Содержание
Словарь часовых терминов
Автокварцевый механизм
Cочетание автоматического и кварцевого механизма. В следствие повседневных движений руки, генератор заряжает мини-аккумулятор часов. Энергии полностью заряженной батарейки-аккумулятора хватает на 50-100 суток бесперебойной работы часов.
Автоматический механизм
Самый распространенный на сегодня тип механизма, используемый в механических часах. В таком механизме пружина подзаводится оборачивающимся вокруг основной оси часов ротором. Чтобы часы с автоматическим механизмом подзаводились, вполне достаточно привычных повседневных движений руки — никаких специальных движений не нужно. Часы с автоматическим механизмом тяжелее и толще простых кварцевых или механических моделей из-за подзаводящего их ротора.
Амортизаторы
Специальные приспособления, необходимые для защиты деталей механизма от возможной поломки из-за импульсных нагрузок. Самая распространенная на сегодня амортизационная система — Incabloc. Широко известна и система Абрахама-Луи Бреге под названием «para-chute».
Анкерный механизм (анкер)
Анкер или анкерный механизм — это часть часового механизма, которая преобразует энергию заводной пружины в импульсы — они передаются балансу для поддержания нужного периода колебаний. Это нужно для равномерного и четкого вращения шестереночного механизма. Анкерный механизм — это конструкция из вилки, двойного маятника, баланса и анкерного колеса.
Апертура
Окошко (отверстие) небольшого размера в циферблате часов. В нем дается текущая индикация дня недели, даты и пр.
Астрономические часы
Часы, отображающие фазы Луны, время восхода и захода Солнца. Некоторые модели таких часов могут отображать и движение планет и созвездий Солнечной системы.
Багет
Это часовой механизм, имеющий удлиненную прямоугольную форму.
Баланс
Баланс — это балансовое колесо и спираль, которые вместе образуют колебательную систему. Данная система уравновешивает движение шестереночного механизма в часах.
Безель
Обод или кольцо вокруг циферблата. Это кольцо может быть поворотным, вращающимся в обе или в одну сторону. Неподвижное кольцо (или безель) часто выполняет декоративную функцию. На него могут быть нанесены тахометрическая или секундная шкала, безель могут инкрустировать драгоценными камнями. Если это вращающийся безель, то он может служить для фиксации или для замера времени определенного события. Чаще всего вращающийся безель можно увидеть в часах для подводного плавания.
Водостойкость
Широко используемая способность корпуса часов защищать часовой механизм, не пропуская к нему влагу. Значение водостойкости, ее степень исчисляется в атмосферах или метрах. При этом погружение в воду на 10 метров в глубину равно увеличению давления на 1 атмосферу. Однако важно понимать, что водостойкость часов до 50 метров вовсе не говорит о том, что с ними можно погружаться на глубину в 50 метров. Даже во время плавания человека по поверхности воды любые часы подвержены давлению, равному статическому давлению воды на уровне в 60-70 м глубины.
Гелиевый клапан
В часах, используемых для подводного плавания, встроен гелиевый декомпрессионный клапан. При проведении длительных по времени глубоководных работ используется водолазный колокол, который наполнен смесью кислорода и гелия. Учитывая, что молекулы гелия по весу легче молекул воздуха, гелий может проникнуть внутрь часов, а потом при декомпрессии выдавить стекло часов. Чтобы избежать этого, необходимо во время подъема (всплытия) на поверхность открыть гелиевый клапан — он пропускает гелий, но при этом задерживает воду.
Гильоширование
Метод обработки циферблата часов, при котором с использованием гравировальной машины создаются рисунки, представляющие собой комбинацию кривых и простых линий.
Годовой календарь
Встроенное в часы календарное устройство, содержащее в себе указатели месяца, дня недели, даты. При этом корректировать дату не нужно, не считая 29 февраля високосных годов.
Двухцветные часы
Часы, браслет или корпус которых (или и то и другое) изготовлены из соединения разных материалов. Например, это могут быть часы из нержавеющей стали и золота или из золота и серебра.
Динамограф
Указатель производимой пружиной барабана силы.
Завод часов
Процедура скручивания заводной пружины часов. Данная операция может выполняться в автоматическом и ручном режиме. Если скручивание выполняется в ручном режиме, то пружину закручивают при помощи имеющейся в часах заводной головки. Для автоматического завода необходимо использовать вращение ротора, который преобразует вращательную энергию в энергию, нужную для скручивания заводной пружины.
Заводная головка
Специальная деталь корпуса часов, необходимая для завода часов, а также для коррекции даты и времени.
Залиум
Особый, уникальный сплав, который был разработан инженером и химиком Рональдом Уинстоном. В основе изобретения этого сплава — цирконий, который обладает большей устойчивостью к коррозии и прочностью, нежели титан. Данный сплав считается редким, поскольку встретить на Земле цирконий гораздо труднее, чем титан. Кроме того, цирконий из-за своей исключительной твердости хуже поддается обработке. Залиум тверже и тяжелее титана, при этом он антикоррозиен и гипоаллергенен.
Запас хода механических часов
Время, которое могут проработать часы, сохраняя свое нормальное функционирование, без завода заводной пружины. Обычно запас хода наручных часов, которые полностью заведены, составляет примерно 40-46 часов.
Индикатор запаса хода
Выполненный в виде дополнительного сектора индикатор, который показывает степень завода заводной пружины в механических часах. Данный индикатор показывает оставшееся до остановки часов время. Время может показываться в часах и сутках (абсолютных единицах) либо в относительных единицах измерения.
Индикатор фазы луны
Вращающийся индикатор с изображением Луны , который в каждый момент времени показывает фазу Луны в данный момент. Циферблат при этом имеет градуировку в 29 суток.
Кабошон
Метод огранки драгоценных камней, когда они обрабатываются в форме полушара. Обычно кабошоны применяют для украшения часов: украшается заводная головка часов, а также кабошонами инкрустируют ушки крепления ремешка к корпусу часов и крепления браслета.
Календарь
Самый простой календарь в часах — это окно, в котором можно увидеть текущую дату. В более сложном варианте календарное окошко показывает месяц, день недели и дату. Из всех календарей самым сложным считается вечный календарь, в котором указывается и год. В вечном календаре не нужно корректировать дату месяца даже если выпадает високосный год. Как правило, такие календари программируют на 100-250 лет.
Калибр
Данный термин обозначает тип и размер часового механизма. Обычно номер калибра соответствует максимальному габаритному размеру часового механизма, который измеряется в линиях. Линия равна 2.255 мм. В некоторых случаях калибр представляет собой обычный набор символов, которые обозначают ту или иную модель.
Камни
Данным термином обозначаются изготовленные из рубинов, гранатов или сапфиров (использоваться могут и натуральные и искусственные камни) детали часов, используемые для уменьшения трения между изготовленными из металла деталями.
Кварцевый механизм
Это часовой механизм, работу которого обеспечивает батарейка, рассчитанная примерно на 3 года. Часы с кварцевым механизмом отличаются высокой точностью хода. Такие часы не нужно подзаводить. В таких часах времязадающим элементом служит кварцевый резонатор, представляющий собой обработанную особым образом пластинку из искусственно полученного кристалла кварца. Данная пластинка сжимается под действием напряжения и порождает электрические импульсы.
Линия
Стандартная мера измерения размера механизма часов. Линия равна 2.255 мм.
Мальтийский крест
Мальтийский крест — это элемент часового механизма, который необходим для ограничения силы натяжения главной (заводной) пружины. Данная деталь получила такое интересное название из-за своего сходства с Мальтийским крестом.
Маркетри
Набор тонких деревянных пластин толщиной 1-3 мм. При их изготовлении используется древесина (шпон) разных пород. Это может быть мирт, лимон, сандал, каповый тополь, орех, дуб, ясень, клен, груша или яблоня и пр. Шпон этих пород — прекрасный материал. Пластины склеивают по кромкам в виде орнамента или рисунка, а после этого наклеивают на плоскую деревянную поверхность.
Морской хронометр
Это особо точные часы, которые помещены в специальный корпус. Корпус постоянно удерживает часовой механизм в горизонтальном положении. Такие механические часы применяют для определения широты и долготы в океане. Благодаря специальному корпусу полностью устраняется влияние гравитации и температуры на точность часового механизма.
Мост
Это фасонная деталь часового механизма, необходимая для закрепления опор осей шестеренок в часах. Мосту дается название в соответствии с закрепляемой шестеренкой.
Перегородчатая эмаль
Особый вид эмали, при изготовлении которой применяется сложная технология. Суть данной технологии такова: в циферблате делаются глубокие выемки, в которые укладывается проволока. Оставшиеся между проволоками промежутки заполняют слоем порошка. После обжига порошок превращается в застывшую эмаль. В дальнейшем полученную эмаль полируют.
Платина
Самая большая, основная деталь каркаса часового механизма. Эта деталь служит для крепления шестеренок и мостов. Форма данной детали определяет форму механизма часов.
Позолота
Покрытие браслета и/или корпуса часов, изготовленных из стали, тонким слоем золота. Чаще всего встречается позолота в 5 и 10 микрометра толщиной. Сегодня очень популярным считается покрытие PVD. В этом случае на материал, из которого изготовлен корпус часов, в вакууме наносят сверхтвердый нитрид титана. Сверху на это покрытие наносится тончайший слой золота. Такое покрытие отличается повышенной устойчивостью к царапинам и изнашиванию, тогда как позолота стирается со скоростью примерно 1 мкм/год. Еще один вариант покрытия —
Ion Plating Gold (IPG) — представляет собой ионное напыление золота с промежуточным гипоаллергенным слоем. Это самая устойчивая к износу позолота.
Противоударное устройство
Устройство, состоящее из подвижных опор, в которых закреплены тонкие части оси баланса. Данная подвижная опора сделана так, что при боковом или осевом ударе ось баланса смещается вбок или вверх и своими утолщенными частями упирается в ограничители. Таким образом тонкие части оси предохраняются от изгиба и поломки. Самая первая защита подобного типа была изобретена в 1790 году. Она получила название para-chute. Самым распространенным на сегодня противоударным устройством считается Incabloc.
Пульсометр
Шкала на циферблате с хронографом, которая позволяет определять пульс человека за достаточно короткий временной промежуток согласно градации шкалы.
Репетир
Механические часы, в которых имеется дополнительный механизм. Этот механизм предназначен для индикации времени при помощи сигналов (звуков) разной тональности. Чаще всего такие часы, если нажать на определенную кнопку, отбивают часы, минуты, четверти часа.
Ротор
Свободно вращающийся вокруг часовой оси полудиск, изготовленный из тяжелого металла. Этот диск при помощи реверсивного устройства превращает энергию своего вращения в энергию, нужную для завода пружины в часах.
Ручной завод механизма
Механические часы снабжает необходимой для их работы энергией спиральная пружина, которая расположена в барабане, имеющем зубчатый край. Когда часы заводят, пружина закручивается, а потом она медленно раскручивается и приводит в действие барабан, который, в свою очередь, своим вращением заставляет работать весь часовой механизм. Самый большой недостаток пружинного двигателя — это неравномерная скорость раскручивания пружины. Как следствие — неточность хода часов. Кроме того, в данном случае на точность хода часов влияют и такие факторы, как положение часов, температура, износ деталей и пр. Механические часы, у которых ручной завод, нужно подзаводить при помощи заводной головки, находящейся на корпусе.
Секунда
Единица измерения времени, которая обозначает временной отрезок, равный 9.192.631.770 периодам излучения атома цезия-133 при переходе между двумя соседними устойчивыми уровнями. Секунда равна 1/60 минуты и 1/3600 часа.
Скелетон
Часы, обладающие прозрачным циферблатом, а также задней крышкой корпуса, через которые можно видеть работу сложного часового механизма. Часто детали механизма в таких часах искусно украшают гравировкой, покрывают разными благородными металлами, инкрустируют драгоценными камнями.
Спираль Бреге
Это спираль, у которой внешний и внутренний концы изогнуты так, что период колебаний системы спираль-баланс не связана с амплитудой колебаний. Данное изобретение — достижение Абрахама-Луи Бреге, что отразилось в названии спирали.
Спираль или волосок
Плоская тонкая спиральная пружина, которая закреплена своим внешним концом на колодке, а внутренним концом — на оси баланса. Обычно число витков данной спирали составляет 11 или 13. Благодаря изобретению Гюйгенсом колебательной системы спираль-баланс стало возможным создать первые переносные часы.
Сплит-хронограф
Это хронограф, имеющий функцию промежуточного финиша. В сплит-хронографе механизм расширяет функции обычного хронографа возможностью измерять 2 и более событий, которые начинаются одновременно, но при этом имеют разную длительность. В таких моделях хронографов имеется две центральные секундные стрелки. Специальная кнопка дает возможность останавливать вторую стрелку столько раз, сколько необходимо, а затем снова запускать ее «с нуля». Первая же стрелка при этом продолжает свое движение.
Тонно
Напоминающая бочку форма корпуса часов.
Траст индекс (Trust index)
Это индикатор амплитуды балансового колеса. Если пружина заведена полностью, то амплитуда колебаний балансира в обычных механических часах немного выше оптимального значения. Когда же завод пружины подходит к концу, амплитуда колебаний балансира, наоборот, — чуть меньше. Поэтому, чтобы поддерживать максимальную точность часов, не рекомендуется перетягивать пружину или допускать ее полную разрядку.
Турбийон
Специальный механизм, который компенсирует влияние гравитации нашей планеты на точность хода часов. Это анкерный механизм, который помещен внутрь мобильной платформы, в центре которой — баланс. Механизм совершает полный оборот вокруг своей оси за минуту. Турбийон устанавливают в роскошные и дорогие часы.
Ультратонкие часы
Модели часов с механизмом толщиной 1.5-3.0 мм, что позволяет свести толщину самих часов к минимуму.
Уравнение времени
Это астрономическое значение, учитывающее разницу (несовпадение) между временем общепринятым (его показывают часы) и солнечным временем. Данные показатели совпадают только 4 раза в году.
Устрица
Модель Rolex, получившая широкую известность. Также это запатентованный данной фирмой метод двойной герметизации часового механизма, предохраняющий его от разных внешних воздействий, которые могут повредить механизм.
Флайбек-хронограф (Flyback)
Хронограф с функцией fly-back, который позволяет всего одним нажатием кнопки «сброс» запустить отсчет секунд заново.
Хронограф
Это часы, у которых имеется две независимые измерительные системы. Одна система показывает текущее время, а вторая система измеряет короткие промежутки времени (секундомер). Имеющийся счетчик регистрирует прошедшие часы, минуты и секунды. Данный счетчик можно включать и выключать по желанию. Как правило, в таких часах секундная стрелка является одновременно и секундной стрелкой секундомера.
Хронографы бывают разными. Так, например, хронограф суммирующего действия обладает двумя кнопками. Одна кнопка нужна для запуска и остановки секундомера. Количество запусков не ограничено, но, когда производится последняя остановка, хронограф показывает суммарную длительность всех этих промежутков времени. Другая кнопка необходима для сброса показаний и срабатывает только когда секундомер остановлен.
Также в семействе хронографов есть модели с функцией fly-back, «монопушеры», которые реализуют все управление счетчиками при помощи одной кнопки, и сплит-хронографы.
Хронометр
Это особо точные часы. Такие часы проходят ряд тестов на точность, имеют соответствующий сертификат. У механических хронометров погрешность хода составляет несколько секунд в сутки, если они используются в обычном температурном интервале. При этом носить гордый титул «хронометр» могут только те часы, механизм которых получил сертификат COSC.
COSC
Controle Officiel Suisse des Chronometres — переводится как Официальный Швейцарский Институт Тестирования Хронометров.
PVD
PVD расшифровывается как Physical Vapour Deposition. Сегодня использование PVD-покрытий приобрело большую популярность, поскольку это очень устойчивое покрытие. На материал, из которого сделан корпус часов, наносят сверхтвердый нитрид титана, а уже поверх него покрывают корпус тончайшим слоем золота. Такое покрытие отличается высокой степенью устойчивости к царапинам и изнашиванию.
Если вы захотите продать часы сделать это выгодно можно в часовом центре Перспектива
Часовые термины
Анкерный механизм (анкер) — состоит из анкерного колеса, анкерной вилки и баланса (двойного маятника), — это часть часового механизма, преобразующая энергию главной (заводной) пружины в импульсы, передаваемые балансу для поддержания строго определенного периода колебаний, что необходимо для равномерного вращения шестереночного механизма.
Апертура — небольшое отверстие (окно) в циферблате часов, в котором дается текущая индикация даты, дня недели и т.д
Багет — часовой механизм удлиненной прямоугольной формы, способ огранки драгоценных камней в виде прямоугольника.
Баланс — балансовое колесо вместе со спиралью, образующие колебательную систему, уравновешивающую движение шестереночного механизма часов.
Водостойкость — свойство корпуса не допускать влагу в часовой механизм. Степень водостойкости часов обычно устанавливается в метрах или атмосферах. Погружение на десять метров соответствует увеличению давления на одну атмосферу. Впервые эта функция была реализована Компанией Rolex в 1926 году.
Гильоширование — способ обработки циферблатов, при котором с помощью гравировальной машины делают рисунок в виде комбинаций простых и кривых линий.
Годовой календарь — календарное устройство часов, включающее в себя указатели даты, дня недели и месяца, и не требующие корректировки даты, за исключением 29 февраля каждого високосного года.
Двухцветные часы — термин, используемый для обозначения часов, корпус и браслет которых изготовлен из комбинации золотого покрытия, PVD или золота и нержавеющей стали ( где PVD – ионное напыление, более стойкое, чем любой другой вид напыления ).
Завод часов — операция, состоящая в скручивании главной (заводной) пружины часов. Эта операция может быть осуществлена двумя классическими способами — вручную и автоматически. При ручном заводе пружина закручивается при помощи заводной головки часов. При автоматическом заводе используется вращение ротора специальной формы, преобразующего вращательную энергию в энергию, необходимую для скручивания главной пружины.
Заводная головка — деталь корпуса часов, используемая для завода часов и коррекции времени и даты. Запас хода механических часов — способность часового механизма продолжать нормальное функционирование в течение определенного времени без завода главной пружины. Запас хода полностью заведенных наручных часов обычно составляет 36 — 46 часов.
Индикатор запаса хода — индикатор в виде дополнительного сектора на циферблате, показывающий степень завода главной пружины механических часов. Он показывает время, оставшееся до остановки часов, либо в абсолютных единицах — часах и сутках, либо в относительных.
Индикатор фазы луны — циферблат с градуировкой в 29 суток и вращающимся индикатором, на котором изображена Луна. В каждый момент времени индикатор показывает текущую фазу Луны.
Кабошон — способ огранки драгоценных камней в виде полушара. Как правило, кабошоны используются для украшения заводной головки и в ушках креплениях браслета или ремешка к корпусу часов.
Календарь — в простейшем случае присутствует в часах в виде апертуры (окна), в котором показывается текущая дата. Более сложные устройства показывают дату, день недели и месяцы. Самыми сложными являются вечные календари, которые указывают год, в том числе и високосный. Вечные календари не требуют вмешательства владельца в корректировку даты месяца даже в високосный год и обычно программируются на 100-250 лет вперед.
Калибр — термин, используемый для обозначения размера и типа часового механизма. Как правило, номер калибра соответствует наибольшему габаритному размеру механизма, измеряющемуся в линиях, а у некоторых фирм является просто набором символов для обозначения той или иной модели (1901 у Longines, 2824-2 у ЕТА и т. п.).
Камни — термин, применяемый для обозначения часовых деталей, изготовленных из рубинов, сапфиров или гранатов как синтетических, так и натуральных, которые используются с целью уменьшения трения между металлическими деталями.
Линия — традиционная мера измерения размера часового механизма, равная 2.255мм.
Мост — фасонная деталь часового механизма, служащая для закрепления опор осей часовых шестеренок. Название моста соответствует названию шестеренки.
Противоударное устройство — состоит из специальных подвижных опор, в которые крепятся тонкие части оси баланса. Подвижная опора устроена таким образом, что при осевом или боковом ударах, ось баланса смещается вверх или вбок и упирается в ограничители своими утолщенными частями, предохраняя тонкие части оси от поломки или изгиба (incabloc).
Репассаж — полный ремонт механизма часов.
Репетир — сложные механические часы, имеющие дополнительный механизм, предназначенный для индикации времени с помощью звуков разной тональности. Обычно такие часы, при нажатии на специальную кнопку, отбивают часы, четверти часа и минуты. В моделях Grand Sonnerie часы и минуты отбиваются автоматически, хотя могут указывать время и при нажатии на кнопку.
Референс — номер часов по каталогу.
Ритейл — рекомендованная цена.
Ротор — полудиск из тяжелого металла, свободно вращающийся вокруг оси часов, который с помощью реверсивного устройства преобразует энергию своего двухстороннего вращения в энергию, необходимую для завода пружины.
Секунда — основная единица времени, составляющая 1/86000-ую часть солнечного дня, т.е. времени обращения Земли вокруг собственной оси. С появлением после Второй Мировой войны атомных часов, было установлено, что Земля вращается с бесконечно малой нерегулярностью. Поэтому было принято решение -переустановить стандарт измерения секунды. Это было сделано на 13-ой Генеральной Конференции Мер и Весов в 1967 году. Было определено следующее: «секунда» — это отрезок времени равный 9. 192.631.770 периодам излучения атома цезия-133.при переходе между двумя соседними устойчивыми уровнями.
Скелетон — часы с прозрачным циферблатом и задней крышкой, сквозь которые виден механизм. Детали механизмов таких часов украшают ручной гравировкой, покрывают благородными металлами, а иногда декорируют драгоценными камнями.
Спираль или волосок — тонкая спиральная пружина, закрепленная внутренним концом на оси баланса, а внешним на колодке. Число витков балансовой спирали обычно составляет 11 или 13.
Спираль Бреге — спираль, внутренний и внешний концы которой изогнуты так, что период колебаний системы баланс-спираль не зависит от амплитуды колебаний (изохронизм системы). Изобретение сделано Abraham Louis Breguet.
Сплит-хронограф — часы с секундомером, имеющим функцию промежуточного финиша.
Тахиметр — шкала, позволяющая измерить среднюю скорость движения (в километрах в час) на фиксированном участке пути.
Тонно — форма корпуса часов, напоминающая бочку.
Турбийон — механизм, компенсирующий влияние гравитации Земли на точность хода часов
Хронограф — часы с секундомером и накопительными счетчиками.Представляет собой анкерный механизм, помещенный внутрь мобильной платформы с балансом в центре, и совершающий полный оборот вокруг собственной оси за одну минуту. Изобретен в 1795 году Абрахамом Луи Бреге (A.L.Breguet).Запатентован в 1801 году.
Ультратонкие часы — часы с толщиной механизма от 1.5 до 3.0 мм, позволяющие свести к минимуму толщину самих часов.
Устрица — способ двойной герметизации механизма часов, предохраняющий его от внешних воздействий.
Хронограф — часы с двумя независимыми измерительными системами: одна показывает текущее время, другая измеряет короткие промежутки времени. Счетчик регистрирует секунды, минуты и часы и может быть включен или выключен по желанию. Центральная секундная стрелка таких часов обычно используется как секундная стрелка секундомера.
Хронометр — особо точные часы, прошедшие ряд тестов на точность и получившие соответствующие сертификаты. Погрешность хода хронометров составляют всего несколько секунд в сутки при использовании в обычных температурных условиях.
Co-Axial — изобретенная английским часовщиком Джорджем Даниэлсом (George Daniels) система спуска часового механизма. Используется в производимых швейцарской фирмой Omega часах коллекции De Ville. Система спуска Co–Axial имеет двойное коаксиальное спусковое колесо и анкерную вилку с тремя палетами. Использование новой технологии дает часам два преимущества: большую долговечность и стабильно высокую точность хода в течение долгого времени.
Glucydur — антимагнитный сплав с малым коэффициентом теплового расширения. Лучший из ныне используемых материалов для производства балансов.
Incabloc — противоударное устройство оси баланса.
Nivarox — сплав для изготовления спиралей часовых балансов. Обладает свойством температурной самокомпенсации, очень износоустойчивый, не подвержен коррозии.
Nivaflex — сплав для изготовления заводных пружин. Обладает свойством сохранять постоянную эластичность на протяжении десятков лет.
якорь | морское устройство | Британика
якорь
Просмотреть все материалы
- Похожие темы:
- фондовый якорь
грибовидный якорь
причальный буй
случайность
безштоковый якорь
См. все связанные материалы →
якорь , устройство, обычно металлическое, прикрепляемое к кораблю или лодке тросом или цепью и опускаемое на морское дно для удержания судна в определенном месте с помощью лапы или заостренного выступа, впивается в морское дно.
Древние якоря состояли из больших камней, полных корзин камней, мешков с песком или деревянных бревен, нагруженных свинцом; они удерживали судно только своим весом и трением о дно. По мере того, как корабли становились больше, им требовалось более эффективное устройство для их удержания, и в качестве якорей стали использовать деревянные крюки, которые впивались в морское дно. Железо заменило дерево в их конструкции, и были добавлены зубья или лапы, чтобы крючки вонзались в дно. Еще одним важным улучшением стало добавление штока или горизонтального рычага, который устанавливается под прямым углом к плечам и лапам нижней части якоря. Приклад обеспечивает вертикальное положение лопастей на морском дне, и, таким образом, одна лапа закапывается, обеспечивая максимальную удерживающую силу. Этот тип с двумя лапами и ложем под прямым углом оставался основным якорем на протяжении многих столетий. Он известен как якорь запаса в Соединенных Штатах и как якорь рыбака в Соединенном Королевстве.
Викторина «Британника»
Корабли и подводные исследования
Какой тип военного корабля самый большой? Как называется корабль, на котором летают самолеты и вертолеты? Погрузитесь в подводное (и надводное) приключение в этой викторине.
Изогнутые плечи стали заменять прямые в анкерах в начале 19 века. Этот тип якоря, который до сих пор используется для легких работ и для лодок, показан на рисунке 1. Кольцо (или скоба) — это часть якоря, к которой крепится цепь или трос. Сняв стопорный штифт, можно снять шток с головы, чтобы якорь можно было уложить на якорь на корабле. Затем приклад необходимо снова разложить ( , т. е. ) перед тем, как отпустить, чтобы один из трематод вонзился в землю. Вертикальный стержень якоря называется хвостовиком; он содержит уравновешивающую ленту, установленную в центре тяжести якоря, так что якорь балансирует горизонтально при подъеме. Хвостовик соединяется с каждым плечом на макушке. На конце каждого плеча находится двуустка, состоящая из треугольной плоской поверхности (, т. е. ладони) с заостренным клювом, вонзившимся в землю.
Якорь без штока (рис. 2), который был запатентован в Англии в 1821 г., получил широкое распространение главным образом из-за простоты обращения и укладки. Корона, плечи и лапы якоря без штока отлиты за одно целое и могут слегка поворачиваться из стороны в сторону на стержне. Сосальщики длинные и тяжелые, у их основания есть выступающие плечи, которые цепляются за морское дно. По мере увеличения сопротивления плечи заставляют лапы опускаться на дно. Якоря без штока заменили старые якоря на большинстве крупных кораблей мира.
Широко используются несколько других типов анкеров. Легкие якоря Данфорта и плужные якоря имеют длинные острые лапы, которые вращаются вокруг штока в нижней части хвостовика и глубоко погружаются в дно; эти якоря обычно используются для яхт и других малых судов. Грибовидный якорь имеет форму перевернутого гриба и широко используется в качестве постоянной швартовки плавучих маяков, земснарядов и лихтеров.
Якорный брашпиль — понимание конструкции и работы
Якоря играют решающую роль в маневрировании кораблей и помогают им безопасно швартоваться в портах и в открытом море. Чтобы удержать все судно (весом несколько сотен тонн) на месте, тяжеловес, известный как головка якоря, создает силы сопротивления.
Вы когда-нибудь задумывались, как такой тяжеловес опускается и поднимается со дна океана или морского дна?
Для этой цели используется механическое устройство, известное как якорная лебедка.
Брашпиль относится к любому шкиву или механической системе, используемой для перемещения больших грузов в вертикальном или горизонтальном направлении. Он был изобретен древнегреческим ученым Архимедом и использовался для общих целей, таких как забор воды из колодцев или помощь в подъеме тяжелого строительного оборудования.
По мере того, как технический прогресс предъявлял более высокие требования к судоходству и транспортной отрасли, более тяжелые якоря, необходимые для остановки больших кораблей, также были введены в эксплуатацию.
В связи с этим для эффективного управления якорем и связанными с ним механизмами также использовались усовершенствованные системы якорных брашпилей. В этой статье мы рассмотрим, что такое якорная лебедка и как она работает.
Базовая конструкция брашпиля
Брашпиль — это любое устройство, используемое для перемещения значительно тяжелых грузов с использованием системы шкивов. Ствол с намотанной на него цепью или тросом приводится в действие с помощью ремня или коленчатого вала. Этот вал обеспечивает круговое движение, способное поднимать тяжелые веса без необходимости расходовать энергию, необходимую для его обычной буксировки.
Рукоятка может приводиться в действие вручную (как в случае забора воды из колодцев) или с помощью двигателя (используется в больших строительных кранах) и крепится к стволу таким образом, что он может вращаться вокруг центральной оси.
Принцип использования шкивной конструкции заключается в том, что большие веса можно поднимать, распределяя нагрузку между несколькими тросами вместо одной цепи. Таким образом, прилагая ограниченное усилие, можно эффективно поднять значительно более тяжелый груз.
Проблема с такими конструкциями заключается в том, что на трос или цепь, используемые для перемещения груза, оказывается большая нагрузка. В случае, если механизм останавливается во время работы, необходимо принять соответствующие меры для предотвращения разрыва троса под натяжением.
Большинство материалов могут разрушаться из-за усталости или напряжения под нагрузкой растяжения. Таким образом, для якорной лебедки, которая должна поднимать вес почти в тонну, должны использоваться специальные механизмы, чтобы гарантировать, что вес головки якоря снимается с якорной штанги во время остановки работы. Более подробно это будет обсуждаться в следующих разделах.
Где находится лебедка?
На кораблях и крупных судах, таких как контейнеровозы или нефтевозы, брашпиль расположен в специальном месте в носовой части судна, известном как отсек или помещение для брашпиля. Однако на некоторых судах брашпиль расположен на палубе полубака.
Преимущество расположения лебедки на палубе заключается в том, что она обеспечивает более высокий уровень контроля при работе с устройством. Кроме того, пространство, которое раньше занимала камера брашпиля, теперь можно эффективно использовать для хранения вещей, что является востребованным товаром на борту любого корабля.
Наличие брашпиля на палубе также сделало бы его более доступным в случае чрезвычайных ситуаций. Персоналу на борту было бы легче управлять, особенно в случае ручной или частично ручной системы, если брашпиль расположен на верхней палубе по сравнению с закрытой комнатой.
Однако размещение брашпиля на верхней палубе также повышает вероятность повреждения из-за непогоды. Как правило, палуба полубака подвергается нагрузке от сырой воды (редко, но все же возможно) и захлопыванию носа.
Нагрузка на зеленую воду относится к любой воде, которая скапливается на палубе судна в результате высоких волн. Хотя палуба полубака спроектирована так, чтобы предотвратить это, естественные элементы, такие как волны, непредсказуемы, и все еще существует высокая вероятность намокания оборудования лебедки.
Еще одна проблема — захлопывание лука.
Во время шторма нос корабля иногда на мгновение отрывается от поверхности воды, а затем падает на основание носа корабля.
Этот резкий удар может отрицательно сказаться на открытой системе брашпиля. Наконец, проблема с расположением лебедки на верхней палубе заключается в том, что она представляет угрозу безопасности и может препятствовать передвижению персонала.
На малых судах брашпиля нет, так как якорная головка весит не много. На средних судах часто используется одна брашпиль для управления якорями по левому и правому борту.
Это простой механизм, в котором используется один барабан брашпиля для управления якорной штангой с обеих сторон. Однако для более крупных судов, требующих более высокой степени точности, якоря с обеих сторон имеют отдельные системы брашпилей.
Такая конструкция известна как раздельный брашпиль и эффективна при выполнении сложных маневров, когда судно находится в порту или в море.
Как работает якорная лебедка
Важно отметить, что название слова «брашпиль» обычно относится только к горизонтальному движению груза.
Шпиль – это оборудование, используемое для вертикального движения. Для эффективного использования брашпиль часто комбинируют с шпилем, чтобы обеспечить большую степень контроля капитану или персоналу, обслуживающему лебедку.
Устройство используется для освобождения, удержания и управления якорной цепью, состоящей из металлических звеньев. Эти звенья входят в пазы или канавки на центральном стволе брашпиля, который постепенно освобождает звенья.
Хотя брашпилем можно управлять дистанционно с мостика судна, им также можно управлять вручную с помощью системы рычагов и тормозов, расположенных рядом с брашпилем.
Чтобы отпустить или опустить якорь в воду, есть два возможных способа манипулирования: отпустить якорь или позволить оголовку свободно упасть.
Каждый из них имеет свои преимущества, хотя силовой вариант часто используется на кораблях и крупных судах. Вариант с электроприводом использует брашпиль для медленного вращения в направлении, при котором якорная цепь разгружается. Как только маркеры на якорной цепи укажут, что требуемая длина выплачена, оператор кривошипа может применить тормозное действие к стволу брашпиля.
Преимущество использования этого метода заключается в том, что тяжелая падающая головка якоря не оказывает внезапного большого усилия на корпус судна из-за постепенного опускания большого веса. Таким образом, осуществляется больший контроль.
Кроме того, головку анкера также можно расположить в нужном месте, манипулируя органами управления брашпилем. Вариант со свободным падением чаще используется на малых и средних поделках.
Это связано с тем, что они имеют относительно низкий надводный борт, что позволяет поверхности воды гасить силу падающего груза. Тем не менее, это все же может вызвать небольшое затопление палубы или создать большие колебания, которые могут создать проблему для остойчивости судна.
Преимущество использования режима свободного падения заключается в том, что это значительно быстрее, чем при медленном проворачивании лебедки. Однако почти полностью отсутствует контроль над тем, где и как якорь приземляется в воду.
Различные компоненты, из которых состоит якорная лебедка, в целом включают лебедку, кулачковую муфту, барабан звездочки, собачку и клюз.
Как обсуждалось ранее, для разматывания якорной штанги коленчатый вал вращает барабан брашпиля. Это вращательное движение обеспечивается лебедкой, расположенной рядом с самой лебедкой.
Лебедка приводится в действие электрическим или паровым двигателем, который наматывает на нее прочный трос. Барабан, на котором сидит этот трос, известен как барабан лебедки. Когда этот барабан вращается, он вращает кулачковую муфту, которую может включать и выключать оператор брашпиля.
Эта муфта крепится к большему барабану брашпиля, известному как швартовный барабан или звездочка. Когда он не используется или в аварийной ситуации, кулачковую муфту можно отключить.
Муфта вращает звездочку, на которой закреплена большая якорная тяга. В цепном колесе прорезаны канавки для правильного захвата звеньев. В швартовном барабане используется цыган, чтобы закрепить якорную штангу на месте, чтобы звенья не проскальзывали.
По мере того, как лебедка вращает цепное колесо, тяга медленно выдается через клюз, который представляет собой отверстие, расположенное на той стороне корпуса, на которой сидит головка якоря. Однако, когда пришло время удерживать анкерный стержень на месте, используется собачка, чтобы захватить анкерное звено и удерживать весь стержень.
Эта собачка часто заменяется устройством, известным как крюк пеликана или коготь дьявола. Они используют механизм зацепления, чтобы закрепить ссылку и удерживать ее на месте.
Однако эти механизмы нельзя разблокировать, пока они находятся под напряжением. Поскольку вся установка остается под натяжением, цепное колесо переключается в обратном направлении, чтобы можно было безопасно высвободить собачку. После этого весь якорь может быть опущен или поднят оператором.
Органы управления всей операцией якоря управляются с помощью гидравлики в дополнение к ручному аварийному блокированию. Например, барабан лебедки и цепное колесо имеют гидравлические тормоза, которыми оператор может управлять с системной консоли.
Однако, в случае сбоя системы, предусмотрен ручной дублер, который позволяет остановить барабан. Это обеспечивает дополнительный уровень безопасности, особенно потому, что несчастные случаи, связанные с тяжелыми якорными головками и тросом, могут быть фатальными.
Принцип работы якорной лебедки состоит из следующих шагов, описанных ниже:
- Электродвигатель вращает лебедку, которая вращает барабан лебедки.
- Кулачковая муфта сначала включается, а затем активируется с помощью лебедки.
- Муфта начинает проворачивать звездочку в заданном направлении и с заданной скоростью.
- Цыган используется для удержания и управления якорной цепью в течение всей операции.
- Цепь опускается через клюз до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина стержня.
- Собачка или Дьявольский коготь используется для удержания якоря на месте.
- Чтобы высвободить собачку, звездочка снимает с нее любое натяжение со стороны тяги, поворачиваясь в обратном направлении.
- После этого цепь можно поднять, просто повернув барабан лебедки в обратном направлении.
- Меры предосторожности и условия безопасности
При работе с тяжелым оборудованием, таким как якорная лебедка, очень важно соблюдать меры безопасности. Чтобы обеспечить запас прочности при работе якорной лебедки, лебедка должна иметь возможность полностью поднимать или опускать головку якоря на любой скорости в заданном рабочем диапазоне оборотов.
Кроме того, максимальный крутящий момент, прикладываемый к цепному колесу или якорному барабану в любое время, всегда должен безопасно находиться в пределах рабочих диапазонов, а не на предельном значении.
Кроме того, расположение брашпиля всегда должно находиться в безопасной рабочей среде. Например, если брашпиль или ящик для цепи расположены на палубе внутри камеры, должны быть предусмотрены надлежащие условия для вентиляции удилища.
Существует высокая вероятность роста микроорганизмов на звеньях при хранении цепи в темном и закрытом помещении.
Чтобы избавиться от любых отходов или организмов на цепи, к магистральному трубопроводу прикрепляются небольшие шланги, так что цепь, протянутая в отсек для цепи, очищается.
Связанное чтение: Важные моменты по обслуживанию брашпиля
Наряду с этим, если установка хранится внутри деки, существует вероятность перекручивания звеньев цепи и запутывания всей установки. Таким образом, должны быть предусмотрены достаточные условия для разделения отдельных ссылок и остановки всего процесса.
Если брашпиль установлен на палубе полубака, высока вероятность того, что ветер и волны могут повредить чувствительное оборудование на борту.
Таким образом, когда якорная лебедка не используется, она должна быть покрыта или защищена водонепроницаемыми и изолирующими материалами. Это включает в себя брезент, прикрепленный к палубе, или усиленный кожух из полиэстера.
Кроме того, различные трубы и компоненты брашпиля должны быть достаточно освещены и разграничены, чтобы предотвратить любые несчастные случаи из-за их нестандартного расположения.
Любые острые края, которые могут соприкасаться с персоналом или пассажирами, должны быть отшлифованы до приемлемого радиуса кривизны. Следуя этим строгим протоколам безопасности, можно безопасно использовать якорь для брашпиля, не вызывая несчастных случаев.
Отказ от ответственности: Мнения авторов, выраженные в этой статье, не обязательно отражают взгляды Marine Insight. Данные и диаграммы, если они используются в статье, были получены из доступной информации и не были подтверждены каким-либо установленным законом органом. Автор и компания Marine Insight не претендуют на точность и не несут за это никакой ответственности. Взгляды представляют собой только мнения и не представляют собой каких-либо руководящих указаний или рекомендаций относительно какого-либо курса действий, которым должен следовать читатель.