управления по композиционному и функциональному значению. Пример – вагон поезда в метро.
Любое изменение в метрическом ряду может быть только явным, и композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным.
Ритм
В отличие от метрического повтора, закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка.
Метрический ряд воспринимается проще ритма. Это связано с тем, что ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлением динамичности и с композиционным равновесием.
Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и т.п. можно усиливать или ослаблять динамичность формы.
Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда.
Динамичность, придаваемая форме ритмом, в композиционном отношении может потерпеть полное крушение при нарушении закономерности изменений.
В качестве средства композиции (рис. 2.40)ритм используется, как в тех случаях, когда его предопределяет конструктивная основа (сама функция), так и в тех, когда он создается применением тона.
а б в г
Рис. 2.40 – Ритм как средство композиции
а - ритм выражен только в закономерном сокращении величины квадрата, в то время как толщина контура и просветы между ними остаются постоянными; б - ритм более активен с убыванием толщины контура квадратов к центру, так как он определен уже двумя величинами; в – ритм закономерно развивается одновременно по всем геометрическим параметрам – размеру фигур, толщине контуров и просветов; г – закономерность ритма несколько нарушена, так как толщины контуров и просветы между элементами одинаковы, т.е. ритм переходит в метр.
Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, но может быть и ведущим началом композиции. Небезразлично также, развивается ритм по вертикали или по горизонтали. Изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.
Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией, так как нарушение ритмического ряда выглядит как явление негативное, как нарушение строгой закономерности. Идет ли речь о конструировании телебашни или вентиляционной решетки с постепенным убыванием колец и просветов, необходимо проследить, чтобы ничто не нарушало закономерности ритма.
Сочетание разных ритмов дает сложные порядки. В создании выразительности метроритмического ряда важную роль играют не только характер и размещение ритмических элементов, но и их количество. Для образования простейшего метрического или ритмического ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, создающих непрерывность ритмического движения. Увеличение количества элементов обычно усиливает выразительность ритма, однако оно допустимо лишь до определенного предела. Неограниченное количество их может привести к противоположному эффекту—к скучному однообразию.
В транспортных движущих машинах наиболее проявляется единый, непрерывно изменяющийся пропорциональный ритм, не имеющий фиксированных точек перехода. Этот ритм способствовал рождению динамической формы в быстроходном транспорте (автомобиле, судах, самолетах, ракетах).
Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Верх и низ | Правая и левая стороны | Равновесие и человеческий разум | Равновесие передает значение | Правила группирования по Вертхеймеру | Примеры из области искусства | Основные свойства пространственных форм | Категории композиции. Тектоника. Объемно-пространственная структура | Симметрия. Асимметрия | Динамика. Статика |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.008 сек.)mybiblioteka.su
Лекция 13. Метрический повтор - PDF
Транскрипт
1 Художественное конструирование. Лекция 13 Метрический повтор Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент либо одновременно два или несколько разных элементов, каждый со своим шагом чередования, и т. д. Это одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки или тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, отверстия и т. д. Может композиционно использоваться повторяющийся и акцентированный стык одинаковых элементов, места разъемов и даже повтор крепежных деталей. Для современных технических структур тема повтора чрезвычайно характерна. Пульт управления, электронно-вычислительная машина, многие приборы в своих формах отражают многократно повторяющиеся унифицированные элементы. В эпоху многосерийного индустриального производства, основанного на стандартизации и унификации, все большее значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле. В любом операторском пункте или лаборатории повторяются целые «цепочки» элементов. Нередко в одной системе элементов развивается параллельно несколько метрических рядов, которые строятся на сложном чередовании не одного, а двух и более элементов. Композиционная стройность такой системы, если она хорошо продумана, покоряет своей упорядоченностью, облегчает ход сложного трудового процесса. Если же этот строгий порядок в рядах нарушается непредусмотренным, случайным включением одного или нескольких элементов, мы невольно реагируем на нарушение закономерности, а в функционирующей системе возникают осложнения. Метрический повтор в технике в большинстве случаев связан с конструкцией и отражает характер функциональных процессов (иллюминаторы судна или самолета, окна, простенки и двери вагона, шкалы ряда приборов и т. п.). Иногда повтор создается искусственно, и тогда он используется как дополнительное средство организации формы или с декоративной целью, принимая характер своего рода орнамента. Конечно, не всякий повтор организует форму, но лишь повтор композиционно оправданный, органично связанный со всеми элементами композиции. Когда только начинает разрабатываться система с повторяющимися элементами, определяется модуль, характер примыканий и т. п., важно участие художника-конструктора, а если речь идет о сложной системе управления то и эргономиста. На этой стадии нужно увидеть техническую форму не как механическую совокупность блоков, шкал и пр., но как некую композиционную общность, как организованное целое. Именно на этой стадии еще многое можно исправить укрупнить или уменьшить шаг чередований, поддержать повтор определенной группы элементов в другом ряду, скоординировать между собой ряды и, что особенно важно, умело расставить те элементы, которые, не чередуясь, метрически не повторяясь, все же включаются в общую систему, прерывая ряд или ряды. Это должны быть вкрапления не случайные, но строго закономерные с точки зрения композиционного развития всей системы. Случайные сбивки метрического ряда элементов могут серьезно повлиять на целостность формы изделия или сложной системы, а в отдельных случаях вообще свести на нет организующую силу - повтора как закономерности. Хотя метрический повтор сам по себе уже закономерность, но это еще не гармония. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыке или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает. Напротив, неизбежны монотонность и скука, которая одолевает при взгляде на длинный дощатый забор. В то же время в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора элементов (шаг колонн, контрфорсов и т. п.) всегда широко использовалась. При этом метрический повтор не оставался односложным, а развивался в своеобразные, иногда весьма сложные системы гармонично скоординированных элементов. Попытаемся на условных моделях выяснить некоторые наиболее общие закономерности композиции, связанные с метрическим повтором. На рис. 81, а простой метрический ряд: одинаковые кубики, расставленные с одинаковыми интервалами. Поскольку число элементов ряда здесь невелико, он воспринимается как нечто завершенное. В данном случае это скорее даже не ряд, а только три элемента. Если добавлять к ним все новые кубики, то в конце концов 1
2 многократный повтор превратит этот ряд из завершенного в «бесконечный», когда дальнейшее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия (рис. 81, б). Интересно попытаться уточнить крайние пределы ряда: с одной стороны, когда повторенные элементы читаются уже как ряд, а не поштучно, и с другой когда количество элементов еще может восприниматься как завершенность (группа, своего рода целое), а не «бесконечность». Три кубика явно не ряд слишком мало повторов. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать количество элементов. С этой точки зрения и пять повторов еще не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же количество повторов переходит за шесть, семь, мы перестаем считать их, воспринимая элементы не в отдельности, а как группу (рис. 81, в). С этого момента, вероятно, и начинает в полной мере воздействовать на наше восприятие закономерность многократного повтора. Однако метрические повторы объемных и плоскостных элементов по-разному воздействуют на наше восприятие (сравни рис. 81, в и г). Прочитываясь в перспективе, объемные элементы (например, веретена прядильных машин) вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости (например, приборы на щитах управления). Это связано с тем, что в объемных элементах значительно сложнее строй воспринимаемых нами повторов, связанных со сгущениями структуры в перспективе. Труднее почувствовать, в какой момент этот ряд элементов перестает восприниматься как целостность при добавлении к нему новых элементов. Если этот вопрос поставить относительно конкретного повтора (а ряд элементов всегда развивается в конкретной 'Системе, чем-то и как-то ограничен), то многое зависит не только от количества самих элементов, но и от того, как они выделены в совокупность. Если ряд элементов ограничен так, как на рис. 81, д, то в связи с равенством интервалов и полей впечатление фрагментарности и монолитности возникает раньше, чем при более крупных, нежели интервалы, полях в композиционно завершенном ряду (рис. 81, е). В приборных комплексах, пультах управления метрически повторяющиеся элементы иногда становятся такой сильной темой, что для ее композиционного завершения необходимы столь же активные завершения по краям. Это могут быть расширенные участки свободной поверхности, или (когда их трудно добиться, если этого не позволяет величина панели) выделение тоном вертикалей поля, или обрамление профилем и т.п. Во всяком случае, метрически многократно повторенный ряд должен восприниматься не как фрагмент, но как композиционно завершенное целое. Организующая роль метрического повтора зависит от многих условий. Прежде всего от активности самого повторяющегося элемента, от его роли в композиции. Наиболее активны повторы в объемно-пространственной структуре изделия, которые обычно становятся главной, ведущей темой и держат всю композицию. Не столь сильно выражены повторы обрамлений шкал на панелях приборов и т. п., хотя многое зависит здесь от контраста пятна и фона. Правомерно, вероятно, рассматривать два вида метрических повторов основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных их отношениях. В каждом конкретном случае необходимо соразмерять степень контрастности метрично повторяющихся элементов по отношению к фону и метрическим рядам других элементов. В эскизной стадии работы над композицией полезно проверить ряды чередований: просмотреть, правильно ли выбран шаг, какова сила «пятна» по отношению к фону и т. д. Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда ряд скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов. Работа в этом случае усложняется, так как приходится координировать целые системы повторов, находить такие переходы от одного метрического ряда к другому, чтобы композиция не теряла своей стройности и ясности. Здесь могут существовать различные связи между рядами. Более простая координация элементов предполагает совпадение метрических осей рядов через определенные промежутки, например совпадение вертикальных осей в трех рядах с шагом в каждом из них 1, 2, 4 или 2, 3, 6 (рис. 82, а, б). Более сложная координация предполагает несовпадение шага элементов во всех рядах (рис. 82, в). В этих случаях важна группировка элементов в рядах в определенные общности - иначе повтор может перестать восприниматься как закономерность и появится впечатление беспорядка. Когда развивается одновременно несколько рядов метрически повторяющихся элементов, композиция становится особенно насыщенной, выразительной и интересной. В этих случаях необходимо выявить главный и второстепенные ряды, чтобы второстепенные дополняли главный, 2
3 Художественное конструирование. поддерживали его. Примером такой композиционной координации метрических повторов является опять-таки классическая колоннада. Здесь крупный шаг колонн сопровождается более мелким шагом украшений фриза и, наконец, совсем мелким в модульонах карниза и его орнаменте. Все вместе взятое сложнейшая гармоническая система композиционно взаимосвязанных повторяющихся элементов. В технике немало примеров подобного развития рядов метрических повторов. У поезда метро, например, уже довольно сложный метрический повтор окон, шага дверей и межвагонных промежутков. В зависимости от целей и условий влияние метрического повтора можно усиливать или ослаблять. Два варианта окраски вагона метро показаны на рис. 83. В одном случае цветом выделены двери, что сильно подчеркивает их шаг (рис. 83, а), в другом - через весь вагон проведена горизонтальная полоса, и это резко ослабляет влияние повтора (рис. 83, б). Как правильнее поступить в условиях метро? Вероятно, первый композиционный прием создал бы неприятный стробоскопический эффект, поскольку темные пятна дверей будут мелькать прямо перед глазами стоящих на платформе пассажиров. Второй прием, напротив, слишком сильно камуфлирует двери, что также было бы неудобно. По-видимому, выделение дверей остеклением и небольшим западом при одноцветной окраске вагона предпочтительнее для условий эксплуатации ни усиления, ни ослабления повтора в данном случае не требуется. Бывает и так, что функция и конструкция диктуют необходимость неожиданного отступления от закономерно повторяющегося шага или изменения элемента (группы элементов) ряда (рис. 84). Не нарушит ли целостность такое отступление от закономерного развития ряда? Так, композиция щита управления на рис. 84 строится на четком метрическом повторе целого ряда элементов. Но в этот ряд включена вставка, прерывающая шаг. Поскольку именно этот элемент системы призван выполнять иную, чем прочие элементы, функцию, его специально и заметно выделили из общего метрического ряда не только в деталях, но и по ширине. Целостность формы в данном случае требует, чтобы основные горизонтали не были сбиты ведь они завязывают всю композицию. В данном случае это требование соблюдено. Свободное поле В справа имеет такую же ширину, как вставка по оси 1-1, и, таким образом, композиционно поддерживает ее. Важны и пропорции, в которых вставка делит панель. Этот пример показывает, что даже в сложных метрических рядах (а здесь повторяются крупные блоки 1 и все, что на них расположено, детали 2, 3, 4, 5 и группы более мелких элементов 6 и 7) вполне возможны акценты с членением метрического ряда в приемлемых размерных отношениях (А: Б), определяемых строем композиции. Заметим, что близкое к рассматриваемому средство композиции ритм - почти исключает возможность каких бы то ни было отступлений. Сбивка ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду вполне возможно, а иногда и желательно. Фрагмент большого щита приборов со строгой, четкой координацией многократных метрических повторов показан на рис. 85. Приборные комплексы должны проектироваться с учетом закономерностей метрического повтора. Здесь хорошо видна система метрических повторов, четко скоординированных между собой. Это высокая степень организации элементов. Темные обрамления объединяют по три шкалы, что позволяет избежать ненужной дробности, темные стыки блоков придают всей -системе еще большую геометрическую четкость. Операторский пункт на рис. 86 также является примером правильного использования метрических повторов с учетом закономерностей их развития. Хорошо группируются многие мелкие элементы панели, а крупные обрамления задают главный шаг всей композиции. В ходе разработки различных изделий нередко приходится изменять размеры одного из интервалов или при одинаковом шаге один из элементов ряда. В принципе это возможно, лишь бы сбивка не оказалась случайной. Совершенно недопустимо почти незаметное изменение шага, формы или цвета выделяемого элемента. Между тем, иной раз незначительное отступление от метрического шага считают меньшим грехом, чем явное изменение размера (не так заметно!). Композиция этого не терпит. Акцент в ряду может быть только явным и, разумеется, композиционно обоснованным. Метрический ряд должен иметь начало и конец иначе он будет выглядеть случайным фрагментом чего-то незавершенного. Композиционно таким началом и концом на панели пульта, например, могут быть крайние поля, более широкие, чем шаг метрического ряда. Обозначить 3
4 начало и конец метрического ряда можно акцентированием близких к крайним или крайних элементов и некоторыми другими приемами. Если же сильный акцент появляется внутри ряда, как это было на рис. 84, то завершенность композиции возникает как следствие определенных пропорций А:Б, в которых поделен ряд. Композиционный акцент здесь подчеркивает функцию. Иногда возникает такое явление, как перенасыщение метрического ряда слишком близко расположенными элементами или целыми группами элементов в этом случае фон уже не служит организующим началом, а сам метрический повтор перестает восприниматься. И наоборот: при разреженности ряда его элементы словно теряются («плавают») на слишком большом, пустынном фоне. Когда повтор чрезмерно част, контрастные цветовые или тональные отношения между элементами ряда и фоном создают перенасыщение всего ряда. В этом случае сохранить целостность помогают нюансные, а не контрастные отношения между компонентами метрического ряда. Разреженность ряда, напротив, требует зачастую предельных контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль. В этих случаях многое зависит от того, какова роль данного метрического ряда элементов в композиции. Если он задает всю основу композиции, контраст особенно нужен. Если же этот ряд имеет в композиции второстепенное значение, не следует выявлять его подчеркиванием силы контраста. Проявление некоторых закономерностей метрического повтора показано на рис. 87. Метрический ряд элементов на рис. 87, а не завершен и в принципе может быть продолжен. Завершенность ряда на рис. 87, б достигнута введением по краям двух полей, не похожих на остальные элементы композиции размерами, цветом, тоном, пластической проработкой и т. п. Крайние элементы на рис. 87, в выдвинуты вперед и отличаются обработкой поверхности. Чем значительнее отличие крайних элементов от остальных, тем длиннее может быть ряд. Односторонняя остановка метрического ряда (рис. 87, г) лишь в том случае может служить как определенное завершение, если крайний элемент имеет размеры или насыщенность, достаточные для того, чтобы композиционно сдержать весь односторонне развивающийся ряд. Сила композиционного акцента в метрическом раду одинаковых элементов зависит от активности рядового элемента его.пластики, светотеневой структуры, тона и т. п. Вставка может выполнять двоякую роль: служить акцентом композиции и тогда она должна быть значительно активнее рядовых элементов (рис. 87, д) или разряжать насыщенность ряда, и в этом случае она должна быть гораздо «легче», чем основные элементы (рис. 87, е). Композиционное значение метрического повтора особенно велико в тех художественноконструкторских разработках, где появляются целые системы повторяющихся унифицированных элементов, в каждом из которых развивается иногда несколько рядов повторов более мелких элементов. Чтобы композиционно скоординировать такую сложную систему, полезно схематично нанести на чертеж только повторяющиеся элементы, чтобы ничто другое не мешало их восприятию. Это позволит яснее представить развитие всей системы. После этого легче организовать связи между рядами элементов: в одних случаях подчеркнуть, выделить более важный ряд, в других ослабить читаемость повторов. Например, стыки между отдельными блоками длинной панели можно либо композиционно выявить, подчеркнуть, либо по возможности скрыть, нейтрализовать. Ряды повторяющихся элементов могут строиться на контрастном выделении одних, более значимых в функциональном отношении, и нюансном сопоставлении других, например цветом и тоном. Метрический повтор в технике не только средство композиции, но и одна из наиболее ярко проявляющихся закономерностей, и если проектировщик подойдет к ней осознанно, он сможет успешно решать и композиционные задачи, и задачи, связанные с функционированием изделия. Ритм Понятия «ритм» и «метрический повтор» нередко смешивают, подразумевая под ритмом любое повторение элементов, в том числе (и особенно) метрические повторы вероятно, потому, что они значительно чаще встречаются в технике. Естественно, что смешение понятий, определяющих столь разные явления, приводит к нечетким рекомендациям и неточным выводам. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка, и зрительная 4
5 Художественное конструирование. реакция на ритм - - это реакция на «порядок», но порядок не метрический, а ритмический. Метрический повтор даже при нескольких скоординированных рядах элементов воспринимается лроще ритма. Это можно объяснить тем, что ритмический ряд задает форме композиционное движение и, таким образом, связан с проявлениями динамичности и с композиционным равновесием. Изменяя порядок нарастаний ритмического ряда, объем элементов, их структурную насыщенность и т. п., можно усиливать или ослаблять динамичность формы. Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия, как движение глаза в направлении нарастания изменений ряда. Наш глаз весьма чутко реагирует на едва заметное отступление от закономерности, на которой строится ритмический ряд. Динамичность, придаваемая форме ритмом, может быть серьезно нарушена сбивкой в порядке изменения ряда элементов. Динамичность, достигнутая без помощи ритма, например путем придания форме аэродинамического характера, может широко варьироваться в пределах одного и того же композиционного приема (разная степень обтекаемости формы), в то время как динамичность, построенная на использовании ритма, не может иметь нескольких вариантов. В пределах выбранного или обусловленного ритма варьирование невозможно потому, что изменение одного элемента или шага в ряду неизбежно ведет к утере целостности и к утрате динамичности. В качестве средства композиции ритм используется в художественном конструировании как в тех случаях, когда его объективно.предопределяет конструктивная основа, так и в тех, когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики. Один из исследователей ритма в технике, П. А. Кудин, так определяет его значение: «Для решения многих задач в художественном конструировании важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм; во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения взора и влияет ли; в-третьих, какие элементы ритма привлекают внимание в большей степени, а также какие в меньшей. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые «резервы» ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании». Автор подходит к ритму с точки зрения психофизиологии внимания, что, несомненно, имеет большое значение для таких видов деятельности, как работа оператора сложной системы. Нас же в данном случае интересуют прежде всего композиционные возможности и особенности ритма. Обратимся к примеру из архитектуры, где ритм используется на протяжении всей ее истории в самых различных композициях. На рис. 88 показан жилой дом, построенный по проекту академика архитектуры И. В. Жолтовского недалеко от Смоленской площади в Москве. Главным фасадом здание выходит на оживленную магистраль. Архитектор стремился к тому, чтобы композиция здания как бы подхватывала и развивала движение улицы. Динамичность сооружения достигнута в значительной мере с помощью ритма крупных декоративных обрамлений окон верхних этажей. Здесь ритм строго закономерен: он основан на постепенном увеличении интервала между вставками на одно окно. Неспециалист, возможно, не заметит, как архитектор достигает своей цели, но в том-то и суть композиции она воздействует на восприятие человека независимо от того, может ли он разобраться в профессиональных приемах и методах ее творца. Благодаря ритму, а также целому ряду других особенностей, развивающих композиционный прием, использованный в решении этого здания (изменение венчающего карниза, расположение башни, арки въезда и т. п.), его композиция становится динамичной. Архитектурный ритм действительно подхватывает ритм движения городской магистрали. Своеобразны проявления ритма в готической архитектуре. Мощный фасад готического собора строится на активном ритме нарастания сложности структуры снизу вверх. Относительно спокойная, с крупными членениями внизу, структура становится все более сложной и расчлененной по вертикали в верхних ярусах, достигая апофеоза в тончайших каменных вертикалях, венчающих здание. Мотивы ритма, которые в различных интерпретациях находят отражение и в технике, показаны на рис. 89. Проявления ритма в технике весьма разнообразны. Это и постепенное нарастание плотности структуры ажурной металлической конструкции у мачты высоковольтной передачи (рис. 90, а), и изменение размеров конструкций (рис. 90, б, в). Ритм может развиваться в пределах метрической системы элементов. Например, основа задана метрическим повтором, но в крупных 5
6 группах элементов, служащих укрупненными элементами повтора, происходят ритмически развивающиеся изменения (рис. 90, г). Не противоречат ли, однако, такие (построения пониманию ритма как математической закономерности? Ведь в рассмотренных случаях (и множестве подобных) трудно замерить количественные изменения элементов ряда. Однако в композиции мерительным инструментом часто единственным и довольно точным служит профессиональное ощущение композиции, в данном случае чувство ритма. Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее само проявление этой закономерности. Ведь ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько острым, что становится главным началом композиции. Многое здесь зависит от протяженности ритмического ряда. Слишком короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд, по нашему мнению, предполагает наличие не менее четырех-пяти элементов, хотя в некоторых трудах указывается, что как метрический, так и ритмический ряд могут быть созданы и тремя элементами. Само понятие ряда предполагает многократную повторенность, а три элемента, будь они одинаковыми или изменяющимися, еще не создают впечатления закономерного повтора, а воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Работая над изделиями или целыми комплексами изделий, в композиции которых ритм играет первостепенную роль, приходится решать такой вопрос, как приемы завершения ритма. Если метрический повтор не создает в этом отношении особых трудностей, то тема ритма, связанная с динамичностью формы, требует в ряде случаев особых приемов для завершения композиции, чтобы не возникло впечатления случайного обрыва ритма. Добиться этого непросто, так как любая система элементов, в которой развивается ритм, имеет свое начало и конец. Сложность и в том, что активный ритм задает такое сильное композиционное движение, что его прекращение может создать впечатление незавершенности движения, случайной остановки. Если тема метрического повтора, например на щите управления, без труда вписывается в любую «раму», то ритм в подобных случаях вызывает значительные трудности, поскольку он задает всей панели одностороннее движение. По-видимому, для достижения композиционной завершенности придется вводить до начала ритма такие элементы, которые позволили бы достигнуть композиционного равновесия всей системы при ее активном композиционном движении. Из всех средств композиции ритм особенно тесно связан с психофизиологией восприятия, в значительной мере объективно обусловлен.. Можно полагать, что по мере развития теории композиции будут и дальше раскрываться сложные закономерности ритма, основы теории которого заложены трудами советских исследователей. 6
docplayer.ru
Метрический повтор
Производство Метрический повтор
просмотров - 146
Ритм — греческое слово, что означает равномерность, стройность. Ритм — это имеющее внутреннюю закономерность чередование некоторого числа элементов. Он содействует ясности, четкости и стройности художественного произведения, делает его более цельным и выразительным. Понятие ритма у нас связано прежде всего с поэзией, музыкой, танцем. «В медленном ритме», «ритмические движения» — эти словосочетания нам представляются понятными. Ритм в музыке — закономерное чередование звуков в определенном порядке; ритм в хореографии — сочетание определенных последовательных и выразительных движений человеческого тела, которые образуют определенный рисунок танца. Воспринимая и сравнивая повторения и интервалы, мы улавливаем их закономерную связь и получаем при этом эстетическое удовлетворение.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ритм — это повторность элементов, формы и интервалов между ними и наличие ясно выраженной закономерности в повторении элементов и интервалов соответствующих геометрической или какой-либо другой прогрессии.
Ритм в архитектуре бывает очевидным, зримым: чередование пластических элементов на фасаде здания. Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры или кнопки на пульте, иллюминаторы, информационные щиты).
Проблема ритма ещё более отчетливо выступает в решении пространственной среды. Ритмическая расстановка мебели или оборудования в интерьере формирует его пространство и оказывает самое решительное влияние на художественный образ. Но здесь не следует забывать, что чередование предметов и соответствующие интервалы в своей основе функциональны и на практике их размеры бывают только слегка корректированы.
Ритм касается не только отношения величин или цветовых пятен, но и направлений. В случае если в композиции господствуют вертикали и горизонтали, то они создают соответствующий ритм направлений. В случае если к этому прибавить направленную под углом диагональ или линию, то этим самым привносится уже чужеродный мотив, не входящий в общий, уже определившийся ритм.
В случае повторения одних и тех же величин образуется так называемый метрический ряд. Метрический повтор в композиции или «метр» - это неоднократное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. И здесь, хотя соотношений, по сути дела, нет, может родиться своя выразительность. Само по себе повторение одинаковых элементов может быть выразительным, как выразительны опоры моста или ряды машин в цеху. Простой повтор в силу разных причин находил самое широкое применение в архитектуре: и в греческих храмах, и в римских амфитеатрах с их повторением рядов арок. В технике это бывают одинаково оформленные и расположенные с одним и тем же интервалом шкалы, сигнальные лампы, кнопки ли тумблеры прибора, несущие конструктивные опоры, кронштейны, отверстия и т.п. В композиции могут акцентироваться повторяющиеся стыки одинаковых элементов, места разъемов. Современное фабричное производство по своей сути связано с повторами, как и архитектура, которая в значительной степени также стала продуктом промышленного поточного производства.
Важно заметить, что для современных технических структур тема повтора особенно характерна. Большое значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле. Зачастую, в одной системе элементов параллельно развивается несколько рядов метрически повторяющихся объектов.
Композиционная стройность такой системы своей упорядоченностью облегчает ход сложного трудового процесса. В случае если же метрический порядок в рядах нарушается случайными непредусмотренными включениями одного или нескольких элементов, глаз невольно регистрирует это нарушение закономерности.
Метрический повтор в технике чаще всего отражает характер функциональных процессов и связан с конструкцией. К примеру: иллюминаторы судна или самолета͵ окна, простенки и двери вагона, шкалы ряда приборов и т.п. Но иногда повтор вводится искусственно и используется как дополнительное средство организации формы. Хотя метрический повтор – активная закономерность, он еще не гарантирует гармонии и повышения эстетики. Это можно сравнить с бесконечным повтором в музыке одной и той же ноты или в архитектуре строить композицию на основе повтора одного и того же элемента. Гармонии при этом не возникнет. Монотонность и скука при взгляде на уходящий вдаль дощатый забор. В то же время, в прекрасных памятниках архитектуры тема метрического повтора (шаг колонн, скульптур и т.п.) не выглядела примитивно, а развивалась в сложные системы гармонично скоординированных элементов.
Пример: три кубика на одинаковом расстоянии. Можно ли их назвать рядом?
а б
Рис. 2.38 – Повторы объемных (а) и плоскостных (б) элементов
Три кубика еще не ряд, так как средний кубик воспринимается как центр, что противоречит понятию «ряд». По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор, как некий порядок с момента͵ когда перестаем мгновенно улавливать число элементов.
Повторы объемных и плоскостных элементов воспринимаются по-разному.
Воспринимаясь в перспективе, объемные элементы вызывают чувство многократного повтора раньше, чем элементы на плоскости.
…
а
б
в
Рис. 2.39 – Группировка элементов внутри рядов
а – метрические ряды с простой координацией однородных элементов; б – более сложная координация связана с несовпадением шага элементов во всех рядах; в – восприятие порядка повтора затруднено, так как нет общих осей.
В этих случаях важна группировка элементов внутри рядов в определенные общности, иначе повтор может перестать восприниматься как закономерность, появится впечатление беспорядка.
Когда ряд воспринимается как завершенный? В случае если ряд (а) элементов ограничен, то в связи с равенством интервалов и полей возникает впечатление случайного ограничения части метрического ряда. При более крупных полях, нежели интервалы, появляется завершенность того же ряда (б).
Правоверно рассматривать два вида метрических повторов – основанных на контрасте элемента и фона и на нюансных отношениях. В каждом конкретном случае крайне важно соразмерять степень контрастности элементов к фону и к метрическим рядам других элементов.
Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента͵ и долее сложным, когда он скоординирован с другим, достаточно сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов.
В таких случаях крайне важно находить тонкие переходы от одного метрического ряда к другому, чтобы композиция не теряла ясности, чтобы прослеживался принцип ее организации.
Более простая координация предполагает совпадение метрических осей рядов через определенные промежутки, к примеру совпадение вертикальных осей с шагом.
Все эти явления выходят за рамки чисто композиционных вопросов, когда речь идет о сложных системах управления, для рациональной организации которых требуется участие не только дизайнера, но и психолога.
Прием графического выделения осей, либо объединения групп элементов цветом или тоном широко практикуется при разработке сложных панелей управления по композиционному и функциональному значению. Пример – вагон поезда в метро.
Любое изменение в метрическом ряду может быть только явным, и композиционно обоснованным, обыгранным, акцентированным.
Читайте также
Ритм — греческое слово, что означает равномерность, стройность. Ритм — это имеющее внутреннюю закономерность чередование некоторого числа элементов. Он содействует ясности, четкости и стройности художественного произведения, делает его более цельным и... [читать подробенее]
oplib.ru
Оптические иллюзии и оптические коррективы
Усилить выразительность композиции помогает знание законов зрительного восприятия. Закономерные изменения впечатления называются оптическими иллюзиями.
Знанием оптических иллюзий можно воспользоваться для того, чтобы придать отдельным элементам и всей композиции в целом более точное соответствие замыслу дизайнера. В этом случае речь уже пойдет об оптических коррективах. Оптические коррективы как композиционный прием используются для того, чтобы подчеркнуть определенные стороны художественного образа, создать нужное впечатление о величине предметов, усилить выразительность главного элемента, подчеркнуть монументальность изделия и т. д.
Элементы и средства композиции
Средства гармонизации элементов композиции: линия и пятно, метрический повтор и ритм, контраст и подобие, статика и динамика
Точка. Линия. Пятно
Точка
Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Линия
По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер, линер, рапидограф дает тонкую, прямую, четкую линию. Карандаш – более светлую, свободного начертания. Перо – тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус – «жирную», «бархатную» и т.д. строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.
Пятно
В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.
Более сложная задача – гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов.
Метрический повтор и ритм
Многим явлениям окружающей нас природы свойственно повторение и чередование. Повторяемость движений характерна для всех процессов в жизни человека. Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение ряда свойств сопоставляемых элементов, называется ритм.
Ритм существует во всех видах искусства. В изобразительном и прикладном искусстве – это разнообразие повторение и чередование форм, либо их свойств на плоскости или в пространстве. Закономерное повторение облегчает восприятие композиции по сравнению с неупорядоченным множеством.
Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный на повторении равных величин.Композиции, построенные с применением метрического порядка, могут быть с интервалами и без интервалов. Они могут быть простыми, т.е. состоящими из одного повторяющегося элемента, а могут быть сложными, в которых или сочетаются между собой несколько простых метрических рядов, или повторяются элементы двух и более видов.
Для того чтобы метрическая композиция не казалась монотонной, один из рядов, составляющих сложный метрический ряд можно сделать наиболее ярким и выразительным, чтобы он служил акцентом на фоне остальных. Этого можно добиться либо более редким расположением элементов в «акцентном» ряду по сравнению с остальными рядами композиции, либо элементы этого «акцентного» ряда должны быть контрастны (по форме, размеру, цвету и т. п.) по отношению к другим рядам.
Метрические ряды могут развиваться в двух направлениях, заполняя собой плоскость.
Закономерное изменение элементов позволяет создавать ритмические композиции. Ритмическая композиция состоит из элементов, отличающихся один от другого, но связанных между собой единым приемом изменения.
Наглядным видом ритмической композиции служат ритмические ряды. Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься. Ритмические ряды, как и метрические, могут быть с интервалами и без них, простые и сложные.
Сложные ритмические ряды могут иметь параллельное изменение– в этом случае нарастание интенсивности нескольких свойств идет в одну сторону, что способствует выявлению направленности в композиции, чем контрастнее отношение между элементами, тем динамичнее получается композиция.
В сложных ритмических рядах может быть и встречное изменение. При этом нарастание интенсивности свойств идет в противоположном направлении, и композиция не имеет такой ярко выраженной направленности, как предыдущая.
Ритмическая композиция может представлять собой и метро-ритмический ряд. В этом случае происходит соединение метрических и ритмических рядов в одной композиции. Метрический ряд, обычно, исполняет роль основы всей композиции, дает ощущение устойчивости, уравновешенности.
В создании выразительной ритмической композиции большую роль играют не только характер и размещение элементов, но и их количество. Одинаковые формы составляют метрический ряд лишь в том случае, когда их не менее четырех. Для ритмического изменения бывает достаточно и трех элементов. Внимание к каждому элементу пропадает, когда их в композиции не менее 5–7.
Более длинный ряд сильнее воздействует на эмоции, становится выразительнее, однако чрезмерная длина утомляет. Чем ритмический порядок примитивнее, тем скорее возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избежать этого, используются различные композиционные приемы.
В композициях, построенных по метрическому принципу, часто размещают совершенно новый элемент, который перебивает монотонность ряда.
В композициях, построенных на основе ритмических рядов, применяется остановка рядов. Динамическое развитие композиции можно остановить элементом, отличающимся в большей или меньшей степени от элементов, формирующих ряд. Другим способом является использование уже имеющегося элемента, но появившегося как бы не на своем месте, нарушая тем самым закономерность развития ритмического ряда.
Ритмические ряды в композиции могут располагаться симметрично. В этом случае движение, нарастающее либо с противоположных сторон к центру, либо от центра к краям композиции уравновешивается, и композиция выглядит законченной.
Закономерность построения ритмических рядов не всегда можно выразить в цифрах, но она непременно должна быть зрительно ощутима. Изменения фактуры, тоновых и цветовых отношений, пластичности формы очень часто подчиняются ритмическим закономерностям, но не могут быть выражены математически.
Иногда в композиции сочетаются несколько сложных ритмических приемов, не всегда можно сразу проанализировать каждый, однако элементы размещаются не случайно.
Контраст и подобие
Каждый отдельный элемент композиции не существует изолированно, а находится в окружении и во взаимной связи с другими элементами и формами. Поэтому их восприятие происходит в сравнении друг с другом. Чем ярче противопоставление, тем легче и яснее воспринимаются формы. Такого композиционного противопоставления добиваются при помощи контраста.
Контраст –это то отношение между элементами, в котором преобладают резко выраженные различия между однородными свойствами. Так, о контрастном отношении элементов мы говорим при сопоставлении большого и малого, горизонтального и вертикального, плоского и объемного, темного и светлого, гладкого и шероховатого.
В одной композиции одновременно могут существовать несколько видов контраста. Их соединение усиливает эффект противопоставления. Так, светлая крупная форма выглядит более контрастной по сравнению с маленькой темной формой, чем формы разного размера, но одной силы тона.
Контрастными могут быть и такие характеристики формы, как ее зрительная тяжесть и легкость, замкнутость и раскрытость и т.д. Сочетание в одной композиции статичных и динамичных элементов также представляет собой пример контраста. Степень контраста ограничивается такими требованиями, которые сохраняют цельность впечатления.
Плавный переход характеристики элемента в сторону усиления или ослабления носит название нюанс.Само слово «нюанс» означает «отклонение», «едва заметный переход». Если при контрастном сопоставлении, например, белого и черного мы видим только эти два тона, и ясно выраженную границу между ними, то при нюансном существует последовательный переход от белого через градации серого к –черному.
Если же мы видим полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Так же как и другие средства композиции, контраст, нюанс и тождество не выбирают произвольно. Их выбор должен определяться функцией предмета, его конструкцией, общим объемно-пространственным решением.
В композиции часто присутствуют контраст и нюанс одновременно. Например, в композиции, где нужно выявить композиционный центр и подчиненность ему остального, главный элемент должен быть контрастным к другим элементам, а подчиненные элементы будут находиться между собой в нюансных отношениях.
Статика и динамика
Динамикахарактеризует композицию, в которой обязательно присутствует движение (зрительное). В такой композиции взгляд зрителя непроизвольно начинает воспринимать элементы композиции в определенном порядке, двигается преимущественно в границах заданного направления. С помощью динамики можно привлечь внимание к главному элементу либо к главной части композиции.
Статикапредставляет собой относительное отсутствие зрительного движения, предпочтительность движения в каком-то определенном направлении исчезает. При этом возникает ощущение покоя, равновесия и устойчивости. Квадрат на плоскости и куб как объемная форма могут служить примерами статических форм. Прямоугольники и параллелепипеды, также являясь достаточно статичными формами, при увеличении одного их измерения по сравнению с другими в два и более раз, превращаются в динамические формы, т.к. возникает зрительное движение в направлении этого измерения.
Восприятие формы во многом зависит от ее расположения в пространстве. Например, вертикально стоящий цилиндр представляет собой статическую форму, а расположенный наклонно становится динамичным. Т. о., выбранная форма и ее расположение предопределяют характеристику композиции.
Композиция может состоять из нескольких форм или элементов. В таком случае важна форма каждого элемента и их взаимное расположение.
Условно все композиции можно разделить на 4 вида:
1) устойчивые статические, т.е. наиболее спокойные, совершенно ненаправленные;
2) неустойчивые статические – такие, в которых нет внутреннего движения, но нет и упорядоченного спокойствия;
3) устойчивые динамические – они производят впечатление движения, но не разрушают общего порядка;
4) неустойчивые динамические – наиболее активные, привлекающие максимальное внимание своим движением, создающие остроту и направленность композиции.
infopedia.su
Элементы дизайна_Ритм_Метрический повтор1 | DocumentBase.net: обмен учебными документами
Метрический повтор Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, – неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент либо одновременно два или несколько разных элементов, каждый со своим шагом чередования. Хотя метрический повтор сам по себе уже закономерность, но это еще не гармония. Если бесконечно повторять одну и ту же ноту в музыке или строить архитектурную композицию на повторении только одного элемента, гармония не возникает. Простой метрический ряд: три одинаковых кубика, расставленных с одинаковыми интервалами. Поскольку число элементов ряда здесь невелико, он воспринимается как нечто завершенное. В данном случае это скорее даже не ряд, а только три элемента. Если добавлять к ним все новые кубики, то, в конце концов, многократный повтор превратит этот ряд из завершенного в «бесконечный», когда дальнейшее добавление элементов принципиально ничего уже не меняет в характере восприятия. Интересно попытаться уточнить крайние пределы ряда: с одной стороны, когда повторенные элементы читаются уже как ряд, а не поштучно, и с другой – когда количество элементов уже может восприниматься как завершенность (группа, своего рода целое), а не «бесконечность». Три кубика явно не ряд – слишком мало повторов. По-видимому, мы начинаем воспринимать повтор как некий порядок с момента, когда перестаем мгновенно улавливать количество элементов. С этой точки зрения и пять повторов еще не ряд, поскольку мы подсознательно считаем его элементы. Когда же количество повторов переходит за шесть, семь, мы перестаем считать их, воспринимая элементы не в отдельности, а как группу. Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента; более сложным, когда ряд скоординирован с другим; весьма сложным, когда в композиции развивается одновременно несколько рядов метрических повторов. В этих случаях необходимо выявить главный и второстепенные ряды, чтобы второстепенный добавляли главный, поддерживали его. Примером такой композиционной координации метрических повdocumentbase.net