Секреты самостоятельной сборки качественного споттера? Самодельный споттер для рихтовки


Как Собрать Споттер своими руками - Кузовной ремонт (жестянка)

Сделать споттер своими руками – не такая уж сложная задача, если иметь руки, желание и немного знаний электрики. И так приступим .

Как видно из принципиальной электрической схемы

Аппарат состоит из двух основных узлов: электронного реле на тиристоре V9 и мощного сварочного трансформатора Т2.

Сетевая обмотка сварочного трансформатора подключена к сети через диодный мост V5-V8, в диагональ которого включен тиристор V9 электронного реле. Маломощный вспомогательный трансформатор Т1 питает цепь управления тиристором (обмотка //). Аппарат работает следующим образом. При замыкании контактов выключателя S1 "Вкл." напряжение питания 220 В поступает на первичную обмотку трансформатора Т1 узла управления тиристором. Конденсатор С1, подключенный через замкнутые контакты переключателя S3 "Импульс" к выпрямительному мосту V1-V4, заряжается. Первичная обмотка сварочного трансформатора Т2 обесточена, так как тиристор V9 закрыт. При нажатии на кнопку переключателя S3 заряженный конденсатор С1 подключается к управляющему электроду тиристора V9 через переменный резистор R1. Разрядный ток конденсатора открывает тиристор, и напряжение сети поступает на первичную обмотку сварочного трансформатора Т2. В вторичной обмотке трансформатора возникает мощный импульс тока. Длительность импульса тока зависит от параметров времязадающей цепи R1C1. При номиналах элементов этой цели, указанных на схеме, максимальная длительность импульса tи (без учета внутреннего сопротивления тиристора) примерно равна 0,1 с. За это время ток во вторичной обмотке может достигать 350…….500 А. Возврат устройства в исходное состояние происходит автоматически по окончании разряда конденсатора С1. Оптимальный режим сварки (а это именно режим контактной сварки) устанавливают подстроечным резистором R1 "Режим". Тиристор ПТЛ-50 не всегда можно найти , подойдет любой тиристор рассчитанный на напряжение220 вольт и силу тока 50А, те же самые требования к диодному мосту V5-V8/ Трансформатор Т1 может быть любым, обеспечивающим на вторичных обмотках напряжения 12 В (для заряда конденсатора С1) . В данной конструкции был применен блок питания на 2вольт купленный на барахолке за 10гр (1.5$) Силовой трансформатор изготавливался самостоятельно, поэтому уделим ему особое внимание. Магнитопровод этого трансформатора набирают из пластин Ш40, толщина набора 100 мм. Первичная обмотка содержит 200 витков провода 2,5кв.мм. Вторичная обмотка этого трансформатора состоит из 7 витков изолированного провода или шины сечением не менее 50кв.мм). Такого же сечения изготовляют "заземляющий" соединительный проводник вторичной обмотки. Его длину не следует выбирать большей 2...2,5 м.

Я взял готовый магнитопровод от трансформатора , но учтите , что площадь магнитопровода , должна быть 40 кв.см . Как просчитать площадь магнитопровода а х b = площадь магнитопровода, будьте внимательны, все размеры в сантиметрах, и далее мотаем провод, как описано выше.

При изготовлении трансформаторов необходимо иметь в виду, что от качества изоляции их обмоток зависит безопасность работающего с аппаратом. Поэтому поверх первичных (сетевых) обмоток трансформаторов следует наложить не менее 4-6 слоев лакоткани или бумаги, пропитанной парафином.

Конструктивно аппарат состоит из двух частей: силового блока и сварочного пистолета, которые соединяются между собой гибким кабелем сечением не менее 50 кв.мм с помощью силового быстрого разъема. Хотя харьковский завод делает обычные резьбовые соединения, и на качество работы это не влияет . Делайте как Вам удобней или проще. Кожух силового блока я сделал из уголка 25мм, и обшил стальным листом 0.8мм Конструкция силового блока изображена на фото , но полет фантазии не запрещается

Устройство сварочного пистолета показано на фото

За основу взят пистолет от сварочного полуавтомата, в который вмонтирована латунная ось с наружной резьбой М10, для крепления к рихтовочным приспособлениям (обратный молоток или инопуллер), и уже к ней крепиться сварочный кабель сечением не менее 50 кв.мм . На другом конце кабеля силовой разъем для крепления к аппарату.

Кабель для крепления массы так же имеет быстрый разъем , а на другом конце либо контакт типа «крокодил» , либо привариваемый контакт.

Замечу, что не следует увлекаться с экспериментами по длине кабеля , оптимально 1.5 метра для массы, и 2.5 для рабочего кабеля. Увеличение длины влечет за собой ухудшение приваривания. Правильно собранный аппарат начинает работать сразу, без какого-либо налаживания.

Далее прилагаю чертеж, для изготовления рихтовочных клещей, которые наши зарубежные коллеги называют инопуллер

Два текстолитовых изолятора

Подвижный механизм изготавливают из латуни

И конструкция самих клещей изготавливается из квадратной трубы 20х20 и 20х40

Упорная шайба делается толщиной 4мм , и после приваривания к ней двух шпилек М10х150 с обратной стороны приклеивают резиновую прокладку, микропору покупал у обувщиков. Про изготовление обратного молотка писать излишне, каждый делает его под себя.

Видео о том как работает спотер

Автор статьи: dedyshka1168Ссылка на инструкцию http://depositfiles....files/saw6lon7j

www.unrealtech.ru

Споттер своими руками: схема

Кузовной ремонт нужен всегда. Сделать его комфортным, эффективным и удобным – мечта каждого мастера. Выправить деталь с нарушенной геометрией можно разными способами, но если провести ремонт изнутри не получается, то на помощь приходит споттер для рихтовки. При помощи этого аппарата процесс выпрямления неровности занимает гораздо меньше времени и сил – вмятина вытягивается наружу. Разборка автомобиля не производится. Имея определенные знания, можно сделать споттер для рихтовки авто своими руками.Споттер для рихтовкиС помощью качественного споттера кузовной ремонт завершится в максимально короткие сроки[contents h3 h4]

Принцип работы споттера

Аппарат состоит из двух основных частей – блока управления и пистолета. Действие рихтовочного инструмента основано на методе точечной сварки. Споттер для рихтовки авто работает при помощи следующих аксессуаров:

  • Обратный молоток – накручивается на пистолет. Наконечник молотка с насадкой-звездочкой или иглой для точечной сварки напрямую приваривается к поврежденной поверхности и за него вытягивается вмятина. Используя специальный электрод, можно сначала приварить шайбы, а затем поочередно вставлять в них крючок обратного молотка и выпрямлять деталь. На приваривание шайб уходят доли секунды
  • Пуллер для споттера – используется для экспресс-вытяжки. Он плавно выравнивает поверхности небольших повреждений. Работает при помощи рычагов. Для ликвидации крупных вмятин используется выправочное устройство ручного типа
  • Осадка металла – после правки детали на ней остаются пузыри. Чтобы их убрать, в пистолет вставляется электрод, а затем им точечно прогреваются неровности.

“Для осадки лучше использовать медный электрод – он не перегревает металл”

Кузов в месте крепления наконечника обратного молотка или шайбы обязательно зачищается до металла. Таким же образом подготавливает кусочек детали, чтобы закрепить на нем массу (заземлить). Провод крепится при помощи зажима непосредственно на дверь или через магнитный держатель, если нет возможности зацепиться. Когда изготавливается споттер своими руками, то к поверхности приваривается болт и на него вешается масса.

Какие бывают споттеры

Выпускаются различные модели споттеров, но все они делятся на две группы:

  1. Трансформаторные – простые модели работают от обычной розетки. Они используются для простых операций. Трехфазные агрегаты обладают более широкими возможностями, так как имеют повышенную мощность. Трансформаторные споттеры не справляются с оцинкованными поверхностями
  2. Инверторные – в них преобразователь тока позволяет запитаться от любого напряжения. Споттеры подходят для выполнения любых работ

Приобретение любого аппарата для рихтовки – достаточно затратная процедура. Имея понимание того, как работает устройство, можно сделать самодельный споттер.

Что нужно для изготовления споттера

Устройство можно целиком собрать самостоятельно, а также изготовить из аккумулятора или сварочного аппарата.

Чтобы сделать споттер с нуля нужно иметь:

  • Трансформатор на 1500 А
  • Обратный молоток – используется металлическая болванка, ось изготавливается из латуни (М10), к ее концу приваривается острый наконечник для точечной сварки
  • Пистолет – делается устройство для зажима обратного молотка с одной стороны и подсоединения кабеля с другой стороны, включение регулируется кнопкой
  • Блок управления – в нем находятся тиристор (200 В), диодный мост, 12-тивольтовый понижающий трансформатор, реле (30 А), контрактор (220 В) – для сборки устройства используется схема споттера
  • Толстые провода – для массы и пистолета
  • Зажим на заземляющий провод

Под аппарат изготавливается корпус, сделать который лучше на колесах.

Аппарат для сварки – основа для споттера

Можно изготовить аккумуляторный споттер – бюджетный вариант не требует подключения к электросети, а лишь периодической подзарядки. Однако чаще всего среди самодельных приборов встречается споттер из сварочного аппарата – в нем уже есть вся начинка. Остается только подготовить трансформатор для создания нужной силы тока и сделать пистолет.

Аккумуляторный споттерАккумуляторный споттер - долговечное и незаменимое для кузовного ремонта устройство

Чтобы сделать споттер из сварочного аппарата, необходимо:

  1. Снять вторичную обмотку
  2. Сделать временную обмотку из медного провода для расчета количества витков на 1 Вольт – измеренное напряжение делится на количество витков
  3. Сделать расчет количества витков из расчета на 6 В
  4. Из провода от снятой вторичной обмотки сделать 2 шины сечением 160 мм2 или больше с попеременной изоляцией бумажным скотчем и тканевой изолентой – несколько тонких проводов могут соединяться между собой тканевой изолентой
  5. Шины ровно наматываются трансформатор, при этом жесткое крепление к нему не является обязательным
  6. Проверяется мощность и изготавливается пистолет

Работа с самодельным инструментом требует особого внимания к технике безопасности – все электрические контакты должны быть изолированы

Аппарат для рихтовки можно изготовить из любого приспособления для сварки, например, изготавливаются споттер из инвертора, полуавтомата, клещей для точечной сварки.

Как изготовить пусковое устройство

Для соединения пистолета с трансформатором подойдет термоизолированный провод с максимальной длиной 2,5 м и таким же сечением, как у шины. Иные параметры провода потребуют корректировки в намотке трансформатора. Наконечник для заземления делается из куска трубы.

Пистолет можно изготовить пистолета для клея. Если делается споттер из полуавтомата, то уже имеется практически готовый инструмент – к нему нужно лишь приделать латунную ось обратного молотка. Рукоятку пистолета даже выпиливают из фанеры, а затем вставляют в нее кнопку и ось обратного молотка. Металлической болванке обеспечивается свободный ход по оси. На конец стержня припаивается острый наконечник – инструмент работает как прибор точечной сварки.

Сборка споттера из аккумулятора

Чтобы смастерить споттер из аккумулятора, нужно:

  • Втягивающее реле закрепить на массовой клемме
  • Плюсовой провод аккумулятора накинуть на втягивающее реле
  • С места подцепления стартера на реле кинуть к пистолету полутораметровый кабель сечением минимум 100 мм2
  • Одним проводом кнопка пистолета закрепляется на втягивающем реле там, где уже установлен плюсовой кабель аккумулятора. Второй провод присоединить к контакту реле, чтобы оно срабатывало
  • Массовый провод соединить с выпрямляемой деталью

Чтобы собрать споттер своими руками из аккумулятора, подойдет любое втягивающее реле.

Сборка пуллера

Пуллер для споттера своими руками тоже сделать нетрудно. Это приспособление поможет мягко вытянуть имеющиеся вмятины. Для него потребуется:

  1. Пистолет для герметика – используется в качестве рукоятки
  2. Металл толщиной 2 мм – из него делается конусообразная насадка с кольцом внизу
  3. Болгарка, сварка

Инструмент собирается при помощи втулок, которые вытачиваются под заказ. На проводящую ток ось крепится самодельный наконечник – он будет вытягивать вмятины на автомобиле, упираясь на круговое основание пуллера. При желании изготавливается две или три насадки с разным диаметром круга.

httpv://youtu.be/o_Hz-_7malg

Использование споттера помогает отрихтовать поверхность быстро и качественно. Кузов не разбирается, потому что инструмент отлично работает в труднодоступных местах. Для самостоятельного изготовления инструмента понадобятся сварочный аппарат или аккумулятор.

krasimavtomobil.ru

Расскажем, как сделать споттер из аккумулятора и втягивающего реле своими руками

Применение споттеров (вытягивающих приспособлений, работающих по принципу точечной сварки) в кузовном ремонте, давно зарекомендовало себя с положительной стороны. Бывают случаи деформации металла, при которых без этого полезного приспособления не обойтись. Если вы решили сэкономить на посещении жестянщика – споттер вам необходим.

Существуют удобные и простые в использовании заводские варианты, однако их стоимость может превысить затраты на оплату работ автосервиса. Выход один – изготовить самодельный споттер.

Можно изготовить трансформаторный споттер, который также используется для точечной сварки. Однако если вы не занимаетесь ремонтными работами постоянно – иметь такой прибор нецелесообразно. Тем более что комплектующие для него также стоят определенных денег. Оптимальный вариант — споттер из аккумулятора и втягивающего реле от стартера.

Как самому изготовить недорогой аккумуляторный споттер

Схема устройства приведена на рисунке.

Для изготовления понадобятся:

  • Аккумуляторная батарея. Можно использовать старую стартерную, с емкостью от 60 А/ч. Главное – чтобы она сохранила 60-70% от первоначальных параметров;
  • Пускатель. Подойдет любой не фиксируемый выключатель или кнопка, выдерживающая ток более 5 ампер;
  • Втягивающее реле от стартера. Можно неисправное в механической части, главное – чтобы функционировал соленоид и контактная группа;
  • Соединительный кабель. Самая ответственная часть конструкции. Сечение нагрузочного провода должно быть 50-100 квадратов. При работе через него будет протекать ток до 1000 ампер. Управляющий провод для реле может быть более тонким;
  • Приспособления для рихтовки – пуллер, обратный молоток, шайбы, крюки.

Сборка устройства

Аккумуляторный споттер собирается по следующей блок-схеме:

  1. Длина нагрузочного кабеля не должен превышать 1,5 метра;
  2. Вообще, чем он короче – тем меньше токовых потерь будет во время работы. Подойдут сварочные кабели. Если их сечение меньше требуемого – можно соединить их параллельно. Желательно, чтобы плюсовой и минусовой провода были одной длины. Контактные клеммы надо выбрать надежные, способные выдержать токи в сотни ампер.

    Выводы аккумуляторной батареи обязательно зачищаются, для надежности контакта. Искрение во время нагрузки приводит к образованию окислов, повышающих общее сопротивление цепи.

  3. В разрыв плюсового кабеля включается нагрузочными контактами втягивающее реле;
  4. Его удобнее расположить рядом с батареей, можно закрепить на корпусе, для компактности конструкции. Главное – обеспечить защиту от замыкания плюсового и минусового выводов АКБ. При выборе реле, отдается предпочтение конструкции с разборным корпусом. Во время работы контакты пригорают, и у вас должна быть возможность время от времени их чистить. Если шток реле не фиксируемый – необходимо предусмотреть ограничитель, предотвращающий выпадение подвижного элемента.

    Минусовой контакт соединяем управляющим проводом с корпусом реле. Плюс подаем через пусковую кнопку на управляющий контакт.

  5. Клавиша управления крепится на рихтующем инструменте, через изолирующую прокладку;
  6. ВАЖНО! Напряжение на споттере не превышает 10-12 вольт, поэтому электрическая защита оператора не требуется.

    Однако большие токи могут сильно нагревать элементы устройства, поэтому следует защитить себя от ожогов.

  7. Минусовой кабель крепится к зачищенной до металла части обрабатываемой поверхности при помощи медного контакта;
  8. Оптимальный вариант фиксатора – струбцина. Плюсовой конец оснащается клеммой, которая при работе фиксируется болтовым соединением с инструментом – пуллером или обратным молотком.

ВАЖНО! Применять соединения типа «крокодил» нежелательно, поскольку слабый контакт приведет к токовым потерям на сопротивление, снижая эффективность работ.

Особенности эксплуатации аккумуляторного споттера и меры безопасности

При работе необходимо помнить, что шоковые нагрузки губительны для аккумуляторной батареи. В момент прихватывания насадки к металлу, фактически происходит короткое замыкание. Ток, протекающий через АКБ, может достигать 1000-1500 ампер. Типовой стартерный аккумулятор емкостью 60 А/ч рассчитан на ток не более 500-600 ампер.

Следовательно, пластины батареи перегреваются, и происходит их сульфатация. К тому же, электролит от чрезмерных токов может закипеть. Поэтому при интенсивной работе необходимо делать перерывы для остывания АКБ. Периодически контролируйте температуру аккумулятора и напряжение остаточного заряда.

ВАЖНО! Предельно допустимый минимум напряжения на свинцовом аккумуляторе – 10,5 вольта.

При снижении этого уровня в батарее происходят необратимые процессы деградации пластин. Поэтому, перед началом работ АКБ должна быть полностью заряжена.

Для контроля желательно снабдить батарею вольтметром, чтобы контролировать напряжение во время работы. По мере приближения к предельно допустимому значению – аккумулятор следует зарядить.Использование предохранителей в данной конструкции нецелесообразно, по причине высоких рабочих токов.

Поэтому оператор должен следить за противопожарной безопасностью на рабочем месте. При замыкании контактов в течение продолжительного времени, рабочий кабель может разогреться до температуры возгорания изоляции. К тому же, при длительном протекании больших токов может лопнуть корпус аккумуляторной батареи, что повлечет за собой утечку и разбрызгивание электролита.

Продолжительное «прижигание» контактов к поверхности обрабатываемой детали приводит к порче металла, вплоть до сквозного отверстия, а также возгоранию лакокрасочного покрытия. Прихватывание следует производить короткими импульсами, не более 1 секунды.

Видео инструкция по изготовлению самодельного споттера и пуллера

Мастер подробно описывает все нюансы при изготовлении споттера и технические моменты, на которые стоит обратить внимание, например, длина и сечение кабеля.

В этом видео, подробный рассказ как сделать пуллер своими руками из того, что имеется в гараже. Правда, некоторые детали пришлось заказать у токаря.

ВАЖНО! Перед применением споттера на кузове автомобиля, следует потренироваться на ненужных кусках металла, чтобы получить навыки и определить оптимальное время нагрева в точке сварки.

obinstrumente.ru

Споттер своими руками - электросхема и видео руководство

Главным предназначением споттера является точечная сварка, основанная на принципе сопротивления. Существуют две разновидности споттера:

  1. инверторный;
  2. трансформаторный.

На сегодняшний день без споттера очень сложно представить какой-либо цех. И о том, как изготовить споттер своими руками, мы и поговорим в данной статье, но сначала рассмотрим принцип его работы.

Принцип работы споттера

Как было сказано, он основан на сопротивлении. Данный инструмент используется для того, чтобы выпрямлять большие детали кузова, в которых были установлены некоторые ограничения по доступу ввиду конструктивных особенностей или ряда других причин. Но как это работает?

При помощи сварочного пистолета специальный липнущий элемент крепится к поврежденной области. Затем берем деталь голыми руками и выпрямляем ее. Также существуют специальные опции, благодаря которым можно нагревать устройством отдельные участки кузова с последующим их выпрямлением.

Видео урок по сборке споттера

Делаем споттер своими руками

Честно говоря, сделать споттер не так уж сложно, главное, чтобы было желание и базовые знания в области электрики. Итак, наше устройство будет состоять из двух разных частей:

  1. Сильный сварочный трансформатор, именуемый Т2.
  2. Электронное реле, установленное на тиристор V9.

Также будет и небольшой вспомогательный трансформатор, именуемый Т1, который будет заниматься питанием сети системы управления.

Этап первый: как будет осуществляться рабочий процесс.

Этот процесс будет происходить примерно так: когда контакты S1 замыкаются, напряжение в 220В перейдет к обмотке вспомогательного трансформатора. C1 (то есть, конденсатор) подключается к V1-V4 посредством изолированных контактов S3 и начинает зарядку. И когда будет происходить первая обработка, то она будет обесточенной ввиду закрытого состояния тиристора на тот момент. А после активации переключателя разрядный ток откроет тиристор и ток в то же время начнет поступление к первичной обмотке нашего споттера.

Этап второй.

В трансформаторе Т1 образуется импульс большой силы. Приблизительная длительность каждого такого импульса будет составлять 0.1 секунды. Стоит отметить, что за это время сила тока, проходящего через вторичную обмотку, может достигать даже 500А! Но вернемся к нашему устройству. Когда цикл заканчивается, оно будет автоматически возвращаться в исходное положение, ведь конденсаторный разряд закончится. Для того чтобы подобрать себе максимально подходящий режим, следует использовать резистор R1.

Этап третий: выбираем детали.

Касательно тиристора, то модель ПТЛ-50 очень сложно будет найти. Скорее всего, вам это не удастся, поэтому можно выбрать и любую другую модель, которая рассчитывалась на напряжение примерно в двести вольт.

Теперь несколько слов о трансформаторе Т1. В принципе, здесь тоже можно подобрать любую модель. Главное при этом, чтобы на всех вторичных обмотках ток был в 12В. Это необходимо для того, чтобы заряжать конденсатор С1. Силовому трансформатору необходимо уделять особое внимание ввиду того, что его следует изготавливать самостоятельно. Поэтому для его магнитовода нужно использовать только пластины класса Ш40, имеющие толщину 10 см.

Этап четвертый: первоначальная обмотка.

Она будет примерно из двухсот витков. Также есть дополнительная обмотка, которая, соответственно, имеет семь витков (при этом крайне важно, чтобы провод был в изоляции). Длина провода не будет превышать 2.5 метра.

При сооружении трансформатора необходимо знать, что безопасность рабочего, который будет иметь дело с устройством (то есть, ваша безопасность), будет зависеть преимущественно от качества изоляции. Именно поэтому наверх каждой обмотки необходимо наносить несколько слоев бумаги, обработанной парафином.

Необходимые детали при сборке споттера

Собственно, споттер своими руками будет у нас состоять из 2 разных частей:

  • Сварочный пистолет;
  • Силовой блок.

Эти два элемента соединяются между собой посредством гибкого кабеля. Для силового блока нужно сделать кожух (можно использовать для этого уголок на 2.5 см), а также следует обшить его тонким листом стали.

Для сварочного пистолета используется деталь от обычного полуавтомата, но в нее необходимо будет вмонтировать латунную ось с резьбой класса М10, благодаря которой устройство будет крепиться к приспособлению для рихтовки. Только после этого будет цепляться сварочный кабель.

Также стоит отметить, что на другом конце этого кабеля должен находиться специальный силовой разъем, посредством которого и будет осуществляться крепление. Передвижной механизм необходимо сделать из латуни. Касательно клещей, то их можно сделать из трубы с размером 20 на 20. Когда же к упорной шайбе уже будет прикреплена пара шпилек, то с обратной стороны можно будет уже смело крепить резиновую прокладку.

Теперь, когда со сборкой споттера мы более-менее разобрались, давайте поговорим немного о его преимуществах.

Преимущества.

Главным преимуществом споттера, выгодно отличающим его от любой другой сварки, является то, что у него нет сварочных клещей. Нужен только крепежный элемент, в роли которого может выступать все что угодно — от шпильки до обычной гайки. При этом главной изюминкой считается то, что поверхность в области контакта нагревается до температуры, которая буквально несколько градусов не дотягивает до температуры плавления. Это позволяет крайне прочно закрепить крепежный элемент к детали.

boldproject.ru

Как сделать споттер своими руками: подробная инструкция

Споттер своими руками»>

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора. Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно. При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

  • Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
  • К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
  • На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
  • К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
  • После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.

Как сделать споттер своими руками

Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник). Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка). С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.

Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.

Блок питания своими руками

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2. Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1. Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317. Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки. В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.

Споттер своими руками: мотаем трансформатор

В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор). Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6). Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.

Самодельный обратный молоток

Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода. Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно. На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.

portalvaz.ru