Биографии великих и известных людей. Евгений патон


Евгений Оскарович Патон: краткая биография

По-настоящему выдающаяся личность остается в памяти людей даже спустя много лет после собственной смерти. В особенности это касается таких персон, работы которых радуют нас и по сей день. Одним из таких известных ученых нашей родины является Евгений Оскарович Патон, биография которого и будет детально изучена в статье.

Общая информация

Будущий талантливейший инженер и новатор появился на свет 4 марта 1870 года во французском городе Ницце. Его отец был русским консулом и являлся гвардейским полковником в отставке. Помимо Евгения, в семье еще росли четверо мальчиков и две девочки.

С самых ранних лет Евгений Оскарович Патон увлекался практическим применением точных наук. Молодого человека не интересовали сухие цифры, а привлекали те вещи, которые получались в итоге на основе этих расчетов.

Образование

После того как герой статьи окончил гимназию в немецком Штутгарте, он принял решение поступить в Дрезденский политехнический институт. Это учебное заведение Евгений окончил в 1894 году. Причем уже на последних курсах этого вуза Евгений Оскарович привлекался к решению многих сложных технических задач и реализации проектов. Получив диплом, Патон был нарасхват, так как его приглашали работать многие немецкие компании, но он выбрал для себя возвращение на историческую родину – в Российскую империю.

Отчизна встретила молодого парня не слишком тепло: его германский диплом не котировался в России, и он был вынужден стать студентом Петербургского института путей сообщения, где за год сдал 12 экзаменов и 5 курсовых проектов. В конечном счете Евгений Оскарович Патон, фото которого можно увидеть в статье, выпустился из стен вуза, благополучно защитив дипломную работу по новой методике расчета ферм.

Трудовая деятельность

Выйдя из стен российского института, талантливый инженер стал сотрудником технического отдела службы путей на Николаевской железной дороге. На своем посту Патон занимался проектированием мостов и металлических перекрытий. Этой работе мужчина отдал без малого десять лет. Параллельно он был лектором в инженерном училище Москвы, издал двухтомный учебник и даже получил звание профессора.

В 1904 году Евгений Оскарович Патон возглавил кафедру мостов в Киевском политехническом институте по личному приглашению тогдашнего ректора Зворыкина.

За этот период своей жизни ученый успел довольно много: спроектировал мосты для Тбилиси, два моста через реку Рось, один мост для пешеходов через Петровскую аллею. Также вышли еще несколько учебников.

Во время Первой мировой войны Патон активно работал с военными. Благодаря ему русская армия получила специальные разборные мосты - как шоссейные, так и железнодорожные. И даже гражданская война не заставила ученого покинуть Киев, несмотря на то что город несколько раз переходил из рук в руки противоборствующих сторон. Более того, Евгений Оскарович лишился родного брата, которого расстреляли, но и эта трагедия не вынудила инженера эмигрировать.

В 1920 году Патон создал Киевскую мостоиспытательную станцию, на базе которой студенты получали необходимый практический опыт.

В 1929 году выдающийся научный деятель был выдвинут в качестве кандидата в члены Академии наук Украины.

Новатор

В 1929 году биография Патона Евгения Оскаровича пополнилась еще одним интересным фактом – он увлекся электрической сваркой металлов. В то время в СССР эта отрасль еще не была сильно развита, и ученый лично разработал специальную программу для разрешения проблем сварочных работ. В связи с тем что советские вузы не готовили сварщиков, Патон создал на базе Киевского политехнического института кафедру сварки, которую сам и возглавил. В 1934 году именно лаборатория Евгения Оскаровича оказалась первой и единственной на тот момент в мире, где подробно изучались все тонкости сварки.

В 1932 году академик разработал автоматическую сварочную головку для выполнения сварки открытой дугой. А еще через два года ученый создал первый на планете Институт сварки. В возрасте 70 лет Патон открыл тайны электрической сварки под флюсом. А на базе Днепровского завода металлоконструкций сбылась давняя мечта Евгения Оскаровича – мостостроение и сварка плотно переплелись, так как предприятие начало выпуск балок для мостов цельносварочной конструкции.

Евгений Оскарович Патон и сталинизм – это отдельная тема, но даже эпоха тотальных чисток не коснулась ученого. В период Великой Отечественной войны академик трудился в Нижнем Тагиле, где смог освоить автоматическую сварку брони танков, за что получил звание Героя Социалистического труда.

Конец жизни

Евгений Оскарович Патон после возвращения в Киев вновь стал у руля Института электросварки. В 1962 году ученый завершил работы по созданию автомобильного моста через реку Неман. В 1950-1953 годах академик построил мост через Днепр без применения заклепок.

Скончался легендарный профессор 12 августа 1953 года и был предан земле в Киеве.

fb.ru

Биография Евгения Патона - биография Патона Е.О.

Дата рождения: 4 марта 1870 годаМесто рождения: Ницца, ФранцияДата смерти: 12 августа 1953 годаМесто смерти: Киев, СССР

Евгений Оскарович Патон – советский ученый в области сварки.

Евгений Патон был рожден 4 марта 1870 в Ницце. Отец Евгения был русским консулом во Франции. Евгений закончил обучение в Дрезденском Политехническом институте.

Вернулся в Петербург уже именитым инженером-строителем с проектом Дрезденского вокзала. В Петербурге выучился на инженера путей сообщения в области строительства железнодорожных мостов.

Занимался статикой и конструированием мостов, применял расчеты и сам их сформулировал для возведения клепаных мостов. На его счету более 50 построенных таких мостов.

В 1899-1904 был преподавателем в Московском инженерном училище путей сообщения, а в 1904-1938 в Киевском политехническом институте. В 1929 стал создателем сварочной лаборатории и Электросварочного комитета.

С 1929 по 1933 руководил этими проектами, а в 1934 объединил в их одно и создал Институт электросварки в Киеве, где и работал директором до конца жизни.

С 1929 по 1931 исследовал прочность сварных конструкций. Также применил положения и принципы сварки. В 1941-1943 разработал специальную технологию сварки для спецвидов стали, изучал горение и свариваемость, создал принципиально новые сварные конструкции. Благодаря ему в оборонной промышленности стали применяться новые виды сварки и материалов.

Ему принадлежит заслуга увеличение количества выпускаемых танков Т-34, так как он посоветовал использовать новый вид сварки. Благодаря ему также стали появляться автоматы скоростной сварки. После войны стал главой исследований по новым сварочным видам.

Ему принадлежат проекты более 100 мостов, а самым известным его творением является мост Патона в Киеве через Днепр.

С 1946 по 1953 являлся депутатом в Верховном Совете. Также он организовал школу мостостроителей. В 1943 стал Героем социалистического труда. 12 августа 1953 умер.

Достижения Евгения Патона:

• Более 150 построенных мостов• Достижения в области сварки, новые принципы работы• Сталинская премия и несколько орденов

Даты из биографии Евгения Патона:

4 марта 1870 года – родился в Ницце1894 год – закончил Дрезденский политехнический институт1896 год – закончил Институт инженеров железнодорожного сообщения в Петербурге1934 год – создал Институт сварки12 августа 1953 года - смерть

Интересные факты Евгения Патона:

• Его имя сейчас носит созданный им институт сварки, астероид, техникум и улицы в ряде городов• Имел 4 братьев и 2 сестры• Был женат, воспитал 2 сыновей• В 1940 году стал заслуженным деятелем науки

the-biografii.ru

Патон Евгений Оскарович

Персоналии - Патон Евгений Оскарович

Советский учёный в области сварки и мостостроения, руководитель Института сварки, который ныне носит его имя

Патон Евгений Оскарович

[20.2(4.3). 1870, Ницца, — 12.8.1953, Киев]

Евгений Оскарович Патон известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов. В частности, он сформулировал принципы расчёта и построения клёпаных мостов. Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50-ти проектов железных клёпаных мостов.

Родился в Ницце в семье российского дипломата, Патона Оскара Петровича. Супруга — Будде Наталья Викторовна. Имеет двух сыновей: Владимир Евгеньевич Патон (1917 г. рожд.) и Борис Евгеньевич Патон (1918 г. рожд.).

В 1894 году окончил Дрезденский политехнический институт (Германия), а в 1896 году — Институт Корпуса инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург).

Преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения (1889—1904) и в Киевском политехническом институте (1904—1938).

В 1925 г. по проекту Е. О. Патона в Киеве был создан Мост имени Евгении Бош (с использованием фрагментов прежнего Николаевского цепного моста, взорванного поляками, однако с совершенно новой конструкцией).

В 1929 году основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933).  В 1934 на их базе создан Институт электросварки АН УССР в Киеве. Этот институт он возглавлял до конца жизни.

В 1929—1938 годах им проведён ряд первичных исследований прочности и эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период Евгений Патон сформулировал основные положения по технологическим основам дуговой сварки.

В 1941—1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков Т-34 в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.

В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий.

Становится автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них один из крупнейших мостов мира — цельносварной мост через Днепр, расположенный в Киеве, известный в настоящее время как Мост Патона.

В 1946—1953 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Евгений Оскарович Патон создал школу мостостроителей. В 1934 году он впервые в мире создает специализированный Научно-исследовательский институт электросварки. В настоящее время этот институт, входящий в систему Национальной академии наук Украины, носит его имя.

См. также:

www.autowelding.ru

Патон, Евгений Оскарович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Патон.

Евге́ний Оскарович Пато́н (4 марта[1][2], по другим данным — 5 марта[3]1870, Ницца, Франция — 12 августа 1953, Киев) — советский учёный-механик и инженер, работавший в области сварки, мостостроения и строительной механики. Руководитель Института электросварки, который с 1953 года носит его имя. Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии.

Евгений Оскарович Патон известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов (в частности, им сформулированы принципы расчёта и построения клёпаных мостов). Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50 проектов железных клёпаных мостов[2].

Евгений Оскарович Патон родился в Ницце в семье русского консула, бывшего гвардейского полковника Оскара Петровича Патона. Всего в семье О. П. Патона было семеро детей: пять сыновей и две дочери[2].

В 1894 году окончил Дрезденский политехнический институт (Германия), а в 1896 году — Институт инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург)[2][3].

Преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения (1899—1904) и в Киевском политехническом институте (1904—1938)[3], Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта (Киевский транспортно-технологический колледж, г. Киев, улица Винницкая 10).

В 1934 г. Е. О. Патон создал в Киеве Институт электросварки АН УССР, директором которого оставался до конца жизни[3].

В 1946—1953 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Умер 12 августа 1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище (в 1954 г. установлен надгробный памятник из бронзы и гранита работы архитектора А. М. Милецкого)[4].

Профессиональная деятельность[править]

В 1925 году по проекту Е. О. Патона в Киеве был создан Мост имени Евгении Бош (с использованием фрагментов прежнего Николаевского цепного моста, взорванного польскими интервентами, однако с совершенно новой конструкцией).

В 1929 году основал в Киеве сварочную лабораторию и Электросварочный комитет[3]. Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933), на базе которых и был в 1934 г. создан Институт электросварки[2].

В 1929—1938 годах Е. О. Патоном проведён ряд первичных исследований прочности и эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период Евгений Оскарович Патон сформулировал основные положения по технологическим основам дуговой сварки[2].

Памятник Е. О. Патону в Киеве

В 1941—1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков «Т-34» в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка «Т-34» в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие[5].

В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий[3].

Становится автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них — один из крупнейших мостов мира: расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр[2], известный в настоящее время как Мост Патона.

Евгений Оскарович Патон создал школу мостостроителей. В 1934 году он впервые в мире создаёт специализированный Научно-исследовательский институт электросварки. В настоящее время этот институт, входящий в систему Национальной академии наук Украины, носит его имя[2].

Супруга — Наталья Викторовна Будде. Имел двух сыновей: Владимир Евгеньевич Патон (18 марта 1917 — 28 февраля 1987) и Борис Евгеньевич Патон (род. 1918)[2][3].

Е. О. Патон на марке Почты СССР

Звания и должности[править]

  1. Патон Е. О. Железные мосты: В 4-х т. — М.; Киев: 1902—1907.
  2. Патон Е. О. Восстановление разрушенных мостов. — Киев: 1918. — 135 с.
  3. Патон Е. О. Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса. — 2-е изд. — М; Л.: Машгиз, 1941. — 112 с.
  4. Патон Е. О. Избранные труды: В 3-х т. — Киев: Изд-во АН УССР, 1959—1961.
  5. Патон Е. О. Воспоминания: Лит. запись Ю. Буряковского. — Киев. Гослитиздат УССР, 1955. — 324 с.
  6. Патон Е. О. Воспоминания. — М. «Молодая гвардия», 1958. — 368 с. — (ЖЗЛ; Вып. 258). — 25 000 экз.
  1. ↑ Статья о Евгении Оскаровиче Патоне в Большой советской энциклопедии.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,52,62,72,8 Биография Евгения Патона на сайте «Солдаты XX века»
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,53,6 Биография Евгения Патона на сайте института его имени
  4. ↑ Жадько В. О.  Некрополь на Байковій горі. — Киев: Фенікс, 2008. — 312 с. — ISBN 978-966-8567-13-1. — С. 97—98, 266.
  5. ↑ Васильева Л. Н., Желтов И. Г., Чикова Г. Ф.  Правда о танке Т-34. — М.: Региональная культурно-просветительская общественная организация «Атлантида — XXI век», 2005. — 480 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-93238-079-9. — С. 186—192.
  6. ↑ JPL Small-Body Database Browser on 2727 Paton

 Патон, Евгений Оскарович. Сайт «Герои Страны».

wp.wiki-wiki.ru

Евгений Патон | Умный сайт

     Евгений Оскарович Патон родился 20 февраля (4 марта) 1870 г. в Ницце (Франция).

Его отец, Оскар Петрович Патон, получив хорошее инженерное образование, в 1865 г. был направлен в качестве консула в Ниццу. Помимо подчинения Министерству иностранных дел, русские консулы обязаны были выполнять поручения других министерств и ведомств. В частности, от них требовалось освещать в ежегодных отчетах промышленное, торговое, финансовое и экономическое положение их консульского округа, обращать внимание на научные и технические нововведения.

Мать, Екатерина Дмитриевна Патон, урожденная Шишкова, занималась воспитанием детей, которых было семеро — пятеро сыновей и две дочери.

Родители со всей ответственностью подходили к организации жизни детей. Как вспоминал позже Евгений Оскарович, их непрестанные хлопоты были направлены на то, чтобы в чужой стране дети «не выросли иностранцами без роду, без племени». Особое внимание уделялось младшему сыну. Оскар Петрович мечтал вырастить из него инженера: рассказывал о своем учителе, одном из первых российских инженеров, ставшем академиком, — Станиславе Валериановиче Кербедзе. Именно Кербедзу принадлежит проект первого постоянного металлического моста через Неву в Петербурге, возведенному в середине XIX в. Перила для него разработал архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова. У правого берега реки был устроен разводной пролет, через который пропускали морские суда. Позже мост реконструировали, сейчас он носит имя лейтенанта П. П. Шмидта.

Увлеченные рассказы отца рано начали формировать круг интересов сына. Оскар Петрович полагал, что система образования и воспитания в Германии более строгая и лучше готовит к жизни, нежели обучение во Франции. Поэтому определил его в реальную гимназию в Штутгарте. Занятия шли по интенсивной программе — до семи уроков ежедневно, по математике, физике, химии, естественной истории и языкам. Завершил гимназическое образование Евгений в Бреславе, куда перевели отца. А далее — инженерное отделение Дрезденского политехнического института, известного тогда своей сильной мостостроительной школой. Причины выбора именно этой профессии Евгений Оскарович объяснял так: «Мне нравятся точные науки не сами по себе, а возможность их применения на практике. Абстрактные числа и формулы — не для меня. Другое дело увидеть эти формулы и ряды цифр воплощенными в строительных конструкциях. А мосты — один из самых интересных видов таких конструкций». Еще ранее, в гимназии, Евгений говорил своим товарищам: «В России, на моей родине, сейчас идет большое строительство железных дорог. Взгляните на эту карту. Тысячи больших и малых рек! К тому времени, когда я закончу институт, каждый знающий мостовик в России будет очень нужным человеком». Преподававший в институте профессор Вильгельм Френкель, специалист мирового уровня, заметил способного студента. После окончания Евгением в 1894 г. института он пригласил его к себе ассистентом на кафедру мостостроения. Одновременно Патон начал работать инженером по перестройке Дрезденского железнодорожного узла и, по его словам, «спроектировал около 62 500 пудов железных конструкций». Затем ему предложили работу в Оберхаузенде на Рейне, на крупнейшем в Германии мостостроительном заводе. Однако, несмотря на открывшиеся перспективы, Евгения Оскаровича тянуло в Россию. «Я внимательно присматривался ко всему, всюду искал то полезное, что можно почерпнуть из практики, и упорно думал все о том же — о переезде в Петербург, о русском дипломе… Мечтал горячо и видел в своем воображении далекие беспредельные просторы России, нескончаемые, уходящие к горизонту стальные нити рельсов и ажурные красавцы-мосты, соединяющие берега могучих и полноводных русских рек», — вспоминал он позже. Но без диплома русского высшего учебного заведения в России невозможно было работать по специальности. Поэтому в июле 1895 г. он подает прошение в российское Министерство путей сообщения «о допущении к проверочному испытанию». Осенью 1895 г., приехав в Петербург, Евгений Патон становится студентом Института инженеров путей сообщения. Сдав экзамены по 12 предметам, составлявшим разницу между немецким и российским вузами, он успешно защитил 5 (!) дипломных проектов, в том числе проект моста, и в мае 1896 г. получил долгожданный отечественный диплом инженера. Л. Д. Проскуряков, профессор института, ученый-мостостроитель, по проектам которого созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др., пожимая руку Евгению, сказал: «Ваш дипломный проект моста, господин Патон, выделяется среди других своей новизной. Я с удовольствием присутствовал при его защите в комиссии министерства».

В 1896 г. Е. О. Патон приступил к проектированию мостов и металлических перекрытий в техническом отделе службы пути Николаевской (позднее Петербургско-Московской) железной дороги, совмещая эту работу с педагогической деятельностью.

В мае 1901 г. на заседании совета Петербургского института инженеров путей сообщения Е. О. Патон защитил диссертацию на тему «Расчет ферм с жесткими соединениями».

Он — ученый и практик. Ему есть что сказать другим — коллегам, студентам, работающим специалистам. В 1902–1904 гг. выходит первое издание его фундаментального труда «Железные мосты» (в двух томах).

Но прощай, северная столица! 14 октября 1904 г. Е. О. Патон единогласно был избран инженерным факультетом Киевского политехнического института на должность профессора на кафедре мостов. Два года спустя, в 1906 г., он уже декан. Так начался киевский, самый плодотворный период жизни ученого.

В 1921–1931 гг. он возглавляет Киевскую мостостроительную станцию. По его проектам построено свыше 35 железных клепаных мостов через реки Сож, Тясмин, Днепр, Куру (Мухранский мост в Тбилиси) и др.

В 1929 г. Е. О. Патон избран действительным членом Академии наук УССР. В том же году он организовывает Электросварочную лабораторию и Электросварочный комитет при Академии наук республики для проведения научно-исследовательских работ по электросварке. Под руководством ученого осуществляется целая серия оригинальных поисковых экспериментов по исследованию прочности и надежности сварных соединений, а также сравнение их с клепаными… На долгие годы целью его научных разработок становится создание механизированного и автоматизированного сварочного оборудования, которое по производительности и качеству шва могло бы соперничать с ручной сваркой. Понимая неразрывную связь научных проблем, инженерных задач и производственных целей, Е. О. Патон всю свою энергию направляет на организацию научно-исследовательского института. И добивается своего. В 1933–1934 гг. на базе Электросварочной лаборатории Создается первый в мире Институт электросварки АН УССР. Директором и научным руководителем института утвержден академик Е. О. Патон. Думая о кадрах, в 1935 г. он открывает кафедру сварки в КПИ.

В 1939 г. он с группой учеников и сотрудников Института электросварки создает метод скоростной автоматизированной сварки под слоем флюса, названный позднее в его честь «методом Патона». В марте 1941 г. за эти разработки ученому присуждается Государственная премия СССР.

В начале 40-х годов все ладилось в жизни Евгения Оскаровича. Внедрялась в производство его автоматизированная сварка под флюсом, до июня 1941 г. метод Патона уже освоили на 18 заводах страны. Заканчивали получение высшего образования сыновья — Владимир (1917 г. рождения) и Борис (1918-го), которые должны были стать надежными помощниками и продолжателями его дела. Но внезапно мирные трудовые будни перечеркнула война.

Евгений Оскарович вместе с институтом эвакуируется на Урал. Уже в январе 1942-го прочные сварные швы скрепляли броню знаменитого танка Великой отечественной Т-34. Прямо с конвейера они шли на фронт отстаивать в боях честь и независимость родной земли. Именно «тридцатьчетверка», выпущенная на Уральском заводе, застыла на постаменте в Киеве в ознаменование освобождения столицы Украины. Все швы его башни и бронированного корпуса выполнены автоматизированной сваркой под флюсом. Метод Патона тоже громил врага!

В 1943 г. Евгению Патону присваивают звание Героя Социалистического труда с формулировкой: за выдающиеся достижения, ускорившие производство танков и металлоконструкций.

Наконец освобожден Киев. Евгений Оскарович готовится в дорогу. Домой, домой! Он возвратился в июле 1944-го. Силы и энергия теперь отданы самому срочному делу, без преувеличения, второму рождению его родного Института, разграбленного и разрушенного. Параллельно нужно вести проектные работы по восстановлению взорванных гитлеровцами мостов.

В 1945 г. его избирают вице-президентом Академии наук Украины, а Институту электросварки присваивают (еще при жизни его организатора и бессменного директора!) имя Е. О. Патона.

Почти в 80 лет он предлагает идею цельносварного автодорожного моста через Днепр в Киеве. Уникальность этого, разработанного во всех деталях проекта, — в размерах сооружения. В натуре это 20 пролетов (по 58 метров между опорами) и 4 судоходных пролета на главном русле (по 87 метров). Общая длина — 1492 метра, вес — 10 тысяч тонн. 90 % заводских и монтажных сварных швов выполнены автоматической и полуавтоматической сваркой под флюсом. Строительство началось в декабре 1951 г. и было завершено в октябре 1953 г. Однако не суждено было ученому, в соответствии с давней традицией, первому пройти по мосту.

Евгений Оскарович Патон умер 12 августа 1953 г., не дожив до знаменательной даты — открытия моста — менее трех месяцев.

Но дело выдающегося ученого продолжается в трудах талантливого коллектива Института электросварки, который так и называют в народе — патоновский. Научно-инженерная школа, сформированная и выпестованная ученым, интенсивно развивается далее под руководством его сына, президента Академии наук Украины, академика Бориса Евгеньевича Патона.

Мосты — это всегда большие и неутомимые труженики, у них нет ни праздников, ни выходных. Они работают круглосуточно, при любой погоде и в любое время года. Много их оставил в наследство грядущим поколениям Евгений Оскарович Патон. Но есть среди них один — Парковый, построенный в 1904 г. в Киеве, удивительно романтичный, легкий и изысканный. Хочется назвать его ласково — мостик, такой он бесплотный, нежный и невесомый, хотя абсолютно прочный и надежный. Переброшенный через Парковую аллею, он как будто призван соединять и не разлучать, недаром в народе его называют Мостом влюбленных. А какой чудесный вид открывается с него! На Труханов остров, Дарницу и Заднепровье, на Днепр, по которому плывут корабли и снуют прогулочные речные трамвайчики. Этот воздушный мост, созданный инженерной мыслью, можно считать еще одним замечательным подарком Мастера, умевшего радоваться жизни и восхищаться непреходящей красотой вечно молодого Киева.

smartwebsite.ru

Евгений Оскарович Патон - reda1ien

Евгений Оскарович Патон родился 20 февраля (4 марта) 1870 года в городе Ницца (Франция).Из дворян. Сын русского дипломата, бывшего тогда консулом в Ницце, бывшего полковника гвардии. Получил блестящее домашнее образование.

В 1892–1893 годах призывался на службу в Российскую армию, служил в артиллерийских частях Киевского военного округа в звании «фейерверкер». Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии (1894) по специальности инженер-¬строитель и Петербургский институт инженеров путей сообщения в России (1896), как специалист по сооружению мостов.

В 1904 году ученый переехал в Киев. В 1904-1912 годах профессор Е.О.Патон декан инженерного факультета в Киевском политехническом институте. Преподавал в институте до 1938 года. В 1896-1929 годах Е.О.Патон создал множество проектов мостов, в том числе Мухранский мост в Тбилиси, шоссейные мосты через реки Сож, Рось, Днепр и ряд железнодорожных мостов. Патон заложил основы новой отечественной школы мостостроения. За выдающиеся заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук Украинской ССР (1929).

Основой школы мостостроения Е.О.Патона было целесообразное проектирование, удешевление проектов и строительства мостов за счет новаций в области конструктивных форм и экономичности использования металла. Академик Патон первым начал разрабатывать проекты стальных разборных мостов оригинальной конструкции. Такие мосты активно использовались русской армией в первой мировой войне под названием «мостов Патона».

В 1929 году произошел существенный поворот в научной деятельности академика Патона. Он приступил к разработке проблем электрической сварки металлов. Это связано с началом массовой индустриализации СССР, сразу выявившей недостатки клепки металлов, повсеместно применявшейся в народном хозяйстве. Сварка имела неоспоримые преимущества перед клепкой, но её проблемы в СССР совершенно не были разработаны, в этом отношении страна отставала от Запада на десятилетия.

В 1929 году Е.О.Патон основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет в Киеве и был их руководителем в 1929-1934 годах. В 1934 году на базе лаборатории и комитета академик Патон организовал первый в мире Институт электросварки Академии наук УССР в Киеве, который с 1945 года носит его имя, и был его директором в 1934-1953 годах.

Сам академик в возрасте 70 лет он изобрел новый способ сварки под флюсом (до наших дней это основной способ сварных работ при прокладке газопроводов). Во время Великой Отечественной войны вместе с институтом Е.О.Патон был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил.

Там он приступил к срочной работе для нужд обороны Родины, возглавил разработку технологии сварки военной бронетехники и специальных сталей, а также автоматизированной сварки. Этот метод в массовом порядке применялся на заводах «Танкограда», что позволило кардинально сократить сроки изготовления танков и другой броневой техники.

Прочность «швов Патона» в разы превышала прочность сварочных швов любого иностранного танка. При попадании снарядов в танки, сваренные по методу Патона, разрушалась броня, но сварочные швы даже в сантиметре от сквозной пробоины оставались невредимы. Производительность труда на сварке узлов танков в среднем повысилась более чем в 5 раз. Аналог патоновского способа сварки брони под флюсом был запущен на заводах США только в 1944 году, а гитлеровская Германия так и не смогла создать ничего подобного.

За выдающийся вклад в укрепление обороноспособности страны в трудных условиях военного времени, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1943 года Патону Евгению Оскаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Летом 1944 года Е.О.Патон вернулся из эвакуации в Киев и возглавил восстановление Института электросварки. В послевоенные годы много времени уделял совершенствованию процесса автоматизации сварки. В 1950 году он руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр в Киеве, который был создан без единой заклепки.

В последние годы жизни Е.О.Патон занимался исследованием сварки в углекислом газе. Всего по проектам выдающегося ученого построено свыше 50 клепаных и свыше 100 сварных металлических мостов, а если учесть построенные по созданным им типовым проектам, этот счет пойдет на многие сотни. Большинство из мостов Патона, уцелевших в годы войны, безаварийно служат людям и по сей день. Умер 12 августа 1953 года.

С 1935 года – бессменный член Президиума Академии наук Украинской СССР. В 1945-¬1952 годах был вице¬-президентом Академии наук Украинской СССР. Депутат Верховного Совета СССР 2¬3 созывов (1946¬-1953). Лауреат Сталинской премии СССР (1941). Доктор технических наук. Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1943), орденами Трудового Красного Знамени (1940), Отечественной войны 1¬й степени (1945), Красной Звезды (1942), медалями.

reda1ien.livejournal.com

Патон, Евгений Оскарович - это... Что такое Патон, Евгений Оскарович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Патон.

Евге́ний Оскарович Пато́н (4 марта[1][2], по другим данным — 5 марта[3]1870, Ницца, Франция — 12 августа 1953, Киев, УССР) — украинский и советский учёный в области сварки и мостостроения, руководитель Института сварки, который ныне носит его имя. Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии.

Евгений Оскарович Патон известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов. В частности, он сформулировал принципы расчёта и построения клёпаных мостов. Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50-ти проектов железных клёпаных мостов.[2]

Биография

Семья

Родился в Ницце в семье русского консула, бывшего гвардейского полковника Оскара Петровича Патона, в семье было семеро детей, пять братьев и две сестры.[2]

Супруга — Будде Наталья Викторовна. Имел двух сыновей: Владимир Евгеньевич Патон (род. 1917) и Борис Евгеньевич Патон (род. 1918).[2][3]

Образование

В 1894 году окончил Дрезденский политехнический институт (Германия), а в 1896 году — Институт Корпуса инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург).[2][3]

Профессиональная деятельность

Преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения (1899—1904) и в Киевском политехническом институте (1904—1938).[3]

В 1925 году по проекту Е. О. Патона в Киеве был создан Мост имени Евгении Бош (с использованием фрагментов прежнего Николаевского цепного моста, взорванного поляками, однако с совершенно новой конструкцией).

В 1929 году основал сварочную лабораторию и Электросварочный комитет.[3] Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933).[2] В 1934 на их базе создан Институт электросварки АН УССР в Киеве. Этот институт он возглавлял до конца жизни.[3]

В 1929—1938 годах им проведён ряд первичных исследований прочности и эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период Евгений Патон сформулировал основные положения по технологическим основам дуговой сварки.[2]

Памятник Е. О. Патону в Киеве

В 1941—1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков «Т-34» в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка «Т-34» в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.[4] В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий.[3]

Становится автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них один из крупнейших мостов мира — цельносварной мост через Днепр, расположенный в Киеве.[2], известный в настоящее время как Мост Патона.

В 1946—1953 годах был депутатом Верховного Совета СССР.

Научная школа

Евгений Оскарович Патон создал школу мостостроителей. В 1934 году он впервые в мире создает специализированный Научно-исследовательский институт электросварки. В настоящее время этот институт, входящий в систему Национальной академии наук Украины, носит его имя.[2]

Память

Патон Е. О. на марке Почты СССР
  • Имя Е. О. Патона носит Научно-исследовательский институт электросварки, основу коллектива которого составляют его ученики.
  • Патоны — название астероида 27-27.
  • В 1963 году в честь Патона была выпущена марка «Почты СССР».
  • Мост Патона в Киеве.
  • Во Львове одна из улиц названа в честь Патона
  • Одна из улиц названа в честь Патона в г.Нижний Тагил
  • Также имя Е. О. Патона носит Днепропетровский техникум сварки и электроники

Звания и должности

Награды

Публикации

  1. Патон Е. О. Железные мосты: В 4-х т. — М.; Киев: 1902—1907.
  2. Патон Е. О. Восстановление разрушенных мостов. — Киев: 1918—135 с.
  3. Патон Е. О. Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса. — 2-е изд. — М; Л.: Машгиз, 1941. — 112 с.
  4. Патон Е. О. Избранные труды: В 3-х т. — Киев: Изд-во АН УССР, 1959—1961.
  5. Патон Е. О. Воспоминания: Лит. запись Ю.Буряковского. — Киев. Гослитиздат УССР, 1955. — 324 с.
  6. Патон Е. О. Воспоминания. — М. «Молодая гвардия», 1958. — 368 с. — (ЖЗЛ; Вып. 258). — 25 000 экз.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru