Как варят полуавтоматом? Режимы сварки полуавтоматом. Полуавтомат для сварки алюминия. Полуавтоматическая сварка как работает


Сварка полуавтоматом для начинающих. Сварочный полуавтомат :: SYL.ru

Сварочный полуавтомат представляет собой наиболее удобный, практичный и многофункциональный аппарат для сварки. Самая важная его особенность – это способность соединять металл без усиления с привлечением дополнительных элементов, при этом работа может вестись с черными и цветными металлами. Для сварки используется аргон или углекислый газ. Принято считать, что подобное оборудование может с легкостью освоить даже новичок.

Принцип работы

Сварка полуавтоматом, если выражаться техническим языком, представляет собой процесс, который проходит в среде защищенных газов с привлечением плавящейся проволоки. К последней есть только одно требование – она должна быть сплошной в обязательном порядке. Инертный или углекислый газ должен поступать из газового редуктора в процессе работы бесперебойно, а его количество дозируется вручную или автоматически. Электрод характеризуется меньшим сопротивлением по сравнению с дугой, поэтому выделение тепловой энергии приводит к оплавлению поверхности, с которой осуществляется работа, – это может быть электрод или металл. Две части словно склеиваются при помощи жидкой металлической массы, отчего удается получить крепкий шов, являющийся одним из самых надежных.

Классификация оборудования

Если рассматривается сварка полуавтоматом, то необходимо сказать о профессиональной классификации, посредством которой это оборудование делится в соответствии с тремя принципами:

  • В зависимости от материала используемой проволоки: стальная, алюминиевая, универсальная.
  • В зависимости от типа защиты сварного шва: в среде газов, в самозащитной среде, которая создается порошковой проволокой.
  • По габаритам и возможности перемещения: стационарные, переносные, передвижные. Первые представляют собой приборы больших габаритов и соответствующей мощности, которые используются на заводах и промышленных предприятиях. Переносные изготавливаются специально для использования в быту. Передвижные представляют собой оборудование больших размеров, которое можно перемещать по цехам при необходимости.

Режимы сварки

Сварка полуавтоматом производится в таком режиме, который подбирается в зависимости от толщины металла. Для сваривания изделий толщиной 0,5-1,5 мм применяют электроды, диаметр которых составляет 6 мм. Работа с металлом толщиной более 5 мм проводится в два этапа. Чтобы добиться максимального качества шва, требуется накладывать каждый последующий слой строго на предыдущий. При работе с самыми тонкими металлическими частями требуется 5-7 литров газа в минуту. Работа с таким оборудованием полностью защищает железо от деформации. Достигается это за счет минимизации зоны теплового воздействия при высокой скорости сварки, благодаря чему данная технология выгодно отличается от всех остальных.

Сварка полуавтоматом для начинающих

Если учесть, что эта технология используется для соединения как тончайшего металла, так и достаточно толстых пластин, то стоит знать, что имеется несколько вариантов работы:

  • Стыковая. Такая сварка полуавтоматом весьма актуальна при проведении ремонта автомобиля, когда есть необходимость в частичной замене какой-то детали. При соединении зазоры между деталями должны полностью исключаться.
  • Внахлест – самый простой способ. Сварка алюминия полуавтоматом таким способом производится так: кусок металла кладется на подготовленную поверхность, а потом его заваривают. Для этого можно использовать как точечную сварку, так и сплошную.
  • По готовым отверстиям. Готовая заплатка с дырками приваривается к поверхности в нужном месте. Для соединения используются подготовленные отверстия.

Для работы потребуются

Итак, вне зависимости от того, каким из способов будет производиться сварка нержавейки полуавтоматом, необходимо иметь в наличии сам прибор, перчатки и защитную маску, а также терпение и сильное желание. Это в особенности пригодится, когда будет производиться стыковка вертикальных швов. Выполнение таких работ сопровождается тем, что горячий металл устремляется вниз, поэтому дуга должна быть более короткой. В этом случае сила напряжения приведет к тому, что металлические капли будут переходить в шов гораздо быстрее. Сварка нержавейки полуавтоматом должна производиться с обязательным отведением электрода от шва, чтобы капля могла застыть.

Работа с полуавтоматическим оборудованием

В этом случае работа мастера существенно облегчена. Поджиг дуги моментальный, не требуется постоянно менять электроды, готовый шов не нужно затирать от шлака. Если рассматривается сварка полуавтоматом при помощи газа, то можно сказать, что напряжение проволоки, созданное после включения прибора, дает ей возможность продвинуться сквозь газовое сопло. Под действием электрической дуги происходит ее расплавление. Далее тепловая энергия подается автоматически.

Сварочный инвертор в отличие от классических трансформаторных агрегатов можно подключать к обычной розетке. Сварка алюминия полуавтоматом возможна при условии использования специальных аппаратов, а не всех подряд.

Настройка работы аппарата

Каждый мастер самостоятельно должен выбрать, как он будет работать с этим оборудованием, то есть скорость работы и высоту шва. Большинство профессионалов способны настраивать оборудование на слух. Газ должен однородно и негромко шипеть, при этом он будет обдувать, а не дуть. Проволока должна быть выставлена вперед, тогда дуга не оборвется. Металл шва не должен закипать при работе. Если сварка полуавтоматом настроена верно, то процесс происходит без разрывов, а горение дуги остается ровным. Техника работы с прибором без газа отличается от описанной. Основное отличие тут состоит в необходимости использования специальной порошковой проволоки. Она изготовлена с добавлением кремния или марганца, а ее предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать защиту оборудования. Этот металл сгорает при нагревании, создавая защитную среду, где и создается нужный шов.

Ремонт автомобилей

Сварка нержавейки полуавтоматом может пригодиться и в ремонте автомобилей. Кузовная сварка должна проводиться максимально точно, при этом потери для общей плоскости металла должны быть минимизированы. Именно поэтому данное оборудование правильнее всего использовать для починки кузова. Углекислый газ, обеспечивающий защиту завариваемой поверхности от азота и кислорода, способен окислять метал. Чтобы этот процесс свести к минимуму, для проведения кузовных работ используется проволока, содержащая медь, марганец и кремний. Сварка полуавтоматом при работе с кузовом должна использоваться точечно, тогда качество швов будет наилучшим.

Выводы

Недешевое, но доступное для освоения оборудование - это сварочный полуавтомат. Сварка с его помощью возможна практически для любого металла, причем поверхность не будет повреждена. Он работает хорошо и качественно даже на загрязненной поверхности. Этот тип оборудования снабжен устройством для дуговой сварки, дающей возможность для качественного производства всех видов сварочных работ. Защитная газовая среда способна справиться со своей задачей даже при высокой температуре, за счет чего качество шва максимизируется.

www.syl.ru

Сварка полуавтоматом для начинающих - видео уроки и техника безопасности

Несмотря на то, что соединение полуавтоматической сваркой различных деталей во многом является высшим пилотажем для сварщиков-профессионалов, сегодня полуавтомат не такая уж и несбыточная идея – современные технологии позволили не только существенно уменьшить по весу и объему сварочный аппарат, но и приблизить технологию практически к любому кто желает научиться.

Среди сварочных полуавтоматов принято различать аппараты, работающие как с газовыми баллонами, так и использующими технологии сварки без применения инертного газа, заменив его специальным составом сварочной проволоки.

Сегодня, технология соединения деталей в среде инертных газов нашла широкое применение во всех областях, где необходимо соединение тонких металлических частей, в основном, полуавтоматы применяются в автомобильном сервисе – для проведения кузовного ремонта автомобилей, но это не единственное применение малогабаритных аппаратов.

Полуавтоматы работают на предприятиях машиностроения, судостроения, в ремонтных и сборочных предприятиях.

Преимущества и недостатки

Популярность и широкое распространение технологии связаны с теми положительными сторонами, дающими неоспоримое преимущество перед другими видами технологий электросварочных работ.

Во многом, это объясняется:

  1. Особенностью принципа работы – узкой зоной нагрева соединяемых поверхностей, при этом деформации подвергается небольшая поверхность соединяемых деталей.
  2. Достаточно щадящее воздействие на окружающие детали, в том числе и лакокрасочные покрытия, обгорает только небольшая зона, а остальная поверхность не страдает от теплового воздействия.
  3. В качестве электрода используется специальная проволока различного диаметра, при этом, время работы аппарата многократно увеличивается, снижаются затраты на расходные материалы.

К сожалению, есть и явные «минусы» полуавтоматической сварки:

  1. Основное – сложность оборудования, кроме самого сварочного аппарата необходимо иметь и газовый баллон с газом.
  2. Сварочные аппараты такого типа не совсем применимы в домашнем хозяйстве, в большинстве случаев достаточно и инвертора, а вот нужен он тем, кто всерьез занимается сварочным делом.

Технология и виды

Сварка MIG/MAG

В основу технологии полуавтоматической сварки положен примерно тот же принцип что и в обычном соединении металлических деталей с помощью электрической дуги.

В этом в принципе схожесть и заканчивается, и начинаются различия:

  1. Во-первых, в отличие от традиционного процесса сварки с помощью обычного электрода, где сгораемая обмазка металлического стержня образует пространство свободное от кислорода, в полуавтомате роль обмазки играет газ, проходящий через сопло горелки.
  2. Во-вторых, вместо держателя используется специальное устройство – горелка и рукав для одновременной подачи как проволоки, так и газа.
  3. В-третьих, кроме управления горелкой, в полуавтомате нужно научиться управлять и подачей проволоки, поскольку рычаг регулировки находится на рукоятке горелки.

Сегодняшние технологии используют два основных метода соединения металла в защитной газовой среде:

  1. В среде активного газа (углекислый газ) MAG (Metal Active Gaz).
  2. В среде инертного газа (аргона или гелия) MIG (Metal Inert Gaz).

Третий вид полуавтоматической сварки использует специальную проволоку, но из-за дороговизны таковой пока не получил широкого распространения.

Необходимые материалы и инструменты

Устройство сварочного аппарата

Как и для других методов электросварки, сварочные работы полуавтоматическим аппаратом проводятся при наличии полного комплекта оборудования – самого аппарата со всеми принадлежностями, соединяемых деталей металла, и, конечно же, защитной одежды – маски, перчаток, брезентовой куртки и брюк, рабочих ботинок с негорючей подошвой.

К самому аппарату, в зависимости от требуемой комплектации, требуется газовый баллон, по возможности специальный редуктор, соединительные шланги.

Для обслуживания газовой горелки, скорее всего, понадобится специальный спрей для очистки сопла горелки.

В качестве средств защиты рекомендуется использовать специальную шлем-маску сварщика с УФ-фильтром, срабатывающим при появлении сварочной дуги.

Для удобства работы, бывалые профессионалы рекомендуют обзавестись несколькими переносными прожекторами или хотя бы вкрутить в светильники лампочки помощнее.

Пошаговая инструкция по выполнению

Схема сварки полуавтоматом

Начало работ, рекомендуется как всегда начать с организации рабочего места:

  1. Помещение убирается от лишних предметов, подготавливается в противопожарном плане – убираются все горючие материалы и жидкости.
  2. Включается максимально возможное освещение рабочего места.
  3. Подготавливается материал и инструменты.
  4. Проверяется соединения кабелей и шлангов, целостность удлинителей.

Далее, необходимо подготовить сам аппарат полуавтомата:

  1. Сварочный рукав разматывается, подключается газовый баллон.
  2. Проверяется подача газа.
  3. Проверяется сопло горелки.
  4. Детали раскладываются, совмещаются и закрепляются.
  5. Одеться в рабочую одежду сварщика, приготовить защитную маску.
  6. Включается питание аппарата.
  7. Горелка подносится к месту соединения и нажимается на рукоять – процесс пошел.

Соединяя небольшие детали, рекомендуется не выключать аппарат на время перерыва, а вот при больших объемах рекомендуется периодически останавливать работы, чтобы проверить качество шва и убрать нагар с сопла.

По окончании работ нужно:

  1. Убрать пальцы с клавиши подачи проволоки, прекратить подачу газа.
  2. Выключить питание аппарата.
  3. Дать остыть 1-2 минуты образовавшемуся шву, при обнаружении дефектов – очистить от шлака и повторить сваривание этом месте.

Техника безопасности

Полуавтомат, кроме того, что является электрическим прибором, применяется для работы с баллоном, заполненный газом под определенным давлением. Исходя из этих особенностей, нужно в обязательном порядке соблюдать все меры электробезопасности при работах с электрическими приборами.

Важно во время работы и при хранении не допускать попадания прямых солнечных лучей на баллон, независимо он с газом или без. При транспортировке не допускать повреждения баллона, вентилей. Нельзя самостоятельно заправлять газ, как и использовать резервуар не прошедший проверку и аттестацию. Кроме этого, нельзя заносить газовый баллон в теплое помещение с холода во избежание взрыва.

При работе обязательно нужно быть в защитной маске, в огнестойком специальном костюме и обуви на толстой подошве, использовать сварочные кожаные перчатки.

Рабочее место сварщика должно быть достаточно просторным, на рабочем месте не должно быть легкогорючих и взрывоопасных материалов.

Строго запрещается проводить работы с имеющими опасное содержимое предметами – бензобаками, канистрами, бочками.

Работая полуавтоматическим сварочным инвертором наилучшего успеха можно добиться сваривая тонкий металл. И, несмотря на сложность оборудования, это получится даже у новичков.

Но для такого успеха нужно:

  1. При сварке такого металла рекомендуется отрегулировать подачу сварочной проволоки.
  2. Соединяемые части рекомендуется предварительно очистить от грязи, пыли и по возможности от масляных и жирных загрязнений.
  3. При соединении тонкого металла следует использовать специальные зажимные приспособления, поскольку полуавтомат создает локальные точки нагрева, то соединение может получиться не совсем плотным.
  4. При больших объемах швов рекомендуется сначала прихватить металл в нескольких местах, а уже потом проводить сваривание по всей длине.

Советы и возможные ошибки

Не стоит преувеличивать свои силы имея опыт работы с другими видами сварки.

Работа сварщика требует глубоких знаний во многих отраслях знаний, в том числе и металловедении. Приступая к работе, опытный сварщик внимательно изучит не только метод сваривания деталей, но и их состав, и порядок проведения операций. Начинающему любителю требуется довольно большой срок для того, чтобы понять как, и чем нужно сваривать металл, какие операции нужно проводить.

При работе полуавтоматом, много ошибок допускается при попытках соединить детали, имеющие защитное покрытие. Листы оцинковки или луженный оловом металл не получится сварить до того момента, пока не будет удалено защитное покрытие.

Начиная использовать полуавтомат, желательно прочесть инструкцию или руководство по эксплуатации. Это важно, поскольку в отличие от сварочного инвертора или трансформаторного аппарата в полуавтомате используется не только несколько видов проволоки, но и различные виды газа.

Кроме известных видов расходных материалов, владельцу такого инструмента нужно в обязательном порядке для продления ресурса горелки научиться применять еще и специальные спреи для очистки сопел горелки. Такое обслуживание намного продлит ресурс сварочного рукава и сменных сопел.

Во время первого включения аппарата нужно знать, что учиться придется опять с первого шва и повторять ошибки по-новому:

  1. На начальном этапе обучения нужно научиться не только держать дугу, но и регулировать подачу проволоки, регулировать подачу газа.
  2. Рекомендуется сначала научиться формировать шов на обычном металле, а уже потом переходить на тонкий лист.
  3. Важно взять за привычку очищать от налета сопло после каждого сеанса работы.

househill.ru

Как выполняется сварка полуавтоматом: советы по свариванию металла

Сварка полуавтоматом – один из самых удобных способов соединения металлических изделий, особенно для новичков. Полуавтоматическая дуговая сварка происходит за счет плавления электрода, который ведется автоматическим способом. Сейчас рассмотрим основные аспекты, как работает механизированное оборудование и как варить металл с помощью такого аппарата.

Содержание статьи

Типы полуавтоматического сварочного оборудования

Сварка полуавтомат делится на несколько видов, в зависимости от типа материала и перемещения по рабочему изделию. Основная характеристика:

  • мобильность: переносные: передвижные и стационарные аппараты. Большое стационарное оборудование применяется в специализированных мастерских для выполнения больших объемов работы. Маленькие агрегаты отлично подходят для домашнего использования соединения небольших площадей изделий;
  • защита шва: порошковой проволокой, флюсом, газом. При подаче проволоки, она плавится и образует защитный слой, который оберегает расплавленное железо от агрессивных факторов воздействия окружающей среды;
  • тип электрода: стальной, алюминиевый, комбинированный.

Узнать больше о сварке электродами.

Полуавтоматическая сварка происходит за счет  образования дуги, которая преобразовывает электроэнергию в тепловую посредством плавления основного сварочного элемента – электрода. Это специальная проволока, которая служит проводником энергии. Ее подача осуществляется автоматически с помощью медной катушки.

Сварочный полуавтомат может работать с газом и без газа. Первый тип применяется для соединения цветных металлов или легированных сталей.  В качестве газа используется углекислота, которая подается к пистолету под делением из баллона.

Устройство аппарата

Перед тем, как приступать к разбору, как варить металл, необходимо разобраться в строении самого аппарата. При использовании  полуавтомата в сварочных работах можно получить качественный и ровный шов, прикладывая при этом минимум усилий. Его можно происходить как ниточным, так и точечным способом, если нет полноценного доступа к свариваемым деталям. С учетом некоторых «пробелов» или зазоров, все равно получается прочное и долговечное соединения. Это объясняется свойствами оборудования, которое для этого используется. При использовании газа, он попадает в рабочую среду и защищает материал от окисления газов из внешней среды.

Полуавтоматический сварочный аппарат состоит из следующих деталей:

  1. Газовый баллон, в котором находится газ для защиты металла.
  2. Трубка для подачи газа – это приспособление, через который и подается газ в рабочую зону.
  3. Катушка для проволоки.
  4. Механизм для автоматической подачи проволоки может быть тянущим, толчковым или комбинированным, при котором подача осуществляется двумя приводами.
  5. Газовая горелка обеспечивает подачу газа в активную зону для защиты металла от внешней среды. Изоляционная рукоятка обеспечивает высокий уровень безопасности для мастера во время сплава материалов.
  6. Источник питания может быть нескольких видов – инвертор или трансформатор. Это зависит от габаритов и предполагаемой мощности аппарата.
  7. Блок управления.
  8. Газовая аппаратура для полуавтомата.
  9. Провод цепи управления.

Принцип работы данного аппарата заключается в следующем. Изначально важно правильно установить полярность в зависимости от технологии  – с газом иле без. Затем необходимо установить катушку с проволокой и газовый баллон. После этого проводится настройка, то есть натягивается проволока, регулируется подача газа. Ток для сварки настраивается в процессе работы.

Технология сварки полуавтоматом зависит от нескольких факторов: типа металла, из которого выполнена рабочая деталь, длина шва, применение или отсутствие баллона. Кроме этого, выполнять швы можно несколькими способами:

  1. Стыковый метод предусматривает плотное соединение двух частей между собой тонким и практически незаметным швом. При этом качество дорожки остается на высшем уровне. Такой способ чаще всего применяется при ремонте и строении автомобильной техники.
  2. Внахлест сплавление выполняется точечным методом, когда одна деталь немного «находит» на вторую. В некоторых случаях при этом образую сплошной неразрывный шов.

Режим работы мастер настраивает самостоятельно, ориентируясь на качество деталей, то есть типа металла и их толщину. При толстых изделиях шов необходимо прокладывать в несколько этапов, выстраивая дорожки, плотно прилегающие друг к другу. Тогда соединение будем ровным и прочным.

Плюсы и минусы полуавтоматической сварки

Механизированная сварка становится все популярнее не только у профессионалов, но и у любителей. Сварки полуавтомат имеет ряд преимуществ и недостатков, с которыми обязательно нужно ознакомиться прежде чем приняться за работу. К достоинством данного вида сплавления можно отнести  следующие:

  • возможность создания неразъемного соединения для оцинкованных изделий, не повреждая при этом покрытие. Сплав происходит с помощью медной проволоки;
  • способность варить как конструкционную стать, так и другие металлы – алюминий, чугун;
  • возможность работы с тонкими стальными листами, толщиной не более половины миллиметра;
  • низкая чувствительность к загрязнениям и коррозии основного материала;
  • удобство, при котором шлак не перекрывает шов и оператор сразу видит результат;
  • невысокая стоимость, в сравнении с другими типами создания неразъемных соединений.

Кроме этого, стоит отметить некоторые недостатки, которые возникают при работе на полуавтомате:

  • при сварке без газа увеличивается разбрызгивание раскаленного железа;
  • происходит более сильное излучение дуги, поэтому необходимо применять защитную форму и маску для лица.

Даже с некоторыми недочетами такой тип сварки широко применяется во многих производственных отраслях. Чаще всего такие типы используются в сферах автостроения и ремонта транспортных средств. При этом применяется защитный газ – гелий, аргон или углекислый газ.

Особенности сварки газом и без газа

Полуавтоматическая сварка с газом применяется чаще, так как она может выполнить более широкий спектр функций, чем без газа. Кроме этого, стоит отметить преимущества данного типа сплавления:

  • качество сварки намного выше, чем работа без газа, то есть швы получаются практически идеальные и малозаметные;
  • умеренная термическая обработка деталей позволяет производить швы даже на тонких изделиях, не деформируя их;
  • высокий коэффициент полезного действия за счет быстрой плавки проволоки производительность увеличивается в несколько раз;
  • перед соединением не нужно проводить первичную подгонку деталей, что экономит время мастера;
  • углекислый газ самый доступный среди всех и широко применяется для сплавления;
  • технология работы сварочным полуавтоматом намного проще, чем работа электродом вручную, поэтому данное ремесло легко освоить даже новичку.

Сварка полуавтоматом без газа используется в том случае, если работы проводятся не слишком часто, то есть, нет смысла приобретать баллон. В таком случае для защиты применяется порошковая проволока или флюсовая. Во время спайки металлических изделий она расплавляется под воздействием высокой температуры и создает над швом слой защитного газа.

Выполняя сварочные работы без газа, необходимо учесть некоторые нюансы и секреты, которые помогут в работе:

  • для устойчивости качества дуги необходимо контролировать сварочный ток. То есть, применять тонкую проволоку на высокой плотности. Это поможет контролировать дугу и уменьшить разбрызгивание металла. Также значительно снижается риск обрывания дуг;
  • тонким электродом нужно производить движения исключительно вдоль шва, тогда дорожка будет ровной и прочной. При использовании проводника большого диаметра допустимо плавные движения из стороны в сторону;
  • швы на деталях который расположены вертикально или под углом более 55 градусов по отношению к горизонтальной плоскости нужно варить снизу вверх, чтобы избежать стекание плавленого металла.

Узнать больше о дуговой сварке электродами.

Как выбрать полуавтомат

Чтобы сварка полуавтоматом без газа и с газом была выполнена идеально, необходимо несколько условий. Первое из которых  — непосредственно мастерство сварщика, а второе – качество и функциональность самого аппарата. Рассмотрим основные аспекты, на которые следует обратить внимание при выборе сварочного аппарата:

  1. Мощность оборудования является основным условием для качества работы и КПД. Если данный аппарат будет использоваться в промышленных условиях, тогда рекомендуется приобретать более мощный агрегат. И наоборот, для домашних условий достаточно будет простого переносного полуавтомата.
  2. Бренд. Важно изучить производителя и ознакомиться с реальными отзывами пользователей.
  3. Функции. Перед покупкой нужно ознакомиться с технологией работы таким изделием, чтобы выбрать максимально подходящее оборудование.

В завершении хотелось бы отметить, что сваривать металлические детали посредством полуавтоматического оборудования намного легче и быстрее, чем ручными аппаратами. Технология полуавтоматической сварки значительно отличается от ручного способа подачи электрода. Методику накладывания шва выбирает мастер в зависимости  от типа деталей, их толщины и качества металла, из которого они произведены.

[Всего голосов: 3    Средний: 4/5]

svarkaed.ru

Как варят полуавтоматом? Режимы сварки полуавтоматом. Полуавтомат для сварки алюминия

Сварка – целое искусство. Профессиональные сварщики ценятся едва ли не на вес золота везде: их не хватает не только для домашних нужд, но и для промышленности. Во многом это связано с тем, что далеко не каждый специалист знает все технологические аспекты сложных производственных операций.

К примеру, даже не на всех предприятиях знают, как варят полуавтоматом. Этой теме и посвящена наша статья.

Общие понятия

Сварочным полуавтоматом в настоящее время называется устройство, при помощи которого выполняется электродуговая сварка. Его особенность в том, что в роли электрода выступает стальная проволока, в процессе сварки непрерывно подаваемая в устройство. Полуавтоматическим механизм является потому, что сварщик вручную осуществляет непрерывную подачу проволоки.

Классификация автоматов

Классифицируют полуавтоматические сварочные устройства по роду защиты сварного шва:

  • аппараты для сваривания металла под флюсом;
  • полуавтоматические системы для сварки в среде инертных газов;
  • автоматы, где в качестве электродов используют специальную порошковую проволоку.

Заметим, что аппараты для сварки под флюсом уже довольно давно не используются в отечественной промышленности, так как варят полуавтоматом этого типа только по старым технологиям, которые уже редко встречаются в развитых индустриальных государствах. Куда более распространены и удобны сварочные полуавтоматы, технологический процесс которых предусматривает использование нейтральных газов. В частности, порошковой проволокой чаще всего варят именно так.

Кроме того, существует классификация по типу и характеристикам используемой в работе проволоки:

  • автоматы, в которых используется сплошной стальной электрод;
  • системы сварки сплошной алюминиевой проволокой;
  • универсальные модели (допускает использование обоих типов электродов).

Делятся сварочные аппараты и по характеру своей мобильности:

  • Стационарные модели нашли широкое распространение в среде тяжелой металлургической промышлености.
  • Их антиподами являются переносные разновидности, транспортировать которые может всего один человек.
  • Разумной альтернативой обоим вышеперечисленным вариантам являются мобильные модули, которые могут перевозиться на специальном автомобильном шасси. Так как варят полуавтоматом данного типа в полевых условиях, аппарат оборудуется максимально «живучими» комплектующими.

Следует учитывать, что современной промышленностью выпускаются сотни моделей полуавтоматических сварных систем, которые могут значительно различаться по своим характеристикам. С их помощью соединяют не только сталь, но также алюминий и прочие металлы. В цехах автомобильных заводов схожие механизмы задействованы на производстве кузовов.

Режимы полуавтоматической сварки

Так как сварщику, который работает с подобным оборудованием, ежедневно приходится иметь дело сразу с несколькими типами металлов, производители внедрили в свою продукцию разнообразные режимы сварки полуавтоматом. Среди них опытный специалист сможет подобрать тот, который идеально подходит для каждого конкретного случая. Давайте рассмотрим их основные разновидности:

  • Режим с коротким замыканием сварочной дуги и без него.
  • Крупно-, средне- и мелкокапельные виды.
  • Режимы с разбрызгиванием флюса и без него.

Использование того или иного типа зависит как от вида свариваемого металла, так и от назначения конкретной детали. Чтобы сварщикам было легче ориентироваться, существует также более подробная классификация:

  • цикличная сварка, когда используется короткая дуга;
  • точечный тип;
  • импульсная сварка;
  • вариант со струйным перемещением свариваемого металла;
  • сварка при условии непрерывного кругового переноса металла.

Если используется углекислота (смотрите выше), то в практических условиях чаще всего выбирают импульсно-дуговой режим. Как правило, ток постоянный, обратной полярности. В этом случае скорость расплавления металла не слишком высока, зато сварочная дуга куда стабильнее, а получившийся шов намного прочнее.

Что должно быть в комплекте?

В комплект аппарата должен входить трансформатор для питания, горелка и механизм для подачи сварной проволоки, кабели и рукава для подачи инертного газа, а также компьютеризованная система для управления сварочными процессами. Электрод в зону технологических операций подается автоматически, что выгодно отличает такие механизмы от полностью механических аналогов. Все прочие мероприятия сварщик выполняет вручную.

Достоинства полуавтоматических сварочных аппаратов

  • Огромным преимуществом является то обстоятельство, что можно сваривать металл, толщина которого не превышает 0,5 мм.
  • Ржавчина и даже довольно серьезные загрязнения свариваемого металла не являются препятствием для качественного выполнения работы.
  • Стоимость работы (в сравнении с другими типами сварки) очень низкая, так как стоимость основных расходных материалов невелика.
  • Важно, что при помощи полуавтомата на медной проволоке можно соединить детали из оцинкованной стали, причем само покрытие останется совершенно целым.

Слабые места технологии

  • Если нет возможности использовать инертный газ, металл достаточно сильно начинает «кипеть», причем брызги окалины разлетаются на приличное расстояние.
  • От открытой дуги идет достаточно сильное излучение, так что об этом моменте также не нужно забывать.

Где чаще всего используются полуавтоматы

Несмотря на некоторые отрицательные черты, полуавтоматы интенсивно используются в бизнесе по ремонту автомобилей. Чаще всего данная технология применяется при сварке стали, а также алюминия. В качестве инертного газа преимущественно применяют аргон. Кроме того, нередко сталь сваривают в углекислом газе.

Немного о подающем механизме

Мы уже упоминали о том, почему аппараты этого типа являются полуавтоматическими. Так как сварщик по роду своей работы будет вынужден постоянно работать с механизмом, который подает в рабочую область электрод (проволоку), будет нелишним узнать обо всех существующих типах такого рода приспособлений. На сегодняшний день таковых различают сразу три:

  • Тянущие разновидности.
  • Подающие механизмы толкающего типа.
  • Универсальные модификации: проволока для сварки полуавтоматом в этом случае может быть любой.

Начинаем работать

Как и в прочих случаях, которые так или иначе касаются работ со сварочными аппаратами, предварительно вам необходимо будет правильно настроить все ваше оборудование. Сперва следует подобрать силу тока, руководствуясь при этом толщиной свариваемого металла и инструкцией, прилагаемой к аппарату. Как правило, в документах имеется специальная таблица, в которой технология сварки подробно описана. Отметим, что при низком сварочном токе работа аппарата оставляет желать лучшего.

Руководствуясь этой же инструкцией, выставьте необходимую скорость подачи электрода к рабочей области. Ее можно регулировать, соответствующим образом подбирая сменные шестерни для редуктора. Обязательно проверьте силу тока и напряжение перед началом работы!

Если вы намереваетесь сваривать какое-то важное технологическое изделие, обязательно проверьте правильность всех выставленных установок на любом пробном образце. Соответственно, по результатам испытаний следует произвести окончательную регулировку (если в том есть необходимость). Если вы правильно настроили сварочный аппарат, наилучшим свидетельством тому будет ровная и устойчивая сварная дуга.

Можно ли варить полуавтоматом без инертного газа?

Вне всяких сомнений, при помощи инертного газа сварочные работы осуществляются с максимальным качеством. Вот только для частных лиц, которые редко пользуются сваркой, покупка целого баллона с газом экономически нецелесообразна. Реальна ли сварка полуавтоматом без газа?

Отличной альтернативой является флюсовая или порошковая проволока. В этом случае она сделана из стальной трубки, внутрь которой запрессован флюс. Когда он сгорает, над местом сварки образуется локальная зона, защищенная его парами. Учтите, что в этом случае обязательно должен использоваться прямой ток.

Вот так выполняется сварка полуавтоматом без газа.

Варим стальные изделия

Сперва выставляем на положение «Вперед» переключатель, который ответственен за подачу электрода (проволоки). Затем наполняем имеющуюся воронку флюсом. Важно! Держатель необходимо выставить таким образом, дабы подающий конец воронки был точно в сварочной зоне, так как в противном случае флюс пойдет не туда, и вы будете наблюдать за огромным количеством весело разлетающейся окалины.

Открываем заслонку на резервуаре с флюсом, после чего начинаем слегка чиркать электродом по месту сварки, одновременно нажимая на кнопку «Пуск». После этого появится дуга. Можно начинать работать.

А как выполняется сварка алюминия полуавтоматом?

Варим алюминиевые детали

Алюминий – металл, с точки зрения сварщиков являющийся очень сложным. На его поверхности имеется достаточно толстый слой амальгамы, которая не только препятствует обычной сварке металла, но и чрезвычайно быстро восстанавливается после любого контакта с кислородом воздуха. А потому желательно хорошо знать все аспекты этой работы, так как иначе сделать надежный и качественный шов на металле у вас попросту не получится.

Вот так осуществляется сварка алюминия полуавтоматом.

Полуавтоматическая дуговая сварка

Сразу заметим, что при таком способе работ допускается только лишь алюминиевая проволока, которую используют в качестве электрода. Учтите, что из-за своей мягкости она нередко образует петли в токосъеме, а потому придется использовать специальные их модели, рассчитанные именно на использование алюминия.

Чаще всего применяется сварка аргоном (полуавтоматом в этой среде работать удобнее), причем на качество газа следует обращать особое внимание. Давление выбрать сложнее всего: оно должно быть достаточным для надежной защиты сварной ванны, но в то же время не превышать предельных значений, так как в этом случае начинает проявляться подсос воздуха.

Какие задачи стоят перед сварщиком?

  • Сперва нужно тщательно очистить от грязи и краски все части деталей, предназначенных для сварки.
  • Остатки грязи обязательно нужно зачистить при помощи химических растворителей.
  • Как мы уже и говорили, следует сначала сделать пробный шов, так как настройки оборудования могут оказаться не слишком удачными.
  • Очень важно правильно подобрать силу тока и напряжение: слабый ток попросту не пробьет амальгаму. Кроме того, нужно очень внимательно подходить к защите сварочной ванны.

Все прочие операции ничем не отличаются от вышеописанных мероприятий.

В какой среде лучше всего сваривать кузовные детали автомобилей?

Исходя из опыта ведущих предприятий, мы бы настоятельно рекомендовали использовать при кузовном ремонте исключительно полуавтомат для сварки алюминия в среде углекислого газа. Такой подход имеет массу преимуществ, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, реальная зона термической деформации материала очень мала, что позволяет без проблем сваривать даже узкие детали, не опасаясь потери их внешнего вида. Даже если деталь уже была окрашена, пигмент выгорает локально, причем размер повреждений невелик. Это дает отличную возможность сэкономить на финишной покраске и подготовке детали к ней.

Даже сварка полуавтоматом нержавейки выполнятся очень быстро и с минимальным количеством отходов.

Скорость плавления проволоки при этом способе очень велика. Это предусматривает отличную производительность труда и высокое качество работы. Последнее обстоятельство тем лучше, что шов получается на редкость аккуратным и качественным. Кроме того, вам не придется отчаянно высчитывать доли миллиметров, стыкуя детали: потерь в металле очень мало, так что можно надежно сваривать даже совсем небольшие части.

Даже те соединения, которые составлены из элементов разной толщины, порадуют качеством сварного соединения. Следует добавить, что углекислота дешевая, а сварка инверторным полуавтоматом быстро осваивается даже не слишком опытными сотрудниками.

Технология сварки вертикальных швов

Мы не случайно вынесли эту тему в отдельный абзац. Дело в том, что тепло в этом случае поднимается снизу вверх, что препятствует качественной сварке. А потому все вертикальные швы варят строго сверху вниз. Горелку следует направлять немного вверх, так как в этом случае намного лучше удерживается необходимое для сварочной ванны тепло. Учтите, что сваривать нужно как можно быстрее, так как вам необходимо будет предупредить возникновение потеков расплавленного металла. Обязательно держите электрод на переднем краю ванны.

Вот как варят полуавтоматом. Удачной вам работы!

fb.ru

Принцип работы сварочного полуавтомата

Если у вас возникают вопросы: «Правильное-ли напряжение я использую? Не слишком-ли короткий или длинный электрод? Не слишком-ли быстро я перемещаю горелку?» - то в этой статье вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Как работает сварочный полуавтомат

Для начала давайте разберемся, как работает ручная дуговая сварка. В дуговой сварке используют электричество высокого напряжения для питания электрической дуги, которая и выделяет плавящее металл тепло. Существует несколько разновидностей дуговой сварки — штучными электродами, проволочным электродом (MIG), вольфрамовым электродом (TIG). Разница между ними заключается не в электрическом токе и не в том, как этот ток используется. Разница состоит в используемом электроде и в газе, который используют для защиты расплавленного металла от воздействий окружающей среды.

В случае ручной дуговой сварки штучными электродами, защитный газ выделяется при нагревании покрытия электрода. При использование полуавтоматической сварки или сварки с вольфрамовым электродом, газ к рабочей области подается через горелку. Состав защитного газа может различаться. Обычно используют смесь аргона с углекислым газом.

Полуавтоматическая сварка отличается от других методов тем, что проволочный электрод подается к рабочей области автоматически, при нажатии кнопки на горелке. Электрод подается по кабелю из катушки в сварочном аппарате. Металл, из которого выполнен электрод, должен соответствовать металлам, которые вы собираетесь варить.

Методом полуавтоматической сварки можно пользоваться и без использования защитного газа. Для этого нужен порошковый проволочный электрод. При нагреве, из содержащегося в проволоке порошка выделяется газ, который экранирует сварочную ванну (область расплавленного металла).

Настройка сварочного полуавтомата

Перед эксплуатацией сварочного аппарата мы настоятельно рекомендуем изучить руководство пользователя. В нем вы найдете описание мер безопасности и правила использования сварочного аппарата.

Ниже представлен ряд рекомендаций по сварке стали проволочным электродом в среде защитного газа. Сварка порошковой проволокой и сварка алюминия требуют отдельного описания. Настройки могут также меняться в зависимости от типа соединения, позиции, в которой производится сварка и от некоторых других факторов.

Толщина металла определяет силу тока

На каждые 0,025 миллиметра толщины материала рекомендуют использовать 1 ампер.

Толщина проволочного электрода

Толщину электрода выбирают в зависимости от толщины и типа металла и от используемой для сварки силы тока.

Таблица зависимости толщины проволочного электрода от толщины и типа материала.

Материал

Диаметр электродной проволоки, мм

Сварочный ток, А

Алюминий и алюминиевые сплавы

0,8

50-175

1,2

90-250

1,6

160-350

2,4

225-400

3,2

350-475

Магниевые сплавы

1

150-300

1,2

160-320

1,6

210-400

2,4

320-510

3,2

400-600

Медь и медные сплавы

0,9

150-300

1,2

200-400

1,6

250-450

2,4

350-550

Никель и никелевые сплавы

0,5

-

0,8

-

0,9

100-160

1,2

150-260

1,6

100-400

Титан и титановые сплавы

0,8

-

0,9

-

1,2

-

Нержавеющая стал

0,5

-

0,6

-

0,8

75-150

0,9

100-160

1,2

140-310

1,6

280-450

2

-

2,4

-

2,8

-

3,2

-

Низкоуглеродистая сталь, катанная или холодно-тянутая

0,5

-

0,6

-

0,8

40-220

0,9

60-280

1,2

125-380

1,3

260-460

1,6

275-450

2

-

2,4

-

3,2

-

Углеродистая сталь повышенной прочности, некоторые низколегированные стали

0,9

60-280

1,2

125-380

1,6

275-450

2

-

2,4

-

3,2

-

4

-

Напряжение

От напряжения зависят высота и толщина сварочного шва. Если в руководстве по эксплуатации отсутствует соответствующая таблица, характеристики шва в зависимости от напряжения можно выяснить опытным путем. Для этого возьмите ненужный кусок металла и начните варить. Попросите ассистента поворачивать ручку регулировки напряжения до конца вниз. Оцените шов при разных уровнях напряжения. Повторите процедуру поворачивая ручку регулировки напряжения до конца вверх, пока дуга не станет нестабильной.

Кроме того, существует взаимосвязь между напряжением дуги и ее длинной. Короткая дуга уменьшает напряжение и в результате получается узкий сварочный шов. Длинная дуга (больше напряжения) дает плоский, широкий сварочный шов.

Скорость подачи проволочного электрода

Скорость подачи проволочного электрода зависит от толщины свариваемых листов, от необходимой глубины плавления металла, от силы тока и некоторых других параметров. Слишком высокая скорость подачи электрода может привести к прожигам.

Установите правильную скорость подачи проволоки в соответствии с таблицей:

Толщина металла (мм)

Толщина электродной проволоки (мм)

Сила тока (А)

Напряжение дуги (В)

Скорость подачи проволоки (м/ч)

Расход защитного газа (л/мин)

Вылет электрода (мм)

1,5

0,8-1,0

95-125

19-20

150-220

6-7

6-10

1,5

1,2

130-150

20-21

150-200

6-7

10-13

2,0

1,2

130-170

21-21,5

150-250

6-7

10-13

3,0

1,2-1,4

200-300

22-25

380-490

8-11

10-13

4,0-5,0

1,2-1,6

200-300

25-30

490-680

11-16

10-20

6,0-8,0 и более

1,2-1,6

200-300

25-30

-

11-16

10-20

Оцениваем сварной шов

Оценить насколько правильно вы установили параметры сварочного аппарата можно по качеству сварного шва. Ниже приведены примеры сварных швов и указано, какой параметр был установлен неправильно.

Хороший шов

Обратите внимание на глубину плавления металла и на надежность соединения в основании шва (граница шва и материала). Шов плоский, не слишком узкий или широкий.

Напряжение слишком высокое

При слишком высоком напряжении сварочную дугу сложно контролировать. Глубина плавления металла не постоянна, турбулентность в сварочной ванне препятствует образованию надежного соединения между металлами.

Напряжение слишком низкое

При слишком низком напряжении сварочную дугу так-же сложно контролировать. Глубина плавления металла при этом незначительная. Низкое напряжение ведет к разбрызгиванию расплавленного металла, шов выпуклый, связь с металлом в основании шва непрочная.

Слишком быстрое перемещение сварочного электрода вдоль шва

Узкий, выпуклый шов с плохим сплавлением в основании. Незначительная глубина плавления металла.

Слишком медленная скорость перемещения сварочного электрода вдоль шва

При слишком медленном перемещении электрода металл будет перегреваться. Шов при этом будет очень широким с незначительной глубиной плавления металла. При сварке тонких листов могут появляться прожиги.

Слишком высокая скорость подачи электрода или сила тока

Если скорость подачи электрода или сила тока слишком высокие, сварной шов будет широким с незначительной глубиной плавления материала. При этом также могут наблюдаться разбрызгивание расплавленного металла и прожиги.

Скорость подачи электрода или сила тока слишком низкие

При таких параметрах сварной шов узкий, часто выпуклый, с плохой связью в основании.

Защитный газ отсутствует

При отсутствии защитного газа сварной шов получается пористый, с полостями.

naobzorah.ru

Сварочный полуавтомат: достоинства и недостатки

Что такое сварочный полуавтомат. Чем он особенен и как работает? Каковы плюсы применения таких аппаратов? А минусы? Почему полуавтоматы применяют в автомастерских? Собственно, минусы – это лишь особенности конструкции.

Среди конструкций сварочных аппаратов особое место заняли полуавтоматы. Принцип работы, наперед заметим, у них тоже особый, что позволяет осуществлять довольно специфические сварочные работы. Доказательством незаменимости полуавтомата служит его применение в автомастерских (позже узнаем, почему).

Работает полуавтоматическая сварка следующим образом. Особый механизм подает особую же сварочную проволоку в специальную рабочую зону с газовой средой. В газе проволока расплавляется и направляется в сварочную ванну. Возле ванны газ вытесняет воздух, благодаря чему шов будет защищаться от кислородного воздействия. Из газов используются гелий, аргон, углекислый газ либо их комбинации, а диаметр сварочной проволоки обычно — 6…1,6 мм.

Сварочный полуавтомат является, по сути, оборудованием стационарным, его конструкцию составляют источник питания, представляющий собой инвертор либо сварочный выпрямитель, а также блок, подающий присадочную проволоку и система управления. Помимо этого, есть еще газовые баллоны, газоподающая оснастка и рукава с горелкой. Ток при работе используется постоянный. Режим работы такой системы регулируют посредством применения различных газовых смесей (или отдельных газов), а также типом присадки плюс меняют силу тока и скорость подачи проволоки.

Плюсами полуавтоматическая сварка обладает такими:

  1. Легкая и продуктивная сварка тонколистового металла – отлично подходит для автомастерских.
  2. Шов качественный, его можно делать очень длинным либо, наоборот, точечным.
  3. Возможность сваривать немало разнообразных материалов – нержавейку, алюминиевые сплавы, сталь легированную и прочее.
  4. Множество настроек и нужных регулировок. Удобно при разнообразных работах, так как такие у таких аппаратов можно гибко изменять параметры сварочного тока при различных работах.
  5. Высокая производительность.

Минусами, точнее, особенностями конструкции сварочных полуавтоматов являются:

  1. Высокая стоимость полуавтоматического оборудования, а также необходимых газов и расходных материалов (сложная конструкция и дорогостоящие компоненты).
  2. Подключение полуавтомата осуществимо лишь при наличии специальной трехфазной сети, а еще баллоны – это делает полуавтоматическую сварку практически всегда стационарным оборудованием.
  3. На улице полуавтоматом работать сложно – газовую среду надо защитить, иначе сдует ветром.

Но, как видим, полуавтоматы частенько незаменимы (еще раз просмотрите их достоинства). Поэтому определенная популярность им всегда присуща. А сейчас небольшое видео:

consultinfo.net

Полуавтомат сварочный - принцип работы, технология полуавтоматической сварки, режимы сварки полуавтоматом

Существует несколько видов сварочных аппаратов. Для того чтобы выбрать подходящий аппарат, необходимо знать принцип его работы. Сварочный аппарат помогает получить качественный и ровный шов. Режимы полуавтоматической сварки помогают нагревать и расплавлять металл.

Что такое сварка и основные принципы работы сварочного полуавтомата

Для начала, давайте рассмотрим, что собой представляет сам процесс сварки. Сварка – это процесс соединения деталей путем нагрева и деформирования. Твердые материалы нагреваются, начинают деформироваться и, таким образом, соединяются между собой. В зависимости от способа выбирается и оборудование.

Для того чтобы правильно пользоваться сварочным автоматом, необходимо знать основу и принципы его работы. Сам процесс основан на том, что тепловая энергия направляется на оплавление поверхности металла. В результате металл расплавляется, и необходимые части соединяются между собой.

Для осуществления качественной сварки, оборудование должно иметь определенную силу тока и напряжение. А также должна быть определенная скорость процесса и расход инертного газа.

Режимы сварки полуавтоматом предусматривают, что вместо электродов применяется специальная сварочная проволока. Для того чтобы процесс сварки был эффективным и элементы между собой были соединены качественным и прочным швом, необходимо соблюдать последовательность этапов.

Устройство полуавтомата сварочного работает на переменном токе и очень важно установить правильную полярность сварочного тока. Прямая полярность используется для работы с флюсовой проволокой, а обратная при использовании газовой среды. Переставляя клеммы на корпусе, можно менять полярность с «плюса» на «минус» и наоборот.

Технология полуавтоматической сварки предполагает, что, перед началом работы, будет проведена регулировка расхода газа, натяжение проволоки и регулировка сварочного тока. Сварочная проволока вступает в сварочную горелку уже в ходе самого процесса.

Пользоваться сварочным аппаратом можно только соблюдая правила безопасности. Категорически запрещено снимать защитную маску, потому как именно она предотвращает попадание искр в глаза и на лицо.

Из чего состоит сварочный полуавтомат

Перед тем как начать работу, нелишним будет узнать устройство полуавтомата сварочного. К основным его элементам относятся:

  • источник питания;
  • устройство для подачи проволоки;
  • система управления;
  • сварочная горелка;
  • кабеля и шланги.

Сварочная проволока подается с помощью электродвигателя, редуктора и подающих роликов.

Полуавтоматическая сварка является, пожалуй, самой популярной. Чаще всего ее применяют для алюминия и нержавеющей стали. Но важно знать, что, если не использовать защитный газ, то разбрызгивание металла увеличивается.

Полуавтоматическая сварка – это процесс соединения различных металлов. Устройство полуавтомата сварочного имеет несколько основных режимов:

  • циклический – характерен для сварки элетродными проволоками;
  • режим сварки оптимизированной короткой дугой;
  • режим импульсивной сварки;
  • режим переноса металла струйного;
  • режим ротационного переноса.

Предусматривает полуавтомат сварочный принципы и режимы работы в защитных газах. Основными параметрами этих режимов являются: напряжение и скорость, диаметр проволоки, расход газа и его состав, колебание электрода.

Методы сварки полуавтоматом

Так как сварщик имеет дела с разными видами металла, он сам должен выбирать оптимальный режим. Для того чтобы было легче ориентироваться, существует несколько методов для сварки: стыковый, внахлёст и по готовым отверстиям.

Стыковая сварка имеет узкую направленность, используется в основном при ремонте автомобилей, для частичной замены какого-либо поврежденного элемента. Такой метод сварки требует профессионального подхода и навыков специалиста.

Метод сварки по готовым отверстиям заключается в том, что уже готовую заплатку приваривают к поверхности.

И самый простой, не требующий особых навыков, метод сварки внахлест. На подготовленную поверхность кладется отрезок металла, который заваривается внахлест, точечно.

В независимости от того, какой метод будет использован, поверхность должна быть предварительно подготовлена к сварке. Это делается для того, чтобы по окончании процесса на шве не образовывались поры, которые негативно сказываются на результатах сварки.

С поверхности металла необходимо удалить всю пыль, грязь, влагу или ржавчину, после чего обезжирить специальным средством. Затем, можно приступать непосредственно к работе.

Поделитесь со своими друзьями в соцсетях ссылкой на этот материал (нажмите на иконки):

swarka-rezka.ru