Сусальное золото. Золочение сусальным золотом. Покрытие сусальным золотом


видео как наносить материал, технология, как работать с ним

Содержание статьи:

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Производство сусали

Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

Позолота сусаль

Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

Упрощенная технология

Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

Современные технологии

Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

golden-inform.ru

Золочение, покрытие сусальным золотом - цена

Сусальное золочение – технология обработки поверхности покрытия из сусального золота. Для художественного оформления различных рам и багетов с давних пор применяется золочение сусальным золотом. Этот вид декорирования придает элементам аристократичную роскошь, позволяет выделить элемент, или напротив, вписать его в убранство помещения. Сусальное золото – для отделки является наитончайшим материалом, отчего отделка вашего дома станет уникальной. Тонкость листа сравнима с легкой нитью паутины. Огромный плюс в долговечности метала и отсутствии коррозийного влияния на золото, в отличии от других отделок. Современные технологии улучшают в каждым годом процесс изготовления листов сусального золота, но даже наши предки промышляли данным оздоблением, путем ручного труда.

Производство

Мягкость золота позволяет с ним работать в удобной форме. На производстве отливается брусок и раскатывается наименьшей толщины. Следующим шагом происходит разрез на мелкие полоски и далее подрезается на небольшие квадраты. Сложив все в стопку, золото обрабатывается молотом, около двух тысяч ударов утончают слой до 1-2 микрон на каждом листе. Образующиеся расплющенные квадратики укладываются в книжку или на ткань. Так, покрытие сусальным золотом имеет два вида доставки:

  • Книжка, из которой лист можно вынимать дуновением;
  • Трансферт, нанесение листа на тканевую бумагу, которая удаляется после приклеивания золотого покрытия.

Что представляет собой этот вид декорирования

В отличие от недорогой имитации, покрытие сусальным золотом подразумевает нанесение драгоценного метала на поверхность. Само по себе сусальное золото представляет собой тончайшие листы с толщиной до долей микрон, состоящие из металлического сплава с высоким содержанием драгоценного металла. И чем толще оказывается лист, тем больше карат золото содержится в нем. Поскольку драгметалл обладает высочайшей ковкостью и пластичностью, золочение получается без дефектов: трещин, замятий или разломов. Однако только профессионалу оказывается под силу выполнить сусальное золочение, поскольку именно пластичностью может сыграть «злую шутку» с новичком — при не аккуратном обращении он будет стремиться к замятиям.

Сама по себе технология не изменилась с прежних веков, хотя материалы по своему качеству и свойствам «шагнули» далеко вперед. И все-таки, как и прежде, золочение сусальным золотом включает в себя:

  • подготовка поверхности. Устраняются все грубые недочеты — трещины, сколы. Поверхность выравнивается специальной шпатлевкой, где необходимо — стачивается специальными инструментами;
  • грунтование. Для грунтовки используют необходимый оттенок, который оказывает влияние на конечный вид. Чаще всего прибегают к теплым и светлым тонам, что подчеркивает красоту золоченой поверхности;
  • вышкуривание. После того, как последний слой грунта полностью высох поверхность вышкуривается самой мелкой шкуркой для устранения даже микроскопической шагрени;
  • лакировка. Мастер должен обеспечить полную «зеркальность» поверхности, для чего используются высококачественные лаки. Наносится лак в несколько слоев для устранения минимального шанса образования потеков;
  • полировка. С высохшего лака удаляются пылинки, прочие артефакты, которые могут привести к браку золочения;
  • непосредственно сусальное золочение. Нанесение золотого покрытия.

Реставрация сусальным золотом

Сусальное золочение может использоваться в целях реставрации. Речь идет о тех случаях, когда нужно восстановить позолоту на старинных предметах или дополнительно облагородить изделия, которые не имели покрытия золотом. В обоих случаях реставрация сусальным золотом придает изделию, а вместе с ним и интерьеру более интересный и дорогой внешний вид. Большим плюсом использования золота в реставрации является и то, что оно не окисляется, не тускнеет и не теряет своих высоких качеств в течение долгих лет.

На покрытие сусальным золотом цена зависит во многом от истинного веса драгметалла. Однако большое значение оказывает и сложность рельефа, и общая покрываемая площадь и, конечно же, исходное качество поверхности. Покрытие сусальным золотом – цена вопроса очень высока, однако качество и результат порадуют любого.

Уровень детализации Материал Стоимость
Плоские тяги шириной до 4 см. ваш материал от 400р / п.м.
материал + поталь от 500р / п.м.
материал + золото от 1 100р / п.м.
Средняя детализация с элементами больше 4 см. без материала от 2 100р / кв.м.
материал + поталь от 3 500 / кв.м.
материал + золото от 18 100р / кв.м.
Высокая детализация со сложными многосоставными элементами без материала от 3 200р / кв.м.
материал + поталь от 4 500р / кв.м.
материал + золото от 22 200/ кв.м.

 

Уточнить стоимость

Примеры золочения сусальным золотом:

 

Телефон: +7 (499) 242-57-87 с 11 до 19 в будние дни, с 11 до 17 в субботуТелефон: +7 (985) 924-39-44 с 9 до 22 часов, без выходных

Ramer 2018 ©

Адрес: Москва, 3-я Фрунзенская улица, дом 7, подъезд 1Email: [email protected]

www.firmaramer.ru

Технология золочения. Нанесение сусального золота. Золочение на полимент.

Золочение - нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию - поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение - это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.       Технология золочения - это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта. Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.      Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт - полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века. Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент:

1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).

7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть). Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.

8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.

9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.

10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.

Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.

1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.

Купить материалы для золочения вы можете в категории Золочение в Интернет-Магазине.

Смотрите также страницы о Золочении:- Поталь. Имитация сусального золота.- Клей для сусального золота и потали: мордан, мездровый, рыбий, костный.- Грунт для сусального золота и потали: левкас, полимент. - Финишные покрытия для сусального листа и потали: античный битум, лак-шеллак.- Материалы для устранения дефектов золотого листа и потали.- Столярный клей: костный клей, мездровый клей.- Позолота, золочение лепнины и мебели в домашних условиях.- Золочение изделий, золочение лепнины - наши услугиНазад. Перейти в раздел Золочение.

woodperfect.ru

Золочение сусальным золотом и поталью -

Перейти к контенту

Главное меню:

×

  • О КОМПАНИИ
  • ПРОДУКЦИЯ
  • УСЛУГИ
    • ОТДЕЛКА СТЕН ДЕКОРАТИНОЙ ШТУКАТУРКОЙ
    • ТРАФАРЕТЫ - МОНТАЖ | РОСПИСЬ
    • ЛЕПНИНА - ДЕКОРИРОВАНИЕ | ПОКРАСКА
    • ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ
    • ФАСАДНАЯ ШТУКАТУРКА | НАНЕСЕНИЕ
    • СОСТАРИВАНИЕ МЕБЕЛИ, КРАКЕЛЮР
    • ЛИНКРУСТА - МОНТАЖ | РОСПИСЬ
    • ИЗГОТОВЛЕНИЕ БАРЕЛЬЕФОВ
    • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ
    • ШТУКАТУРКА ДЛЯ ПОЛОВ
    • МАСТЕР КЛАСС НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ
    • ЦЕНЫ НА УСЛУГИ
    • ПОДГОТОВКА СТЕН ПОД ОТДЕЛКУ
  • ИНТЕРЬЕР
    • ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ | ФОТО В ИНТЕРЬЕРЕ
    • ГОСТИНЫЕ
    • ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШТУКАТУРКА | ФОТО | ИНТЕРЬЕР
    • ТРАФАРЕТНАЯ РОСПИСЬ | ИНТЕРЬЕР
    • ЛЕПНИНА | ДЕКОР | ФОТО
    • ЗОЛОЧЕНИЕ
    • КУХНИ
    • ВАННЫЕ
    • СПАЛЬНИ
    • ИМИТАЦИЯ КОЖИ
    • ПРОЧИЕ РАБОТЫ
    • ФАСАДЫ
    • ЛИНКРУСТА
    • СОСТАРИВАНИЕ | КРАКЕЛЮР
    • САЛОН КРАСОТЫ
    • ОТЕЛЬ
  • ОБРАЗЦЫ
    • ОБРАЗЦЫ ДЕКОРАТИВНОЙ ШТУКАТУРКИ
    • НОВИНКИ 2017 ГОДА
    • ВЕНЕЦИАНКА
    • РОСПИСЬ ПО ТРАФАРЕТУ
    • ИМИТАЦИЯ КОЖИ
    • ИМИТАЦИЯ КАМНЯ
    • ЛОФТ | БЕТОН | КИРПИЧ
    • ШТУКАТУРКА | ПРОЧЕЕ
    • СОСТАРИВАНИЕ | КРАКЕЛЮР
    • ИМИТАЦИЯ ДЕРЕВА
    • ФАСАДНАЯ ШТУКАТУРКА
    • ЛЕПНИНА
    • ЛИНКРУСТА
    • НАЛИВНЫЕ ПОЛЫ
    • КАТАЛОГ ТРАФАРЕТОВ
      • БОРДЮРЫ
      • ГЕОМЕТРИЯ

dekorama.su

Сусальное золочение. Себестоимость покрытия 1 м2

Небольшое введение: данная статья состоит из нескольких частей. Целью её написания является анализ существующих технологий золочения, сусальное золочение как наиболее известная технология золочения и представление нашей новой разработки – технологии золочения металлов и диэлектриков методом пульверизации FunChrome Gold.

В этой статье мы сделали некоторые допущения:

  1. Все цены указаны в долларах США – только из-за того, что в этой валюте происходят торги и формируется цена золота;
  2. Цены с указанных в статье источников брались чуть ранее, когда начиналось написание этой статьи. За мелкие несоответствия просим не судить строго.

 

Часть 1. Анализ рынка золочения на примере технологии сусального золочения. 

Основное направление деятельности компании FunChrome– это зеркальные защитно-декоративные покрытия. Посмотрев наши фото и видеоматериалы, прочитав множество текстовой информации, вы увидели, что с помощью наших технологий можно имитировать на любом изделии золотое покрытие. И очень успешно имитировать. Даже специалист не всегда на расстоянии в метр от изделия может определить – золото это или нет. Но… это лишь имитация.

Предпосылки написания цикла серии статей

Мы очень часто сталкиваемся с тем, что состоятельные и очень состоятельные клиенты не хотят «имитацию под золото» или покрытие «под золото». Это всё равно, что предложить солидному бизнесмену купить часы «под швейцарские» или автомобиль «под Бентли». Такие люди хотят настоящее золотое покрытие. Они могут себе позволить такую роскошь. И к тому же настоящее золото это не только красиво, престижно, но и долговечно.

Почти вся имитация золота основана на том, что сначала на изделие наносят зеркальное покрытие из алюминия, серебра или других светлых металлов, а затем сверху покрывают желтым лаком. Иными словами, алюминий, серебро или олово обеспечивают металлический блеск, а желтый лак – цвет золота.

Иногда наносят латунь или бронзу. Затем ее полируют и покрывают лаком. Есть ещё покрытие нитридом титана, который по цвету тоже похож на золото.

Все металлы, используемые в имитации золота, окисляются или разрушаются под воздействием разных веществ, находящихся в воздухе. Поэтому они защищаются лаками. И любое повреждение этого лака непременно приводит к коррозии. Например, такой благородный металл, как серебро, подвержен воздействию сероводорода. Взаимодействуя с соединениями серы, которые всегда есть в воздухе, серебро покрывается сначала желтой, а затем серо-черной пленкой сульфида серебра. К слову говоря, настоящее золото тоже может разрушаться под воздействием царской водки, цианидов, ртути и некоторых других ядовитых соединений. Но согласитесь, что вероятность «встречи» золотого покрытия с вышеперечисленными веществами в «повседневной жизни золота» крайне мала. Хотя при написании этой статьи наши сотрудники шутили, что в некоторых городах эта вероятность не так уж и мала. Но всё-таки, давайте будем оптимистами. Пусть это будут только шутки.

Обзор существующих технологий золочения

Итак, поговорим о золочении. Причем, золочении любого материала – будь то металл или не металл (диэлектрик).

Мы не будем здесь копировать интернетовские статьи о золочении. Во-первых – вы и сами можете почитать о нем в интернете. А во-вторых – как оказалось, многое там просто не соответствует действительности.

Скажем лишь вкратце – есть несколько основных способов нанесения золота – огневое, гальваническое, вакуумное, сусальное золочение и химическое. Остальные существующие способы, например, вжиганием или роспись твореным золотом мы не рассматриваем.

Огневое золочение

Растворяем золото в ртути, наносим на металлическое изделие, нагреваем горелкой или на углях. Ртуть испаряется, золото остается. Пары ртути чрезвычайно ядовиты. Поэтому сейчас эта технология не применяется.

Гальваническое золочение

Окунаем металлическое изделие в ванну с цианидами или почти без цианидов, подсоединяем плюс-минус на электроды и получаем золотое покрытие. Правда, первый нюанс – сначала изделие нужно отполировать. А вы, наверное, уже читали в наших материалах про сложность полировки металла. А второй нюанс – для больших изделий и ванны большие с большим содержанием золота. Так как золото после каждой позолоченной детали истощается, то нужно периодически корректировать содержимое ванн, т.е. проводить химический анализ и добавлять недостающие вещества. Не на всякий металл золото хорошо наносится, поэтому часто перед золочением нужно наносить другие металлы, а значит, нужны дополнительные гальванические ванны. Естественно и вопрос утилизации отходов. В общем – гальваника дело хорошее, но уж очень сложное, токсичное, затратное и имеющее много других ограничений. К гальванике относится и «мазюкалка», как мы её называем. Но, кто не читал, почитайте известную статью о трибогальванике.

Наносить золото можно и вакуумными технологиями. Но ввиду сложности и дороговизны оборудования мы этот способ тоже не рассматриваем.

Осталось сусальное и химическое золочение. Вот здесь остановимся подробнее.

Сусальное золочение

Берем тончайшие листки золота и наклеиваем их на любую поверхность и любых размеров. С первого взгляда это нам подходит. Даже по началу возникла мысль – зачем изобретать нечто новое, если всё так просто, дешево и к тому же проверено веками. Купи сусального золота и лепи себе его налево и направо. А, судя по ценам на сусальное золочение, и заработок будет неплохой. Если ещё на Ютубе и видео по сусальному золочению посмотреть, то вообще кажется что всё очень легко и просто.

Давайте разберемся, так ли это просто и сколько это стоит?

Себестоимость покрытия 1 м2 сусальным золочением.

Сначала нужны цифры. Золото по плотности примерно 19,3 г/см3. Это тяжелее свинца почти в два раза. Не сложно посчитать, что один куб золота весит 19,3 тонны. А позолота в один микрон на одном квадратном метре поверхности весит 19,3 грамма. Кто не знает, 1 мкм = 0,001 мм. Т.е. одна тысячная миллиметра. А какая толщина сусального золота?

Сусальное золото выпускается в виде книжечек по 60 листов золота в каждой книжке и размером листа 91,5х91,5 мм (российский стандарт). Вес книжек следующий – 1,1 грамма; 1,25г; 1,4г; 1,6г; 1,8г; 2г; 2,24г; 2,5г; 4г. Это взято из ГОСТа 6902-75 (www.standartgost.ru/_6902-75). Проба этого золота 960. Т.е. оно почти чистое. А вернее  — в килограмме золота 960 пробы находится 960 грамм чистого золота, а остальное серебро и медь (ГОСТ 6835-2002). Есть ещё и сусальное золото 750 пробы. Т.е. золота еще меньше. Вне ГОСТа выпускается и цветное золото – белое, зеленое, желтое, лимонное и т.п. Все зависит от добавок различных металлов – меди, серебра, палладия и т.п. В интернете есть информация, что выпускаются книжки с лигатурным весом 5 или 6 грамм.

Так какая же толщина сусального золота?

Давайте подсчитаем.

При идеальном нанесении листков сусального золота «стык в стык» одной книжечки в 60 листов должно хватить на 0,52 квадратных метра. Грубо – на полквадрата. Значит, на квадрат понадобится тоже грубо две книжки. В расчетах брали плотность чистого золота, а не 960 пробы. Поэтому данные в таблице имеют незначительную погрешность.

Таблица 1 «Идеальное соответствие веса и толщины при покрытии сусальным золотом»

Идеальное соответствие веса и толщины при покрытии сусальным золотом

*  — Рекомендации по применению взяты с сайта http://susalnoe.ru/. По другим источникам, для наружных работ следует применять золото с лигатурным весом книжки от 2,5 граммов.

Обратите внимание, что самое «толстое» сусальное золото меньше половины микрона. К примеру, средняя толщина волоса человека около 50 микрон. То есть самое «толстое» сусальное золото в 120 раз тоньше волоса. А самое «тонкое» — в 440 раз!

Итак, мы выяснили, что сусального золота на один метр квадратной поверхности в идеале используется от 2-х до 8-ми грамм (не считая 5 и 6 граммовых книжек). Мы ещё читали, что существует и двухслойное нанесение золота. Например,  на скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» на фонтанах в Петергофе, наносили именно два слоя золота, так как вода, под которой он ежедневно «моется», очень быстро смывает золотое покрытие.

Рисунок 1 «Самсон, раздирающий пасть льва», Петергоф.

На момент написания этой статьи чистое золото можно купить в банке примерно за 50$/грамм. Предположим, что сусальное золото у нас чистое. Тогда банковская цена на 1 метр квадратный (а в идеале это 2 книжки) составит:

Таблица 2 «Стоимости золота в слитках и сусального золота»

Стоимости золота в слитках и сусального золота

*Цены взяты с сайта http://www.susalka.ru/ с учетом НДС.

Не подумайте – этой таблицей мы не считаем чужие прибыли. Вообще, последний столбец просто для интереса. Сусальное золото и должно быть дороже – ведь процесс изготовления таких тонких листков золота очень трудоемкий. Основной интерес для нас представляет столбец стоимости двух книжек сусального золота у продавцов. Мы должны понимать, что стоимость одного метра квадратного по наносимому золоту может быть от 218 до 580 долларов США. И это без учета работы и отходов золота. И не зря по тексту этой статьи мы часто упоминаем термин «в идеале». Но, как вы понимаете, идеала не бывает. Это относится и к расходу золота на один квадратный метр поверхности.

Дело в том, то сусальное золото накладывается не «встык», а «внахлест». Естественно, часть золота не приклеивается на поверхность, а в процессе обработки сметается кисточкой. Посмотрите в интернете любое видео по сусальному золочению. И вы увидите небольшие горки остатков сусального золота. Конечно, оно не выбрасывается, а используется для заплаток (фликов) или затем из него приготавливается «твореное золото». А при большом количестве отходов, возможно, они сдаются по цене золота соответствующим организациям. Но если мы хотим реально посчитать первоначальные вложения  для золочения одного метра квадратного поверхности, то и этот коэффициент отходов надо так же учитывать.

Позолотчики в интернете часто озвучивают такую информацию – в среднем одной книжки сусального золота хватает на 0,35 кв. метра поверхности средней сложности. А это значит, что для золочения нужно не две книжки, как мы считали, а примерно 2,86. Тогда таблица затрат на золочение выглядит совсем по другому:

Таблица 3 «Реальное соответствие веса и толщины при покрытии сусальным золотом»

Реальное соответствие веса и толщины при покрытии сусальным золотом

Вот теперь мы имеем более-менее ясную картину, сколько нужно потратить денег, что бы покрыть сусальным золотом один метр квадратный не слишком сложной поверхности. И сами понимаете, чем сложнее вензеля на поверхности, тем больше отхода золота вы получите. Как говорилось выше, эти отходы не выбрасываются. Но и обратно вернуть их по цене сусального золота вам не удастся. В лучшем случае вы его примените как «твореное золото» или просто сдадите как лом золота. Дотошные читатели и сами могут посчитать разницу таких потерь. Мы же продолжим.

Как видите, золочение – это не дешевое удовольствие даже просто из-за цены самого золота. И это мы привели стоимость так называемого «свободного» золота. А есть еще и «трансферное» — оно удобнее в работе, но и дороже, соответственно.

Итак, запомним некоторые цифры из таблиц (в таблицах выделены красным): для сравнения выберем среднюю толщину покрытия золота методом сусального золочения – 0,207 мкм. Вес золота для покрытия 1 м2 составляет 4 гр. Стоимость (с учетом «нахлестов» и отходов) золота для покрытия 1 м2 по технологии сусального золочения составляет 463$ — запомним эту цифру!

Повторим еще раз:

Сусальное золочение для нанесения покрытия на 1 м2 при средней толщине покрытия 0,207 мкм требует 4 гр. золота стоимостью 463$!

Конец первой части.

 

© FunChrome Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия.

funchrome.ru

Сусальное золото. Золочение сусальным золотом

То, что раньше было позволено только королям, в нынешнем мире прекрасно приживается в особняках успешных и состоявшихся людей. Речь идет об использовании золота и золотых украшений в декоративной отделке внутренних помещений, мебели, а также наружных частей архитектурных элементов зданий. Разумеется, для этого применяются не детали, изготовленные из чистого металла, а специальная технология – золочение сусальным золотом, берущая свое начало в очень далеких временах.

Драгоценный элемент декоративного украшения

Золото - очень дорогой материал для того, чтобы использовать его в больших проектах. Поэтому в давние времена люди стали использовать пластичность этого металла для его экономии в декоративных целях. Взять, например, носилки фараона. Они выглядят массивными и отлитыми из чистого золота. Но на самом деле его покрывает сусальное золото очень тонким слоем.

Благодаря развитию промышленности, совершенствованиютехнологий и инструментов и появлению множества новых материалов окружить себя роскошным декором может себе позволить любой желающий. Правда, эта возможность обусловлена использованием заменителей, таких как поталь или акриловая краска "сусальное золото".

Способы получения и сфера применения материала

Так что же это такое – сусальное золото? Термин этот пришел к нам из древних, скрытых в глубинах цивилизации времен, и означал «поверхность», «покрытие». Он трансформировался в понятие «сусальный» от слова «лицо», «лицевой». Если не окунаться в дебри лингвистики и прочих наук, то сусальное золото приобрело свое название именно из-за способа использования – покрытия поверхностей «с листа».

Декоративные конструкции, покрываемые этим видом материала, придают красоту, нарядность и роскошный вид и мебели, и помещениям. Но применение такого вида отделки сопряжено с большими трудностями, так как предполагает использование очень тонких листочков материала. Их толщина варьируется от 13 до 67 стотысячных долей миллиметра, и работа с ними требует определенной подготовки мастера и использования специальных технологий и инструментов.

Сусальное золото получают с использованием «отбойной» технологии, при которой разогретый и отвальцованный до определенной толщины кусок металла передается на «отбивку». Раньше этот процесс проходил в несколько этапов и требовал огромного количества человеческих сил и времени. Теперь он компьютеризирован и механизирован, но его дороговизна все равно достаточно высока – из двух с половиной килограммов драгоценного металла получается всего килограмм сусального. Листочки готового материала помещаются между листами книжечки определенного формата. Вес таких книжек может быть от одного и двух десятых грамма до шести граммов. Следует отметить, что для наружного применения используется данный материал весом от двух с половиной грамм. Сусальное золото, цена которого зависит от пробы, можно приобрести во многих специализированных магазинах начиная от 36-40 долларов за книжечку.

Технологии золочения

Технологию нанесения декора можно подразделить на два основных типа. Первый – когда сусальное золото переносится на поверхность, предварительно покрытую масляным или лаковым составом. Он называется матовым. При этом виде поверхность получается матовой и не особенно нарядной. Но такой способ нанесения более устойчив и применяется при выполнении как декоративных внутренних работ по различным материалам, так и внешних.

Другой тип – полиментный (клеевой), предусматривает наложение сусального золота на поверхность, обработанную водно-клеевыми смесями. Это способ, при котором достигается максимальный глянец позолоченной поверхности. Но применять его возможно только при выполнении декоративной отделки внутри помещений и в основном для декорации изделий из дерева или пластмасс.

Особенности золочения сусальным золотом

Это сложность работы с самим материалом. Ведь даже самый легкий сквозняк может привести к потере не одной сотни долларов, если невесомый и дорогой золотой листочек попадет под его воздействие. Также сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах на руках горе-мастера. Поэтому работают с ним специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Имитация золота

Несколько удешевить процесс декорирования под драгоценный металл призваны заменители. Это может быть как золото на серебре – двойник, так и золото на медной основе – тальма. Дороговизна самого металла способствовала и происхождению таких имитаторов позолоченной поверхности, как сплав поталь – серебро с алюминием, а также дисульфид олова, чаще всего использующийся при золочении древесины и гипса.

fb.ru

Особенности золочения сусальным золотом

Это сложность работы с самим материалом. Ведь даже самый легкий сквозняк может привести к потере не одной сотни долларов, если невесомый и дорогой золотой листочек попадет под его воздействие. Также сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах на руках горе-мастера. Поэтому работают с ним специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Имитация золота

Несколько удешевить процесс декорирования под драгоценный металл призваны заменители. Это может быть как золото на серебре – двойник, так и золото на медной основе – тальма. Дороговизна самого металла способствовала и происхождению таких имитаторов позолоченной поверхности, как сплав поталь – серебро с алюминием, а также дисульфид олова, чаще всего использующийся при золочении древесины и гипса.

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Институт дизайна и искусств

Кафедра дизайна интерьера

Реферат

на тему:

«Область применения сусального золота»

Выполнила:

Студентка группы 1 МГ11

Санкт-Петербург

2011

Содержание:

1. Введение

2. Применение сусального золота

3. История золочения

4. Характеристики сусального золота

5. Техника золочения

6. Имитация сусального золота

7. Заключение

1. Введение

Считавшееся раньше эталоном хорошего вкуса и показателем достатка, сусальное золото сейчас интересует людей разнообразных творческих профессий.

Благородное сияние сусального золота сегодня вновь приобретает чрезвычайную популярность, ведь сферы применения этого материала ограничены лишь дизайнерской фантазией. Все больше и больше мастеров открывают для себя сусальное золото и заставляют сиять благородными бликами свои творения!

2. Применение сусального золота

сусальное золото золочение

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…

Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии. Дело в том, что чистое золото биологически инертно и настолько мягкое, что не образует опасных режущих кромок, потому его довольно широко используют для украшения различных блюд. Как пищевой добавке, сусальному золоту даже присвоили код - Е175. Чаще всего золотом покрывают сладости, добавляют его в алкогольные напитки (в частности, водку с золотыми хлопьями), а в Японии существует даже такой экзотический продукт, как `позолоченный` кофе.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

2. История золочения

Корни традиции золочения уходят ещё во времена доколумбовой Америки. Уже тогда золото привлекало повышенный интерес, изучались его свойства и возможности применения. Происхождение названия сусальное золото остается загадкой, но самой реалистичной версией считается слово `сусало` - в древнерусском языке оно означало `лицо, морда`. То есть, сусальным золотом покрывали лицевую часть изделий.

Одним из первых свойств, обнаруженным у золота, была его пластичность. При соответствующей обработке кусок золотой руды мог превратиться в тончайшее полотно или нить.

Тогда-то впервые и появилась идея облачать в золотое полотно различные предметы, рождая искусство листового золочения, применяемое и поныне.

Впервые сусальное золото появилось в индии, затем оттуда оно попало на Ближний Восток, В Египет, где активно использовалось для украшения гробниц фараонов. Золото стало признаком власти, им украшались деревянные носилки фараонов, чтобы подчеркнуть их высокое положение.

В X-XI веках искусство золочения стало широко распространено и на территории Киевской Руси. Если верить сохранившимся из Государственного архива актам, то в 1722 году в Москве у Варварских ворот функционировала целая фабрика «волоченного и плющенного» золота

При помощи листового золочения сегодня украшен шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, в Петродворце покрыт фонтан «Самсон», и на этом перечень не ограничивается.

Со временем было выяснено, что золото прекрасно растворяется в ртути, тогда стали изготавливать амальгаму и «ртутное золото», которое представляет собой особый способ нанесения амальгамы на предварительно подготовленную поверхность, в результате которого ртуть испаряется, а на поверхности остается тончайшая золотая пленка. Такой способ характеризуется большой долговечностью покрытия, оно способно прослужить порядка 100-150 лет.

В древней Руси амальгамный способ нашел широкое применение. Медную поверхность предмета или просто медный лист нагревали, после чего на них наносили лак. На полученной лаковой поверхности выскабливали рисунок, после чего поверхность натирали амальгамой и нагревали. Затем лак удалялся, а на черном или коричневом фоне оставался золотой рисунок.

Подобным образом украшен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Главным недостатком такого способа золочения является его опасность для людей, поскольку только при работах по украшению того же Исаакиевского собора парами ртути отравились 60 человек. Поэтому сегодня этот способ уже не применяется, на смену ему пришли более безопасные виды золочения.

Для золочения также используется свойство золота разлагаться при соединении его с различными веществами и нагревании. В частности, в древние времена мастера-позолотчики наносили золото на стеклянные и фарфоровые изделия, после чего прокаливали их в печах. В результате такой операции на поверхности проступал красивый золотой узор.

3. Характеристики сусального золота

Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72x120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры). Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона. Вес книжки (лигатурный вес), в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора.

4. Техника золочения

Работа с сусальным золотом требует немалого мастерства, ведь листки настолько тонкие, что их нельзя брать пальцами - есть риск разрывов и повреждений. Листки извлекают из книжечки, предварительно ее разрезав, пинцетом или специальной кистью позолотчика, и помещают на подготовленную поверхность. Для закрепления золота используется пентафталевый лак, после чего приклеенные листки слегка простукивают тампоном, смоченным в воде. Через 2-3 дня излишки золота и лака удаляют. Чтобы покрыть сусальным золотом 50 квадратных сантиметров, потребуется не менее 60 листков из книжечки.

По способу нанесения сусальное золото бывает свободное и трансферное.

В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на основе.

Сегодня применяются два способа золочения сусальным золотом: масляное и клеевое. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

1. Масляное золочение

Этот вид предполагает золочение на лаковой основе, в результате которого поверхность становится матовой. Масляное золочение на сегодняшний день является самым устойчивым к воздействию атмосферных явлений, поэтому оно успешно применяется как для внутренних, так и для наружных работ.

Популярность этого вида золочения столь широка ещё и потому, что это один из наиболее простых способов золочения, который применяется практически на любой поверхности от стекла до металла.

Процесс масляного золочения состоит в следующем: поверхность детали тщательно шлифуется, затем на неё наносится специальная смесь -- левкас. После её высыхания поверхность обрабатывается масляным лаком - морданом. И только после этого наносятся листочки сусального золота. Из-за использования масляного лака деталь нельзя шлифовать, этим и объясняется её матовая поверхность.

2. Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

- поверхность подготавливается для последующего золочения.

- осуществляется общая техника золочения.

- на поверхность наносится соответствующий грунт.

- нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

studfiles.net