ПАМЯТЬ ФОРМЫ. Память формы


ПАМЯТЬ ФОРМЫ - это... Что такое ПАМЯТЬ ФОРМЫ?

- свойство нек-рыхтвёрдых тел восстанавливать исходную форму после пластич. деформации принагреве или в процессе разгружения. Восстановление формы, как правило, мартенситным превращением или с обратимым двойникованием. Взависимости от величины деформации и вида материала восстановление формыможет быть полным или частичным. Полное восстановление формы может происходитьв сплавах с термоупругим мартенситом, таких, как Сu - А1 - (Fe, Ni, Co,Mn), Ni - Al,Au - Cd, Ag - Cd, Ti - Ni, In - Tl, Сu - Zn - Al, Сu - Zn- Sn), и в ряде др. двойных, тройных и многокомпонентных систем. П. ф. Накопление обратимой пластич. деформациив разл. температурных интервалах для одного и того же сплава может осуществлятьсяпо разным механизмам. Под воздействием внеш. напряжений в интервале темп-р( М н - М к )прямого мартенситного превращения(где индекс "Н" означает начало мартенситного превращения, а "К" - конец)деформация осуществляется за счёт макроскопич. сдвига, связанного с образованиемиз исходной фазы преим. ориентированных кристаллов мартенсита. Из всехвозможных вариантов взаимной кристаллография, ориентировки исходной и мартенситнойфаз образуются лишь те, для к-рых работа внеш. сил имеет наиб. значение. М к), под действием приложенных напряженийпроисходит передвойникование мартенситных кристаллов или их переориентация, интервал темп-р обратного мартенситного превращения, М н- М к сопровождается постепенным удлинением образца до полногоперехода исходной фазы в мартенситную. Обратное превращение, происходящеес небольшим температурным гистерезисом в интервале темп-р А н- А к, сопровождается полным восстановлением исходнойформы образца.Деформация при темп-ре, превышающей А к,также может приводить к образованию кристаллов мартенсита. Последующееуменьшение и снятие напряжений вызывает (с нек-рым гистерезисом по напряжению)уменьшение и исчезновение этих кристаллов, восстанавливается стабильнаяпри этих темп-pax в отсутствие напряжении высокотемпературная фаза, а следовательно, при нагружении и разгружении монокристалла сплава Сu - Al - Ni при темп-ревыше А к. Нач. линейный участок кривой соответствует упругойдеформации.

Рис. 1. Изменение длины образца из сплаваСu - Аl - Ni при охлаждении и нагреве под действием постоянной нагрузки = 20 МПа.

Рис. 2. Диаграмма растяже-ния монокристаллаиз сплава Сu - Al - Ni при комнатной температуре. Ориентировка оси растяжения = 100 о С.

Дальнейшее формоизменение обусловленофазовым переходом. С повышением томп-ры деформации напряжение, при к-ромначинается мартенситное превращение, линейно возрастает в соответствиис ур-нием типа Клапейрона - Клаузиуса:где -теплота фазового превращения,- деформация, связанная с полным превращением в мартенсит. Под действиемвнеш. напряжений кроме мартенспт-ной фазы, идентичной образующейся приохлаждении, как выше, так и ниже А к могут возникать фазы, Нек-рые способы термич. и механич. обработкипозволяют инициировать т. н. обратимую П. ф. Так, деформация высокотемпературнойфазы и многократный обратимый фазовый переход при охлаждении и нагревепод нагрузкой, а также нек-рые др. варианты комбинирования деформации итермич. обработки приводят к последующему самопроизвольному (без внеш. ориентированные дефекты, к-рые являются эффективнымицентрами зарождения мартенситных кристаллов с преимуществ. ориентировкой. %.В сплавах с большим температурным гистерезисоммартенснтного превращения наблюдается лишь частичное восстановление формы. Сплавы с П. ф. получают всё более широкоераспространение в технике для изготовления термочувствит. силовых элементов, Лит.: Корнилов И. И., Белоусов О. сплавы с эффектом "памяти", М.,1977; Эффект памяти формы в сплавах, пер. с англ., М., 1979; Тихонов А. В. В. Мартынов, Л. Г. Хандрос.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.

dic.academic.ru

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

  1. Классификация по участию волив процессе запоминания;

  2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.

  3. По продолжительности сохраненияинформации;

  4. По сути предмета и способа запоминания.

  1. По характеру участи воли

память делят на непроизвольную и произвольную.

  1. Непроизвольная памятьозначает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, «автомати-ческий».

  2. Произвольная памятьподразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

  1. По характеру психической деятельности

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делять на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную. и словестно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может бытьзрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой..

  1. Двигательная (кинетическая) память– запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

  2. Эмоциональная память– память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

  3. Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играетслово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

  4. Образная память -связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактым содержанием. Запоминать образы помогают разныеанализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развитазрительнаяш память.

  • Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутоя раньшеэйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

  • Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам

  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память– это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

studfiles.net

Память формы - Физическая энциклопедия

ПАМЯТЬ ФОРМЫ - свойство нек-рых твёрдых тел восстанавливать исходную форму после пластич. деформации при нагреве или в процессе разгружения. Восстановление формы, как правило, связано с мартенситным превращением или с обратимым двойникованием .В зависимости от величины деформации и вида материала восстановление формы может быть полным или частичным. Полное восстановление формы может происходить в сплавах с термоупругим мартенситом, таких, как Сu - А1 - (Fe, Ni, Co, Mn), Ni - Al,Au - Cd, Ag - Cd, Ti - Ni, In - Tl, Сu - Zn - Al, Сu - Zn - Sn), и в ряде др. двойных, тройных и многокомпонентных систем. П. ф. в этих сплавах имеет место и в тех случаях, когда восстановлению формы противодействует внеш. нагрузка. Макс. величина обратимой пластич. деформации зависит от кристаллич. структуры исходной и мартенситной фаз и ограничена величиной деформации решётки при фазовом переходе или сдвигом при двойниковании. Так, при мартенситном превращении в сплавах Ti - Ni она составляет ~9%. Когда возможности деформации по мартенситному механизму или за счёт обратимого передвойникования исчерпаны, дальнейшее формоизменение необратимо, т. к. оно происходит путём скольжения полных дислокаций. Накопление обратимой пластич. деформации в разл. температурных интервалах для одного и того же сплава может осуществляться по разным механизмам. Под воздействием внеш. напряжений в интервале темп-р (Мн - Мк) прямого мартенситного превращения (где индекс "Н" означает начало мартенситного превращения, а "К" - конец) деформация осуществляется за счёт макроскопич. сдвига, связанного с образованием из исходной фазы преим. ориентированных кристаллов мартенсита. Из всех возможных вариантов взаимной кристаллография, ориентировки исходной и мартенситной фаз образуются лишь те, для к-рых работа внеш. сил имеет наиб. значение. Когда деформации подвергается образец в мартенситном состоянии (в интервале темп-р ниже Мк), под действием приложенных напряжений происходит передвойникование мартенситных кристаллов или их переориентация, что приводит к макроскопич. формоизменению. При нагреве в интервале темп-р обратного превращения восстанавливается структура и ориентировка кристаллов исходной фазы, что сопровождается восстановлением макроскопич. формы и размеров. Для данной системы интервал темп-р обратного мартенситного превращения, а следовательно, и интервал темп-р восстановления формы, зависит от состава сплава и может в широких пределах изменяться при изменении содержания осн. и легирующих элементов. На рис. 1 приведён график изменения линейных размеров образца из сплава Сu - Al - Ni под действием небольшой пост. нагрузки при охлаждении и нагреве. Мартенситное превращение в интервале темп-р Мн- Мк сопровождается постепенным удлинением образца до полного перехода исходной фазы в мартенситную. Обратное превращение, происходящее с небольшим температурным гистерезисом в интервале темп-р Ан- Ак, сопровождается полным восстановлением исходной формы образца. Деформация при темп-ре, превышающей Ак, также может приводить к образованию кристаллов мартенсита. Последующее уменьшение и снятие напряжений вызывает (с нек-рым гистерезисом по напряжению) уменьшение и исчезновение этих кристаллов, восстанавливается стабильная при этих темп-pax в отсутствие напряжении высокотемпературная фаза, а следовательно, и исходная форма образца. П. ф., к-рая наблюдается при пост. темп-ре, получила назв. сверхупругости, аномальной упругости, сверхэластичности. На рис. 2 приведена типичная кривая при нагружении и разгружении монокристалла сплава Сu - Al - Ni при темп-ре выше Ак. Нач. линейный участок кривой соответствует упругой деформации.

Рис. 1. Изменение длины образца из сплава Сu - Аl - Ni при охлаждении и нагреве под действием постоянной нагрузки = 20 МПа.

Рис. 2. Диаграмма растяже-ния монокристалла из сплава Сu - Al - Ni при комнатной температуре. Ориентировка оси растяжения = 100оС.

Дальнейшее формоизменение обусловлено фазовым переходом. С повышением томп-ры деформации напряжение, при к-ром начинается мартенситное превращение, линейно возрастает в соответствии с ур-нием типа Клапейрона - Клаузиуса: где - теплота фазового превращения, - деформация, связанная с полным превращением в мартенсит. Под действием внеш. напряжений кроме мартенспт-ной фазы, идентичной образующейся при охлаждении, как выше, так и ниже Ак могут возникать фазы, нестабильные в отсутствие внеш. сил. Так, в монокристаллах сплава Сu - А1 - Ni наблюдалась сверхупругость, обусловленная образованием ряда метастабильных фаз. За счёт образования и последующего исчезновения этих фаз в процессе нагружепия и разгружения, при соответствующей ориентировке монокристалла, обратимая деформация при пост. темп-ре достигает 25%. Нек-рые способы термич. и механич. обработки позволяют инициировать т. н. обратимую П. ф. Так, деформация высокотемпературной фазы и многократный обратимый фазовый переход при охлаждении и нагреве под нагрузкой, а также нек-рые др. варианты комбинирования деформации и термич. обработки приводят к последующему самопроизвольному (без внеш. нагрузки) изменению формы при охлаждении и её восстановлению при нагреве. Этот эффект обусловлен тем, что в исходной фазе образуются определённым образом закономерно ориентированные дефекты, к-рые являются эффективными центрами зарождения мартенситных кристаллов с преимуществ. ориентировкой. Величина деформации в этом случае существенно меньше и не превышает неск. %. В сплавах с большим температурным гистерезисом мартенснтного превращения наблюдается лишь частичное восстановление формы. К таким сплавам можно отнести Nb - Ni, Fe - Mn, нержавеющую сталь и др. В них уже небольшие противодействующие напряжения исключают восстановление формы. Это связано с тем, что, во-первых, мартенситные фазы в этих сплавах обладают высокой симметрией, что допускает протекание обратного превращения по путям, отличным от прямого превращения. Во-вторых, образование мартенсита даже в отсутствие напряжения в этих сплавах сопровождается необратимым процессом возникновения и перемещения полных дислокаций. Сплавы с П. ф. получают всё более широкое распространение в технике для изготовления термочувствит. силовых элементов, трубчатых и др. разъёмных и неразъёмных соединений, исключающих необходимость применения сварки и пайки, а также в медицине в качестве разл. фиксаторов при переломах и для др. целей.

Лит.: Корнилов И. И., Белоусов О. К., Качур Е. В., Ннкелид титана и другие сплавы с эффектом "памяти", М., 1977; Эффект памяти формы в сплавах, пер. с англ., М., 1979; Тихонов А. С., Герасимов А. П., Прохорова И. И., Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении, М., 1981; Лихачев В. А., Кузьмин С. Л., Каменцева 3. П., Эффект памяти формы, Л., 1987.

В. В. Мартынов, Л. Г. Хандрос

.

      Предметный указатель      >>   

www.femto.com.ua

Формы памяти

При классификации форм памяти возможны различные подходы, дающие возможность рассмотреть многообразные формы памяти с разных точек зрения. Так, общие наблюдения и экспериментальные данные дают основание выделить кратковременную и долговременную память. Можно различать виды памяти по приемам запоминания: память механическую и логически осмысленную, запоминание произвольное и непроизвольное. Можно различать память индивидуальную, сохраняющую опыт, приобретенный данным организмом в течение индивидуальной жизни, и память наследственную, видовую, сохраняющую опыт биологического вида, накопленный в процессе эволюции. Эта память связана с врожденными механизмами поведения и закодирована в носителях наследственности — генах. В ней заложена программа будущей жизнедеятельности организма. В процессе развития организма из зародышевой клетки закодированная в генах информация реализуется в анатомические структуры, физиологические и биохимические механизмы, проявляется в виде простых безусловных рефлексов и их сложных сочетаний-инстинктов. Для сохранения всей относящейся сюда информации требуется огромная информационная емкость, которая и определяет структурно-функциональные контуры организма.

Биологические явления, аналогичные памяти, мы наблюдаем в различных проявлениях органической жизни. Например, при иммунитете, когда после однократного попадания в организм микроба, вируса либо их токсина образуются специфические антитела, которые сохраняются на всю жизнь и защищают от повторного заболевания. Другой пример такого рода памяти, наблюдаемый особенно часто у низших животных (червей, ящериц) — регенерация (восстановление) отдельных, удаленных или погибших, частей тела. Даже в неорганической материи мы встречаем явления, напоминающие функцию памяти: так, железо, однажды намагниченное в одном направлении, повторно легче намагничивается в том же самом направлении, нежели в противоположном.

Функция памяти ярко выражена в деятельности центральной и периферической нервной системы. Так, известны явления суммации повторных раздражений в периферическом нерве, когда одно слабое раздражение оказывается недействительным, тогда как сумма тех же слабых раздражений, каждое из которых «запоминается», способна вызвать требуемый эффект.

И наконец, возвращаясь к психологическому понятию памяти как функции психики, выражающейся в свойстве воспринимать, сохранять и воспроизводить различные впечатления, мы говорим о памяти не только на внешние события, но и на психологические переживания. Это связано с тем, что функция памяти не ограничивается только восприятием явлений из внешнего мира, но и распространяется на чувства, влечения, установки личности, что обозначается как эмоциональная сторона нашей психики.

С этой точки зрения принято различать не только память словесно-логическую, образную, двигательную, но и эмоциональную. Художники, артисты, музыканты, писатели обладают обычно хорошо развитой образной памятью.

От родителей нередко приходится слышать жалобы на память детей. В этих случаях почти всегда под памятью понимают лишь один из ее видов — словесную память. Вообще в обиходной жизни под памятью обыкновенно и понимают только такого рода память. Между тем, как показывают опыт и специальные исследования, существуют типы памяти, в которых способность к восприятию, сохранению и воспроизведению информации зависит от модальпости, т. е. от того, по какому каналу эта информация поступает. В зависимости от этого различают зрительный, слуховой, моторный и смешанный типы памяти. Обычно у людей смешанный тип памяти с некоторым преобладанием одного из этих типов.

Особенности перечисленных типов памяти можно представить следующим образом. Когда лица с хорошей зрительной памятью стараются заучить что-либо наизусть, то они запечатлевают в своей памяти страницы с буквами и, когда воспроизводят заученное, мысленно видят этот образ и читают его. Когда они припоминают арию, то видят ясно ноты партитуры. Развитие этой способности и позволяет зрительному типу совершать изумительные вещи. Одна из разновидностей зрительной памяти — шахматная. Есть, например, игроки, которые могут вести партию, не глядя на доску.

Они сохраняют в памяти все, что происходит на доске, мысленно рассматривают возможные варианты. Без этого условия они не могли бы предвидеть последствий своих ходов и ходов противника. Люди, обладающие такой способностью, могут играть в шахматы мысленно, прогуливаясь по улицам. Один из самых выдающихся шахматистов XIX века, американец Поль Морфи, мог играть, не глядя на шахматную доску, восемь партий одновременно. Другой шахматист — Поль Сенс — играл до двадцати. Александр Алехин провел «вслепую» сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках на Всемирной выставке в Чикаго в 1938 г. Игра продолжалась 12 часов. Ему пришлось оперировать 1000 фигурами более чем на 2000 клеток. Не так давно венгерский шахматный мастер побил этот рекорд, сыграв «вслепую» одновременно около 50 партий.

Замечательной шахматной памятью обладает и Михаил Ботвинник, помнящий большинство сыгранных им партий и огромную шахматную литературу. Герой знаменитой «Шахматной новеллы» Стефана Цвейга обладал замечательной зрительной шахматной памятью.

Оказалось, что исключительная специфическая шахматная память не сочетается с хорошей памятью вообще что было показано сцециальным психологическим исследованием участников Московского Международного турнира 1925 г.

Многие ученые, выступая перед публикой, мысленпо представляют себе свои рукописи. Как описывает известный французский психолог Бинэ, один государственный деятель рассказывал, что запинки в его речи на трибуне происходили от того, что он приходил в замешательство от помарок с зачеркнутыми местами в своей рукописи.

Французский психолог Ф. Кейра отмечает, что дети, принадлежащие к этому типу, когда их приучают вычислять в уме, мысленно пишут мелом на воображаемой доске заданные цифры, затем частные действия и, наконец, окончательный результат, так что они видят внутренне одну за другой различные линии белых знаков, только что ими начерченных. Цитируя высказывания человека, принадлежащего к этому типу, Кейра прямо указывает, что все представления слов у него по преимуществу зрительные. Чтобы запомнить слово, слышанное первый раз, нужно немедленно дать себе отчет, как оно пишется; равным образом, когда слушает чей-нибудь интересный разговор, то часто представляет его написанным фраза за фразой.

Людям зрительного типа обычно недостаточно для запоминания слышать слово, ему необходимо видеть его написанным. Такие лица мало выносят после прослушивания лекции, между тем как получасовое занятие над книгой приносит гораздо больше пользы. Если ребенок зрительного типа желает изучить стихотворение, то запоминает слова и фразы, представляя их себе так, как они напечатаны на страницах книги. Если он желает вспомнить какое-нибудь правило, то старается воспроизвести ту страницу из учебника, на которой это правило находится. Изучая формулу, обязательно представит себе их письменный образ, изучая хронологию использует запись для запоминания.

Из литературы нам известны примеры необычайной зрительной памяти. Так, И. И. Левитан по отдельным наброскам, сделанным летом, зимой воссоздавал виденные им картины природы. Известный английский портретист Дж. Рейнольдс в течение некоторого времени изучал позировавшего ему человека, а затем писал портрет по памяти без оригинала, как бы списывая портрет со зрительного образа, запечатленного в памяти. Он не нуждался более чем в одном сеансе для написания портрета: «Когда передо мной являлся оригинал,— объяснял он,— я рассматривал его внимательно в продолжение получаса, набрасывая время от времени его черты на полотно; более продолжительного сеанса мне не требовалось. Я убирал полотно и переходил к другому лицу. Когда я хотел продолжать первый портрет, я мысленно сажал этого человека на стул и видел его так ясно, как если бы он был передо мной в действительности; могу даже сказать, что форма и окраска были более резкими и живыми.

От времени до времени я взглядывал на воображаемую фигуру и принимался ее рисовать; я прерывал свою работу, чтобы рассмотреть позу, совершенно так же как если бы оригинал сидел передо мной, и всякий раз, как я бросал взгляд на стул, я видел человека». Таким образом художник воспроизводил на полотне черты лица. По-видимому, образ неизгладимо запечатлевался в его памяти. Конечно, это исключительный пример, но и у других художников такая способность развита в той или иной степени.

Один из самых удачных портретов Авраама Линкольна был нарисован талантливым, но совершенно неизвестным художником из Нью-Джерси, восторженным поклонником президента, которого он видел всего только один раз. Художник был охвачен таким глубоким горем, когда узнал об убийстве обожаемого им президента, что искал утешения у своего холста, рисуя его по памяти.

Густав Дорэ, по-видимому, также обладал способностью писать картины по памяти. Известен рассказ Густава Дорэ, которому один издатель поручил сделать рисунок альпийского вида с фотографии. Рисунок следовало изготовить на другой день, но художник забыл захватить с собой фотографию. Издатель был поражен, когда в условленный срок Дорэ принес ему совершенно точную копию, сделанную по памяти. Описан процесс копирования по памяти картины Рубенса «Мучение святого Петра», причем подражание было настолько совершенным, что когда поставили обе картины рядом, то только при известном внимании можно было отличить копию от оригинала. Знаменитый французский живописец Клод Лорен проводил целые дни в окрестностях Рима, но он ничего не зарисовывал с натуры. Возвращаясь в свою мастерскую, он по памяти воспроизводил полученные впечатления. Голландский живописец Бамбош поступал также. И хотя он мало срисовывал с натуры, как указывают его современники, тем не менее фон и фигуры па его картине отличаются необыкновенной правдивостью.

Много лет назад (приблизительно в 1845 г.) пожар уничтожил здание Академии изящных искусств в Филадельфии, где наряду с другими ценными картинами погибла и «Римская дочь» Мурильо. Спустя почти 35 лет Сортэн написал эту же картину по памяти. В 1805 г. войска Наполеона унесли с собой из Кельна шедевр Рубенса, картину «На алтаре церкви Святого Петра». Местный художник, большой поклонник этой картины, изготовил копию ее по памяти. Оригинал был возвращен позднее, и при сравнении с копией самое тщательное исследование не могло обнаружить заметного различия.

Жорж Занд утверждает, что явление ретроспективного зрения не является только особенностью живописцев. Люди уносят с собой • ландшафт, мимо которого проезжают, куда, может быть, никогда больше не заглянут, но который им понравился. Если мы поднимем цветок, камушек, летучее семячко с куста на дороге, то эта незначительная вещь с чудодейственной силой вызывает всю картину, очаровавшую нас. Маленький камушек заставляет писательницу вновь видеть ту гору, откуда его принесли, и видеть ее сверху донизу с мельчайшими подробностями. Запах цепляющегося вьюнка вызывает в памяти грозный ландшафт Испании, где она проезжала со своей матерью, когда ей было четыре года.

Мадам Жерарден — современница Дюма-отца — писала о нем в 1847 г., что «в его глазах сохранились все образы, которые отражались в его зрачках».

Бальзак, по описанию его современников, не только по желанию вспоминал предметы, но еще и видел их мысленно вновь, освещенными и окрашенными, какими они были в момент восприятия.

Известно, что герои Диккенса производили на него впечатление действительных личностей. Когда он заканчивал свой роман, их фигуры и действия еще представлялись ему. Рафаэль видел перед собой картину «Преображения» в то время, когда писал ее. В одном из писем своему другу Кастильоне он говорил, что невозможность найти модель, которая могла бы позировать для мадонны, заставила его взять из головы тип для своих произведений. Из литературы известно также, что Микельанджело целыми днями вглядывался в воздушное пространство, где он видел отражение гигантского купола проектируемого им храма.

Сохранился рассказ о служителе большого отеля, принимавшего шляпы от гостей при входе их в столовую, который мог без малейшей ошибки определить владельцев нескольких сот шляп при помощи ассоциаций.

За последнее время ряд исследователей описали особые случаи зрительно-образной памяти, которые они назвали «эйдетизмом» (от греческого слова «эйдос» — образ). Эйдетиками принято называть лиц, обладающих способностью к образованию последовательных наглядных образов. Эйдетик после рассмотрения какого-либо зрительного объекта в состоянии не только ярко себе представить виденное, но видеть этот объект со всеми деталями как яркий зрительный образ на воображаемом экране. Эйдетический тип чаще присущ детскому возрасту (примерно у 40% школьников до 15 лет). Приходится наблюдать школьников, отвечающих слово в слово по учебнику. На упрек преподавателя, что школьник «зазубрил» урок наизусть, школьник отвечает, что он просто видит перед собой страницу учебника и читает написанное. Это соответствовало действительности, так как такие дети могут сказать, где кончается строка, где знаки переноса и где по вине типографии перевернута буква.

У взрослых эйдетическая способность встречается гораздо реже. В зрелом возрасте она сохраняется иногда у живописцев, как, например, у русского художника Густава Дорэ, каррикатуриста Каран д’Аша, английского портретиста Дж. Рейнольдса.

Явления, аналогичные эйдетическим, по-видимому, существуют и в области слуха, а также, может быть, и осязания. Обладатели слуховой памяти хорошо помнят услышанное. Если предмет лучше запоминается при чтении вслух, при слушании лекций и докладов, можно считать, что преобладает слуховой тип памяти. Особенность его состоит в том, что в процессе воспроизведения отдается предпочтение слуховым образам. Люди этого типа обычно вспоминают не только смысл текста, но также и интонацию, а иногда и тембр голоса, которым был прочитан текст.

В то время как лицо, принадлежащее к зрительному типу, припоминая страницу, видит буквы как бы напечатанными, лицо слухового типа слышит звук слов. Если человеку слухового типа приходится вспомнить о каком- нибудь знакомом, то он вспоминает не его фигуру, цвет лица, а главным образом его голос. Он, так сказать, его «слышит», в то время как человек зрительного типа его «видит».

Для детей этого типа записывание мало помогает при запоминании. Приходится наблюдать детей, которые легче усваивают слова, когда не сами читают, а кто-нибудь посторонний произносит их. Это связано с тем, что слуховой образ действует на них сильнее, чем зрительный. По-видимому, дети слухового типа хуже усваивают орфографию, чем дети зрительного типа, так как в орфографии главная роль приходится на долю зрительных представлений. Случается, что один человек сразу вспоминает старого знакомого, увидев его, в то время как другой сразу его вспоминает, как только тот начнет говорить. Известны случаи, когда голоса людей, о которых ничего не было известно много лет, узнавали их старые друзья по телефону. Опубликованы сообщения о преступниках, личность которых не удавалось установить из-за удивительной способности менять облик в результате переодевания и гримирования. Но их опознавали сразу, как только они начинали говорить, хотя с тех пор, как работники розыска слышали их голос, проходило много лет.

У музыкантов слух развит в превосходной степени, и музыкальное ухо улавливает малейший диссонанс или отступление от верного тона. Но это свойство бывает развито в значительной степени и у других людей. Железнодорожные рабочие, например, обнаруживают малейшее отступление от чистого звука, вызываемого ударом молота по какой-нибудь части машины. Во время полного хода поезда они узнают по небольшой разнице в звуке неисправность колес или рельсов. Машинисты замечают малейшее изменение в шипении машины. Старые лоцманы узнают по тону свистка все речные пароходы.

В древности, когда еще не было письменности, знание и опыт одного поколения передавались устно отцом сыну, учителем ученику. Известно, что ученики могли повторить услышанные тексты огромных размеров, не пропуская и не изменяя ни одного слова. Так передавались из рода в род поэмы греков, так от поколения к поколению переходили саги норвежцев, таким же образом долгое время передавались философские системы древних персов и индусов. Восточные учителя не доверяли камню и папирусу и предпочитали «вписывать» священное учение в головы своих учеников и так сохранить навсегда эти истины.

Существует предание, что один китайский император более 2000 лет назад проникся завистью к своим предкам и к великолепию предшествующей национальной истории. Он пытался уничтожить все исторические, религиозные и философские документы прошлого с тем, чтобы в будущем все вело бы свое летоисчисление от его царствования. Он сжег все, что сколько-нибудь походило на письменный документ, включая и сочинения Конфуция. Сведения об истории империи были уничтожены и жили лишь в форме традиций. Однако сочинения Конфуция продолжали существовать в полном объеме благодаря удивительной силе памяти одного конфуцианского ученого, который сохранил в мозгу учение, усвоенное им в юности. После смерти императора он восстановил текст, продиктовав его писцам. Его память была настолько совершенна, что когда много лет спустя была найдена старая конфуцианская рукопись, как-то случайно избежавшая уничтожения, то было установлено, что ученый не пропустил из текста ни одного слова.

В Индии, несмотря на существование рукописей 2000-летней давности, находятся все же ученые, в памяти которых сохранены великие философские системы, относящиеся ко времени, когда человечество еще не знало письменности. В настоящее время существуют индийские жрецы, которые точно помнят все песни Махабхарты в 300 тысяч строк. Санскрит — мертвый язык, но он был унаследован благодаря передаче религиозных и философских учений. И теперь индийские ученые могут воспроизвести по памяти Веды, содержащие в себе около миллиона слов. Кабала и другие учения евреев передавались тем же способом. Учение друидов сохранилось, как думают, тем же путем. Древние греки, римляне преуспевали в развитий такого рода памяти.

Из истории известно, что весь текст санскритской грамматики передавался из уст в уста в течение 350 лет до того, как он был записан. Многие артисты сохраняют в памяти длинные прозаические произведения.

Древние законы Исландии не были ни записаны, ни напечатаны, а находились «в головах» судей и адвокатов страны. Сообщают, что юристы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и бесчисленное количество судебных случаев, накопившихся в юридической практике. В наше время есть раввины, которые, начав с какого-либо указанного им слова, могут сказать наизусть весь Талмуд, представляющий собой целую библиотеку. Из литературы известен случай с индийцем, совершенно не знавшим английского языка. Когда ему прочитали вслух 15 строк из «Потеряпного рая», он повторил совершенно точно услышанные им звуки и потом произнес их в обратном порядке.

Факты феноменальной слуховой памяти отмечают у музыкантов, из которых многие были в состоянии передать музыкальную пьесу, страницу за страницей, хотя они слышали ее только один раз. Поразительной музыкальной памятью обладал Моцарт. Когда ему было 14 лет, он услышал однажды знаменитую мессу, которая пелась в монастыре и партитура которой по религиозным причинам сохранялась монахами в тайне. Возвратясь домой, мальчик написал всю партитуру мессы, не ошибившись ни в единой ноте, хотя это произведение состояло из многих частей. Монахи, пораженные его необыкновенным талантом, простили ему этот «плагиат».

Имеются сведения о музыкантах, которые могли, прослушав пьесу в исполнении оркестра, немедленно передать ее на рояле. Французский дирижер, весьма уважаемый в парижском музыкальном мире, уверял его, что, читая написанную партитуру, он как бы слышит не только аккорды и их последовательность, но и темп инструментов. Когда ему представляли на рассмотрение новую партитуру увертюры или симфонии, то при первом чтении он различал квартет, а при втором и последующих присоединял и отчетливо воспринимал другие инструменты. Во французской литературе рассказывается о студенте, обладавшем хорошей памятью, особенно музыкальной. Он мог, прослушав один раз оперу, сыграть на скрипке все услышанные арии.

Известны случаи, когда дети, даже раннего возраста (до одного года) с точностью повторяли ноты, которые проигрывались на рояле. Сын чешского композитора Дворжака в возрасте одного года мог воспроизводить сложные мелодии. В возрасте полутора лет он пел арии из опер своего отца под его аккомпанемент. Многие великие музыканты с самого раннего детства обладали выдающейся музыкальной памятью. Моцарт сочинил музыку, едва достигнув шестилетнего возраста. Керубини в 12 лет исполнял торжественную мессу. Мендельсон в 8 лет исполнял ораторию Баха.

Некоторые музыканты способны осуществлять самые сложные комбинации звуков, не нуждаясь в каком-либо инструменте. По воспоминаниям современников, Бетховен сочинял на ходу и пикогда не наносил на бумагу ни одной ноты, пока вся пьеса, плап которой был у него в голове, не была совершенно окончена.

Для слуховой памяти существенное значение имеет запоминание ритма. Например, прежде чем вспомнить какое-либо стихотворение или мелодию, воспроизводят сначала ритм, независимо от слов и звуков, затем следуют и требуемые слова стихотворения или звуки мелодии.

Наряду со зрительной и слуховой памятью существует также* двигательная, или моторная память, при которой преимущественно запоминаются и легко воспроизводятся движения и все то, что с ними связано. Этот вид памяти важен для многих специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и топких движений,— для хирургов, музыкантов, артистов балета, жонглеров, акробатов. Двигательная память важна для овладения такими трудовыми профессиональными навыками, как управление машиной, работа на станке, а также для овладения спортивным мастерством. Моторный, или двигательный, тип памяти свойствен тем лицам, которые хорошо запоминают двигательные акты. Люди с хорошей моторной памятью без труда усваивают сложные спортивные упражнения, легко учатся танцевать, ловко пользуются разными инструментами, успешно овладевают любым мастерством. Чтобы запомнить какой-нибудь текст, обладателям моторной памяти надо его записать или, читая, шевелить губами.

Встречаются люди, которые гораздо лучше припоминают страницу, когда прочли ее вслух или переписали. Особенно важную роль играют те двигательные образы, которые связаны с произношением слов. Одни лица воспроизводят эти образы плохо, другие же, с двигательным типом,— очень хорошо. Такие люди обычно воспроизводят двигательные образы слов, т. е. мысленно их произносят.

Профессор медицины Балле говорил, что мысль он не видит и не слышит, а произносит ее. Как, вероятно, у большинства людей двигательного типа, внутреннее слово бывает настолько живым, что ему случается произносить потихоньку слова.

Двигательные образы могут быть связаны с процессом писания, рисования. Есть лица, запоминающие рисунок лучше в том случае, если они проследили его контуры пальцами. Этим способом можно пользоваться при преподавании, чтобы приучить учеников рисовать по памяти. В Северной Америке приходилось наблюдать молодых индейцев, с большим интересом рассматривавших гравюры, которые им показывали. Один из них тщательно обводил своим ножом контур рисунка, говоря, что таким образом он сумеет лучше вырезать его по возвращении домой. В данном случае моторный образ должен был усилить образ зрительный. Этот молодой индеец принадлежал, по-видимому, к двигательному типу.

У глухонемых внутренняя речь составляется из моторных и в то же время зрительных образов жестов, образующих их обычную речь.

Движения, которые впоследствии представляются нам самыми натуральными и простыми, первоначально вырабатываются с величайшими усилиями. Солнечный луч, ударяя в первый раз в глаза новорожденного, вызывает целый ряд нестройных движений. Спустя несколько недель устанавливается некоторая координация: глаза могут фиксировать светящийся предмет и следить за его движениями.

Если проследить, каким образом ребенок обучается ходьбе, письму, гимнастическим навыкам, то оказывается, что вначале он решительно не в состоянии сосредоточить движения только в нужной группе мышц: он двигает при этом и языком, и мышцами лица, и даже не участвующими в актах движения конечностями. Благодаря упражнению и двигательной памяти целесообразные движения усваиваются, а излишние постепенно выключаются. Благодаря накопленному опыту все наши привычные движения совершаются с большей легкостью. Возьмем для примера игру на фортепьяно. Она состоит из бесконечного количества различных сочетаний движений пальцев и зрительных впечатлений. Сначала движения совершаются крайне медленно, затем при упражнениях начинают постепенно убыстряться, достигая большой легкости. В этом состоит «секрет» сложных привычных движений. Мы знаем, что опытный пианист, например, может безошибочно играть, разговаривая в то же время с окружающими. То же самое мы наблюдаем при выполнении всех наших привычных движений, например, при писании, вязании и т. д.

Особенно примечательно то, что память сохраняет последовательность каждого элемента в сложном движении. Это относится, например, к машинальной ходьбе, когда мы идем, вовсе не обращая внимания на наши шаги. Пехотинец в строю и кавалерист верхом на лошади могут двигаться вперед в полусне и все время сохранять равновесие тела. Эта способность последовательного воспроизведения мышечных актов еще более поразительна у искусных пианистов, которые могут даже в полусне исполнять фортепьянные пьесы,— факт, который объясняется не столько участием слуха, сколько участием мышечного чувства и моторной памяти, определяющих последовательный ход движений. Примеры сложных, почти автоматизированных движений, протекающих без участия сознания, можно привести из повседневной жизни: восхождение и спуск по давно знакомой лестнице. Память игнорирует число ступенек; мы воспринимаем это обстоятельство так же, как распределение этажей, расположение площадок и других деталей: память в этом случае не ошибается. Особенность моторного вида памяти состоит в отсутствии необходимости на определенном этапе участия сознания. Иногда при внезапном выключении сознания у больных с эпилептическими припадками автоматические движения сохраняются. Известна история скрипача, который играя свою партию в оркестре, часто подвергался такого рода припадкам во время исполнения пьесы. Несмотря на это, он продолжал играть, соблюдая такт, хотя решительно ничего не сознавал из окружающего и не видел и не слышал тех, кому аккомпанировал.

Память, связанная с непосредственным восприятием впечатлений, например с обонянием, вкусом, осязанием, развита обычно в меньшей степени. Так, нелегко точно запомнить вкус, запах и ощущение предмета, хотя можно очень точно припомнить время и всю процедуру, сопутствующую такого рода восприятиям. Однако эта способность может быть в значительной степени развита. У дегустаторов, специалистов по чаю или знатоков вин, у сортировщиков шерсти и т. д., у которых чувства вкуса, обоняния и осязания очень развиты, и воспоминания о прежних впечатлениях могут быть восстановлены ими в малейших подробностях. Подобные примеры приводят некоторые писатели, рассказывая об известных гастрономах, эпикурейцах, знатоках вин, которые могли воспроизвести, благодаря усиленному воображению и памяти, отчетливое впечатление о вкусе их любимого блюда или вина.

Хорошая осязательная память, как правило, бывает у слепых. У зрячих людей она развита слабо, и потому возможности ее недооцениваются. При настойчивой тренировке чувство осязания может очень обостриться; одновременно происходит и укрепление осязательной памяти.

Перечисленные формы памяти в чистом виде встречаются редко, а чаще бывают смешанными. Есть люди, которые, желая вызвать воспоминания о знакомом, воспроизводят в одинаковой степени все образы, т. е. фигуру, цвет лица, одежду, и с такою же степенью ясности вос- произодят и характерные особенности его голоса (высоту, тембр). Это те люди, у которых существует полное равновесие между всеми перечисленными видами памятп. В то же время у многих имеются значительные различия в степени развития отдельных видов памяти. Насколько велики индивидуальные различия в отношении указанных типов памяти, показывает наблюдение за резко выраженными представителями разного типа, которые часто бывают не в состоянии понять и усвоить представлений, принадлежащих людям другого типа. Иллюстрацией может служить известное наблюдение, сделанное крупными французскими неврологами Ж. Шарко и А. Бинэ над двумя пациентами. Одного из них звали Иноди, другого — Диаманди.

Иноди, необразованный пастух, делал умножение 24-значных цифр, которые сообщались ему устно. Память Иноди на цифры была такова, что он мог даже на следующий день повторить сделанные им вычисления с 300 цифрами в том же порядке, в котором он их вычислял накануне. Иноди мог сразу запомнить до 42 цифр. В то же время он не мог запомнить свыше семи букв, а музыкальная память была у него ниже средней. Диаманди запоминал лучше цифры написанные и требовал, чтобы задаваемая ему задача была написана на доске.

Кроме перечисленных типов памяти уже издавна различают некоторые специальные виды памяти, являющиеся подвидами зрительной, слуховой и других ее видов. Сюда относится память на цифры, буквы, слова, цвета, лица, память на ритм, мелодии и прочее, что указывает на возможности удивительной специализации памяти. Например, в области зрительных ощущений у одного бывает больше развита способность к восприятию цветов, у другого больше развита способность к восприятию форм. Одни видят предметы в виде пятен, другие — в виде рисунков; из одних формируются художники-колористы, из других — художники-рисовальщики. Может быть очень развита память на лица и слабо на пространство, т. е. эти люди, увидев раз какое-нибудь лицо, долго его помнят и при новой встрече узнают, но в то же время они обладают плохой способностью ориентировки. Попадая, например, в новый город, они, даже часто проходя по каким-либо улицам, ошибаются, идут не в нужном направлении. Следовательно, они обнаруживают плохую память в области опять же зрительных представлений. Существует много рассказов о лицах, обладавших удивительной памятью на числа и места. Рядом с этими фактами, указывающими на чрезвычайное развитие какой- либо специальной памяти, есть доказательства, что у тех же людей другие формы памяти развиты слабо.

Возникает вопрос, являются ли индивидуальные различия памяти результатом врожденных качеств или воспитания и обучения? Надо думать, что систематическая тренировка и выработка целесообразных средств запоминания в данном случае играет несомненную роль, но определенное значение. следует придавать и врожденной организации. В настоящее время твердо установлено, что в определенных участках мозга находятся клетки, способствующие закреплению воспоминаний определенного типа. Так, затылочная доля ведает фиксацией зрительных впечатлений, височная — слуховых, определенные отделы лобной и теменной долей — двигательных.

Удалось сделать очень тонкие разграничения. Исходя из этих морфологических предпосылок, следует думать, что в основе всех специфических видов памяти лежит хорошее развитие соответствующих зон коры головного мозга. Однако с точки зрения подобных представлений остается не совсем понятной наблюдаемая диссоциация внутри указанных видов памяти. Возможно, существует некоторая специализация клеток внутри указанных корковых зон.

В нашей повседневной жизни необходимы все виды памяти. Как правило, у человека тот или иной вид памяти преобладает над остальными. Однако ведущее значение имеет словесно-логическая память, которая присуща лишь человеку только благодаря речи.

psyera.ru

ПАМЯТЬ ФОРМЫ

ПАМЯТЬ ФОРМЫ

- свойство нек-рыхтвёрдых тел восстанавливать исходную форму после пластич. деформации принагреве или в процессе разгружения. Восстановление формы, как правило, мартенситным превращением или с обратимым двойникованием. Взависимости от величины деформации и вида материала восстановление формыможет быть полным или частичным. Полное восстановление формы может происходитьв сплавах с термоупругим мартенситом, таких, как Сu - А1 - (Fe, Ni, Co,Mn), Ni - Al,Au - Cd, Ag - Cd, Ti - Ni, In - Tl, Сu - Zn - Al, Сu - Zn- Sn), и в ряде др. двойных, тройных и многокомпонентных систем. П. ф. Накопление обратимой пластич. деформациив разл. температурных интервалах для одного и того же сплава может осуществлятьсяпо разным механизмам. Под воздействием внеш. напряжений в интервале темп-р( М н - М к )прямого мартенситного превращения(где индекс "Н" означает начало мартенситного превращения, а "К" - конец)деформация осуществляется за счёт макроскопич. сдвига, связанного с образованиемиз исходной фазы преим. ориентированных кристаллов мартенсита. Из всехвозможных вариантов взаимной кристаллография, ориентировки исходной и мартенситнойфаз образуются лишь те, для к-рых работа внеш. сил имеет наиб. значение. М к), под действием приложенных напряженийпроисходит передвойникование мартенситных кристаллов или их переориентация, М н- М к сопровождается постепенным удлинением образца до полногоперехода исходной фазы в мартенситную. Обратное превращение, происходящеес небольшим температурным гистерезисом в интервале темп-р А н- А к, сопровождается полным восстановлением исходнойформы образца.Деформация при темп-ре, превышающей А к,также может приводить к образованию кристаллов мартенсита. Последующееуменьшение и снятие напряжений вызывает (с нек-рым гистерезисом по напряжению)уменьшение и исчезновение этих кристаллов, восстанавливается стабильнаяпри этих темп-pax в отсутствие напряжении высокотемпературная фаза, а следовательно, при нагружении и разгружении монокристалла сплава Сu - Al - Ni при темп-ревыше А к. Нач. линейный участок кривой соответствует упругойдеформации.

Рис. 1. Изменение длины образца из сплаваСu - Аl - Ni при охлаждении и нагреве под действием постоянной нагрузки = 20 МПа.

Рис. 2. Диаграмма растяже-ния монокристаллаиз сплава Сu - Al - Ni при комнатной температуре. Ориентировка оси растяжения = 100 о С.

Дальнейшее формоизменение обусловленофазовым переходом. С повышением томп-ры деформации напряжение, при к-ромначинается мартенситное превращение, линейно возрастает в соответствиис ур-нием типа Клапейрона - Клаузиуса:где -теплота фазового превращения,- деформация, связанная с полным превращением в мартенсит. Под действиемвнеш. напряжений кроме мартенспт-ной фазы, идентичной образующейся приохлаждении, как выше, так и ниже А к могут возникать фазы, Нек-рые способы термич. и механич. обработкипозволяют инициировать т. н. обратимую П. ф. Так, деформация высокотемпературнойфазы и многократный обратимый фазовый переход при охлаждении и нагревепод нагрузкой, а также нек-рые др. варианты комбинирования деформации итермич. обработки приводят к последующему самопроизвольному (без внеш. %.В сплавах с большим температурным гистерезисоммартенснтного превращения наблюдается лишь частичное восстановление формы. Сплавы с П. ф. получают всё более широкоераспространение в технике для изготовления термочувствит. силовых элементов, Лит.: Корнилов И. И., Белоусов О. В. В. Мартынов, Л. Г. Хандрос.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Память формы Википедия

Эффект памяти формы — явление возврата к первоначальной форме при нагреве, которое наблюдается у некоторых материалов после предварительной деформации.

Введение[ | код]

Одно из базовых восприятий людьми явлений внешнего мира — это стойкость и надёжность металлических изделий и конструкций, стабильно сохраняющих свою функциональную форму продолжительное время, если, конечно, они не подвергаются закритическим воздействиям.

Однако существует ряд материалов, металлических сплавов, которые при нагреве после предварительной деформации демонстрируют явление возврата к первоначальной форме.

Феномен[ | код]

Чтобы понять эффект памяти формы, достаточно один раз увидеть его проявление (см. рис 1). Что происходит?

  1. Есть металлическая проволока.
  2. Эту проволоку изгибают.
  3. Начинаем нагревать проволоку.
  4. При нагреве проволока распрямляется, восстанавливая свою исходную форму.

Суть явления[ | код]

Почему так происходит? (См. рис. 2)

  1. В исходном состоянии в материале существует определенная структура. На рисунке она обозначена правильными квадратами.
  2. При деформации (в данном случае изгибе) внешние слои материала вытягиваются, а внутренние сжимаются (средние остаются без изменения). Эти вытянутые структуры — мартенситные пластины, что не является необычным для металлических сплавов. Необычным является то, что в материалах с памятью формы мартенсит термоупругий.
  3. При нагреве начинает проявляться термоупругость мартенситных пластин, то есть в них возникают внутренние напряжения, которые стремятся вернуть структуру в исходное состояние, то есть сжать вытянутые пластины и растянуть сплюснутые.
  4. Поскольку внешние вытянутые пластины сжимаются, а внутренние сплюснутые растягиваются, материал в целом проводит автодеформацию в обратную сторону и восстанавливает свою исходную структуру, а вместе с ней и форму.

Характеристики эффекта памяти формы[ | код]

Эффект памяти формы характеризуется двумя величинами.

  1. Маркой сплава со строго выдержанным химическим составом.
  2. Температурами мартенситных п

ru-wiki.ru

Формы памяти

Далее с некоторыми уточнениями излагается модель памяти, предложенная Р.Аткинсоном и Р.Шиффиным в 1968 г. Согласно этой модели, различаются непосредственная, кратковременная и долговременная формы памяти. Авторы предполагают, что это изолированные формы памяти, работающие по принципу последовательной цепи. Другими словами, информация при её запоминании из непосредственной памяти переходит в кратковременную и оттуда направляется в долговременную. При воспоминании информация из долговременной памяти следует в кратковременную, последняя в этом случае определяется как оперативная память.

1. Непосредственная (сенсорная) память — запечатление, удержание и переработка информации в органах чувствительности. На уровне сознания такая информация представлена в ощущениях и образах восприятия. Очевидно, что в формировании ощущений и наглядных образов принимает участие и долговременная память, чего упомянутая модель памяти не предусматривает. Это, среди прочего, доказывает факт существования ложных ощущений и обманов восприятия, возникающих спонтанно, независимо от сенсорной стимуляции, чего некоторые психологи не признают.

Число хранилищ сенсорной информации соответствует числу органов чувствительности и составляет до 11–12, из них изучались в основном зрительный и слуховой виды сенсорной памяти. Объём сенсорной памяти ограничен лишь пропускной способностью чувствительных рецепторов. Поскольку счёт последних идёт на сотни миллионов, можно предположить, что этот объём достаточно велик.

Длительность хранения информации в сенсорной памяти определяется временем возбуждения рецепторов и таламических структур, куда поступает сенсорная информация. Установлено, что длительность осязательных ощущений не превышает нескольких долей секунды, зрительные ощущения сохраняются чуть более 0,1 секунды, слуховые — около 0,5 секунды. Что касается ощущения других модальностей, то таких данных, по-видимому, не существует.

Функциональное назначение сенсорной памяти состоит, во-первых, в продлении эффекта воздействия коротких стимулов на время, достаточное для их идентификации, вовторых, в оценке значимости для индивида сенсорных стимулов и, в-третьих, в предварительном отборе сенсорной информации, в силу чего избыточная либо неактуальная информация элиминируется. Сенсорная память обеспечивает, кроме того, непрерывность процессов ощущения и восприятия, например чувство плавности движений своего тела и внешних объектов.

Работу сенсорной памяти иллюстрирует феномен последовательных образов — сохранение зрительных образов некоторое время после окончания воздействия оптического стимула. Положительные последовательные образы возникают при закрытых глазах, если перед тем смотреть на источник света, а потом от него отвернуться. В течение нескольких секунд после этого индивиду видятся светящиеся пятна. Отрицательные последовательные образы появляются после длительной фиксации взора (30 секунд) на цветном изображении. Если индивид смотрит после этого на лист серой бумаги, он может видеть изображение в цветах, комплиментарных воспринятым (вместо красного цвета — зелёный, синего — жёлтый, фиолетового — салатовый и наоборот).

2. Кратковременная память — запечатление, хранение и обработка информации, поступившей в нервные структуры из сенсорной памяти. В сознании эта информация представлена мысленными образами. Предполагается, что кратковременная память имеет единственное хранилище информации. Впервые его объём был установлен Д.Якобсом. В среднем это семь цифр. Аналогичная картина была обнаружена и при запоминании бессистемного набора букв, фонем, слогов, слов, фигур: в среднем объём данной памяти составляет 7 ± 2 элемента.

Некоторые авторы именно этим обстоятельством объясняют происхождение магии числа «семь» (семь чудес света, у семи нянек..., семь раз отмерь..., на семи ветрах, семь-я и т. п.). Упомянутые расчёты не дают точного представления об объёме кратковременной памяти. Дело в том, что любой из семи элементов может быть представлен одним блоком, вмещающим большой объём информации, например осмысленной фразой, пространственно организованным объектом, стихотворной строфой и др. Большинство индивидов обладает способностью организовать информацию тем или иным привычным для себя образом.

Математик А.С.Аиткен обнаружил, в частности, что если располагать цифры группами по пять в каждой и прочитывать их в определённом ритме, то запоминать цифры становится значительно легче. Сам он запоминал с первого предъявления до 1 тыс. цифр, используя упомянутый метод. Очевидно, что в работе кратковременной памяти принимает участие и прошлый опыт индивида, то есть его долговременная память. Это видно хотя бы из того, что новая информация так или иначе ассоциируется с прежними знаниями, а построение мысленных образов невозможно без включения соответствующих программ их формирования.

Время хранения информации в кратковременной памяти — до 20 секунд — может быть произвольно увеличено индивидом на более длительные сроки, например путём намеренного удержания в своём сознании этой информации. Иллюстрацией работы кратковременной памяти могут служить явления эйдетизма, а также эффект новизны. Последний обнаружен у пациентов с фиксационной амнезией и проявляется тем, что из ряда предлагаемых к запоминанию слов или цифр пациенты лучше воспроизводят несколько последних. Хорошее воспроизведение начальных элементов ряда указывает, по-видимому, на участие долговременной памяти. Обычно объекты начала и середины ряда припоминаются значительно хуже.

3. Долговременная память — система длительного хранения информации, используемой в процессах сенсорной и кратковременной памяти. Включает в себя ряд блоков специализированной памяти. В каждом из них хранятся как следы организованной тем или иным образом памяти, доступные произвольному воспроизведению, так и следы памяти, которые с трудом либо вовсе недоступные намеренной репродукции. Последние составляют, по некоторым оценкам, до 90% всех запасов долговременной памяти. Такие следы могут, однако, воспроизводиться непроизвольно под влиянием гипносуггестии, в сновидениях и болезненных состояниях, таких как галлюцинации бред, спутанность сознания, мания, депрессия. Различают несколько вариантов организации следов доступной намеренной репродукции долговременной памяти:

  • пространственный, содержащий некие опорные пункты и позволяющий индивиду формировать так называемые когнитивные карты, дающие ему возможность локализовать объекты в пространстве и во времени;
  • линейный, распределяющий впечатления в определённой последовательности, например в алфавитном порядке, согласно порядку чередования цифр, по размеру и др.;
  • ассоциативный, то есть по каким-то общим признакам, например по цвету, названию, качеству, месту в систематике и др.;
  • иерархический, то есть по принадлежности к той или иной категории в классификации, построенной по принципу иерархии, например физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и уважении и т. п.

Информация из долговременной памяти может быть представлена в сознании различным образом, чаще всего в виде мысленных образов и символических структур, в особенности речевых.

Выделение таких форм памяти, как буферная (промежуточная между краткои долговременной) и сверхдолговременная (со сроками хранения информации более трех месяцев), не является общепринятым.

К содержанию

psyclinic-center.ru