Обзор лучших производителей споттеров для кузовного ремонта. Споттер для кузовного ремонта


Споттер для кузовного ремонта: применение, виды, как пользоваться?

У многих автовладельцев случается неприятность, когда на их ненаглядном авто появляется вмятина.

Чтобы восстановить поврежденное место на автомобильном кузове, существует два варианта:

  • сдать авто в кузовной ремонт;
  • самостоятельно выровнять вмятину.

Далее расскажем о том, как своими руками выровнять вмятину на кузове авто.

Как используется споттер

Если вмятина расположена там, где выдавить металл с обратной стороны невозможно, умельцами применяется споттер. Это приспособление для точечной сварки. Электрод приваривается к поверхности металла, и за него тянут. В результате обратной деформации вмятина исчезает. Приспособление для создания тянущего усилия называется пуллером. Следовательно, чтобы самостоятельно выровнять вмятины на кузове авто, надо своими руками изготовить пуллер и споттер.

Точечная сварка происходит как результат сосредоточенного импульсного воздействия электрической энергии. Ее величина, как это известно из закона Джоуля — Ленца, пропорциональна величинам напряжения и тока. А область, которая подвергается нагреванию, определяется электродом. Следовательно, необходим источник электрической энергии, присоединенный к двум электродам. Первый электрод аналогичен занулению/заземлению и прикладывается вблизи вмятины.

Особенности конструкции электродов

Второй электрод используется в определенном месте вмятины. Именно второй электрод должен привариться, чтобы за него можно было вытягивать деформированный металл. А с первым электродом сваривания не должно происходить ни в коем случае. Таким образом, приваривая и затем вытягивая второй электрод в нескольких местах вмятины, ее постепенно сводят на нет. Чтобы получить наилучший эффект, второй электрод делается в виде заточенного карандаша.

Его прижимают вручную к поверхности вмятины. А первый электрод делают с большой поверхностью. Чтобы не прикасаться к нему и связывать этим руки, делают совмещение с постоянным магнитом. Стальная конструкция кузова притягивает магнит, и поэтому первый электрод надежно прижимается к обрабатываемой детали. Выбирая магнит, желательно остановиться на экземпляре с усилием порядка 10–15 килограммов.

Если применять более мощные постоянные магниты для первого электрода, его можно и не оторвать после завершения операции. Если используется магнит от ненужного громкоговорителя, рекомендуется опробовать его силу прилипания на какой-либо стальной конструкции. Чтобы не замучиться потом его отрывать, рекомендуем применить стальную прокладку, которую можно будет использовать как рычаг для более легкого отсоединения магнита. Для этого можно использовать любую стальную полоску подходящих размеров.

Она должна быть немного шире магнита и служить первым электродом. С одного конца полоски располагается магнит, а за другой конец надо тянуть, для того чтобы оторвать его после выполнения работ. Для улучшения контакта на место, к которому прикладывается часть этой полоски с магнитом, рекомендуется нанести токопроводящую пасту. Для удобства пользования полоской ее часть, на которой располагается магнит, надо согнуть под некоторым углом.

Оптимальная конструкция первого электрода

Тогда остальная часть полоски будет возвышаться над поверхностью, а не лежать на ней. Благодаря магниту первый электрод будет надежно удерживаться на поверхности, расположенной под любым углом к горизонту. Если проблематично найти ненужный громкоговоритель, чтобы использовать постоянный магнит из него, можно купить готовую деталь в автомагазине или на авторынке. Одна из таких моделей представлена далее на изображениях.

Первый электрод, изготовленный на основе покупного магнита Приварен болт и прикручен медный наконечник

Удобный для работы второй электрод показан далее.

       Второй электрод — пуллер

Ход работ

Как видно, непосредственно электрод расположен в центре. Конструкция пуллера кроме этого электрода включает все остальные видимые на изображении детали. Нижняя рукоятка подвижна вместе с электродом относительно прочих деталей пуллера. К рукояткам подведены два провода. Толстый черный провод присоединен к электроду. А белый тонкий — к управляющему реле. Как видно на изображении, заостренный конец электрода немного выступает за пределы нижней круглой пластины.

Она существенно улучшает распределение усилия при оттягивании электрода. Концентрация сил сосредотачивается только внутри кольца и получается более качественное восстановление вмятины. На рукоятке, которая конструктивно выполнена неподвижной, располагается кнопка включения реле. Последовательность операций, выполняемых рассматриваемым пуллером, показана далее на изображениях.

  1. Электрод прижимается к выбранному месту вмятины.
  2. Нажимается кнопка на рукоятке, реле срабатывает, ток течет через электрод и приваривает его к вмятине.
  3. Сжатием рукояток электрод оттягивается вместе с вмятиной и выравнивает это место.
  4. Затем надо переломить место сварки, чтобы отцепить электрод.
  5. Электрод прижимают к другому месту выравниваемой зоны и все повторяют сначала.
Приваривание электрода Оттягивание — выравнивание Раскачивание, обламывание и отрывание электрода

Оптимальное электропитание

Теперь, когда стали понятны манипуляции электродами, рассмотрим источник электропитания для них. По сути, споттер выполняет точечную сварку. При приваривании точечной сваркой одной и той же детали результат зависит от силы тока, текущего через деталь-электрод, и времени экспозиции. Если подходить к решению задачи со стремлением экономии времени, то надо получить от источника питания ток наибольшей силы. По эффективности и безопасности наилучшим выбором источника питания для споттера будет автомобильный аккумулятор.

Для управления подачей напряжения на контакт применяется автомобильное реле от системы запуска двигателя. Конструкция контактов этого реле обеспечивает их работоспособность при токах, которые будут в споттере. А кнопка, которой реле будет управляться, выбирается из расчета 1–3 А. Такой споттер получается наиболее простым по конструкции. При этом он не присоединен к электросети, что весьма актуально для работ, выполняемых в гараже или снаружи него.

Если работы продолжаются длительное время, рекомендуется работать с двумя трансформаторами. Пока один используется в споттере, другой в это время заряжается. Споттер с аккумулятором — это самое простое и недорогое решение вопроса. Электроды уже были продемонстрированы выше. Аккумулятор с управляющим реле показан далее на изображении.

Аккумуляторный источник питания для споттера

Весьма показательна информация о промышленных моделях споттеров. Ниже приводятся изображения некоторых из них.

Импортный споттер промышленной сборки Характеристики споттера Отечественный споттер промышленной сборки

Для полноты картины дадим цену автомобильного аккумулятора.

Цена автомобильного аккумулятора

Разница в расходах получается в 2–4 раза в пользу двух аккумуляторов. В простейшем варианте споттера можно обойтись и без второго электрода в том виде, как он представлен выше. К вмятине надо приварить ребром шайбу и затем, взявшись за нее щипцами или продев в отверстие что-либо для удобного захвата, вытягивать вмятину. При сварке можно крепить провод к шайбе скруткой. Но если это делать часто, жилы переломятся со временем. Поэтому правильнее использовать сварочный зажим.

Аккумулятор Первый электрод Шайба в качестве электрода

Далее сравним с аккумуляторным иные возможные технические решения для споттеров. Все они однозначно характеризуются более высокой опасностью эксплуатации в условиях гаража, поскольку работают от сети 220 В. Можно взять за основу трансформатор с сердечником из трансформаторной стали. Но для эффективной сварки потребуется трансформатор мощностью 5–10 кВа. А это более массивное и габаритное изделие, чем автомобильный аккумулятор.

Можно взять за основу сварочный инвертор. Но цена получится выше, чем с трансформатором. К тому же сварочные агрегаты работают на ином принципе. Они предназначены для расплавления электрода вольтовой дугой. А нужный режим короткого замыкания, который используется в точечной сварке, сварочное устройство не обеспечит. Необходимое качество сцепления деталей не получится. Придется переделывать работоспособный сварочный агрегат для уменьшения числа витков вторичной обмотки трансформатора. А затем еще изготавливать споттер в целом.

Это существенно сложнее, чем сделать аккумуляторную модель. Поэтому самодельный аккумуляторный споттер — это оптимальный вариант для автолюбителя.

Похожие статьи:

domelectrik.ru

Споттер для кузовного ремонта: как собрать своими руками

Для того чтобы отрихтовать деформированную поверхность автомобиля, не прибегая к полному ремонту, используют споттер для кузовного ремонта. Принцип его работы основан на сварке сопротивлением, в процессе которой в месте контакта выделяется большое количество тепла. Аппарат сваривает детали в строго установленном месте, а выравнивание поверхности происходит за счёт обратного молотка.

При помощи этих высокотехнологичных приспособлений сваривают нержавеющую сталь, чёрные металлы, алюминий. Рихтовку споттером применяют на авторемонтных предприятиях, СТО, и автолюбители, которые выполняют кузовной ремонт самостоятельно.

Эти аппараты стоят недёшево, и поэтому многие автовладельцы предпочитают аппарат б/у. Прежде чем выбрать споттер той или иной марки, новый или б/у, следует подробнее рассмотреть особенности аппаратов разных брендов.

Вернуться к оглавлению

Лучшие аппараты, произведённые в Германии

Хорошо знаком специалистам немецкий инструмент Holex, выпускаемый компанией Хоффман. Аппаратами для точечной сварки и рихтовки кузовных конструкций автомобилей марки Holex пользуются на авторемонтных предприятиях во всём мире. Спотеры для рихтовки Holex – это качественные и надёжные многофункциональные устройства, имеющие отличную комплектацию и микропроцессорный контроль. Holex обладает разными функциями точечной сварки, в том числе и элементов из нержавейки.

Аппараты WDK – профессиональные мобильные электрические рихтовщики, простые в настройке и работе. Модель WDK 7000 предназначена для рихтовки и точечной сварки. На рынке оборудования для ремонта авто агрегат предлагается в двух вариациях:

  • 220 В – идеально подходит для выпрямления металлических поверхностей;
  • 380 В – универсальный вариант, применяется и для выравнивания неровностей, и для одностороннего точечного сваривания и пайки угольным электродом.

Элементы управления WDK 7000 выполнены из качественного пластика. Аппарат защищён от перегрева, оснащён системой автоматического охлаждения, оборудован пистолетом с кнопкой «Пуск». Время, в течении которого происходит работа сварки, контролируется как в ручном, так и в автоматическом режиме. WDK 7000 имеет плавную регулировку времени работы сварки и сварочного тока.

Немецкие аппараты наделены традиционно отличным качеством. Они прочны, изготовлены из износостойких материалов. Аппараты новые и б/у производства Германии прослужат долго и надёжно.

Вернуться к оглавлению

Продукция французской компании Gys

Хорошо известны и востребованы на отечественном рынке оборудования для ремонта транспортных средств приборы французской компании Gys, которая давно и успешно выпускает рихтовочные аппараты. Линейка продукции этой компании постоянно обновляется. Современные инструменты споттер Gyspot 2600, 3902 имеют несколько функций и используется для:

  • сварки звёзд, колец;
  • стягивания вмятин небольшого размера;
  • отделочных работ;
  • сварки волнистой проволоки для выпрямления части округлой формы.

Аппараты Gyspot 2600, 3902 служат в качестве идеального инструмента для выравнивания стали небольшой толщины. Их удобно использовать при вытяжке поверхности и правки дефектов капота, дверей, крыши авто. Аппарат 3902, как и прочие современные модификации Gyspot, прост в использовании.

Генерация сварочной точки происходит автоматически при контакте инструмента и поверхности. В ассортименте Gyspot есть также споттер по алюминию, который правит алюминиевые части кузова авто. Его легко применять даже новичкам, так как работает аппарат автоматически при помощи пистолета.

Споттер по алюминию варит болты M4, которые дают возможность, при умелом использовании, без разборки и не снимая обивку салона удалять выпуклости и вмятины. Это значительно экономит время, необходимое для ремонта авто.

Вернуться к оглавлению

Лидер среди китайских производителей споттеров

Исключительно для ремонта авто разработано и выпускается оборудование Solary. Различные модели инструментов для рихтовки транспортных средств выпускает эта китайская компания, одна из лидирующих на азиатском рынке. Продукция этой компании стоит дешевле французских и немецких брендов и при этом достаточно качественна и надёжна.

Для выравнивания повреждённых поверхностей с ограниченным доступом с внутренней стороны используется Solary – споттер для кузовного ремонта. Модель Solary A6 имеет два режима:

  • с постоянным включением, которое используется, когда ведётся работа углеродным электродом;
  • с регулируемым по времени кратковременным включением, применяется при приварке ремонтных шайб и металлического электрода.

Инструментом модели Solary A6 очень просто пользоваться благодаря его конструкции. Приварка шайб и точечная сварка металлическим электродом позволяет вытягивать поверхность, а прогрев углеродным электродом осуществляет осадку металла. Также, споттер применяется для наложения заплат на повреждённые участки кузова.

Solary A6 оборудован термодатчиком, что позволяет ему не перегреваться при работе. Благодаря этому качеству продлевается и срок эксплуатации инструмента.

Вернуться к оглавлению

Прочие известные бренды

Широко востребован споттер Deca, удобный в эксплуатации современный аппарат итальянского производства. Он имеет инновационный микропроцессор, позволяющий автоматически настраивать параметры сварки по толщине металла и в зависимости от рабочего инструмента. Автоматически происходит настройка размера и напора сварочного тока, время работы. Инструмент оснащён дисплеем, на котором отображается сила сварочного тока.

Все установленные параметры можно сохранить при помощи специальной кнопки. Компенсатор неровностей гарантирует, что работа будет проделана качественно и с высокой производительностью. Популярный на отечественном рынке споттер Пилот МТ для полноценной работы должен иметь оптимальный набор комплектующих, который состоит из:

  • зажима массового;
  • пуллера МТ с гладким штоком и тремя опорами;
  • МФУ комплекта;
  • кабеля удлинительного, проволоки;
  • рычага усиленного;
  • массы и шайб приварных;
  • обратного молотка.

На рынке оборудования по ремонту авто появился универсальный комплект для переделки дорогостоящих импортных споттеров для работы с пуллером Пилот МТ. Он состоит из кабеля длиной два с половиной метра с закреплённой на нём кнопкой «Пуск» и пуллера МТ с тремя опорами.

Если вы хотите выбрать пуллер МТ с гладким штоком и обратным молотком, то помните, что он стоит немного дороже.

Широко используются для контактной точечной сварки и рихтовки кузова авто споттеры производства украинской компании «Темп». Аппараты «Темп» 2800 доступны по цене и имеют такой набор функций:

  • регулировку длительности периода работы от 0,1 до 1,3 сек.;
  • датчик длительности рабочего цикла;
  • автоматический выключатель.

Помимо этого, «Темп» 2800 имеет регулировку силы выходного тока. Аппарат используется для приварки шайб, проволоки «змейка», шпилек. При помощи инерционного молотка устраняются вмятины на кузове транспортного средства. А также, «Темп» 2800 применяется для разогрева и отжига металла угольным электродом.

krasymavto.ru

Споттер для кузовного ремонта - инструмент для точечной сварки

На сегодняшний день точечная сварка пользуется повышенной популярностью для ремонта кузова автомобиля. Даже на производстве многие кузовные элементы соединяют такой сваркой и используют для этого споттер для кузовного ремонта. Данные устройства обладают высокой эффективностью и очень удобны в работе, а потому их востребованность в автомастерских, где производится рихтовка, вполне объяснима.

Общие понятия

Функционал споттера по достоинству оценили мастера автомастерских. Сварочный кузовной ремонт и работа споттером гораздо дешевле обходится, чем замена поврежденных элементов и покраска. Именно поэтому автовладельцы отдают предпочтения тем сервисам, где данный аппарат имеется и где специалисты умеют правильно его использовать и вообще имеют представление как работать споттером. В случае если вы пользуетесь устройством самостоятельно, то не забывайте о технике безопасности.

Профессиональные споттеры позволяют выполнять рихтовку кузова любой сложности

Безусловно при восстановлении фирмы поврежденного элемента необходима не только квалификация работающих мастеров и их опыт, но и возможности и технические характеристики самого рихтовочного споттера. Именно поэтому следует внимательно относиться и к выбору оснащенности мастерской, где производится кузовной ремонт.

Если в вопросе что такое споттер уже все понятно, то с ключевыми характеристиками устройства необходимо разобраться подробнее:

  • максимальная сила тока
  • мощность
  • набор доступных функций

Помимо этого, споттер для рихтовки авто классифицируют и по иным параметрам. В зависимости от используемого преобразователя тока различают следующие типы устройства:

  • инвентарные
  • трансформаторные

Также сварочный споттер имеет разделение по мощности, что и определяет сферу применения и возможности споттера:

  • стандартная мощность — рихтовка и исправление геометрической формы поврежденных элементов
  • повышенная мощность — точечная сварка элементов

Споттер обладает высокой эффективностью и очень удобен в работе

Стоит отметить и классификацию по методу формирования точки сварки:

  • односторонняя точечная сварка с использованием электрода
  • двусторонняя точечная сварка с применением пневматического или ручного привода

Сварочный споттер своими руками

Самостоятельно соорудить сварочный cпоттер своими руками для рихтования совсем не сложно, главное правильная схема и выполнение работы качественно, а также нужно понимать принцип работы споттера.

В сети Интернет есть подробные фото и видео сборки.

Для сборки споттера своими руками понадобятся следующие материалы:

  • автомобильный аккумулятор от 75А/ч
  • втягивающее реле
  • зарядное устройство для аккумулятора
  • медный провод сечение от 100м2
  • обратный молоток или пистолет для приварки шайб

Споттер из аккумулятора

Схема подключения своими руками выглядит следующим образом:

  1. Корпус реле соединяют с минусовой клеммой и проводом не более полутора метра длиной.
  2. На конце провода контакт для корпуса, можно использовать медный разъем для минимального значения сопротивления.
  3. Плюсовую клемму соединяют с реле при помощи болта, а вторым болтом реле прикрепляют провод от обратного молотка или пистолета.
  4. Плюсовой провод не должен быть более 2,5 м в длину, что снижает падение напряжение на кабеле.
  5. К контакту управления подводят провод от плюсовой клеммы и завершают провод кнопкой для управления аккумуляторного споттера, причем в данном случае длина провода может быть любой.

Преимущества и недостатки

Изготовление споттера своими руками имеет как достоинства, так и недостатки. К преимуществам относят следующие моменты:

  • небольшие финансовые вложения
  • возможность изготовить аппарат даже без специальных знаний
  • универсальность использования

Однако стоит отметить и недостатки такого оборудования:

  • схема не содержит временного реле
  • необходимость регулярного подзаряда
  • короткий период эксплуатации
  • коммутация контакта рабочего тока
  • невозможность регулировать силу тока и другие важные параметры

Безусловно аппарат, собранный самостоятельно, обойдется гораздо дешевле автовладельцу, однако все же стоит понимать, что профессиональный сварочный агрегат более надежнее, а споттер в руках специалиста и вовсе творит чудеса. Отметим, что и ремонт споттера, собранного самостоятельно, не всегда возможен, а значит экономия и вовсе сомнительна. Именно поэтому при недостаточном уровне знаний и умений работу по рихтовке кузова все же стоит поручить специалистам, которые умеют делать ремонт кузова и пользоваться споттером.

www.avtokrasim.ru

Споттер для рихтовки панелей кузова автомобиля

В этой ста­тье пого­во­рим о спот­те­ре для кузов­но­го ремон­та, необ­хо­ди­мо ли его нали­чие при ремон­те повре­жде­ний, его при­ме­не­ние, устрой­ства, исполь­зу­е­мые сов­мест­но с ним.

Что такое споттер для рихтовки кузова?

Спот­тер – это по сути аппа­рат одно­сто­рон­ней точеч­ной свар­ки, при­спо­соб­лен­ный для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. В этом аппа­ра­те сто­ит кон­ден­са­тор высо­кой ёмко­сти, свар­ка про­ис­хо­дит за очень корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, за доли секун­ды. Металл ремон­ти­ру­е­мой пане­ли, на кото­рый спот­тер при­ва­ри­ва­ет одну из сво­их при­над­леж­но­стей, не успе­ва­ет разо­греть­ся и в боль­шин­стве слу­ча­ев даже крас­ка с обрат­ной сто­ро­ны не повре­жда­ет­ся. Он име­ет спе­ци­аль­ные режи­мы для исполь­зо­ва­ния его с раз­ны­ми аксес­су­а­ра­ми. Мини­маль­ный набор спот­те­ра – это соб­ствен­но сам аппа­рат с сило­вым кабе­лем, кабе­лем мас­сы, а так­же с писто­ле­том (стад­де­ром), на кото­ром кре­пит­ся моло­ток обрат­но­го дей­ствия.Неслож­ные повре­жде­ния мож­но вытя­нуть, исполь­зуя толь­ко обрат­ный моло­ток. Повре­жде­ния посе­рьёз­ней, вклю­ча­ю­щие обшир­ные вмя­ти­ны с ост­рым дном, зало­мы рёбер пане­ли, так­же мож­но ремон­ти­ро­вать спот­те­ром, при этом, исполь­зуя допол­ни­тель­ные инстру­мен­ты.Давай­те рас­смот­рим эти допол­ни­тель­ные при­спо­соб­ле­ния для спот­те­ра:

Гребёнка (грейфер) для споттера

Дан­ное при­спо­соб­ле­ние исполь­зу­ет­ся сов­мест­но со все­ми устрой­ства­ми для вытя­ги­ва­ния как пере­ход­ник меж­ду при­ва­рен­ны­ми спот­те­ром тяну­щи­ми эле­мен­та­ми и устрой­ства­ми для вытя­ги­ва­ния. Гре­бён­ка помо­га­ет тянуть не один эле­мент, а несколь­ко. При­ва­ри­ва­ет­ся ряд тяну­щих эле­мен­тов вдоль, к при­ме­ру, острой длин­ной вмя­ти­ны, в них встав­ля­ет­ся стер­жень, а к стерж­ню цеп­ля­ет­ся гре­бён­ка и про­из­во­дит­ся посте­пен­ное вытя­ги­ва­ние. Грей­фер может иметь раз­ное коли­че­ство крюч­ков и, соот­вет­ствен­но, по раз­но­му рас­пре­де­лять тяну­щее уси­лие.

Вытягивающее устройство (мостик выравнивающий)

Это устрой­ство дей­ству­ет по прин­ци­пу откры­вал­ки для вин­ных про­бок. Исполь­зу­ет­ся вме­сте с гре­бён­кой. При­ва­ри­ва­е­те тяну­щие эле­мен­ты, встав­ля­е­те стер­жень, за стер­жень при­со­еди­ня­е­те гре­бён­ку, сво­ди­те рыча­ги, тем самым, вытя­ги­вая вмя­ти­ну. Быва­ют так­же вари­ан­ты не с рычаж­ным а с резь­бо­вым вытя­ги­ва­ни­ем. То есть, закру­чи­вая спе­ци­аль­ный бара­шек или болт свер­ху мости­ка, под­ни­ма­е­те тем самым стер­жень, а за ним и гре­бён­ку.Стер­жень, с помо­щью кото­ро­го про­ис­хо­дит вытя­ги­ва­ние, мож­но пере­ме­щать по мости­ку вле­во и впра­во.Суще­ству­ют так­же моде­ли вырав­ни­ва­ю­щих мости­ков с четырь­мя опо­ра­ми. Такая кон­фи­гу­ра­ция нуж­на для более удоб­но­го раз­ме­ще­ния мости­ка на слож­ных поверх­но­стях.

Рычаг вытягивающий

Исполь­зу­ет­ся для вытя­ги­ва­ния вмя­тин. Так­же как и мостик обыч­но исполь­зу­ет­ся вме­сте с гре­бён­кой. Стер­жень мож­но пере­ме­щать вдоль рыча­га. Если стер­жень рас­по­ло­жить близ­ко к подош­ве, то тяну­щее уси­лие соот­вет­ствен­но будет мак­си­маль­ным. Опор­ная подош­ва име­ет доста­точ­но боль­шую пло­щадь и при рас­по­ло­же­нии на жёст­ком месте кузов­ной пане­ли рас­се­и­ва­ет дав­ле­ние, не зами­ная металл. Одно из при­спо­соб­ле­ний для спот­те­ра, кото­рое не слож­но сде­лать само­му.

Пуллер для быстрой вытяжки

К пул­ле­ру под­клю­ча­ет­ся кабель от спот­те­ра, таким обра­зом его мож­но исполь­зо­вать, не при­ва­ри­вая допол­ни­тель­но тяну­щих эле­мен­тов. Стер­жень пул­ле­ра с нуж­ной для Вас насад­кой при­ва­ри­ва­ет­ся к повре­ждён­но­му метал­лу. Раз­ме­ща­е­те пул­лер над ямкой, при­ва­ри­ва­е­те нако­неч­ник, нажи­ма­е­те на рыча­жок, вытя­ги­ва­е­те, отры­ва­е­те стер­жень лёг­ким пово­ро­том.

Каж­дое из рас­смот­рен­ных устройств выпус­ка­ют­ся в раз­ных вари­а­ци­ях, но прин­цип у всех похож.

Спот­тер хорош тем, что име­ет мно­го раз­ных режи­мов рабо­ты. Очень будет поле­зен режим усад­ки метал­ла. При повре­жде­нии пане­ли кузо­ва часто рас­тя­ги­ва­ет­ся металл. Спот­тер помо­жет устра­нить эту про­бле­му при помо­щи спе­ци­аль­но­го уголь­но­го элек­тро­да.

Ещё интересные статьи:

kuzov.info

Технология рихтовки споттером

Spotter (споттер от англ. spot – точка) - аппарат односторонней точечной сварки. Принцип действия – сварка сопротивлением и основано на принципе выделения большого количества тепла в зоне контакта свариваемых материалов при прохождении тока. Бывают  споттеры трансформаторного и инверторного типов. Споттер трансформаторного типа вполне возможно сделать своими руками. Современный кузовной цех уже сложно представить без наличия споттера. В кузовном ремонте споттер используется для выправления крупных деталей кузова, либо тех, к которым нет возможности без разборки добраться с обратной стороны ремонтируемой детали (например, двери, пороги и т.п.).

Споттеры практически незаменимы при производстве кузовных работ и обеспечивают удаление  вмятин, особенно в случае затрудненного доступа к обратной стороне зоны деформаций. В таких случаях рихтовочное усилие можно приложить только с внешней стороны панели. Для этого при помощи споттера в зоне деформаций временно приваривают ряд штучных крепежных элементов (гвоздей, шпилек, шайб, крючков и т.п.). Временные элементы играют роль точек приложения вытягивающего усилия. Оно может быть ударным, что характерно при применении инерционного (обратного) молотка, или плавным в случае использования рычажных устройств. После выправления дефекта временные элементы удаляются.

 

С применением споттера, трудоемкость работ значительно снижается  за счет уменьшения количества арматурных и ремонтных работ.  Другими положительными сторонами такой технологии ремонта являются сохранение «родных» швов и стыков на панелях и соответственно заводского антикоррозионного покрытия.Во многих случаях повреждений наличие споттера дает возможность проводить восстановление автомобилей без приобретения новой ремонтной детали, работы потребуют гораздо меньшей зоны ремонта и соответственно будет сведено к минимуму время производства ремонтных работ.Пока споттеры есть далеко не в каждой мастерской, но их распространение идет достаточно быстро.  В ряде случаев, на фоне повышения требований к качеству работ, кузовной ремонт не может обойтись без данного аппарата.

Технологический процесс выглядит так:

1. Деформированную поверхность необходимо предварительно зачистить от лакокрасочного, антигравийного покрытия или ржавчины если таковая имеется. К этому процессу нужно отнестись особенно ответственно, так как от этого зависит надежность соединения крепежных элементов с кузовом.2. К данной поверхности крепится контакт заземления.3. Точечной сваркой привариваются крепежные элементы (это могут быть треугольники, шайбы, шпильки, обратный молоток).4. Произвести захват крепежного элемента и, используя специальные приспособления для правки, произвести вытяжку деформированной поверхности.

В качестве приспособления для правки используют стапели, гидроцилиндры, механические растяжки, стяжки, обратный молоток.

5. После правки крепежная деталь удаляется вручную (вращательными движениями) и производится зачистка шлифовальным инструментом.

При сварке необходимо учитывать толщину свариваемого металла, правильно выбрать крепежный элемент, определить время сварки.Если кузов машины алюминиевый, то нельзя использовать обратный молоток, процесс правки должен быть более плавным.При использовании точечной сварки нет необходимости производить такие операции, как разборка и сборка элементов (например, дверей). Но при этом нужно учитывать, что с внутренней стороны детали будет повреждено антикоррозийное покрытие ( в следствие нагрева ) и не будет лишним произвести обработку доступным способом.

Самые дешевые споттеры – это отдельно стоящие трансформаторы однофазного переменного тока. Они не пригодны для  использования в работе с кузовами из оцинкованной стали или стали с высокой упорной прочностью.Споттеры с большей мощностью имеют трансформатор трехфазного постоянного тока.В современных споттерах вместо трансформаторов используют инвертор, в таком исполнении они более компактные и легкие. При помощи такого оборудования сварное соединение имеет высокое качество (т.к. может быть получен ток высокой частоты до 2000Гц). Таким аппаратом можно осуществить сварку любых металлов, используемых для изготовления автомобилей. Современные цифровые споттеры снабжены электронным управлением режимами сварки.

Устанавливаем на кузов клемму                                                     Привариваем петли - "ушки"

 

Вдеваем в петли штырь                       Устанавливаем рамку с упорами Вытягиваем вмятину

 

Выравниваем поверхность рихтовочным молотком вручную, поворачивая, легко удаляем петли

Выравниваем поверхность обратным молотком

 

Выравнивание поверхности с помощью специальных клещей

 

Видео проведения рихтовочных работ на примере Telwin Digital Spotter 7000

 

 

 

autoevo.net

Споттер для кузовного ремонта (профессиональный и самодельный)

Содержание:

Вмятины на металле не всегда можно исправить рихтовкой, особенно когда речь идет о кузове автомобиля. Если области деформации невозможно подобраться с обратной стороны, на помощь приходят возможности споттера для кузовного ремонта. Инструмент, называемый также контактной сваркой, способен работать только с одной стороной поверхности, но в обмен на широкие возможности споттеры требуют немалого количества энергии, а конструкция аппарата простотой не отличается.Важно заметить, что лист металла, независимо от того, требуется для ремонта сварка или только выпрямление, не должен разогреваться до температуры плавления, иначе может оказаться выдавленным при сжатии. Таким образом, самодельный споттер должен иметь точную ручную регулировку (в фирменном инструменте используется программируемый микропроцессор). Аппарат может работать на двух или трех фазах, но, поскольку выпрямитель для трехфазного аппарата не слишком экономная конструкция, а без выпрямления тока в этом деле не обойтись, большинство самодельных споттеров – аппараты однофазные.

Метод работы

Сварка не единственный метод применения инструмента. В некоторых случаях для ремонта оказывается достаточно «прилипания» клещей к поверхности. После этого в дело могут вступить различные выпрямляющие и вытягивающие приспособления. Инерционные молотки, вытяжки и упоры позволяют выровнять небольшой участок кузовного металла, поэтому работа с таким инструментом может показаться очень утомительной: необходимо последовательно переходить от точки к точке, выравнивая небольшие участки вмятины кузова.

Инерционный молоток представляет собой насадку на пистолет споттера. Молоток работает за счет импульсного тока, скользя по стержню и создавая усилие, приходящееся на пистолет, а не на металл кузова. При этом сама насадка прилипает к металлической поверхности, за счет чего у «жестянщика» появляется возможность выровнять вмятину. Время электрического импульса не превышает 0.1 секунды, так что работа молотка производит с металлом очень постепенные изменения. Изменить степень воздействия можно регулировкой инструмента или сменой насадки.

Споттер Solary

Как работает СПОТТЕР по сравнению с тем, что собрано из найденого в гараже

Обзор,отзыв споттер Криптон 4000.Kripton SPOT 4 new (220В)

Если кузовной металл оказывает значительное сопротивление воздействию молотка, в ход пускается угольный электрод. Током большой силы металл в нужной точке разогревается до температур близких к плавлению и остужается водой, ветошью и пр. Внутренние молекулярные изменения в листе металла приводят к его выпрямлению.

Самодельный споттер

Современные Кулибины разработали удешевленные аналоги заводским инструментам наподобие контактной сварки. В основном используется та же схема, что была предложена в Советском журнале «Радио» за 1978 год. В обязательном порядке требуются следующие элементы:

  • Трансформатор для создания нужного напряжения и силы тока.
  • Выпрямительные мосты для создания постоянного тока.
  • Тиристор для управления нагрузкой и конденсатор для его работы.

Трансформатор можно собрать руками или модернизировать сварочный трансформатор, подогнав его к необходимым параметрам. Расчет трансформаторов дело нехитрое, а для тороидальных написаны даже специальные программы. Для вторичной обмотки может потребоваться значительное количество провода. На Ш40 с толщиной набора в 100 мм потребуется примерно 7-10 витков с сечением 50 мм² вторичной обмотки и примерно 200-250 витков провода с сечением 2.5 мм² первичной.

На практике большинство любителей предпочитает производить измерения непосредственно во время формирования обмотки. Заводской трансформатор для этого инструмента создает ток от 3000 A, и позволяет регулировать напряжение в пределах 6-12В. Вторичная обмотка должна быть хорошо изолирована. В качестве изолятора может выступить малярный скотч или парафинированная бумага.

Схема аппарата, используемая для ремонта еще в Советском союзе, практически не изменилась и представляет собой основной трансформатор, соединенный с сетью через выпрямитель и тиристор. Первый трансформатор, соединяемый с сетью 220 В через выключатель, – слабый и выполняет исключительно функцию зарядки конденсатора, от которого работает тиристор. Выпрямительные мосты, собирающиеся из диодов, требуются на каждом участке. Для зарядки конденсатора требуется также некоторое время, поэтому тиристор к нему подключается вручную.

Второй, мощный трансформатор соединяется с сетью после активизации тиристора. Параметры тока на вторичной обмотке этого трансформатора зависят от самого тиристора и стоящего перед ним сопротивления. Здесь может быть установлена ручная регулировка, но в простейшем устройстве она задается заранее. Тиристор вернется в обратное положение, когда разрядится конденсатор, отвечающий за его работу. Поэтому от этой части зависит также продолжительность создаваемого вторым трансформатором тока.

По вполне понятым причинам, выпрямитель, соединяющий оба трансформатора с «220», должен быть рассчитан именно на это напряжение и силу тока примерно в 50A. Для зарядки конденсатора, вероятнее всего, потребуется напряжение в 12В, поэтому первый трансформатор должен создавать именно такой ток. В обязательном порядке аппарат должен иметь заземление, на массу требуется примерно 1.5-2 метра кабеля 70 мм².

Как сделать споттер

самодельный споттер моими руками

Споттер своими руками

Споттер своими руками видеорлик spotter

Сильное нагревание возможно на контактах, ввиду чего лучше использовать латунные штоки. Тиристор споттера и работающий с ним выпрямитель можно заменить на симистор. Импульсное управление легко собирается на основе тиристоров типа ТЧ-40. В остальном, кроме общего знакомства с электроникой, потребуется только оптимизм и некоторое количество свободного времени.

portalvaz.ru

Споттер для кузовного ремонта - видео, инструкция

В видео и статье продемонстрирован споттер для кузовного ремонта. Он необходим для приваривания шпилек перед использованием обратного молотка. Это очень удобный способ для тех случаев, когда невозможно решить проблему дефекта выстукиванием.

Испытывать споттер будем на помятом багажнике автомобиля Honda:

Вот и сам инструмент:

Сначала нужно будет зачистить участок ремонта до металла, затем приварить шпильки и вытянуть вмятину обратным молотком. Итак, обо всём поподробнее.

До металла можно зачищать болгаркой со специальным диском. Результат примерно такой:

Внимание! Если вы работаете со споттером, то нужно очень тщательно зачищать поверхность, так как даже на тонкий слой краски привариться будет очень сложно.

Затем шпильки заряжаются в споттер.

Можно привариваться! Необходимо приварить количество шпилек, достаточное для вытяжки вмятины. В каждом случае это оценивается сугубо индивидуально, в нашем случае получилась такая картина:

Далее можно взяться за обратный молоток. В его наконечнике фиксируется шпилька, за тем при помощи груза обратного молотка происходит вытягивание вмятины. Если шпильки приварены плохо, то придётся повторять процедуру со споттером.

Внимание! Выбирайте только качественный споттер. Сэкономив деньги, при ремонте вам придётся постоянно переприваривать шпильки.

autoremka.ru