Тема урока: Этапы создания изделий из древесины. Класс: 5. Изготовление детали из древесины начинается


Урок на тему "Последовательность изготовления деталей из древесины" 5 класс.

5 класс

Тема урока: Последовательность изготовления деталей из древесины.

Оборудование: Технологическая карта. Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко, верстак, линейка, карандаш, рубанок, деревянная заготовка

Планируемые результаты

  1. Предметные - учащиеся научатся выполнять последовательность составления технологической карты по выданному учителем образцу детали. Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные – что такое технологическая карта и технологический процесс?

  2. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия: Производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта, технолог.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Готовность учащихся к уроку. Ввод в мастерскую.

  1. Повторение пройденного материала.

  • Для чего выполняют разметку?

  • Какими инструментами производят разметку заготовок из древесины?

  • Каково назначение базовой линии, поверхности?

  • В чем смысл применения шаблона при разметке?

  • Как с помощью столярного угольника перевести ри­ску на соседнюю грань заготовки?

  • В чем заключается смысл пиления древесины?

  • Как правильно выбрать пилу для работы? Пояснитепримерами.

  • Для чего разводят зубья пилы?

  • Почему для пиления влажной древесины разводзубьев должен быть больше, чем для пиления сухой?

  • Чем удобны стусла?

Изложение программного материала.

В школьных мастерских изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие опреде­ленное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т. е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древеси­на, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты. Рабочие инструменты предназначе­ны для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления — устройства, которые облегчают работу. Напри­мер, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т. е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удале­нию при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособле­ния.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты , т. е. документа, в котором указана последователь­ность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспо­собления, необходимые для выполнения данной операции. Пра­вильно составить технологическую карту — значит выбрать наибо­лее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т. е. мате­риала (доска, брусок, фанера и т. п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т. е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

  1. Практическая часть.

Учащиеся тренируются в составлении плана на изготовление деревянной указки.

План работы по изготовлению изделия обычно пре­дусматривает следующие действия:

  1. Определить по образцу или графической докумен­тации формы и размеры изделия.

  2. Выбрать материал для изделия и подготовить за­готовку с учетом припуска на обработку.

Заготовка — это материал, из которого путем обра­ботки получают готовую деталь.

Припуск на обработку — это часть материала, подле­жащая удалению.

  1. Выбрать оборудование, приспособления, инстру­менты, необходимые для работы.

  2. Продумать последовательность действий от нача­ла работы до получения готовой детали и изделия.

При выполнении работы необходимо строго соблю­дать меры безопасности и правила пользования инстру­ментами.

Изготовление изделия.

  1. Текущий инструктаж.

Учитель следит за правильностью выполнения операции по изготовлению изделия. Исправляет типичные ошибки.

  1. Закрепление пройденного материала.

  • Для чего необходимо планировать работу по изготов­лению изделий?

  • Для каких целей используются технологические карты?

  • Для чего нужны припуски на обработку?

  • К чему может привести нарушение последователь­ности выполнения операций при изготовлении из­делия?

  1. Заключительная часть.

Окончание выполнение работы. Указания на сделанные ошибки.

Сравнение работ учеников .Самооценка своих работ.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

infourok.ru

5. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Таблица 2. Технологическая карта

Изготовление кухонной разделочной доски

№ п/п

Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1

Выбрать заготовку из доски  или  фанеры толщиной 10...12 мм и разметить контур изделия по шаблону

Шаблон, карандаш
2

Выпилить контур изделия

 

Ножовка, столярный верстак
3 Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие Шило, сверло, коловорот или дрель
4 Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

 

Сайт управляется системой uCoz

berezaklim.ru

Этапы создания изделий из древесины

Сценарии урока

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

Тема урока: Этапы создания изделий из древесины.

Класс: 5

Трудовое задание (объект труда): составление технологической карты.

Время работы: 45 минут

Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия:

1. Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины.

2. Ознакомить учащихся с тем, что такое «брак».

3. Рассказать учащимся, что называют технологическим переходом.

4. Рассказать учащимся, для каких целей служат технологические карты.

5. Ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы.

Развивающие цели урока: учащиеся должны овладеть следующими видами действий:

1. Уметь делить процесс создания изделия из древесины на этапы.

2. Уметь владеть понятием «брак».

3. Учиться соблюдать технологический переход.

4. Уметь составлять технологические карты.

5. Уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что:

1. Что важно научиться процессу изготовления изделия из древесины на этапы.

2. Что необходимо иметь представление о том, что такое «брак».

3. Что при создании изделия нужно соблюдать технологический переход.

4. Что необходимо составлять технологические карты.

5. Что важно уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Оборудование:

- линейка;

- карандаш;

- режущие инструменты;

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

Место проведения: Учебные классы.

План урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

Мотивационный этап.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие.

Тема и цели урока .

Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана.

Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту.

Этап актуализации знаний.

Вопрос: Кто знает, что такое «брак»?

Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»?

Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь.

Изучение нового материала.

Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.

Вопрос: Что называют «сборкой»?

Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»?

Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие.

Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций).

Вопрос: Что называют «технологическим переходом»?

Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.

Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении.

Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.

Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты.

Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия?

Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки.

Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску?

Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.

Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?

Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.

Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.

Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски?

Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки и углов.

Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1.

Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий.

1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.

2. Пользуясь таблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.

3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.

Домашнее задание.

Прочитать и изучить §8. Стр. 38 – 40. Ответить на вопросы в конце параграфа и разработать технологическую карту на изготовление своей детали.

Подведение итогов урока.

Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.

Спасибо за внимание…

Таблица 1

Технологическая карта

Изготовление кухонной разделочной доски

mirznanii.com

Секреты изготовления плотных соединений из дерева

Изготовление плотных соединений из дерева

Плотные соединения изделий из дерева начинаются с аккуратной и точной разметки. Это особенно важно, если вы изготавливаете соединения вручную и линии разметки служат ориентирами для инструментов. Точность механической обработки зависит от аккуратной настройки упоров, стопоров, вылета и наклона пильных дисков и фрез. Далее описаны шаги, которые помогут добиться великолепных результатов. Для этого не требуется уникальное оборудование, но следует выбирать инструменты, которые гарантируют аккуратность и эффективность. Кроме того, выработайте привычку соблюдать следующие правила при измерениях и разметке.

 

 

  • Пользуйтесь точными инструментами. Например, старайтесь, если возможно, в большинстве случаев применять точную стальную линейку вместо рулетки с гибкой лентой. Хорошие инструменты стоят дороже, но они прослужат вам в течение всей жизни.
  • Постоянство — залог успеха. На протяжении всей работы над проектом пользуйтесь одними и теми же измерительными инструментами, чтобы избежать небольших неточностей, влияющих на качество соединений. Например, отметки 300 мм на двух линейках могут не совпадать.
  • Главное — результат, а не измерения. В большинстве случаев следует избегать измерений, когда можно использовать для разметки смежной детали уже готовую деталь с элементами соединения. Например, сделав шипы на передней стенке ящика, разметьте с их помощью «ласточкины хвосты» на заготовках боковых стенок.
  • Применяйте правильные приемы разметки и правильные инструменты. С хорошими разметочными и измерительными инструментами проще добиться необходимой точности.

Не всегда удается точно выровнять конец линейки с торцом заготовки, поэтому в такой ситуации лучше, как говорят, пожертвовать нулем. Совместите с торцом следующее порядковое деление и отметьте размер в соответствии с ним.

Чтобы провести тонкую линию параллельно грани заготовки, используйте рейсмус. Показана разметка контура гнезда на стойке после определения положения конца перекладины

Острый нож оставляет тончайшую линию, обеспечивая высокую точность разметки. В некоторых случаях углубленная линия становится также стартовой позицией для стамески

Когда нужно измерить толщину заготовки и пазового диска или ширину паза, электронный штангенциркуль избавит от ошибки, показывая точный размер

Убедиться, что упоры станка установлены точно под углом 90°, можно с помощью стального угольника

 

Станки и электроинструменты обеспечат великолепные результаты только при условии их правильной настройки и регулировки. На этой странице показаны основные особенности настройки трех машин, главных для большинства мастерских: пильного и строгально-фуговального станков, а также фрезерного стола. Подготовив их к работе, помните следующие правила.

  • Прежде всего, сделайте заготовки одинаковой толщины. Начинайте работу над любым проектом с обработки всех заготовок до одной и той же толщины. Любые различия в толщине затрудняют получение аккуратных соединений и вызывают необходимость в дополнительной подгонке шлифовке и циклевании.
  • Разумный подход. Длинные доски неудобно обрабатывать, поэтому лучше сразу раскроить их на заготовки с небольшим припуском, с которыми проще управляться, добиваясь необходимой точности.
  • Проверяйте размеры дважды. Реальная толщина плитных и листовых материалов, как правило, отличается от номинальной, поэтому для их измерения следует использовать штангенциркуль. Только после этого выпиливайте пазы, шпунты и фальцы соответствующей ширины.

 

 

Прежде чем что-то пилить, проверьте параллельность диска пазам в столе, настройте поперечный (угловой) упор на угол 90°, а затем установите продольный упор параллельно диску. При продольном пилении используйте прижимную гребенку, удерживающую заготовку плотно прижатой к продольному упору.

Настройка пильного станка

Выровняйте задний стол с высшей точкой траектории режущих кромок ножей, как показано на рисунке справа. Затем с помощью проверенного угольника убедитесь, что продольный упор установлен точно под прямым углом к заднему столу. Чтобы добиться отличного результата, при строгании всегда прижимайте заготовку к упору. Медленно подавайте доску на вращающуюся ножевую головку. Когда передний конец доски пройдет над ножами, сместите вперед место приложения прижимного усилия, чтобы доска прижималась к заднему столу. Для получения хорошего результата отрегулируйте задний стол и продольный упор.

Настройка строгального станка

Планируйте выполнение большей части фрезерных работ за несколько проходов, настроив упор на окончательную высоту или ширину для последнего прохода. Фиксируйте положение фрезера после каждого изменения вылета фрезы. При выборке пазов, шпунтов, фальцев и других элементов соединений используйте прижимы, подобные показанной здесь прижимной гребенке. Нетрудно сделать самому, для этого не потребуется много материала.

Подготовка фрезерного стола

 

Вне зависимости от того, сколько соединений требуется изготовить на станке, после каждого изменения настроек всегда делайте пробные проходы и образцы соединений, используя обрезки. Регулировку следует продолжать до достижения плотной сборки пробного соединения и только после этого приступить к обработке деталей проекта. Но несмотря на все ваши старания, порой можно обнаружить несовершенство в соединениях. Опилки на пильном столе или незаметное коробление ранее остроганной заготовки могут испортить работу и сделать сборку невозможной. Если деталь слишком толстая или широкая, не поддавайтесь искушению подогнать размер с помощью станков. Точную подгонку лучше доверить ручным инструментам.

  • Маленький зензубель. С его помощью удается быстрее всего снять слой толщиной от 0,5 мм и более с широкого шипа или гребня. Зензубель с малым углом наклона железки особенно эффективен при работе поперек волокон. Выступающая сбоку режущая кромка позволяет обрабатывать внутренний угол вплотную к плечику шипа.
  • Рашпиль или напильник. Плоский рашпиль, с крупной насечкой быстро удаляет материал, но оставляет более грубую поверхность, чем рубанок. Плоский напильник работает медленнее, но им хорошо выглаживать поверхность.
  • Наждачная бумага. Если вам требуется снять совсем немного материала с шипа или другой широкой поверхности, наклейте кусок наждачной бумаги зернистостью 100 единиц на подходящий обрезок доски или пробковый брусок. Используйте самоклеящуюся наждачную бумагу или наклейте обычную с помощью аэрозольного клея или двухстороннего скотча. Такой способ позволяет обработать только одну плоскость, не затронув смежные, как это бывает, если просто обернуть брусок наждачной бумагой.
  • Стамеска. Различной ширины клинки позволят удалить материал из любых труднодоступных мест. При зачистке плоской поверхности держите стамеску фаской вверх, прижимая ее плоскую переднюю грань к древесине.

Применяя рашпиль, стамеску или любой другой инструмент для удаления материала, не спешите и регулярно проверяйте результат, соединяя детали.

 

Вы аккуратно выпилили все детали, добились плотности во всех соединениях и теперь готовы заняться сборкой. Но прежде чем открыть флакон с клеем, обязательно проведите пробную сухую сборку (без клея). Собирая изделие, определите, в каком порядке лучше соединять детали, сколько струбцин потребуется для плотного сжатия всех соединений и как лучше разместить струбцины, чтобы не было перекосов.

Сборку больших и сложных проектов лучше разделить на несколько простых этапов, вместо того чтобы суетиться, пытаясь склеить все детали за один раз. Например, делая шкафчик с филенчатыми боковинами, сначала соберите рамы с филенками, а затем приступайте к основной сборке. Такой подход дает вам больше времени для проверки всех соединений и требует меньше струбцин. Другой способ выиграть время — использовать клей с увеличенным временем схватывания. Например, обычный желтый клей Titebond заставляет провести всю сборку за 15 минут, а разновидность Titebond Extend позволяет выравнивать склейку в течение 25 минут.

При установке струбцин убедитесь, что их давление приходится на середину соединения. Неправильно установленная струбцина может деформировать детали так, что между ними образуется зазор. Иногда, несмотря на все старания, соединения не получаются аккуратными. Случайно соскользнувший инструмент, невнимательность или незамеченные опилки около упора приводят к тому, что соединение оказывается неплотным или в нем появляется заметный зазор.

Собирайте шкафчик поэтапно, склеив сначала небольшие боковые филенчатые рамы. Тогда вы сможете уделить больше внимания каждому соединению. Затем приступайте к сборке корпуса

 

Заполните небольшие зазоры

Зазор можно замазать смесью быстросхватывающегося эпоксидного клея с пылью от шлифовки такой же древесины (смесь должна иметь консистенцию густой пасты). Лучше использовать именно эпоксидный клей вместо ПВА, так как шпаклевка неминуемо размазывается по прилегающим к соединению поверхностям и эпоксидный клей застывает, не впитываясь в древесину. Излишки такого состава нетрудно удалить шлифовкой, чтобы не возникли проблемы при нанесении отделки. Применяйте такой метод заполнения, когда на первое место выходит внешний вид соединения, а не его прочность.

Заполните небольшие зазоры

Добавьте прокладки

Если при пробной сборке шип болтается в гнезде, такое соединение не будет прочным. Заполнение зазоров клеем не принесет пользы, поэтому не поленитесь усилить слишком тонкую часть с помощью древесины. Выпилите две накладки, чтобы шип стал чуть толще, чем требуется, и приклейте их с обеих сторон. После просушки снова подгоните шип к размерам гнезда.

Добавьте прокладки

Превратите недостаток в достоинство

Иногда лучше не скрывать следы ремонта, а сделать их видимыми. В слишком узком ясеневом шипе, сделали два пропила и вставили в них тонкие клинья из вишни, которые плотно прижали узкие щечки шипа к краям гнезда. В других случаях, например, при соединении потайным шипом, небольшие фаски или закругления вдоль ребер плечиков сделают неплотный стык менее заметным.

Иногда лучше не скрывать следы ремонта, а сделать их видимыми

Замените деталь

Это может произойти с каждым из нас. Некоторые ошибки не имеет смысла исправлять по двум причинам: (1) если независимо от вашего мастерства и старания неприглядный дефект останется заметным или (2) если быстрее и проще сделать новую деталь взамен испорченной.

Иногда проще сделать новую деталь взамен испорченной

www.strodom.ru

Этапы создания изделий из древесины

Сценарии урока Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. Тема урока: Этапы создания изделий из древесины. Класс: 5 Трудовое задание (объект труда): составление технологической карты. Время работы: 45 минут Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия: 1. Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины. 2. Ознакомить учащихся с тем, что такое «брак». 3. Рассказать учащимся, что называют технологическим переходом. 4. Рассказать учащимся, для каких целей служат технологические карты. 5. Ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы. Развивающие цели урока: учащиеся должны овладеть следующими видами действий: 1.                Уметь делить процесс создания изделия из древесины на этапы. 2.                Уметь владеть понятием «брак». 3.                Учиться соблюдать технологический переход. 4.                Уметь составлять технологические карты. 5.                Уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы. Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что: 1.                Что важно научиться процессу изготовления изделия из древесины на этапы. 2.                Что необходимо иметь представление о том, что такое «брак». 3.                Что при создании изделия нужно соблюдать технологический переход. 4.                Что необходимо составлять технологические карты. 5.                Что важно уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы. Тип урока: Изучение нового материала. Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Оборудование: - линейка; - карандаш; - режущие инструменты; Литература: Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995. Место проведения: Учебные классы. План урока. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих. Мотивационный этап. Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов. Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие. Тема и цели урока. Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана. Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту. Этап актуализации знаний. Вопрос: Кто знает, что такое «брак»? Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия. Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»? Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Изучение нового материала. Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие. Вопрос: Что называют «сборкой»? Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие. Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала. Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»? Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие. Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций). Вопрос: Что называют «технологическим переходом»? Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте. Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении. Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления. Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты. Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия? Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки. Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску? Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.
 

Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски? Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.

 

Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.  

Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски? Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки и углов.

 

Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1. Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий. 1.                Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить. 2.                Пользуясь таблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали. 3.                Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками. Домашнее задание. Прочитать и изучить §8. Стр. 38 – 40. Ответить на вопросы в конце параграфа и разработать технологическую карту на изготовление своей детали. Подведение итогов урока. Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту. Спасибо за внимание…

Таблица 1 Технологическая карта Изготовление кухонной разделочной доски

www.coolreferat.com

Этапы создания изделий из древесины. Класс: 5

Сценарии урока

 

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

 

Тема урока: Этапы создания изделий из древесины.

 

Класс: 5

 

Трудовое задание (объект труда): составление технологической карты.

Время работы: 45 минут

Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия:

1. Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины.

2. Ознакомить учащихся с тем, что такое «брак».

3. Рассказать учащимся, что называют технологическим переходом.

4. Рассказать учащимся, для каких целей служат технологические карты.

5. Ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы.

 

Развивающие цели урока: учащиеся должны овладеть следующими видами действий:

  1. Уметь делить процесс создания изделия из древесины на этапы.
  2. Уметь владеть понятием «брак».
  3. Учиться соблюдать технологический переход.
  4. Уметь составлять технологические карты.
  5. Уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что:

  1. Что важно научиться процессу изготовления изделия из древесины на этапы.
  2. Что необходимо иметь представление о том, что такое «брак».
  3. Что при создании изделия нужно соблюдать технологический переход.
  4. Что необходимо составлять технологические карты.
  5. Что важно уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Оборудование:

- линейка;

- карандаш;

- режущие инструменты;

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

Место проведения: Учебные классы.

 

План урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

 

Мотивационный этап.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие.

 

Тема и цели урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана.

Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту.

 

Этап актуализации знаний.

Вопрос: Кто знает, что такое «брак»?

Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»?

Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь.

 

Изучение нового материала.

Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.

Вопрос: Что называют «сборкой»?

Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»?

Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие.

Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций).

Вопрос: Что называют «технологическим переходом»?

Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.

Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении.

Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.

Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты.

Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия?

Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки.

Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску?

Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?

Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски?

Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки и углов.

 

 
 
 

 

 

 

 

 

Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1.

 

Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий.

 

  1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
  2. Пользуясь таблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
  3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.

 

Домашнее задание.

Прочитать и изучить §8. Стр. 38 – 40. Ответить на вопросы в конце параграфа и разработать технологическую карту на изготовление своей детали.

Подведение итогов урока.

Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.

Спасибо за внимание…

 

Таблица 1

Технологическая карта

Изготовление кухонной разделочной доски

 

 

№ п.п.

 

 

Последователь-

ность выполне-

ния переходов

 

Графическое изображение

 

Инструменты и приспособления

 

1

 

Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону

 

 

Шаблон, карандаш

 

2

 

Выпилить контур изделия

 

 

Ножовка столярный верстак

 

 

3

 

Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие.

 

 

Шило, сверло, коловорот или дрель

 

4

      

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

 

 

 

Верстак, шлифовальная колодка, тиски.

 

 

znakka4estva.ru

Этапы создания изделий из древесины

Сценарии урока

Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

Тема урока: Этапы создания изделий из древесины.

Класс: 5

Трудовое задание (объект труда): составление технологической карты.

Время работы: 45 минут

Образовательные цели урока: учащиеся должны освоить следующие понятия:

1. Рассказать учащимся об этапах создания изделия из древесины.

2. Ознакомить учащихся с тем, что такое «брак».

3. Рассказать учащимся, что называют технологическим переходом.

4. Рассказать учащимся, для каких целей служат технологические карты.

5. Ознакомить учащихся с понятием «деталь» сборочной единицы.

Развивающие цели урока: учащиеся должны овладеть следующими видами действий:

  1. Уметь делить процесс создания изделия из древесины на этапы.

  2. Уметь владеть понятием «брак».

  3. Учиться соблюдать технологический переход.

  4. Уметь составлять технологические карты.

  5. Уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Воспитательные цели урока: убедить учащихся в том, что:

  1. Что важно научиться процессу изготовления изделия из древесины на этапы.

  2. Что необходимо иметь представление о том, что такое «брак».

  3. Что при создании изделия нужно соблюдать технологический переход.

  4. Что необходимо составлять технологические карты.

  5. Что важно уметь оперировать понятием «деталь» сборочной единицы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Основной метод ведения урока: Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод.

Оборудование:

- линейка;

- карандаш;

- режущие инструменты;

Литература:

Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 5 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.

Место проведения: Учебные классы.

План урока.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

Мотивационный этап.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.

Надо заранее продумать, из каких материалов будет состоять изделие, какие инструменты нужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте, возможно, изготовить изделие.

Тема и цели урока.

Итак, тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратите внимание на доску, где она записана.

Сегодня мы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлять технологическую карту.

Этап актуализации знаний.

Вопрос: Кто знает, что такое «брак»?

Ответ: Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовления изделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «заготовкой»?

Ответ: Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делается деталь.

Изучение нового материала.

Чтобы приступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.

Вопрос: Что называют «сборкой»?

Ответ: Сборкой называют соединение деталей в изделие.

Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.

Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных инструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или из нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.

Вопрос: Кто может сказать, что называют «сборочной единицей»?

Ответ: Сборочной единицей называют соединение деталей в изделие.

Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.

Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических переходов (операций).

Вопрос: Что называют «технологическим переходом»?

Ответ: Технологическим переходом называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте.

Например, переходами будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, окраска заготовки в лакокрасочном помещении.

Процесс изготовления записывается в виде технологической карты, в которой указывается последовательность переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.

Теперь рассмотрим технологию изготовления кухонной разделочной доски. Возьмем наиболее простое изделие для освоения техники составления технологической карты.

Вопрос: Ребята, кто знает, с чего начинается творческая работа по изготовлению любого изделия?

Ответ: Творческая работа по изготовлению любого изделия начинается с выбора заготовки.

Вопрос: Из каких материалов можно изготовить разделочную доску?

Ответ: Материалом для заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм, так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На данной заготовке размещается контур изделия по шаблону.

Вопрос: Кто знает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?

Ответ: Следующим этапом является выпиливание контура изделия.

Затем следует наколоть шилом центр отверстия. Высверлить его.

Вопрос: Что следует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухонной разделочной доски?

Ответ: Окончательным этапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки и углов.

Ребята, посмотрите технологическую карту изготовления кухонной разделочной доски, изображенной в таблице 1.

Этап применения новых знаний, умений, навыков и способов действий.

  1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.

  2. Пользуясь таблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.

  3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой детали вашими одноклассниками.

Домашнее задание.

Прочитать и изучить §8. Стр. 38 – 40. Ответить на вопросы в конце параграфа и разработать технологическую карту на изготовление своей детали.

Подведение итогов урока.

Ребята сегодня мы с вами познакомились с этапами создания изделий из древесины и научились составлять технологическую карту.

Спасибо за внимание…

Таблица 1

Технологическая карта

Изготовление кухонной разделочной доски

№ п.п.

Последователь-

ность выполне-

ния переходов

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону

Шаблон, карандаш

2

Выпилить контур изделия

Ножовка столярный верстак

3

Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие.

Шило, сверло, коловорот или дрель

4

Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы

Верстак, шлифовальная колодка, тиски.

doc4web.ru