2. Основные цели и задачи, предмет и методы эргономики. Алгоритм деятельности оператора эргономика


Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Алгоритм деятельности человека-оператора

алгоритм деятельности человека-оператора

логическая организация деятельности человека-оператора, состоящая из совокупности действий и оперативных единиц информации. Использование А. д. ч.-о. в инженернопсихологическом проектировании повышает надежность проектирования, снижает затраты, позволяет оптимизировать деятельность оператора. Алгоритмизация деятельности служит также основой для правильного построения обучения операторов. Следует различать предписанные и реализованные А. д. ч.-о. При проектировании СЧМ следует стремиться, чтобы предписанные и реализуемые алгоритмы были возможно ближе. Трудности достижения полной идентичности обоих видов алгоритмов обусловлены, во-первых, недостаточной изученностью внутренней организации действий оператора, что затрудняет их идентификацию, во-вторых, тем, что человек в определенных пределах может изменить способ достижения цели в зависимости от различных условий. В этом случае Г.В. Суходольский предлагает различить достоверный (жесткий) и вероятностный (стохастический, гибкий) алгоритмы. В первом случае речь идет об однозначной последовательности, в которой действия следуют друг за другом с вероятностью, равной единице. Во втором случае предполагается неоднозначная последовательность, в которой переход от действия к действию осуществляется с вероятностью 0

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

2. Основные цели и задачи, предмет и методы эргономики

Цели.Первой и главной цельюэргономики являетсяповышение эф­фективности СЧТС,под которой понимается способность СЧТС достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности СЧТС свидетельствует в первую очередь о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. В этом случае ее производительность и качество производимого продукта оказываются ниже расчетных, а материальные, энергетические и психические затраты на обеспечение ее функционирования — выше запланированных.

Эффективность СЧТС невозможна без высокой работоспособности и надежности человека-оператора, которые строго определены в эргономике и за обеспечение которых несет ответственность эргономист. Работоспо­собность - это свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способ­ность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени. Надежность - это свойство, харак­теризующее способность человека-оператора безотказно выполнять дея­тельность в течение определенного интервала времени при заданных ус­ловиях.

Эргономист должен поддерживать трудовые затраты человека-оператора при взаимодействии с технической системой на таком уровне, который позволял бы обеспечить оптимальные работоспособность и на­дежность оператора. В одних случаях эти трудовые затраты необходимо понижать за счет специального проектирования деятельности оператора, в других, наоборот, повышать их, чтобы поддержать готовность безошибоч­ного и мгновенного реагирования на аварийные ситуации. Например, ис­пользование ЭВМ и робототехники значительно увеличивает эффектив­ность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическими анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея. Изве­стно, что уже через 15 мин работы на видеотерминале у человека-оператора наблюдается расстройство цветового зрения, появляются при­знаки утомления глаз. Необходимо учитывать, что он делает от 12 до 33 тыс. движений головой и глазами в течение рабочей смены, считывая при этом от 8 до 18 тыс. знаков в час. Большие трудовые затраты оператора снижают через некоторое время качество и производительность его ра­боты, т. е. эффективность всей системы. Целью эргономики является не только уменьшение трудовых затрат оператора, но и в первую очередь по­вышение производительности и качества его труда за счет оптимизации его деятельности, совершенствования средств отображения информации, ор­ганов управления. Повысить эффективность труда оператора видеотерми­нала можно путем изменения соотношения яркости экрана и окружающего пространства от 3:1 до 5:1, увеличения минимальных размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижения силы удара по клавише до 25—150 г, уменьшения длины пробега клавиш до 1-4 мм и т.д.

Безопасность трудаявляетсявторой цельюэргономики. В соответ­ствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью пра­вовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К сис­теме техники безопасности относятся службы техники безопасности и про­изводственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специаль­но уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнерго-надзор, Госсаннадзор и др. Кроме них. эту работу ведут профсоюзы и со­стоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и кон­троля опирается на научно обоснованные, проверенные опытом техниче­ские требования, которые безусловно обеспечивают безопасность труда работников.

В последние годы распределение причин несчастных случаев в про­мышленности изменилось. Так, среди причин тяжелых несчастных случаев 22% приходятся на нарушения технологического процесса самими работни­ками, 19% - на грубое нарушение правил техники безопасности пострадав­шим, 16% - на плохую организацию рабочего места, 7% - на неисправность оборудования и 4,3% - на плохую обученность. Субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) начали доминировать над объективными (неисправности техники).

Деятельность человека-оператора стала столь сложна, что именно в ее организации и исполнении оказались сконцентрированными основные причины опасных ошибок, приводящих к травме. Во многих случаях деиствия человека-оператора являются опасными из-за невозможности их пра­вильного и своевременного выполнения, из-за того что при проектировании технических устройств не учитывался человеческий фактор.

Деятельность человека в СЧТС является таким же предметом изуче­ния и проектирования, как и ее техническая часть. Эргономист должен при­нимать во внимание: возможности психических процессов человека по приему, переработке информации и принятию правильного решения в кон­кретных условиях функционирования СЧТС; психические свойства и осо­бенности оператора, проявляющиеся в склонности к более или менее рис­кованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, эмоционального стресса, психической напряженности, монотонии и т. д.

Третьей цельюэргономики являетсяобеспечение условий для раз­вития личности трудящегося в процессе труда.Основным путем ее дос­тижения служит постепенное органическое соединение физического и ум­ственного труда в производственной деятельности. Оно включает:

- последовательное повышение содержательности труда всех про­филей, повышение его интеллектуальной насыщенности на основе совер­шенствования техники и технологии;

- повышение общеобразовательной и профессиональной подготовки работников;

- вовлечение трудящихся с учетом их знаний, интересов и склонно­стей в управление производством, общественными делами; создание оп­тимальных условий для сочетания профессионального труда с техническим творчеством в производственной и непроизводственной обстановке.

На достижение этой цели существенно влияет автоматизация произ­водства Чтобы избежать отрицательных социально-психологических и эко­номических последствий СЧТС, необходимо повышать объем интеллекту­альных, творческих операций при работе на ЭВМ, станках с числовым про­граммным управлением, в гибких производственных системах и т. п. в ре­зультате целенаправленной деятельности конструкторов и эргономистов. Последние должны исходить из того, что продуктом СЧТС являются не только детали и расчеты, но и сам человек-оператор, растущий и совер­шенствующийся в процессе труда Целью СЧТС является не только произ­водимая ею продукция, но и качества производящего ее человека.

Задачи.Рассмотренные выше цели эргономики определяют семь ее теоретических задач.

1. Разработка теоретических основ проектирования деятель­ности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации им техни­ческих систем и окружающей среды.На этапе становления эргономики в ней преобладали аналитические исследования, оценивавшие те или иные отдельно взятые технические устройства (и их элементы) с точки зрения их соответствия также отдельно взятым психологическим характеристикам человека. Реальная деятельность человека-оператора в этих исследовани­ях редуцировалась к элементарным реакциям, поэтому накопленные дан­ные имеют ограниченное значение. Позднее выяснилось, что на скорость обработки информации человеком влияют уровень его работоспособности, состояние, степень его тренированности, особенности мотивации и др. Это определило развитие «антропоцентрического подхода», т. е. подхода отчеловека к машине. Главным звеном при таком подходе становится про­ектирование деятельности человека-оператора. Проект деятельности вы­ступает как основа решения всех других задач, связанных с разработкой системы «человек—техника—среда»: от общей задачи определения ее принципиальной схемы до конкретных частных задач—выбора типа органов управления, оформления панелей и шкал приборов и т. п. В результате не человек рассматривается как простое звено, включенное в техническую систему, а машина - как звено, включенное в деятельность человека, поль­зуясь, которым оператор решает поставленные перед ним задачи.

2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с тех­ническими системами и окружающей средой, определяющих качество его деятельности.Единой теоретико-методологической концепцией инженер­ной психологии и эргономики является концепция человека-оператора, ко­торая реализуется в виде изучения закономерностей осуществления всех нервно-психических процессов в системе мозга как информационных.

В настоящее время изучены механизмы включения всех частных ин­формационных процессов в единую систему общего информационного процесса. Эмпирическим основанием «гипотезы включения», сформулиро­ванной А. А. Крыловым, послужили закономерности изменения времени. нужного для выполнения действий типа простой сенсомоторной реакции, в зависимости от временного интервала между сигналами. Примером эмпи­рической закономерности служит также «закон независимости», согласно которому вероятность точного слежения за многомерным стимулом равна произведению вероятностей точного слежения за каждым из его парамет­ров. Отсюда следует, что реакции на каждый из параметров не зависят друг от друга. Однако в ходе решения задачи и по мере тренировки на­блюдаются все большие отклонения от этого закона и субъект начинает отвечать на многомерный стимул единым координированным движением.

Исследователями установлено более 70 эмпирических зако­номерностей восприятия и переработки информации, выражающихся в различного рода зависимостях, например зависимости получения и пере­работки информации человеком - от ее количества; зависимости критиче­ской частоты слияния мельканий - от яркости знака, его конфигурации и уг­ловых размеров и др. Задача эргономистов на современном этапе состоит в систематизации этих закономерностей.

3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов дея­тельности в ней человека-оператора.К числу общих принципов относятся следующие принципы:

- системной эргономичности, которая состоит в том, что эргономиче­ское проектирование должно быть нацелено на достижение наивысших по­казателей эффективности СЧТС при одновременном соблюдении допусти­мых или оптимальных условий деятельности человека по социальным, пси­хологическим, физиологическим и медико-гигиеническим критериям;

- адаптивной эргономичности, заключающейся в том, что по мере развития и совершенствования информационно-программно-технических средств СЧТС эргономические требования должны пересматриваться в на­правлении улучшения их от допустимых к оптимальным;

- научной эргономичности, состоящей в том, что вопросы эргономи­ческого проектирования должны решаться на основе объективных количе­ственных оценок, получаемых на начальных стадиях эргономического про­ектирования путем расчетно-аналитических, модельных и экспертных оце­нок, проверяемых опытно-экспериментальным путем на последующих ста­диях;

- информационной эргономичности СЧТС, требующей, чтобы инфор­мация об объекте, обслуживаемом СЧТС, не только была полной, досто­верной, актуальной, т. е. соответствовала истинному состоянию объекта, но и представлялась в виде, удобном для принятия решения человеком;

- программно-интеллектуальной эргономичности, обеспечивающей устойчивую тенденцию разумного освобождения человека от рутинных функций, т. е. монотонных, утомительных, нетворческих операций, и созда­ния условий для максимальной реализации творческого потенциала чело­века, усиленного интеллектуальными возможностями программного обес­печения, что будет способствовать формированию и развитию личности оператора.

Эти общие принципы в совокупности представляют основу концепции эргономического проектирования.

Конкретные принципы непосредственно связаны с работой человека-оператора. К ним относятся:

- принцип соответствия функций, первое условие которого - родство однопорядковых элементов - оказывается несостоятельным, так как чело­век и технические звенья являются разнопорядковыми элементами; второе условие соответствия - общность свойств элементов и свойств системы -выполняется полностью, но только в том смысле, что и оператор, и техни­ческие устройства способны к осуществлению информационного процесса:

- принцип актуализации функций, позволяющий рассматривать орга­низацию СЧТС как непрерывный процесс становления функций, в котором система приобретает все новые свойства и все больше свойств становится функциями' системы. Этот принцип справедлив для периода, когда обуче­ние и тренировка оператора еще не закончены;

- принцип сосредоточения функций, полностью проявляющийся в ор­ганизации информационного процесса и в звене «человек—оператор», и в целом СЧТС. Этот принцип отражает иерархию процесса, зависимость осуществления функций более общего уровня от реализации функций ме­нее общего уровня;

- принцип лабилизации функций, отражающий возможность перехода живой системы на качественно новый уровень за счет изменения отноше­ния устойчивости структуры к подвижности функции. Этот принцип связан с изменением взаимодействия элементов информационного процесса в пе­риод обучения и тренировки оператора вследствие нахождения им новых способов решения оперативных задач;

- принцип стабилизации функций, означающий, что все свойства ин­формационной системы существуют в качестве функций, реализация кото­рых упорядочена во времени и в пространстве;

- принцип компенсации функций, обусловливающий возможность пе­редачи функций вышедших из строя технических устройств и элементов СЧТС, неспособных к самовосстановлению, человеку;

- принцип активизации информационных функций, означающий, что в СЧТС активизация информационных функций осуществляется за счет ак­тивного по своей природе поведения самого человека-оператора и за счет введения человеком определенных программ в информационный процесс технической подсистемы.

4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда человека и связанных с ним технических систем, факторов внешней сре­ды.Известно, что автоматизация меняет взаимоотношения человека и тех­ники в процессе трудовой деятельности. Человек, непосредственно осуще­ствлявший раньше технологический процесс, становится его регулировщи­ком, наладчиком, программистом. В связи с этим повышаются требования к квалификации и интеллектуальной подготовке кадров; увеличивается доля высококвалифицированных рабочих и специалистов, занятых обслужива­нием автоматической техники и технологии; растет производительность труда. Высвобождающиеся трудовые ресурсы «перекачиваются» в другие сферы человеческой деятельности.

Ученые высказывают мнение о том, что массовая компьютеризация обучения, труда и быта может изменить свойства интеллекта, сделать человека рациональнее, сузить его духовный мир, привести к переоценке нравственных ценностей. Но до сих пор не установлена точно возможность таких изменений в психологии человека, мера влияния на нее существую­щих моделей взаимодействия с компьютерами, отсутствуют рекомендации по проектированию деятельности человека в роботизированных системах.

Недостаточная эффективность эргономического прогнозирования приводит к тому, что упускаются из виду психологические проблемы, свя­занные как с организацией непосредственного взаимодействия человека с ЭВМ, так и с внедрением средств автоматизации в уже сложившиеся орга­низационные структуры человеческой деятельности. Очевидна необходи­мость разработки специальных эргономических мероприятий по пре­одолению психологического барьера человека при общении с машиной, по улучшению профессиональной подготовки пользователей и пообеспечению их творческих потребностей.

5. Создание методов исследования, проектирования и экс­плуатации СЧТС, обеспечивающих ее безопасность, эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека.В настоящее время более 90% аварий СЧТС происходит вследствие ошибочных дейст­вий человека. Причиной этого является то, что совершенствование техни­ческого звена системы идет быстрее, чем решение вопросов, связанных с человеческим фактором. В то же время резервы той составляющей общей эффективности, которая определяется совершенствованием технических средств автоматизированных систем, уже значительно исчерпаны. Повы­шение же эффективности СЧТС за счет организации оптимального взаимо­действия технического звена системы и человека-оператора, взаимодейст­вия между отдельными операторами таит в себе существенные резервы.

Решение указанной задачи требует создания соответствующих мето­дов, одним из которых является метод структурно-алгоритмического анали­за и синтеза деятельности. Процедуру структурно-алгоритмического моде­лирования условно можно расчленить на три этапа.

Первый этап - структурный анализ. Основная цель его состоит в вы­делении по возможности непротиворечивым и удобным образом структур­ных уровней коллективной и индивидуальной деятельности, режимов рабо­ты и задач, решаемых оператором. Для этого проводятся операции по: 1) выделению круга обязанностей каждого из операторов, 2) выделению ре­жимов работы, 3) выделению подмножеств задач для каждого режима и каждого оператора.

Второй этап - алгоритмизация. Основной его целью является получе­ние в матричной и графической форме вероятностных алгоритмов для множества задач, предписываемых операторам. Процедура этапа состоит из следующих операций: 1) построения алгоритма задачи в форме графа Бержа, 2) перечисления реализации алгоритма, 3) взвешивания реализа­ции (построения вероятностного алгоритма), 4) нормирования графа алго­ритма.-

Третий этап - структурно-алгоритмический синтез. Основная цель его заключается в синтезе алгоритмических структур, образованных совокупностью последовательно выполняемых алгоритмов задачи. Соответственно осуществляются операции по: 1) синтезу структуры режима работы, 2) син­тезу структуры индивидуальной деятельности, 3) синтезу структуры кол­лективной деятельности, 4) симметризации и ранжированию матриц, опи­сывающих структуры деятельности.

Такое моделирование, развернутое для конкретной ситуации, позво­ляет интерпретировать в виде, удобном для инженерного решения, задачу компоновки оборудования на постах централизованного контроля и управ­ления.

6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания и метода.Наличие предельно ши­роких понятий, отображающих наиболее общие, существенные свойства, признаки, отношения предмета исследования, является обязательным ус­ловием существования любой области знания. Без них невозможны систе­матизация и классификация полученного материала. Из более чем 200 по­нятий, используемых в эргономике, согласованными и общепринятыми яв­ляются только 50 категорий. В эргономике разработка, обсуждение и приня­тие ее основных категорий осуществляются в форме создания ГОСТов. Стандартизация инженерно-психологических норм и требований является одним из наиболее эффективных путей внедрения достижений инженерной психологии в практику промышленного производства.

7. Поиск, обнаружение и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.В результате исследований эргономистов накоп­лено большое количество сведений о психологических и психофизиологи­ческих характеристиках человека, на которых базируются инженерно-психологические требования к техническим устройствам, окружающей сре­де. Эти сведения организуются в виде различного рода «банков данных», предназначенных для специалистов, непосредственно занятых созданием СЧТС. Справочники по эргономике и инженерной психологии содержат тщательно проверенные количественные показатели психофизиологиче­ских возможностей и особенностей человека и различные зависимости ме­жду ними, которые необходимо использовать в проектировании, создании и оценке машин, оборудования, производственной среды, систем управле­ния, промышленных изделий.

Теоретические исследования в эргономике сопряжены с решением практических задач, к которым относятся:

1. Эргономическое обеспечение проектирования СЧТС, состоящее из анализа трудовой деятельности оператора, распределения функций между человеком и машиной, прогнозирования численности обслуживающего пер­сонала, учета факторов среды, определения социально-экономической эффективности новой СЧТС.

2. Разработка эргономических основ эксплуатации СЧТС, направлен­ных на достижение социальной однородности труда, создание условий, при которых обеспечиваются развитие личности оператора, сохранение его здоровья и максимальная производительность труда.

3. Эргономическая оценка качества СЧТС, состоящая из установле­ния эргономических требований к объекту, его параметров, эргономических показателей и их оценки и приводящая к установлению эргономического уровня качества объекта с последующим решением в случае необходимо­сти об улучшении качества, выборе другого варианта и т. д.

Предмет эргономики.Предметом эргономики является трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими систе­мами и в условиях существенного влияния на него факторов внешней сре­ды.

Инженерно-психологическое определение деятельности как процесса достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящего из упорядоченной совокупности действий, позволяет установить этапы деятельности опера­тора, их содержание, выполняемые при этом действия и факторы, влияю­щие на ее успешность

В инженерной психологии один из научных подходов к пониманию деятельности базируется на том, что деятельность исходит из определен­ных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив - цель» - это своего рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в процессе ее вы­полнения. Основой мотива является потребность человека, т. е. его объек­тивная необходимость в пище, энергии, информации, движении. В потреб­ностях заключены «пружины» человеческой деятельности, мотив - это форма субъективного отражения потребностей. Сформированный вектор «мотив - цель» реализуется в деятельности. Цель как бы связывает соци­ально-психологические и процессуальные аспекты деятельности. Цель как регулятор деятельности - это идеальный, или мысленно представляемый. ее результат, т. е. то, чего еще реально нет, но что должно быть получено в итоге деятельности.

Инженерной психологией упорядочены и последовательно опреде­лены, исходя из категории движения, семантические эквиваленты понятия «деятельность». Они образуют такой ряд:

- активность как самодвижение;

- жизнедеятельность как биологическая, белковая активность;

- деятельность как целесообразная жизнедеятельность;

- человеческая деятельность как сознательная деятельность;

- трудовая деятельность, или труд, как производящая стоимость че­ловеческая деятельность;

- профессиональная деятельность, или профессиональный труд, как трудовая деятельность (труд), производящая стоимость в особой потреби­тельной форме, требующая специальной квалификации;

- операторская деятельность как профессиональная деятельность, технически оснащенная для дистанционного контроля и управления пред­метом, средствами труда и самим трудом.

Отсюда следует инженерно-психологическая трактовка трудовой дея­тельности: любой труд в условиях комплексной механизации и автоматизации является либо становится профессиональным трудом операторского типа.

Основным объектом эргономики является система «человек-техника-среда». В инженерной психологии изучают систему «человек-машина», т. е. систему, состоящую из человека-оператора и машины, посредством кото­рой оператор осуществляет трудовую деятельность; эргономика исследует еще и факторы внешней (физической, химической и социальной) среды, существенно влияющие на эффективность деятельности СЧТС. Под «человеком-оператором» в эргономике понимается человек, осуществляю­щий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информацион­ной модели и органов управления. Информационная модель - это органи­зованное в соответствии с определенной системой правил отображение состояний предмета труда, СЧТС, внешней среды и способов воздействия на них. На основе восприятия информационной модели в сознании опера­тора формируется образ состояния управляемогообъекта. Вся совокуп­ность представлений человека-оператора о целях и задачах трудовой дея­тельности и состояниях предмета труда СЧМ, внешней среды и способах воздействия на них называется концептуальной моделью.

На прием и переработку информации человеком-оператором могут влиять такие факторы внешней (рабочей) среды, как температурные усло­вия, шум и вибрация, освещенность, изменения внешнего давления, уско­рения, изменения газового состава воздуха, электромагнитные излучения. Они могут резко изменять соматическое и психическое состояние работни­ка, а следовательно снижать эффективность его деятельности вплоть до проявлений неадекватного поведения. Не менее важно и влияние социаль­ной среды, в которой работает человек. Социальная среда действует на. оператора через характер межличностных отношений в коллективе, группе, сплоченность персонала СЧТС.

Главной функцией человека в СЧМ является прием, переработка ин­формации, а также выполнение соответствующих операций с помощью управляющих устройств.

Методы.Применяемые в эргономике методы сложились в психоло­гии, физиологии, гигиене и охране труда, функциональной анатомии, со­циологии. Задачей эргономики является их координация на основе систем­ного подхода. Среди психологических методов различают инженерно-психологические, психофизиологические и персонологические, математи­ческие методы и методы моделирования.

Инженерно-психологические методы предназначены для ис­следования рабочего процесса и работы оператора, функционирования СЧТС, оценки деятельности оператора, анализа его ошибок и факторов внешней среды, для проектирования деятельности.

Психофизиологические и персонологические методы позволяют ис­следовать организацию психофизиологических функций организма челове­ка-оператора в процессе деятельности, оценивать и контролировать его функциональное состояние, работоспособность, надежность и эффектив­ность деятельности, особенности проявлений его личности и индивидуаль­ности. С помощью этих методов исследователи пытаются понять, каким образом мозгу удается скоординировать все сложнейшие процессы, лежа­щие в основе управляющих действий оператора и необходимые для под­держания его жизнедеятельности и развития личности.

Математические методы применяются для формализованного описа­ния и построения моделей деятельности оператора. Наиболее часто для построения моделей применяют следующие теории: информации, массово­го обслуживания, автоматического управления, автоматов, статистических решений.

Методы моделирования включают предметное, предметно-математическое, знаковое и математическое моделирование. Например, предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей основ­ные геометрические, физические, динамические и функциональные харак­теристики «оригинала». Различают статические и функциональные макеты. Первые - это как правило, трехмерные, выполненные в натуральную вели­чину модели оборудования и его отдельных блоков, которые подвергают испытаниям: а) для решения задач организации рабочего места; б) для проверки размещения органов управления; в) для проверки точности и ско­рости считывания показаний приборов: г) для определения доступности то­чек проверки, испытаний, регулировки в процессе технического обслужива­ния оборудования. Функциональный макет представляет модель оборудо­вания в натуральную величину, которая в отличие от статического макета может воспроизводить реальное функционирование аппаратуры в режимах ручного и автоматического управления. Он может быть использован для изучения трудовой деятельности оператора в имитированных условиях ра­боты с целью сравнения альтернативных вариантов конструкции.

Идеи системного подхода как одной из ведущих современных обще­научных ориентации определяют многие исходные установки и теоретиче­ские положения эргономики. В их числе - стремление к целостному рас­смотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рас­смотрения, тенденция к синтезу различных аспектов исследования, стрем­ление выявить возможные последствия деятельности человека.

Системная организация должна соответствовать следующим допущениям:

1. Система построена по принципу иерархии, т. е. система более низ­кого порядка встроена в систему более высокого порядка и т.д., и выходной эффект (отдача) системы более низкого порядка воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс.

2. Система целенаправленна. В частности, системы, с которыми взаимодействует человек, целенаправленны, поскольку являются конструкциями, т. е. искусственно созданы человеком. При этом цель служит от­правной точкой для разработки СЧТС: цель определяет деятельность соз­дателей и эксплуатационников СЧТС; цель позволяет «судить», правильно ли работает СЧТС.

3. Каждый элемент системы подчинен общей цели.

4. Каждый элемент системы оказывает влияние на все другие эле­менты.

5. Выходные эффекты отдельных элементов преобразуются в вы­ходной эффект системы.

6. Измерение, оценка, обратная связь являются неотъемлемыми элементами системной организации. Так, если цель СЧТС определена и особенно если она определена количественно, то эта цель устанавливаем эталон рабочих характеристик, которого нужно достигнуть.

studfiles.net

Эргономика: стандарты, терминология, требования к специалистам

Эргономика: стандарты, терминология, требования к специалистам

Есть такое выражение: «О чем бы мы не говорили, мы всегда говорим о деньгах». Любая наука становится востребованной при наличии экономического интереса к ее постулатам.  С помощью эргономики должны быть обеспечены безошибочные действия человека-оператора в производственной среде. Ошибки пилота летательного аппарата, оператора энергетической установки, даже домохозяйки, управляющих современными техническими средствами, как правило, заканчиваются трагически и цена их велика. К ошибкам чаще всего приводят перегрузка и недостаточная подготовка операторов, а также неверно разработанная информационная модель (ИМ) объекта управления, реализованная на неоптимальных  технических средствах деятельности (ТСД).

В настоящее время существует множество нормативных документов в области эргономики. При этом трудно назвать хотя бы несколько из них, которые можно было бы непосредственно использовать при разработке изделий. За исключением, пожалуй, стандартов в области конструктивов пультов управления, антропометрии и обитаемости.  Не решены в достаточной степени вопросы разработки оптимальной информационной модели объекта управления, обеспечивающей оператора актуальными данными для решения конкретных задач. Как правило, на видеомониторы выводятся, «на всякий случай» множество избыточных данных в различных форматах, с различными единицами измерения, вперемешку с графической информацией, в разных областях экрана. Оператор вынужден самостоятельно выделять наиболее важные данные, заниматься их перекодированием и структурированием. ИМ для разных режимов тоже отличаются организацией представления данных. Хотя режимы зачастую схожи. В итоге только опытный оператор способен быстро и безошибочно принимать решения и действовать в таких условиях. Для устранения указанных недостатков необходимо определить  нормативные значения  для основных эргономических характеристик изделий и разработать комплексную систему проверки и оценки эргономичности изделий. Это позволит в процессе разработки изделий  согласовать возможности человека-оператора (антропометрические, психофизиологические, профессиональноважные) с ИМ объекта управления и ТСД (пультом управления (ПУ), средствами отображения информации (СОИ) и органами управления (ОУ)).

В процессе эргономического проектирования изделий необходимо последовательно выполнить следующие основные работы:

— Анализ задач с целью определения объёма, темпа предоставления данных, их вида, а также допустимого времени решения.

— Анализ структуры алгоритмов деятельности оператора с целью определения типа и количества выполняемых действий: моторных, сенсорных, мыслительных.

— Определение напряженности деятельности оператора.

— Оптимизация, при необходимости, ИМ и алгоритмов, в случае, если  будет установлено, что оператор перегружен.

— Детальная разработка  ИМ (форма, количество, способы кодирования, скорость предоставления данных).

— Выбор и комплектование ТСД (архитектоника рабочего места (РМ), размеры ПУ, компоновка СОИ и ОУ на ПУ, технические характеристики СОИ (количество отображаемых цветов, скорость обработки и предоставления информации)  и ОУ (форма, величина усилий, время реакции и др.) с учетом условий обитаемости (параметры воздуха, полей и др.) и требований технической эстетики (ТЭ) в части топологии РМ, ПУ, ИМ, дизайнерских и цветовых решений, конструкции кресла оператора.

— Определение комплексного критерия эргономичности изделия.

— Испытание изделия в реальной обстановке, регистрация ошибок оператора и выявление их причин.

После устранения причин ошибок изделие передать для эксплуатации.

На этапе эксплуатации изделия контролировать отказы  и выявлять наличие и причины ошибок оператора.  Причины, приводящие к ошибкам человека-оператора должны быть устранены в процессе модернизации изделия или  при разработке перспективных изделий.

Специалист по эргономике должен быть един в четырех лицах:

— знать особенности условий профессиональной деятельности человека-оператора;

— знать возможности человека, в том числе с учетом его индивидуальности;

— уметь конструировать РМ, ИМ, ТСД;

— разрабатывать программы и методики испытаний изделий,  проводить испытания и выявлять причины отказов изделий и ошибок операторов.

Порядок эргономического обеспечения разработки, эксплуатации, модернизации и утилизации изделий 

Эргономическое обеспечение (ЭО) разработки изделий на стадии разработки технического задания (ТЗ) заключается в согласовании требований к организации  деятельности человека-оператора,   к распределению функций между человеком и «машиной», алгоритмам работы операторов, техническим средствам деятельности и их технической эстетике, а также к содержанию эргономической экспертизы изделия на различных этапах жизненного цикла.

Пример типовых формулировок:

N1.N2 Требования по эргономике и технической эстетике

N1.N2.N3 Изделие должно обеспечивать безошибочную деятельность операторов.

N1.N2.N3+1 Количество операторов ……….. Режим труда и отдыха операторов…….

N1.N2.N3+2 Режимы работы изделия… (например: основной, аварийный, учебно-тренировочный.) Задачи… (Перечень, допустимое время решения. Объемы и  темп  предоставления данных.) Порядок работы оператора в целом и при решении каждой задачи.

N1.N2.N3+3 Профессиональноважные качества и уровень подготовки операторов……….(например, время реакции не меньше ……., различение цветов……, знать основы профессии, знать вычислительную технику и основы программирования, пройти ремонтную подготовку и др.)

N1.N2.N3+4 Информационная модель. Типы видеокадров ….(например, интегрированный, режимные, мнемосхема для автоматизированного контроля, тактический, справочные и др.) Унифицикация. Применяемые алфавиты: символы, графика, мнемознаки, ………….., звуки. Язык. Тип кодирования: цветом, частотой, изменением размера и др. Подсказки.

N1.N2.N3+5 Организация деятельности оператора…(например, включение, подготовка к работе, работа, поиск неисправностей и восстановление работоспособности, подготовка к отключению, отключение.) Алгоритм : структура, унифицикация.

N1.N2.N3+6  Технические средства деятельности. ПУ (конструктив, габариты, режим работы «сидя»), СОИ (размеры, форма, количество, тип,  расположение, способы управления), ОУ (количество, тип, расположение, размеры, форма, способы управления, усилия).

N1.N2.N3+7  Обитаемость: воздух, поля и др.

N1.N2.N3+8 Требования по технической эстетике. Требования по топологии РМ: взаимное расположение панелей управления, средств звуковой сигнализации и кресла оператора; взаимное расположение СОИ и ОУ на ПУ, зоны обзора и досягаемости; взаимное расположение органов управления и областей представления графической и знаковой информации на видеомониторе (видеомониторах). Требования по дизайнерским и цветовым решениям.

N1.N2.N3+9 Эргономическая экспертиза (ЭЭ). На стадии эскизного проекта (ЭП) произвести оценку структуры изделия и определить количество автоматизированных рабочих мест (АРМ) и операторов; на стадии технического проекта (ТП) оценить ИМ, ТСД, качество решения вопросов ТЭ; на стадии рабочего проекта (РП) и изготовления проконтролировать  соответствие эргономических показателей изделия, согласованных на стадии ТП; на этапах приемо-сдаточных (ПСИ) заводских стендовых испытаниях проверить алгоритмы по отдельным режимам и при имитации реальной работы,  нагрузку, утомляемость, безошибочность действий оператора; при испытаниях в реальных условиях провести экспертизу изделия на наличие и  количество  ошибок оператора и влияние на них  структуры изделия (организации управления), распределения функций между человеком-оператором и «машиной», напряженности деятельности, алгоритмов, ИМ, ТСД, ТЭ и профессионально важных показателей и уровня подготовки операторов.

N1.N2.N3+10  Отчетные документы: «Программа эргономического обеспечения разработки изделия», «Программа и методики эргономической экспертизы», разделы пояснительных записок (ПЗ) на этапах эскизного и технического проектов, «Альбом видеокадров», протоколы испытаний и акты по результатам экспертиз.

Эргономические работы  на стадии разработки эскизного проекта (ЭП) заключаются в разработке и обосновании структуры изделия, определении количества автоматизированных рабочих мест, взаимосвязей между ними и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должна быть разработана «Программа эргономического обеспечения разработки изделия» и «Программа и методики эргономической экспертизы». Должна быть проведена ЭЭ структуры изделия.

Эргономические работы  на стадии разработки технического проекта (ТП) заключаются в разработке и обосновании ИМ, алгоритмов, ТСД и оформлении соответствующего раздела пояснительной записки. Должен быть разработан «Альбом видеокадров», «Таблица возможных значений параметров и видов графической информации» и программа-просмотрщик для моделирования ИМ в динамике и имитации работы режимов  изделия. Должна быть проведена  ЭЭ  ИМ, ТСД, ПВК и уровня подготовки операторов.

Эргономические работы на стадии разработки рабочего проекта (РП) и изготовления  заключаются в контроле соответствия перечня и значений эргономических показателей (ЭП) изготавливаемого изделия с ЭП, согласованными на стадии ТП. Должна быть проведена ЭЭ ИМ, ТСД и ТЭ.

Эргономические работы на стадии приемо-сдаточных испытаний заключаются в проведении  ЭЭ  и выявлении наличия, количества и причин ошибок.

Во время эксплуатации проводят анализ деятельности и выявление эргономических недостатков.

В момент утилизации оценивают демонтируемость.

holland-bay.ru

Глава 7: Эргономичные алгоритмы

Мне сказал Алеха. На ошибках мы горим! — Непонятный алгоритм — Это очень плохо.

Мы ошибки победим! Надо сделать вот чего — Надо сделать алгоритм Ясным и доходчивым!

Юрий Примашев

Визуальная проверка алгоритмов

При решении сложных задач, таких как предсказание погоды, управление войсками, управление большой электростанцией или нефтехимическим заводом, приходится создавать крупномасштабные алгоритмы, насчитывающие сотни тысяч и даже миллионы команд. Практика показывает: чем крупнее алгоритмы, тем больше в них ошибок, тем сложнее их найти. Исправлять ошибки в огромных и сложных алгоритмах — трудное и дорогостоящее занятие, причем цена ошибки тем выше, чем позже она обнаружена.

Наименьший ущерб приносят ошибки, которые удается обнаружить сразу, до генерации кода и исполнения программы на компьютере — в ходе мозговой или, что одно и то же, визуальной проверки. Проверка называется мозговой, если главная работа по поиску ошибок выпол­няется благодаря интеллектуальным усилиям человека, а компьютер играет хотя и важную, но вспомогательную роль. При такой проверке человек тщательно изучает компьютерные чертежи спецификаций и алгоритмов, представленные на бумаге или экране.

Мозговую проверку, как и любую другую деятельность, нужно грамотно проектировать. Критерием ее эффективности служит минимизация средних интеллектуальных усилий мозга, затрачиваемых на выявление одной ошибки. Нейронная конструкция мозга такова, что он может эффективно проводить визуальную проверку отнюдь не при любых условиях, а только в том случае, если проверяемые чертежи обладают высоким когнитивным качеством. Чтобы минимизировать удельные интеллектуальные усилия, необходимо, чтобы когни­тивно-значимые характеристики чертежей были хорошо согласованыс конструктивными характеристиками мозга. Это значит, что спецификации и алгоритмы должны быть специально приспособлены для быстрой и надежной проверки, для легкого и вместе с тем глубокого понимания.

Что такое эргономичный алгоритм?

В связи с этим полезно ввести понятие эргономичный алгоритм, т. е.алгоритм, удовлетворяющий критерию сверхвысокой понимаемости. Преимущество эргономичных алгоритмов в том, что они намного понятнее, яснее, нагляднее и доходчивее, чем обычные. Если алгоритм непонятный, в нем трудно или даже невозможно заметить затаившуюся ошибку. И наоборот, чем понятнее алгоритм, тем легче найти дефект.Поэтому более понятный, эргономичный алгоритм намного лучше обычного. Лучше в том смысле, что он облегчает выявление ошибок, а это очень важно. Ведь чем больше ошибок удастся обнаружить при визуальной проверке, тем больше вероятность, что вновь созданныйалгоритм окажется правильным, безошибочным, надежным. Кроме того, эргономичные алгоритмы удобнее для изучения, их проще объяснить другому человеку.

В предыдущей главе мы рассмотрели несколько способов, позволяющих улучшить эргономические характеристики алгоритмов. В этой главе, продолжая тему, попытаемся ответить на вопрос: можно ли повысить эргономичность алгоритмов, используя формальныйметод эквивалентных преобразований?

Для этого понадобится особый понятийный аппарат, заметно отличающийся от того, которым обычно пользуются программисты, так как традиционные понятия плохо приспособлены для решения проблемы понимания и совершенно не учитывают специфику визуальных образов.

studfiles.net